Гражданско-патриотическое воспитание учащихся во внеурочной деятельности
статья на тему
В воспитательной работе с учащимися современной школы, помимо пассивного обращения к героическому прошлому, культуре, истории нашего государства целесообразнее всего было бы использовать их стремление к активной деятельности. Патриотическое воспитание должно базироваться главным образом на систематической пропаганде патриотизма во всех видах учебной и внеучебной деятельности. В освещении каждой проблемы надо найти повод сказать о любви к своему Отечеству. В основе воспитания гражданина лежит, прежде всего, правильное понимание времени, в котором он живёт, сознание своего места в жизни, сопричастности ко всему, что происходит на земле.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся во внеурочной деятельности
О.С. Безденежных
Постепенное вхождение России в европейское образовательное пространство, сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация детерминируют необходимость изменения приоритетов в учебно-воспитательном процессе, выдвигая на первый план не только традиционную задачу повышения качества образования, но и требуя в первую очередь особых педагогических усилий от школы в решении адаптации ребенка в окружающем социуме. Это меняет цели, подходы, пониманием воспитательных и образовательных задач. Сегодня в педагогику вернулись идеи важности и значимости детства, сотрудничества, диалога, само актуализации и самоопределения личности. Гражданско-патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования гражданственности и патриотичности как интегративных качеств, представляющих совокупность социально значимых гражданских свойств личности, обусловленных особенностями, динамикой и уровнем развития общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни. В гражданско-патриотическом воспитании особое значение приобретает личностно ориентированный подход, когда в центре учебно-воспитательного процесса находятся интересы ребёнка, его потребности и возможности, права конкретного индивида, его суверенитет.
При рассмотрении содержания гражданско-патриотического воспитания в качестве приоритетных выделяют:
- гражданско-патриотическую сферу (основана на любви к Родине и народу, национальном самосознании, гражданском долге, готовности к достойному служению Отечеству);
- политико-правовую сферу (предполагает формирование понимания политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, знание правовых норм и принципов, способность реализовать свои права и обязанности, готовность к защите своих прав и прав других граждан);
- социально-экономическую сферу (предусматривает формирование у учащихся основ экономического мышления, развитие способности строить аргументированные суждения по вопросам экономической политики государства, адаптации их к рыночным экономическим условиям и понимание происходящих и предстоящих изменений в жизни общества, а также приобретение некоторых навыков принятия экономических решений в повседневной жизни)
Система гражданско-патриотического воспитания должна включать в себя:
- ознакомление детей с государственной символикой, героическими страницами истории страны, ценностями отечественной культуры в процессе бесед, экскурсионной деятельности, заочных путешествий по историческим местам и культурным памятникам России; проведение сюжетно-ролевых игр историко-патриотического содержания;
- историко-культурное краеведение, раскрывающее перед детьми историю, особенности культуры, природы, народных традиций малой Родины, приобщающее их к ценностям родного края;
- ознакомление школьников с народным творчеством;
- ознакомление детей с деятельностью общественных организаций.
При отборе содержания гражданско-патриотического воспитания необходимо учитывать личный опыт учащихся, полученный в ходе организации их жизнедеятельности и приобщения к реальной социальной действительности. Содержание гражданско-патриотического воспитания должно включать те знания, способы деятельности, ценностные ориентиры, образцы поведения, без которых невозможно соответствующее выполнение типичных социальных ролей в современном обществе. Для достижения цели гражданско-патриотического воспитания необходимо обогатить содержание данной работы национальной культурой. Она предусматривает духовное развитие учащихся в процессе освоения ими культурного наследия своего народа.
Целенаправленная работа по гражданско–патриотическому воспитанию в пространстве МБОУ «СОШ№4 п. Чернянка Белгородской области» ведётся не один год. Особое место занимает волонтерская деятельность учащихся под руководством Потрясаевой Л.В. История не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Добровольная помощь, оказываемая человеком или группой людей обществу в целом или отдельным людям, основана на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследует целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста. В молодёжное объединение волонтёров на добровольных началах объединяются творческие, инициативные и энергичные учащиеся 1-11 классов школы. Деятельность этих отрядов в школе осуществляется через различные формы взаимодействия с социумом, многие из которых стали традиционными:
- операции «Утро ветерана», «Георгиевская ленточка», «Скрасим ваше одиночество», «SOS! Мусор» и др.
- выездные концерты в микрорайон школы;
- поздравления открытыми письмами-открытками к основным государственным праздникам одиноких людей;
- организация субботников, Дней помощи;
- организация акции «Забота» (помощь одиноким престарелым людям);
- уходом за заброшенными могилами на кладбищах;
- поисковая деятельность по восстановлению имён похороненных;
- организация мероприятий в детском доме.
На протяжении нескольких лет волонтеры школы занимаются поисковой деятельностью по восстановлению имен похороненных в могилах неизвестных солдат, их облагораживанием, восстановлением памятных крестов на месте предполагаемых крупномасштабных захоронений. В 2006 году члены школьного патриотического клуба «Виктория» под руководством учителя Безденежных О.С. и директора школы Кривенко О.А. обратились с ходатайством об исследовании местности в с. Окуни рядом с железной дорогой, где, по рассказам очевидцев, в годы войны был разгромлен эшелон с курсантами Туркестанского пулемётного полка. На просьбу откликнулись члены клуба «Былина» под руководством Петренко Юрия Алексеевича. Позже совместными усилиями на этом месте был установлен крест с памятной табличкой. В 2009 году волонтёры обратились в поселковую и районную администрации с ходатайством о разрешении на раскопки могилы неизвестного солдата, находящейся в районе лесопосадки на улице Маринченко, и перезахоронении останков в Братской могиле с. Морквино. Получив положительный ответ, в назначенный день останки погибшего солдата были извлечены из могилы. Перезахоронение состоялось в селе Морквино накануне Дня памяти и скорби.
На одном из кладбищ поселка, в самом его центре находится могила неизвестного лётчика, погибшего летом 1942 года в небе над Чернянкой. В результате поисковой деятельности волонтерами было выяснено кто участвовал в захоронении во время войны. В будущем планируется на месте захоронения неизвестного лётчика на территории кладбища посёлка установить памятник с надписью «Стоявшим насмерть во имя жизни! - / 1941- 1945/». Объявлена Акция «Вернем забытые имена». В рамках которой, идет сбор всей информации о неизвестных захоронениях на территории поселка и района.
В школе свою работу осуществляет «Музейная группа», которая не только получает материалы для экспозиции, в частности, различного рода вспомогательные материалы по разделам музея, но и предлагает исторические задания, которые необходимо разрешить (найти материалы по определенным этапам истории государства, города, района или школы). Ребята из "Музейной группы" учатся ухаживать за экспонатами, вести их учет и сортировку. В ней же готовятся и школьные экскурсоводы, проводящие как важные общешкольные мероприятия, так и плановые экскурсии для учащихся различных классов.
В заключении хотелось бы рассказать об ученическом научном обществе «Эврика». Оно осуществляет практическую помощь учителям в проведении тематических уроков, при этом используются материалы, предоставляемые различными секциями. Производят анализ предлагаемого материала, соотнося его с проблематикой программных и внеклассных уроков. С их помощью проходят уроки-семинары, исторические вечера, конкурсы и игры, как в средней, так и в начальной школе.
На мой взгляд, в воспитательной работе с учащимися современной школы, помимо пассивного обращения к героическому прошлому, культуре, истории нашего государства целесообразнее всего было бы использовать их стремление к активной деятельности. Патриотическое воспитание должно базироваться главным образом на систематической пропаганде патриотизма во всех видах учебной и внеучебной деятельности. В освещении каждой проблемы надо найти повод сказать о любви к своему Отечеству. В основе воспитания гражданина лежит, прежде всего, правильное понимание времени, в котором он живёт, сознание своего места в жизни, сопричастности ко всему, что происходит на земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...
"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»
Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.
Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...