программа работы с одарёнными детьми "Радуга талантов"
опыты и эксперименты по теме
В программе обобщён опыт работы с одарёнными детьми МОУ СОШ № 1 г. Карталы, программа базируется на основных направлениях воспитательной работы школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа работы с одарёнными детьми "Радуга талантов" | 335.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Карталы
Программа работы
с одарёнными детьми
«Радуга талантов»
2012 год
СОДЕРЖАНИЕ:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………….
- НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА………………………………..
- АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ…………………………………..
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ……………………………………………………
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ…………………………………..
- ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ……………………………………………
- ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ……………………….
- НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ………………………………………..
- ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ………………………………
- МОДЕЛЬ ОДАРЕННОГО РЕБЁНКА………………………………….
- ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………
- ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
1. Закон РФ «Об образовании» от 24.12.2002 № 176-ФЗ с изменениями от 23.12.2003 №186-ФЗ.
- Федеральная целевая программа «Одаренные дети» в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002 года;
- Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации (протокол заседания Правительства РФ от 9 декабря 2004 года)
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р);
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ №1756-р от29 декабря 2001года;
- Основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года;
- Основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года;
- Устав МОУ СОШ № 1 г. Карталы;
- Положение о работе с одаренными детьми;
- Положение по проведению школьных олимпиад;
- Положение «Ученик года»;
- Положение о проведении предметной недели (декады);
- Программа воспитательной работы МОУ СОШ № 1 г.Карталы на 2008-2012гг.
2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Развитие детской одаренности является одним из направлений образовательной модели МОУ СОШ № 1. Программа «Радуга талантов» охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях муниципального общеобразовательного учреждения, намечает перспективы, определяет приоритеты развития работы, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей. «Радуга талантов» - это не просто красивое название программы, она включает в себя целый комплекс направлений работы с одаренными детьми. Каждое направление имеет свой определённый цвет: «зелёный» - интеллектуальное направление, «жёлтый» - художественно-эстетическое, «синий» - гуманитарное, «красный» - спортивное, «голубой» - экологическое.
Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении новых диагностик одаренности, новых технологий обучения и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми, развитие системы непрерывного образования, которое включает в себя повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров, и работу с наиболее подготовленными детьми. А так же выделяются проблемы не только диагностики «обучения и развития самого талантливого ребенка, но и проблемы педагога, призванного поддержать детскую одаренность». К этим проблемам относится профессионально-личностная готовность педагога к работе с такими детьми, что подразумевает:
- овладение методиками выявления одаренности, технологиями развевающего и личностно-ориентированного обучения, методикой научного поиска;
- психологическая компетентность, широта и гибкость мышления педагога;
- зрелость педагогического самосознания.
Кроме того, необходимо сохранить и развивать те качества общеобразовательной школы, которые обеспечивают «индивидуальный» характер воспроизводства и развития интеллектуального потенциала страны:
- единство школы на базе учета возрастных особенностей учащихся, преемственности, межпредметных связей, достижения государственного и мирового стандарта образования на всех возрастных уровнях;
- изменение массовых способов учебной работы в пользу интеллектуально- ориентированных учебных систем (Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина).
Программа направлена на совершенствование образовательного процесса, который создает и воспроизводит условия для развития одаренных и наиболее подготовленных детей. И теперь от вопросов «Чему учить?» и «Как учить?» мы перешли к поиску ответа на вопрос: «Какие условия необходимо создать для учения одаренного ребенка?». Одним из условий является реализация индивидуальности личности обучающихся.
Наша школа - школа, решающая задачи поиска, воспитания, развития, обучения и поддержки одаренных детей. В школе работают 10 кружков и 2 спортивные секции. Для реализации познавательных возможностей учащихся предусматривается обновление содержания образования и использование инновационных технологий, представляющих возможности развития одаренности.
Основные идеи работы с одаренными детьми в школе:
- способны все дети, только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления;
- одаренность лишь констатация внутренних особенностей ребенка, внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий;
- одарен каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одаренности и создать необходимые условия для ее развития и реализации, что обеспечивается специальными образовательными услугами, обогащенностью развивающей среды, включающей увлекающую ребенка деятельность, мотивацией его собственных активных усилий по совершенствованию своих способностей;
- в основе развития любой одаренности лежит мышление, отсюда ведущей в работе с одаренными детьми является развивающая мыслительные процессы образовательная деятельность, содержательно, технологически и организационно обеспеченная;
- основополагающими элементами системы работы с одаренными детьми являются следующие: культивирование одаренности из общей среды; инклюзивное образование (ориентированное на особые потребности и организованное в пространстве общеобразовательной школы); обогащенная адаптивная образовательная среда, предоставляющая возможность проявления, развития и предъявления одаренностей и талантов, а также ресурсное обеспечение и управление всей этой деятельностью;
- деятельность педагога по выявлению, поддержке и развитию одаренного ребенка требует особых профессиональных компетентностей, а значит, и специальной профессиональной подготовки, при этом разный уровень одаренности требует разного уровня профессионализма педагога: педагога-исследователя, педагога-наставника, педагога-консультанта;
- основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений и других ведомств с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей.
Задачи:
- Обновление нормативно-правовой базы работы с одаренными детьми;
- Создание календарного плана мероприятий для участия в конкурсах различных уровней;
- Поддержка учащихся и их педагогов через введение системы поощрения их достижений;
- Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми;
- Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития талантливых и наиболее подготовленных учащихся;
- Создание механизма межведомственного взаимодействия в работе с одаренными детьми.
Участники реализации данной программы:
- Администрация школы (директор, заместители);
- Руководители школьных методических объединений учителей-предметников;
- Учителя – предметники;
- Классные руководители;
- Руководители кружков и секций.
Ожидаемые результаты реализации программы
- Создание нормативно-правовой базы, регламентирующей работу с одаренными детьми в образовательном учреждении.
- Повышение качества образования и воспитания школьников.
- Формирование системы работы с одарёнными детьми.
- Творческая самореализация выпускника школы.
- Охват различными формами работы с одаренными детьми не менее 70 % школьников.
- Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.
- Использование эффективной формы оценивания учебных и внеучебных достижений учащихся («портфолио ученика»).
- Повышение уровня психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса, имеющих отношение к работе с одаренными детьми.
- Создание имиджа школы, привлекательного в глазах всех субъектов образовательного процесса, общественности, подтвержденного результатами социологических исследований
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Организационная деятельность школы
- Педагогические консилиумы, совещания по результатам диагностирования;
- Организация патронажа между учителями-предметниками и способными учащимися;
- Организация методической работы с педагогическим коллективом, обеспечение учебно-методической литературой;
- Формирование режима работы школы, обеспечивающего возможности участия школьников в системе школьного дополнительного (кружки, спецкурсы, индивидуальные занятия) и внешкольного образования (на базе ЦДОД, ДЮСШ и др.)
Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов
- Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в конкурсах, олимпиадах регионального, российского уровней.
- Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.
- Наблюдение, контроль за выполнением программы.
- Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживание результатов работы со способными учащимися.
- Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.
- Проведение школьных и классных конференций, творческих отчетов.
III. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
- этап: диагностико-прогностический, организационный (2012-2013 годы).
Мониторинг одаренности.
создание:
- банка данных по одаренным детям;
- банка творческих работ учащихся;
- банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;
- рекомендаций по работе с одаренными детьми.
организация:
- системы дополнительного образования;
- внеклассной работы по предмету;
II этап: деятельностный (2013-2014 годы)
- Выявление одаренных детей на ранних этапах развития;
- Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся;
- Учет индивидуальных достижений;
- Проведение выставок детского творчества;
- Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.
III этап: констатирующий (2015 год)
- пополнение банка педагогического опыта в работе с одаренными детьми;
- выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с одаренными детьми»;
- внедрение в практику работы рейтинга учащихся.
IV. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ
НАПРАВЛЕНИЯ | ||||
Интеллектуальное | Художественно-эстетическое | Гуманитарное | Спортивное | Естественнонаучное |
школьные олимпиады, конкурсы, конференции, выставки, интеллектуальные соревнования | фестиваль театров моды «Белый бант» | конкурс журналистских работ «Олимп юнкора» | соревнования по туртехнике | конкурс юных экологов «Тропинка» |
Всероссийская олимпиада школьников | фольклорный фестиваль «Уральские прикрасы» | поэтический турнир «Серебряное пёрышко» | соревнования по баскетболу, греко-римской борьбе | заочная эколого-биологическая викторина «Занимательная экология» |
игровой конкурс по истории мировой художественной культуре «Золотое Руно» | конкурс театральных коллективов «Признание» | фестиваль школьных пресс-клубов «Журналина» | соревнования по гиревому спорту, по мини-футболу | эколого-биологическая викторина «Интересное рядом» |
Международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» | выставка детского творчества «Мозаика детства» | конкурс «Школьный лидер» | Спартакиада Карталинского муниципального района | |
дистанционный проект ЭМУ (конкурс эрудитов, конкурс специалистов, конкурс творческих команд) | выставка-конкурс детского творчества «Россия-матушка, Урал-батюшка» | заочный конкурс печатных изданий «Газета года» | Легкоатлетическая эстафета, посвящённая 9 мая |
|
Муниципальная интерактивная олимпиада | конкурс юных вокалистов «Золотой микрофон» | Районные |
| |
Международная олимпиада по основам наук | фестиваль-конкурс детских объединений театрального и игрового творчества «Новогодний переполох» | Спартакиада учащихся Карталинского муниципального района | ||
выставка детского прикладного творчества «Дорогою добра» | Спартакиада учащихся по греко-римской борьбе среди юношей |
V. НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Перед педагогами школы стоит задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. Школа должна взять курс на развитие способностей всех детей.
В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы:
Направление | Объединения |
интеллектуальное
| предметные недели (декады) |
элективные курсы | |
школьные конкурсы, олимпиады, викторины, интеллектуальные игры | |
работа в музеях, библиотеках | |
проектная деятельность | |
НОУ | |
дистанционные и очные олимпиады различных уровней |
Направление | Объединения |
художественно-эстетическое | «Лицедеи» - театральный коллектив |
«Волшебная ниточка» - театр моды | |
«Природа и фантазия» | |
«Песенное творчество» |
Направление | Объединения |
гуманитарное | «Основы журналистики» |
Направление | Объединения |
эколого-биологическое | «Тропинка» |
Направление | Объединения |
спортивное | Греко-римская борьба Баскетбол Туристско-краеведческое |
VI. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ
Форма | Задачи |
Ученическая конференция |
|
Предметная неделя |
|
Научное общество учащихся |
|
Кружки |
|
Кадровое и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса.
- Подбор учителей, работающих с одаренными детьми, их профессиональная подготовка;
- Наполнение школьного компонента базового учебного плана с учетом склонностей и запросов, учащихся через формирование факультативов, спецкурсов, кружков;
- Приобретение методической литературы;
- Создание дидактических, раздаточных материалов;
- Приобретение дополнительных наглядных пособий;
- Использование компакт-дисков по предметам;
- Компьютерные учебные программы.
Критерии готовности педагогов к работе с одарёнными детьми
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Успешное развитие и модернизация образования как никогда зависят от творчески работающих педагогов.
Критериями повышения профессиональной компетентности учителей является:
- понимание психолого-педагогических проблем творчества, овладение методами и приемами развития креативности учащихся;
- мотивационная готовность к такой работе и уровень развития собственного творческого потенциала.
Формы проведения мониторинга реализации Положения о работе с одаренными детьми.
- Наблюдение;
- Общение с родителями;
- Работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
- Предметные олимпиады;
- Общешкольная конференция достижений учащихся;
- Предметные недели, декады;
- Творческие отчеты учителей из опыта работы с одаренными детьми;
- Внутришкольный контроль;
- Творческие отчеты кружков, студий и спортивных секций;
- Тематические конкурсы, выставки;
- Кружки;
- НОУ;
- Рейтинг «Наше участие».
VII. МОДЕЛЬ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА
- Личность, здоровая физически, духовно нравственно и социально;
- Личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;
- Личность, способная осуществить самостоятельно продуктовую деятельность;
- Личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;
- Личность, руководствующая в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
- Личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.
Показатели эффективности реализации
программы работы с одарёнными детьми
- Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
- Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
- Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
VIII. ЛИТЕРАТУРА
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
2.Богоявленская Д.Б. /ред. Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997.
3. Белова Е. “Одаренные дети”. Ж. “Дошкольное воспитание”. № 4. 1991, с. 69–75.
2. Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. “Одаренные дети”. М., Прогресс, 1991.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Кн. Для учителя. М., Просвещение, 1991.\
4. Гильбух Ю.З. Внимание, одаренные дети. М., Знание, 1991.
5. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. М.: ВАКО, 2006. с.101.
6. Лейтес Н. “Легко ли быть одаренным?”. Ж. “Семья и школа”. № 6. 1990, с. 34.
7. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., Педагогика, 1971.
8. Мартынов С. “Хочу, чтобы мой ребенок был вундеркиндом”. Ж. “Дошкольное воспитание”. № 8. 1994, с. 77–80.
Интернет ресурсы
http://www.den-za-dnem.ru – Школа: день за днем. педагогический альманах.
http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование».
http://www.altshuller.ru/school/school1.asp – сайт Альтшуллера Г.С. - Технология ТРИЗ.
http:// superidea.ru – развитие творческого мышления и интеллекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с одарёнными детьми
Программа предусмотрена для учащихся 10- 11 классов и рассчитана на 34 часа, она учитывает возможности продолжения как естественнонаучного, так и гуманитарного образования в 10-11 классах. Реализация...
Программа работы с одарёнными детьми
выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей....
Программа работы с одарёнными детьми "Путь к успеху"
Программа учителя, основанная на опыте работы с одарёнными детьми....
Программа работы с одарёнными детьми по английскому языку
Познакомившись с программой работы вы сможете применить данный материал в своей практической деятельности. Желаю успехов!...
Программа работы с одарёнными детьми
Представлен материал по работе учителя химии с одарёнными детьми....
программа работы с одарёнными детьми
прграмма рассчитана на год.указаны фамиллии детей психологическая характеристика даты проведения занятий и формы...
Программа работы с одарёнными (мотивированными к математике) детьми.
Программа рассчитана на учащихся 10-11 классов в количестве 34 часов на 2 года. Так как массовая общеобразовательная школа остается основной, то работа с одаренными детьми есть работа в обычном классе...