Рабочая программа математического кружка "Математические этюды" 5 класс
рабочая программа по математике (5 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности «Математические этюды» разработана с целью расширения курса «Математика» в 5 классе.
Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за пределы объема обязательных знаний, но вместе с тем они тесно примыкают к основным вопросам программного материала. Занятия на математическом кружке будут способствовать совершенствованию и развитию математических знаний и умений, формированию интереса и мотивации к предмету, повышению уровня математической культуры, формированию универсальных учебных действий (УУД).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_matematicheskie_etyudy.doc | 131 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
математического кружка
для учащихся 5 классов
«Математические этюды»
Составитель: учитель математики Люлёва О.В.
п. Чамзинка
Пояснительная записка
Инновационный путь развития предполагает новый образ мысли, действия на опережение, новые идеи и технологии. Как следствие, новые требования к обучению подрастающего поколения.
Одной из главных задач учителей математики становится воспитание интереса к точным наукам, который должен стать основой для саморазвития учащихся. Математический кружок является одним из эффективных способов решения данной задачи.
Внеурочная деятельность учащихся, как часть учебного процесса, обуславливается целями, ориентированными на цели математического образования с учётом индивидуально-психологических и возрастных особенностей учащихся. Математический кружок позволяет достичь результатов трёх уровней:
1) приобретение школьников социальных знаний;
2) формирование ценностного отношения к социальной реальности;
3) получение опыта самостоятельного общественного действия.
Программа внеурочной деятельности «Математические этюды» разработана с целью расширения курса «Математика» в 5 классе.
Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за пределы объема обязательных знаний, но вместе с тем они тесно примыкают к основным вопросам программного материала. Занятия на математическом кружке будут способствовать совершенствованию и развитию математических знаний и умений, формированию интереса и мотивации к предмету, повышению уровня математической культуры, формированию универсальных учебных действий (УУД).
Цель данной программы – расширить школьный материал, связанный с курсом математики 5-х классов, познакомить с историческими сведениями, способствовать развитию интереса и мотивации в изучении математики, формировать начальные учебно-исследовательские навыки.
Задачи:
- создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
- развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
- формирование навыков самостоятельной работы, имеющий последовательный характер;
- повышение математической культуры ученика;
- воспитание настойчивости, инициативы;
- развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.
Содержание данного курса направлено на вовлечение всех учащихся в учебно-познавательный процесс.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям пятиклассников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Дети получат профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Принципы реализации программы:
- Научность
- Доступность
- Целесообразность
Общая характеристика занятий
Занятия проводятся в 5 классе, формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности пятиклассников. Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде,
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
Формы работы:
Математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, конкурсы.
Планируемые результаты:
В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:
- положительное отношение к учению;
- желание приобретать новые знания;
- способность оценивать свои действия;
В сфере познавательных универсальных учебных действий ребята научатся:
- решать задачи с геометрическим и арифметическим содержанием;
- устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;
- строить логическую цепь рассуждений;
- выдвигать гипотезы;
- составлять задачи-шутки, магические квадраты;
- читать графическую информацию;
- находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;
- анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;
- различать существенные и несущественные признаки.
- отличать кривые и плоские поверхности;
- доказывать способ верного решения.
В сфере коммуникативных УУД у ребят сформируется:
- уважение к товарищам и их мнению;
- понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;
- умение слушать друг друга.
В сфере регулятивных УУД ребята научатся:
- постановке учебных задач занятия;
- оценке своих достижений;
- действовать по плану.
Способы проверки результатов: тесты, математические викторины, графические диктанты, дидактические игры.
Формы подведения итогов: выпуск математической газеты, тестирование, математический бой.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося |
I | Числа | 10 |
1 | Составление выражений | 2 |
2 | Головоломки | 3 |
3 | Четность | 2 |
4 | Математическая олимпиада | 1 |
5 | Кроссворды, ребусы, математические сказки | 2 |
II | Логические задачи | 11 |
1 | Переливания | 2 |
2 | Взвешивания | 2 |
3 | Логические задачи | 2 |
4 | Задачи со спичками | 1 |
5 | Задачи - шутки | 1 |
6 | Принцип Дирихле | 2 |
7 | Математическая викторина | 1 |
III | Геометрия на клетчатой бумаге | 9 |
1 | Рисование фигур на клетчатой бумаге | 1 |
2 | Разрезание фигур на равные части | 1 |
3 | Игры с пентамино | 1 |
4 | Упражнения с куском бумаги | 1 |
5 | Оригами | 2 |
6 | Выпуск газеты «Начинающие математики» | 2 |
7 | Выполнение заданий из газеты | 1 |
iV | Комбинаторные задачи | 2 |
V | Отрицание – «не», конъюнкция – «и», дизъюнкция – «или». | 2 |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся | Дата проведения занятия | |
I | Числа | 10 | Познавательные УУД
Коммуникативные УУД - постановка вопросов, умение выражать свои мысли Регулятивные УУД – постановке учебных задач занятия; оценке своих достижений; действовать по плану. Личностные УУД - самоопределение | планируемая | фактическая |
1 | Составление выражений | 1 | |||
2 | Составление выражений | 1 | |||
3 | Головоломки | 1 | |||
4 | Головоломки | 1 | |||
5 | Головоломки | 1 | |||
6 | Четность | 1 | |||
7 | Четность | 1 | |||
8 | Математическая олимпиада | 1 | |||
9 | Кроссворды, ребусы, математические сказки | 1 | |||
10 | Кроссворды, ребусы, математические сказки | 1 | |||
II | Логические задачи | 11 | Познавательные УУД
Коммуникативные УУД - постановка вопросов, умение выражать свои мысли Регулятивные УУД – постановке учебных задач занятия; оценке своих достижений; действовать по плану. Личностные УУД - самоопределение | ||
11 | Переливания | 1 | |||
12 | Переливания | 1 | |||
13 | Взвешивания | 1 | |||
14 | Взвешивания | 1 | |||
15 | Логические задачи | 1 | |||
16 | Логические задачи | 1 | |||
17 | Задачи со спичками | 1 | |||
18 | Задачи - шутки | 1 | |||
19 | Принцип Дирихле | 1 | |||
20 | Принцип Дирихле | 1 | |||
21 | Математическая викторина | 1 | |||
III | Геометрия на клетчатой бумаге | 9 | Познавательные УУД
Коммуникативные УУД - постановка вопросов, умение выражать свои мысли Регулятивные УУД – постановке учебных задач занятия; оценке своих достижений; действовать по плану. Личностные УУД - самоопределение | ||
22 | Рисование фигур на клетчатой бумаге | 1 | |||
23 | Разрезание фигур на равные части | 1 | |||
24 | Игры с пентамино | 1 | |||
25 | Упражнения с куском бумаги | 1 | |||
26 | Оригами | 1 | |||
27 | Оригами | 1 | |||
28 | Выпуск газеты «Начинающие математики» | 1 | |||
29 | Выпуск газеты «Начинающие математики» | 1 | |||
30 | Выполнение заданий из газеты | 1 | |||
iV | Комбинаторные задачи | 2 | |||
31 | Комбинаторные задачи | 1 | |||
32 | Комбинаторные задачи | 1 | |||
V | Отрицание – «не», конъюнкция – «и», дизъюнкция – «или». | 2 | |||
33 | Отрицание – «не», конъюнкция – «и», дизъюнкция – «или | 1 | |||
34 | Математический бой | 1 | |||
Итого | 34 |
Литература
- Задачи на смекалку 5-6 классы / И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин М: Просвещение, 2014
- Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся 4-8 кл. сред. шк. – 5е изд. – М.: Просвещение, 1998 – 160 с.
- Штейнгауз Г. Сто задач: Пер. с пол. – 4-е изд. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1996. – 144с.
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок
Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль.
Ноутбуки
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Сканер, принтер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа математического кружка (5 класс)
Внеклассная работа - одна из эффективных форм математического развития учащихся. Учитель математики не может ограничиться рамками своей работы только обучению детей на уроке. Успех учителя...
Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова
Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...
Рабочая программа математического кружка "Математические страницы"
Данный материал полезен для кружковой работы по математике...
Адаптированная рабочая программа для обучающихся 11 классов (для 10 классов массовой школы) по алгебре и началам математического анализа.
Адаптированная рабочая программа по алгебре и началам математического анализа для 11 класса (для 10 класса массовой школы) составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основ...
Рабочая программа "математический практикум 9 класс"
Рабочая программа "математический практикум 9 класс"...
Адаптированная рабочая программа Математические представления 5 класс
Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Математические представления" для обучающихся 5 классов с ограниченными возможностями здоровья (обучение на дому)...
Рабочая программа "Математическая азбука" 6 класс
Целью программы является создание условий для полноценного интеллектуального, физического, эстетического развития учащихся второй ступени образования, их успешной адаптации в образовательной и социаль...