программа внеурочной деятельности "Секреты пластилина"
рабочая программа на тему
рабочая программа организации внеурочной деятельности для учащихся 1-2 классов включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, приложУ этой программы есть несколько простых секретов, которые позволяют добиться отличных результатов - ребенок лучше говорит, становится более уравновешенным, смышленым и любознательным, развиваются его эстетический вкус и мелкая моторика. Художественное воспитание помогает малышам адаптироваться в окружающем мире и учит жить в гармонии с природой.
Данная программа предназначена для учащихся 1-2 классов (возрастная категория 6,5 – 8 лет) и рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Тематика занятий в этой программе распределена в три раздела: первый – исходные формы; второй – доработка исходных форм (моделирование конкретных объектов); третий – сложные изделия (составление композиций из отдельных объектов).
Первый раздел – это выполнение самых простых объемных форм: шарик, валик, лепешка и гантелька. Это основные элементы, которые используются в процессе лепки, основные формы, и без них не обойтись.
Самым главным из них является, конечно, шарик. Почему?
Во-первых, скатать очень просто.
Во-вторых, шарик понадобиться для изготовления очень многих деталей (туловище, голова, глаза,…).
В-третьих, скатывая пластилин в шарик, можно также избавиться от всех неровностей и сделать поверхность изделия более гладкой. А чтобы фигурки получались красивыми, эту гладкость лучше сохранять.
Кроме того, шарик легко превращается в три других основных элемента – валик, лепешку или гантельку. Раскатав шарик в руках можно получить валик. Из него очень удобно лепить зверятам ножки, ручки, лапки, рожки и копытца.
Сделать лепешку тоже довольно просто – расплющите шарик. Из лепешек можно вылепить разные предметы – тарелки, блюдца, крышки и др. еще их используют для украшения.
Раскатав валик посередине, получите гантельку. Она нужна в том случае, если лепите туловище какого-нибудь животного (например, жирафа) вместе с головой.
Все эти элементы легко комбинировать.
Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения.
Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.
Второй раздел – выполнение более сложных изделий (моделирование конкретных объектов) когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются.
Третий раздел – выполнение сложных изделий ( изготовление тематических композиций).
Резервное время предназначено для подготовки к выставке, выполнения проектов.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках познавательной деятельности школьников.ение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vu_deyatelnostisekrety_plastilina.doc | 187.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Программа
Организация внеурочной деятельности
учащихся 1-2 классов
Секреты пластилина
Учитель биологии
МБОУ «Первомайская сош»
Рыжова Ж.Н.
Первомайское, 2014
Пояснительная записка
Чем занять ребенка? А что, если предложить малышу на время стать волшебником? Берем в руки пластилин и начинаем играть…
Во что может превратиться кусочек пластилина в руках ребенка? Это всегда талантливая и очень интересная импровизация. При работе с пластилином дети не просто играют, они думают, фантазируют, изобретают, реализуют свои творческие замыслы и анализируют их результаты.
У этой программы есть несколько простых секретов, которые позволяют добиться отличных результатов - ребенок лучше говорит, становится более уравновешенным, смышленым и любознательным, развиваются его эстетический вкус и мелкая моторика. Художественное воспитание помогает малышам адаптироваться в окружающем мире и учит жить в гармонии с природой.
Данная программа предназначена для учащихся 1 класса (возрастная категория 6,5 – 7 лет) и рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Тематика занятий в этой программе распределена в три раздела: первый – исходные формы; второй – доработка исходных форм (моделирование конкретных объектов); третий – сложные изделия (составление композиций из отдельных объектов).
Первый раздел – это выполнение самых простых объемных форм: шарик, валик, лепешка и гантелька. Это основные элементы, которые используются в процессе лепки, основные формы, и без них не обойтись.
Самым главным из них является, конечно, шарик. Почему?
Во-первых, скатать очень просто.
Во-вторых, шарик понадобиться для изготовления очень многих деталей (туловище, голова, глаза,…).
В-третьих, скатывая пластилин в шарик, можно также избавиться от всех неровностей и сделать поверхность изделия более гладкой. А чтобы фигурки получались красивыми, эту гладкость лучше сохранять.
Кроме того, шарик легко превращается в три других основных элемента – валик, лепешку или гантельку. Раскатав шарик в руках можно получить валик. Из него очень удобно лепить зверятам ножки, ручки, лапки, рожки и копытца.
Сделать лепешку тоже довольно просто – расплющите шарик. Из лепешек можно вылепить разные предметы – тарелки, блюдца, крышки и др. еще их используют для украшения.
Раскатав валик посередине, получите гантельку. Она нужна в том случае, если лепите туловище какого-нибудь животного (например, жирафа) вместе с головой.
Все эти элементы легко комбинировать.
Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения.
Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.
Второй раздел – выполнение более сложных изделий (моделирование конкретных объектов) когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются.
Третий раздел – выполнение сложных изделий ( изготовление тематических композиций).
Резервное время предназначено для подготовки к выставке, выполнения проектов.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках познавательной деятельности школьников.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.
Цель программы:
- воспитание трудовых навыков, способов художественной деятельности через выработку качеств: инициативность, самостоятельность, мыслительная деятельность
Задачи:
- совершенствование практических умений и навыков детей при изготовлении изделий из пластилина
- развитие чувства цвета, пропорции, ритма
- воспитание усидчивости, аккуратности, трудолюбия
- формирование умения работать в коллективе
- создание условий для самостоятельного творчества
- развитие мелкой моторики рук, глазомера
Планируемые результаты
В результате обучения школьники должны знать:
- название и назначение инструментов
- название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные обработки
- правила организации рабочего места
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с пластилином.
Должны уметь:
- правильно организовывать рабочее место
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены
- выполнять работу самостоятельно согласно технологии
- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность.
Приемы и методы организации занятий
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество.
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная
- групповая
- выставка
- творческий конкурс
Основной вид занятий – практический.
Формой занятий является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ.
Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребенку, с учетом его возможностей.
Перед выполнением какого-либо изделия учащиеся отгадывают загадку о персонаже, работа с которым им предстоит, а также выслушивают интересные факты о нем и дополняют их своими знаниями.
Педагогические приемы:
- формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение)
- организация деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование)
- стимулирование и коррекция (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка ит.д.)
- сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования
- свободного выбора
Дидактическое и техническое оснащение занятий
Дидактический материал изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика; таблицы-памятки, схемы, технологические карты, образцы, фотографии.
Материалы, инструменты, приспособления:
- картон или кусок ДВП – играет роль твердой поверхности и защищает столы от следов пластилина.
- спички. Спичечными головками удобно выдавливать в пластилине маленькие дырочки для глаз, рта, а также делать насечки и бороздки.
- зубочистки. Понадобятся для соединения различных деталей, например головы и туловища какого-нибудь зверька.
- скалка. Ею необходимо будет раскатывать пластилин.
- стека – пластиковый или деревянный нож – лопаточка. Предназначен для резки пластилина
- влажные салфетки – вытирать руки во время работы.
- пластилин. Основной материал, необходимый для работы. Хороший пластилин отличается яркостью, эластичностью, легко разминается, не прилипает к рукам и не оставляет пятен на руках и рабочей поверхности.
Основные составляющие занятий
- воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)
- организация рабочего места
- повторение пройденного материала
- проведение и организация занятия (включает следующие структурные элементы:
- инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный – по окончании практической работы
- практическая работа
- физкультминутки
- подведение итогов, анализ, оценка работ
- приведение в порядок рабочего места)
во время занятий нужно делать перерывы для релаксирующих упражнений и пальчиковой гимнастики. Необходимо учитывать особенности каждого ребенка и следить за его развитием и состоянием на момент занятий.
Приступая к работе, надо правильно организовать рабочее место. Подобрать необходимые для занятий материалы, инструменты и приспособления, удобно расположить их.
Планируемые результаты.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): ставить вопросы, классифицировать; наблюдать; развитие стремления к общению с искусством, формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира.
Результаты второго уровня - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: высказывание собственного мнения, определение собственной позиции, умение видеть проблемы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям. Формирование позитивного отношения к природе, культуре, искусству; целостного отношения к социальной реальности в целом; умение представить свою работу, оценить работу других, сравнить, проанализировать и сделать выводы; коммуникабельность (умение создавать коллективные работы)
Результаты третьего уровня - приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия. Взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде: всестороннее развитие личности ученика (создание условий для формирования личности, способной успешно адаптироваться в современном мире); приобретение новых знаний и умение применять их в жизни; приобретение опыта исследовательской деятельности (публичное выступление, представление результатов своей деятельности; умение высказывать свое мнение, не оскорбляя мнение других, проявление терпимости к другим мнениям и вкусам; создание индивидуальных творческих портфолио, представление их общественности.
Литература
- Волшебный пластилин: учебное пособие. – М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2012.-96 с.: ил. – (Академия дошколят).
- Орен Рони. Секреты пластилина: Учебное пособие – М.: Махаон, Азбука – Аттикус, 2012.-96 с.: ил. (Академия дошколят).
- Орен Рони. Секреты пластилина. Динозавры: Учебное пособие. – М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2011.-56 с.ил. (Академия дошколят).
Тематика проектов
- Мини-парк юрского периода
- Забавная ферма
- Колобок
- Путешествуем по материкам
- 3.1. Австралия
- 3.2. Африка
- 3.3.Антарктида и Арктика
Тематический план (основное содержание) 1-й год обучения
№ | Тема | Дата | Содержание | Формируемые УУД |
Введение (2 часа) | ||||
1 | Вводное занятие. Вспомогательные предметы для работы | Знакомство с классом. Знакомство с основными предметами и инструментами, используемыми в процессе лепки | Личностные УУД
Коммуникативные УУД 1. Участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 4. Слушать и понимать речь. Регулятивные УУД 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. | |
2 | Правила работы с пластилином. Исходные формы | Знакомство с основными правилами работы с пластилином. Выполнение основных элементов и форм, используемых в процессе лепки | ||
Кто живет в лесу? ( 9 часов) | ||||
3 | Улитка | Загадки об улитке. Рассказ об улитке. Выполнение изделия «улитка» | ||
4 | Мышка | Загадки о мышке. Интересные факты о мышах. Выполнение изделия «Мышка» | ||
5 | Лягушка | Загадки о лягушке. Рассказ о лягушке. Выполнение изделия «лягушка» | ||
6 | Лиса | Загадка о лисе. Беседа о сказках, персонажем которых является лиса. Выполнение изделия «Лиса» | ||
7 | Заяц | Загадка о зайце. Беседа с использованием интересных фактов о зайце. Выполнение изделия «Заяц» | ||
8 | Медведь | Загадка о медведе. Беседа с использованием интересных фактов о медведях. Выполнение изделия «Медведь» | ||
9 | Белка | Загадка о белке. Рассказ о белке. Выполнение изделия «Белка» | ||
10 | Бобр | Загадка о бобре. Рассказ о бобре. Выполнение изделия «Бобр» | ||
11 | Сова | Загадка о сове. Рассказ о сове. Выполнение изделия «Сова» | ||
Домашние любимцы ( 2 часа ) | ||||
12 | Котенок | Загадка о кошке.. Беседа о домашнем любимце. Выполнение изделия «Котенок» | ||
13 | Собачка | Загадка о собаке. Беседа о домашнем питомце. Выполнение изделия «Собачка» | ||
Сельскохозяйственные животные ( 8 часов) | ||||
14 | Свинка | Загадка о свинье. Интересные факты о свиньях. Выполнение изделия «Свинка» | ||
15 | Овечка | Загадка об овечке. Беседа об овечке. Выполнение изделия «Овечка» | ||
16 | Козлик | Загадка о козлике. Рассказ о козах. Выполнение изделия. «Козлик» | ||
17 | Бычок | Загадка о корове и быке. Рассказ о коровах. Выполнение изделий «Бычок» и «Коровка» | ||
18 | Коровка | |||
19 | Кролик | Загадка о кролике. Беседа о кролике. Выполнение изделия «Кролик» | ||
20 | Петушок | Загадка о петушке. Беседа о петушке. Выполнение изделия «Петушок» | ||
21 | Ослик | Загадка об ослике. Рассказ об ослике. Выполнение изделия «Ослик» | ||
Дополнительные элементы (6 часов) | ||||
22 | Банановая кожура. Ломтик арбуза | Значение дополнительных элементов в композиции. Выполнение дополнительных элементов и их комбинация в композициях. | ||
23 | Кочан капусты. Трава. Листья. Пальмовая ветка | |||
24 | Гусеницы и червяки. | |||
25 | Насекомые | |||
26 | Овощи | |||
27 | Цветы | |||
Композиции (5 часов) | ||||
28 | Композиция «Колобок» | Составление композиции сказки «Колобок» с использованием ранее выполненных изделий и дополнительных элементов. Прочтение сказки «Колобок» | ||
29 | Композиция «Колобок» | |||
30 | Композиция «Забавная ферма» | Составление композиции «Забавная ферма» с использованием ранее выполненных изделий и дополнительных элементов. Выставка | ||
31 | Композиция «Забавная ферма» | |||
32 | Композиция «Забавная ферма» | |||
Резервное время 1 час | ||||
Итого 33 часа |
Тематический план (основное содержание) 2-й год обучения
№ | Тема | Дата | Содержание | Формируемые УУД | |||
Введение (1 час) | |||||||
1 | Вводное занятие. Правила работы с пластилином. | Знакомство с классом. Знакомство с основными предметами и инструментами, используемыми в процессе лепки им основными правилами работы с пластилином | Коммуникативные УУД 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Познавательные УУД. 1.Наблюдать и делать самостоятельные выводы Личностные УУД 1. Уважение к своему народу, к своей Родине. 2. Освоение личностного смысла учения, желания учиться 3. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». | ||||
Путешествуем по материкам: Австралия (2 часа) | |||||||
2 | Утконос | Загадки об утконосе. Рассказ об утконосе. Выполнение изделия «Утконос» | |||||
3 | Коала | Загадки о коале. Интересные факты о коале. Выполнение изделия «Коала» | |||||
Путешествуем по материкам: Африка ( 8 часов ) | |||||||
4 | Гиппопотам | Загадки о бегемоте. Рассказ о бегемоте. Выполнение изделия «Гиппопотам» | |||||
5 | Лев | Загадка о льве. Беседа о сказках, персонажем которых является лев. Выполнение изделия «Лев» | |||||
6 | Носорог | Загадка о носороге. Беседа с использованием интересных фактов о носороге. Выполнение изделия «Носорог» | |||||
7 | Слон | Загадка о слоне. Беседа с использованием интересных фактов о слонах. Выполнение изделия «Слон» | |||||
8 | Жираф | Загадка о жирафе. Рассказ о жирафе. Выполнение изделия «Жираф» | |||||
9 | Верблюд | Загадка о верблюде. Рассказ о верблюде. Выполнение изделия «Верблюд» | |||||
10 | Хамелеон | Загадка о хамелеоне. Рассказ о хамелеоне. Выполнение изделия «Хамелеон» | |||||
11 | Дикобраз | Загадка о дикобразе. Интересные факты о дикобразе. Выполнение изделия «Дикобраз» | |||||
Путешествуем по материкам: Антарктида и Арктика ( 2 часа ) | |||||||
12 | Пингвин | Загадка о пингвине. Интересные факты о пингвинах. Выполнение изделия «Пингвин» | |||||
13 | Тюлень | Загадка о тюлене. Беседа о тюлене. Выполнение изделия «Тюлень» | |||||
Обитатели воды ( 3 часа) | |||||||
14 | Черепаха | Загадка о черепахе. Интересные факты о черепахах. Выполнение изделия «Черепаха» | |||||
15 | Крокодил | Загадка о крокодиле. Беседа о крокодиле. Выполнение изделия «Крокодил» | |||||
16 | Осьминог | Загадка об осьминоге. Рассказ об осьминоге. Выполнение изделия «Осьминог» | |||||
Путешествие в прошлое: динозавры ( 16 часов) | |||||||
17 | Криптоклид | Рассказ о динозавре. Выполнения изделия «Криптоклид» | |||||
18 | Диметродон | Рассказ о динозавре. Выполнения изделия «Диметродон» | |||||
19 | Брахиозавр | Рассказ о динозавре. Выполнения изделия «Брахиозавр» | |||||
20 | Паразауролоф | Рассказ о динозавре. Выполнения изделия «Паразауролоф» | |||||
21 | Стегозавр | Рассказ о динозавре. Выполнения изделия «Стегозавр» | |||||
22 | Птеранодон | Рассказ о динозавре. Выполнения изделия «Птеранодон» | |||||
23 | Пахицефалозавр | Рассказ о динозавре. Выполнения изделия «Пахицефалозавр» | |||||
24 | Трицератопс | Рассказ о динозавре. Выполнения изделия «Трицератопс» | |||||
25 | Эвоплацефал | Рассказ о динозавре. Выполнения изделия «Эвоплацефал» | |||||
26 | Тираннозавр Рекс | Рассказ о динозавре. Выполнения изделия «Тираннозавр Рекс» | |||||
27 | Композиция «Путешествуем по материкам» | Составление композиции с использованием ранее выполненных изделий и дополнительных элементов. Выставка | |||||
28 | Композиция «Путешествуем по материкам» | ||||||
29 | Композиция «Путешествуем по материкам» | ||||||
30 | Композиция «Динопарк» | ||||||
31 | Композиция «Динопарк» | ||||||
32 | Композиция «Динопарк» | ||||||
Резервное время 2 часа | |||||||
Итого 34 часа |
Приложение
Правила поведения
- На перемене не бегай и не прыгай в классе, чтобы не сбросить со стола чью-нибудь работу, не сломать ее.
- На уроке соблюдай тишину. Не отвлекай товарища и не мешай слушать учителя. Работай руками, а не языком.
- Не бросайся пластилином. Следи, чтобы пластилин не падал на пол.
- Следи за принадлежностями. Вовремя поднимай с пола пластилин и зубочистки. Не сори оберткой от пластилина, приноси его из дома распакованным.
- Не бери пластилин в рот, не касайся грязными руками лица, глаз, одежды. Не трогай тетради, книги ластики – везде будут жирные пятна, по которым ни одна ручка не пишет.
- Люби рабочий материал и цени его. Содержи в чистоте, оберегай от пыли и грязи.
- Используй чистый пластилин второй раз, третий, даже если все цвета смешались и он стал серым.
- Уважай труд товарища. Никогда не бери в руки чужую работу без разрешения автора или учителя. Не ломай чужих изделий, даже если они плохо сделаны.
- Не касайся руками представленных на выставке работ, в том числе и своих
- Научился сам – помоги товарищу. Подскажи, каким приемом лучше сделать нужную форму или исправить ошибку. Покажи это на своей работе. Исправляй работу товарища или делай за него только с его согласия.
- В совместной работе с товарищем над композицией будь сговорчив и уступив в выборе темы и персонажей. Исполняй изделия честно. Уступи товарищу более простые изделия. При неудаче не обвиняй товарища, а помоги исправить ошибки.
Правила подготовки рабочего места перед началом урока
- Достань принадлежности лепки.
- Надень рабочую одежду.
- Положи на парту рабочую доску, коробки с пластилином и принадлежностями и открой их. Положи коробку для изделия.
- Тряпку для рук (влажные салфетки) держи в кармане рабочей одежды.
Правила уборки своего рабочего места
- Положи готовое или неготовое изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.
- Собери со стола и с пола пластилин по цветам и убери в коробку.
- Стеком почисти рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин – грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.
- Протри стек и крышку парты тряпкой. Стек и принадлежности убери в коробку.
- Тщательно вытри руки влажной салфеткой, а лучше вымой их с мылом.
- Сними рабочую одежду.
- Все принадлежности убери
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Секреты познания"
Курс внеурочной деятельности «Секреты познания» разработан как целостная система развития мыслительной деятельности и интеллекта учащихся. Для того чтобы произошло...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕКРЕТЫ ЛИНГВИСТИКИ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
Рабочая программа внеурочной деятельности рассчитана на34 часов в год (1 час в неделю).Рабочая программа составлена на основе нормативных документов, содержит пояснительную записку, цели, ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Секреты здоровья» 5
Рабочая программа внеурочной деятельности «Секреты здоровья» 5...
Программа внеурочной деятельности "Секреты грамматики"
Программа внеурочной деятельности по английскому языку для 4 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты чувашского языка"
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные на...
Программа внеурочной деятельности "Секреты текстовых задач" для 6 класса
Программа внеурочной деятельности «Секреты текстовых задач» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Цель – создание условий для...
Программа внеурочной деятельности "Секреты английского языка"
Программа разработана и реализуется для 9 класса...