Программа кружка "Глиняных дел мастера"
календарно-тематическое планирование (7 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование работы кружка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_glin.del_mast.docx | 46.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Необходимым условием построения системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с воспитанниками. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир воспитанника, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью.
Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента – вот характерные особенности произведений народно декоративно прикладного искусства.
Огромную роль в воспитании патриотизма, национальной гордости играет народная глиняная игрушка. Она уникальна по своей выразительности и пластичности. В ней важно всё: и целостное воздействие образа на воображение и отдельные элементы ритма, и яркость, и внешняя броскость.
Программа кружка «Глиняных дел мастера» программа развития воспитанников через погружение в процесс лепки и росписи глиняных изделий.
Актуальность данной программы состоит в обращении к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремеслам, традициям, создать микроклимат добра и взаимопонимания, воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других людей.
Манипуляции с глиной – от простого разминания до создания шедевров декоративной пластики – очень органично взаимодействуют со всеми направлениями познавательной и декоративно-прикладной деятельности.
Глина – это благодатный материал. На нём воспитанники развивают мелкую моторику руки, творческое воображение, мышление, речь, фантазию, художественные способности, эстетические чувства. Маленькие комочки глины творят чудеса: рука становится твёрже, уверенней, движения точнее. Именно поэтому так важны занятия по лепке для воспитанников с ограниченными возможностями.
Художественно-творческая деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, расширяет общий кругозор воспитанника, реализует познавательные интересы, развивает их личность детей.
Цель программы: - развитие художественно-творческих способностей воспитанников.
Задачи:
- знакомить детей с народным и декоративно-прикладным искусством;
- формировать умения лепить и расписывать различные изделия из глины;
- развитие творческого мышления, коммуникативных навыков на основе совместной творческой деятельности, обогащение словаря, развитие мелкой моторики.
Формы работы на занятиях различны: коллективная, групповая или индивидуальная в зависимости от задач, материалов и индивидуальных особенностях детей.
Содержание занятий выстроено с нарастанием сложности выполнения технологического процесса. Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы. Участие педагога в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. воспитанник получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла.
При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного материала и постепенности ввода нового, а также знания, полученные на уроках рисования, труда, естествознания. А также разработаны технологические карты для зрительного восприятия и улучшения качества изготовления. Программа включает теоретическую и практическую работу. Подбор и тематика изделий, предусмотренных программой, может меняться, в зависимости от заготовленного материала, от умения и навыков воспитанников. Программа рассчитана на 1 год обучения 35 часов.
Материалы и оборудования для организации занятий: глина, гуашь, краски, кисти, палитра, стеки, наждачная бумага, клей ПВА, лак
Инструкция по технике безопасности при работе с глиной:
1. перед началом работы с глиной необходимо одеть фартуки
2. нельзя делать резких движений стекой при работе с глиной в направлении радом сидящего человека
3. при работе, глина находится в специальных отведенных полиэтиленовых кульках
4. на рабочем столе должна быть доска, блюдце с водой, стеки, лопаточки.
5. при завершении работ готовые глиняные изделия сушат на специальных отведенных стеллажах
6. после обработки сухих изделий наждачной бумагой, пыль сметается кистью и убирается в специальную ёмкость
7. по окончании работы нужно убрать свое рабочее место, вымыть руки.
Календарно-тематический план
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Сроки Проведения | Цели и задачи | ||||
Запл. | Факт. | |||||||
I четверть | ||||||||
1 | Вводное занятие: «Декоративно-прикладное искусство» | 1 | 05.09.13 | Сообщение детям исторической справки о возникновении глиняной игрушки. | ||||
2 | Подготовка глины к работе. Знакомство со свойствами глины, оборудованием, инструментами. | 3 | 12.09.1319.09.1326.09.13 | Выявление особенностей материала. | ||||
3 | Приемы лепки из глины. | 2 | 03.10.1310.10.13 | Приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, прищипывание, сгибание, заглаживание. | ||||
4 | Лепка «Декоративных изделий». | 2 | 17.10.1324.10.13 | Формировать умения передавать выразительные особенности декоративных изделий. | ||||
II четверть | ||||||||
5 | Лепка «Декоративных изделий». | 2 | 07.11.1314.11.13 | Формировать знания о способах декора глиняных изделий. | ||||
6 | Лепка «Дымковских игрушек» | 5 | 21.11.1328.11.1305.12.1312.12.1319.12.13 | Учить передавать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковских игрушек.
| ||||
7 | Лепка «Филимоновские игрушки» | 1 | 26.12.13 |
| ||||
IIIчетверть | ||||||||
8 | Лепка «Филимоновские игрушки» | 4 | 16.01.1423.01.1430.01.1406.02.14 | Учить передавать в лепке характерные особенности внешнего вида филимоновских игрушек. | ||||
9 | Ознакомление с гжельским промыслом. | 2 | 13.02.1420.02.0427.02.14 | Познакомить детей с историей гжельского промысла. | ||||
10 | Роспись посуды. | 3 | 06.03.1413.03.1420.03.14 | Формировать умения детей украшать глиняные изделия гжельскими узорами. | ||||
IVчетверть | ||||||||
11 | Ознакомление с основными узорами дымковских игрушек. | 2 | 03.04.1410.04.14 | Рассмотреть с детьми декоративные элементы дымковской росписи: точки, круги, прямые и волнистые линии. | ||||
12 | Роспись игрушек. | 3 | 17.04.1424.04.1401.05.14 | Учить расписывать объемные игрушки дымковскими узорами. | ||||
13 | Ознакомление с основными узорами филимоновских игрушек. | 2 | 08.05.1415.05.14 | Познакомить детей с декоративными элементами (точки, круги, ёлочки, солнышко) и цветовой гаммой (желтый, зелёный, синий, красный и малиновый) филимоновской росписи. | ||||
14 | Роспись игрушек.
| 2 | 22.05.1429.05.14 | Учить расписывать объемные игрушки филимоновской росписью. | ||||
Материалы и оборудования для организации занятий: глина, гуашь, краски, кисти, палитра, стеки, наждачная бумага, клей ПВА, лак
Инструкция по технике безопасности при работе с глиной:
1. перед началом работы с глиной необходимо одеть фартуки
2. нельзя делать резких движений стекой при работе с глиной в направлении радом сидящего человека
3. при работе, глина находится в специальных отведенных полиэтиленовых кульках
4. на рабочем столе должна быть доска, блюдце с водой, стеки, лопаточки.
5. при завершении работ готовые глиняные изделия сушат на специальных отведенных стеллажах
6. после обработки сухих изделий наждачной бумагой, пыль сметается кистью и убирается в специальную ёмкость
7. по окончании работы нужно убрать свое рабочее место, вымыть руки.
Основные требования к знаниям и умениям вопитанников.
Воспитанники должны знать:
- Кратко из истории дымковской, филимоновской игрушек.
- Отличительные черты, элементы росписи и цвета народных глиняных игрушек.
- Понятия «контрастные цвета», «теплые цвета», «Холодные цвета».
4.Основные способы лепки: конструктивный, пластический и комбинированный.
5.Элементы росписи и характерные цвета дымковской, филимоновской игрушек.
Воспитанники должны уметь:
1. Пользоваться глиной, красками, кистью, стеками, наждачной бумагой;
2. самостоятельно выполнять изделия средней сложности;
4. Правильно применять расцветку в покраске изделий;
5.Распознавать дымковскую, филимоновскую игрушки;
6.Лепить игрушки тремя основными способами лепки (конструктивным, пластическим, комбинированным);
7.Составить эскиз росписи изученных народных глиняных игрушек.
Литература:
- 207 лучших подарков своими руками./ Белякова О.В. и др.- М.: ООО ИКТЦ "ЛАДА", 2009.- 112с.+12с, илл.
- Величкина Г. А., Шникалова Т. Я. Искусство – детям. Дымковская игрушка: учебное пособие/ ред. Ю Дорожин.- М.: Мозаика-Синтез, 2004
- Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: "Академия развития", 1998.- 208с., ил.
- Горичева В.С. Куклы. - Ярославль: Академия развития, 1999.-192с., ил.- (Серия: "Бабушкин сундучок").
- Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок.- Ярославль: "Академия развития", 2000.- 96с., ил.- (Серия: "Лучшие поделки").
- Дорофеев Ю. Город мастеров. Дымковская игрушка. - М.: Мозаика-Синтез, 2008
- Ксюша: для любителей рукоделия//под ред. О. Наумчик.- Минск: Белорусский Дом печати.
- Липунова С. Волшебная глина.- Смоленск: Русич, 2001.- 160с.- ("Легко и просто").
- Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. - Москва, 2000 год.
- Народное творчество//под ред. О.В.Акуловой.- Москва: ООО «Финтрекс».
- Пантелеева Л.В. Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ: Кн. Для воспитателя дет. сада/ Л.В.Пантелеева, Е.Каменов, М.Станоевич- Кастори.- М.: Просвещение; Белград: Завод за уджбенике и наставна средства, 1987.- 287с.: ил.
- Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов: Кн. Для учителя нач. классов по внеклас. Работе.- М.: Просвещение, 1985.- 112с., ил.
- Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.-144с.:ил.
- Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в Детском саду: Пособие для воспитателя.- М.: Просвещение, 1984.- 112с., ил.
Программное содержание
1.Вводное занятие «Что такое керамика?»
Знакомство с предметом обучения - керамикой. Показ работ, иллюстраций.
2.Знакомство с глиной, её свойствами и качеством.
Знакомство с глиной, изучение её качества и свойств, инструменты, терминология. Изготовление фактур и форм из глины.
3.Техника, приемы и способы лепки.
Краткие сведения об основных способах лепки.
4. Рельефная лепка.
Знакомство с понятиями «рельеф», «горельеф», «барельеф». Изучение отличительных черт. Беседы о цвете.
5.Художественные промыслы России. Знакомство с творчеством народных мастеров.
Знакомство с народным творчеством разных культур. Обсуждение особенностей и различий техники и орнамента. Язык орнамента.
6. История дымковской игрушки.
Знакомство с русским народным промыслом -дымковской игрушкой, историей возникновения промысла.
7.Особенности лепки дымковской игрушки.
Освоение приемов лепки дымковской игрушки.
8. Роспись дымковских игрушек.
Характерные особенности росписи дымковских игрушек.
9. История филимоновской игрушки.
Знакомство с русским народным промыслом -филимоновской игрушкой, историей возникновения промысла.
10.Особенности лепки филимоновской игрушки.
Освоение приемов лепки филимоновской игрушки.
11. Роспись филимоновских игрушек.
Характерные особенности росписи филимоновских игрушек.
12.Сказочные персонажи.
Беседа о разнообразии сказок, даются понятия и отличительные особенности авторской и народной сказки, характеризуются сказочные герои (положительные и отрицательные). На практике дети лепят любимых сказочных героев, отрабатывая навыки лепки конструктивным и комбинированным способом. Готовые работы идут на итоговую выставку.
13 Сюжетные композиции.
Понятие «сюжет» композиция «Правила составления композиции» Лепка сюжетных композиций.
14 Свободное творчество.
Изготовление различных сувениров. Изготовление поделок на конкурсы. Подготовка, оформление работ на итоговую выставку.
Основные требования к знаниям и умениям воспитанников.
Воспитанники должны знать:
1. Кратко из истории дымковской, филимоновской игрушек.
2. Отличительные черты, элементы росписи и цвета народных глиняных игрушек.
3. Понятия «контрастные цвета», «теплые цвета», «холодные цвета».
4. Основные способы лепки: конструктивный, пластический и комбинированный.
5.Элементы росписи и характерные цвета дымковской, филимоновской игрушек.
Воспитанники должны уметь:
1. Пользоваться глиной, красками, кистью, стеками, наждачной бумагой.
2. Самостоятельно выполнять изделия средней сложности.
4. Правильно применять расцветку в покраске изделий.
5.Распознавать дымковскую, филимоновскую игрушки.
6.Лепить игрушки тремя основными способами лепки (конструктивным, пластическим, комбинированным).
7.Составить эскиз росписи изученных народных глиняных игрушек.
Тематический план
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Сроки Проведения | Цели и задачи | Словарная работа | ||
Запл. | Факт. | ||||||
I четверть (9ч) | |||||||
1 | Вводное занятие «Что такое керамика?» | 2 | 04.09.14 11.09.14 | Активизировать и пополнить знания учащихся о русской керамике, народных промыслах и мастерах. | керамика | ||
2 | Знакомство с глиной, её свойствами и качеством. | 2 | 18.09.14 25.09.14 | Формировать представление о глине, как основе гончарного производства. Продолжить знакомить воспитанников со свойствами глины. | ластичность структура | ||
3 | Техника, приемы и способы лепки. | 2 | 02.10.14 09.10.14 | Совершенствовать изобразительную технику (самостоятельно выбирать способ и приёмы лепки для создания различных форм). | пластический конструктивный комбинированный | ||
4 | Рельефная лепка. | 2 | 16.10.14 23.10.14 30.10.14 | Познакомить воспитанников с выразительными возможностями рельефного изображения | рельеф горельеф барельеф | ||
II четверть(8ч) | |||||||
5 | Художественные промыслы России. Знакомство с творчеством народных мастеров. | 2 | 06.11.14 13.11.14 | Систематизировать и обобщить знания о народных художественных промыслах. | промыслы | ||
6 | История дымковской игрушки | 1 | 20.11.14 | Продолжить знакомство с русским народным промыслом -дымковской игрушкой, историей возникновения промысла. | дымковская игрушка | ||
7 | Особенности лепки и росписи дымковской игрушки | 2 | 27.11.14 04.12.14 |
| |||
8 | Лепка дымковских игрушек. | 3 | 11.12.14 18.12.14 25.12.14 | Учить создавать выразительные образы пластическими средствами, сочетая способы и приемы лепки. | |||
III четверть(9ч) | |||||||
9 | Роспись дымковских игрушек. | 3 | 15.01.15 22.01.15 29.01.15 | Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). | |||
10 | История филимоновской игрушки. | 1 | 05.02.15 | Познакомить детей с историей филимоновской игрушки. | филимоновская игрушка | ||
10 | Особенности лепки и росписи филимоновской игрушки . | 2 | 12.02.15 19.02.15 | Познакомить с технологией изготовления и с особенностями росписи дымковских игрушек. | |||
11 | Лепка филимоновских игрушек. | 3 | 05.03.15 12.03.15 19.03.15 | Учить передавать в лепке характерные особенности внешнего вида филимоновских игрушек. | |||
IVчетверть (9ч) | |||||||
11 | Роспись филимоновских игрушек. | 3 | 02.04.15 09.04.15 16.04.15 | Закрепить умение выполнять простейшие элементы филимоновской росписи и создавать орнаменты и узоры по мотивам росписи филимоновской игрушки. | |||
12 | Сказочные персонажи. | 2 | 23.04.15 30.04.15 | Закрепить знания о способах лепки, о пропорциях фигуры животных и человека, учить передавать в скульптуре малые формы. | скульптура пропорция | ||
13 | Сюжетные композиции. | 2 | 07.05.15 14.05.15 | Учить детей создавать коллективную пластическую композицию по мотивам литературного произведения; | сюжет | ||
14 | Свободное творчество.
| 2 | 21.05.15 28.05.15 | Учить задумывать содержание работы, закреплять знакомые способы лепки. |
Литература:
- 207 лучших подарков своими руками./ Белякова О.В. и др.- М.: ООО ИКТЦ "ЛАДА", 2009.- 112с.+12с, илл.
- Величкина Г. А., Шникалова Т. Я. Искусство – детям. Дымковская игрушка: учебное пособие/ ред. Ю Дорожин.- М.: Мозаика-Синтез, 2004
- Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: "Академия развития", 1998.- 208с., ил.
- Горичева В.С. Куклы. - Ярославль: Академия развития, 1999.-192с., ил.- (Серия: "Бабушкин сундучок").
- Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок.- Ярославль: "Академия развития", 2000.- 96с., ил.- (Серия: "Лучшие поделки").
- Дорофеев Ю. Город мастеров. Дымковская игрушка. - М.: Мозаика-Синтез, 2008
- Ксюша: для любителей рукоделия//под ред. О. Наумчик.- Минск: Белорусский Дом печати.
- Липунова С. Волшебная глина.- Смоленск: Русич, 2001.- 160с.- ("Легко и просто").
- Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. - Москва, 2000 год.
- Народное творчество//под ред. О.В.Акуловой.- Москва: ООО «Финтрекс».
- Пантелеева Л.В. Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ: Кн. Для воспитателя дет. сада/ Л.В.Пантелеева, Е.Каменов, М.Станоевич- Кастори.- М.: Просвещение; Белград: Завод за уджбенике и наставна средства, 1987.- 287с.: ил.
- Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов: Кн. Для учителя нач. классов по внеклас. Работе.- М.: Просвещение, 1985.- 112с., ил.
- Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.-144с.:ил.
- Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в Детском саду: Пособие для воспитателя.- М.: Просвещение, 1984.- 112с., ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Город мастеров"
Программа оздоровительного лагеря...
Дополнительная образовательная программа "Город мастеров"
Дополнительная образовательная программа "Город мастеров" рекомендована педагогам художественно-эстетической направленности. Автор программы Козловская Маргарита Санасаровна. Программа утверждена на м...
Рабочая программа Город Мастеров
Программа по ручному труду для работы в Детском Оздоровительном Лагере....
Разработка занятия по образовательной программе "Страна Мастеров", на тему :"Панно "Рябина"
Конспект учебного занятия "Панно "Рябина" для обучающихся младшего школьного возраста (для детей первого года обучения). На изучения данной темы занятия в образовательной программе "Страна Мастеров" о...
Рабочая программа "Город мастеров"
Рабочая программа "Город мастеров" создана для обучения детей младшего школьного возраста различным видам декоративно-прикладного творчества. Предполагает изготовление большого количества несложных из...
Авторская программа "Домашний мастер"
Курс «Домашний мастер» способствуют усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса студентов и т.д. ...
Образовательная программа "Веселые мастера"
Программа «Веселые мастера» была разработана для дополнительного образования по направлению научно — техническое (познавательное) творчество. Является модифицированной...