Система непрерывной подготовки обучающихся к конкурсам, проектам, итоговой аттестации по татарскому языку и литературе.
материал на тему
Предварительный просмотр:
Система непрерывной подготовки обучающихся к конкурсам, проектам, итоговой аттестации по татарскому языку и литературе.
Работу выполнила:
Рамазанова Тамара Каламдаровна
учитель татарского языка и литературы
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №8»
Елабужского муниципального района РТ
Елабуга, 2014 год
Сегодня общеобразовательная школа ориентирована не только на усвоение определенной суммы знаний учащимися, но и на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей.
Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются конкурсы и олимпиады разных уровней. Выявление, обучение и развитие одаренных детей - дело хлопотное и кропотливое. Только имея системный подход к данной проблеме можно добиваться хороших результатов.
Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их познавательных возможностей и интересов, является на сегодняшний день приоритетным направлением российской педагогики. Данная проблема стала актуальной в связи с изменением приоритетов в системе образования. В XXI веке произошла модернизация российского образования, в основу которого положена концепция личностно-ориентированного и практико-ориентированного образования, предполагающая обеспечение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся. Тем не менее, задачей педагога и в современных условиях остается диагностика личных качеств ребенка, выявление его познавательных интересов и образовательных возможностей. Так, по последним данным социологических исследований, примерно пятая часть детей в школьном возрасте, т. е. 20% может быть отнесена к способным (одаренным) детям. Но они, как правило, лишены необходимой поддержки для развития их талантов. И поэтому всего лишь 2-5 % от общего числа школьников действительно проявляют себя самостоятельно как одаренные дети.
Я, как учитель, работающий в школе не один десяток лет, убедилась в том, что определение одаренности - трудная задача, т. к. в настоящее время не существует четкого определения одаренности. В психолого-педагогической науке считается, что оценка конкретного ребенка как одаренного является в значительной степени условной. Поскольку носит временной субъективный характер.
В научных трудах В. Д. Шадрикова, А. М. Матюшкина, Н.И. Панютиной и других педагогов-исследователей разработана концепция детской одаренности, которая рассматривает одаренность как системное и развивающееся в течение всей жизни человека качество психики, позволяющее достигать отдельному индивиду достаточно высоких жизненных результатов в разнообразных видах деятельности по сравнению с другими людьми. Концепция творческой одаренности позволяет раскрывать одаренность как результат комплексного взаимодействия наследственных и социальных факторов, реализуемых в процессе целенаправленного педагогического воздействия на ребенка. Соответственно, детский возраст является наиболее сензитивным периодом для выявления и развития одаренности. Следовательно, перед каждым педагогом в современных образовательных условиях поставлена задача по активизации познавательной мотивации в процессе индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.
Я, как педагог, стремясь реализовать современные образовательные задачи, перед собой поставила следующую цель:
Разработать механизм выявления и развития индивидуальной одаренности учащихся в процессе личностно-ориентированного подхода в обучении школьников татарскому языку и литературе и организовать индивидуальную работу с одаренными учащимися, стимулируя их познавательные интересы и потребности.
Чтобы реализовать данную цель, поставила следующие задачи:
- изучить современные научные подходы к работе с одаренными детьми;
- разработать диагностические критерии оценки уровня одаренности ребенка;
- на основе диагностической и аналитической деятельности сформировать группу наиболее способных детей;
- разработать механизм работы с одаренными детьми с учетом специфики преподаваемого предмета и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- осуществление системной педагогической деятельности и совершенствование системы работы с данной группой через урочную и внеурочную деятельность;
- оказание необходимой консультативной педагогической помощи одаренным учащимся с целью обеспечения жизненного и профессионального самоопределения к определенному виду деятельности.
В целях реализации вышеизложенных задач, мною определены этапы деятельности:
1. Диагностика выявления одаренных детей;
2. Осуществление деятельности с конкретным учеником;
3. Отработка системы работы по развитию одаренности;
4. Выход на результат.
Для выявления одаренных детей нужна отработанная система совместной деятельности не только учителя-предметника, но и классного руководителя и школьного психолога. Иногда при работе с этими детьми возникают педагогические и психологические трудности, которые я преодолеваю благодаря взаимному доверию и взаимопониманию с учеником.
Урок как основная форма работы с учениками является для меня самым важным элементом в моей деятельности. А начинаю работу с самих же учащихся, исходя из возможностей и способностей. Учитывая желания учащихся, я разделяю их на 3 условные группы: сильные, средние и слабые. Перемещение из одной группы на другую возможно в любое учебное время.
Индивидуальные способности сильных учеников позволяют быстрее и лучше усваивать материал по сравнению с их сверстниками из базовой группы. Построение уроков на основе внутриклассной дифференциации позволяют решать следующие задачи:
-максимально использовать творческие возможности способных, неординарных ребят, подтягивание средних и слабых;
-путем углубления и путем опережения развивать умственные способности и потребности самостоятельного добывания знаний.
Расширение содержания учебного предмета происходит в следующих направлениях:
-более полное, всестороннее изучение ключевых вопросов учебной программы;
-выполнение учениками заданий, способствующих развитию интеллектуальных умений (сравнение, классификация, определение закономерностей и т. д.), формирование надпредметных умений и навыков (умение планировать свою деятельность, соотнести результат с целью и т. д.);
-включение в процесс обучения творческих заданий;
-расширение кругозора учеников в процессе работы с дополнительной литературой.
На разном этапе урока я стараюсь использовать потенциальные возможности ученика: упражнения трудные, большие по объему; разноуровневые задания; система проблемных вопросов и вопросов исследовательского характера; задания сложные, требующие творчества; разные темы сочинений; разные тесты и т.д.
Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, органически сочетаю с методами и формами работы со всеми учащимися в классе и в то же время отличаю определенным своеобразием.
Одаренные учащиеся обучаются в классах вместе с другими тоже хорошо подготовленными и способными школьниками. Это позволяет создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся. Такая систематическая работа дает свои результаты: последние 3 года качественная успеваемость по татарскому языку возросла с 60% до 70%, а по татарской литературе - с 60% до 80%. Результаты последней аттестации 4 классов(2013-2014 учебный год) : успеваемость 100%,качество 100%.
Подготовка учащихся к различным кронкурсам, научным работам по татарскому языку и литературе как одна из форм проявления одаренности. Такая форма работы требует от учителя татарского языка и литературы большой отдачи, длительной подготовки, поиска нового, современного.
При подготовке к конкурсам я выделяю следующее:
Желание самого ученика. Если оно есть, ученик может достичь многого.
Индивидуальная работа с учеником в урочное и во внеурочное время.
Самостоятельная работа самого ученика со справочной и научной литературой. Работа с родителями учащегося.
Ниже приведу разработанный мною пакет тренировочных заданий, которые использую при подготовке к конкурсам,научным работам по татарской литературе:
Задания информационного характера. Знакомство с творчеством татарских писателей, творчество которых не входит в учебную программу.
Творческие работы (анализ художественных произведений, практическая работа по стихосложению, работа по определению в контексте идейно-художественной роли изобразительно-выразительных средств языка, различные жанры сочинений и т. д.).
Литературное краеведение (знакомство с жизнью и деятельностью знаменитых людей родного края, о творчестве писателей, жизнь которых связана с нашим краем.).
Работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Она требует от него личностного роста, хороших знаний в области психологии одаренных и их обучения. Я стараюсь соответствовать этим требованиям. Диагностическая оценка степени развития у ребенка видов творческой и артистической одаренности дают мне возможность работать с учащимися и при подготовке к конкурсам чтецов, при подготовке к различным мероприятиям. Эта работа направлена на привитие интереса у учащихся к художественной литературе, к искусству слова, выраженному на сцене и позволяет осуществлять художественно-эстетического развития личности учащихся. В 2013-14учебном году с учениками 4- б класса подготовила два мероприятия на татарском языке
«Уңыш бәйрәме », « Туган телем-иркә гөлем » . Ежегодно участвуем в республиканском конкурсе «Я говорю по-татарски!» и занимаем призовые места. Каждый год мои ученики принимают активное участие во Всероссийском игровом конкурсе « Зирәк тиен ».
Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация научно-исследовательской работы учащихся, предоставляющая учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знания, что исключает его формализм.
Целью работы в этом направлении является развитие творческих способностей, привитие исследовательских умений, интересов к науке. Этим видом деятельности я начала заниматься в последние 3 года. В организации исследовательской деятельности школьников я вижу следующий системный подход:
Ученик. | Учитель. |
Индивидуально выбирает тему. | Направляю. |
Выполняет исследования. | Обучаю способам исследовательской деятельности, консультирую. |
Устраняет недостатки в исследова- тельском проекте. | Анализирую проект. |
Представляет работу. | Даю рекомендации. |
За прошедшие годы имеются и хорошие достижения моих учеников:
Губайдуллина Луиза, ученица 3-б класса в 2013 году заняла 1 место в Региональном конкурсе исследовательских и творческих работ для младших школьников «Наше наследие» с проектной работой « Сөембикә манарасы- ерак тарих истәлеге »; Галимова Ильгиза,ученица 4-б класса в 2014 году заняла 2 место в Республиканской научно-практической конференции школьников: «Их имена составили славу России » в номинации «Писатель родного края » .
Участие в этих конкурсах способствует:
-развитию творческих способностей учащихся;
-расширению кругозора и круга общения;
-развитию процесса эффективного вхождения школьника в историю, развитию интереса учащихся к истории Отечества, воспитанию у школьников патриотических чувств, уважения к старшему поколению;
-формированию умения использовать Интернет-ресурсы в образовательных целях.
Я и в дальнейшей своей педагогической деятельности продолжу работу с детьми “с признаками одаренности” и, думаю, мы с ними добьемся хороших результатов.
Использованная литература:
1. Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000.
2. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.
3.Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на РМО учителей русского языка и литературы "Использование ИКТ при подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку и литературе"
В докладе дан краткий обзор Интернет ресурсов, помогающий учителям качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации....

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "
Яруллина Гульшат Минасхатовна имеет высшее образование, закончила Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Выступление по теме:«Система непрерывной подготовки обучающихся к олимпиадам ,конкурсам, проектам»
Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной, это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности, поэтому хочется уделить внимание одному важному по своей...

Опыт деятельностной интеграции учителей ОО в оптимизации организационно-педагогических условий подготовки обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации в рамках реализации ФГОС ООО.
Для успешной подготовки обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации необходимо выполнение ряда условий, в том числе «организационно-педагогических»....

Презентация к статье "Опыт деятельностной интеграции учителей ОО в оптимизации организационно-педагогических условий подготовки обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации в рамках реализации ФГОС ООО"
Для успешной подготовки обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации необходимо выполнение ряда условий, в том числе «организационно-педагогических»....

Подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку и литературе в контексте новых образовательных стандартов
Обобщение опыта работы. В условиях модернизации системы образования своей главной задача сельских школ - предоставить каждому ученику возможность реализовать интеллектуальные и ...

"Система подготовки учащихся 9 классов к итоговой аттестации по английскому языку в формате ОГЭ"
Данная статья посвящена актуальному вопросу современного образования, а именно подготовке учащихся к экзамену по иностранному языку. В статье представлены практические рекомендации...