Программа работы с одарёнными детьми
рабочая программа по теме
Представлен материал по работе учителя химии с одарёнными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma_po_odaryonnym_detyam.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14»
ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ПРОГРАММА РАБОТЫ
С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
учителя химии
Балацкой Татьяны Алексеевны
Начало работы над программой: 2012 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ
- актуальность темы;
- цель программы;
- задачи программы;
- ожидаемый результат;
2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- что такое одарённость
- категории одарённых детей;
- принципы и методы выявления одаренных детей;
- формы выявления одарённых детей;
- формы работы с одаренными учащимися;
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время;
3.2 банк проектно – исследовательских тем;
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
«Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств».
Януш Корчак
1. Введение
1.1. Актуальность темы
Социально-экономические преобразования в нашем государстве выявили потребность в людях творческих, активных неординарномыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи. Поэтому перед современной педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением.
Недостатки традиционной системы обучения: единое для всех время на овладение программой, единая для всех длительность урока, единые темы ведения урока, обусловленные индивидуальностью учителя, но не учащихся. Слабая ориентированность школы на формирование и развитие индивидуальности ученика, слабый учет и развитие его разнообразных способностей и интересов влечет за собой ряд отрицательных явлений в учебной работе:
Одним из направлений Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" является направление «Развитие системы поддержки талантливых детей». Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать свои возможности.
1.2. Цель программы:
Создание системы деятельности педагога для выявления, развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развития одаренности.
1.3. Задачи программы:
- реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости;
- активизация интеллектуальных качеств обучающихся в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
- создание оптимальных условий для поддержки и развития одаренных детей;
- расширить возможности для участия способных и одарённых детей в районных, краевых олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
1.4. Ожидаемый результат:
- личностное развитие детей;
- адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем;
- повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;
- повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями;
- удовлетворенность детей своей деятельностью;
- совершенствование исследовательских навыков детей;
- интеллектуальное и творческое обогащение детей;
- умение находить и анализировать нужный материал из научно-популярной литературы или Интернета;
2. Теоретические основы темы
2.1. Что такое одарённость
Работа с одаренными детьми приобретает все большую актуальность. Осознавая актуальность данной проблемы, группа отечественных ученых разработала рабочую концепцию одаренности. Представление об одаренности, изложенное в концепции, в значительной степени расходится с привычным представлением об одаренности как высоком уровне развития конкретных (прежде всего умственных) способностей ребенка: одаренность трактуется здесь, как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Способности — индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талант — выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность—высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.
2.2. Категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
2.3. Принципы и методы выявления одаренных детей
Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения.
Деятельность учителя должна быть направлена на выявление талантливости и творчества детей. Можно смело утверждать, что половина учащихся обладают той или иной талантливостью, и при том их доля намного выше в начальной школе. Это говорит о том, что с одаренным ребенком необходимо начать работу с раннего детства. Важно развивать и прослеживать творческую траекторию талантливого ребенка. В настоящее время во всех школах имеется банк данных о талантливых и одаренных детях. Большинство педагогов используют для этого инновационную педагогическую технологию «Портфолио» - это своеобразный анализ особых достижений и успехов ученика.
2.4. Формы выявления одаренных детей:
- наблюдение;
- общение с родителями;
- работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
- олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.
2.5. Формы работы с одаренными учащимися:
· групповые занятия с одаренными учащимися;
· факультативы;
· конкурсы;
· курсы по выбору, элективные курсы;
· участие в олимпиадах;
· работа по индивидуальным планам;
· занятия в профильных классах
· интеллектуальные марафоны и др.
3. Практическая часть
3.1. Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми.
В работе с одаренными детьми можно выделить несколько этапов:
- Прежде всего, необходимо просто отыскать детей, восприимчивых к новой информации, не боящихся трудностей, умеющих находить нетривиальные способы решения поставленных перед ними задач.
- Талантливый человек талантлив во многом, поэтому ученик должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно, по каким предметам представлять школу на олимпиадах, творческих конкурсах
- Разработка личностно ориентированного подхода к обучению одаренных детей, то есть на этом этапе необходимо поддерживать и развивать интерес учащихся к предмету.
- На следующем этапе надо развить в одаренном ребенке психологию лидера, осторожно чтобы это не привело к появлению «звездной болезни». Он должен не стесняться показывать свои способности, не бояться выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.
Одаренных в химическом плане школьников отличают такие личностные качества, как высокая работоспособность, самостоятельность, рефлективность, настойчивость и, конечно, "химические руки" - способность оперировать химическим материалом при постановке опытов. Это и помогает выявить способных к химии учеников: они постоянно самостоятельно экспериментируют, демонстрируют окружающим полученные вещества, вытаскивая их изо всех карманов, наизусть знают признаки огромного множества реакций.
Основные направления в работе с одарёнными детьми:
1. Исследовательская деятельность учащихся.
Основы исследовательской деятельности закладываются на уроках. Самостоятельно и активно разбираться в новом материале учащиеся смогут, если у них возник интерес к исследованию. Для этого нужно систематически предоставлять им возможность участвовать в такой работе на уроке, обучать всем необходимым приемам проведения самостоятельного исследования.
При обучении учащихся умениям исследовательской деятельности (наблюдать, сравнивать, проводить анализ, химические расчеты и т.д.) необходимо обращать особое внимание на выработку умений строить логическую цепь рассуждений при выполнении заданий. Это можно сделать, выполняя упражнения в составлении уравнений реакций на основе схем превращений одних веществ в другие. Такие задания выполняют учащиеся по теме «Генетическая связь между классами неорганических соединений», они вырабатывают умение совершать действие по плану.
Химический эксперимент служит выработке у учащихся исследовательских умений, обеспечивает самоконтроль рассуждений и служит доказательством правильности предположений.
Эффективных результатов по формированию исследовательских умений можно добиться при проблемном проведении уроков, проведении большинства лабораторно - практических занятий исследовательским и проектным методом, система домашних заданий с элементами теоретического и практического исследования. Знания, добытые собственным трудом намного прочее и ценнее, чем знания преподнесенные учителем в готовом виде.
Данные формы работы учащихся на уроке позволяют раскрыть возможности ребенка, проявить его способности, даже если он не имеет особого интереса к химии. Они позволяют учителю отыскать, увидеть среди массы учеников именно тех, которые одарены химически. Далее с такими учащимися работа идет во внеурочное время: факультативы, спецкурсы, выполнение исследовательских и проектных работ, подготовка к участию в олимпиадах.
2. Проектная деятельность учащихся.
При выполнении проектов учащиеся широко используют современные источники информации: Интернет – ресурсы, ЦОРы, кроме того, они готовят электронные презентации своих работ. Для этого необходимо научиться выбирать главное, кратко выражать свою мысль, усвоить работу с компьютером.
3. Спецкурсы.
Модернизация школьного образования предусматривает в качестве одного из важнейших направлений предпрофильную подготовку учащихся основной школы и профильное обучение на старшей ступени общего образования. Ключевым элементом профилизации школы признана стать система элективных курсов для учащихся 9 – 11 классов. Элективные курсы предпрофильной подготовки преследуют цель сориентировать выпускников школы, как минимум, на осознанный выбор профиля обучения в старшей школе или, как максимум, на определение своей специальности в будущей профессиональной деятельности. Цели курсов: углубление и расширение знаний учащихся по органической и общей химии развитие их познавательных интересов, целенаправленная профильная ориентация через предмет.
4. Подготовка учащихся к олимпиадам.
Олимпиада – это, прежде всего интеллектуальные соревнования старшеклассников. Олимпиады дают уникальный шанс добиться признания не только в семье и в учительской среде, но и у одноклассников. Для тех школьников, которые впервые сталкиваются с более интересными, чем задания из учебника, задачами, участие в олимпиаде – первый шаг к научной деятельности. Одаренный ребенок, участвуя в олимпиадах, оказывается в среде себе равных. Он стремится соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает побед – и это неудивительно. Для целенаправленной подготовки учащихся к олимпиадам необходимо знакомить их с типичными приемами рассуждений и расчетов, которые применяются при выполнении многих усложненных, в том числе и олимпиадных заданий.
3.2. Банк проектно- исследовательских тем по химии
- Перспективы развития химии.
- Из истории химии.
- Ткани: прошлое и настоящее.
- Что мы знаем о веществе?
- Паспорт элемента №….
- Сказания об одном веществе.
- История спички.
- Вода в космосе.
- Химия – польза или вред. Результат социологического опроса.
- Жизнь – взаимодействие между молекулами.
- Химия и виртуальный мир.
- Вещества на Земле и в космосе;
- История открытия химического элемента №….
- Самый первый химический элемент.
- От алхимии к настоящей химии.
- Памятники истории и архитектуры в промышленных городах.
- Химия и искусство.
- Металлы в искусстве
- Готовимся к научно-практической конференции «Естествознание ХIХ века».
- Химия и литература. Точки соприкосновения.
- «Химические» сюжеты в литературных произведениях.
- Химия и экология.
- Городская река.
- Нитраты в продуктах питания.
- Загрязнение атмосферного воздуха.
- Бытовые отходы.
- Городская свалка.
- Курение как фактор загрязнения атмосферного воздуха.
- Анализ проб воды в различных районах города.
- Дезодоранты и озоновый щит планеты.
- Экология жилища и здоровья человека.
- Химики о секретах красоты.
- Химия вокруг нас.
- Все о пище с точки зрения химика.
- Мир запахов.
- Химия и интерьер.
- Украшения моей мамы.
- Вещества в моем доме.
- Чайные истории с точки зрения химии.
- Блеск и сила здоровых волос.
- Самый лучший стиральный порошок.
- Чудесный мир бумаги.
- История бумажных денег.
- Сотовый телефон.
- Комплексные соединения в медицине.
- Здоровье, красота и химия.
- Соединения серы и селена в косметике.
- Химическая завивка и обесцвечивание волос.
- Химические материалы для создания искусственных органов.
- Химические вещества – строительные материалы.
- Фарфоровые и фаянсовые изделия в моем доме.
- Современные пятно выводящие средства. Инструкция пользователю.
- В нашем доме ремонт.
- Как придать одежде обновленный вид.
- Мое хобби – вязание. О волокнах.
- Мое хобби – шитье. О тканях.
- Домашняя аптечка.
- Керамика.
- Домашняя химчистка.
- Большая стирка.
- Химия на кухне.
- Красители в повседневной жизни.
- Самая лучшая зубная паста.
- Химики на автозаправочной станции.
- Сахар, который мы едим.
- Обыкновенное чудо (домашние эксперименты).
- Углекислый газ в школьном здании или «Как меняется концентрация углекислого газа во время занятия в классе».
- Шумовое загрязнение в районе.
- Гармония химических формул.
- Кое-что о зеркалах.
- Химия и наркотические вещества.
- Имеет ли вода память?
- Памятники и ограды Санкт-Петербурга. Из истории одной поездки.
- Полиэтилен – знакомый незнакомец.
- Гончарный круг в истории человечества.
- Стекла – хамелеоны.
- Мы строим дачу.
- Мое представление о городе будущего.
- Фотография и химия.
- Бой пожирателям металлов.
- Способы очистки питьевой воды.
- Чугун: и волшебство, и вдохновенье.
- Сталь: от оружия до … ювелирных изделий.
- Пищевые добавки: за и против.
- Химия и военное дело.
- Реклама: достоверность с позиции химии.
- Химия и цвет
- Новинки фармакологии.
- Собственный взгляд на периодическую систему.
- Формулы – цветочки у меня в садочке.
- Химия против терроризма
4. Заключение
1. Описанная выше работа позволяет выявить особо талантливых детей, заинтересованных в более полном и углубленном изучении предметов естественнонаучного цикла, а особенно химии.
2. Используя инновационные технологии (метод проектов, личностно-ориентированные технологии), создаются условия для развития природных задатков учеников, интеллектуального потенциала и самореализации личности.
3. Ученики реализуют познавательные возможности при работе над проектами, учатся отстаивать свою точку зрения при их защите, делать выводы из полученных результатов работы.
4. С помощью этого вида работы учащиеся сами выбирают свою образовательную траекторию, которую продолжают и после окончания школы.
5. Результатом своей работы считаю выбор учениками по окончании школы специальностей, связанных с химией.
5. Список использованной литературы
- Битуова Д.Р. Одаренные дети: проблемы и перспективы. // Исследовательская деятельность школьников. - №3. – 2005. - с. 157
- Габриелян О.С. Теория и практика элективных курсов. // Химия в школе.- №4. – 2006. – с. 2-3
- Дранишникова Л.И. Об организации исследовательской деятельности одаренных детей. // Химия в школе. - №4. – 2008. – с. 2
- Кулиев С.И., Степанова Н.А. Развитие химических способностей при использовании экспериментальных заданий. //Химия в школе. - №10. – 2005. – с. 64
Интернет-ресурсы:
1. Положение о работе с одарёнными детьми. www.soudo.ru/omcso/odar/rabotasodar.doc
2. «Рабочая концепция одаренности» Д.Б. Богоявленской http://www.edu.tomsk.ru/olimpiada2006/18100604.doc
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с одарёнными детьми
Программа предусмотрена для учащихся 10- 11 классов и рассчитана на 34 часа, она учитывает возможности продолжения как естественнонаучного, так и гуманитарного образования в 10-11 классах. Реализация...
Программа работы с одарёнными детьми
выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей....
Программа работы с одарёнными детьми "Путь к успеху"
Программа учителя, основанная на опыте работы с одарёнными детьми....
Программа работы с одарёнными детьми по английскому языку
Познакомившись с программой работы вы сможете применить данный материал в своей практической деятельности. Желаю успехов!...
программа работы с одарёнными детьми
прграмма рассчитана на год.указаны фамиллии детей психологическая характеристика даты проведения занятий и формы...
Программа работы с одарёнными детьми
Программа по географии. Работа с одарёнными детьми в 6 классе...
Программа работы с одарёнными детьми
Основные пункты прграммы: категории одаренных детей;отличительные особенности одаренных детей;принципы работы с одаренными детьми;цель и задачи программы;цели и задачи работы с одаренными детьми;ожида...