"Ленинград ожёг мне душу"
методическая разработка (9 класс) на тему

Шукшина Светлана Тимофеевна

"Ленинград ожёг мне душу" - мероприятие проведенное в школе - интернат посвящённое дню снятия блокады Ленинграда. В этой работе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                 

                                                 ГБС (К) ОУ  Краснослободская  специальная (коррекционная)                                                                                                                                                                                      

                       общеобразовательная школа – интернат  XIII вида

                                                Открытое мероприятие

 

                   «Ленинград ожег мне душу»

         ( дню снятия блокады Ленинграда 1944г. посвящается)

                                                              Подготовила и провела воспитатель

                                                                                9 группы

                                                        Шукшина Светлана Тимофеевна

                                                          2013 – 2014 учебный год.


Цель:          

 Закрепление и расширение  знаний учащихся о героической обороне Ленинграда.

Формирование представления, что война – это не набор каких – то абстрактных понятий, а смерть и страдания реальных людей, таких же, как мы, и тем самым раскрыть антигуманную сторону войны

Формирование желания познавать многообразие исторических событий отечественной истории на принципах гуманизма, толерантности и открытости;

 Формирование  у подрастающего поколения гордости за свою Родину, ее народ, историю и ратную славу, изучение и развитие интереса к героическим страницам истории Отечества;

 Оборудование        

Компьютер, проектор,    наглядный материал- «125,0- норма  блокадного хлеба»

Воспитатель: Войны – это древнейшая человеческая трагедия. Если бы люди помнили и никогда не забывали все горе, ужас, страдания, страх, принесенные человечеству войнами, то на земле не звучали бы больше выстрелы.

Сегодня мы будем говорить о Ленинграде. Нам кажется, в его судьбе отразились самые характерные черты той войны, победу в которой мы празднуем вновь и вновь.

Ленинградцы были настоящими бойцами, хоть и не все они встречались с гитлеровцами лицом к лицу.

Их противниками были смерть и ее союзники: голод, жажда, холод, тьма... блокада.

900 дней в огненном кольце, в тисках беспощадного голода. 3 зимы без топлива, воды, электричества, под непрерывным вражеским огнем выстояли ленинградцы. Под лозунгом «Все для фронта, все для победы» ни на час не прекращали работы заводы: умирали голодной смертью, но не покидали рабочих мест труженики. Стояли насмерть бойцы.

Ученик: Всего в Ленинграде и пригородах в августе 1941 года было организовано 79 рабочих батальонов численностью свыше 40 тысяч человек. Город отдавал в армию лучших.

Горожане создали оборонительный пояс противотанковых рвов длиною 626 км, построили 1500 дотов и дзотов, 35 км баррикад. Люди работали по 12—14 часов в сутки, нередко под дождем, в непосредственной близости от противника, под артиллерийским огнем.

Ученик: До октября 1941 года из Ленинграда вывезли около 96 предприятий. Эвакуировались также музеи, театры, научно-исследовательские институты. Население расставалось с родным городом неохотно, люди не допускали мысли, что немцы могут подойти к самому Ленинграду. Из города выехало 630 тысяч, и, когда кольцо блокады сомкнулось, в нем осталось 2 млн. 544 тысячи человек гражданского населения, в том числе около 400 тысяч детей.

Воспитатель: Голод подкрадывался к городу незаметно.

Особенно тяжелой для города оказалась поздняя осень 1941 года, когда Ладога замерзла и практически единственная ниточка, связывающая Ленинград со страной оборвалась. И тогда по ладожскому льду проложили военно-автомобильную дорогу. От нее зависело спасение жителей Ленинграда. 22 ноября 1941 года на еще неокрепший лед вышли первые грузовики с мукой.

Ученик:

Дорогой жизни шел к нам хлеб,

Дорогой дружбы многих к многим.

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

И было так, на всем ходу

Машина задняя осела,

Шофер вскочил, шофер на льду

«Ну, так и есть, – мотор заело».

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта – не угроза, да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь – опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны? Он спасет 16000 ленинградцев!

И вот, в бензине руки он смочил.

Поджог их от мотора –

И быстро двинулся ремонт в пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони,

Но он доставит хлеб, пригонит к хлебопекарне до зари.

16 тысяч матерей пайки получат на заре –

125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам.

Воспитатель:  Январь и февраль 1942 года были самыми черными месяцами блокады.

В новогоднем приказе Гитлер благодарил своих солдат "за создание невиданной в истории мира блокады" и уверял, что скоро Ленинград, "как спелое яблоко упадет к нашим ногам".

"Ленинград выжрет самого себя", — цинично пророчествовал фюрер.

Враг рассчитывал, что голодающие, мерзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, перестанут работать.

Ученик: Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие жизненно важные грузы, а из города на большую землю вывозили детей, раненых, крайне истощенных и ослабевших людей.

Изменилось лицо Ленинграда. Окна магазинов и общественных зданий закрыли предохранительными щитами. На памятники надели защитные футляры из досок, заполненные песком. Разместились на огневых позициях зенитные батареи. Город превратился в военную крепость.

Заводы, мосты, общественные здания были заминированы. И если бы неприятелю удалось ворваться в город, все взлетело бы на воздух.

Воспитатель: Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград к исходу третьей недели от начала войны. Оно назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади, раздало солдатам и офицерам путеводители по Ленинграду и даже отпечатало пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице "Астория".

Но триумфального марша не получилось.

Ученик: Москва и Ленинград обрекались на полное уничтожение — вместе с жителями. С этого и должно было начаться то, что Гитлер имел в виду: "Разгромить русских как народ". То есть истребить, уничтожить как биологическое, географическое, историческое понятие.

Перед немецким  командованием была  поставлена задача — штурмом овладеть городом, сравнять его с землей и сделать необитаемым.

Воспитатель: С первых же дней блокады фашисты приступили к варварским обстрелам и бомбардировкам города. На их картах были отмечены музеи, дворцы, школы.

Гордым вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе; местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Да, трудно поверить, но это факт – даже в условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды… многие ленинградские дети учились. Александр Фадеев писал: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились. Да, они учились, несмотря ни на что… »

Ученик:

Девчонка руки протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали, уснула,

А оказалось, умерла…

Никто

Не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья – после похорон.

Многое пришлось перенести детям блокадного Ленинграда.

Воспитатель: Ленинградцы не выключали радио ни днем, ни ночью. Из-за недостатка электроэнергии оно не говорило, а шептало. Но даже если только стучал метроном — и то было легче. Это означало, что город жив, что сердце его бьется.

В дни блокады передачи на радио готовили журналисты и писатели В. Вишневский, Н. Тихонов, О. Берггольц.

Я думаю, что никогда больше люди не будут слушать стихи так, как слушали стихи ленинградских поэтов в ту зиму голодные, опухшие, еле живые ленинградцы, — напишет О. Ф. Берггольц в предисловии к сборнику "Говорит Ленинград".

18 января 1943 года блокада была прорвана.

27 января 1944 года город освобожден.

Ученик:

За залпом залп.

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут.

А ленинградцы

Тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика —

Гремит салют

над Ленинградом!

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе —

Салют!

Сегодня ленинградцы

Плачут...

Воспитатель: Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: "Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто".

Город выстоял! Он выжил и получил почетное звание «Город герой». Прошли годы! И еще пройдет время! Но героические дни      Ленинградской     обороны впечатаны в историю навечно. Это прошлое неподвластно времени. Оно не померкнет, не исчезнет, не забудется никогда.

Ученик:

Люди!

Покуда сердца стучат, -

Помните!

Какою ценой завоевано счастье,

Пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет, -

Помните!

О тех кто уже никогда не споет, - помните.

Детям своим расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Детям детей расскажите о них,

Чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли помните!

К мерцающим звездам ведя корабли, - о погибших помните!

Встречайте трепетную весну, люди земли!

Убейте войну!

Прокляните войну!

Люди Земли!

Мечту пронесите через года и жизнью наполните.

Но о тех, кто уже не придет никогда, - заклинаю: Помните!

Воспитатель: 9 мая, в День Победы, ленинградцы придут на Пискаревское кладбище. Семьями и в одиночку, старые и молодые. Они положат на холмы братских могил цветы. А некоторые — конфеты, папиросы, хлеб. Маленький кусочек хлеба, в котором так нуждался каждый из похороненных там.

Вечная им память!..

(Минута молчания)

Ребята, а сейчас мы посмотрим небольшой видеоролик из фотографий, сделанных в военном блокадном Ленинграде.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ленинград ожег мне душу своими бедными детьми…»

Внеклассное мероприятие в рамках творческого проекта "Война и дети" (История+Литература) для 7 класс ...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...

Тематическая игра, посвящённая Дню Воинской Славы России - 27 января - Дню снятия блокады Ленинграда - "Непокорённый Ленинград!"

Тематическая игра, посвящённая Дню Воинской Славы России – 27 января – Дню снятия блокады Ленинграда – «Непокорённый Лени...

К 70-летию полного снятия Блокады Ленинграда ХОЛОКОСТ И БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ГЕНОЦИДА.

2-я мировая война по своим  преступлениям  доказала, что и Холокост, и Блокада – это явления одного порядка....

ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ «СЛЕД БЛОКАДНЫЙ В ДУШАХ…», ПОСВЯЩЕННЫЙ ГОДОВЩИНЕ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА

Литературно-историческая композиция, посвященная годовщине  "Ленинградского Дню победы" - 27 января 1944 года. Традиционно проводится для учащихся 2-4 классов школы. Участники проекта - учащиеся ...

Душа блокадного Ленинграда. О.Ф. Берггольц

Лицо Победы У Победы лицо не девчоночье,а оно как могильный ком.У Победы лицо не точёное,а очерченное штыком.У Победы лицо нарыдавшееся.Лоб её как в траншеях бугор.У Победы лицо настрадавшееся ...