Программа математического кружка в 11 классе "Функциональные зависимости"
методическая разработка (11 класс) по теме
Актуальность данной программы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Занятия кружка являются продолжением изучения некоторых тем по математике. Характерной особенностью кружка является: систематизация и обобщение знаний учащихся, закрепление и развитие умение навыков, полученных в курсе алгебры. Учащиеся на более глубоком уровне рассмотрят показательные и логарифмические функции и их свойства, тождественные преобразования показательных и логарифмических выражений, решение иррациональных, показательных, логарифмических уравнений и неравенств с параметром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_funktsionalnye_zavisimosti_11kl.docx | 35.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №2
Рассмотрено Руководитель ШМО __________/
Протокол № ___ от «__»__________20___г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ №2 г. Пугачёва» _____________/ /
«__»____________20___г. | Утверждаю Директор МОУ «СОШ №2 г. Пугачёва» ____________/
Приказ № ___ от «__»__________20___г. |
г. Пугачева Саратовской области"
ПРОГРАММА
математического кружка в 11 классе
«Функциональные зависимости»
Гориной Татьяны Евгеньевны,
учителя математики высшей категории,
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «__»_______20__ г.
Пояснительная записка
Актуальность данной программы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Занятия кружка являются продолжением изучения некоторых тем по математике. Характерной особенностью кружка является: систематизация и обобщение знаний учащихся, закрепление и развитие умение навыков, полученных в курсе алгебры. Учащиеся на более глубоком уровне рассмотрят показательные и логарифмические функции и их свойства, тождественные преобразования показательных и логарифмических выражений, решение иррациональных, показательных, логарифмических уравнений и неравенств с параметром.
Программа составлена для учащихся 11 классов.
Цель: показать преимущества использования современных методов решения уравнений и неравенств, основанных на специфических свойствах функций и их графиков.
Задачи:
- развитие мыслительных способностей,
- научить применять геометрические представления для решения и исследования уравнений , неравенств и их систем;
- познакомить учащихся с правилами вычислений алгебраических выражений и помочь овладеть графическим методом решать задачи;
- расширение кругозора учащихся,
- формирование самостоятельности и настойчивости при выполнении заданий.
В ходе проведения занятий следует обратить внимание на то, чтобы учащиеся овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:
- решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщения;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, аргументации;
- поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 учебный год. Регулярность занятий: 1ч. в неделю; всего – 34 ч.
Виды деятельности: решение задач; разработка проектов, презентаций; исследования; изучение дополнительной литературы.
Предполагаемые результаты:
- успешное участие в математических олимпиадах, конкурсах;
- наличие у учащихся навыков решения экзаменационных задач;
- повышения уровня самостоятельности учащихся при работе с учебным материалом, умения обосновывать свою точку зрения.
Календарно-тематический план
№ занятия | Тема занятия | Дата проведения | Примеча-ния | |
план | факт | |||
1 | Функции и графики (повторение известных функциональных зависимостей) | |||
2 | Преобразование графиков функций относительно осей координат | |||
3 | Преобразование графиков функций путём растяжения или сжатия | |||
4 | Тригонометрические уравнения и отбор корней на промежутке | |||
5 | Тригонометрические неравенства | |||
6 | Иррациональные уравнения. Метод введения вспомогательной переменной | |||
7 | Иррациональные уравнения. Анализ области определения функций, входящих в уравнение | |||
8 | Иррациональные неравенства | |||
9 | Степенные функции. Преобразование степенных выражений | |||
10 | Метод интервалов и графики функций | |||
11 | Метод интервалов и дробно-рациональные неравенства | |||
12 | Показательные функции и показательные уравнения | |||
13 | Свойства показательной функции и показательные неравенства | |||
14 | Системы показательных неравенств | |||
15 | Решение комбинированных уравнений: тригонометрических и показательных. | |||
16 | Логарифмические функции. Преобразование логарифмических выражений | |||
17 | Логарифмические уравнения | |||
18 | Логарифмические неравенства | |||
19 | Откуда берутся посторонние корни. Как корни не потерять | |||
20 | «Место» ОДЗ при решении уравнений и неравенств | |||
21 | Необязательность ОДЗ. ОДЗ – есть решение | |||
22 | Решение уравнений содержащих показательные функции и логарифмы | |||
23 | Решение неравенств содержащих показательные функции и логарифмы | |||
24 | Производная функции. Геометрический и механический смысл производной | |||
25 | Производная функции. Применение производной к исследованию функции | |||
26 | Задачи с параметрами. Задачи, сводящиеся к исследованию квадратного трехчлена | |||
27 | Задачи с параметрами. Использование ограничений функции | |||
28 | Задачи с параметрами. Использование графических иллюстраций в задачах с параметрами | |||
29 | Задачи с параметрами. Использование графических иллюстраций в задачах с параметрами | |||
30 | Задачи с параметрами. Использование графических иллюстраций в задачах с параметрами | |||
31 | Учимся на чужих ошибках. Типичные ошибки выпускников на экзаменах: арифметические ошибки | |||
32 | Учимся на чужих ошибках. Типичные ошибки выпускников на экзаменах: ошибки, связанные с незнанием или с неправильным использованием формул | |||
33 | Учимся на чужих ошибках. Типичные ошибки выпускников на экзаменах: ошибки, допускаемые из-за незнания алгоритма решения задач конкретного типа | |||
34 | Итоговое занятие: представление своих работ учащимися |
Содержание тем учебного курса
- Функции и графики. (3ч.) Область определения функции. Непрерывность функции и точки её разрыва. Область значений функции. Ограниченность функции, её наибольшее и наименьшее значения. Специфические свойства функций: четность и нечетность, периодичность, нули функции и промежутки её знакопостоянства. Возрастание и убывание функции. Рациональные приемы построения графиков функций.
- Функции и преобразование выражений (4ч.) Степенные функции. Преобразование степенных выражений. Метод интервалов и графики функций. Показательные функции и показательные уравнения. Логарифмические функции. Преобразование логарифмических выражений.
- Уравнения (9ч.) Тригонометрические уравнения. Отбор корней на промежутке различными способами: с помощью тригонометрического круга, графика функции, неравенства, перебором. Иррациональные уравнения. Метод введения вспомогательной переменной. Анализ области определения функций, входящих в уравнение. Комбинированные уравнения: тригонометрические и показательные. Логарифмические уравнения. Решение уравнений содержащих показательные функции и логарифмы. Откуда берутся посторонние корни. Как корни не потерять. «Место» ОДЗ при решении уравнений.
- Неравенства (7ч.) Тригонометрические неравенства. Иррациональные неравенства. Метод интервалов и дробно-рациональные неравенства. Свойства показательной функции и показательные неравенства. Системы показательных неравенств. Логарифмические неравенства. Неравенства, содержащие показательные функции и логарифмы
- Производная функции (2ч.) Геометрический и механический смысл производной. Применение производной к исследованию функции.
- Задачи с параметрами (5ч.) Задачи, сводящиеся к исследованию квадратного трехчлена. Использование ограничений функции. Использование графических иллюстраций в задачах с параметрами.
- Анализ ошибок при выполнении заданий (3ч.) Арифметические ошибки. Ошибки, связанные с незнанием или с неправильным использованием формул. Ошибки, допускаемые из-за незнания алгоритма решения задач конкретного типа.
- Итоговое занятие (1ч.) Представление своих работ учащимися.
Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе
В результате изучения курса по подготовке к олимпиадам, конкурсам, конференциям по математике ученик должен
Уметь:
- в совершенстве знать все основные свойства функций, уметь их геометрически интерпретировать и рационально использовать при решении уравнений, неравенств и их систем;
- грамотно владеть графической терминологией и рациональными приемами построения графиков функций и их композиций;
- разумно и творчески использовать современные подходы, приемы и методы решения уравнений и неравенств;
- сопоставлять ранее изученные модели к нестандартным задачам,
- уметь выполнять исследовательскую работу.
овладеть разнообразными способами деятельности, приобрести опыт:
- решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщения;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, аргументации;
- поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Формы контроля:
Решение олимпиад, участие в конкурсах, представление школьниками творческих, индивидуальных и групповых работ на занятии по вопросам практического применения теории функций и графиков при решении уравнений и неравенств, а также тестирование по Контрольно-измерительным материалам ЕГЭ.
Литература
- Барчукова Ф.М., Денищева И.О. Применение свойств функций при решении уравнений / Математика в школе. №6. 1992.
- Галицкий М.Л., Мошкович М.М., Шварцбурд С.И. Углубленное изучение алгебры и математического анализа в 10-11 классах. - М.: Просвещение. 1997.
- Денищева Л.О., Карюхина Н.В., Михеева Т.Ф. Учимся решать уравнения и неравенства. - М.: Интеллект-центр. 2000.
- Егерев В.К., Радунский Б.А., Польский Д.А. Методика построения графиков функций. - М.: Высшая школа. 1973.
- Олехник С.Н., Потапов М.К. Алгебра. Нестандартные методы решения уравнений и неравенств. - М.: Московский университет. 1991.
6. ЕГЭ 2013. Математика. Типовые тестовые задания. Под ред. А.Л. Семенова, И.В.Ященко. М.: Издательство «Экзамен», 2012.
7. ЕГЭ-2013. Математика. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов. Под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. Национальное образование, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа математического кружка 8 класс "За страницами учебника математики"
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления. Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Математические кружки явля...
Рабочая программа математического кружка для учащихся 5-6 классов.
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и т...
Рабочая программа математического кружка по подготовке к ЕГЭ
Данный кружок посвящен подготовке к сдаче единого государственного экзамена и дальнейшему поступлению школьника в ВУЗ.В кружке рассматриваются все темы, которые утверждены Минис...
программа математического кружка
полная разработка программы математического кружка для учащихся 6 - 7 классов...
Рабочая программа математического кружка«Думаем, считаем, повторяем»
Математический кружок «Думаем, считаем, повторяем» рассчитан на 144 учебных часа (4ч в неделю) для учащихся 10-11 классов....
Рабочая программа математического кружка "Математические страницы"
Данный материал полезен для кружковой работы по математике...
Рабочая программа математического кружка "Математические этюды" 5 класс
Программа внеурочной деятельности «Математические этюды» разработана с целью расширения курса «Математика» в 5 классе.Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за пределы объем...