Внеклассное мероприятие с обучающимися 11 класса в форме проблемного диалога по теме: «Деньги – это…»
классный час (11 класс) на тему

Воронцова Елена Михайловна

 

Классный час направлен на формирование нравственных представлений о деньгах. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_dengi_-_eto.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Уссурийское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель начальника

 училища по ВР

 ФИО

                                                                                                 «__»  ____ 20__ г.  

План проведения внеклассного мероприятия

с обучающимися 7 курса (11 класса) в форме

проблемного диалога по теме: «Деньги – это…»

 

Форма проведения: проблемный диалог

Цель: способствовать формированию нравственных представлений о деньгах.

Задачи: Обсудить значение денег в жизни человека, уяснить сущность отношения суворовцев к деньгам, выявить противоречия и проблемы суворовцев на пути формирования нравственного отношения к деньгам как средству, а не цели жизни.

Дата проведения: _________

Время проведения: 60 мин.

Место проведения: 1 рота, класс № 3

Материальное обеспечение: компьютер, проектор, интерактивная доска, жетоны для проведения конкурса «Пословицы о деньгах», слайдовая презентация «Деньги – это…».

Этапы внеклассного мероприятия:

I. Организационный момент – 3 мин.

II. Основная часть – 52 мин.

  1. Выступление суворовцев _____, ________, ________,  ____ «Об истории денег»
  2. Мини – конкурс «Пословицы и поговорки о деньгах»
  3. Физкультминутка
  4. Работа в группах: «Семейный бюджет»
  5. Выступления суворовцев после работы в группах
  6. Работа в группах: обсуждение предложенных ситуаций
  7. Викторина «Деньги»

III. Заключительная часть, подведение итогов, рефлексия – 5 мин.

Ход проблемного диалога.

        Слайд № 1 «Тема классного часа»

        Слайд № 2 «Эпиграф к классному часу»

«И в стертых исчисляется монетах

Цена великих дел, поэтами воспетых»

Э. Верхарн

        Вступительное слово педагога организатора: Здравствуйте, товарищи суворовцы! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о деньгах. Мы попытаемся разобраться: деньги – это цель или средство, счастье или зло.

        Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. Деньги определяют достаток семьи, самостоятельность фирм, благополучие государства. Появление денег было не менее важно для развития человечества, чем изобретение паровой машины, железных дорог или телефона. Никакие машины не способны выполнить так много работы и сберечь столько человеческих сил, как деньги. Но в то же время деньги вызывают ожесточенную борьбу за обладание ими, причем борьбу злую и беспощадную. Жажда денег доводит людей до преступлений, развивает алчность, скупость, превращает накопление денег в жизненную цель. Сколько смертей, сколько горя связано с жаждой денег! Вот как высказался об этом А.С. Пушкин в своем произведении «Скупой рыцарь»:

Барон смотрит на свое золото. 
Кажется, не много, 
А скольких человеческих забот, 
Обманов, слез, молений и проклятий 
Оно тяжеловесный представитель! 
Да! если бы все слезы, кровь и пот, 
Пролитые за все, что здесь хранится, 
Из недр земных все выступили вдруг, 
То был бы вновь потоп - я захлебнулся б 
В моих подвалах верных.

Любимый предмет – денежные дела, трудности семейного быта, возможность заработков. И, наверняка, все согласятся с мнением поэта: «Хотя нам деньги счастья не приносят, но с ними много легче быть несчастным».

        Общий язык с деньгами найти можно, если не делать накопление смыслом всей своей жизни и, тем более, не использовать для этого нечестные, хотя и очень соблазнительные методы. Культура общения с деньгами - часть общей культуры человека. Она заключается в здоровом отношении человека к деньгам, должна быть основой отношений между людьми, в которых, так или иначе, используются деньги. Именно такая мысль заложена в «Заповедях русских купцов», которые и сегодня не утратили своей нравственной ценности.

        Посмотрите на слайд, вы видите эти Заповеди.

Слайд № 3,4,5  «Заповеди русских купцов»

II. Основная часть.

Педагог - организатор: сейчас _____, _________, _____, ________ познакомят нас с историей возникновения денег.

Выступление суворовца ______

Слайд № 6-10 «Из истории денег»

Точную дату появления денег назвать невозможно. Кто их изобрел, тоже неизвестно. Произошло это примерно 7 тысяч лет назад. Пока первобытные люди производили мало продуктов питания и других самых необходимых предметов, деньги им не требовались. Со временем жизнь усложнилась, появилась возможность производить некоторые излишки изделий и производить обмен. Но проблема: как обменять овцу на глиняный горшок? Или курицу на овощи? Долго маялись наши предки, пока не сообразили: надо выбрать из товаров какой-то один и сравнить его с ценностью других. Такой товар деньгами как таковыми не был, но роль их до поры до времени выполнял успешно.

Выступление суворовца ________

В разные времена и у разных людей деньги выглядели и назывались по-разному. Например, самые первые русские деньги ходили на четырёх ногах, мычали и блеяли. Кстати, домашние животные выполняли роль денег у многих народов. Скот считали по головам. От количества голов зависело богатство хозяина. Древние римляне произносили слово «головы» как «капитал». Отсюда потом и произошло понятие «капитал», что означало «главное имущество».

Выступление суворовца _________

Со временем роль всеобщего обменного товара закрепилась за цветными металлами - золотом и серебром, так как они легко превращаются в слитки, делятся на части и мало изнашиваются. Первые металлические монеты появились 27 веков назад. Это произошло в античном государстве на берегу Эгейского моря - Лидии на рубеже 8-7 веков д.н.э. Вскоре по достоинству монеты оценили в соседних, а потом и в дальних государствах.

В нашей стране первоначальной денежной единицей была гривна - серебряный слиток определённого веса. Гривну можно было рубить на четыре части, отсюда и название - рубль. Когда товар стоил дешевле, рубль разрубали пополам - получались две полтины. Кроме того, рубль можно было резать на пятьдесят резаней.

Название копейка появилось в связи с тем, что на серебряной монете Московского княжества с одной стороны был изображён святой Георгий на коне и с копьём в руке, от которого и пошло название монеты. Её прировняли к рублю в соотношении 100:1. Само же название «деньги» произошло от слова «деньга». Это серебряная монета, которую начали чеканить в годы правления Дм. Донского.

Но с появлением металлических денег проблемы всё-таки не исчезли. Пример: когда императрица Елизавета Петровна пожаловала М. В. Ломоносову примерно 2000 рублей, премию выплатили медными монетами. Она потянула на три с лишним тонны.

Выступление суворовца ________

Слайд №№ 11,12 «Бумажные деньги»

Бумажные деньги были изобретены в Китае в VIII веке. А в России бумажные деньги появились в 1769 году. Их название имеет латинские корни и понимается как «назначать», то есть вводить в обращение. Ввела в обращение бумажные деньги Екатерина II. Её портрет украшал 100-рублёвую купюру, ласково называемую «катенькой». Сейчас многие экономисты считают, что бумажные деньги устарели: быстро изнашиваются, сдерживают товарооборот. Так что лучше открыть в банке лицевой счет, получить пластиковую кредитную карточку, через которую можно оплачивать все услуги.

Педагог-организатор: А сейчас попрошу разделиться на две команды. Проведем небольшой конкурс «Пословицы и поговорки о деньгах». Победителем станет та команда, которая назовет больше пословиц и поговорок о деньгах. Подсчет проведем при помощи жетонов (за каждую пословицу и поговорку).

        Возможные ответы суворовцев:

Деньги любят счет.
Свой грош везде хорош.
Копейка рубль бережет.
Богатство разум рождает.
Долг платежом красен.
Долго спать - с долгом встать.
Денег куры не клюют.
И слова не скажи, только грош покажи.
Денежка дорожку прокладывает.
Захочешь добра — посыпь серебра.
Тот мудрен, у кого карман ядрен.
С деньгами мил, без денег постыл.
Есть грош, так будет и рожь.
Денежка не бог, а бережет.
Денег наживешь - без нужды проживешь.
Лишние деньги - лишняя забота.
Через золото слезы льются.
И то бывает, что и деньгам не рад.
Деньги что каменья: тяжело на душу ложатся.
Будешь богат, будешь и скуп.
Не хвались серебром, хвались добром.
Без денег сон крепче.
Меньше денег - меньше хлопот.
Без нужды живет, кто деньги бережет и т.д.

Педагог-организатор: А сейчас посмотрите на слайд. Вы видите: перечислены основные потребности людей, подумайте, какие из перечисленных потребностей людей можно удовлетворить только за деньги, а какие - нет:

Слайд № 13 «Потребности людей»

познание окружающего мира,

спокойная и безопасная жизнь,

постоянное саморазвитие,

пища,

влияние на других людей,

модные вещи, одежда,

любовь,

самоуважение,

хорошее здоровье,

уважение близких,

хорошо устроенный быт,

дружба,

образование,

развлечения,

общение с природой,

общение с людьми.

Ответы суворовцев:

Педагог-организатор: Делаем вывод - купить за деньги можно далеко не все. Самые дорогие вещи в жизни не имеют цены (здоровье, уважение близких, любовь). Поэтому экономьте на мороженом или пирожных, но не экономьте на обедах. Сэкономьте на супермодной одежде, но не экономьте на хорошей книге или хорошей музыке, которая вам нравится. Не обедняйте себя, стараясь все соизмерить с деньгами. Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого».

Педагог-организатор: Прервемся на физкультминутку

Педагог-организатор: Нам всем давно известен постулат: «Не в деньгах счастье». Но что же нужно человеку для счастья? Ответ на этот вопрос оказался вполне ожидаемым — деньги.  К такому выводу пришли немецкие социологи.  Они опросили 15 000 человек из 14 стран Европы, чувствуют ли они себя счастливыми и если да, то почему.

Исследователи установили, что люди, чей ежемесячный доход составляет 3000 евро, предсказуемо чувствуют себя счастливее тех, кто зарабатывает в месяц 900 евро и меньше. И самыми счастливыми европейцами оказались жители Дании, а самыми несчастными – россияне. счастливыми себя чувствуют лишь 37% опрошенных россиян.

«Счастье не в деньгах», соответствует ли  это действительности, или это поговорка для ленивых?

Почти любая религия мира говорит о бренности денег и о том, что человек может и  должен  быть счастлив, независимо от своего материального благополучия. Но за многие сотни  лет человечество все еще не пришло  к  этому  постулату, о чем свидетельствуют результаты опроса немецких ученных.

Трудно сказать, плохо это или хорошо. Наша  жизнь наполнена стремлением к зарабатыванию и добыванию денег. Нет, мы не думаем об этом ежеминутно, но когда приближается день зарплаты, настроение все-таки повышается. При этом никто не признает откровенно, что деньги — цель его жизни, что деньги — это счастье. Не обманываем ли мы себя?

Любопытно, что слова «богатство» и «счастье» на иврите звучат одинаково — «ошер». Пожалуй, уже стал вечным вопрос: «Сколько денег надо для счастья»?

За последние 30 лет доход на душу населения  с учетом инфляции, вырос более чем вдвое. Число домов с кондиционерами воздуха увеличилось в 7 раз, домов с посудомоечными машинами — в 5,5 раза. Означает ли это, что люди стали ощущать себя более счастливыми? Статистика утверждает обратное. За эти годы число тех, кто считает себя счастливыми, уменьшилось на 14 миллионов человек. Количество разводов удвоилось. Уровень тяжких преступлений вырос вчетверо. Численность заключенных в исправительных учреждениях повысилась в 5 раз. Количество людей, которые считают, что от них в этой жизни ничего не зависит, увеличилось вдвое. Похожая ситуация и в других странах.

А сейчас попробуем провести исследование у себя в группах.

Слайд № 14 «Планирование семейного бюджета»

Практическое задание в группах: «Семейный бюджет». Распределитесь на 4 группы. По окончанию работы, представитель каждой группы защитит мнение своей группы.

Предложена ситуация. Семья из 4 человек в небольшом городе:

Папа – работает  в городе, заработная плата 20 000 рублей.

Мама – работает, заработная плата 6 000 рублей.

Старший сын – студент, обучается в городе.

Младшая дочь – учится в школе по месту жительства.

Расходы на месяц (возможно, учтены не все)

Газ – 1500 руб.

Вода - 300 руб.

Электроэнергия – 500 руб.

Телефон  дом.– 275 руб., интернет- 450 руб.

Школьное питание  – 40  руб. в день

Расходы студента (в день) – 150 руб.

Вопрос: Как родители выделяют средства на карманные расходы детей?  Предложите пути экономии семейного бюджета.

Педагог-организатор: Сейчас, каждая группа защитит свой путь экономии семейного бюджета.

        Выступления суворовцев.

Педагог-организатор: Еще одно задание, также в группах - обсуждение предложенных ситуаций.

Ситуация 1.

Семья. Мама работает на двух работах, чтобы обеспечить дочь подростка всем необходимым. Дочь деньги, которые мама дает на обеды, тратит на косметику, различные развлечения. Из-за неправильного питания и недоедания девочка заболела, мама влезает в долги, работает  день и ночь, чтобы оплатить лечение дочери. Врачи ее осуждают в недолжном уходе за ребенком.

И так: одна группа рассуждает над действиями Мамы, вторая группа – над действиями Дочери. 

Обсуждение суворовцев.

 Ситуация 2.

 Пятый класс. Мальчик решил что-то купить и попросил у одноклассников одолжить ему сто рублей. Никто не одолжил. Тогда он предложил девочке вернуть через месяц сто пять рублей, если она даст сейчас сто. Девочка согласилась. Через месяц мальчик вернул, как и обещал, сто пять рублей, но рассказал об этом  родителям. Родители пришли к учительнице, а та сразу собрала детей, поставила девочку перед всем классом, сказала, что такое поведение – позор, и добавила: теперь понятно, почему в классе деньги пропадали, ясно, кто мог воровать. После того как закончился классный час, девочка пришла домой и наглоталась таблеток. К счастью, ее спасли, вовремя нашли бездыханной и отправили в больницу.

Рассуждаем с позиции участников ситуации:

1 группа – родители девочки

2 группа – родители мальчика

3 группа – учительница

4 группа - учитель – с позиции мальчика и девочки.

Обсуждение суворовцев.

В ходе дискуссии возникли вопросы:

Почему мальчик не обратился за помощью к родителям?

Почему родители мальчика обратились к учительнице?

Почему девочка дала деньги в долг под проценты?

Почему девочка не рассказала о данной ситуации дома?

О некорректном поведении учительницы.

Педагог-организатор: Проведем небольшую викторину «Деньги».

  1. Что такое семейный бюджет?
  2. Как называются деньги, которые поступают в семейный бюджет? (Доходы).
  3. Как называются деньги, которые тратятся из бюджета? (Расходы).
  4. Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет? (Налоги).
  5. Почему порой происходит так: одни работают, получают приличный доход, но живут так, что денег порой не хватает до зарплаты. А другие вроде бы и получают меньше, но всегда при деньгах? (не умеют планировать свой семейный бюджет).

6. Кто и в каком произведении восклицал: «Пиастры! Пиастры!»? (Попугай Флинт из «Острова сокровищ» Л. Стивенсона.)

7. Герои, какого романа, решая вопрос приобретения военной экипировки, выполняли такие расчеты?

- А во сколько вы оцениваете эту экипировку?

- О, дело плохо! Мы только что сделали подсчет, причем были невзыскательны, как спартанцы, и все же каждому из нас необходимо иметь, по меньшей мере, полторы тысячи ливров.

- Полторы тысячи, помноженные на четыре, - это шесть тысяч ливров.

- Правда, у нас уже есть седла... («Три мушкетера» А. Дюма.)

8 . «Там царь Кощей над златом чахнет». А где это - там? (В Лукоморье, сказка А.С. Пушкина.)

 Педагог-организатор: Ответьте на вопросы.

- Зачем необходимо планировать семейный бюджет?

- Какие советы вы бы дали для экономии семейного бюджета?

Ответы суворовцев

Педагог-организатор: Давайте еще раз четко сформулируем советы. 

Советы:

  1. Не стыдитесь вести денежные подсчеты.
  2. Избегайте вести подсчеты прилюдно. Многие люди могут вас не понять и счесть скрягой.
  3. Планируя расходы, будьте сдержанны.
  4. Не экономьте на заботе о своих близких! Подарки обрадуют их и вас: ведь подарки так же приятно дарить, как и получать. Неужели это удовольствие не стоит денег?
  5. Если вы в состоянии дать в долг - давайте и никогда не настаивайте, если ваш должник тянет с возвращением.
  6. Старайтесь не влезать в долги!

Педагог-организатор: И в конце мероприятия попробуем обсудить: «На что потратить первую зарплату»

Ответы суворовцев

III. Заключительная часть.

Педагог-организатор: Сегодня мы много поговорили о деньгах, обсудили проблемные ситуации. Можно сделать вывод, что деньги не плохи и не хороши сами по себе. Все зависит от качества личности человека, от того, на какие цели тратятся деньги.

Деньги могут приносить счастье человеку лишь в том случае, если он тратит их не только на себя, но и на других людей.

А закончить сегодня мероприятие я хочу следующими словами:

Больше работаешь, лучше живёшь,

Лучше работаешь, больше людям даёшь!

Старым и малым, и тем, кто в нужде.

А будет нужно – помогут тебе.

Помни, мой друг, - в делах не зевай,

Прибыль свою и страны умножай.

Прибыль – трудам и уменью награда.

Как получит её? Думать тут надо!

Сложно? Не просто! Но ты уж прости!

В жизни у нас нет другого пути!

Слайд № 15 «Спасибо за внимание»

Рефлексия: Оставит ли след в вашей памяти сегодняшний классный час? Что особенно запомнилось? (Ответы суворовцев). Большое спасибо за работу!

   

   Педагог-организатор                                         ФИО 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия для 2 класса по английскому языку на тему: "Мы говорим по-английски"

Мероприятие проходило в конце IV четверти. Учитывая тот факт, что обучение в школе ведется с 1 класса, проблем с проведением мероприятия не было....

План-конспект внеклассного мероприятия для обучающихся 7-9 классов на тему "Праздник особого назначения"

Цель мероприятия – изменить отношение подростков к государственному празднику Дню народного единства.Задачи мероприятия:1.  раскрыть историческую и духовно-нравственную суть Дня народного единств...

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1- 4 КЛАССОВ НА ТЕМУ: «Здоровым будь, о бедах позабудь!»

Цель: расширение знания детей о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, о правильном питании. Задачи: * Воспитание интереса к здоровому образу жизни. * Развитие общей культуры личнос...

Внеклассное мероприятие в 5 классе по трудовому воспитанию по теме: "Уход за одеждой"

Внеклассное мероприятие в 5 классе коррекционной школы....

Внеклассное мероприятие в 5 классе по русскому языку на тему "Увлекательный русский язык"

Материалы к внеклассному мероприятию по русскому языку в 5б классе...