Программа «Одаренные дети» Программа работы с одарёнными и успешными детьми во внеурочной деятельности и на уроках информатики и физики.
материал по информатике и икт

Гадельшина Венера Габдульбаровна

Программа «Одаренные дети»

 

Программа работы с одарёнными и успешными детьми во внеурочной деятельности и на уроках информатики и физики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye_deti.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24»

Муниципального образования «Мирнинский район»

Республики Саха (Якутия) г.Удачный

Рассмотрено

на заседании МОЕТЦ

МАОУ «СОШ №24»

Протокол № 1   от ______

Руководитель МОЕТЦ

___________/  . /

«Согласовано»

Зам.директора

МАОУ «СОШ № 24»

____________/

«____» ___________2024г.

«Утверждаю»

Директор

МАОУ «СОШ № 24»

____________/

«____» _____________2024г.

Программа «Одаренные дети»

Программа работы с одарёнными и успешными детьми во внеурочной деятельности и на уроках информатики и физики.

2024-2025

Пояснительная записка.

Рабочая программа «Работа с одаренными детьми по информатике и физике» составлена в соответствии со следующими нормативно – правовыми документами:

•        Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

•        Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413) в последней редакции);

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми на уроках информатики.

Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие особенности:

1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера.

2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда - низкая самооценка.

3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.

Цели и задачи программы «Одаренные дети»

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.

Цель программы: создание системы деятельности учителя информатики по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности.

Основные задачи:

1. Реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

2. Создание методики выявления одарённых детей;

3. Создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей;

4. Совершенствование системы подготовки учителя, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;

5. Повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

по информатике и физике:

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи

Условия успешной работы с одаренными учащимися

- Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

- Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

- Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки

- Учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием. 

Формы работы с одаренными учащимися:

Работа с одарёнными детьми ведется мной по нескольким направлениям:

1. Индивидуально-дифференцированный подход на уроках

Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся. Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка. Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками.

 Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:

  1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся – изучение индивидуальных особенностей каждого учащегося - и физических (здоровья), и психологических, и личностных
  2. Для этого я использую анкетирование, беседы с родителями, а также опираюсь на результаты исследований, проводимых классными руководителями.
  3.  Выделение одарённых детей в каждом классе.
  4. Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.
  5.  Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

Эффективность урока зависит от целого ряда факторов. Работать над ним учитель начинает ещё при написании календарно-тематического плана. Важно продумать место и роль каждого урока в теме, связь между уроками курса, распределить время на введение в тематику, закрепление и отработку, контроль и коррекцию результатов.

Я обычно использую различные формы и жанры урока, интегрированные уроки, применяю и разнообразные формы работы: ролевые тренинги, «мозговые штурмы», интеллектуальные марафоны. Наибольшего результата в работе с одарёнными детьми на уроках информатики можно добиться, используя такие формы, как ролевые, деловые, операционные игры. Подобные задания чаще всего стараюсь ориентировать на развитие навыков работы с текстовыми документами, графическими объектами, звуковыми файлами и видеофайлами.

Массу возможностей по развитию познавательного интереса и формированию устойчивого интереса к изучению информатики предоставляет дифференциация домашнего задания:

учитель одновременно задает домашнее задание двух или трех уровней. Первый уровень - обязательный минимум, второй уровень задания – тренировочный: его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу. Третий уровень это - творческое задание. Обычно оно выполняется по желанию и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой.

 Диапазон творческих заданий широк. Например, ученикам предлагается разработать кроссворд, подготовить реферат, придумать задачи, создать сайт, монтаж фильма, сделать 3D презентацию и др.

- прием «особое задание»: выполняется оно чаще всего в тетради, включает в себя тренировочные и творческие задания повышенной сложности.

- прием «энциклопедист»:

предполагает самостоятельный поиск дополнительного материала учащимся для решения усложнённых заданий или дополнения к уроку.

2.Метод проектов

Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого я стараюсь широко использовать на уроках и во внеурочное время различные методы, в том числе и «Метод проектов», учащимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность, расширять их знания по предмету. Учащиеся самостоятельно создают генеалогическое древо своей семьи в текстовом редакторе. Активное включение школьников в создание проектов даёт им возможность осваивать способы человеческой деятельности. В процессе работы над проектом учащийся «проживает» конкретные ситуации, постигает реальные процессы. Под проектом нами понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством учителя. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования личностных качеств. В процессе работы над проектом учащийся проживает конкретные ситуации, постигает реальные процессы. Творческие проекты по информатике, выполняемые под моим руководством, систематически получают высокие оценки. Чаще всего они выполняются в электронном виде, к которому прилагается видеоинструкция.

3. Внеклассная работа (предметные мероприятия, подготовка к государственной итоговой аттестации, предметным олимпиадам)

Формы и методы внеурочной работы позволяют выявлять и развивать одаренных учащихся через систему дополнительного образования центра «Точка роста» нашей школы, через конкурсы, олимпиады, а также через систему воспитательной работы. Большая работа по развитию творческих способностей, учащихся ведется во время проведения внеклассных мероприятий, особенно во время проведения предметных недель. Особого внимания заслуживают такие формы внеклассной работы, как, предметные викторины, сетевые образовательные события, квесты, марафоны.

По мере возможности я провожу индивидуальные занятия с учащимися с высокой учебной мотивацией. Особое значение придаю подготовке к предметным олимпиадам и к научно-практическим конференциям «Шаг в будущее».

Индивидуальные и коллективные занятия также я провожу с учащимися, сдающими государственный экзамен информатике.

План работы с одаренными детьми

 

Мероприятия

Класс

Дата проведения

Выявление одаренных детей.

7-11

сентябрь

Работа со способными и одаренными учащимися на уроках информатики и физики:

  • Решение задач, направленных на формирование логического мышления.
  • Решение задач, направленных на формирование творческого мышления.
  • Проектная деятельность учащихся.

7-11

в течение года

Самообразование учащихся (использование дополнительных материалов, при подготовке к урокам).

7-11

в течение года

Участие в курсах внеурочной деятельности по информатике «Подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников по информатике», «Виртуальная реальность»

8-11

в течение года

Участие в работе кружка «Учебные проекты с использованием Microsoft Word»

6-11

в течение года

Дополнительная работа с учениками при подготовке к олимпиадам, формирование временных групп.

6-11

в течение года

Участие в школьной олимпиаде по информатике.

8-11

октябрь

Участие в районной олимпиаде по информатике и  физике

7-11

ноябрь, февраль

Участие в Международной олимпиаде «Фоксфорд»

7-11

октябрь, апрель

Участие в Международном конкурсе компьютерного творчества «Мастер Информационных технологий»

7-11

январь-февраль

Участие в Международном конкурсе «Инфознайка»

7-11

март-апрель

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми.

7-11

в течение года

Создание сборников творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов: «Шаг в будущее»

«Неотерра», «Открой в себе ученого»

7-11

в течение года

Размещение на личном сайте материалов по работе с одаренными детьми.

7-11

в течение года

Публикации творческих и исследовательских работ, учащихся по информатике на личном сайте.

7-11

в течение года

Отчет временных групп об участии в олимпиадах, конкурсах, проектах в течение года.

7-11

май

 


Литература

1. Рогова И. Одарённость школьника и формы исследовательской деятельности / И. Рогова
// Школ. планирование. - 2012. - № 1. - С. 67-74. - Библиогр.: с. 73-74.

2. Омарова В.К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К. Омарова
// Одаренный ребенок. - 2010. - № 6. - С. 22-28. - Библиогр.: с. 28.

3. Сатынская А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей / А. К. Сатынская
// Одаренный ребенок. - 2010. - № 6. - С. 29-33. - Библиогр.: с. 33.

4.Афанасьева В.Н. Дидактика для одаренных детей / В. Н. Афанасьева, Ж. П. Карамбаев
// Одаренный  ребенок. - 2010. - № 6. - С. 50-55. - Библиогр.: с. 55.

5.Нурахметова К.С. Вспомогательные средства воздействия в развитии одаренных детей / К. С. Нурахметова// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 122-127.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности (практические материалы)»

Работа на IV межмуниципальный дистанционный конкурс учителей иностранных языков «От идеи к творчеству»...

Работа с одаренными детьми на внеурочной деятельности

Доклад на тему "Работа с одаренными детьми на внеурочной деятельности"....

Работа с одаренными детьми во внеурочной деятельности по географии.

Работа с одаренными детьми требует особого подхода. Участие в играх клуба "Интеллектика", в предметных олимпиадах, в научно-практических конференциях способствует развитию познавательного интереса у у...

Организация работы с одарёнными и высокомотивированными детьми во внеурочное время как одно из приоритетных направлений современной школы

Проект направлен на развитие литературно-творческих и интеллектуальных способностей одарённых и высокомотивированных  учащихся во внеурочное время с учётом  индивидуальных особенностей. Вним...

Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности

Выступление на методическом объединении учителей естественно-научного цикла...

Программа «Одаренные дети» (программа обучения детей школьного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).

      Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с ...

Система работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности

Выявление и развитие  интеллектуальных,  творческих, художественных, познавательных способностей учащихся осуществляются через эффективное построение учебного процесса, интеграцию урочной и ...