классный час Можно ли научиться управлять собой?
классный час (7 класс) по теме
Цель: 1. Создавать условия для формирования нравственных основ взаимоотношения между людьми, умение владеть собой в различных стрессовых ситуациях.
2. Составление практических советов, правил, которые помогут не конфликтовать по мелочам и уметь слышать и понимать другого человека.
Задачи:
1. Раскрыть понятия тревожность и стресс.
2. Обратить внимание учащихся на «здоровые» способы преодоления тревожности.
3. Познакомить учащихся с упражнениями на расслабление.
4. Обучить навыкам саморегуляции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.44 КБ |
![]() | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Классный час в 7 классе.
Можно ли научиться управлять собой?
Побирей Лариса Александровна
Цель: 1. Создавать условия для формирования нравственных основ взаимоотношения между людьми, умение владеть собой в различных стрессовых ситуациях.
2. Составление практических советов, правил, которые помогут не конфликтовать по мелочам и уметь слышать и понимать другого человека.
Задачи:
1. Раскрыть понятия тревожность и стресс.
2. Обратить внимание учащихся на «здоровые» способы преодоления тревожности.
3. Познакомить учащихся с упражнениями на расслабление.
4. Обучить навыкам саморегуляции.
Форма работы: Занятие с элементами тренинга
Ход занятия
- Учащимся предлагается поработать в группах и определить тему и цель занятия.
Учитель: Послушайте несколько примеров и определите тему и цель занятия.
Слайд №1
- Марафонец
- Посланец наполеона
- Врач Леонид Рогозов
(См. модульный курс стр.35)
- Блок анализа и оценки
Как выражение «Учитесь властвовать собой» связано с темой занятия?
Слайд №2
Очень многие люди умели и умеют владеть собой, но есть и другие…
Слайд №3,4,5
А теперь определите, когда, в каких ситуациях необходимо владеть собой, своим поведением, своими поступками?
Приложении 1
Какими последствиями для одной и другой группы оборачиваются эти умения
Приложении 2 ( 5 мин)
Какие внутренние рычаги помогают управлять поведением человека?
Приложении 3
Расшифруйте понятия:
Самоубеждение
Самовнушение
Приложении 4
- Блок самоанализа и самооценки
Какой из методов управления поведением вами более принимаем? Почему?
Отработка приёмов самоубеждения
Ясчитаю, что в моём характере эта черта мне…
Аргументы за Аргументы против
- А ещё когда нам нужно владеть собой?
(В стрессовых ситуациях)
Какую ситуацию можно назвать стрессовой?
Давайте проведем тест и выясним , насколько вы стрессоустойчивы
- Это интересно! Отвечая на вопросы, записывайте количество баллов, соответствующее нашему ответу.
Тест.
- Трудно ли Вам обратиться к кому-либо с просьбой о помощи?
Да – 3, очень часто – 2, иногда – 0, редко – 0.
- Думаете ли Вы о своих проблемах даже в свободное время?
Очень часто – 5, часто – 4, иногда – 2, редко – 0.
- Видя, что у человека что-то не получается, испытываете ли вы желание сделать это вместо него?
Да – 5, часто – 4, иногда – 2, редко – 0.
- Подолгу ли Вы переживаете из-за неприятностей?
Да – 5, часто – 4, иногда – 2, редко – 0.
- Сколько времени Вы уделяете себе вечером?
3 часа – 0, 2 часа –0, 1 час – 0, 0,5 часа –2, минуты – 4.
- Перебиваете ли Вы, недослушав, объясняющего вам что-либо.
Да – 4, часто – 3, в зависимости от обстоятельств – 2, редко – 1.
- О вас говорят, что Вы вечно спешите.
Да – 5, часто – 4, спешу – 1,никогда - 0.
- Трудно ли вам отказаться от вкусной еды.
Да – 3, часто – 2, иногда – 0, редко – 0.
- Приходиться ли Вам делать несколько дел одновременно?
Да – 5, часто – 4, иногда – 3, редко – 1.
- Случается ли, что во время разговора Ваши мысли витают где-то далеко?
Очень – 5, часто – 4, случается – 3, иногда – 0.
- Не кажется ли Вам порой, что люди говорят о случайных и ненужных вещах?
Очень – 5, часто – 4, случается – 3, иногда – 0.
- Нервничаете ли Вы, стоя в очереди?
Очень часто – 4, часто – 3, иногда – 2, редко – 1.
- Любите ли вы давать советы?
Да – 4, часто – 3. иногда – 1, редко – 0.
- Долго ли колеблетесь, прежде чем принять решение?
Всегда – 3. часто – 2, редко – 3, никогда – 0.
- Как Вы говорите?
Торопливо – 3, быстро – 2, спокойно –0, медленно – 0.
А теперь подсчитаем баллы.
От 45 до 63 б. – нервный срыв для вас реальная угроза. Проверьте кровяное давление. Не пора ли изменить образ жизни?
От 20-44 б. – нужно относиться к жизни спокойнее и уметь внутренне расслабляться.
До 19 б. – вам удается сохранять спокойствие и уравновешенность.
0 б – если вы отвечали честно и откровенно, то единственная опасность, которая вам угрожает, это чрезмерное спокойствие.
Учитель: Мы попытались выяснить, угрожает ли вашему здоровью нервный срыв. Кому нужно относиться к жизненным ситуациям спокойнее и уметь в нужный момент расслабиться.
Можно ли предупредить стресс и предотвратить его опасные последствия?
Ученые установили, что веселые люди живут дольше.
Еще в XVI веке уч. фран. Врач Амбруаз Парэ говорил: «Веселый человек всегда выздоравливает». Вам необходимо тренировать свои эмоции и помнить при этом, что есть прекрасный способ разрядки стрессовой ситуации – это смех.
Класс делится на 3 группы:
1 ряд – «смелые»
2 ряд – «ловкие»
3 ряд – «находчивые»
Цель: «Смех – дело серьезное» - выяснить насколько вы обладаете чувством юмора и как это может вам помочь в жизненной ситуации.
Задание: я называю жизненную ситуацию – вы находите остроумный, не лишенный чувства юмора ответ.
Задание 1 команде:
Вы едете в переполненном транспорте, пассажир, пытающийся пробраться к выходу, грубо толкает вас и раздраженно говорит: «Что стоишь, как корова?»
Задание 2 команде:
Вы находитесь в зрительном зале кинотеатра, проходите к своему месту, но оно занято. На вашу просьбу освободить его вам отвечают: «Откуда появился этот неопознанный объект»?
Задание 3 команде:
Вы на уроке. Вас вызывают отвечать к доске. Вы отвечаете, но учитель неудовлетворен вашим ответом и недовольно замечает: «Не голова, а дом Советов».
Вопрос на засыпку: «Почему у бублика дырка в виде круглика?»
А ещё какие существуют приёмы снятия стресса? .
Учитель вносит записи в две колонки. (Сон, музыка, глубокое дыхание, физкультура, вкусная еда, прогулки, теплая ванна, общение с друзьями – здоровые способы; переедание, ругань, курение, вино,– в нездоровые…)
– Итак, у нас получилось 2 колонки.
– Все ли перечисленные способы преодоления тревожности здоровые?
– Как вы понимаете смысл выражения нездоровые способы?
Итак, в одну из колонок мы определили здоровые способы преодоления напряженного состояния (учитель подписывает колонку, а другую колонку предлагает назвать нездоровыми способами).
– Какие способы более эффективны здоровые или нездоровые? Почему?
Вывод – Необходимо использовать только здоровые способы, так как вторые возможно и снимают тревожность, но ценой в здоровье. Употребление ПАВ (психоактивных веществ – веществ, влияющих на головной мозг и вызывающих привыкание) создает иллюзию по снятию тревожности. Через небольшое количество времени человек понимает, что все осталось по-прежнему. (Психолог также объясняет, что переедание вредно для здоровья, а ругань и брань может разрушить отношения и человека изнутри)
V. Практический блок.
1. Чтение рассказа «Вот если бы все было не так» Из цикла сказок о «Веселом Памси» [3]
– Предлагаю послушать небольшую детскую историю про дракончика Памси, который всегда говорил: «Вот если бы все было не так…» и попал в состояние напряжения и грустил.
Дракончик Памси продолжал грустить, и был очень удивлен, когда его друг посоветовал ему прогонять темные мысли, когда только пожелаешь. Ему очень хотелось узнать, как же можно сделать это, и он с нетерпением ждал, когда же Друг научит его.
– Итак, Ты, Памси, грустишь из-за того, что не выдыхаешь огонь, как это делают взрослые драконы, и твоя шерсть не такая гладкая, как у них. Твой папа не живет с вами, и тебя это очень огорчает. У тебя остается мало времени для развлечений с друзьями, из-за того, что тебе нужно гулять с младшим братом? Ты не можешь все это изменить, но ты можешь изменить свои мысли об этом.
Попробуй подумать обо всем этом по-другому, как бы с другой стороны, а мысли выбирай только светлые. Памси был удивлен.
– Как это – только светлые? – спросил он.
– Очень просто! Ты собирал когда-нибудь цветы на лугу? Ты выбираешь лишь те, которые тебе нравятся, – Друг наклонился и сорвал два цветка.
– Назовем один из них «Даже если…», а другой – «В любом случае…». Это один из способов избавления от темных мыслей. Мы постараемся обо всем, что тебя огорчает, думать по-другому при помощи этих слов. Говори их вместо слов сожаления, которые ты повторял, когда грустил.
Вместо слов «Вот если бы все было по-другому» говори так: «Даже если я не умею выдыхать огонь, как взрослые, в любом случае, у меня есть друзья, такие же как я, и хотя они тоже пока многого не умеют делать, как взрослые, нам бывает очень хорошо вместе. Даже если папа не живет с нами, я могу с ним видеться, когда захочу. Даже если мне приходится гулять с младшим братом, в любом случае, нам с ним бывает очень весело, и у меня остается время поиграть с друзьями.
Памси сделал большие глаза – оказалось, что изменять мысли не так уж и сложно!
– Неужели, это помогает прогонять темные мысли и исправлять плохое настроение? – спросил он Друга.
– Очень даже помогает, но иногда приходится повторять эти слова много раз, пока настроение не станет лучше.
– Как твое настроение сейчас? – спросил Друг.
– О! Намного лучше! Но я хочу еще потренироваться. Это гораздо лучше, чем ждать, когда все пройдет само собой.
Обсуждение.
– У каждого из нас бывают ситуации, которые нас огорчают, однако не стоит надолго «застревать» на грустных мыслях.
Вывод – мы не можем изменить ситуацию, но мы можем сами выбирать, о чем думать и как думать. Итак, давайте сейчас внесем в колонку здоровые способы запись: правильные мысли – «Даже если… В любом случае…» (Психолог вносит в колонку здоровые способы).
Оказывается, мы можем с помощью правильных мыслей и слов менять ситуацию. Давайте потренируемся.
3.Что делать в ситуации напряжения.
– Итак, если мы оказались в ситуации тревожности. Что делать? Стоять дрожать и потом выйти на экзамен и заикаться, повторяя, извините, я волнуюсь? Может быть просто начать плакать? Нет. Это конечно не выход. Эмоции должны иметь выход. Поэтому есть некоторые рекомендации, как необходимо вести себя в таких ситуациях (см. приложение
А) Успокойтесь.
«Все будет хорошо» – это четкая установка не должна никогда вас покидать.
Не бывает безвыходных ситуаций.
Б) Попытайтесь восстановить дыхание. Подумайте о вашем дыхании. Так как вы сейчас взволнованы, мозг дал установку внутренним органам работать в активном режиме. Поэтому попробуйте восстановить дыхание. Начните дышать глубоко и медленно, думая о том, как восстанавливается работа всех органов.
Медленно сделай глубокий вдох.
Задержи дыхание и сосчитай до четырех.
Медленно выдохни.
Повтори процедуру медленный вдох – задержка дыхания – медленный выдох 4-5 раз.
В) Мышечное расслабление.
Приседайте, если мышечное напряжение чувствуется в коленях.
Сожмите кулаки, затем стряхните, сбросив при этом все напряжение, которое сковывает.
4. Обучение навыкам саморегуляции [6]
Упражнение 1 «Продумай заранее».
Сядьте спокойно в комфортной позе. Если хотите, закройте глаза.
Вообразите себя в трудной ситуации. Например: Ответ у доски в присутствии директора школы.
Постарайтесь почувствовать себя настолько спокойно, насколько можете.
Подумайте, что скажете и что сделаете.
Придумывайте возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуете себя абсолютно спокойно.
Время от времени выполняй упражнение перед тем, как окажетесь в ситуации, вызывающей тревожность. Сделай своей привычкой продумывание сложных ситуаций заранее.
Что вы чувствовали, когда выполняли упражнение? Получилось ли у вас найти варианты поведения и успокоиться?
Преодолеть тревожность также помогают упражнения на расслабление. Умение расслабляться, надо тренировать.
Упражнение 2 «Расслабление под музыку» (звучит спокойная, релаксационная мелодия)
Сядьте спокойно в комфортной позе.
Закройте глаза.
Медленно расслабьте мышцы.
Представьте, что находитесь там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться. Например, на пляже, где солнце греет тебя своими лучами.
Ни о чем не тревожься, просто слушай музыку.
Рефлексия.
Выполняй упражнение как можно чаще, но не реже, чем один раз в неделю. Продолжай упражнение не менее 10 минут.
Упражнение 3 «Домик».
Цель – обретение силы и мощи духа, развитие силы воли.
Сядьте удобно. Пальцы рук сплетите в кистевой замок и поднимите над головой – это крыша домика.
Закройте глаза, руки держите над головой. Вдох – задержка дыхания, выдох – задержка дыхания. Выполнять упражнение 1-2 минуты, несколько раз в день.
Упражнение 4 «Кнопка».
Это упражнение незаметно для окружающих (его можно делать непосредственно на экзамене и т.д.) Можно применять в тот, момент, когда вам необходимо мгновенно расслабиться. Помните, что всевозможные зажимы являются барьерами для спокойной работы мозга.
Мысленно перенеситесь в то место, где вам хорошо и спокойно. Подключите все органы чувств.
Для того чтобы мгновенно расслабиться, снять напряжение и чувствовать себя уверенно, мысленно произнесите: «Каждый раз, когда я слегка нажму на ноготь указательного пальца, я сразу перейду к приятному, расслабленному состоянию тела и сознания».
В этот момент слегка нажмите на ноготь большого пальца указательным пальцем, представьте и почувствуйте себя еще более расслабленным… почувствуйте как вам хорошо и спокойно.
Вызвав это эталонное состояние хотя бы один раз, вы уже сможете в дальнейшем так натренироваться, что оно будет возникать автоматически.
А теперь ребята я прошу вас дать мне несколько советов
У меня произошла следующая ситуация: я была очень расстроена вашим поведением во время митинга 9 Мая. Как я должна была успокоиться? Помогите!
А теперь мои советы вам (Памятки раздать)
Рефлексия.
Слайд №6
Приложение
ПАМЯТКА
Учись владеть собой!
- Любое дело согласовывай с жизнью.
- Тщательно выбирай линию поведения.
- Прислушивайся к мнению взрослых.
- Анализируй своё мнение и мнение других людей.
- Критически относись к собственному выбору линии поведения
Если ты оказался в ситуации тревожного состояния
А) Успокойся
«Все будет хорошо» – это четкая установка не должна никогда Тебя покидать.
Не бывает безвыходных ситуаций.
Б) Постарайся восстановить дыхание
Подумай о своем дыхании. Начни дышать глубоко и медленно.
Проделай следующее упражнение:
- Медленно сделай глубокий вдох. Задержи дыхание и сосчитай до четырех. Медленно выдохни.
Повтори процедуру 4-5 раз.
В) Постарайся расслабиться
- Приседай, если мышечное напряжение чувствуется в коленях.
- Сожми кулаки, затем стряхни, сбросив при этом все напряжение, которое сковывает.
Обучайся навыкам саморегуляции
Упражнение №1. «Успокойся».
- Сядь спокойно в комфортной позе. Если хочешь, закрой глаза.
- Вообрази себя в трудной ситуации. Например: Ответ у доски в присутствии директора школы.
- Постарайся почувствовать себя настолько спокойно, насколько можешь.
- Подумай, что скажешь и что сделаешь.
- Придумывай возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуешь себя абсолютно спокойно.
Преодолеть тревожность помогают упражнения на расслабление. Умение расслабляться, надо тренировать
Упражнение №2. «Расслабление под музыку».
- Сядь спокойно в комфортной позе.
- Закрой глаза. Медленно расслабьте мышцы.
- Представь, что находишься там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться. Например, на пляже, где солнце греет тебя своими лучами.
- Ни о чем не тревожься, просто слушай музыку.
Выполняй упражнение как можно чаще, но не реже, чем один раз в неделю. Продолжай упражнение не менее 5-7 минут.
Упражнение №3. «Домик».
Упражнение №4. «Кнопка».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повелевать собой – величайшая власть. Сенека
Можно ли научиться управлять собой?
Цель: 1. учиться владеть собой в различных ситуациях ; 2. Составление практических советов, правил, которые помогут понимать себя и не конфликтовать по мелочам с другими людьми
Правила работы в группе В группе должен быть организатор обсуждения, Каждый может высказать свою версию решения, Один говорит, а остальные слушают, Каждая версия обсуждается в группе, В группе согласуется общее решение, Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.
Человек может управлять своим поведением Человек не может управлять своим поведением Последствия со знаком + Последствия со знаком -
Самоубеждение _ Самовнушение Спор с самим собой, анализ возможных средств достижения поставленной цели, способность вести себя не так как хочется, а так как нужно Это способность принимать решения без сопротивления, без анализа
Я считаю, что в моём характере эта черта мне… Аргументы за аргументы против
Правильные мысли Даже если… В любом случае…
Учитесь властвовать собой
На занятии было легко… На занятии было трудно… Я понял… Я открыл для себя… Мне было интересно узнать… Я буду применять…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/18/picture-109908-1350539342.jpg)
Презентация «Как научиться управлять классом»
Материал может быть использован при проведении методического объединения классных руководителей общеобразовательных школ....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/28/picture-286516-1377706967.jpg)
Тренинговое занятие "Можно ли научиться управлять собой"
Тренинговое занятие "Можно ли научиться управлять собой"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/03/picture-305863-1380779713.jpg)
Несколько методических советов, или как научиться управлять классом.
Порядок, ограничения, твердость и доброта — вот основные черты позитивного и эффективного поведения в классе. Как метко заявлял известный американский педагог X. Жино: «Дисциплина - это череда м...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/05/picture-87326-1401967914.jpg)
Классный час-тренинг "Можно ли научиться управлять собой?"
Цель: профилактика депрессивных состояний в подростковой среде.Задачи:1. Актуализировать стратегии поведения в стрессовых ситуациях.2. Сформировать навыки саморегуляции.3. Сформировать навыки конструк...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/11/picture-523530-1415698664.jpg)
Воспитательский час: Можно ли научиться управлять собой.
Воспитательский час: Можно ли научиться управлять собой....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/01/picture-408224-1480616703.jpg)
«Как помочь подростку научиться управлять своими эмоциями».
Устный журнал на тему:«Как помочь подростку научиться управлять своими эмоциями».Цели: расширить представления родителей об эмоциональной сфере подростков и о способах управления эмоциями. П...