Проектная деятельность как эффективная технология достижения метапредметных результатов обучающихся
материал по технологии

Яковлев Евгений Владимирович

Практика последних лет свидетельствует о целесообразности и эффективности использования метода проектов в технологическом обучении школьников. Наблюдение за учащимися показывает, что изменился подход к изучаемому предмету. Ребята творчески подходят к делу, они создают свои оригинальные проекты и изготавливают изделия нужные в нашей жизни.

Использование в учебно-воспитательном процессе метода проектов не только формирует универсальные учебные навыки и метапредметные результаты, но и повышают мотивацию обучающихся, что в свою очередь приводит к повышению качества образования. Опыт моей работы подтверждает это.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5»

Доклад: «Проектная  деятельность как эффективная технология достижения метапредметных результатов обучающихся».

Яковлев Евгений Владимирович,

учитель технологии,

высшая категория

Усть-Илимск

2021г.

Содержание

1.        Введение        3

2.        Основная часть        4

2.1. Метапредметные результаты        4

2.2. Формирование метапредметных результатов на примере проектной деятельности        5

3.        Заключение        7

4.        Используемые источники        8

  1. Введение

                                                         Просто знать – это еще не все,

 знания нужно уметь использовать.

Гете.

Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования человека, а также необходимости получения и применения знаний метапредметного характера.

Актуальность:

Приоритетное направление ФГОС - реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.  

Проблема:

Традиционное образование не формирует у учащихся универсальных учебных действий и, следовательно, метапредметных результатов, так как ориентировано,  прежде всего, на получение знаний, которые учащиеся не всегда могут успешно   использовать в жизни.

Цель: Применение технологии метода проектов для эффективного формирования метапредметных результатов на уроках технологии и внеурочной деятельности.

Задачи:

  1. Определить какая деятельность учащихся будет способствовать

формированию метапредметных результатов.

  1. Рассмотреть технологию метода проектов с точки зрения формирования УУД обучающихся на примере создании модели вертолета.
  2. Выявить проблемы, возникающие при формировании метапредметных результатов.

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но  и формирование личности обучающихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Установленные стандартом требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования [6:3].

  1. Основная часть

2.1. Метапредметные результаты

Формирование метампредметных результатов – это надежный путь кардинального повышения качества образования. Универсальные учебные действия обеспечивают обучающемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать,  использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать, оценивать учебную деятельность и ее результаты.

Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создают возможность успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, то есть  умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению и формированию метапредметных результатов.
        Термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, его можно определить как совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. 

Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

1) Личностные действия

Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.

Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

2) Регулятивные действия, включая саморегуляцию;

Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

3) Познавательные действия, включая логические, познавательные и знаково-символические;

Включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

4) Коммуникативные действия

Обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

Овладение учащимися УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Универсальные учебные действия могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности. Важно создать новые условия для такой деятельности, изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.

Успешно формировать универсальные учебные действия можно через использование современных образовательных технологий.

Термин "технология" заимствован из зарубежной методики, где его используют при описании по-разному организованных процессов обучения. Различают технологические микроструктуры: приемы, звенья, элементы и др. Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют целостную педагогическую технологию (технологический процесс).

Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения мотивации учащихся.

Основоположник проектного метода обучения В.Х. Кильпатрик утверждал, что метод проектов воспитывает человека «умеющего работать, постоянно проявляя свою инициативу, ставящего себе широкие практические задачи и умеющего их выполнять» [1: 27] .

2.2. Формирование метапредметных результатов на примере проектной деятельности

В настоящее время метод проектов приобрел широкую популярность. Термин «Проектный подход» по-разному используется в отдельных областях образования. Поэтому  в различных предметах он выглядит по-разному. Но есть общее у всех предметов. Учеников стимулируют: быть активными в учебе; исследовать, экспериментировать, думать, анализировать; развивать сотрудничество в обучении; брать ответственность за свое обучение на себя [3: 34].

Рассмотрим формирование метапредметных результатов на примере проектной деятельности по созданию модели вертолета.

На первом этапе проектной деятельности перед учащимся встает вопрос какой вертолет он хочет сделать. Возникает проблемная ситуация, которая помогает ученику поставить перед собой цель, которой он хочет достичь. Он определяет круг вопросов, что ему необходимо узнать, чтобы создать модель вертолета, таким образом, он планирует свою деятельность.

Метод проектов - это система обучения, которая способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей, в ней реализуется практическая деятельность посредством планирования (проектирования) и делания, все это является регулятивными действиями.

Одним из важных этапов проекта является изучение прототипов будущего изделия (история создания, деятельность конструкторов, различные модификации изделия). На данном этапе урока формируются:  познавательные действия   работа с информацией, выполнение логических операций, (распознавание объектов).

На следующем этапе учащийся создает эскиз и чертеж модели, применяя при этом на практике знания, полученные на уроках изобразительного искусства, математики и черчения.

Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных  этапах обучения [6: 3].

По подготовленной технической документации (подробный чертеж модели в натуральную величину в определенном масштабе) изготавливаются детали вертолета по различным технологиям с применением различных инструментов.

Метод проектов способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

После изготовления всех деталей производится узловая сборка вертолета в соответствии с технологической документацией (сборочный чертеж). Далее производится отделка узлов (шпаклевка, зачистка, покраска).

Узлы вертолета собираются в готовое изделие согласно технологической документации.

В процессе изготовления изделия формируется трудолюбие, настойчивость, целеустремленность.

По мнению ряда исследователей, и что особенно важно знать педагогу, метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально [7: 111].

Если достигнутый результат соответствует поставленной цели, учащийся получает удовлетворение от своей работы, у него повышается самооценка и в результате появляется мотивация создать что то новое.

Изготавливая модель учащийся осваивает производственные процессы, получает предпрофессиональную подготовку, учится сотрудничеству с учителем как с наставникам и сотрудником в общей деятельности для достижения цели.

Выполнение учебного проекта способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий, так как в данной деятельности невозможно обойтись без планирования, организации деятельности, самоконтроля и самооценивания.

Проектная деятельность предполагает не только создание изделия, но и его защиту. На данном этапе формируются такие качества как, умение логически и последовательно излагать свои мысли. Формировать правильную, технически грамотную речь, убедительно и доходчиво излагать свою идею и пути достижения цели, отвечать на заданные вопросы.

Проектная  деятельность  учащихся  является  одним  из  методов  развивающего  обучения,  направлена  на  выработку  самостоятельных  исследовательских  умений  (постановка  проблемы,  сбор  и  обработка  информации,  проведение  экспериментов,  анализ  полученных  результатов),  способствует  развитию  творческих  способностей  и  логического,  критического  мышления,  объединяет  знания,  полученные  в  ходе  учебного  процесса,  и  приобщает  к  конкретным  жизненно  важным  проблемам.

  1. Заключение

Современные требования, предъявляемые к результатам обучения, вызывают потребность применения новых педагогических технологий. Основное внимание при использовании таких технологий следует обратить на выработку у обучаемых навыков логического мышления, умения работать с различными видами информации, подготавливать и принимать соответствующие решения, то есть формировать универсальные учебные действия и метапредметные результаты.

Владение УУД даёт ученику возможность оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственные ориентации). Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, к учёбе.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от её специально-предметного содержания.

Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях [6: 11].

Возникает вопрос, почему именно метод проектов выбран для формирования метапредметных результатов. Безусловно, многие современные педагогические технологии способствуют формированию универсальных учебных действий, но, на мой взгляд, именно метод проектов позволяет делать это наиболее эффективно на уроках технологии и во внеурочной деятельности.

Основная проблема, которая возникает при использовании современных педагогических технологий, не все учащиеся умеют и хотят работать в команде и это в первую очередь психологическая проблема. И вторая и для меня наиболее важная - нехватка времени, так как простое объяснение материала проходит значительно быстрее, чем постановка и решение проблем  самими обучающимися.

Результаты применения современных технологий: умение самостоятельно получать знания; умения ориентироваться в информационном пространстве; познавательные навыки; способности выдвигать новые идеи и видеть новые возможности, что весьма существенно при решении различных проблем; развитие интеллектуальных умений; личностное и нравственное развитие; формирование ключевых компетенций; формирование метапредметных результатов.

Можно сделать вывод, что педагогическая технология метод проектов способствует формированию метапредметных результатов, которыми должны овладеть обучающиеся в соответствии с требованиями ФГОС, на уроках технологии и внеурочной деятельности, следовательно, цель достигнута.

Практика последних лет свидетельствует о целесообразности и эффективности использования метода проектов в технологическом обучении школьников [5: 3]. Наблюдение за учащимися показывает, что изменился подход к изучаемому предмету. Ребята творчески подходят к делу, они создают свои оригинальные проекты и изготавливают изделия нужные в нашей жизни.

Использование в учебно-воспитательном процессе метода проектов не только формирует универсальные учебные навыки и метапредметные результаты, но и повышают мотивацию обучающихся, что в свою очередь приводит к повышению качества образования. Опыт моей работы подтверждает это.

  1. Используемые источники
  1. Бешенков А.К. Методика обучения технологии. М., - Дрофа, 2003.
  2. Бобровская А.Н., Доколина Г.Ф. Использование проектной деятельности на уроках технологии, Волгоград - ИТД Коричей, 2006.
  3. Гуревич М.И., П Джеймс. Проектный подход к обучению технологии, М., - Дрофа, 2009.
  4. Павлова М.Б., Питт Дж..Сасова И.А., Гуревич М.И. Метод проектов в технологическом образовании школьников», М., Вентана Граф, 2004.

  1. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения,  –  Журнал «Завуч» № 6,    2003.
  2. Метапредметный подход как одна из составляющих стандартов второго поколения ОГАОУ ДПО «Иркутский ИПКРО», 2013.
  3. 7.  
  4. http://aneks.spb.ru/index


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический проект на тему : «Организация проектно – исследовательской деятельности обучающихся на уроках литературы как способ достижения метапредметных результатов».

1.Актуальность .        Методический проект разработан на основе  обобщения педагогического опыта , в котором найдены и апробированы типовые решения педагогичес...

Интегрированный урок как эффективный способ достижения метапредметных результатов

Метапредметное обучение, как результат, представляет собой овладение универсальными учебными действиями, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активно...

Технология достижения метапредметных результатов внеурочной деятельности с учащимися 9-х классов через межпредметные связи .Интегрированный урок.

Технология достижения  метапредметных результатов через межпредметные связи во внеурочной деятельности с учащимися 9-х  классов.Осознавая важность проблемы готовности педагогов к обновлению ...

Тема: «Эффективность образовательных технологий. Достижение метапредметных результатов образовательной деятельности учащихся при усвоении программ общего образования»

Для быстрого и эффективного обучения требуются максимально реалистичные интерактивные обучающие технологии и системы. Благодаря инновационным интерактивным технологиям стало возможным с большей эффект...

Мониторинг достижений метапредметных результатов обучающимися 5-6 классов

Выступление на педагогическом совете по проблемам, связанным с ФГОС...

Пути достижения метапредметных результатов обучающихся при реализации ФГОС НОО и ООО

Пути достижения метапредметных результатов обучающихся при реализации ФГОС НОО и ООО...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

В статье представлен ряд заданий для развития умения видеть проблему и определять понятия.  В основе их приёмы технологии ТРИЗ, направленные на развитие исследовательских умений обучающихся, овла...