Опыт деятельностной интеграции учителей ОО в оптимизации организационно-педагогических условий подготовки обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации в рамках реализации ФГОС ООО.
статья (9 класс) на тему
Для успешной подготовки обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации необходимо выполнение ряда условий, в том числе «организационно-педагогических».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sycheva_opyt_deyat.integratsii.docx | 26.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Сычева Т.В., заместитель директора по УВР
МАОУ СОШ №1, г. Салехард, ЯНАО
Тема: Опыт деятельностной интеграции учителей ОО в оптимизации организационно-педагогических условий подготовки обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации в рамках реализации ФГОС ООО.
1 слайд. В организации образовательного процесса вопросы, связанные с проведением промежуточной и итоговой аттестацией всегда были и останутся актуальными. Промежуточная аттестация – это внутренняя процедура, направленная на установление уровня достижения результатов освоения программ, курсов, дисциплин (модулей) по окончании определённого периода, предусмотренного образовательной программой.
2 слайд. Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
3 слайд. Для успешной подготовки обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации необходимо выполнение ряда условий, в том числе «организационно-педагогических».
Термин «организационно-педагогические условия» состоит из двух смысловых единиц: «организационные условия» и «педагогические условия». Мы понимаем под организационно-педагогическими условиями совокупность внешних обстоятельств реализации функций управления и внутренних особенностей контрольно-аналитической деятельности, обеспечивающих сохранение целостности, полноты и смысла этой деятельности, ее упорядоченности, целенаправленности и предметной продуктивности».
4 слайд. Несомненно, что создание в школе оптимальных организационно-педагогических условий подготовки обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации невозможно без осуществления интегративных процессов.
Если рассматривать интеграцию как процесс объединения усилий различных педагогов в единое целое для достижения поставленной цели, то организационно-педагогические условия будут направлены на создание целостного образовательного пространства как условия развития личности.
Не секрет, что интеграционные процессы в школе осуществляются сразу в нескольких направлениях внутрипредметном; межпредметном; межцикловом; между системами образования (основным и дополнительным). Интеграция может происходить между уровнями образования, на параллели классов или на уровне всей школы.
5 слайд. Мы уверены, что осуществление интеграции в школе это, прежде всего, согласование между учителями принципов, подходов, приемов педагогической деятельности. Согласованная деятельность коллектива, несомненно, приведет к новому качеству образовательного процесса, к созданию такой системы, в которой ученик оказывается в эпицентре однонаправленных и не противоречивых педагогических воздействий. Существуют разные виды интеграции, в том числе содержательная и деятельностная. Содержательная интеграция складывается на уровне общего теоретического представления, учебного предмета, учебного материала, на уровне педагогической действительности и на уровне структуры личности. К ней следует отнести взаимопроникновения содержания учебных предметов, введение новых модулей, дисциплин, курсов, имеющих междисциплинарный характер.
Использование сходных согласованных современных педагогических технологий педагогами разных учебных дисциплин, а также отдельных методик и методов, форм и приемов организации образовательного процесса относят к деятельностной интеграции.
6 слайд. Педагогический коллектив МАОУ «СОШ №1» работает над проблемами создания единой образовательно-воспитательной среды, основанной на принципах интеграции на протяжении уже нескольких лет. Интегративный характер носит деятельность по реализации программы развития, которая направлена на создание условий для саморазвития личности обучающихся, их раннее профессиональное самоопределение. Реализация программы происходила через работу над проектами, обеспечивающими как содержательную, так и деятельностную интеграцию.
В работе педагогического коллектива мы можем выделить несколько направлений, связанных с подготовкой обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации, которые не могли быть реализованы вне интегративных процессов.
Одно из направлений – это принятие в качестве основной процедуры итоговой оценки достижения метапредметных результатов защиту итогового индивидуального проекта.
Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (в том числе учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).
Возможные темы проектов фиксируются в соответствующем разделе рабочей программы учебного предмета, модуля, курса внеурочной деятельности и могут быть связаны с содержанием блоков «выпускник научится» и «выпускник получит возможность научиться» в зависимости от уровня мотивации обучающегося. Результаты защиты итогового индивидуального проекта в соответствии с протоколом заносятся классным руководителем в классный журнал на страницу «итоги учебного года» в графу «проектная деятельность» и личное дело обучающегося в графу «экзамены» в форме отметки.
Второе направление – это интеграция урочной и внеурочной деятельности в режиме освоения программ краткосрочных метапредметных и допрофильных модульных курсов. Разработанные в рамках реализации проектов методические продукты (программы, технологические карты), а также отработка форм реализации курсов и модулей позволили создать условия для формирования образовательных площадок, где обучающиеся могут работать в режиме подготовки индивидуального итогового проекта.
7 слайд. Ещё одно важное направление – это формирование критериальной и уровневой системы оценивания. Система оценки предметных результатов строится с учётом уровневого подхода и предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.
Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону не достижения. Для описания достижений обучающихся в оценочной системе школы используются пять уровней.
Количественная характеристика оценочных суждений при определении уровня достижения предметных результатов образования выглядит следующим образом:
- низкий уровень — менее 40 % (оценка «плохо», отметка «1»);
- пониженный — 40-49 % (оценка «неудовлетворительно», отметка «2»);
- базовый - 50-74 % (оценка «удовлетворительно», отметка «3»);
- повышенный - 75-90 % (оценка «хорошо», отметка «4»);
- высокий уровень - 91-100% (оценка «отлично», отметка «5»).
Результаты текущего контроля фиксируются в электронных классных журналах. В конце четверти и учебного года на основе средневзвешанного усреднения отметок система выводит отметки по итогам анализа текущих достижений.
8 слайд. До перехода на средневзвешанное усреднение отметок и использования механизмов критериального оценивания отметка обучающегося за четверть выставлялась на основе результатов текущего контроля с учётом результатов письменных контрольных работ при наличии 3-х и более текущих отметок за соответствующий период. Сейчас в МАОУ «СОШ №1» оценка образовательных достижений обучающихся и её количественное выражение в виде отметки производится с учётом весовых коэффициентов, которые имеют разные значения для учебных заданий разного вида и типа.
9 слайд. Реализация педагогического проекта по переходу на уровневую и критериальную систему оценивания качества образовательных достижений обучающихся на основе средневзвешенного усреднения отметок в АИОС «Сетевой город. Образование» осуществляется с 2014 года. Сегодня мы можем констатировать следующие положительные эффекты:
- благодаря наличию чётко обозначенных уровней достижения предметных результатов снижен до минимума субъективизм в оценивании образовательных достижений при выполнении обучающимися учебных заданий;
- благодаря наличию весовых коэффициентов, которые присвоены заданиям разных видов и типов, отметка за четверть генерируется автоматически; деятельность учителя сводится к внесению в систему необходимых параметров (весовой коэффициент задания, отметка за его выполнение по пятибалльной шкале, Приложение 2);
10 слайд.
- открытость системы оценивания позволяет участникам образовательных отношений (ученикам, учителям, родителям) управлять качеством достижения образовательных результатов в пределах своей компетенции;
- применение системы в целом создаёт условия для развития рефлексивных компетенций обучающихся, для их личностного роста при достижении желаемого уровня образовательных достижений;
- применение уровневой и критериальной системы оценивания качества образовательных достижений позволяет преодолеть стереопиты в принятии отметки «1» не как отметки «кол», а как отметки, фиксирующей уровень достижения образовательных результатов, как сигнала для организации коррекционной работы со стороны участников образовательных отношений.
11 слайд. Результаты диагностики, проведённой в мае 2017 года, позволили выявить следующие факты: 95% педагогов школы считают, что возможности, которые предоставляет АИОС «Сетевой город. Образование» для фиксации результатов текущего контроля позволяют осуществлять своевременную коррекцию достижений обучающихся в течение учебной четверти, снижают временные затраты на выставление отметок за учебный период (четверть, полугодие). 85% обучающихся и их родителей отмечают, что на выставление отметок не влияют взаимоотношения ученика и учителя, отметки отражают реальные учебные достижения.
12 слайд. Несомненно, что упомянутые выше направления содержательной и деятельностной интеграции прямо или опосредовано связаны с созданием условий для подготовки обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации, результативность которой всегда была и остаётся главным показателем эффективности работы школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПОДГОТОВКА К ГИА»
Спецкурс для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА по русскому языку....
Доклад на тему « Эффективные технологии подготовки учащихся к промежуточной и итоговой аттестации по русскому языку»
Доклад на тему « Эффективные технологии подготовки учащихся к промежуточной и итоговой аттестации по русскому языку»...
Презентация к статье "Опыт деятельностной интеграции учителей ОО в оптимизации организационно-педагогических условий подготовки обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации в рамках реализации ФГОС ООО"
Для успешной подготовки обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации необходимо выполнение ряда условий, в том числе «организационно-педагогических»....
ОПЫТ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Редактирование текстов сочинений»
Элективный курс актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ГИА по русскому языку, к успешном...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Педагогическое руководство проектной деятельностью обучающихся для формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС»
Современная школа ещё не полностью перешла на новые ФГОС. Данный опыт работы уже сейчас иллюстрирует те результаты, которые могут быть достигнуты учителем в качестве руководителя про...
Доклад на семинаре по дефектологии «Формирование основ экологической культуры у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации ФГОС ОВЗ»
Экологическое воспитание на современном этапе развития школы – проблема актуальная. Человек часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует ...
Статья "Самостоятельная работа как средство развития у обучающихся познавательных УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО"
Практика многолетней работы учителем математики показывает, что классы состоят из учащихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разной успеваемостью и разным отношением к учению,...