"Ленинград ожёг мне душу"
методическая разработка (9 класс) на тему
"Ленинград ожёг мне душу" - мероприятие проведенное в школе - интернат посвящённое дню снятия блокады Ленинграда. В этой работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мероприятие. посвящённое дню снятия блокады Ленинграда | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБС (К) ОУ Краснослободская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа – интернат XIII вида
Открытое мероприятие
«Ленинград ожег мне душу»
( дню снятия блокады Ленинграда 1944г. посвящается)
Подготовила и провела воспитатель
9 группы
Шукшина Светлана Тимофеевна
2013 – 2014 учебный год.
Цель:
Закрепление и расширение знаний учащихся о героической обороне Ленинграда.
Формирование представления, что война – это не набор каких – то абстрактных понятий, а смерть и страдания реальных людей, таких же, как мы, и тем самым раскрыть антигуманную сторону войны
Формирование желания познавать многообразие исторических событий отечественной истории на принципах гуманизма, толерантности и открытости;
Формирование у подрастающего поколения гордости за свою Родину, ее народ, историю и ратную славу, изучение и развитие интереса к героическим страницам истории Отечества;
Оборудование
Компьютер, проектор, наглядный материал- «125,0- норма блокадного хлеба»
Воспитатель: Войны – это древнейшая человеческая трагедия. Если бы люди помнили и никогда не забывали все горе, ужас, страдания, страх, принесенные человечеству войнами, то на земле не звучали бы больше выстрелы.
Сегодня мы будем говорить о Ленинграде. Нам кажется, в его судьбе отразились самые характерные черты той войны, победу в которой мы празднуем вновь и вновь.
Ленинградцы были настоящими бойцами, хоть и не все они встречались с гитлеровцами лицом к лицу.
Их противниками были смерть и ее союзники: голод, жажда, холод, тьма... блокада.
900 дней в огненном кольце, в тисках беспощадного голода. 3 зимы без топлива, воды, электричества, под непрерывным вражеским огнем выстояли ленинградцы. Под лозунгом «Все для фронта, все для победы» ни на час не прекращали работы заводы: умирали голодной смертью, но не покидали рабочих мест труженики. Стояли насмерть бойцы.
Ученик: Всего в Ленинграде и пригородах в августе 1941 года было организовано 79 рабочих батальонов численностью свыше 40 тысяч человек. Город отдавал в армию лучших.
Горожане создали оборонительный пояс противотанковых рвов длиною 626 км, построили 1500 дотов и дзотов, 35 км баррикад. Люди работали по 12—14 часов в сутки, нередко под дождем, в непосредственной близости от противника, под артиллерийским огнем.
Ученик: До октября 1941 года из Ленинграда вывезли около 96 предприятий. Эвакуировались также музеи, театры, научно-исследовательские институты. Население расставалось с родным городом неохотно, люди не допускали мысли, что немцы могут подойти к самому Ленинграду. Из города выехало 630 тысяч, и, когда кольцо блокады сомкнулось, в нем осталось 2 млн. 544 тысячи человек гражданского населения, в том числе около 400 тысяч детей.
Воспитатель: Голод подкрадывался к городу незаметно.
Особенно тяжелой для города оказалась поздняя осень 1941 года, когда Ладога замерзла и практически единственная ниточка, связывающая Ленинград со страной оборвалась. И тогда по ладожскому льду проложили военно-автомобильную дорогу. От нее зависело спасение жителей Ленинграда. 22 ноября 1941 года на еще неокрепший лед вышли первые грузовики с мукой.
Ученик:
Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
И было так, на всем ходу
Машина задняя осела,
Шофер вскочил, шофер на льду
«Ну, так и есть, – мотор заело».
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта – не угроза, да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасет 16000 ленинградцев!
И вот, в бензине руки он смочил.
Поджог их от мотора –
И быстро двинулся ремонт в пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони,
Но он доставит хлеб, пригонит к хлебопекарне до зари.
16 тысяч матерей пайки получат на заре –
125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам.
Воспитатель: Январь и февраль 1942 года были самыми черными месяцами блокады.
В новогоднем приказе Гитлер благодарил своих солдат "за создание невиданной в истории мира блокады" и уверял, что скоро Ленинград, "как спелое яблоко упадет к нашим ногам".
"Ленинград выжрет самого себя", — цинично пророчествовал фюрер.
Враг рассчитывал, что голодающие, мерзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, перестанут работать.
Ученик: Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие жизненно важные грузы, а из города на большую землю вывозили детей, раненых, крайне истощенных и ослабевших людей.
Изменилось лицо Ленинграда. Окна магазинов и общественных зданий закрыли предохранительными щитами. На памятники надели защитные футляры из досок, заполненные песком. Разместились на огневых позициях зенитные батареи. Город превратился в военную крепость.
Заводы, мосты, общественные здания были заминированы. И если бы неприятелю удалось ворваться в город, все взлетело бы на воздух.
Воспитатель: Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград к исходу третьей недели от начала войны. Оно назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади, раздало солдатам и офицерам путеводители по Ленинграду и даже отпечатало пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице "Астория".
Но триумфального марша не получилось.
Ученик: Москва и Ленинград обрекались на полное уничтожение — вместе с жителями. С этого и должно было начаться то, что Гитлер имел в виду: "Разгромить русских как народ". То есть истребить, уничтожить как биологическое, географическое, историческое понятие.
Перед немецким командованием была поставлена задача — штурмом овладеть городом, сравнять его с землей и сделать необитаемым.
Воспитатель: С первых же дней блокады фашисты приступили к варварским обстрелам и бомбардировкам города. На их картах были отмечены музеи, дворцы, школы.
Гордым вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе; местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Да, трудно поверить, но это факт – даже в условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды… многие ленинградские дети учились. Александр Фадеев писал: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились. Да, они учились, несмотря ни на что… »
Ученик:
Девчонка руки протянула
И головой – на край стола.
Сначала думали, уснула,
А оказалось, умерла…
Никто
Не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья – после похорон.
Многое пришлось перенести детям блокадного Ленинграда.
Воспитатель: Ленинградцы не выключали радио ни днем, ни ночью. Из-за недостатка электроэнергии оно не говорило, а шептало. Но даже если только стучал метроном — и то было легче. Это означало, что город жив, что сердце его бьется.
В дни блокады передачи на радио готовили журналисты и писатели В. Вишневский, Н. Тихонов, О. Берггольц.
Я думаю, что никогда больше люди не будут слушать стихи так, как слушали стихи ленинградских поэтов в ту зиму голодные, опухшие, еле живые ленинградцы, — напишет О. Ф. Берггольц в предисловии к сборнику "Говорит Ленинград".
18 января 1943 года блокада была прорвана.
27 января 1944 года город освобожден.
Ученик:
За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы
Тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика —
Гремит салют
над Ленинградом!
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе —
Салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут...
Воспитатель: Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: "Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто".
Город выстоял! Он выжил и получил почетное звание «Город герой». Прошли годы! И еще пройдет время! Но героические дни Ленинградской обороны впечатаны в историю навечно. Это прошлое неподвластно времени. Оно не померкнет, не исчезнет, не забудется никогда.
Ученик:
Люди!
Покуда сердца стучат, -
Помните!
Какою ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет, -
Помните!
О тех кто уже никогда не споет, - помните.
Детям своим расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли, - о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди земли!
Убейте войну!
Прокляните войну!
Люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните.
Но о тех, кто уже не придет никогда, - заклинаю: Помните!
Воспитатель: 9 мая, в День Победы, ленинградцы придут на Пискаревское кладбище. Семьями и в одиночку, старые и молодые. Они положат на холмы братских могил цветы. А некоторые — конфеты, папиросы, хлеб. Маленький кусочек хлеба, в котором так нуждался каждый из похороненных там.
Вечная им память!..
(Минута молчания)
Ребята, а сейчас мы посмотрим небольшой видеоролик из фотографий, сделанных в военном блокадном Ленинграде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Ленинград ожег мне душу своими бедными детьми…»
Внеклассное мероприятие в рамках творческого проекта "Война и дети" (История+Литература) для 7 класс ...
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...
Урок-мастерская «Воспитание души. Труд души» (по стихотворению Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»)
Урок составлен в соответствии с новыми ФГОСами...
Тематическая игра, посвящённая Дню Воинской Славы России - 27 января - Дню снятия блокады Ленинграда - "Непокорённый Ленинград!"
Тематическая игра, посвящённая Дню Воинской Славы России – 27 января – Дню снятия блокады Ленинграда – «Непокорённый Лени...
К 70-летию полного снятия Блокады Ленинграда ХОЛОКОСТ И БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ГЕНОЦИДА.
2-я мировая война по своим преступлениям доказала, что и Холокост, и Блокада – это явления одного порядка....
ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ «СЛЕД БЛОКАДНЫЙ В ДУШАХ…», ПОСВЯЩЕННЫЙ ГОДОВЩИНЕ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА
Литературно-историческая композиция, посвященная годовщине "Ленинградского Дню победы" - 27 января 1944 года. Традиционно проводится для учащихся 2-4 классов школы. Участники проекта - учащиеся ...
Душа блокадного Ленинграда. О.Ф. Берггольц
Лицо Победы У Победы лицо не девчоночье,а оно как могильный ком.У Победы лицо не точёное,а очерченное штыком.У Победы лицо нарыдавшееся.Лоб её как в траншеях бугор.У Победы лицо настрадавшееся ...