Воспитательский час: Можно ли научиться управлять собой.
классный час на тему
Воспитательский час: Можно ли научиться управлять собой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mozhno_li_nauchitsya_upravlyat_soboy.docx | 30.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Можно ли научиться управлять собой?
Цель: 1. Создавать условия для формирования нравственных основ взаимоотношения между людьми, умение владеть собой в различных стрессовых ситуациях.
2. Составление практических советов, правил, которые помогут не конфликтовать по мелочам и уметь слышать и понимать другого человека.
Задачи:
1. Раскрыть понятия тревожность и стресс.
2. Обратить внимание учащихся на «здоровые» способы преодоления тревожности.
3. Познакомить учащихся с упражнениями на расслабление.
4. Обучить навыкам саморегуляции.
- На доске выражение: «Учитесь властвовать собой».
Детям предлагается объяснить, как это выражение связано с темой занятия.
1.1.Очень многие люди умели и умеют управлять собой своим поведением, своими поступками. Однако параллельно существуют люди, которым это не удаётся или удаётся не всегда. Какими последствиями для одной и другой группы людей оборачиваются эти умения:
Человек может управлять Человек не может управлять
своим поведением своим поведением
Последствия со знаком + Последствия со знаком -
Примеры литературных Примеры литературных
произведений произведений
Дети выполняют работу в группах в течении 15 минут. Каждая группа защищает свою точку зрения.
1.2.Детям предлагается ответить на вопрос: «Какие внутренние рычажки помогают управлять поведением человека?
На доске написаны следующие понятия:
Самоубеждение, самовнушение.
Расшифровка понятий от детей спрятана. Им предлагается самостоятельно дать определение данным понятиям. Дети работают на листочках. Затем дети сравнивают то, что у них получилось на листочках, с определениями на доске.
Самоубеждение – спор Самовнушение – это
с самим собой, анализ возможных способность принимать
средств достижения поставленной решение без сопротивления
цели, способность вести себя не так, без анализа.
как хочется, а как нужно.
Мысль воспринимается в результате Любая мысль
борьбы противоположностей. принимается на веру.
Правила использования метода Правила использования
самоубеждения: самовнушения:
1.Любое задуманное дело 1.Я хочу этого достичь,
согласовывать с целью жизни, став другим.
2.В ситуации морального выбора 2.Этого можно достичь, став тщательно выбирать другим.
линию поведения.
3.Выбираю линию поведения, 3.Я буду таким.
прислушиваться к мнению
взрослых и значимых людей:
друзей, родителей, педагогов.
4.Тщательно анализировать 4.Я уже меняюсь.
своё мнение и мнение других Во мне появляется то, чего я
людей. хотел достичь.
5.Критически относиться к 5.Я такой, каким хотел стать.
собственному выбору линии
поведения: будет ли это
полезно мне и другим, каковы
могут быть последствия
принятого решения для меня
и других.
Можно ли предупредить стресс и предотвратить его опасные последствия?
Ученые установили, что веселые люди живут дольше.
А ещё какие существуют приёмы снятия стресса? .
Учитель вносит записи в две колонки. (Сон, музыка, глубокое дыхание, физкультура, вкусная еда, прогулки, теплая ванна, общение с друзьями – здоровые способы; переедание, ругань, курение, вино,– в нездоровые…)
– Итак, у нас получилось 2 колонки.
– Все ли перечисленные способы преодоления тревожности здоровые?
– Как вы понимаете смысл выражения нездоровые способы?
Итак, в одну из колонок мы определили здоровые способы преодоления напряженного состояния (воспитатель подписывает колонку, а другую колонку предлагает назвать нездоровыми способами).
– Какие способы более эффективны здоровые или нездоровые? Почему?
Вывод – Необходимо использовать только здоровые способы, так как вторые возможно и снимают тревожность, но ценой в здоровье. Употребление ПАВ (психоактивных веществ – веществ, влияющих на головной мозг и вызывающих привыкание) создает иллюзию по снятию тревожности. Через небольшое количество времени человек понимает, что все осталось по-прежнему. (Психолог также объясняет, что переедание вредно для здоровья, а ругань и брань может разрушить отношения и человека изнутри)
3.Что делать в ситуации напряжения.
– Итак, если мы оказались в ситуации тревожности. Что делать? Стоять дрожать и потом выйти на экзамен и заикаться, повторяя, извините, я волнуюсь? Может быть просто начать плакать? Нет. Это конечно не выход. Эмоции должны иметь выход. Поэтому есть некоторые рекомендации, как необходимо вести себя в таких ситуациях (см. приложение
А) Успокойтесь.
«Все будет хорошо» – это четкая установка не должна никогда вас покидать.
Не бывает безвыходных ситуаций.
Б) Попытайтесь восстановить дыхание. Подумайте о вашем дыхании. Так как вы сейчас взволнованы, мозг дал установку внутренним органам работать в активном режиме. Поэтому попробуйте восстановить дыхание. Начните дышать глубоко и медленно, думая о том, как восстанавливается работа всех органов.
Медленно сделай глубокий вдох.
Задержи дыхание и сосчитай до четырех.
Медленно выдохни.
Повтори процедуру медленный вдох – задержка дыхания – медленный выдох 4-5 раз.
В) Мышечное расслабление.
Приседайте, если мышечное напряжение чувствуется в коленях.
Сожмите кулаки, затем стряхните, сбросив при этом все напряжение, которое сковывает.
4. Обучение навыкам саморегуляции [6]
Упражнение 1 «Продумай заранее».
Сядьте спокойно в комфортной позе. Если хотите, закройте глаза.
Вообразите себя в трудной ситуации. Например: Ответ у доски в присутствии директора школы.
Постарайтесь почувствовать себя настолько спокойно, насколько можете.
Подумайте, что скажете и что сделаете.
Придумывайте возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуете себя абсолютно спокойно.
Время от времени выполняй упражнение перед тем, как окажетесь в ситуации, вызывающей тревожность. Сделай своей привычкой продумывание сложных ситуаций заранее.
Что вы чувствовали, когда выполняли упражнение? Получилось ли у вас найти варианты поведения и успокоиться?
Преодолеть тревожность также помогают упражнения на расслабление. Умение расслабляться, надо тренировать.
Упражнение 2 «Расслабление под музыку» (звучит спокойная, релаксационная мелодия)
Сядьте спокойно в комфортной позе.
Закройте глаза.
Медленно расслабьте мышцы.
Представьте, что находитесь там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться. Например, на пляже, где солнце греет тебя своими лучами.
Ни о чем не тревожься, просто слушай музыку.
Рефлексия.
Выполняй упражнение как можно чаще, но не реже, чем один раз в неделю. Продолжай упражнение не менее 10 минут.
Упражнение 3 «Домик».
Цель – обретение силы и мощи духа, развитие силы воли.
Сядьте удобно. Пальцы рук сплетите в кистевой замок и поднимите над головой – это крыша домика.
Закройте глаза, руки держите над головой. Вдох – задержка дыхания, выдох – задержка дыхания. Выполнять упражнение 1-2 минуты, несколько раз в день.
Упражнение 4 «Кнопка».
Это упражнение незаметно для окружающих (его можно делать непосредственно на экзамене и т.д.) Можно применять в тот, момент, когда вам необходимо мгновенно расслабиться. Помните, что всевозможные зажимы являются барьерами для спокойной работы мозга.
Мысленно перенеситесь в то место, где вам хорошо и спокойно. Подключите все органы чувств.
Для того чтобы мгновенно расслабиться, снять напряжение и чувствовать себя уверенно, мысленно произнесите: «Каждый раз, когда я слегка нажму на ноготь указательного пальца, я сразу перейду к приятному, расслабленному состоянию тела и сознания».
В этот момент слегка нажмите на ноготь большого пальца указательным пальцем, представьте и почувствуйте себя еще более расслабленным… почувствуйте как вам хорошо и спокойно.
Вызвав это эталонное состояние хотя бы один раз, вы уже сможете в дальнейшем так натренироваться, что оно будет возникать автоматически.
Приложение
ПАМЯТКА
Учись владеть собой!
- Любое дело согласовывай с жизнью.
- Тщательно выбирай линию поведения.
- Прислушивайся к мнению взрослых.
- Анализируй своё мнение и мнение других людей.
- Критически относись к собственному выбору линии поведения
Если ты оказался в ситуации тревожного состояния
А) Успокойся
«Все будет хорошо» – это четкая установка не должна никогда Тебя покидать.
Не бывает безвыходных ситуаций.
Б) Постарайся восстановить дыхание
Подумай о своем дыхании. Начни дышать глубоко и медленно.
Проделай следующее упражнение:
- Медленно сделай глубокий вдох. Задержи дыхание и сосчитай до четырех. Медленно выдохни.
Повтори процедуру 4-5 раз.
В) Постарайся расслабиться
- Приседай, если мышечное напряжение чувствуется в коленях.
- Сожми кулаки, затем стряхни, сбросив при этом все напряжение, которое сковывает.
Обучайся навыкам саморегуляции
Упражнение №1. «Успокойся».
- Сядь спокойно в комфортной позе. Если хочешь, закрой глаза.
- Вообрази себя в трудной ситуации. Например: Ответ у доски в присутствии директора школы.
- Постарайся почувствовать себя настолько спокойно, насколько можешь.
- Подумай, что скажешь и что сделаешь.
- Придумывай возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуешь себя абсолютно спокойно.
Преодолеть тревожность помогают упражнения на расслабление. Умение расслабляться, надо тренировать
Упражнение №2. «Расслабление под музыку».
- Сядь спокойно в комфортной позе.
- Закрой глаза. Медленно расслабьте мышцы.
- Представь, что находишься там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться. Например, на пляже, где солнце греет тебя своими лучами.
- Ни о чем не тревожься, просто слушай музыку.
Выполняй упражнение как можно чаще, но не реже, чем один раз в неделю. Продолжай упражнение не менее 5-7 минут.
Упражнение №3. «Домик».
Цель – обретение силы и мощи духа, развитие силы воли.
Сядьте удобно. Пальцы рук сплетите в кистевой замок и поднимите над головой – это крыша домика.
Закройте глаза, руки держите над головой. Вдох – задержка дыхания, выдох – задержка дыхания. Выполнять упражнение 1-2 минуты, несколько раз в день.
Упражнение №4. «Кнопка».
Это упражнение незаметно для окружающих (его можно делать непосредственно на экзамене и т.д.) Можно применять в тот, момент, когда вам необходимо мгновенно расслабиться. Помните, что всевозможные зажимы являются барьерами для спокойной работы мозга.
Мысленно перенеситесь в то место, где вам хорошо и спокойно. Подключите все органы чувств.
Для того чтобы мгновенно расслабиться, снять напряжение и чувствовать себя уверенно, мысленно произнесите: «Каждый раз, когда я слегка нажму на ноготь указательного пальца, я сразу перейду к приятному, расслабленному состоянию тела и сознания».
В этот момент слегка нажмите на ноготь большого пальца указательным пальцем, представьте и почувствуйте себя еще более расслабленным… почувствуйте как вам хорошо и спокойно.
Вызвав это эталонное состояние хотя бы один раз, вы уже сможете в дальнейшем так натренироваться, что оно будет возникать автоматически.
Это интересно! Отвечая на вопросы, записывайте количество баллов, соответствующее нашему ответу.
Тест.
- Трудно ли Вам обратиться к кому-либо с просьбой о помощи?
Да – 3, очень часто – 2, иногда – 0, редко – 0.
- Думаете ли Вы о своих проблемах даже в свободное время?
Очень часто – 5, часто – 4, иногда – 2, редко – 0.
- Видя, что у человека что-то не получается, испытываете ли вы желание сделать это вместо него?
Да – 5, часто – 4, иногда – 2, редко – 0.
- Подолгу ли Вы переживаете из-за неприятностей?
Да – 5, часто – 4, иногда – 2, редко – 0.
- Сколько времени Вы уделяете себе вечером?
- часа – 0, 2 часа –0, 1 час – 0, 0,5 часа –2, минуты – 4.
- Перебиваете ли Вы, недослушав, объясняющего вам что-либо.
Да – 4, часто – 3, в зависимости от обстоятельств – 2, редко – 1.
- О вас говорят, что Вы вечно спешите.
Да – 5, часто – 4, спешу – 1,никогда - 0.
- Трудно ли вам отказаться от вкусной еды.
Да – 3, часто – 2, иногда – 0, редко – 0.
- Приходиться ли Вам делать несколько дел одновременно?
Да – 5, часто – 4, иногда – 3, редко – 1.
- Случается ли, что во время разговора Ваши мысли витают где-то далеко?
Очень – 5, часто – 4, случается – 3, иногда – 0.
- Не кажется ли Вам порой, что люди говорят о случайных и ненужных вещах?
Очень – 5, часто – 4, случается – 3, иногда – 0.
- Нервничаете ли Вы, стоя в очереди?
Очень часто – 4, часто – 3, иногда – 2, редко – 1.
- Любите ли вы давать советы?
Да – 4, часто – 3. иногда – 1, редко – 0.
- Долго ли колеблетесь, прежде чем принять решение?
Всегда – 3. часто – 2, редко – 3, никогда – 0.
- Как Вы говорите?
Торопливо – 3, быстро – 2, спокойно –0, медленно – 0.
А теперь подсчитаем баллы.
От 45 до 63 б. – нервный срыв для вас реальная угроза. Проверьте кровяное давление. Не пора ли изменить образ жизни?
От 20-44 б. – нужно относиться к жизни спокойнее и уметь внутренне расслабляться.
До 19 б. – вам удается сохранять спокойствие и уравновешенность.
0 б – если вы отвечали честно и откровенно, то единственная опасность, которая вам угрожает, это чрезмерное спокойствие.
Учитель: Мы попытались выяснить, угрожает ли вашему здоровью нервный срыв. Кому нужно относиться к жизненным ситуациям спокойнее и уметь в нужный момент расслабиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы подростков с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»
Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личнос...
Тренинговое занятие "Можно ли научиться управлять собой"
Тренинговое занятие "Можно ли научиться управлять собой"...
классный час Можно ли научиться управлять собой?
Цель: 1. Создавать условия для формирования нравственных основ взаимоотношения между людьми, умение владеть собой в различных стрессовых ситуациях....
Классный час-тренинг "Можно ли научиться управлять собой?"
Цель: профилактика депрессивных состояний в подростковой среде.Задачи:1. Актуализировать стратегии поведения в стрессовых ситуациях.2. Сформировать навыки саморегуляции.3. Сформировать навыки конструк...
Я справлюсь. Как управлять собой
Статья Марины Битяновой, к.психол.н.Школьный возраст самый чуствительный для развития воли, т. е. формы внутреннего контроля. Автор статьи рассказывает о структуре внутреннего мира человека, проявлени...
Коррекционно-развивающая программа для учащихся 6-ых классов «Познаю себя и учусь управлять собой»
Значительная часть отрочества ребенка проходит в школьных стенах. Поэтому школа призвана не только передать необходимые знания по предметам, но и способствовать правильной социализации, подготовить де...
Как научиться управлять собой
Час общения....