программа работы с одарёнными детьми "Радуга талантов"
опыты и эксперименты по теме

В программе обобщён опыт работы с одарёнными детьми МОУ СОШ № 1 г. Карталы, программа базируется на основных направлениях воспитательной работы школы.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Карталы

Программа работы

с одарёнными детьми

«Радуга талантов»

                       

2012 год


   

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………….
  1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА………………………………..
  2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ…………………………………..
  3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ……………………………………………………
  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ…………………………………..
  2. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ……………………………………………
  3. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ……………………….
  4. НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ………………………………………..
  5. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ………………………………
  6. МОДЕЛЬ ОДАРЕННОГО РЕБЁНКА………………………………….
  7. ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………
  8. ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

1.  Закон РФ «Об образовании» от 24.12.2002 № 176-ФЗ с изменениями    от 23.12.2003 №186-ФЗ.

  1. Федеральная целевая программа «Одаренные дети»  в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002 года;
  2. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации (протокол заседания Правительства РФ от 9 декабря 2004 года)
  3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р);
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ №1756-р от29 декабря 2001года;
  5. Основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года;
  6. Основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года;
  7. Устав МОУ СОШ № 1 г. Карталы;
  8. Положение о работе с одаренными детьми;
  9. Положение по проведению школьных олимпиад;
  10. Положение «Ученик года»;
  11. Положение о проведении предметной недели (декады);
  12.  Программа воспитательной работы МОУ СОШ № 1 г.Карталы на 2008-2012гг.

2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Развитие детской одаренности является одним из направлений образовательной модели МОУ СОШ № 1. Программа «Радуга талантов» охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях муниципального общеобразовательного учреждения, намечает перспективы, определяет приоритеты развития работы, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей. «Радуга талантов» - это не просто красивое название программы, она включает в себя целый комплекс направлений работы с одаренными детьми. Каждое направление имеет свой определённый цвет: «зелёный» - интеллектуальное направление, «жёлтый» - художественно-эстетическое, «синий» - гуманитарное, «красный» - спортивное, «голубой» - экологическое.

Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении новых диагностик одаренности, новых технологий обучения и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми, развитие системы непрерывного образования, которое включает в себя повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров, и работу с наиболее подготовленными детьми. А так же выделяются проблемы не только диагностики «обучения и развития самого талантливого ребенка, но и проблемы педагога, призванного поддержать детскую одаренность». К этим проблемам относится профессионально-личностная готовность педагога к работе с такими детьми, что подразумевает:

  • овладение методиками выявления одаренности, технологиями развевающего и личностно-ориентированного обучения, методикой научного поиска;
  • психологическая компетентность, широта и гибкость мышления педагога;
  • зрелость педагогического самосознания.

Кроме того, необходимо сохранить и развивать те качества общеобразовательной школы, которые обеспечивают «индивидуальный» характер воспроизводства и развития интеллектуального потенциала страны:

  •  единство школы на базе учета возрастных особенностей учащихся, преемственности, межпредметных связей, достижения государственного и мирового стандарта образования на всех возрастных уровнях;
  • изменение массовых способов учебной работы в пользу интеллектуально- ориентированных учебных систем (Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина).

Программа направлена на совершенствование образовательного процесса, который создает и воспроизводит условия для развития одаренных и наиболее подготовленных детей. И теперь от вопросов «Чему учить?» и «Как учить?» мы перешли к поиску ответа на вопрос:  «Какие условия необходимо создать для учения одаренного ребенка?». Одним из условий является реализация индивидуальности личности обучающихся.

Наша школа - школа, решающая задачи поиска, воспитания, развития, обучения и поддержки одаренных детей. В школе работают 10 кружков и 2 спортивные секции. Для реализации познавательных возможностей учащихся предусматривается обновление содержания образования и использование инновационных технологий, представляющих возможности развития одаренности.

          Основные идеи  работы с одаренными детьми в школе:

  • способны все дети,  только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления;
  • одаренность лишь констатация внутренних особенностей ребенка,  внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий;
  •  одарен каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одаренности и создать необходимые условия для ее развития и реализации,  что обеспечивается специальными образовательными услугами, обогащенностью развивающей среды, включающей увлекающую ребенка деятельность, мотивацией его собственных активных усилий по совершенствованию своих способностей;
  •  в основе развития любой одаренности лежит мышление, отсюда ведущей в работе с одаренными детьми является развивающая мыслительные процессы  образовательная деятельность,  содержательно,  технологически и организационно обеспеченная;
  •  основополагающими элементами системы  работы с одаренными детьми являются следующие: культивирование одаренности из общей среды; инклюзивное образование (ориентированное на особые  потребности и  организованное в пространстве общеобразовательной школы);  обогащенная адаптивная образовательная среда,  предоставляющая возможность проявления, развития и предъявления одаренностей и талантов,  а также ресурсное обеспечение и управление всей этой деятельностью;
  • деятельность педагога по выявлению,  поддержке и развитию одаренного ребенка требует особых профессиональных компетентностей,  а значит, и специальной профессиональной подготовки, при этом разный уровень одаренности требует разного уровня профессионализма педагога: педагога-исследователя,  педагога-наставника,  педагога-консультанта;
  •  основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений и других ведомств с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей.

Задачи:

  • Обновление нормативно-правовой базы работы с одаренными детьми;
  •  Создание календарного плана мероприятий для участия в конкурсах различных уровней;
  •  Поддержка учащихся и их педагогов через введение системы поощрения их достижений;
  • Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми;
  • Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития талантливых и наиболее подготовленных учащихся;
  • Создание механизма межведомственного взаимодействия в работе с одаренными детьми.

Участники реализации данной программы:

  • Администрация школы (директор, заместители);
  • Руководители школьных методических объединений учителей-предметников;
  • Учителя – предметники;
  • Классные руководители;
  • Руководители кружков и секций.

Ожидаемые результаты реализации программы

  • Создание нормативно-правовой  базы, регламентирующей работу с одаренными детьми в образовательном учреждении.
  • Повышение качества образования и воспитания школьников.
  • Формирование системы работы с одарёнными детьми.
  • Творческая самореализация выпускника школы.
  • Охват различными формами работы с одаренными детьми не менее 70 % школьников.
  • Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.
  • Использование  эффективной формы оценивания учебных и внеучебных достижений  учащихся («портфолио ученика»).
  • Повышение уровня психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса, имеющих отношение к работе с одаренными детьми.
  • Создание имиджа школы, привлекательного в глазах всех субъектов  образовательного процесса, общественности, подтвержденного результатами социологических исследований

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Организационная деятельность школы

  • Педагогические консилиумы, совещания по результатам диагностирования;
  • Организация патронажа между учителями-предметниками и способными учащимися;
  • Организация методической работы с педагогическим коллективом,  обеспечение учебно-методической литературой;
  • Формирование режима работы школы, обеспечивающего возможности участия школьников в системе школьного дополнительного (кружки, спецкурсы, индивидуальные занятия) и внешкольного образования (на базе ЦДОД, ДЮСШ и др.)

Формы и виды организации работы с детьми,                                                                      склонными к творческому уровню освоения                                                                          отдельных  образовательных областей или предметов

  • Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в конкурсах, олимпиадах регионального, российского уровней.
  • Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.
  • Наблюдение, контроль за выполнением программы.
  • Включение в план внутришкольного контроля  вопросов организации  и отслеживание результатов работы со способными учащимися.
  • Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.
  • Проведение школьных и классных конференций, творческих отчетов.

III. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

  1.  этап: диагностико-прогностический, организационный  (2012-2013 годы).

Мониторинг одаренности.

создание:

  • банка данных по одаренным детям;
  • банка творческих работ учащихся;
  • банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;
  • рекомендаций по работе с одаренными детьми.

организация:

  • системы дополнительного образования;
  • внеклассной работы по предмету;

II этап: деятельностный (2013-2014 годы)

  • Выявление одаренных детей на ранних этапах развития;
  • Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся;
  • Учет индивидуальных достижений;
  • Проведение выставок детского творчества;
  • Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.

III этап: констатирующий (2015 год)

  • пополнение банка педагогического опыта в работе с одаренными детьми;
  • выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с одаренными детьми»;
  • внедрение в практику работы рейтинга учащихся.

IV. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ

НАПРАВЛЕНИЯ

Интеллектуальное

Художественно-эстетическое

Гуманитарное

Спортивное

Естественнонаучное

школьные   олимпиады, конкурсы, конференции, выставки, интеллектуальные соревнования

  фестиваль театров моды «Белый бант»

конкурс журналистских работ «Олимп юнкора»

соревнования по туртехнике

  конкурс юных экологов «Тропинка»

Всероссийская олимпиада школьников

  фольклорный фестиваль «Уральские прикрасы»

  поэтический турнир «Серебряное пёрышко»

соревнования по баскетболу, греко-римской борьбе

заочная эколого-биологическая викторина «Занимательная экология»

игровой  конкурс по истории мировой художественной культуре «Золотое Руно»

конкурс театральных коллективов «Признание»

фестиваль школьных пресс-клубов «Журналина»

соревнования по гиревому спорту, по мини-футболу

эколого-биологическая викторина «Интересное рядом»

Международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»

выставка детского творчества «Мозаика детства»

конкурс

«Школьный лидер»

Спартакиада

Карталинского

муниципального района

дистанционный проект ЭМУ (конкурс эрудитов, конкурс специалистов, конкурс творческих команд)

выставка-конкурс детского творчества «Россия-матушка, Урал-батюшка»

заочный конкурс печатных изданий «Газета года»

Легкоатлетическая эстафета, посвящённая 9 мая

   

Муниципальная интерактивная олимпиада

конкурс юных вокалистов «Золотой микрофон»

Районные

   

 Международная олимпиада по основам наук

фестиваль-конкурс детских объединений театрального и игрового творчества «Новогодний переполох»

Спартакиада учащихся Карталинского муниципального района

выставка детского прикладного творчества «Дорогою добра»

Спартакиада учащихся по греко-римской борьбе среди юношей

V. НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Перед педагогами школы стоит задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. Школа должна взять курс на развитие способностей всех детей.    

В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы:

Направление  

Объединения  

интеллектуальное

 

предметные недели (декады)

элективные курсы

школьные конкурсы, олимпиады, викторины, интеллектуальные игры

работа в музеях, библиотеках

проектная деятельность

НОУ

дистанционные и очные олимпиады различных уровней

Направление  

Объединения  

художественно-эстетическое

«Лицедеи» - театральный коллектив

«Волшебная ниточка» - театр моды

«Природа и фантазия»

«Песенное творчество»

Направление  

Объединения  

гуманитарное

«Основы журналистики»

Направление

Объединения

эколого-биологическое

«Тропинка»

Направление

Объединения

спортивное

Греко-римская борьба

Баскетбол

Туристско-краеведческое

VI. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ

Форма

Задачи

Ученическая  конференция

  • Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
  • Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
  • Формирование информационной культуры учащихся.

Предметная  неделя

  • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
  • Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
  • Развитие творческих способностей учащихся.

Научное  общество учащихся

  • Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.
  • Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

Кружки  

  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • Содействие в профессиональной ориентации.
  • Самореализация учащихся во внеклассной работе.

 

         

Кадровое и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса.

  • Подбор учителей, работающих с одаренными детьми, их профессиональная подготовка;
  • Наполнение школьного компонента базового учебного плана с учетом склонностей и запросов,  учащихся через формирование факультативов,  спецкурсов, кружков;
  • Приобретение методической литературы;
  • Создание дидактических,  раздаточных материалов;
  • Приобретение дополнительных наглядных пособий;
  • Использование компакт-дисков по предметам;
  • Компьютерные учебные программы.

Критерии готовности педагогов к работе с одарёнными детьми

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Успешное развитие и модернизация образования как никогда зависят от творчески работающих педагогов.

Критериями повышения профессиональной компетентности учителей является:

  • понимание психолого-педагогических проблем творчества, овладение методами и приемами развития креативности учащихся;
  • мотивационная готовность к такой работе и уровень развития собственного творческого потенциала.

Формы проведения мониторинга реализации Положения о работе с одаренными детьми.

  1.  Наблюдение;
  2. Общение с родителями;
  3. Работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
  4.  Предметные олимпиады;
  5.  Общешкольная конференция достижений учащихся;
  6. Предметные недели, декады;
  7. Творческие отчеты учителей из опыта работы с одаренными детьми;
  8. Внутришкольный контроль;
  9. Творческие отчеты кружков,  студий и спортивных секций;
  10. Тематические конкурсы, выставки;
  11. Кружки;
  12. НОУ;
  13. Рейтинг «Наше участие».

VII. МОДЕЛЬ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА

  • Личность, здоровая физически, духовно нравственно и социально;
  •  Личность,  способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;
  • Личность, способная осуществить самостоятельно продуктовую деятельность;
  • Личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;
  • Личность, руководствующая в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами,  воспринимающая и другого человека как личность, имеющую  право на свободу выбора, самовыражения;
  • Личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.

Показатели эффективности реализации

программы работы с одарёнными детьми

  • Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
  • Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
  • Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
  • Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

VIII. ЛИТЕРАТУРА

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.

2.Богоявленская Д.Б. /ред. Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997.

3.  Белова Е. “Одаренные дети”. Ж. “Дошкольное воспитание”. № 4. 1991, с. 69–75.                                               

2. Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. “Одаренные дети”. М., Прогресс, 1991.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Кн. Для учителя. М., Просвещение, 1991.\

4. Гильбух Ю.З. Внимание, одаренные дети. М., Знание, 1991.

5. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. М.: ВАКО, 2006. с.101.
6. Лейтес Н. “Легко ли быть одаренным?”. Ж. “Семья и школа”. № 6. 1990, с. 34.
7. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., Педагогика, 1971.

8. Мартынов С. “Хочу, чтобы мой ребенок был вундеркиндом”. Ж. “Дошкольное воспитание”. № 8. 1994, с. 77–80.

        Интернет ресурсы

http://www.den-za-dnem.ru – Школа: день за днем. педагогический альманах.

http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование».

http://www.altshuller.ru/school/school1.asp – сайт Альтшуллера Г.С. - Технология ТРИЗ.

http:// superidea.ru – развитие творческого мышления и интеллекта.

http://pedsovet.su/

http://festival.1september.ru/ 

http://it-n.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одарёнными детьми

Программа предусмотрена для учащихся 10- 11 классов и рассчитана на 34 часа, она учитывает возможности продолжения как естественнонаучного, так и гуманитарного образования в 10-11 классах. Реализация...

Программа работы с одарёнными детьми

выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей....

Программа работы с одарёнными детьми "Путь к успеху"

Программа учителя, основанная на опыте работы с одарёнными детьми....

Программа работы с одарёнными детьми по английскому языку

Познакомившись с программой работы вы сможете применить данный материал в своей практической деятельности. Желаю успехов!...

Программа работы с одарёнными детьми

Представлен материал по работе учителя химии с одарёнными детьми....

программа работы с одарёнными детьми

прграмма рассчитана на год.указаны фамиллии детей психологическая характеристика даты проведения занятий и формы...

Программа работы с одарёнными (мотивированными к математике) детьми.

Программа рассчитана на учащихся 10-11 классов в количестве 34 часов на 2 года. Так как массовая общеобразовательная школа остается основной, то работа с одаренными детьми есть работа в обычном классе...