Профориентационная работа
методическая разработка (8 класс) на тему

Дрёмина Татьяна Владимировна

Выбор профессии — наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию.

 Два главных направления работы психолога по профессиональной ориентации школьников:

проведение информационно-просветительской работы

проведение индивидуальных консультаций с учащимися.

Информационно-просветительская работа осуществляется в соответствии с программами:

1. Программа курса «Выбор профессии» для учащихся 9-х классов. Составитель Дремина Т.В.

2. Программа предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов  «Психология и выбор профессии». Автор:  Г.Резапкина.

На занятиях формируется умение самостоятельно делать выбор дальнейшего образования старшеклассниками с учетом интересов, склонностей, способностей и потребностей современного рынка труда, развиваются навыки стрессоустойчивости и саморегуляции. На занятиях использую презентации: «Самооценка и уровень притязаний», «Современный рынок труда».

 

Профориентация предполагает диагностическую работу, которая предполагает выявление интересов, склонностей, направленности личности, первичных профнамерений; выявление мотивации выбора профессии; определение выраженности способностей. При этом используются самые различные методики диагностики (Карта интересов,  Опросник Голланда, ДДО и т.д.)

 

Кроме того с учащимися проводятся классные часы по профориентационной тематикеМир профессий», «Типы профессий», «Склонности, способности, интересы», «Как выбрать профессию не совершив ошибку», «Формула успеха»).

Занятия включают в себя и профориентационные игры и сюжетно – ролевые игры, знакомство с информационными буклетами.

 

Проводятся беседы и консультации с учащимися, как групповые, так и индивидуальные по определению соответствия "профиля личности" и профессиональных требований, внесениею корректив в профнамерения учащихся; по формированию готовности к самоанализу, самооценке реальному уровню притязаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карта первичной индивидуально-психологической профконсультации

Фамилия, имя, отчество ________________________________________

Возраст ______________ Школа __________Класс ______Дата _______

1. Состояние здоровья:

а) здорова,

б) функциональное отклонение,

в) хроническое заболевание.

Заключение подросткового врача.

2. Информированность о мире профессий:

а) полная

б) недостаточная

в) отсутствует

3. Наличие профессионального плана:

профессия ________________________________________________

учебное заведение___________________________________________

4. Сформированность профессионального плана:

а) сформирован

б) частично сформирован

в) не сформирован

5. Осознанность выбора профессии:

6. Ведущие мотивы:

7. Сведения из "Анкеты оптанта":

любимые занятия__________________________________________

опыт работы______________________________________________

успешность обучения дисциплинам:

естественным _________ точным _______________

гуманитарным _________ труду _______________

а) ярко выражены (в какой области деятельности?)

б) не выражены

8. Интересы и склонности ДДО:

П-Т-Ч-З-Х - карта интересов:

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29.

9. Коммуникативные и организаторские склонности:

К - 1, 2, 3, 4, 5;

К - 1, 2, 3, 4, 5.

10. Выраженность профессиональных интересов и склонностей.

11. Особенности поведения _____________________________________

12. Заключение профконсультанта:

а) оптант не нуждается в углубленной профконсультации (профплан обоснован, профплан сформирован в процессе консультации)_____________________________________________________

б) оптант нуждается в углубленной профконсультации _______________________________________

Рекомендации профконсультанта: область деятельности, профессия ______________________

Пути профессионализации ______________________________________

Запасной вариант профессионального выбора______________________

_____________________________________________________________

Домашнее задание _____________________________________________

Противопоказанные сферы деятельности __________________________

_____________________________________________________________

Психолог-консультант:_________________________________________

(подпись)

В углубленной профконсультации необходим анализ индивидуальных особенностей каждого ученика. Результатом обобщения всех характеристик является индивидуальная психологическая карта. Приведем конкретный пример такой карты.



Предварительный просмотр:

Карта интересов

Для определения ваших ведущих интересов предлагаем перечень вопросов. Подумайте перед ответом на каждый вопрос и постарайтесь дать точный ответ. Если вы убедились не раз, что вам очень нравится то, о чем спрашивается в вопросе, то в листе ответов поставьте два плюса, если просто нравится, то – один плюс, если не знаете, сомневаетесь – ноль, если не нравится – один минус, а если очень не нравится – два минуса. Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного.

Любите ли вы? Нравится ли вам? Хотели бы вы?

  1. Читать научно-популярную литературу об открытиях в области физики, о жизни и деятельности выдающихся физиков.
  2. Решать математические задачи.
  3. Знакомиться с достижениями современной техники (смотреть телепередачи, читать газеты и журналы).
  4. Узнавать об открытиях в области химии, о жизни и деятельности выдающихся химиков.
  5. Изучать ботанику, зоологию, биологию.
  6. Узнавать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах, о достижениях в области медицины.
  7. Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим картам.
  8. Читать книги об исторических личностях и событиях, истории возникновения новых народов и государств.
  9. Читать произведения классиков мировой литературы.
  10. Письменно излагать свои мысли, вести дневник.
  11. Заниматься иностранным языком.
  12. Любить детей и стараться помогать им познавать мир.
  13. Интересоваться историей развития искусства, обсуждать кинофильмы, выставки, слушать музыку.
  14. Интересоваться искусством кулинарии, дизайна, интерьера помещений, конструированием одежды, машин, мебели.
  15. Узнавать о событиях, происходящих в республике, стране, международном положении.
  16.  Интересоваться вопросами экономического развития России, экономическими реформами.
  17. Узнавать о проблемах в области соблюдения прав человека.
  18. Читать книги о войнах, сражениях, узнавать о работе спасателей, службе в силовых ведомствах (пожарная охрана, ФСБ).
  19. Читать газеты, журналы, книги о спорте и выдающихся спортсменах.
  20. Решать задачи по физике.
  21. Читать научно-популярную литературу о жизни и деятельности выдающихся математиков, о математических открытиях.
  22. Работать с самой современной техникой, знать ее устройство и эксплуатацию.
  23. Находить химические явления в природе.
  24. Наблюдать за ростом и развитием животных, растений длительное время.
  25. Убеждать в необходимости беречь здоровье, пропагандировать здоровый образ жизни.
  26. Участвовать в географических и геологических экспедициях.
  27. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры.
  28. Писать сочинения.
  29. Читать и обсуждать газетные, журнальные статьи и очерки.
  30. Работать с иностранными словарями, делать переводы с иностранного языка.
  31. Объяснять товарищам, как выполнять учебные задания, если они не могут выполнить самостоятельно, возможно по несколько раз.
  32. Декламировать, петь, выступать на сцене, играть на музыкальных инструментах и т.д.
  33. Шить, вязать, мастерить, готовить пищу, ремонтировать приборы.
  34. Любите ли брать на себя ответственность, руководить.
  35. Узнавать о новых достижениях в области экономики, предпринимательства, налогообложения.
  36. Интересоваться юридической литературой.
  37. Принимать участие в военно-спортивных состязаниях, военных играх (типа «Зарница»), походах.
  38. Ходить на спортивные матчи и состязания.
  39. Заниматься в кружке «Занимательная физика».
  40. Участвовать в математических конкурсах.
  41. Собирать и ремонтировать различные механизмы, технику (часы, утюг, автомобиль).
  42. Проводить опыты по химии.
  43. Ухаживать за растениями и животными, воспитывать их.
  44. Выслушивать жалобы больных, ухаживать за больными, оказывать им помощь.
  45. Составлять географические карты.
  46. Изучать историю родного края.
  47. Писать рассказы или сочинять стихи.
  48. Смотреть теленовости и тематические передачи.
  49. Беседовать на иностранном языке.
  50. Заниматься с детьми: играть, читать им книги, что-либо рассказывать, помогать, организовывать игры, праздники для детей и сверстников.
  51. Принимать участие в художественной самодеятельности.
  52. Оказывать людям различные услуги.
  53. Организовывать, сплачивать людей на какое-либо дело, мероприятие.
  54. Интересоваться вопросами развития экономики.
  55. Интересоваться особенностями законодательства, знакомиться с различными законами.
  56. Смотреть телепередачи о военной службе, работе ФСБ, МЧС, МВД.
  57. Играть в спортивные игры, заниматься в спортивных секциях.
  58. Проводить опыты по физике.
  59. Организовывать математические викторины.
  60. Разбираться в технических чертежах и схемах.
  61. Разбираться в химических процессах, свойствах химических элементов, решать задачи по химии.
  62. Заниматься в биологическом кружке, проводить опыты по биологии.
  63. Знакомиться с работой медсестры, врача, фармацевта.
  64. Интересоваться географией и геологией.
  65. Заниматься в историческом кружке.
  66. Заниматься в литературном кружке.
  67. Писать заметки, статьи в стенгазету, периодическую печать, участвовать в работе редколлегии.
  68. Участвовать в конкурсах, конференциях, олимпиадах по иностранному языку.
  69. Выполнять работу старосты класса, руководителя, организатора.
  70. Заниматься в драмкружке, художественной, музыкальной студии.
  71. Помогать покупателю выбрать покупку, которая ему нужна.
  72. Подготавливать и проводить классные часы, мероприятия.
  73. Точно вести расчет своих денежных расходов и доходов.
  74. Готовить доклады, сообщения на правовую тематику.
  75. Жить по жестко установленному режиму, строго выполнять распорядок дня.
  76. Принимать участие в спортивных состязаниях.



Предварительный просмотр:

Фамилия________________________ Имя ________________ класс____

1

20

39

58

2

21

40

59

3

22

41

60

4

23

42

61

5

24

43

62

6

25

44

63

7

26

45

64

8

27

46

65

9

28

47

66

10

29

48

67

11

30

49

68

12

31

50

69

13

32

51

70

14

33

52

71

15

34

53

72

16

35

54

73

17

36

55

74

18

37

56

75

19

38

57

76

Фамилия________________________ Имя ______________ класс______

1

20

39

58

2

21

40

59

3

22

41

60

4

23

42

61

5

24

43

62

6

25

44

63

7

26

45

64

8

27

46

65

9

28

47

66

10

29

48

67

11

30

49

68

12

31

50

69

13

32

51

70

14

33

52

71

15

34

53

72

16

35

54

73

17

36

55

74

18

37

56

75

19

38

57

76

Фамилия_________________________ Имя _______________класс____

1

20

39

58

2

21

40

59

3

22

41

60

4

23

42

61

5

24

43

62

6

25

44

63

7

26

45

64

8

27

46

65

9

28

47

66

10

29

48

67

11

30

49

68

12

31

50

69

13

32

51

70

14

33

52

71

15

34

53

72

16

35

54

73

17

36

55

74

18

37

56

75

19

38

57

76

Фамилия___________________________ Имя _____________ класс____

1

20

39

58

2

21

40

59

3

22

41

60

4

23

42

61

5

24

43

62

6

25

44

63

7

26

45

64

8

27

46

65

9

28

47

66

10

29

48

67

11

30

49

68

12

31

50

69

13

32

51

70

14

33

52

71

15

34

53

72

16

35

54

73

17

36

55

74

18

37

56

75

19

38

57

76



Предварительный просмотр:

Опросник Голланда

Каждый человек по своим личностным качествам подходит к определенному типу профессий. Данная модификация теста Голланда, основанная на соотнесении типов профессии с индивидуальными особенностями человека, призвана помочь выбрать профессию с учетом, в первую очередь личностных особенностей ..

1 этап

Инструкция: Вам необходимо как бы "примерить" на себя шесть утверждений, касающихся различных типов профессий, найти им место в таблице и отметить.

 

 

Абсолютно верно

Скорее верно

Неверно

Не знаю

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

Утверждение 1. Ты - практик, склонный заниматься конкретными делами. Предпочитаешь работу, приносящую конкретные, ощутимые результаты для себя и для других. Тебя не пугает физический труд. Тебя интересует работа с техникой, требующая практического склада ума, хорошо развитых двига тельных навыков.

Утверждение 2. Ты, скорее, теоретик, чем практик. Тебе нравится заниматься изучением, исследованием какой-либо проблемы, получением новых знаний. Ты предпочитаешь работу, приносящую радость познания, а иногда и радость открытия, работу, требующую абстрактного склада ума, способностей к анализу и систематизации информации, широкого кругозора.

Утверждение 3. Ты - "коммуникатор", любящий работать с людьми и для людей, поэтому тебя, вероятно, заинтересует работа, связанная с обучением, воспитанием, обслуживанием клиентов, оказанием помощи нуждающимся и т.п. Тебе интерес на эмоционально насыщенная, живая работа, предполагающая интенсивное взаимодействие с людьми и умение общаться.

Утверждение 4. Тебе нравится работать с документами, текстами, цифрами, в том числе с использованием компьютерных средств. Работа спокойная, без особого риска, с четким кругом обязанностей. Она может быть связана с обработкой ин формации, с расчетами, вычислениями, требующими точности, аккуратности, усидчивости. Тебе хотелось бы избежать частого общения, необходимости управлять другими людьми и отвечать за их действия.

Утверждение 5. Ты - организатор, ориентированный на активную преобразовательную деятельность. Ты предпочитаешь работу, дающую относительную свободу, самостоятельность, обеспечивающую положение в обществе, превосходство над другими, материальное благополучие; работу азартную и рисковую, требующую инициативности, предприимчивости, во ли, умения брать ответственность на себя.

Утверждение 6. Ты, вероятно, "свободный художник". Тебе подходят виды деятельности, дающие возможность творческого самовыражения, где нет жесткого режима, формальностей; работу, дающую простор фантазии, воображению, требующую развитого эстетического вкуса, специальных способностей (художественных, литературных, музыкальных).

2 этап.

Инструкция: Предположим, что после соответствующего обучения ты сможешь выполнять любую работу. Из предложенных ниже пар профессий надо выбрать одну, которая тебе больше подходит (исходя из твоих способностей и возможностей). Рядом с названием профессии в скобках стоит код. В бланке ответов, напротив кода выбранной профессии, поставь знак "+". Подсчитай количество плюсов в каждой строке. Например, из пары "инженер" - "социолог" тебе интереснее профессия социолога. Код этой профессии - 2. Значит, в бланке ответов в графе "код профессий" надо поставить "+" рядом с цифрой 2. Если содержание профессии не совсем понятно, пользуйся словарем профессий на с. 40-49.

 

Код профессии

Выбор (фиксировать плюсом)

Сумма плюсов

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

 

5.

 

 

6.

 

 


Инженер (1) - Социолог (2)

Кондитер (1) – Священнослужытель (З)

Повар (1) - Статистик (4)

Фотограф (1) - Торговый администратор (5)

Механик (1) - Дизайнер (6)

Философ (2) - Врач (3)

Эколог (2) - Бухгалтер (4)

Программист (2) - Адвокат (5)

Кинолог (2) - Литературный переводчик (б)

Страховой агент (з) - Архивист (4)

Тренер (3) - Телерепортер (5)

Следователь (3) - Искусствовед (6)

Нотариус (4) - Брокер (5)

Оператор ЭВМ (4) - Манекенщица (6)

Фотокорреспондент (5) - Реставратор (6)

Озеленитель (1) - Биолог-исследователь (2)

Водитель (1) - Бортпроводник (3)

Метролог (1) - Картограф (4)

Радиомонтажник(1) - Художник по дереву (6)

Геолог (2) - Переводчик-гид (3)

Журналист (5) - Режиссер (6)

Библиограф (2) - Аудитор (4)

Фармацевт (2) - Юрисконсульт (3)

Генетик (2) - Архитектор (6)

Продавец (3) - Оператор почтовой связи (4)

Социальный работник (3) - Предприниматель (5)

Преподаватель вуза (3) - Музыкант-исполнитель (6)

Экономист (4) - Менеджер (5)

Корректор (4) - Дирижер (6)

Инспектор таможни (5) - Художник-модельер (б)

Телефонист (1) - Орнитолог (2)

Агроном (1) - Топограф (4)

Лесник (1) - Директор (5)

Мастер по пошиву одежды (1) - Хореограф (б)

Историк (2) - Инспектор ГАИ (4)

Антрополог (2) - Экскурсовод (3)

Вирусолог (2) - Актер (б)

Официант (3) - Товаровед (5)

Главный бухгалтер (4) - Инспектор уголовного розыска (5)

Парикмахер-модельер (б) - Психолог (3)

Пчеловод (1) - Коммерсант (5)

Судья (3) - Стенографист (4)

Подсчитай количество плюсов в бланке ответов. Максимальное количество плюсов указывает на принадлежность к од ному из шести профессиональных типов.

/. Реалистический тип

Профессионалы данного типа склонны заниматься конкретными вещами и их использованием, отдают предпочтение занятиям, требующим применения физической силы, ловкости. Ориентированы в основном на практический труд, быстрый результат деятельности. Способности к общению с людьми, формулировке и изложению мыслей развиты слабее.

Чаще люди этого типа выбирают профессии механика, электрика, инженера, агронома, садовода, кондитера, повара и другие профессии, которые предполагают решение конкретных за дач, наличие подвижности, настойчивости, связь с техникой. Общение не является ведущим в структуре деятельности.

2. Интеллектуальный тип

Профессионалы данного типа отличаются аналитичностью, рационализмом, независимостью, оригинальностью, не склонны ориентироваться на социальные нормы.

Обладают достаточно развитыми математическими способностями, хорошей формулировкой и изложением мыслей, склонностью к решению логических, абстрактных задач.

Люди этого типа предпочитают профессии научно-исследовательского направления: ботаник, физик, философ, программист и другие, в деятельности которых необходимы творческие способности и нестандартное мышление. Общение не является ведущим видом деятельности.

ков, такие как: бухгалтер, патентовед, нотариус, топограф, корректор и другие, направленные на обработку информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.

Сфера общения в таких видах деятельности ограничена и не является ведущей, что вполне устраивает данный тип личности. Коммуникативные и организаторские способности развиты слабо, но зато прекрасно развиты исполнительские качества.

3. Социальный тип

Профессионалы данного типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны к сопереживанию, умению понять эмоциональное состояние другого человека.

Обладают хорошими вербальными (словесными] способностями, с удовольствием общаются с людьми. Математические способности развиты слабее.

Люди этого типа ориентированы на труд, главным содержанием которого является взаимодействие с другими людьми, возможность решать задачи, предполагающие анализ поведения и обучения людей. Возможные сферы деятельности: обучение, лечение, обслуживание и другие, требующие постоянного контакта и общения с людьми, способностей к убеждению.

 

4. Артистический тип

Профессионалы данного типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью мышления, высокой эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Обладают хорошей реакцией и обостренным восприятием. Любят и умеют общаться.

Профессиональная предрасположенность в наибольшей степени связана с актерско-сценической, музыкальной, изобразительной деятельностью.

 

5. Предприимчивый тип

Профессионалы данного типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству; имеют тягу к приключениям (возможно, авантюрным). Обладают достаточно развитыми коммуникативными способностями.

Не предрасположены к занятиям, требующим усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей. Профессии: предприниматель, менеджер, продюсер и другие, связанные с руководством, управлением и влиянием на разных людей в разных ситуациях.

6. Конвенциональный тип

Профессионалы данного типа практичны, конкретны, не любят отступать от задуманного, энергичны, ориентированы на социальные нормы.

Предпочитают четко определенную деятельность, выбирают из окружающей среды цели и задачи, поставленные перед ними обычаями и обществом. В основном выбирают профессии, связанные с канцелярскими и расчетными работами, со зданием и оформлением документов, установлением количественных соотношений между числами, системами условных знаков.



Предварительный просмотр:

Многообразие мира профессий.

Задачи:

познакомить с миром профессий и их требованиями;

активизировать процесс профессионального самоопределения.

В мире насчитывается около сорока тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых. Некоторые профессии кокетливо меняют названия, не сразу поймешь, что бармен — это буфетчик, а менеджер — управляющий.

Что такое профессия? (учитель может записать ответы детей на доске)

«Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности» (Толковый Словарь Ожегова)

Игра «Самая-самая»

Участники делятся на 3 команды.

Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике.

Какие профессии являются самыми-самыми денежными?

· самая зеленая профессия;

· самая сладкая профессия;

· самая детская профессия;

· самая смешная профессия;

· самая общительная профессия;

· самая серьезная профессия.

Почему проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека?

Стихотворение Р. Сефа «Странное дело».

  Странное дело, а может быть нет.

  Жил-был на свете когда-то сапожник.

  Был он сапожником 45 лет,

  Но про него говорили: Художник!

  Странное дело, а может быть нет.

  Жил-был на свете когда-то художник.

  Был он художником 70 лет,

  Но про него говорили: Сапожник!

  Странное дело, а может быть нет?

В каких смыслах употребляются здесь слова «художник» и «сапожник»? Кого из героев стихотворения можно назвать мастером, профессионалом? Кто вызывает уважение?

Для того, чтобы выбрать профессию правильно, необходимо иметь как можно больше сведений об избираемой профессии.

Все профессии можно разделить на 5 больших групп – в зависимости от того, на что в конкретном случае направлена активность человека. При этом можно выделить пять предметов труда: природа, техника, человек, знак (символ), художественный образ.

1. ТЕХНИКА. К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживание и проектированием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей — вот только некоторые из них. Особенность технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих способностей, точности, хорошего здоровья.

 2. ЧЕЛОВЕК. Врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод — все эти профессии относятся к одной группе, потому что у них один предмет труда — человек. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие между людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а другие — осложняют ее. Если у вас повышенная потребность в общении, контакты с людьми будут вас радовать, если пониженная — будут утомлять. Повышенный уровень агрессии недопустим для специалистов этой сферы. Кстати, умение продуктивно общаться необходимо каждому из нас.

3. ПРИРОДА. К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Профессии этой группы: агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь — деятельная, а не созерцательная. Одно дело — играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Чтобы быть успешным в этой деятельности, необходимо быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов.

 4. ЗНАК. К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Это профессии экономиста, бухгалтера, лингвиста, математика, программиста, нотариуса. Предметом труда для этих профессий является «знаковая система», то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, графиков. От достоверности и своевременности информации в нашей жизни зависит многое, если не все. Профессии этой группы предъявляют особые требования к мышлению, памяти и вниманию человека.

 5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Создание произведений искусства — особый процесс. Не всегда современники способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора, потому что таланту свойственно обгонять свое время. Поэтому нередко слава и признание приходят к творцам только после смерти. Но зато человек, занимающийся творчеством, испытывает ни с чем не сравнимую радость. Для освоения творческих профессий мало одного желания — необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.

 «Определение типа будущей профессии» (методика Е.А. Климова) 

Прочитайте данные высказывания. Если они вам подходят, то перед цифрой в клетке поставьте «+», если нет — поставьте «—» . Если сомневаетесь, зачеркните цифру.

1. Легко знакомлюсь с людьми

 

 

 

 

 1

2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить

 

1

 

 

 

3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки

 

 

 

 1

 

4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными

  1

 

 

 

 

5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить

 

 

 1

 

 

6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами

 

 

 

 

 1

7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными

  1

 

 

 

 

8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах

 

 

 1

 

 

9. Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших

 

 2

 

 

 

10. Люди считают, что у меня есть художественные способности

 

 

 

 2

 

11. Охотно читаю о растениях, животных

 1

 

 

 

 

12. Принимаю участие в спектаклях, концертах.

 

 

 

 1

 

13. Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин

 

 1

 

 

 

14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы

 

 

 2

 

 

15. Легко улаживаю разногласия между людьми

 

 

 

 

 2

16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой

 

 2

 

 

 

17. Людям нравится мое художественное творчество

 

 

 

 2

 

18. У меня есть способности к работе с растениями и животными

 2

 

 

 

 

19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме

 

 

 2

 

 

20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь

 

 

 

 

 1

21. Результаты моего технического творчества одобряют даже незнакомые люди

 

 1

 

 

 

22. Без особого труда усваиваю иностранные языки

 

 

 1

 

 

23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям

 

 

 

 

 2

24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т. д.

 

 

 

 1

 

25. Могу влиять на ход развития растений и животных

 2

 

 

 

 

26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов

 

 1

 

 

 

27. Мне обычно удается убедить людей в своей правоте

 

 

 

 

 1

28. Охотно наблюдаю за растениями или животными

 1

 

 

 

 

29.Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику

 

 

 1

 

 

30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т. п.

 

 

 

 1

 

 

 РЕЗУЛЬТАТЫ

 

П

 

Т

 

З

 

Х

 

Ч

По каждому столбцу подсчитайте алгебраическую, то есть с учетом знаков, сумму. Зачеркнутые цифры не считайте. Запишите сумму в строку «Результаты».

Наибольшая полученная сумма или суммы (по нескольким столбцам) указывает на наиболее подходящий вам тип профессии, который обозначен буквами П (природа), Т (техника), З (знак), Х (художественный образ), Ч (человек). Максимальное число баллов в каждом столбце — 8 — говорит о ярко выраженном интересе к одному из пяти предметов труда. Минимальное количество в колонке означает отсутствие интереса к данному предмету труда.

Запишите три предмета труда, набравшие большее число баллов.

По информации, полученной из тестов, можно проанализировать некоторые качества личности и характера.

Например, если у вас обнаружились развитые интересы области профессий типа “Человек – природа”, то, по-видимому, вы – человек мечтательный, лиричный, добрый. Любите животных, растения, вообще живую природу. Умеете чувствовать “настроение” пейзажа, времени года. Скорее всего, у вас дома есть домашние животные. Неудивительно, если вы немного пишете стихи и всегда с удовольствием перечитываете в книгах описание пейзажей.

Если вы определили свои интересы в сфере “Человек – техника”, тогда у вас технический склад мышления. Любимые предметы у вас – математика и физика, в свободное время возитесь с различными механизмами. Знаете практически все модели автомобилей. По характеру такой человек немногословен, предпочитает сразу же приступить к делу, любит ручной и физический труд. В общем – человек сдержанный, основательный в своих поступках и решениях.

“Человек – человек”. Вы – человек общительный, активный, живой и подвижный. У вас много друзей, вам нравится бывать в компаниях. Вы наблюдательны, умеете понимать характеры людей, их настроения, знаете, как вести себя в той или иной ситуации, как разрядить напряженную атмосферу, уладить ссору между друзьями. Вам интересно размышлять о том, какие внутренние причины лежат в основе того или иного поступка знакомого человека, какие цели он перед собой ставил, чего добивался. Вы умеете установить психологический контакт с собеседником, поддержать интересную беседу.

Если ваши интересы лежат в сфере “Человек – знак”, то можно предположить, что вы склонны к уединению. Предпочитаете кропотливый труд – проведение сложных расчетов, занятие кодированием. Любите рассуждать на абстрактные темы.

Если вас интересует сфера “Человек – художественный образ”, то вы – человек эмоциональный, увлекающийся, часто действуете по настроению, импульсивно. Мечтательны, любите фантазировать. Может, владеете музыкальным инструментом, рисуете, пишете стихи, увлекаетесь моделированием одежды, дизайном. Такие люди любят модно одеваться, стараются придать своей внешности блеск, артистичность, оригинальность. В жизни не любят однообразия и уныния, всегда стремятся наполнить ее особым смыслом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Как выбрать профессию, не совершив ошибку.

Задачи:

познакомить учащихся с распросраннеными ошибками;

познакомить учащихся с понятием "профессиограмма", "формула профессии";

научить учащихся составлять формулу профессии.

Уточним значение слова «ошибка». Если вы неровно отрежете кусок хлеба, то никто не сочтет это ошибкой. Если парикмахер криво подстрижет челку, у него могут быть проблемы с клиентом. Еще тяжелей будут последствия такой ошибки в работе закройщика. Страшно подумать, если ошибку сделает врач.

Что такое ошибка в выборе профессии, чем она вызвана и какова ее цена?

Все вы встречали взрослых, которые ошиблись в выборе профессии? Почему это произошло?

Ошибки при выборе профессии:

  • Недостаточность информации.
  • Выбор из соображений моды или престижа.
  • Выбор за «компанию».
  • Выбор под влияние интереса к учебному предмету или человеку.
  • Увлечение внешней стороной профессии.

Ошибка может быть связана с отсутствием, недостатком или искажением информации. Например, человек имеет смутное представление о своих способностях. Иногда заниженное, чаще завышенное. Так же мало молодые люди информированы о содержании будущей профессии: «знал бы, что ждет космонавтов, лучше бы в рабочие пошел!»

Одна из самых распространенных ошибок при выборе профессии — выбор из соображений «престижа». Но «престиж» — понятие относительное. Сто лет назад профессия шофера считалась более престижной, чем профессия актера. Что касается моды на профессию, то, как говорил К.С.Станиславский, мода существует только для тех, кто не умеет одеваться сам.

Нередко молодые люди, повинуясь стадному инстинкту, выбирают профессию «за компанию», забывая, что не существует двух одинаковых людей, что выбирается образ жизни на долгие годы, а не компания для пикника.

У каждого из вас есть любимые учителя, которые любят и знают свой предмет. Такие люди передают не только знания, но и свое отношение к предмету. Как ни странно, в этом случае вы тоже рискуете ошибиться в выборе профессии, если отождествите интерес к преподавателю и его предмету со своей будущей профессией. Школьные годы пройдут, любимого учителя рядом уже не будет, а дело, которое виделось таким привлекательным, может оказаться чужим и неудобным, как одежда с чужого плеча.

Нередко интерес к профессии вспыхивает под влиянием прочитанной книги или увиденного фильма. Например, в начале девяностых годов резко повысился конкурс в медицинские институты — это прошел сериал «Скорая помощь». Благодаря сериалам «Менты», «Каменская», «Улицы разбитых фонарей» увеличилось число подростков, мечтающих работать в правоохранительных органах.

Конечно, ошибка в выборе профессии — не фатальна. Многие известные люди отмечали роль случая в выборе жизненного пути и вероятность иных вариантов.

...Юная англичанка по имени Маргарет решила стать химиком, закончила Оксфордский университет и даже устроилась на завод по изготовлению пластмасс. Но вскоре поняла, что ошиблась в выборе профессии, и круто изменила свою жизнь. Не став великим химиком, Маргарет Тэтчер стала великим политиком. Уместно воспользоваться ее советом: «Припомните, какой день принес вам наибольшее удовлетворение. Не тот, что вы провели в праздности и безделье, а тот, когда на вас навалилась гора дел, — и вы с ними справились».

...Я хотел быть военным моряком, и мне удавалось до окончания средней школы прочитать почти все, что было написано о военных моряках русского флота. Казалось, поступая в военно-морское училище в г. Владивостоке, я поступаю в точном  соответствии с велением моей природы. А на самом деле это было компенсаторным стремлением заменить те недостатки характера, которые были свойственны мне: нерешительность, недостаток уверенности в отношениях с другими и стремление к подчинению авторитетам. Когда же я был отчислен с третьего курса по состоянию здоровья, то, несмотря на тайное чувство освобождения от тягот военной службы, я пережил это как личное несчастье. Теперь же я уверен в том, что если бы этого не случилось, не заболей я, то наш флот приобрел бы плохого офицера... Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться, чтобы понять свои ошибки. (Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. — М., 1991).

«Круг чтения».

Прочитайте отрывок из рассказа А.Чехова.

Бездарный ученый, тупица, прослужил 24 года, не сделав ничего хорошего, дав миру десятки таких же бездарных ученых, как он сам. Тайно по ночам он переплетает книги – это его истинное призвание… К нему ходит переплетчик, любитель учености. Тайно по ночам занимается наукой.

Что вы можете сказать об этих чеховских героях?

Счастливы ли они в своей профессиональной деятельности?

Какой выход они нашли из сложившейся ситуации?

Как выбрать профессию?

Восемь углов ситуации  выбора профессии.

  1. Позиция семьи, родителей.
  2. Позиция друзей, сверстников.
  3. Позиция учителей, знакомых.
  4. Личные профессиональные планы – образ собственного будущего. Важно знать цель (что буду делать, каким буду) и пути и средства достижения. План должен быть ясным, реалистичным, детально продуманным.
  5. Способности.
  6. Уровень притязаний. Чего я хочу добиться? Что я заслуживаю?  (Оценкой на уроках ты не всегда доволен. Кто-то исправляет, кому то все равно).
  7. Информированность.
  8. Склонности, на которые тратиться большая часть свободного времени.

Ошибок можно избежать, если учесть все составляющие ситуацию выбора.

Задание №3.

Игра «Оптимисты и скептики».

Каждая профессия имеет свои плюсы и минусы. Проанализируем профессии, записав в одну колонку их достоинства, а в другую — их недостатки.

Профессии: автомеханик, токарь, продавец, бухгалтер, медицинская сестра.

Изменилось ли ваше представление о профессиях, которые вы анализировали? Может ли одна и та же характеристика быть для одних людей преимуществом, а для других — недостатком?

«Формула профессии» (модификация методики Н.С. Пряжникова). Внимательно прочитайте признаки профессий и выберите самые привлекательные для вас цели, предметы, средства и условия труда (1—2 варианта).

 Цели: ____________________________________________________________________________

Предмет: __________________________________________________________________________

Средства: _________________________________________________________________________

Условия: __________________________________________________________________________

Характер общения в труде: __________________________________________________________

Особенности труда: ________________________________________________________________

Типичные трудности: _______________________________________________________________

Минимальный уровень образования для работы: ________________________________________

1. Цели труда:

1.1. Оценивать, проверять.

1.2. Исследовать что-либо, делать открытия, изобретать.

1.3. Перевозить, перемещать людей, грузы.

1.4. Изготавливать какие-нибудь предметы.

1.5. Учить, воспитывать, консультировать.

1.6. Создавать произведения искусства.

1.7. Руководить людьми.

1.8. Обслуживать кого-либо или чего-либо.

2. Предмет труда:

2.1. Человек.

2.2. Информация.

2.3. Финансы.

2.4. Техника, транспорт.

2.5. Искусство.

2.6. Животные и растения.

2.7. Изделия и продукты.

2.8. Природные ресурсы. 

3. Средства труда:

3.1. Ручные.

3.2. Механические.

3.3. Автоматические.

3.4. Компьютерные.

3.5. Мышление.

3.6. Голос, мимика, пантомимика. 

3.7. Физические возможности организма.

3.8. Органы чувств.

4. Условия труда:

4.1. Бытовой микроклимат.

4.2. Помещения с большим числом людей.

4.3. Разъезды и командировки.

4.4. Открытый воздух.

4.5. Экстремальные условия

4.6. Работа на дому.

4.7. Особые условия (особый режим влажности, температуры, стерильность).

4.8.  Повышенная  ответственность.

5. Характер общения в труде:

5.1. минимальное общение (индивидуальный труд)

5.2. клиенты, посетители

5.3. обычный коллектив (одни и те же лица)

5.4. работа с аудиториями

5.5. выраженная дисциплина, субординация в труде

6. Особенности труда:

6.1. большая зарплата

6.2. льготы

6.3. «соблазны» (возможность брать взятки)

6.4. изысканные отношения, встречи со знаменитостями

6.5. частые командировки

6.6. законченный результат труда (можно полюбоваться)

7. Типичные трудности:

7.1. нервное напряжение

7.2. профзаболевания

7.3. распространены мат и сквернословие

7.4. невысокий престиж работы

8. Минимальный уровень образования для работы:

8.1. без специального образования (после школы)

8.2. начальное профессиональное образование (ПТУ)

8.3. среднее профессиональное образование (техникум)

8.4. высшее профессиональное образование (вуз)

8.5. ученая степень (аспирантура, академия)

Подумайте и подберите профессии, которые соответствуют выбранным характеристикам.

Пути получения профессии.

Каждый год многочисленные учебные заведения открывают свои двери для абитуриентов.

Среднее профессиональное образование можно получить в течение трех лет на базе 9 классов и одного года на базе 11 классов. Установлены следующие виды средних специальных учебных заведений: техникум (училище), колледж. В учебном плане таких учебных заведений десятка два предметов, лекции, семинары, лабораторные работы, а также курсовые работы, зачеты и экзамены.

Наряду со средним профессиональным образованием  существует также высшее профессиональное образование. Получить высшее образование в России стало намного легче, чем несколько лет назад. Специалистов с высшим образованием готовят высшие учебные заведения — институты, университеты, академии.

Институты ведут подготовку по массовым профессиям и специальностям (инженеры, врачи, учителя, экономисты, менеджеры, юристы, психологи и др.). Набор учебных дисциплин определяется профилем вуза. По многим учебным дисциплинам студенты выполняют курсовые работы и проекты, научно-исследовательские работы, проходят практику.

Существуют разные формы обучения.

Обучение на дневном отделении. Это одна из традиционных и наиболее распространенных форм обучения. Выбирая дневную форму обучения, следует быть готовым к тому, что Вам предстоит выдержать конкурс.

Обучение на вечернем или заочном отделении. Вечернюю (официально - очно-заочная) и заочную формы обучения выбирают абитуриенты, имеющие среднее профессиональное образование и опыт работы по специальности. Эти формы обучения позволяют им пополнять свой багаж знаний, умений и навыков, повышать свою квалификацию без отрыва от профессиональной деятельности.

Дистанционная. В основе дистанционной формы обучения лежат новые современные технологии, которые предполагают самостоятельную работу студента со специально разработанными учебными пособиями и материалами, включающими в себя аудио, видео и компьютерное обеспечение.

Также существуют бюджетная и коммерческая основа обучения. Тем, кто не прошел по конкурсу на бюджетное место предлагается поступать на коммерческой основе. Оплата может проводится полностью за весь срок обучения или частями (за год, семестр). Сумма оплаты зависит от престижности ВУЗа или факультета, может быть фиксированной или предусматривается возможность корректировки. Прием осуществляется со сдачей вступительных экзаменов или по результатам собеседования.

Выбирая профессию, важно осознавать степень риска и ответственности.

Любой выбор — это самоограничение. Как остроумно заметил У. Джеймс, никто бы из нас не отказался быть сразу красивым, здоровым, прекрасно одетым, великим силачом, богачом, остряком, покорителем женских сердец и в то же время философом, филантропом, государственным деятелем, исследователем Африки и модным поэтом. Но это решительно невозможно.



Предварительный просмотр:

Матрица выбора профессии

Многие испытывают трудности в выборе профессии. Работа с Матрицей выбора профессии поможет вам уточнить свой выбор, узнать будущую профессию, увидеть новые варианты. Если вы еще не выбрали профессию, задайте себе следующие вопросы: 

С кем или с чем вы бы хотели работать? Какой объект труда вас привлекает?

  1. Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели, сотрудники и т.д.)
  2. Информация (текст, формулы, схемы, иностранные языки, языки программирования)
  3. Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)
  4. Техника (механизмы, станки, здания, конструкции приборы, машины)
  5. Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.)
  6. Животные и растения (дикие, домашние, декоративные и т.д.)
  7. Изделия и продукты (одежда, предметы обихода, лекарства, продукты питания и т.д.)
  8. Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, полезные ископаемые т.д.)

Чем бы вы хотели заниматься? Какой вид деятельности вас привлекает?

  1. Управление (руководство чьей-то деятельностью)
  2. Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей)
  3. Образование (воспитание, обучение, формирование личности)
  4. Производство и добыча (изготовление продукции, добыча полезных ископаемых)
  5. Конструирование (проектирование деталей и объектов)
  6. Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)
  7. Защита (охрана от болезней и враждебных действий)
  8. Контроль и оценка (проверка и наблюдение)

Человек

Информация

       Финансы

Техника

Искусство

Животные и растения

Изделия и продукты

Природные ресурсы

Управление

•Администратор

•Менеджер по персоналу

•Секретарь

•Системный администратор •Диспетчер

•Маркетолог

•Консультант

•Экономист

•Финансист

•Водитель

•Штурман авиации

•Машинист

•Техник

•Режиссер театра

и кино

•Дирижер

•Балетмейстер

•Продюсер

•Зооинженер

•Фермер

•Дрессировщик

•Почвовед

•Менеджер по продажам

•Товаровед

•Логистик

•Мерчендайзер

•Инженер по кадастру

•Геодезист

•Техник-энергетик

Обслуживание

•Продавец

•Менеджер по туризму

•Социальный работник

•Медицинский работник

•Оператор связи

•Информатик

•Гид-переводчик

•Менеджер по рекламе 

•Инкассатор

•Бухгалтер

•Брокер

•Кассир

•Электромонтер

•Слесарь

•Инженер

•Автомеханик

•Дизайнер

•Кино-звукооператор

•Парикмахер

•Экскурсовод

•Агрохимик

•Зооинженер

•Животновод

•Растениевод

•Продавец

•Экспедитор

•Товаровед

•Мелиоратор

•Эколог

•Техник-озеленитель

Обучение и воспитание

•Воспитатель

•Тренер

•Педагог-психолог

•Преподаватель

•Филолог

•Лингвист

•Преподават. информатики 

•Преподават. экономики

•Консультант по управлению

•Мастер производств. обучения

•Инструктор по вождению автотранспорта

•Учитель музыки

•Учитель живописи

•Руководитель худож. студии 

•Тренер лошадей

•Жокей

•Кинолог

•Преподават. биологии

•Преподават. спецпредм.

•Мастер производств. обучения

•Преподават. географии

•Эколог

Производство и добыча

•Программист

•Веб-дизайнер

•Верстальщик текстов

•Кинооператор

 

•Финансист

•Экономист

•Бухгалтер

•Кассир

•Строитель

•Электрик

•Слесарь

•Эл-газосварщик

•Фрезеровщик

•Токарь

•Станочник 

•Кино-звукооператор

•Ювелир

•Резчик по дереву

•Вышивальщица

•Агроном

•Зооинженер

•Селекционер

•Животновод

•Растениевод

•Провизор

•Инженер-технолог

•Повар

•Слесарь

•Фармацевт

•Горный инженер

•Гидролог

•Гидрогеолог

•Мастер леса

•Горнорабочий

Конструирова

ние

•Имиджмейкер

•Генетик

•Пластический хирург

•Переводчик

•Корреспондент

•Журналист

•Веб-дизайнер

•Картограф

•Программист

•Аналитик

•Экономист

•Финансист

•Калькулятор

•Инженер-конструктор

•Инженер-рационализатор

•Автомеханик

•Теле-радиомастер 

•Композитор

•Режиссер

•Дизайнер

•Модельер

•Артист

•Художник

•Музыкант 

•Архитектор ландшафта

•Селекционер

•Флорист

•Семеновод

•Зоолаборант

 

•Архитектор-градостроитель

•Инженер-технолог

•Модельер-конструктор

•Закройщик

•Монтажник 

•Горный инженер

•Архитектор ландшафта

•Инженер-гидролог

•Техник-озеленитель

Исследование

•Психолог

•Физиолог

•Социолог

•Следователь

•Лаборант 

•Социолог

•Математик

•Историк

•Маркетолог

•Статистик

•Аналитик

•Аудитор

•Экономист

•Аналитик

•Инженер-технолог

•Инженер-математик

•Испытатель

•Хронометражист

•Метролог

•Киновед

•Искусствовед

•Литературовед

•Культуролог

•Биолог

•Микробиолог

•Зоопсихолог

•Зооинженер

•Лаборант-эколог

•Санитарный врач

•Лаборант

•Товаровед

•Технолог

•Дегустатор

•Почвовед

•Метеоролог

•Геолог

•Гидролог 

Защита

•Адвокат

•Военный

•Врач

•Милиционер

•Спасатель

•Программист

•Нотариус

•Документовед

•Патентовед

•Страховой агент

•Антикриз. управляющий

•Юрисконсульт

•Инкассатор

•Инспектор по ТБ

•Взрывотехник

•Испытатель

•Пожарный

•Водолаз

•Каскадер

•Постановщик трюков

•Художник-реставратор

• Работник музея

•Егерь

•Лесничий

•Ветеринар

•Инспектор по охр. природы

•Таможенник

•Врач–эпидемиолог

•Врач-диетолог

•Лаборант

•Инспектор по охр. природы

•Мелиоратор

•Эколог

•Метеоролог

Контроль и  оценка

•Прокурор

•Врач–эпидемиолог

•Ревизор автотранспорта

•Программист

•Редактор

•Корректор

•Оператор

•Аудитор

•Бухгалтер-ревизор

•Контролер

•Налоговый инспектор

•Инженер-технолог

•Инспектор по ТБ

•Контролер

•Аппаратчик

•Инспектор ГАИ

 

•Редактор

•Критик

•Музейный работник

•Оценщик

•Эксперт

•Зооинженер

•Агроном

•Охотовед

•Агротехник

•Зоолаборант

•Санинспектор

•Контролер

•Риэлтор

•Метролог

•Таможенник

•Радиолог

•Эколог

•Метеоролог

Если ваша цель – своевременный и точный выбор профессии с учетом своих возможностей, требований профессии и рынка труда, задайте себе следующие вопросы: 

  • Каким должно быть содержание профессии, чтобы интересно было работать?
  • Есть ли у меня профессионально важные качества для этой работы?
  • Какого образования требует эта профессия?
  • На какой уровень образования я могу рассчитывать?
  • За какую минимальную заработную плату я могу работать?
  • Какой образ жизни я хочу вести – напряженный или свободный?
  • Хочу ли я работать рядом с домом, или мне это безразлично? 



Предварительный просмотр:

Памятка

 для учащихся и их родителей

по выбору профессии

j0300840 

ВЫБИРАЕМ ПРОФЕССИЮ!

Кем стать?

Куда пойти учиться?

Выбор профессии — важное и ответственное дело!

Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.

  1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
  1. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
  2. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
  3. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами консультантами.
  1. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
  2. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
  3. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
  4. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.
  5.  Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы классных руководителей по профориентационной работе с учащимися.

План работы классных руководителей   по профориентационной работе с учащимися 8-11 класс...

Опыт работы "Организация профориентационной работы в школе"

Данная работа знакомит с определением "профориентации", целями, направлениями и формами профориентационной работы в школе....

План работы профориентационной работы 2016-2017 учебный год

План посещение школы и подготовки материалов...

материал к классному часу, а также работа учителя химии по теме "Профориентационная работа классного руководителя и учителя химии"

данный документ содержит информация о профориентационной работе, которая проводилась с учащимися 10-го класса на классном часу, а также материал, содержащий взаимосвязь химии с различными прорфессиями...

Обобщение опыта работы: Система профориентационной работы в МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются выпускники школ - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый обучающийся....