Эффективные приемы профориентационной работы: из опыта работы
презентация к уроку
Презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnye_priemy_proforientatsionnoy_raboty_iz_opyta_raboty.pptx | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Основы выбора профессии» Рабочая программа «Основы выбора профессии» для учащихся 9 классов составлена на основе программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Резапкиной Галины Владимировны. Данный курс обеспечивает систему профориентационной работы. Данная Программа рассчитана на 35 часов в год (один раз в неделю) продолжительностью 40 минут.
Актуальность темы. Проблема выбора профессии всегда актуальна для старшеклассников. Изменения в обществе ведут к появлению множества новых профессий, о которых школьники не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения, меняются требования, предъявляемые к личности работающего. Зачастую трудности в выборе профессии могут быть связаны с тем, что при воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста, родители не заостряют внимания, что нравится ему, чем он занимается и не развивают его в дальнейшем в интересующей его области. Практика показывает, что те из родителей, которые увидели в своем ребенке стремление к какой-либо деятельности и раскрывали ее дальше, способствовали тому, что уже к 9 классу у ребенка не возникало трудностей в выборе профессии, он был подготовлен уже в семье. Дети, которые не раскрыли себя с дошкольного возраста и по 9 класс, им трудно определиться кем они хотят стать, поэтому им приходится объяснять, раскрывать и знакомить с профессиями. Данная программа способствует активизации процесса самопознания, позволяет учащимся сориентироваться в профессиях и специальностях, помогает в выборе деятельности, которая приведет к удовлетворению их потребностей, а так же реализации применительно к способностям, склонностям, личностным особенностям конкретной личности, поможет оценить свои возможности, уменьшить вероятность ошибок при выборе профессии. В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных не только на изучение личности ребенка, но и на обеспечение его полноценного психологического развития.
Целью данного курса является формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению. Задачи программы: определить интеллектуальные особенности школьников в разных областях науки; свойства темперамента; характерологические особенности личности; интересы, близкие к тому или иному виду деятельности и необходимые для конкретной профессии; выявить интересы и склонности учащихся на данном возрастном этапе; оказать им практическую помощь в осознании их личностных особенностей, возможностей, свойств нервной системы и выявлении профессиональной направленности учащихся; обеспечить их приемами и техниками по формированию и развитию психологических качеств; сформировать учебно-познавательные мотивы, развить их интеллектуальные и творческие возможности; расширить представления школьников о мире профессий.
Введение в основы выбора профессии. Роль темперамента при выборе профессии. Введение в курс «Основы выбора профессии». Стратегия выбора профессии. «Хочу», «Могу», «Надо». Самооценка и уровень притязаний. Чувства и эмоции. Темперамент и профессия. Определение типа темперамента и его соотнесение с выбранной профессией. Характер и выбор профессии. Профессия и здоровье. Интересы и склонности в выборе профессии. Определение интересов и склонностей при выборе профессии. Формула профессии. Классификация профессий. Способности и профессиональная пригодность. Тип мышления и выбор профессии. Календарно-тематический план учебного курса.
Календарно-тематический план учебного курса. Я-концепция . Представления о себе и выборе профиля обучения. Профессиональная направленность личности. Ошибки в выборе профессии. Профориентационная игра «Оптимисты и скептики». Современный рынок труда. Пути получения профессии. Навыки самопрезентации . Способы эффективной самопрезентации . Как правильно написать резюме. Ролевая игра «Собеседование при приеме на работу». Что я знаю о мире профессий. Презентация профессий. Турнир «Клуб знатоков профессий». Профориентационная игра «В мире профессий». Профориентационная игра «Профсоюз». Определение уровня готовности к профессиональному самоопределению. Рефлексия.
Вводное занятие Психогимнастическое упражнение «Знакомство» Сейчас я предлагаю каждому из вас представиться и кратко сообщить о себе по схеме: Имя. Увлечения. Выбрал ли для себя будущую профессию? Если «да», то какую, почему? После того, как каждый из учащихся представится и расскажет о себе, ведущий предлагает провести методику «Профессиональная готовность», с целью определения уровня готовности к адекватному профессиональному выбору.
Наиболее интересные занятия Групповая экспертная оценка с элементами игры «Кто есть кто?» Человеку хочется узнать мнение о себе окружающих людей. Что о нём думают другие люди? Какими они воспринимают его, в том числе и в профессиональной сфере. Сейчас у вас есть возможность узнать, какими видят ваше профессиональное будущее ваши одноклассники. Мы проведём опрос внутри группы. Каждый присутствующий имеет определённое мнение по поводу ваших способностей и той профессии, которая вам больше всего подходит. Для этого мы будем использовать опросный лист. Напишите вверху листа свою фамилию, имя, ниже: «Какое у меня призвание, чем лучше мне заниматься в жизни?»
После заполнения листов они возвращаются тому, чья фамилия написана вверху листа. А сейчас я предлагаю определить, какие призвания пришлись по душе, а какие совсем не понравились. Для этого в бланке опроса отметьте знаком «+» те рекомендуемые профессии, с которыми вы согласны и знаком «–», которые, по вашему мнению, вам не подходят. А теперь поблагодарите тех, кто хорошо понял ваше призвание, и скажите, с чьим мнением не согласны. Проводится рефлексия по данной игре. № Иванова Анастасия Какое у меня призвание, чем лучше мне заниматься в жизни? Фамилия, имя участника группы Рекомендуемая профессия Место работы 1. Сидорова Анна воспитатель Детский сад 2. 3.
«Кто Я?» В течение 5 минут десять раз по-разному ответьте на вопрос: «Кто Я?» Записывайте ответы так, как они приходят вам в голову. Отвечая на вопрос «Кто Я?», вы обозначаете место, которое занимаете в этом мире, конструируете образ своего «Я». Если вы смогли придумать себе не более 5 характеристик, вероятно, вы или не хотите раскрываться даже перед собой, или редко задумываетесь о себе, пользуясь лишь самыми очевидными характеристиками («Я — человек, ученик» и т.д.). Возможно, вам этого достаточно. Но если вы будете так сдержанны в реальной презентации, вашему собеседнику придется самому «достраивать» ваш образ. Проанализируйте свои ответы. Встречаются ли среди них критические замечания? Возможно, и в жизни вы склонны преувеличивать свои недостатки. Обратите внимание на ролевые и биографические характеристики («юноша», «девушка», «сын», «дочь»). Если их большинство, возможно, вы предъявляете себя в жизни как носителя формальных характеристик, под которыми могут подписаться миллионы людей. Где ваша индивидуальность? Вы про нее забыли или ее нет? Бывает, что разные ответы крутятся вокруг одной и той же темы: увлечений, отношений с другими людьми, планов на будущее. Подчас так проявляются проблемы, которые неосознанно определяют ваши поступки. В каком времени стоят глаголы в ваших ответах: в настоящем, будущем или прошедшем? Или они вне времени? Если большинство ответов относится к прошлому («я был перспективным спортсменом»), возможно, вы до сих пор цепляетесь за него, перебирая, словно старые фотографии, вчерашние успехи. Бывает так, что человек не живет, а готовится к жизни. «Когда я вырасту... Когда выучусь... Когда женюсь... Когда куплю машину... Когда построю дом...» и так далее до бесконечности. Планирование — дело хорошее и даже необходимое. Однако бывает, что жизнь превращается в долгий изнурительный забег с промежуточными финишами. Возлагая все надежды на будущее, что вы оставляете сегодняшнему дню и сегодняшнему себе? Если в ваших ответах присутствует прошлое, настоящее и будущее, значит, у вас есть полноценное ощущение своей жизни.
Самое увлекательное для школьников – это диагностический инструментарий «Тест эмоций» (авторская модификация теста Басса-Дарки ). Определение темперамента (модификация Личностного опросника Г. Айзенка ). Тест « Фрмула темперамента» (А. Белов). Опросник «Характер и профессия» (Г.В. Резапкина ). Опросник профессиональных предпочтений Дж. Голланда .
Трудности и потерю интереса вызвали задания Упражнение «За» и «против» Заполните таблицу, учитывая, что достоинства и недостатки — это внутренние факторы, которые зависят от вас, а возможности и препятствия — внешние, которые от вас не зависят. Достоинства — это личностные качества, склонности, способности, знания и умения, которые помогут вам в достижении поставленных целей. Недостатки — это вредные привычки, отсутствие опыта, знаний и навыков, которые могут затруднить достижение поставленных целей. Одни и те же качества могут рассматриваться и как сильные, и как слабые — например, молодость и зрелость, авантюризм и осторожность. Возможности — это благоприятные внешние условия. Препятствия — неблагоприятные внешние условия. К внешним условиям можно отнести ситуацию на рынке труда, состояние экономики, наличие или отсутствие друзей и единомышленников и пр.
Трудности и потерю интереса вызвали задания Упражнение «Машина времени» Представьте, что вы перенеслись на несколько лет вперед. Каким вы представляете себе свое профессиональное будущее? Где и кем вы работаете? Опишите свой рабочий день. Какие отношения сложились с коллегами? Все ли вас устраивает? Какие препятствия вам пришлось преодолеть (получение специальности, поиск работы) и каким образом? Кто и как помогал вам в осуществлении ваших планов? Какие личные качества и навыки помогли вам реализовать свои планы? Если вы знаете ответы на эти вопросы, подумайте: 1. Осуществим ли этот образ будущего? 2. Стоит ли тратить время и энергию на его осуществление? 3. Действительно ли я хочу его осуществить? Методика «Профиль» Чем выше балл в колонке, тем выше ваш интерес к соответствующему предмету или виду деятельности. «Формула профессии» (модификация методики Н.С. Пряжникова )
Недостаточно показательной является методика «Моё здоровье» Методика «Мое здоровье» Чем больше «нет», тем меньше у вас поводов для беспокойства о своем здоровье. Больше половины положительных ответов — сигнал о неблагополучии. Обратите внимание на свой образ жизни, режим труда и отдыха. Если больше чем в десяти утверждениях говорится о знакомых вам ощущениях, уделите внимание своему самочувствию. Если вы намерены выбрать работу, связанную с хроническими нервно-эмоциональными и физическими нагрузками, проконсультируйтесь с врачом. Примечание. Данная методика ( Опросник «Вегетативная лабильность») разработана чешскими психологами и апробирована в НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Министерства здравоохранения РФ. Вегетативная лабильность — это способность организма адекватно реагировать на необычные воздействия внешней среды. Настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер, скальпель, фотоаппарат или станок. Наш организм — больше чем инструмент. И самое главное, он дается нам один раз на всю жизнь. Ваше здоровье — этот один из факторов успешной профессиональной карьеры.
Методика «Моё здоровье» Прослушайте утверждения и подумайте, насколько они похожи на ваши собственные ощущения. В бланке рядом с номером вопроса поставьте плюс, если согласны с высказыванием, и минус, если не согласны. 1. Утром мне трудно вставать вовремя, я не чувствую себя бодрым. 2. Мне трудно сосредоточиться, когда я принимаюсь за работу. 3. Когда меня что-то расстроило или когда я чего-то боюсь, то в животе возникает неприятное чувство. 4. Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе. 5. Я часто мерзну. 6. Когда приходится долго стоять, мне хочется облокотиться на что-нибудь. 7. При резком наклоне у меня кружится голова или темнеет в глазах. 8. Мне становится не по себе, если я нахожусь на большой высоте или в закрытом помещении. 9. У меня часто бывают головные боли. 10. Когда мне надо сосредоточиться, то я могу покачивать ногой, грызть ногти, что-то рисовать и т.п. 11. Обычно я пользуюсь лифтом, потому что мне трудно подниматься по лестнице. 12. При публичном выступлении у меня учащается сердцебиение, перехватывает горло, потеют руки. 13. При неподвижном сидении на одном месте меня одолевает сон. 14. Я знаю, что такое «покраснеть до корней волос». 15. Некоторые события вызывали у меня тошноту или отсутствие аппетита.
Упражнение «Машина времени» Представьте, что вы перенеслись на несколько лет вперед. Каким вы представляете себе свое профессиональное будущее? Где и кем вы работаете? Опишите свой рабочий день. Какие отношения сложились с коллегами? Все ли вас устраивает? Какие препятствия вам пришлось преодолеть (получение специальности, поиск работы) и каким образом? Кто и как помогал вам в осуществлении ваших планов? Какие личные качества и навыки помогли вам реализовать свои планы?
Усложнение упражнения «Машина времени» В связи с тем, что данное упражнение вызвало потерю интереса и снижение активности, задание было усложнено. Школьникам было предложено показать сценку-импровизацию «Мой рабочий день», что в последствии вызвало множество положительных эмоций и способствовало пониманию профессиональных предпочтений.
Выводы Программа продолжает реализоваться, в ходе проведения вносятся изменения, необходимо заменять недостаточно результативные методики диагностики и включать игровые моменты, в виде проигрывания сценок-импровизаций для более полного оценивания профессиональных предпочтений. Так же эффективным является самостоятельная разработка презентаций по темам: «Профессии», с целью повышения уровня знаний о разнообразии профессиональной направленности и более глубоком изучении материалов в данном направлении. Таким образом, в ходе проигрывания сценок, школьники определяют себе роль в той или иной профессии, и что необходимо сделать для становления себя как специалиста в определенной области, самостоятельная работа над презентацией, способствует расширению знаний о профессиях и соотнесению своего образа с профессиональным предпочтением.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и игровые приёмы как средство повышения эффективности урока иностранного языка (из опыта работы)
Игра занимает особое положение в педагогическом процессе и даёт возможность детям проявить свою активность и самостоятельность, воображение, реализует представления об окружающем....
Эффективные приемы коррекционной работы на уроке математике.
В материале представлены приемы коррекционной работв, которве могут ипользовать педаги. учителя дефектологи.Использование коррекционно - развивающих упражнений в практике решает задачи обучения ...
Эффективность применения педагогических технологий (из опыта работы)
из опыта работы воспитателя интерната...
Профориентационные экскурсии и встречи - важный элемент работы по профориентационному самоопределению.(из опыта работы)
Профориентационные экскурсии и встречи-важный элемент в работе по профориентационному самоопределению школьников. Экскурсий на предриятия и встречи с людьми различных профессий помогают обучающи...
Эффективные приемы в работе учителя иностранного языка при подготовке обучающихся к ГИА в разделе «Чтение».
Для получения высоких тестовых баллов на экзамене и в 9, и в 11 классах при выполнении заданий раздела «Чтение» учащимся необходимо уметь:- понимать тему в полном объёме;- извлекать необхо...
ШКОЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПАНИЯ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В МБОУ СОШ №44
Профориентационная работа в школе...
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматривается вопрос профоориентации в МКОУ "Специальная школа № 80". Делимся опытом своей работы....