Главные вкладки
Рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты чувашского языка"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов. Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному краю, Отечеству. Изучение краеведения даёт возможность привлечь учащихся к охране и бережному, уважительному отношению к памятникам истории и культуры, которые находятся непосредственно на территории села, района, республики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sekrety_chuvashskogo_yazyka.docx | 54.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верхнелащинскаяосновная общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО заместитель руководителя директор___________ _________/Юсупова Л.З. по УР_______/Григорьева С.В./ /Шарафутдинова .И.И./
Протокол № 1 от «28» августа 2020г. Приказ № 52 от
«25» августа 2020г. «29» августа 2020г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
(общеинтеллектуальное направление)
«Секреты чувашского языка (края)»
Андреевой Ларисы Анатольевны
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «27» 08.2020г.
2020-2021 учебный год
Срок реализации – 5 лет
Возраст учащихся – 10-15 лет
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов. Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному краю, Отечеству. Изучение краеведения даёт возможность привлечь учащихся к охране и бережному, уважительному отношению к памятникам истории и культуры, которые находятся непосредственно на территории села, района, республики.
Использование краеведения помогает детям стать настоящим гражданином своей страны. Личные впечатления, которые появляются у детей в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания — нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством. Есть выражение «Моя малая родина». Что оно обозначает? В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, деревня или город, улица, дом, где он родился. Это и есть его малая родина. Она у каждого своя, она — одна — единственная, как мама.
«...Заставить любить родину, природу нельзя, но помочь полюбить можно»,- сказал Н. Сладков. Знакомство с известными людьми, историческими достопримечательностями способствует пробуждению интереса к истории земли и края. Бесспорные ценности — это отчий дом, школа, улица, на которой ты живешь, все родное и близкое, что тебя окружает.
Богатая история Чувашии - уникальный источник духовного воспитания, и дети должны черпать из этого источника. Помочь увидеть красоту нашей земли, узнать о жизни людей, которые рядом с нами сейчас или жили раньше — вот главная задача программы «Знатоки родного края». Эффективность такой работы будет достигнута, если в ней будут учтены и реализованы такие принципы как целостность, взаимосвязь с культурой, самобытность, творческая направленность.
Представленная программа позволяет углубить изучение истории родной земли, интегрирует в себе следующие предметы: история, география, биология, культурология. В процессе обучения планируется проводить практические, исследовательские работы, уроки-лекции, уроки-встречи, уроки-диспуты, уроки-выставки, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, по музеям.
Образовательная программа «Секреты чувашского края (языка)» направлена на общеиннтеллектуальную адаптацию, на формирование гражданской позиции и духовно-нравственных ценностей обучающихся. В основе программы - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Образовательная программа «Секреты чувашского края (языка)» является актуальной т.к. занимается решением важной проблемы – воспитанием юных патриотов своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо хорошо знать свои истоки, культуру, обычаи.
Новизна программы состоит в интеграции природоведческих и социальных знаний, которые формируют целостный взгляд на природу, общество, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников.
Отличительными особенностями программы являются ее результативность и доступность, простота в использовании.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является его культурная значимость в жизни чувашей, актуальность, воспитательная ценность.
Актуальность. В настоящее время стоят острые проблемы в воспитании у школьников патриотизма, уважения традиций своего народа, любви к земле, на которой родился. Образовательная программа предоставляет обучающимся возможности попробовать себя в организаторских, исследовательских, информационных сферах деятельности.
Данный курс решает следующие проблемы:
знакомство с естественно – историческим направлением;
культуроведческим направлением;
Педагогические принципы на которые опирается программа:
- непрерывность и преемственность педагогического процесса, в котором предыдущий период развития содержит предпосылки для последующих новообразований (т.е. последовательность учебного материала учитывает возрастающую детскую компетентность);
- интеграция программных курсов, позволяющая осваивать не только отдельные области, а целостную картину мира;
- развивающий характер обучения;
- рациональное сочетание разных видов деятельности;
- обеспечение психологического комфорта;
- уважение личности ребенка, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферы;
- формирование у ребенка адекватной самооценки;
- создание ситуаций успеха;
- личностно-ориентированный подход в обучении.
Цели программы:
развитие потребности личности к познанию и творчеству средствами краеведческой деятельности, воспитание патриотов своего края.
изучение исторического прошлого нашего края, истории становления и развития своего города, республики, культурного наследия региона, природных особенностей родного края,
формирование убеждения в необходимости и возможности участия каждого в развитии и становлении своего края.
Задачи:
1. Обучающие
- реализовать познавательные и другие интересы и потребности ребенка через изучение истории республики;
- разработать формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в учебе, делах, общении;
- способствовать творческому развитию детей, их гражданскому становлению, удовлетворению их запросов, формированию профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности.
2. Развивающие:
- развивать мыслительные процессы;
- развивать творческую, познавательную активность: анализ, синтез, обобщение, классификацию, умозаключение, суждение;
3. Воспитательные:
- воспитывать любовь к родной земле, гордость за её достижения и стремление к развитию и саморазвитию.
Возраст детей от 10 до 15 лет.
Продолжительность освоения образовательной программы.
Программа рассчитана на 5лет обучения.
По 34 часов – в каждый год обучения,
Продолжительность занятия 40 минут, занятия групповые.
Формы занятий
Теоретические занятия проводятся в основном в форме бесед, экскурсий, встреч с интересными людьми и др. Программой предусмотрены экскурсии, участие в конкурсах, проведение и организация массовых мероприятий. На практических занятиях обучающиеся учатся работать с документами, литературой, проводить фото и видеосьемку, создавать виртуальные экскурсии и т.д. В процессе обучения планируется проводить практические, исследовательские работы, проектные работы, уроки-лекции, уроки-встречи, уроки-выставки, викторины, конкурсы, экскурсии по селу, музеи.
В современном обществе родителям не всегда удается уделять достаточно времени своим детям. Поэтому программой предусмотрено привлечение родителей к событиям в жизни детей, связанных с работой в объединении дополнительного образования. Участие в мероприятиях родителей вместе с детьми, способствует формированию общих интересов, пробуждает эмоциональную и духовную близость, что приводит, в конечном итоге, к положительному результату.
Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы "Секреты родного края (языка)"
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях обучающихся.
Содержание программы "Секреты чувашского края (языка)", формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города, республики, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства.
В программе "Секреты чувашского края (языка)" описаны требования к обучающимся по годам обучения.
-духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделок.
- получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне объединения, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной социальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в ходе исследовательских работ.
- получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у ребенка социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу с маршрутными наблюдениями, экскурсии к историческим памятникам, в музеи, краеведческие КВНы для обучающихся, презентации проектов.
Программа "Секреты чувашского края (языка)" способствует формированию у детей следующих качеств личности:
- патриотизм;
- терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей;
- ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
- трудолюбие;
- настойчивость;
- дисциплинированность;
- любовь к малой родине.
Формы учёта знаний, умений
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Содержание программы 1 года обучения:
№ п\п | Раздел программы | Тема занятия | |
Теория | практика | ||
1. | Введение в предмет | С чего начинается Родина-2ч | Конкурс рисунков |
2. | Республика Чувашия | Государственные символы, административные районы-2ч | столица республики |
Викторина | |||
Чтение стихов о Малой Родине-4ч | |||
3 | Столица Чувашия -Чебоксары | Символы города. Административные районы города-2ч | Достопримечательности города –экскурсия.-1ч. Викторина «Знаешь ли ты столицу Чувашии?»-1ч |
4 | Моя семья | Моя семья-1ч | |
Родословное древо семьи-1ч | |||
Конкурс рисунков «Моя семья» -1ч | |||
5 | Улицы нашего города | Главные улицы города-2ч | Улицы города – 1ч. |
Исследовательская работа «Почему улицы так названы?» -1ч | |||
6. | История создания города | Когда были созданы города?-1ч Отличительные черты города-1ч | Изготовление фотоколлажа «Чебоксары»-1ч |
Буклеты о городе-1ч | |||
7 | Наша школа | История возникновения школы – 1 час | Экскурсия по школе – 1 час |
Конкурс рисунков о школе - 1 час | |||
7 |
|
|
|
Подведение итогов работы за год |
| Устный журнал-1ч |
Содержание программы 2 года обучения:
№ п\п | Раздел программы | Тема занятия | |
теория | практика | ||
1. | «История моей страны начинается с меня» | Вводное занятие-1ч | Конкурс рисунков «Россия – родина моя»-1ч |
2 | Все работы хороши – выбирай на вкус – | Что такое профессия?-1ч | Все работы хороши – выбирай на вкус – 1ч выбирай на вкус» - 1ч |
Исследовательская работа «Откуда пришел хлеб на стол» -2ч | |||
3 | Наши земляки-Герои Великой Отечественной войны | Беседа «Непобедимая и легендарная»-2ч | «В тылу, как на фронте»-2ч |
Устный журнал «Герои Великой Отечественной Войны »-2ч | |||
|
|
| |
| |||
«Солдатом быть – Родине служить-1ч | |||
Конкурс рисунков -1ч | |||
4 | Национальная одежда | «Национальная одежда чувашей» - 2ч | Знакомство с узорами -2ч |
|
|
| Украшения и орнаменты -2ч |
|
|
| Проект «Изготовление национальной одежды из бумаги» -1ч |
5 | Народные игры | «Народные игры наших предков»-1ч | Игровой калейдоскоп-2ч |
|
|
|
|
6 | Народные таланты нашего края | Талант: в чем он проявляется?-1ч | Известные музыканты -1ч «Живая книга ремесел»-2ч |
7 | Подведение итогов | Что мне запомнилось? Вопросы и ответы-1ч | Итоги – 1ч |
|
|
|
|
Содержание программы 3 года обучения
№ п\п | Раздел программы | Тема занятия | |
теория | практика | ||
1. | Люди, учившиеся в моей школе | Каких людей можно считать известными? –1 Мои родители закончили эту школу-1 | Исследовательская работа А Николаев, Н.Павлова - известные люди Чувашии.-1 |
|
|
| Мини проект «Люди, прославившие нашу школу своими добрыми делами» - 1 часа Эссе не тему «Зачем нужна профессия учителя»-1 |
|
|
| Я рисую мой любимый портрет-1 |
2 | Исторические места | Достопримечательности Чебоксар - 1 час | Онлайн Экскурсия на театральную площадь – 1 час |
|
| Чувашские узоры -1 час | Онлайн Экскурсия на Красную площадь – 2 час |
|
| Писатели на чувашском языке-1ч | Проект Стенгазета «Я сам пишу стихи» - 2 часа |
3 | Памятники | Самые известные памятники – 1 час | Онлайн Экскурсия к памятнику В.И.Чапаева – 1 час |
|
| Кому и за что ставят памятники – 2 час | Виртуальная Экскурсия к памятнику воинам Афганистана – 1 час |
|
|
| Проект «Исторические памятники - 2 часа |
|
|
| Презентация проекта «Исторические памятники -2 час |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 | Обычаи и традиции | Что такое обычаи и традиции - 5час | Исследовательская работа «Обычаи населения Чебоксар» - 2 часа |
|
|
| Посещение музеев- 2 час |
5 | Подведение итогов работы за год |
| 1ч |
Содержание программы 4 года обучения
№ п\п | Раздел программы | Тема занятия | |
Теория | практика | ||
1. | «Природа моего края» | Вводное занятие. Родные просторы – родные края 1 ч | Составление синквейнов о природе, о крае-1ч |
2. | Растительный мир Чувашии | Беседа «Что такое растительный мир?» – 3 ч | Красная книга Чувашии -2ч |
Проект «Культурные и дикие растения» - 2ч | |||
Составление кроссвордов о растениях – 2 ч | |||
3. | Животный мир Чувашии | « Жители леса» - 2 ч | Экскурсия в краеведческий музей – 1 ч |
Проект «фотографируем птиц» - 1 ч | |||
Фотовыставка «Птицы нашей местности» - 2 ч «Охота или браконьерство» – экологическая акция – 1 ч | |||
4. | Лесные массивы Чувашии и Чебоксар | Разновидность лесов- 1ч . | Устный журнал «зеленая аптека» - 1 ч |
Выпуск экологической газеты «Помоги животным»-2ч | |||
Заочная экскурсия к Дубу-великану-1ч | |||
5 | Творческий отчет |
| Праздник «Сохраним природу – значит, сохраним Родину»-1ч |
Содержание программы 5 года обучения
| Раздел программы | Тема занятия | |
Теория | практика | ||
1. | Предприятия Чебоксар | «Известные предприятия Чебоксар-2ч | Просмотр презентаций-2ч |
2. | Тракторный завод | Где выпускают тракторы?– 1 ч | Экскурсия на завод – 1 ч |
Фотоколлаж «Заводы Чувашии» - 1 ч | |||
Презентация «Родители – работники завода» - 1 ч | |||
3 | Предприятия пищевой промышленности | Полезные и вредные продукты – беседа 1 ч | Экскурсия на предприятие пищевой промышленности – 1 ч |
Фотовыставка по результатам экскурсии – 1 ч | |||
| |||
4 | Театры города | Какие бывают театры? Беседа -1ч. | Культпоход в кукольный театр – 1ч |
Поход в театр Юного зрителя-1ч | |||
Фотоколлаж по результатам походов в театр – 2ч | |||
5 | Писатели и поэты Чувашии | Творчество чувашских литераторов-детям -2ч | Изготовление книжки – малышки-2ч |
6 | Спорт в Чувашии | Какие виды спорта развиты в Чебоксарах– 2 ч | Экскурсия в Спартак-1ч |
Заочное путешествие на Чебоксары-арена-1ч | |||
7 | Творческий отчет |
| Праздник ,»Все работы хороши – выбирай на вкус»-1ч |
Учебно - тематический план: 1 года обучения
| Темы: | Всего часов |
1 | Введение в предмет. С чего начинается Родина | 2/1 |
2 | Республика Чувашия | 2/4 |
2 | Столица Чувашии - Чебоксары | 2/2 |
3 | Моя семья | 1/3 |
5 | Улицы нашего города | 2/4 |
6 | История создания города | 2/2 |
7 | Наша школа | 2/5 |
8 | Подведение итогов работы за год | 1 |
9 | ИТОГО: | 34 |
2 года обучения
| Темы: | Всего часов Теория/практика |
1. | Вводное занятие "История моей страны начинается с меня" | 1/1 |
2. | Все работы хороши – выбирай на вкус | 3/4 |
3. | Наши земляки-Герои Великой Отечественной войны | 2/7 |
4. | Национальная одежда | 2/5 |
5. | Народные игры | 1/2 |
6. | Народные таланты нашего края | 1/4 |
7. | Подведение итогов работы за год | 1 |
ИТОГО: | 34 |
3 года обучения
| темы | Кол-во часов |
1. | Известные люди, учившиеся в моей школе | 2/5 |
2. | Исторические места | 3/5 |
3. | Памятники | 3/6 |
4. | Обычаи и традиции | 5/4 |
5. | Подведение итогов | 1 |
| итого | 34 |
4 года обучения
№ п\п | темы | Кол-во часов |
1. | «Природа моего края» | 1/1 |
2. | Растительный мир Чувашии | 3/9 |
3 | Животный мир Чувашии | 3/8 |
4 | Лесные массивы Чувашии и Чебоксар | 4/4 |
5 | Подведение итогов | 1 |
| итого | 34 |
5 года обучения
№ п\п | темы | Кол-во часов |
1. | Предприятия Чебоксар | 2/2 |
2. | Тракторный завод | 1/3 |
3 | Предприятия пищевой промышленности | 1/2 |
4 | Театры города | 3/4 |
5 | Писатели и поэты Чувашии | 3/3 |
6 | Спорт в Чувашии | 6/4 |
7 | Творческий отчет | 1 |
| итого | 34 |
Методическое обеспечение
Методологической основой курса является деятельностный подход. Данный подход определяет выбор способов организации образовательного процесса в кружке. Это игровая технология, а также проблемного и исследовательского характера обучения; методы применения полученных знаний, умений и навыков.
На занятиях используются активные и интерактивные формы обучения, экскурсий, практикумов, защиты проектов, выполнение презентаций на тему. Для активизации деятельности обучающихся используются на занятиях игровые элементы: конкурсы, турниры, ролевые игры. Это особенно эффективно, так как открывает разнообразные воспитательные возможности, развивает у воспитанников воображение, мышление, способствует вовлечению их в творческую деятельность и общение, стимулирует познавательную активность.
На занятиях используется фронтальная, групповая, индивидуальная формы организации учебно-познавательной деятельности воспитанников.
Для реализации программы понадобятся образовательные средства: карточки с индивидуальными заданиями, тестовые задания по разделам, мультимедиа.
Итоги реализации образовательной программы «Знатоки чувашского края» подводятся по каждому разделу содержания курса. В программе предусмотрено использование таких форм оценивания и учета достижений учащихся, как тестирование, выполнение практических и творческих заданий.
Результаты освоения программы воспитанниками кружка отслеживаются через их участие в массовых интеллектуально-творческих мероприятиях различного уровня: интеллектуальные марафоны, учебно-исследовательские конференции.
Литература:
1. Елена Енькка «Родной край». Учебное пособие для 5-9 класса. –Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2005.
2. В.Д. Данилов, Б.И. Павлов. История и культура Чувашской Республики. Чувашский Республиканский Институт Образования. Чебоксары,1996г.
3. М.И. Скворцов. Культура Чувашского края. Чувашское книжное издательство. Чебоксары 1994г.
4. О.Г. Кульев. Таван ен культури. Чаваш кенеке издательстви. Шупашкар,2002с.
5. Н.Г.Иванова, В.П.Никитин. Чаваш самахлахе.1 пай.Чаваш кенеке издательстви. Шупашкар,1993с.
Содержание программы
Темы | Теория/практика | Форма, вид деятельности | Количество часов | |
Люди, учившиеся в моей школе | ||||
1 | Каких людей можно считать известными? | теория | беседа | 1 |
2 | Заслуженные учителя моей школы | практика | исследовательская работа | 1 |
3 | Мои родители закончили эту школу | теория | беседа | 1 |
4 | А Николаев, Н.Павлова - известные люди Чувашии | практика | Мини-проект | 1 |
5 | «Люди, прославившие нашу школу своими | практика | презентация | 1 |
6 | Зачем нужна профессия учителя | практика | эссе | 1 |
7 | Я рисую мой любимый портрет | практика | Творческая работа | 1 |
Исторические места | ||||
8 | Достопримечательности Чебоксар | теория | беседа | 1 |
9 | Экскурсия на театральную площадь | практика | Виртуальная экскурсия | 1 |
10 | Чувашские узоры | практика | Чувашская вышивка | 1 |
11 | Звенящее серебро тухьи | практика | видеоурок | 1 |
12 | Писатели на чувашском языке | теория | лекция | 1 |
13 | Стенгазета «Я сам пишу стихи» | практика | Выпуск стенгазеты | 1 |
Памятники | ||||
14 | Самые известные памятники | теория | беседа | 1 |
15 | Памятник В.И.Чапаева | практика | Виртуальная экскурсия | 1 |
16-17 | Кому и за что ставят памятники | теория | лекция | 2 |
18 | К памятнику воинам Афганистана | практика | Виртуальная экскурсия | 1 |
19-20 | Исторические памятники | практика | проект | 2 |
21-22 | Исторические памятники нашей местности | Презентация проекта | 2 | |
Обычаи и традиции | ||||
23-24 | Что такое обычаи и традиции | теория | лекция | 2 |
25-26 | Обычаи чувашского народа | практика | Экскурсии по селу | 2 |
27 | Чувашское национальное блюдо | практика | практика | 1 |
28 | Чувашская национальная одежда | практика | вышивка | 1 |
29 | Татарская национальная одежда | практика | Экскурсия в музей | 1 |
30 | Чувашский фольклор | теория | беседа | 1 |
31-32 | Культпоход в Досуговый центр Г.Буинска | практика | Экскурсия | 2 |
33 | Достопримечательности нашей местности | практика | Экскурсия | 1 |
34 | Подведение итогов работы за год | практика | презетация | 1 |
Календарно-тематическое планирование
| темы | Кол-во часов |
1. | Известные люди, учившиеся в моей школе | 2/5 |
2. | Исторические места | 3/5 |
3. | Памятники | 3/6 |
4. | Обычаи и традиции | 5/4 |
5. | Подведение итогов | 1 |
| итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по родному (чувашскому) языку в 5 классе.
Рабочая программа по родному (чувашскому) языку составлена в соответствии:- Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, № 29/ 20 65 – п «Об утверждении учеб...
рабочая программа по предмету государственный язык Чувашской Республики (чувашский)
Предмет «Государственный язык Чувашской Республики (чувашский)»; является средством приобщения обучающихся к культурно-историческому богатству чувашского народа и края, расширяет лингвисти...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Английский язык – окно в мир.
Программа «Английский язык – окно в мир» имеет общеинтеллектуальную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников....
Рабочая программа внеурочной деятельности (английский язык) «Занимательный английский»
Программа «Занимательный английский » имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших ш...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Английский язык. Практикум"
Рабочая программа внеурочной деятельности для 9 кл. по английскому языку (подготовка к ОГЭ)...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный»
Рабочая программа по русскому языку как иностранному для детей 11-15 лет, слабо владеющих русским языком, имеет практическую направленность на их культурно-языковую адаптацию и позволяет организовать ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Английский язык - окно в мир» в 5 классе
Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности «Английский язык - окно в мир» предназначена обучающимся 5 класса.Актуальность программы обусловлена её практической значимостью, т...