Выступление по теме:«Система непрерывной подготовки обучающихся к олимпиадам ,конкурсам, проектам»
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной, это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности, поэтому хочется уделить внимание одному важному по своей сути направлению национальной инициативы - системе поддержки талантливых детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
husnutdinova_ilmira_nailovna_uchitel_russkogo_yazyka_i_literatury_mbou.docx | 27.08 КБ |
elektiv_retsenziya.docx | 36.89 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОЛИМПИАДАМ, КОНКУРСАМ, ПРОЕКТАМ
Хуснутдинова Ильмира Наиловна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Джалильская гимназия» Сармановского муниципального района РТ
Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной, это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности, поэтому хочется уделить внимание одному важному по своей сути направлению национальной инициативы - системе поддержки талантливых детей.
Действительно, большинство детей в чем-то талантливо, и поэтому надо дать каждому ребенку возможность отыскать свою нишу, ту область познавательной деятельности, где его способности окажутся наиболее яркими. А предназначение учителей школ: заметить эти таланты, помочь им развиваться в полной мере, дать детям возможность радоваться собственным открытиям и достижениям. Вот еще одно интересное исследование на эту тему: зарубежными психологами была проведена работа по выявлению основополагающего фактора, который в своё время дал толчок развитию таланта всемирно признанных гениев – оказалось, что почти все они в детстве имели опыт собственного творчества, причем далеко не всегда юные увлечения совпадали с их будущей деятельностью, профессией. Поэтому суть всех школьных реформ должна быть направлена на то, чтобы максимальное количество детей имело возможность получить разностороннее, полноценное образование, которое обеспечит им в будущем достойный уровень жизни. Сохранение и развитие интеллекта одаренных детей, которые вырастут, возможно, в состоявшихся талантливых специалистов является стратегической задачей нашей системы образования.
Одарённость – стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень креативности и настойчивости. Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Кто-то сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций ОУ, жизненных амбиций родителей». На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога:
- желание работать нестандартно,
- поисковая активность, любознательность;
- знание психологии подростка и психологии одарённых детей;
- готовность педагога к работе с одарёнными детьми.
Не творческий учитель не сможет воспитать творческого ученика. Меняется жизнь – меняется школа, чем быстрее меняется школа, тем быстрее и основательнее изменения в жизни. Вызов времени требует инноваций. В Федеральном компоненте государственного Стандарта отмечается: "участие школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы”; творческое решение учебных и практических задач; создание собственных произведений, проектов, в том числе с использованием мультимедийных технологий. Другими словами, от школы ждут не "нашпигованных” знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть социально мобильными.
Развитие системы работы с одаренными учащимися - одна из главных задач современной педагогической науки и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. В связи с этим возникает необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование учебной и научной активности учащихся, становление и укрепление в соответствующей социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание среды творческого общения и подведение под нее научной и экономической базы.
Таланты создают особое творческое напряжение в окружающей среде и в обществе в целом, стимулируя творческую активность своего ближайшего окружения. Поиск талантов, создание условий для их развития и последующего применения, а также готовность общества принимать таланты и признавать инновационных лидеров – это не просто дело престижа страны, но неотъемлемая часть современного образования. Профессиональное развитие талантливых, одаренных детей требует особых подходов.
Для более качественной работы в данном направлении подключен психолог школы, который в процессе индивидуальной работы с каждым ребенком выясняет особенности его развития, его наклонности и способности.
Результаты исследования психолог доводит до учителей предметников, классных руководителей. Такая работа во взаимодействии позволяет более тонко изучить личность каждого ученика, искать подход в обучении и воспитании.
Отсюда вытекают необходимые условия работы с одаренными детьми:
сохранение индивидуальности;
- поддержка собственной познавательной потребности;
- знание психологических особенностей «одаренных».
- анализ особых успехов и достижений ученика;
- создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
- диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб.
Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности
1. Создание для ученика ситуации успеха и уверенности через индивидуальное обучение и воспитание.
2. Включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы.
3. Формирование и развитие сети дополнительного образования.
4. Организация научно-исследовательской деятельности.
5. Организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
В работе с одаренными и талантливыми детьми можно выделить несколько этапов:
- прежде всего, необходимо отыскать одарённых детей.
- талантливый человек талантлив во многом, поэтому ребенок должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно.
- разработка личностно - ориентированного подхода к обучению одаренных детей: талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету.
- на следующем этапе надо развить в одаренном ребенке психологию лидера, осторожно чтобы это не привело к появлению «звездной болезни». Он не должен стесняться показывать свои способности, не бояться выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.
Применительно к обучению интеллектуально одаренных детей, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).
Наиболее эффективно в работу должны быть включены такие формы как специально организованная интерактивная, проектная и творческая деятельность; тренинги развития творчества; мастер-классы развития творческой одаренности; обучающие семинары по кейс-методу; сетевое взаимодействие; научно-исследовательская работа; конкурсы, фестивали, научно-практические конференции; самоуправление.
Выявление одаренных и талантливых детей возможно при использовании таких форм деятельности как анализ особых успехов и достижений ребенка; создание банка данных по талантливым и одаренным детям; диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб.
В нашей гимназии, как и в любой другой, обучаются дети с различными видами одаренности: интеллектуальной, творческой, академической, художественно-эстетической, социальной, спортивной. У этих детей, как правило, отличная память, высокий уровень мышления и интеллекта, хорошо развитая речь, большой словарный запас. У некоторых ребят наблюдается неприязнь к традиционным методам обучения, стремление к лидерству, повышенные требования к себе и окружающим, стремление к совершенству во всем, нетерпимость. В силу того, что одаренные дети, как правило, отличаются в развитии от своих сверстников, у них зачастую возникает ряд серьезных проблем: неприязнь к школе, игровые интересы, погружение в философские проблемы, несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием, сверхчувствительность, потребность во внимании взрослых, нетерпимость. Наша задача – помочь детям преодолеть эти негативные комплексы, научить их быть более раскованными, открытыми, позитивными.
Программа развития нашей гимназии предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути, и реализуется в действии.
Учитывая особенности личностных качеств одаренных детей, мы используем наиболее, на наш взгляд, эффективные и результативные методы, формы работы:
- групповые занятия с одаренными учащимися;
- предметные кружки;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам.
Согласно учебному плану гимназии в старших классах ведутся спецкурсы и факультативные занятия по русскому языку, математике и физике. Работают спортивные секции (баскетбол, лыжные гонки, волейбол, борьба). Ежегодно проводятся школьные предметные олимпиады (2-11-е кл.), смотр знаний (4-й кл.), школьные предметные недели. Ежегодно школьники принимают участие в муниципальном и региональном этапах предметных олимпиад, во Всероссийских конкурсах «Русский медвежонок», математическом «Кенгуру», «КИТ» (информатика), «ОЛИМПУС». Участвуем во всевозможных конкурсах, научно – практических конференциях. Администрация гимназии в конце учебного года поощряет победителей и призёров олимпиад, конкурсов. Также есть стенд "Лучшие ученики гимназии".
В гимназии ведётся работа по повышению уровня квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми.
На протяжении многих лет в нашей гимназии существует научное общество учащихся «Шаг в будущее», которое занимается организацией интеллектуальных, творческих конкурсов, общешкольных мероприятий.
Научное общество гимназии – это добровольное объединение подростков, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области наук, искусства, техники, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно – исследовательской работы.
Талантливые дети, обучающиеся в гимназии, активно участвуют в гимназических предметных неделях, которые ежегодно проводятся кафедрами и МО гимназии с целью повышения профессиональной компетентности учителей и развития познавательной и творческой активности обучающихся. В течение данных предметных недель происходит вовлечение обучающихся в самостоятельную интеллектуальную и творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам, расширение круга одаренных детей.
Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессионально, но и тот, кто ещё учится в школе. Мне интересно заниматься с детьми, которые постоянно находятся в поиске неизвестного. Особенно добились успеха при составлении различных исследовательских и проектных работ.
Во время работы я даю возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех. При этом осуществляется широкое взаимодействие с учащимися.
Школьникам нравится выступать в роли юных ученых-исследователей. Все научно-исследовательские проекты, подготовленные учащимися, получили высокую оценку и отмечены дипломами и грамотами школьного, районного, регионального уровня. Организуя познавательную деятельность учащихся, я развиваю интеллектуальные умения (умения ставить проблему, работать с информацией, планировать ход работы, выдвигать и проверять гипотезы, проводить рассуждения).
Проектной и исследовательской работой занимаюсь около 5 лет, за это время наработана определённая методика по организации и проведению научно-исследовательской работы учащихся, которая приводится ниже и рекомендуется для широкого использования.
Алгоритм проектирования:
-выбор темы проекта;
-актуальность проекта, постановка цели, задач;
-анализ исходной системы, выявление проблем, противоречия;
-формирование гипотезы;
-планирование и разработка исследовательских действий;
-сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез;
-подготовка и написание работы;
-оценка проекта экспертами (практическая проверка);
-последействие – устранение недостатков в проекте, оформление.
-выступление, защита проекта.
За это время мы приняли участие во многих научно – практических конференциях. Например, стали призёрами и победителями в научно-практической конференции школьников имени Л.Н.Толстого, участвовали в Кирилло-Мефодиевских юношеских научных чтениях, во 2 Поволжской юношеской научно – практической конференции «Я – исследователь» (диплом 3 степени), участвуем в различных конкурсах сочинений (всероссийский конкурс, диплом 1 степени), конкурсах чтецов (республиканский уровень, диплом 3 степени), муниципальных и республиканских олимпиадах по русскому языку и литературе (победители и призёры ежегодно).
Конечно, у каждого учителя – предметника в плане методической работы спланирована своя работа со способными детьми. Если наша совместная работа с детьми приносит удовлетворение от деятельности, то я думаю, что мы потрудились не зря.
Мне нравится моя работа, нравятся люди, которых я обучаю. Только так можно добиться реальных успехов в своей работе.
Список использованной литературы
1.Одаренный ребенок в развитии, общении, учении. Р.Гильмеева, И.Сибгатуллина; учебно-методическое пособие, 1998.
2.Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосибирский государственный университет. — 2008. Т. 9, вып. 1.
3. «Психология одаренности детей и подростков» под редакцией Н.С. Лейтеса, М., 1996.
4.Хуторской А.В. «Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения» - М; 2000 г.
5.Чудновскии В.Э., Юркевич В. С. Одаренность: дар или испытание. -- М., 1990
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Джалильская гимназия»
Сармановского муниципального района
Республики Татарстан
Методическая разработка авторской программы элективного курса
по теме «Теория и практика сочинения - рассуждения»
для учащихся 10-11 классов по русскому языку
учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории
Хуснутдиновой Ильмиры Наиловны
Элективный курс «Теория и практика сочинения-рассуждения»
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых входе овладения языком, - произносительных, грамматических, лексических.
Коммуникативные умения как выбор речевого жанра и соответствующих языковых средств, создание текстов с учетом компонентов речевой ситуации, норм построения высказываний, функционально – смысловых типов осмысливаются и становятся достоянием коммуникативной культуры личности. В этих условиях в современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Образовательная программа относит обучение теории и практике сочинений к тому необходимому содержанию, которое обеспечивает формирование коммуникативной компетенции школьников.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. В современной школе большинство учащихся не любят писать сочинения. Но вместе с тем, как бы это не звучало, но сочинение – это вид деятельности учащихся, который является одним из наиболее востребованных в современную эпоху коммуникаций. Именно осознание того, что любая служебная бумага: отчет, справка, деловая записка – это тоже сочинение, и успех делового человека во многом зависит от умения создавать связный текст, вызывает у учащихся желание научиться создавать тексты, грамотный и убедительные.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовался.
Актуальность данного элективного курса заключается прежде всего в том, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания.
Цель элективного курса: - овладение учащимися свободной письменной речью
Основные задачи курса:
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
- развитие коммуникативной компетенции обучающихся;
- формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения;
- овладение нормами русского литературного языка
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения.
- изучить художественно-изобразительные средства, стилистические фигуры речи.
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
- определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;
- виды текста;
- определение понятий «вступление» и «заключение»;
- что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
- определять позицию автора;
- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно
- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);
- самостоятельная работа;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Учебно – тематический план
№ п/п | Тематика курса | кол-во часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Языковые нормы | 1 |
3 | Текст | 3 |
4 | Функционально-смысловые типы речи | 2 |
5 | Функциональные стили речи | 2 |
6 | Изобразительно-выразительные средства языка | 3 |
7 | Коммуникативная компетенция. | 22 |
Всего в 11 классе | 35 |
Содержание курса
Введение (2 ч.)
Цели и задачи курса.
Языковые нормы (1 ч.)
Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.
Текст (3 ч.)
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи (2 ч.)
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Работа с текстами.
Функциональные стили речи (2 ч.)
Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Работа с текстами.
Изобразительно-выразительные средства языка (3 ч.) Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Работа с текстами.
Коммуникативная компетенция (21 ч.)
Виды информации в тексте. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Работа с текстами.
Жанровое многообразие сочинений.
Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы. авторской позиции по проблеме. Работа с текстами.
Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Типичные ошибки при комментарии проблемы. Работа с текстами.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Средства выражения позиции автора. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании авторской позиции. Работа с текстами.
Выражение собственного мнения. Виды аргументов. Структура аргумента. Источники аргументации. Типичные ошибки аргументации. Работа с текстами.
Композиция сочинения. Композиционное единство при создании собственного текста. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения. Работа с текстами.
Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка. Соблюдение орфографических, пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного языка. Работа с текстами.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема | К-во час. | Дата | |||
По плану | Факт | |||||
Введение (2 часа) | ||||||
1 | Цели и задачи курса. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. | 1 | 04.09 | |||
2 | Тема сочинения: выбор, осмысление; текст: тема, проблема | 1 | 11.09 | |||
Языковые нормы (1 час) | ||||||
3 | Литературный язык. Нормы речи. | 1 | 18.09 | |||
Текст ( 3 часа) | ||||||
4 | Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. | 1 | 25.09 | |||
5 | Средства связи предложений в тексте. | 1 | 02.10 | |||
6 | Основная и дополнительная информация микротекста. | 1 | 09.10 | |||
Функционально-смысловые типы речи (2 часа) | ||||||
7 | Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. | 1 | 16.10 | |||
8 | Предупреждение ошибок при определении типов речи. Работа с текстами. | 1 | 23.10 | |||
Функциональные стили речи ( 2 часа) | ||||||
9 | Функциональные стили, их характеристика. | 1 | 30.10 | |||
10 | Стили речи. Работа с текстами. | 1 | 13.11 | |||
Изобразительно-выразительные средства языка ( 3 часа) | ||||||
11 | Речь. Языковые средства выразительности. | 1 | 20.11 | |||
12 | Тропы, их характеристика. | 1 | 27.11 | |||
13 | Стилистические фигуры. Работа с текстами. | 1 | 04.12 | |||
Коммуникативная компетенция ( 22 часа) | ||||||
14 | Виды информации в тексте. | 1 | 11.12 | |||
15 | Употребление языковых средств. Работа с текстами. | 1 | 18.12 | |||
16 | Жанровое многообразие сочинений. | 1 | 25.12 | |||
17 | Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем. | 1 | 15.01 | |||
18 | Типичные ошибки при формулировании проблемы, авторской позиции по проблеме. Работа с текстами. | 1 | 22.01 | |||
19 | Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. | 1 | 29.01 | |||
20 | Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь. | 1 | 05.02 | |||
21 | Типовые конструкции для комментирования проблемы. Типичные ошибки при комментарии проблемы. | 1 | 12.02 | |||
22 | Позиция автора. Лексические средства выражения авторской позиции | 1 | 19.02 | |||
23 | Синтаксические средства выражения позиции автора. | 1 | 26.02 | |||
24 | Типовые ошибки при формулировании авторской позиции. Работа с текстами. | 1 | 04.03 | |||
25 | Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме | 1 | 11.03 | |||
26 | Что такое аргумент? Типы аргументирования. Способы ввода аргументов | 1 | 18.03 | |||
27 | Типичные ошибки аргументации. Работа с текстами. | 1 | 01.04 | |||
28 | Композиция сочинения. | 1 | 08.04 | |||
29 | Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. | 1 | 15.04 | |||
30 | Виды и формы вступления. | 1 | 22.04 | |||
31 | Виды заключения. Работа с текстами. | 1 | 29.04 | |||
32 | Рецензирование, редактирование собственной творческой работы | 1 | 06.05 | |||
33 | Практикум написания сочинения-рассуждения | 1 | 13.05 | |||
34 | Практикум написания сочинения-рассуждения | 1 | 20.05 | |||
35 | Практикум написания сочинения-рассуждения | 1 | 27.05 | |||
ИТОГО: | 35 |
Список литературы
- Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. - М.:Астрель, 2002.
- Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 1997.
- Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2002.
- Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991.
- Г.Т. Егораева. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение части 3 (С). М.: Экзамен,2008.
- Г.Т. Егораева. ЕГЭ. Русский язык. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Часть 3 (С) М: Экзамен,2011.
Программа элективного курса
«Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста»
10-11 класс
Пояснительная записка
Актуальность
Данный элективный курс рассчитан на учащихся 10 - 11 классов и может быть реализован в объёме 34 часов. В условиях изменения подхода к изучению русского языка меняется система его изучения и требований на итоговой аттестации – проверка продуктивной деятельности учащихся (создание текста в жанре рассуждения). Следовательно, необходимо развивать умения работы с текстом данного типа речи. В системе работы с учащимися 10-11 классов работа с текстом–рассуждением позволяет формировать образное мышление, развивать речь, обогащая её разнообразными изобразительно–выразительными средствами и приёмами аргументации в виде умозаключений и выводов.
Особенностью данного курса является его углублённо-познавательный и интегративный характер, что позволяет использовать возможности других учебных дисциплин (литературы, истории, изобразительного искусства, экологии, обществознания и права и др.)
В программе курса предоставлено большое количество разнообразных по проблематике текстов, которые можно использовать выборочно в зависимости от уровня подготовленности класса, интересов учащихся. Отбор текстов осуществлен с позиций нравственного, этического и эстетического воспитания. Одним из этапов работы над сочинением–рассуждением является проверка и редактирование текста самими учащимися. Этот этап организован на основе раздаточного материала «Типология ошибок», различных видов лингвистических словарей и критериев оценивания части С. Такой подход обеспечивает формирование общеучебных (информационных, организационных) умений.
В основу курса положен модульный подход, что даёт возможность самим учащимся осуществлять собственное продвижение в освоении содержания курса.
Представленный курс поможет обучающимся эффективно подготовиться к сочинению–рассуждению на ЕГЭ в 11 классе.
Цели и задачи курса:
- обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку за курс 5 -9 класса по разделу «текстоведение»;
- совершенствовать умения учащихся на основе работы с текстом;
- познавательную деятельность в работе над незнакомым материалом или трудным заданием;
- выработать навыки объективно обосновывать свои суждения, опираясь на жизненный опыт или литературный материал;
- совершенствовать коммуникативную компетенцию учащихся на основе диалога с автором текста, соблюдая этические нормы;
Обобщённый характер целей и задач курса основывается на триедином подходе (обучение, развитие, воспитание)
Обучающие цели:
- получение целостного представления о языке как национально-культурном феномене, исторически развивающейся системе;
- Освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи;
Развивающие цели:
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
- Развитие умений конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми для решения проблем;
- Развивать умения, связанные с самооцениванием и самоконтролем деятельности с опорой на справочную литературу и критерии оценивания творческой работы (часть С)
Создание условий для обучения: - анализу и оценке жизненных явления и фактов с различных точек зрения, с опорой на жизненный и читательский опыт;
- навыкам создания связного высказывания, с выражением в нём собственного мнения по поводу прочитанного текста;
- формулировке и комментированию проблем, поставленных автором текста;
- формулировать позицию автора, объясняя, почему согласны или не согласны с автором прочитанного текста;
- аргументировать своё мнение;
- Совершенствование коммуникативных умений;
- Овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание;
Воспитательные цели:
- Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения;
- Воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;
Ожидаемый результат освоения курса:
Развитие умений:
- работать с информацией различного рода;
- формулировать проблемы и находить пути их решения;
- организовывать свою деятельность и адекватно оценивать её результаты;
- применять текстовые навыки и навыки работы с компьютером, пользоваться Интернет-ресурсами в учебной деятельности и повседневной жизни.
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, тексте. Следовательно, содержание программы направлено на формирование практических навыков анализа текста, составление собственного текста (проведение различных видов анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию; лингвистический анализ деловых, публицистических, разговорных и художественных тестов; оценка устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; использование в собственной речи разнообразных грамматических и лексических средств языка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система непрерывной подготовки обучающихся к конкурсам, проектам, итоговой аттестации по татарскому языку и литературе.
Работа с одаренными детьми...
Личностно-ориентированные технологии при подготовке обучающихся к олимпиаде. Проблемы подготовки и пути выхода
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, когда после прохождения которого вся работа быстро затухает. Результаты ежегодных олимпиад, про...
Результаты участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях по математике и информатике
Материалы из портфолио к аттестации пед.работника....
Результаты участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях по физической культуре
Таблица, отражающая результаты участия обучающихся в мероприятиях разных уровней, заверенная директором. Раздел из портфолио к аттестации педработника....
Статья "Система непревывной подготовки обучающихся к олимпиадам, конкурсам, проектам"
Статья "Система непревывной подготовки обучающихся к олимпиадам, конкурсам, проектам"...
Система непрерывной подготовки учащихся к олимпиадам, конкурсам
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого, вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть сис...
Программа курсов внеурочной деятельности «Подготовка обучающихся к олимпиадам и конкурсам по биологии и экологии»
Центральным направлением в моей педагогической деятельности является создание условий для одаренных детей, организация индивидуального подхода с целью повышения результативности и мотивации школьников...