Классный час-тренинг "Можно ли научиться управлять собой?"
классный час (11 класс) на тему
Цель: профилактика депрессивных состояний в подростковой среде.
Задачи:
1. Актуализировать стратегии поведения в стрессовых ситуациях.
2. Сформировать навыки саморегуляции.
3. Сформировать навыки конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.
Предполагаемый результат: приобрести навыки управления стрессом в жизненных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl.chas_-_mozhno_li_nauchitsya_upravlyat_soboy_10-11_klassy_dontsova_s.m.docx | 36.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Алтайская средняя общеобразовательная школа»
Табунского района Алтайского края
Классный час
«Можно ли научиться управлять собой?»
Классный руководитель 10-11 классов
МБОУ «Алтайская СОШ»
Донцова С.М.
с. Алтайское
2014г.
Цель: профилактика депрессивных состояний в подростковой среде.
Задачи:
1. Актуализировать стратегии поведения в стрессовых ситуациях.
2. Сформировать навыки саморегуляции.
3. Сформировать навыки конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.
Предполагаемый результат: приобрести навыки управления стрессом в жизненных ситуациях.
Структура тренинга:
1 этап (организационный) 5 мин.
Задачи этапа:
- познакомить с правилами работы в группе;
- повысить эмоциональный фон группы;
- создать условия для дальнейшей работы на занятиях.
1. Приветствие. Настрой на работу. СЛАЙД 2, 3
Ритуал приветствия: все хором “Всем привет!”
Правила поведения на тренинге:
1. Один говорит – все слушают.
2. На тренинге никто не осуждается.
СЛАЙД 4 Повелевать собой - величайшая власть
Сенека
- Мотивационный блок.
Учащимся предлагается поработать в группах (делимся на группы с помощью табличек) и определить тему сегодняшнего занятия.
1 группе:
В V веке до нашей эры греческий воин, пробежавший 42 километра из местечка Марафон в Афины и, сообщив весть о победе греков над персами, пал мертвым. Это в память о нем самая длинная дистанция в современной легкой атлетике (42 километра 195 метров) называется марафонкой.
2 группе:
Во время одного из сражений к Наполеону подскакал посланец. Передавая письмо, он закачался в седле.
— Вы ранены? - спросил Наполеон.
— Нет, убит! - ответил посланец, падая мертвым.
Как вы думаете, о чем пойдет разговор на сегодняшнем занятии?
СЛАЙД 5 Тема занятия «Можно ли научиться управлять собой?»
2. Упражнение «Снежный ком» (5 мин.)
Участники группы садятся в круг.
Инструкция: “ Начнем нашу работу: каждый по очереди будет называть свое имя и то, что его больше всего раздражает. Не забываем, что первый говорит свое имя и нужную причину негативного настроения (поясняя причину), затем следующий говорит сначала имя и ситуацию первого человека, а потом свою и так до конца. Последний участник сначала перечисляет всех и только потом рассказывает о себе”.
Комментарии к упражнению: такое представление требует от участников внимательности. Это упражнение является ритуалом на каждом занятии, изменяется только тема – что позволяет участникам группы побольше узнать друг друга, а также способствует сплочению группы.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие возникли трудности в ходе данного упражнения?
2. Какие ситуации было трудно пояснить?
2 этап (основная часть)
1. Теоретический блок (5 минут).
Понятие “стресс” давно и прочно вошло в повседневный обиход. Мы привыкли объяснять свои неудачи усталостью, вызванной стрессом; ежедневно выслушиваем рекомендации по борьбе с ним с экранов телевизоров; знаем, что к нему приводит обилие информации. А что же это такое — стресс?
СЛАЙД 6, 7
Стресс - негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации.
Знаменитый канадский исследователь Ганс Селье рассматривал стресс как реакцию на изменение обстоятельств.
В 1960-х годах американскими психологами Холмсом и Рейхом была разработана шкала перемен, оказывающих стрессовое воздействие на человека.
В соответствии с этой шкалой, в которой более 40 позиций, смерть близкого человека соответствует 100 баллам, развод — 73, болезнь или травма — 53, изменение состояния здоровья у одного из членов семьи — 44, начало или окончание учебы в школе — 26, смена школы — 20, отпуск или каникулы — 13 и т.д.
А сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем в интересную игру.
2. Упражнение № 1 “Чепуха” (5 мин.)
Задачи упражнения:
- способствовать развитию творческого потенциала,
- эмоциональный разогрев.
Участники садятся в круг.
Инструкция: “Каждый участник получает лист бумаги и пишет на нем ответ на вопрос преподавателя, после чего загибает лист таким образом, чтобы его ответ не был виден, и передает своему соседу. Тот письменно отвечает на следующий вопрос, вновь загибает лист, передает дальше и т.д. Когда вопросы закончились, каждый участник разворачивает лист, читает записанные на нем ответы. (по 5 чел подгруппы)
Перечень вопросов: Кто? Где? С кем? Чем занимались? Как это происходило? Что запомнилось? И что в итоге получилось?
Комментарии к упражнению: внешне упражнение напоминает шутку, однако получившиеся тексты иной раз оказываются весьма неожиданными и заставляются задуматься над теми проблемами, которые значимы для участников.
Вопросы для обсуждения: подробно обсуждать эту процедуру необходимости обычно нет. Достаточно попросить участников высказаться, какой из получившихся текстов показался им наиболее интересным и чем именно.
3. Теоретический блок (5 минут).
Ведущий говорит участникам о том, что стресс, как правило, сопровождается негативными эмоциями, такими как злость, страх, грусть, и негативными состояниями, такими как раздражение, беспомощность, апатия. Можно попросить участников привести примеры из своего опыта. Подводя итог, ведущий подчеркивает, что никому не нравится переживать эти эмоции и состояния, однако в природе нет ничего лишнего. Каждая эмоция выполняет определенную функцию и зачем-то нужна.
Далее участники обсуждают, зачем человеку нужна способность испытывать негативные эмоции и состояния: злость; страх; грусть; апатия. СЛАЙД 7
Ведущий подводит итог обсуждения. Выводы высвечиваются на экране.
Примерные варианты выводов: СЛАЙД 8
– злость - мобилизует нашу энергию, позволяет защититься;
– страх - сигнализирует об опасности;
– грусть - побуждает нас задуматься;
– апатия - дает “передышку”, позволяет отстраниться от ситуации, взглянуть на нее со стороны.
Но так как у нас злиться пока не на кого, мы поиграем в следующую игру.
4. Упражнение № 2 “Пересадка сердца” (15 мин.)
Задачи упражнения:
- развитие толерантности при ответственном выборе,
- развитие саморегуляции эмоционального фона в стрессовой ситуации во время принятия ответственного решения.
Инструкция: “Разделитесь на группы. Представьте себе, что вы бригада хирургов, которой предстоит сделать операцию по пересадке сердца. У вас есть одно донорское сердце на 10 человек и 10 минут на принятие решения, кого именно вы будете оперировать. Решение должно быть принято единогласно, в противном случае операция не состоится, и пациенты могут погибнуть.
СЛАЙД 9 Каждая подгруппа получает список кандидатов на операцию.
Список кандидатов:
Бывший чемпион, 28 лет. Защищал честь страны. Мастер спорта международного класса. Пострадал в автомобильной аварии в состоянии алкогольного опьянения. Холост.
Женщина, 52 года. Мать пятерых взрослых детей.
Священник, 27 лет.
Мужчина, 40 лет, отец двоих детей. Бывший сотрудник КГБ, бывший депутат, сейчас бизнесмен.
Девочка, 5 лет. Задержка психического развития.
Студент, 20 лет, депрессия, две попытки суицида.
Мужчина, 48 лет, врач-онколог, ученый, разрабатывает лекарство от рака. Близок к решению проблемы. Гомосексуалист.
Женщина, 25 лет, мать одного ребенка, ВИЧ-инфицирована.
Женщина, 30 лет, работница коммерческого секса.
Мальчик, 8 лет, единственный ребенок в семье, болен диабетом.
По окончании обсуждения каждая подгруппа озвучивает свое решение и аргументирует его”.
Вопросы для обсуждения: Пожалуйста, ответьте на три вопроса: Легко ли было принимать решение? Что повлияло на принятие решения? В чем вы видите смысл упражнения?
Резюме тренера. При выборе кандидата на операцию вы руководствовались разными аргументами. Было видно, что вы старались быть справедливыми. И все-таки, может быть, невольно, вы поставили “оценку” каждому человеку. А ведь врачи не имеют права ставить моральные оценки. Они руководствуются совсем другим. Их выбор в данном случае будет основан на совместимости донорского органа и реципиента.
Принятие решения должно быть основано на объективных фактах, а не социальных оценках.
Также бывает в жизни. Мы хотим быть справедливыми и при этом забываем, что не вправе судить других людей. Нам могут не нравиться их поступки, их стиль жизни. Мы даже можем решить, что не хотим дружить с ними, но мы не можем судить их.
Если нам не нравятся их привычки, мы будем вести себя по-другому. Если нам не нравится, как человек строит свою жизнь, мы будем строить свою жизнь по-другому. Но это нам не нравится. А они имеют право.
Когда мы принимаем решение, мы не должны принимать на себя роль судьи. Решения всегда лучше принимать, исходя из объективных обстоятельств, оставаясь терпимыми и толерантными к разным людям.
5. Теоретический блок (5 минут).
Ситуации, подобные той, которую мы рассмотрели, к сожалению, часто вызывают конфликт. Давайте рассмотрим это понятие. Ведущий дает определение: СЛАЙД 10 “Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов”.
Участники обсуждают, возможно ли в жизни полностью избежать конфликтов; если между друзьями возникает конфликт, значит ли это, что дружбе пришел конец.
Ведущему на заметку. Необходимо, чтобы участники поняли: конфликты являются неотъемлемой частью повседневной жизни людей. При кажущейся на первый взгляд негативной окраске, конфликты часто приводят к созиданию нового, более совершенного способа взаимодействия. Участникам предлагается найти доказательства или опровергнуть утверждение “В споре рождается истина”.
СЛАЙД 11 Дается определение понятию “компромисс”, которое также помещается на доску или в центр круга: “Компромисс — это соглашение на основе взаимных уступок”.
Необходимо особо подчеркнуть, что компромисс возможен, если обе стороны проявляют стремление разрешить конфликт мирным путем, в противном случае конфликт может привести к разрыву отношений, к ссоре.
Следует сказать участникам: для того чтобы конструктивно решать конфликты или не допускать их развития, в серьезных областях взаимодействия людей созданы различные правила. Предложить подумать, какие существуют правила на случай конфликтов между: пешеходами и водителями (правила дорожного движения); покупателями и продавцами (правила торговли); работодателями и работниками (должностные инструкции) и т.п. Подчеркнуть, что правила решения житейских конфликтов между близкими людьми (родственниками или друзьями) тоже существуют.
СЛАЙД 12
“Беспроигрышный метод решения споров”
1. Выясните как можно точнее, в чем именно дело, какова причина разногласий.
2. Постарайтесь найти максимальное количество вариантов решения конфликта.
3. Дайте оценку всем вариантам и выберите тот, что максимально соответствует интересам всех сторон конфликта, договоритесь действовать в соответствии с ним.
4. Обязательно следуйте достигнутым договоренностям.
5. Обсудите, что вы предпримете, если дела пойдут не так, как вы хотели.
6. Упражнение № 5 “Мусорное ведро” (5 мин.)
Задачи упражнения:
- повышение эмоционального фона группы;
- профилактика депрессивных состояний.
Инструкция: “Участникам раздается бумага и ручки, а также дается время на то, чтобы они нарисовали или написали все, что их раздражает в большой степени. Дается не более 5 минут”.
После чего по желанию участники могут рассказать, что они изобразили или написали на своих рисунках. Затем посередине круга ставиться мусорное ведро, участникам предлагается порвать на маленькие кусочки свои листы бумаги так, чтобы не осталось ни одного целого слова или картинки и выбросить в мусорное ведро.
7. Учитесь управлять собой (по книге Д.Карнеги) СЛАЙД 13-28
3 этап (заключительный) (5 мин.)
Рефлексия.
Участники сидят в кругу. Подводится итог занятия: перечисляются новые понятия и приобретенные навыки.
Каждый участник по часовой стрелке делится своими впечатлениями, эмоциями о пройденном тренинге и прощается.
Итог занятия.
Хотелось бы предложить вам творческое задание. Попробуйте написать отзыв о сегодняшнем классном часе, который пополнит нашу классную летопись.
А сейчас все вместе выполним упражнение: (ведущий произносит фразу, учащиеся хором повторяют и выполняют движения)
Познавая себя, я дотянусь до звезд (руки вверх, посмотрели на потолок)
И никогда не упаду так низко. (наклонились, руки вниз)
И весь мир откроется для меня, (выпрямились, руки в стороны)
И возьмет меня в свои объятия. (обнялись с рядом стоящими справа, слева)
СЛАЙД 29
Ритуал прощания.
Упражнение «Я желаю тебе…»
СЛАЙД 30
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Как научиться управлять классом»
Материал может быть использован при проведении методического объединения классных руководителей общеобразовательных школ....
Тренинговое занятие "Можно ли научиться управлять собой"
Тренинговое занятие "Можно ли научиться управлять собой"...
классный час Можно ли научиться управлять собой?
Цель: 1. Создавать условия для формирования нравственных основ взаимоотношения между людьми, умение владеть собой в различных стрессовых ситуациях....
Несколько методических советов, или как научиться управлять классом.
Порядок, ограничения, твердость и доброта — вот основные черты позитивного и эффективного поведения в классе. Как метко заявлял известный американский педагог X. Жино: «Дисциплина - это череда м...
Воспитательский час: Можно ли научиться управлять собой.
Воспитательский час: Можно ли научиться управлять собой....
«Как помочь подростку научиться управлять своими эмоциями».
Устный журнал на тему:«Как помочь подростку научиться управлять своими эмоциями».Цели: расширить представления родителей об эмоциональной сфере подростков и о способах управления эмоциями. П...
Как научиться управлять собой
Час общения....