ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ «СЛЕД БЛОКАДНЫЙ В ДУШАХ…», ПОСВЯЩЕННЫЙ ГОДОВЩИНЕ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА
проект по истории (11 класс) по теме
Литературно-историческая композиция, посвященная годовщине "Ленинградского Дню победы" - 27 января 1944 года. Традиционно проводится для учащихся 2-4 классов школы. Участники проекта - учащиеся 11 классов. Прводится в Актовом зале. Сопровождается презентацией и видеопоказом кинохроники блокадного города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sled_blokadnyy_v_dushakh._stsenariy.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Еникеева Юлия Загидулловна 267-535-501
ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ
«СЛЕД БЛОКАДНЫЙ В ДУШАХ…»,
ПОСВЯЩЕННЫЙ ГОДОВЩИНЕ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА
Показ слайда 1.[См.здесь и далее: Приложение 1 «Презентация»] Звучит фонограмма «Вставай страна огромная..»[Приложение 2]
Показ слайда 2. Портрет О. Берггольц
1-ый ведущий:
Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, великая страна…
Кронштадтский злой, неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах заснули дети,
ночная стража встала у ворот.
2-й ведущий:
Над Ленинградом – смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
Что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады,
Мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом,
И дети нам патроны поднесут,
И надо всеми нами зацветут
Старинные знамена Петрограда.
3-ий ведущий: Эти строки написала ленинградская поэтесса Ольга Берггольц в августе 1941 года, когда вокруг города сжималось кольцо блокады. Ее голос, звучащий по радио, перемежающийся со звуком метронома, стал символом стойкости и мужества жителей города в дни блокады.
Показ Слайда 3. «Родина – мать зовет»
4-ый ведущий: 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Группа фашистских армий «Север» стремительно продвигалась к Ленинграду. Гитлер приказал стереть город с лица земли. 10 июля 1941 года враг был на подступах к городу.
Показ слайда 4. «Перед Исаакиевским собором»
5ый ведущий: 23 июня в Ленинграде подан первый сигнал воздушной тревоги. За годы блокады он прозвучит 649 раз
Показ слайда 5. «Взрыв на Невском»
6-ой ведущий: 26 июня по радио начал звучать метроном. Его мерное тиканье означало, что радиоточка в исправности, а включена она должна была быть постоянно.
Показ слайда 6. «Разрушенный дом»
7-ой ведущий: 4 сентября в городе разорвался первый вражеский снаряд. Из 900 дней блокады город непрерывно обстреливался 617 дней. 6 сентября первая фугасная бомба упала на город, повредив дом 119 на Невском проспекте.
8-ой ведущий: 8 сентября 1941 года после падения Шлиссельбурга кольцо блокады сомкнулось.
Показ слайда 7. « Обложка книги Ю.П. Воронова «Блокада»
1-ый ведущий:
Луна скользит по небу одиноко,
Как по щеке холодная слеза.
И темные дома стоят без стекол,
Как люди, потерявшие глаза…
Но в то, что умер город наш, -
Не верьте!
Нас не согнут отчаяние и страх…
Мы знаем
От людей, сраженных смертью,
Что означает:
«Смертью смерть поправ».
Мы знаем: клятвы говорить не просто.
и если в Ленинград ворвется враг,
Мы разорвем последнюю из простынь
Лишь на бинты, но не на белый флаг
2-ой ведущий:
Блокадные стихи Юрия Воронова, короткие, 8 – 10 строк: у четырнадцатилетнего блокадного летописца не было сил писать больше. В этих строках витает нереальность, приглушенность, словно от звона в ушах, в дымке голодной обморочности:
Показ слайда 8. «Блокадный Хлеб»
3-ий ведущий:
Я к ним подойду, одеялом укрою.
О чем-то скажу, но они не услышат.
Спрошу – не ответят…
А в комнате - трое.
Нас в комнате трое, но двое не дышат.
Я знаю: не встанут.
Я все понимаю…
Зачем же я хлеб
на три части ломаю?
4-ый ведущий: Зине Андреевой в начале блокады исполнилось 4 года. Первое блокадное воспоминание Зины: мама делит хлеб на три части, чтобы три раза можно было поесть. Хлеб ноздреватый и очень влажный, так что крошки прилипали к ножу. Дети установили очередь соскабливать эти крошки.
5-ый ведущий: Отец однажды принес сухой клей. «Говорят, ядовитый» - сообщил он неуверенно. Однако мать сварила из него некое подобие киселя. Первым не выдержал брат Гена: «Мам, давай я попробую. Все равно скоро умру, так хоть наемся!». Нашел спрятанную кастрюльку и съел. К счастью все обошлось.
Показ слайда 9. « Саночки»
6-ой ведущий: В апреле 1942 года умер отец Зины. Девочка запомнила, как мать зашивала тело отца в простыню. «Мам, ты его не уколи только, ему же будет больно!» - беспокоилась девочка. Сил хватило только на то, чтобы отвезти тело на саночках в ближайший ров.
7-ой ведущий: Поэт Юрий Воронов был совсем мальчишкой, когда началась блокада. Он хлебнул сполна горечи утрат и мученических тягот ребенка в осажденном городе. Проявил, как и многие подростки, недетское мужество, был награжден медалью «За оборону Ленинграда».
8-ой ведущий: Стихи блокадного подростка во многом автобиографичны и потому абсолютно точны. Отец служил в Кронштадте, мальчик жил с мамой, бабушками, с маленькими братом Александром и сестрой Людмилой, родившейся в октябре 1941 года. Будучи уже взрослым и состоявшимся человеком, поэт нашел в бумагах отца четыре своих письма из блокадного города, в которых описывается жизнь семьи. Они опубликованы, в них та же простота и краткость, не исключающая пронзительных деталей: «Кенар, не смотря на поздний вечер, распелся… Алик [младший брат] каждую минуту просит есть, да нечего дать» - письмо датировано13 ноября 1941 года.
1-ый ведущий: Вскоре семью Ю. Воронова постигло горе – в дом попал снаряд. Мать и бабушку откопали сразу и спасли, а трехлетнего брата и полуторамесячную сестренку - нет. Каким тяжким грузом легло это на сердце мальчика, ушедшего в это время из дома, можно почувствовать в стихотворении «Младшему брату»:
Эту бомбу метнули с неба
Из-за туч
Среди бела дня…
Я спешил из булочной
С хлебом.
Не успел.
Ты прости меня.
2-ой ведущий: Вместе с отцом, добравшимся из Кронштадта, раскапывали завал руками, хотя надежды уже не было. Хоронили малышей тоже вдвоем:
Я забыть
Никогда не смогу
Скрип саней
На январском снегу...
Тот пронзительный,
Медленный скрип:
Он как стон,
Как рыданье,
Как всхлип.
Будто все это
Было вчера...
В белой простыне —
Брат и сестра...».
Показ слайда 10 «Ладога. Дорога Жизни»
3-ий ведущий: Семье Зины Андреевой повезло больше: незадолго до прорыва блокады, Зину с братом и сестрой эвакуировали по Дороге Жизни. Через Ладогу детей везли на автобусе. Лед был покрыт водой, и Зине казалось, что автобус плывет по воде. Она не только выжила, но и вернулась домой. Дети блокадного Ленинграда – последние живые свидетели тех страшных дней, недель, месяцев…
Показ Видеосюжета: Фрагмент из документального фильма «Россия в войне. Кровь на снегу», фильм 4-ый «Между жизнью и смертью». Время - 28:13 – 30.05 [Приложение 3]
4-ый ведущий: В начале блокады в городе оставалось более полумиллиона детей. Шатаясь от голода, замерзая, они шли в школу…
Показ слайда 11. «Дети блокады»
Девчонка руки протянула
И головой - на край стола…
Сначала думали – уснула,
А оказалось – умерла.
Ее из школы на носилках
Домой ребята понесли.
В ресницах у подруг
Слезинки
То исчезали, то росли.
Никто не проронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья – после похорон.
5-ый ведущий: Ребята постарше, дежурили на крышах домов, тушили зажигательные бомбы. Многие встали к станкам заводов, выпускающих вооружения и боеприпасы. Часто такой работник не доставал до станка, ему подставляли под ноги ящик…
В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?...
Нам в сорок третьем
Выдали медали
И только в сорок пятом –
Паспорта…
Показ видеоинсталляции «МАЛЬЧИШКИ У СТЕН ЛЕНИНГРАДА» [Приложение 4]
6-ой ведущий: 13 ноября 1941 года было принято решение о строительстве ледовой трассы по Ладожскому озеру.
Показ слайда 12 «Хлебные карточки»
...О, мы познали в декабре —
не зря «священным даром» назван
обычный хлеб, и тяжкий грех —
хотя бы крошку бросить наземь:
таким людским страданьем он,
такой большой любовью братской
для нас отныне освящён,
наш хлеб насущный, ленинградский
Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
дорогой дружбы многих к многим.
Ещё не знают на земле
страшней и радостней дороги
7-ой ведущий: 20 ноября 1941 г – пятое с начала блокады снижение норм выдачи хлеба. Норма – самая низкая за все это время – 250 грамм по рабочей карточке; 125 грамм – всем остальным. В блокадном Ленинграде работали шесть хлебозаводов. Производство не останавливалось ни на один день. Долгое время технологию изготовления хлеба скрывали, на документах пекарей стоял гриф "для служебного пользования" и даже "секретно". Основу хлеба тогда составляла ржаная мука, к которой примешивались целлюлоза, жмых, мучная пыль. В первую блокадную зиму по официальным данным умерло от голода более 200 тыс. человек. Дорога Жизни должна была спасти остальных.
Показ слайда 13. «Блокадник с хлебом»
8-ой ведущий:
Наш хлебный суточный паек
Ладонь и ту не закрывает.
И человек,
Который слег,
Теперь – все чаще – умирает
И потому, что нету сил,
А над землею вьюга стонет,
Мы мертвых,
Чтоб не рыть могил,
В траншеях городских хороним.
Показ слайда 14. «Гибель слонихи Бетти»
1-ый ведущий: От голода и холода страдали не только люди. Часть животных Ленинградского зоосада вместе с сотрудниками эвакуировали в Казань. Остальные учились выживать. "Особенно глубокие и тяжелые следы на психику обезьян произвела бомбежка. На расстоянии 2—3 метров от обезьянника упала бомба 200 кг весом, несколько обезьян убито и ранено. Оставшиеся в живых были настолько подавлены всем происшедшим, что несколько дней сидели молча, в каком-то оцепенении. Тогда же погибла под обломками слониха Бетти. Она кричала, трубила двое суток.
Показ слайда 15. «Бегемотица Красавица»
2-й ведущий: Бегемотица Красавица — легенда Ленинградского зоопарка. Каких только испытаний не выпало на ее бегемотов век — революция, гражданская война, сильнейшее наводнение 1924-го, бомбежки и обстрелы, голод блокады. За Красавицей ухаживала Евдокия Дашина. Из опилок она готовила для нее "кашу". Распаривала их в воде, добавляла жмых, отруби, овощи, чуточку хлеба. Красавица получала свои 40 килограммов корма в день и не жаловалась, что не вкусно.
3-ий ведущий: Без воды кожа бегемотов трескается и кровоточит, поэтому Дашина делала своей любимице косметическую процедуру. Грела на плите воду, дважды в день обмывала животное и втирала в кожу камфарное масло и тюлений жир из старых запасов. На все про все Дашиной требовалось ежедневно до 400 литров воды. Наполненные ведра она таскала с Невы. В случае опасности бегемоты погружаются в воду. Красавица во время обстрелов спускалась в сухой бассейн, ложилась на дно и стонала от ужаса. Евдокия Ивановна отправлялась за ней, устраивалась рядом и обнимала огромную шею, насколько это было возможно. Благодаря своей смотрительнице Красавица дожила до 1951 года.
Показ слайда 16 «На улицах города»
4-ый ведущий:
Бушует голод.
И пока
Не разорвать кольца блокады.
И от пожаров облака –
Красны, проплыв над Ленинградом.
От них пылает небосклон.
И враг, увидя их,
В смятенье:
В них – боль и гнев,
И дрожь знамен
Перед началом наступленья!!!
Показ слайда 17. «Программка легендарного концерта»
5-ый ведущий: 9 августа 1942 г. в Большом зале Ленинградской филармонии впервые в Ленинграде была исполнена Седьмая, Ленинградская симфония Д. Шостаковича.
ФОНОГРАММА и видеосюжет «Седьмая Ленинградская…» [Приложение 5]
Показ слайда 18. «За Ленинград!»
6-ой ведущий: 18 января 1943 г. Блокадное кольцо было разорвано. Вдоль берега Ладожского озера образовался коридор шириной 11 км, по которому пошли поезда.
Показ слайда 19. «900 дней»
Только через год, 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден от блокады. Этот день стал Ленинградским днем победы.
7-ой ведущий:
Как майский гром,
Салют над Ленинградом:
Ракеты, рассыпаясь,
Ввысь летят.
Над Невским, над Невой, над Летним садом
Ликующие возгласы гремят.
Снаряд немецкий
Больше не взорвется
На непреклонном невском берегу.
Не брызнет кровь,
Стекло не разобьется:
До Ленинграда не достать врагу!
Показ слайдов 20-21. «Память о блокаде»
8-ой ведущий:
Мне кажется:
Когда гремит салют,
Погибшие блокадники
Встают.
Они к Неве по улицам идут,
Как все живые, только не поют:
Не потому что с нами не хотят,
А потому, что мертвые.
Молчат.
Мы их не слышим,
Мы не видим их,
Но мертвые всегда среди живых.
Идут и смотрят, будто ждут ответ:
Ты этой жизни стоишь или нет?...
Прошу всех встать. В память о павших защитниках Ленинграда объявляется МИНУТА МОЛЧАНИЯ
Показ слайда 22 сопровождается звуком метронома
Прошу садиться.
ХОР исполняет песню «Фотографии военных лет»
Показ видеопроекта «Блокадный метроном» [Приложение 6]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА «НЕПОКОРЕННЫЕ» (посвящен годовщине снятия блокады Ленинграда)
Основные цели: формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, патриотических чувств ичувства сопричастности к истории Отечества, ее Вооруженных Сил; изучение роли операции по прорыву блокад...
ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, посвященная годовщине снятия блокады Ленинграда
Памяти тех, кто не сдался, кто стоял до последнего, кто защитил любимый город ценой своей жизни, посвящается......
доклад по теме 72 годовщина снятия блокады Ленинграда
Доклад о 72 годовщине снятия блокады Ленинграда,о памятных местах в честь детей блокадников и история Тани Савичевой...
доклад к 72 годовщине снятия блокады Ленинграда
В статье рассказывается о основных событиях блокадного Ленинграда,о мемориалах детям блокадного Ленинграда и дневнике Тани Савичевой...
Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине снятия блокады Ленинграда
Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине снятия блокады Ленинграда...
Презентация к классному часу, посвященному годовщине снятия блокады Ленинграда
Презентация может быть использована для проведения часа общения с учащимися 5-9 классов 27 января в день снятия блокады Ленинграда...