«Ленинград ожег мне душу своими бедными детьми…»
методическая разработка (история, 7 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Blokada_Leningrada.zip | 22.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Онеги»
Архангельская область
Творческий проект «Война и дети»:
«Ленинград ожег мне душу своими бедными детьми…»
(О. Бергольц)
Внеклассное мероприятие
История+Литература
7 класс
Белоногова Вера Валентиновна, учитель истории и обществознания | |
Сидорова Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы |
Онега, 2009
Пояснительная записка.
Проект буквально – брошенный вперёд. По словарю Ожегова – замысел, план, черновик. По мысли французского писателя Жюля Ренара, «проект – это черновик будущего»
Опыт участия в проектной деятельности позволяет выявить учащихся, создающих в группе образец познавательной и организационной деятельности, способных и готовых помочь другим. Она даёт возможности обучить навыкам познавательной деятельности, создать микроклимат сотрудничества. Метод проектов – это среда, в которой даже неудачники обретают уверенность в своих силах.
Практика создания творческих проектов в школе может рассматриваться как особое направление внеучебной и внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, на расширение кругозора, углубление и закрепление знаний, умений и навыков. В школе разработка творческих проектов может быть одним из направлений внеклассной деятельности.
Творчески мыслить это значит уметь нестандартно мыслить, нестандартно выходить из ситуации. Творческому мышлению свойственно обнаруживать противоречия между явлениями, умение определять проблему, предполагать возможные пути решения т. е. ставить гипотезы, самостоятельно определять методы, способы решения проблем.
В основе проекта лежит технология проблемного обучения, т. е. создание проблемной ситуации. Основополагающей проблемой проекта «Война и дети», созданного группой учеников 8-ых классов, является освоение учащимися синтеза исторических событий и эмоционального воздействия посредством произведений искусства и документальных источников.
Общей целью проекта является организация деятельности по созданию и реализации проекта.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Обучить планированию (учащиеся должны уметь чётко определять цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).
- Расширить и углубить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
Развивающие:
- Продолжить работу по формированию навыков сбора и обработки информации, материалов (учащиеся должны уметь выбрать нужную информацию и правильно её использовать).
- Развить умение анализировать.
- Развить умение составлять план, выступление в устном журнале.
Воспитывающие:
- Сформировать позитивное отношение к творческой проектной деятельности.
- Развить коммуникативные навыки,
- Сформировать чувство ответственности, самостоятельности
- Способствовать воспитанию патриотизма и гражданской позиции.
Этапы работы над проектом. На первом этапе необходимо заинтересовать учащихся и создать мотивацию к познавательной деятельности, конкретизировать тему проекта в соответствии с интересами учеников, решить, для какой возрастной группы будет проведено мероприятие. Учащиеся определили рабочую тему будущего мероприятия «Дети блокадного Ленинграда» в рамках проекта «Война и дети».
На втором этапе предлагается частично-поисковый метод. Учащиеся начинаются работать самостоятельно. Функция учителя сводится к оказанию помощи. Учащимся предлагается предварительно разделиться на группы по созданию мультимедийной презентации (выбор фотографий того времени), по оформлению кабинета (книжная выставка, оборудование, экспозиция), по сбору материала (стихотворения о войне, воспоминания детей, переживших блокаду, подбор музыкального сопровождения, историческая информация).
На третьем этапе происходит отбор собранного материала и создание сценария мероприятия под руководством учителей. Ученики приняли решение, что в качестве основного информационного материала будут использованы воспоминания детей-блокадников (сайт «Непридуманные рассказы о войне» www.world-war.ru/), стихотворение А. Ахматовой, дневник Тани Савичевой, Седьмая симфония Д. Шостаковича.
На четвёртом этапе в результате сотрудничества педагогов и учащихся в рамках творческого проекта «Война и дети» был создан устный журнал «Ленинград ожёг мне душу своими бедными детьми». Презентация проекта проходила в виде внеклассного мероприятия на параллели 8-ых классов.
На пятом этапе проект был реализован в школьном коллективе на параллелях 4 – 7 классов накануне Дня Победы.
На шестом этапе каждому из участников проекта было предложено ответить на вопросы по осмыслению значимости собственного участия:
На вопрос, РЕЗУЛЬТАТ что было хорошего в вашей работе, участники проекта отвечали: «Понравилось работать с ребятами, нас хорошо слушали, понравились репетиции, работа над презентацией».
На вопрос, что не удалось, отвечали: «Всё удалось, получилось лучше, чем думали. Иногда не удавалось привлечь внимание ребят».
На вопрос, чему вы научились, работая коллективно: «Научились уважать и слушать друг друга. Рассказывать. Мы научились работать согласованно, помогать друг другу, подстраиваться».
Можно отметить желание детей продолжить эту работу.
Основная часть.
Внеклассное мероприятие
«Ленинград ожег мне душу своими бедными детьми…» (О. Бергольц)
Задачи:
Образовательные:
- Обучить планированию (учащиеся должны уметь чётко определять цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).
- Расширить и углубить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
Развивающие:
- Продолжить работу по формированию навыков сбора и обработки информации, материалов (учащиеся должны уметь выбрать нужную информацию и правильно её использовать).
- Развить умение анализировать.
- Развить умение составлять план, выступление в устном журнале.
Воспитывающие:
- Сформировать позитивное отношение к творческой проектной деятельности.
- Развить коммуникативные навыки,
- Сформировать чувство ответственности, самостоятельности
- Способствовать воспитанию патриотизма и гражданской позиции.
Оборудование:
Презентация «Фотоархив блокады», оформление экспозиции (керосиновая лампа, стакан с морковным чаем, хлеб 125 г., окно, заклеенное бумагой, на обоях нарисованная елка), выставка книг, посвященных детям блокадного Ленинграда, 7 «Ленинградская симфония» Шостаковича, метроном.
Предварительное задание:
Учащимся предлагается предварительно разделиться на группы по созданию мультимедийной презентации (выбор фотографий того времени), по оформлению кабинета (книжная выставка, оборудование, экспозиция), по сбору материала (стихотворения о войне, воспоминания детей, переживших блокаду, подбор музыкального сопровождения, историческая информация).
Вступление.
– Тебе __ или немного больше.
– Ты родился и вырос на мирной земле.
– Ты учишься в школе, встречаешься с друзьями, веселишься, иногда грустишь.
– Ты хорошо знаешь радости мирной жизни: шум первого весеннего дождя, ласковый голос мамы, тепло родного дома, запах тёплого хлеба.
– Но тебе трудно поверить, что это так легко потерять под градом бомб и снарядов.
–Война уходит от нас всё дальше, но имеем ли мы право забывать её?
Приложение 1. Презентация.
Стихотворение.
- Снова дралась во дворе?
- Ага!
Мама, но я не плакала!..
Вырасту – выучусь на моряка.
Я уже в ванне плавала!..
- Боже, не девочка, а беда!
Сил моих больше нету…
- Мама, а вырасту я когда?
- Вырастешь, ешь котлету…
- Мама, купишь живого коня?..
- Коня?! Да что ж это делается?!
- Мама, а в лётчики примут меня?
- Примут, куда они денутся?!
Ты же из каждого, сатана,
Душу сумеешь вытрясти!..
- Мама, а правда, что будет война,
И я не успею вырасти?
– Понятия дети и война несовместимы! Однако юным ленинградцам - детям блокадного города пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию осажденного города.
– Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище... Много детского почему? Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда.
Историческая справка
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В августе немцы вышли к Ленинграду. 30 августа было прервано ж/д сообщение со страной. 6 сентября начались бомбардировки города. 8 сентября силы Вермахта захватили Шлиссельбург и блокировали Ленинград с суши. Попытка взять его штурмом не удалась. Встретив упорное сопротивление немцы перешли к блокаде, которая продолжалась 900 дней.
В Ленинграде оставалось более 2,5 млн. человек, в том числе 400 тыс. детей.
Продовольственные запасы были крайне ограничены после того как в результате бомбежки сгорели крупнейшие продовольственные склады. Особенно тяжелое положение сложилось зимой 1942 года. Рабочие получали 250 гр. хлеба в сутки, служащие, дети и иждивенцы 125 гр. Снабжение города продовольствием осуществлялось по Ладожскому озеру, по «Ледовой дороге жизни». Из-за нехватки топлива остановился городской транспорт, в домах отключили электроэнергию, отопление, не работал водопровод.
Но город жил, сражался и ковал оружие для грядущей победы; вместе со взрослыми встали на защиту любимого города дети и подростки Ленинграда. Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах.
Блокада была прорвана в январе 1943 года, а полностью снята 27 января 1944 года.
Дети блокадного Ленинграда
– «Ленинградские дети», когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Это звучало как пароль – «ленинградские дети».
Прошли годы, и оказалось, что они, бывшие мальчики и девочки блокадного Ленинграда, хорошо помнят ту пору, заледенелую, голодную, лишенную детских радостей. Сегодня с вами будут говорить дети, дети блокадного Ленинграда.
Зоя Смирнова-Торопова
Октябрь 1941 года.
– Все больше пустели дома. Мы с оставшимися ребятами лазали на крыши. Квартиры в домах были открытые, брошенные с вещами, сколько мы видели открытых квартир, заходили, смотрели, как жили люди, но никто не брал чужого.
Я потом вспоминала, ведь все было открыто, бери, что хочешь.
Ноябрь 1941 года.
− Голод уже совсем обнаглел, ничего не достать, в столовой давали пол-литра супу из дрожжей – вода, соль и дрожжи (ах, мучки бы, и блинчики спечь…), кислая водичка, пахнет хлебом. Мы ждали, когда хлопнет дверь и появится мама с хлебом. 125-граммовый крошечный черно-зеленый глиняный кусочек, чуть больше спичечного коробка, я до сих пор помню этот «золотой» кусочек.
− Мама делила хлеб на 5 частей и каждый берег свой кусочек, свою крошку за пазухой.
Представить трудно, только 125 г хлеба и ничего больше.
Холод! Холод! Печурку топили только раз в день – берегли топливо.
− В Александро-Невскую Лавру – там во время блокады был организован детприемник. Об этом никто никогда не вспоминает, а ведь сколько детей спасли от смерти. В этот детприемник привозили, приносили детей, с улиц, искали по квартирам, их поили, кормили, отогревали и тело, и душу.
− Только за первую блокадную зиму голод и бомбёжки унесли в Ленинграде 252 тысячи человек. Среди них были и дети.
Анна Ахматова «Постучи кулачком, я открою»
– Стихотворение посвящается памяти Вали Смирнова, погибшего при артиллерийском обстреле в Ленинграде в 1942 году.
Постучись кулачком - я открою.
я тебе открывала всегда.
Я теперь за высокой горою,
За пустыней, за ветром и зноем,
Но тебя не предам никогда…
Твоего я не слышала стона,
Хлеба ты у меня не просил.
принеси же мне ветку клёна
Или просто травинок зелёных,
Как ты прошлой весной приносил.
принеси же мне горсточку чистой,
Нашей невской студёной воды,
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.
− Таню Савичеву тоже убили фашисты. Не пулей, не снарядом, - голодом. Ей было всего 11 лет. Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была маленькая записная книжка ленинградской школьницы Тани Савичевой. В ней всего девять страниц. Из них на шести – даты. И за каждой – смерть. Шесть страниц – шесть смертей. Больше ничего, кроме сжатых лаконичных записей:
"28 декабря 1941 года. Женя умерла... Бабушка умерла 25 января 1942 -го, 17 марта – Лека умер, дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая – дядя Леша. мама – 15 мая".
А дальше – без даты:
"Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня".
Стихотворение.
Пуст небо всегда будет ясным. Далантайн Тарва.
Вот Танечки девятилетней
Передо мною дневник,
Строками страницы последней
Он в сердце мое проник.
Такое лишь на гробнице ,
На мраморе высекать,
А это на мятой странице
Для нас сберегла тетрадь.
Так воет народное горе!
Так рвется в душе струна!..
Проклятье фашисткой своре!
Проклятье тебе война!
Девчушка в пустой квартире
Судьбу записала свою,
Обрушившуюся, как буря,
На дом, на нее, на семью.
«Семнадцатого марта
Не стало Лены.
Третьего апреля
Умер дядя Ваня.
Десятого мая умерла мама.
А в двенадцать часов умер Женя.
От Савичевых осталась
Я одна».
– На 3-м километре бывшей Дороги жизни, у посёлка Ковалево, стоит памятник Цветок жизни. В центре композиции - наклонная плита с надписью: "Во имя жизни и против войны; детям - юным героям Ленинграда 1941-1944 гг." Белый каменный цветок на десятиметровом стебле возвышается над гранитными валунами. В лепестках цветка вырезаны слова: "Пусть всегда будет солнце".
– Говорят дети блокадного Ленинграда:
Валентина Базанова
Запомнились заклеенные крест-накрест узкими полосками бумаги окна, которые наглухо занавешивали темными плотными одеялами, чтобы, не дай Бог, не просочился на темную улицу лучик света от коптилки. Над городом висели огромные серебристо-серые и серые аэростаты, в темное время суток небо пересекали и перекрещивались лучи прожекторов, которые искали вражеские самолеты. Остро остались в памяти тревожные звуки метронома Ленинградского радио. Порой казалось, что это — единственное, что связывает нас с окружающей жизнью. Если почему-то метроном замолкал, то становилось страшно, что в Ленинграде уже никого не осталось, все погибли и умерли. Прерывался звук метронома и раздавались страшные слова: «Граждане! Воздушная тревога! Воздушная тревога!»
Звук метронома. Минута молчания.
Валентина Базанова
Я спала сегодня ночью около трех часов.
Мне приснился страшный сон. Будто бы осень. Я выхожу на наш балкон и вижу, что в возду хе победно летят самолеты. Посередине — воздушные крепости. Я всматриваюсь в них внимательно и вижу на крыльях черный крест, а на хвосте — свастику. Я в ужасе смотрю вниз и вижу, что по улицам идут войска, грохочут танки и всюду — свастика. Люди не замечают этого и идут по улицам, не поднимая головы. Вдруг один смотрит вверх. Он вздрагива ет, останавливается. Еще один посмотрел на самолеты. И вдруг все увидели, что это — немецкие войска. На мгновение все оцепене ли, потом бросились бежать. Улица опустела. Лишь в жуткой тишине победно двигались немцы. Я почувствовала, что внутри у меня что-то оборвалось, и... проснулась. Действительность тяжела, но я все же страшно обрадовалась, что это – только сон.
– 9 августа 1942 в осаждённом немцами Ленинграде оркестр Радиокомитета впервые исполнил великую Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, которую он начал писать в блокадном городе.
Звучит симфония. Приложение 2
– Все страдания отпечатались в детской душе, навсегда вошли в сердце, многих сделали сердечнее, отзывчивее к чужой беде. Говорят дети блокадного Ленинграда.
Мама - донор А.В. Молчанов
В декабре сорок первого мама стала донором.
Она лежала на белом столе, сама вся в белом, и смотрела, как капает в бутылку ее кровь, которая спасает тяжело раненного, умирающего защитника Ленинграда. По телу разливалась слабость, голова слегка кружилась, но на мамином лице была счастливая улыбка. Мама представляла, как она сегодня принесет домой донорский паек!
Дома мама сказала. Что это на работе выдали подарки, и разделила паек поровну на всех.
Потом мы узнали, какую цену платит мама за эти "подарки".
В феврале маме удалось сдать кровь дважды. После второй сдачи она почти три часа шла от угла Невского и Литейного, где был магазин для доноров, до Свечного переулка. Полторы трамвайных остановки!.. "Больше всего я боялась, что не донесу донорский паек, если не дойду", - призналась она.
— Так что же ты не поела из своего пайка? - спросил дедушка. - Сил бы прибавилось.
Мама пожала плечами и ответила:
— А мне как-то в голову не пришло, что я одна буду есть.
– Но люди продолжали жить, не теряли надежды, мечтали, умели радоваться…
Нарисованная елка А.В. Молчанов
Я с детства люблю наряжать новогоднюю елку. Здесь и предвкушение праздника с ожиданием чудес и подарков, и удовольствие от самого процесса украшения зеленой, пахучей гостьи, и радость от встречи со старыми елочными игрушками и знакомства с новыми. И каждый раз это еще и воспоминания о других елках.
Одним из таких воспоминаний я поделился однажды со своими сынишкой и дочуркой во время украшения елки.
Я рассказывал им о том, как 31 декабря 1941 года в блокадном Ленинграде мой дедушка устроил новогоднюю елку. Он был веселый и добродушный выдумщик. Настоящих елок не было, и он решил нарисовать елку на стене. Попросил у меня акварельные краски, залез на стул и прямо на обоях изобразил высокую ветвистую красавицу.
Бабушка начала ворчать, что он испортил обои, а он, улыбаясь, сказал:
— Молчи, Ликсевна, - (он ее всегда так называл - Алексеевной, когда был в хорошем настроении), - эти обои после войны в музей возьмут! А нам все равно ремонт делать, блокадную копоть смывать…
Потом он вбил гвоздики в концы нарисованных ветвей и достал коробки с елочными игрушками. Мы стали вешать их на гвоздики и произошло чудо: от настоящих игрушек нарисованная елка словно ожила! От нее, кажется, запахло хвоей.
Но самая потрясающая новость ожидала нас впереди: в коробках, среди игрушек мы нашли клад! Да, это был волшебный новогодний клад: большие грецкие орехи в посеребренной скорлупе и конфеты в ярких фантиках - и какие конфеты! "Раковая шейка", "Мишка на севере"! Они висели в прошлом году на елке, их сняли и убрали вместе с игрушками.
Мы придвинули стул к стене с нарисованной елкой. Тускло горела на столе коптилка, а над ней таинственно отсвечивали стеклянные шары и волшебно белели обертки конфет - настоящих конфет из мирного времени! Ровно в полночь дедушка торжественно снял их, и мы разделили их поровну. Пустые фантики мы снова повесили на елку…
Когда я закончил свой рассказ, дочка засмеялась и сказала:
- А у нас на елке тоже есть конфеты!
Потом она притихла, и глаза ее стали задумчивыми.
Через две недели мы убирали елку, снимали с нее украшения. Вот это дело я не люблю - тоже с детства, потому что это и конец праздника, и прощание с зеленой волшебницей, которая была у нас в гостях, дарила радость, а теперь выбрасывается на свалку…
Неожиданно я заметил, что дочка, сняв с елки большие шоколадные конфеты, прячет их в коробку с игрушками.
- Ты зачем это? - удивился я.
Она виновато улыбнулась:
- Ты же рассказывал…
- Ну, что ты! - засмеялся я. - Блокады больше не будет.
- Нет, - сказала она серьезно, - я это в память… Давай оставлять конфеты с елки в память того дедушки и того мальчика.
- Какого мальчика? - не понял я. - Ведь это же я о себе рассказывал.
- Все равно,- ответила дочка, - ты тогда был мальчиком.
И я понял, что в ее представлении я - блокадный мальчик - абстрагировался от меня современного и ушел в историю вместе с дедушкой, которому блокадная судьба отмерила жизнь после нового года три с половиной месяца. Наверное, ему было бы легче умирать, если бы он знал, что хранить память о нем будет не только переживший блокаду внук, но и неведомая ему правнучка.
Заключение
- Мы никогда не сможем почувствовать ужасы тех военных лет.
- Мы не вспомним поросшие бурьяном и ржавчиной поля, пресный вкус кирпичной пыли на руинах городов и деревень, запах смерти – не символический, а реальный.
- Мы не можем это вспомнить, потому что это было не с нами.
- Но мы помним, что 27 миллионов мужчин, женщин, детей – унесла война. Им уже не помочь.
- Но мы должны о них помнить!
- И мы помним о них!
Источники:
- сайт «Непридуманные рассказы о войне» www.world-war.ru/
- сайт Википедия http://ru.wikipedia.org
- сайт «Дети блокадного Ленинграда» //www.a-z.ru/women
- Ради мира на Земле: проза и стихи писателей социалистических стран о борьбе с немецко-фашисткими захватчиками/сост. М.А. Письменный. – М.:Дет.лит., 1985
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса чтецов "У каждого из нас в душе своя Россия"
В сценарии представлена разработка и положение школьного конкурса чтецов, проводимого в рамках недели русского языка и литературы...
«Спасай чистоту души своей: кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душой…» (по повести Н.В.Гоголя "Портрет")
Презентация содержит анализ повести, иллюстрации к произведению. Поможет учителю при изучении творчества Н.В.Гоголя в 9-м и 10 классе. Работа по презентации идет параллельно с работой по тексту, т.к. ...
Открытый классный час по теме: "Нет выше той любви, чем если кто положит душу свою за други своя"
Разработка открытого классного часа для учащихся 11 классов по теме "Нет выше той любви, чем если кто положит душу свою за други своя" (Православие)...
“У каждого из слов душа своя...” (Музыка души и “удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца”, созданный Е.Носовым.)
Во вступительной статье к одному из своих сборников издательства «Детская литература» Е.Носов пишет о том, что в мальчишках и девчонках он больше всего ценит любознательность, “иными словами – любовь ...
«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Евангелие от Матфея гл.16) (по рассказу Т. Толстой «Чистый лист»)
Методическая разработка урока литературы в 11 классе...
Урок русского языка в 6 классе "У каждого слова душа своя"
Данный материал - урок одного слова. В ходе урока проводится исследование слова на лексическом, этимологическом, синтаксическом, фонетическом, словообразовательном уровнях. Обучающи...
"Ленинград ожёг мне душу"
"Ленинград ожёг мне душу" - мероприятие проведенное в школе - интернат посвящённое дню снятия блокады Ленинграда. В этой работе...