Программа внеурочной деятельности "Секреты познания"
рабочая программа (5 класс) на тему
Курс внеурочной деятельности «Секреты познания» разработан как целостная система развития мыслительной деятельности и интеллекта учащихся. Для того чтобы произошло познание, учащийся должен совершить комплекс познавательных действий, используя различные приёмы мыслительной деятельности. Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.
Цель данной программы – сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_sekrety_poznaniya_dlya_5-9_klassov.docx | 59.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край Кавказский район поселок Степной
(территориальный, административный округ (город, район, поселок))
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10 поселка Степной
муниципального образования Кавказский район
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №___
от «___»_____________ 2014г.
Председатель педсовета
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тематическая
(тип программы)
Общеинтеллектуальное
(направление)
«Секреты познания»
(наименование)
5 лет_
(срок реализации программы)
11-16 лет
(возраст обучающихся)
Шишкалова Ирина Владимировна
учитель математики МБОУ СОШ № 10
(Ф.И.О. учителя, составителя)
- Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Секреты познания» для учащихся 5 - 9 классов средней школы составлена на основе программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения среднего общего образования «Программа развития познавательных способностей учащихся» (автор Н.А. Криволапова – Москва, «Просвещение», 2012г). Программа переработана и дополнена.
В основе авторской программы внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Курс внеурочной деятельности «Секреты познания» разработан как целостная система развития мыслительной деятельности и интеллекта учащихся. Для того чтобы произошло познание, учащийся должен совершить комплекс познавательных действий, используя различные приёмы мыслительной деятельности. Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.
Цель данной программы – сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.
Основными задачами курса являются:
- развитие психических познавательных интересов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;
- формирование учебно-интеллектуальных умений, приемов мыследеятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учета индивидуальных особенностей учащихся;
- формирование собственного стиля мышления;
- формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приемов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать ее и представлять в различных видах;
- освоение приемов творчества и методов решения творческих задач.
Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов (340 часов) и имеет практико-ориентированный характер, так как 80 % времени отведено на освоение приемов и способов деятельности, и состоит из следующих блоков:
- развитие интеллектуальных умений (5-7 классы) – 204 часа;
- учимся работать с информацией (8-9 классы) – 136 часов.
В процессе освоения содержания программы ее результаты предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования.
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать:
- правила конструирования определений, формулирования выводов;
- правила классификации и сравнения;
- методы решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного, мозговой штурм, контрольные вопросы, синектики, преобразование свойств, морфологический ящик;
- способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;
- правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;
- способы планирования и проведения наблюдений и исследований;
- правила сохранения информации, приемы запоминания;
уметь:
- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности; строить умозаключения;
- слушать, владеть приемами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;
- проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;
- владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развернутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст сточки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них;
- работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
- Таблица тематического распределения часов
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем. | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности обучающегося | |
аудиторные | внеауди-торные | ||||
Развитие интеллектуальных умений. 5 класс (68 часов) | |||||
1 | Человек и его интеллект | 4 | 2 | 2 | Практические задания, развивающие игры, диагностическое тестирование |
2. | Обобщение и ограничение понятий | 8 | 2 | 6 | Практические задания, развивающие игры |
3. | Выделение существенных признаков | 4 | 2 | 2 | Практические задания, развивающие игры |
4. | Обобщение понятий при построении определений | 2 | 2 | Практические задания, развивающие игры | |
5. | Отношения между понятиями: рядоположности, часть, целое | 2 | 2 | Практические задания, развивающие игры | |
6. | Сравнение понятий. Установление сходства и различий | 2 | 2 | 2 | Тренинг зрительной памяти. Практические задания, развивающие игры |
7. | Сравнение понятий. Отношения противоположности | 2 | 2 | Тренинг внимания. Практические задания, развивающие игры | |
8. | Установление причинно-следственных связей | 4 | 2 | 2 | Тренинг внимания. Практические задания, развивающие игры |
9. | Логические задачи | 4 | 4 | Практические задания, развивающие игры | |
10. | Классификация понятий | 6 | 2 | 4 | Практические задания, развивающие игры |
11. | Сравнения понятий. Аналогия | 4 | 2 | 2 | Практические задания, развивающие игры |
12. | Поиск закономерностей | 10 | 2 | 8 | Решение логических задач. Практические задания, развивающие игры |
13. | Выделение существенных признаков | 4 | 4 | Практические задания, развивающие игры | |
14. | Объяснение понятий в зависимости от контекста | 4 | 2 | 2 | Практические задания, развивающие игры |
15. | Логические задачи | 4 | 4 | Решение логических задач | |
16. | Итоговое тестирование | 2 | 2 | ||
Итого: | 68 | 20 | 48 | ||
Учимся мыслить творчески. 6 класс (68 часов) | |||||
1. | Диагностическое тестирование | 2 | 2 | ||
2. | Классификация понятий. Обобщение и ограничение понятий | 2 | 2 | Практические задания, развивающие игры | |
3. | Сравнение понятий | 2 | 2 | Практические задания, развивающие игры | |
4. | Выделение существенных признаков | 4 | 2 | 2 | Практические задания, развивающие игры |
5. | Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений | 4 | 2 | 2 | Практические задания, развивающие игры |
6. | Смысловые словосочетания | 4 | 2 | 2 | Практические задания, развивающие игры |
7. | Синонимы, антонимы | 4 | 2 | 2 | Практические задания, развивающие игры |
8. | Творчество. Методы решения творческих задач | 4 | 2 | 2 | Практические задания, развивающие игры |
9. | Метод контрольных вопросов | 4 | 2 | 2 | Практические задания, развивающие игры |
10. | Оценка явлений, событий с разных точек зрения | 4 | 2 | 2 | Практические задания, развивающие игры |
11. | Воображение | 4 | 2 | 2 | |
12. | Компьютерный практикум | 2 | 2 | Создание компьютерного рисунка | |
13. | Конструирование на плоскости | 4 | 4 | Практические задания, развивающие игры | |
14. | Конструирование в пространстве | 4 | 4 | Практические задания, развивающие игры | |
15. | Постановка и разрешение проблем | 4 | 2 | 2 | Практические задания, развивающие игры |
16. | Разрешение проблемных ситуаций | 4 | 4 | Практические задания, развивающие игры | |
17. | Метод разрешения противоречий | 4 | 4 | Практические задания, развивающие игры | |
18. | Итоговое тестирование | 2 | 2 | ||
19. | Решение творческих задач | 6 | 6 | Творческие задачи (проводятся по задачам, предложенным учащимися) | |
Итого: | 68 | 20 | 48 | ||
Методы решения творческих задач. 7 класс (68 часа) | |||||
1. | Секреты и методы творчества | 4 | 2 | 2 | Практические задания, развивающие игры |
2. | Поиск закономерностей | 4 | 4 | Практические задания, развивающие игры | |
3. | Логические цепочки | 4 | 2 | 2 | Практические задания, развивающие игры |
4. | Логические цепочки. Причинно-следственные связи | 4 | 2 | 2 | Тренинг внимания |
5. | Как решать изобретательские задачи | 4 | 4 | Практикум изобретателя | |
6. | Мы наблюдатели. Развитие наблюдательности | 4 | 2 | 2 | Правила наблюдения |
7. | Развитие воображения | 4 | 4 | Творческие задачи | |
8. | Учимся оценивать и применять альтернативные стратегии действия | 2 | 2 | Выбор и обоснование своего решения | |
9. | Изобретательское творчество | 4 | 4 | Практические задания, развивающие игры | |
10. | Методы решения изобретательских задач. Метод разрешения противоречий | 4 | 2 | 2 | Практические задания, развивающие игры |
11. | Решение задач методом разрешения противоречий | 4 | 4 | Практические задания, развивающие игры | |
12. | Творчество и фантастика | 4 | 4 | Практические задания | |
13. | Методы решения творческих задач | 4 | 4 | Практические задания | |
14. | Методы решения творческих задач: преобразование свойств | 2 | 2 | Практические задания, развивающие игры | |
15. | Методы решения творческих задач: метод фокальных объектов | 2 | 2 | Практические задания, развивающие игры | |
16. | Методы решения творческих задач: идеальный конечный результат | 4 | 2 | 2 | Практические задания, развивающие игры |
17. | Методы решения творческих задач: морфологический ящик | 4 | 2 | 2 | Практические задания |
18. | Методы решения творческих задач | 4 | 4 | Практические задания | |
19. | Решение творческих задач | 2 | 2 | Творческие задачи (проводятся по задачам, предложенным учащимися) | |
Итого: | 68 | 14 | 54 | ||
Учимся работать с информацией. 8-9 классы (136 часов) | |||||
8 класс (68 часов) | |||||
1. | Что мы знаем о чтении | 4 | 2 | 2 | Получение информации посредством чтения |
2. | Чтение как способ получения информации | 4 | 2 | 2 | Тренинг: правила и техники быстрого чтения |
3. | Выявление навыков традиционного чтения | 4 | 4 | Самодиагностика: выявление навыков традиционного чтения | |
4. | Компьютерный практикум: организация поиска информации в компьютерном тексте | 4 | 4 | Поиск информации в компьютерном тексте | |
5. | Интегральный алгоритм чтения | 8 | 2 | 6 | Практические задания: чтение текста с использованием интегрального алгоритма чтения |
6. | Дифференциальный алгоритм чтения | 4 | 2 | 2 | Практические задания: чтение текста с использованием дифференциального алгоритма, заполнение смысловой таблицы |
7. | Изучающее чтение | 8 | 2 | 6 | Тренинг изучающего чтения |
8. | Понимание смыслового содержания текста | 6 | 2 | 4 | Практические задания |
9. | Приёмы работы с текстом | 6 | 2 | 4 | Чтение с пометками |
10. | Учимся задавать и отвечать на вопросы | 8 | 2 | 6 | Практические задания: метод контрольных вопросов |
11. | Поисково-просмотровое чтение | 6 | 2 | 4 | Практические задания по видам поисково-смотрового чтения |
12. | Конспектирование при чтении | 6 | 2 | 4 | Практические задания по конспектированию текста |
Итого | 68 | 20 | 48 | ||
9 класс (68 часов) | |||||
13. | Конспектирование при чтении | 4 | 2 | 2 | Практические задания по конспектированию текста |
14. | Учимся готовить сообщение | 6 | 2 | 4 | Подготовка мини-сообщений по заданной теме |
15. | Учимся вести диалог | 8 | 2 | 6 | Поиск диалогов в текстах |
16. | Компьютерный практикум: создание документов с использованием мастеров и шаблонов | 6 | 2 | 4 | Создание компьютерных документов |
17. | Компьютерный практикум: создание нумерованного и маркированного списка | 4 | 2 | 2 | Создание списков на компьютере |
18. | Компьютерный практикум: представление информации с помощью схематической (организационной) диаграммы | 6 | 2 | 4 | Создание диаграмм |
19. | Компьютерный практикум: представление информации в виде таблицы | 4 | 2 | 2 | Создание таблиц |
20. | Компьютерный практикум: преобразование таблицы в текст и текста в таблицу | 4 | 2 | 2 | Работа с таблицами и текстом |
21. | Библиографический поиск. Каталоги | 8 | 2 | 6 | Практические задания по работе с каталогами |
22. | Справочник. Работа со справочной литературой | 8 | 2 | 6 | Практические задания по работе со словарями |
23. | Компьютерный практикум: операции с файлами и каталогами (поиск, переименование, копирование, перемещение и сохранение информации) | 8 | 2 | 6 | Практические задание на выполнение операций с файлами и каталогами |
24. | Итоговое занятие | 2 | 2 | Подготовка сообщений о роли информации в жизни человека | |
Итого | 68 | 24 | 44 | ||
Итого за весь курс обучения | 340 часов | 98 | 242 |
Содержание курса
- Развитие интеллектуальных умений
5-7 классы (204 часа)
- Развиваем логическое мышление
Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта.
Диагностика интеллектуального развития.
Понятие. Отношение между понятиями: род-вид. Обобщение понятий. Более общее и более частное понятия. Составление логической цепочки: общее – менее общее – частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий. Развивающие игры.
Выделение существенных признаков понятий. Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающее слово (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические занятия и развивающие игры.
Функциональные отношения между понятиями. Часть – целое, последовательности, рядоположенности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания.
Сравнение понятий. Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии. Развивающие игры.
Классификация понятий. Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трем признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям. Развивающие игры.
Рассуждение. Умозаключение. Обобщающий и оценочный, дедуктивный и индуктивный выводы. Алгоритмы деятельности при формировании умений делать выводы. Доказательства. Основные этапы деятельности при обучении доказательству. Практические задания и развивающие игры.
Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах (аналитическом, вербальном, графическом и др.)Формирование умения анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, находить закономерности, завершать схемы. Развивающие игры.
Объяснение значения слов. Подбор и объяснение значения слов в зависимости от контекста. Подбор понятий, близких по смыслу (синонимы). Составление предложений. Принципы составления предложений из рассыпных предложений. Уяснение смысла предложений. Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнение текста. Уяснение содержания текста. Смысловые сочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания и развивающие игры.
Уяснение смысла вербального материала. Крылатые и метафорические выражения и объяснение их смысла. Составление предложений. Понимание смысла пословиц. Обоснование рассуждений. Практические задания и развивающие игры.
- Развиваем творческое мышление.
Творчество. Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества. Диагностика творческих способностей. Практические задания и развивающие игры.
Воображение. Что такое воображение? Виды воображения. Воссоздание образов. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т. Д. Развивающие игры.
Конструирование на плоскости и в пространстве. Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур. Практические задания и развивающие игры.
Оценка явлений и событий с разных точек зрения. Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания и развивающие игры.
Постановка и разрешение проблем. Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий, метод морфологического ящика. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций. Метод морфологического ящика: из истории возникновения, сущность метода, алгоритм его применения. Практические задания и развивающие игры.
Методы решения изобретательских задач. Метод контрольных вопросов: из истории возникновения, алгоритм применения метода. Метод синектики: прямая, символическая, фантастическая аналогии; алгоритм применения метода. Использование данного методов в литературных произведениях. Применение его к решению изобретательских задач. Замена функций: условия применения метода, разрешение проблемных ситуаций на основе данного метода. Практические задания и развивающие игры.
- Учимся работать с информацией
8-9 классы (136 часов)
Чтение как способ получения информации. Цели чтения. Виды чтения: библиографическое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, аналитико-критическое, творческое. Правила быстрого чтения. Чтение укороченной строкой. Практические задания и развивающие игры.
Приёмы работы с текстами. Гипертекстовое представление информации. Чтение с закладкой, метод толстых и тонких вопросов, чтение с пометками, маркировочная таблица, «мудрые совы», чтение с пропусками, метод смысловой догадки. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.
Недостатки традиционного чтения.
Интегральный алгоритм чтения: наименование читаемого источника, автор, выходные данные, основное содержание, фактографические данные (факты, события, имена, цифры, таблицы), новизна материала, возможности использования на практике. Практические задания и развивающие игры.
Дифференциальный алгоритм чтения. Выделение ключевых слов в абзацах текста, составление из них смысловых предложений, выделение основного смысла отрезков текста. Практические задания и развивающие игры.
Способы обработки полученной информации. План, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные), аннотация, рецензия, отзыв, конспект, схема-конспект, структурно-логическая схема, реферат. Компоненты содержания каждого вида работ: аннотации, конспекта (виды конспектов: плановые, текстуальные, свободные, тематические и их особенности), рецензии, отзыва, тезисов. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.
Способы представления информации в различных видах. Вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаково-символический. Преобразование информации из одного вида в другой. Графические методы: виды графиков, методика и правила использования. Диаграммы и их виды. Опорные сигналы и их роль. Кодирование и декодирование информации. Практические задания. Компьютерный практикум.
Работа с устными текстами. Вопросы открытые и закрытые. Дискуссия. Правила дискуссии. Практические задания и развивающие игры.
Библиографический поиск. Каталоги. Виды каталогов: алфавитные, предметные, систематические, каталоги новых поступлений. Правила работы с каталогами. Практические задания.
Справочная литература. Словари, справочники, энциклопедии. Роль и назначение. Правила работы со справочной литературой. Практические задания. Компьютерный практикум.
Список литературы
- Н.А. Криволапова. Программа развития познавательных способностей учащихся 5-8 классы. – М.: Просвещение, 2012 г.
- Н.А. Криволапова. Сборник заданий для работы с учащимися. – М.: Просвещение, 2012 г.
- Акимова М.К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников: пособие для учителей, школьных психологов и родителей /
М.К Акимова, В.Т. Козлова – Обнинск: Детство, 2000г.
- Баррет С. Тайны мозга: Как развить свои умственные способности / С.Баррет.-СПб, Питер Паблишинг, 2001г.
- Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: книга для детей, учителей и родителей. – М.:АСТ-ПРЕСС, 2003г.
- Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2003г.
- Винокурова Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2007 г.
- Криволапова Н.А. Методика организации и проведения занятий по развитию у школьников интеллекта и творческого мышления:5 класс, 6 класс, 7 класс / Н.А. Криволапова. – Курган: ИПК и ПРО Курганской области, 2008 г.
- Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ю. Субботина. – Ярославль: «Академия развития», 2003г.
СОГЛАСОВАНО | |
Заместитель директора по УВР | |
_______________ Бреус Л.Н | |
подпись | Ф.И.О. |
20 года | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по | курсу «Секреты познания» | |
(указать учебный предмет, курс) | ||
Класс | 5 | |
Учитель | Шишкалова Ирина Владимировна | |
Количество часов: | всего 68 часов; в неделю 2 часа | |
Планирование составлено на основе рабочей программы Шишкаловой И.В., | ||
учителя математики МБОУ СОШ №10, утвержденной решением педагогического совета МБОУ СОШ №10 протокол №1 от 29 августа 2014 года | ||
(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой) |
Календарно-тематическое планирование курса «Секреты познания»
5 класс
№ занятия | Наименование темы занятия | Форма проведения | кол-во часов | дата |
Что такое интеллект | 4 | |||
1. | Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. | Развивающие игры | 1 | 02.09 |
2. | Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта | Практические задания | 1 | 02.09 |
3. | Диагностика интеллектуального развития | Развивающие игры | 1 | 09.09 |
4. | Диагностическое тестирование | Тестирование | 1 | 09.09 |
Понятия. Отношения между понятиями | 8 | |||
5. | Обобщение понятий | Беседа | 1 | 16.09 |
6. | Более общее и более частное понятия | Развивающие игры | 1 | 16.09 |
7. | Составление логической цепочки: общее – менее общее – частное (в прямом и обратном направлении) | Развивающие игры | 1 | 23.09 |
8. | Отношения между понятиями: род – вид | Практические задания | 1 | 23.09 |
9. | Выбор более общего понятия к данному | Практические задания | 1 | 30.09 |
10. | Обобщение пары понятий | Практические задания | 1 | 30.09 |
11. | Обобщение группы понятий | Практические задания | 1 | 07.10 |
12. | Ограничение понятий | Практические задания | 1 | 07.10 |
Выделение существенных признаков и понятий | 6 | |||
13. | Интеллектуальная разминка. Что такое признак | Тренинг | 1 | 14.10 |
14. | Выделение существенных признаков | Практические задания | 1 | 14.10 |
15. | Обобщение понятий | Практические задания | 1 | 21.10 |
16. | Формулирование определений | Беседа | 1 | 21.10 |
17. | Правила составления определений | Беседа | 1 | 28.10 |
18. | Понятие: обобщающее слово (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие. | Практические задания | 1 | 28.10 |
Функциональные отношения между понятиями | 2 | |||
19. | Часть - целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия | Беседа | 1 | 11.11 |
20. | Установление причинно-следственных связей | Развивающие игры | 1 | 11.11 |
Сравнение понятий | 14 | |||
21. | Выявление сходства и различий | Развивающие игры | 1 | 18.11 |
22. | Тренинг зрительной памяти: сравнение понятий | Развивающие игры | 1 | 18.11 |
23. | Отношения между понятиями | Практические задания | 1 | 25.11 |
24. | Выявление сходства и различий по существенным признакам | Практические задания | 1 | 25.11 |
25. | Тренинг внимания: сравнение понятий | Тренинг | 1 | 02.12 |
26. | Отношение противоположности | Беседа | 1 | 02.12 |
27. | Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы) | Практические задания | 1 | 09.12 |
28. | Синонимы. Омонимы | Практические задания | 1 | 09.12 |
29. | Главные и второстепенные признаки явлений | Практические задания | 1 | 16.12 |
30. | Узнавание предметов по указанным признакам | Практические задания | 1 | 16.12 |
31. | Аналогия. Умение проводить аналогии | Практические задания | 1 | 23.12 |
32. | Функциональные отношения между понятиями | Беседа | 1 | 23.12 |
33. | Установление причинно-следственных связей | Практические задания | 1 | 13.01 |
34. | Решение логических задач | Развивающие игры, логические задачи | 1 | 13.01 |
Классификация понятий | 10 | |||
35. | Классификация понятий | Беседа | 1 | 20.01 |
36. | Правила классификации | Беседа | 1 | 20.01 |
37. | Обобщение понятий | Практические задания | 1 | 27.01 |
38. | Применение правил классификации понятий | Практические задания | 1 | 27.01 |
39. | Классификация понятия по двум признакам | Практические задания | 1 | 03.02 |
40. | Классификация понятия по трём признакам | Практические задания | 1 | 03.02 |
41. | Сравнение понятий | Практические задания | 1 | 10.02 |
42. | Смысловые словосочетания | Практические задания | 1 | 10.02 |
43. | Сравнение смысловых словосочетаний | Развивающие игры | 1 | 17.02 |
44. | Подбор определений к выделенным понятиям | Развивающие игры | 1 | 17.02 |
Закономерность | 14 | |||
45. | Закономерность. Закон | Беседа | 1 | 24.02 |
46. | Поиск закономерностей | Практические задания | 1 | 24.02 |
47. | Представление закономерностей в различных видах | Практические задания | 1 | 03.03 |
48. | Представление закономерностей в аналитическом и вербальном виде | Практические задания | 1 | 03.03 |
49. | Представление закономерностей в графическом виде | Практические задания | 1 | 10.03 |
50. | Решение логических задач | Развивающие игры | 1 | 10.03 |
51. | Формирование умения анализировать ситуацию | Практические задания | 1 | 17.03 |
52. | Причинно-следственные связи | Практические задания | 1 | 17.03 |
53. | Установление причинно-следственных связей | Практические задания | 1 | 31.03 |
54. | Формирование умения находить закономерности | Практические задания | 1 | 31.03 |
55. | Формирование умения завершать схемы | Практические задания | 1 | 07.04 |
56. | Существенные признаки предметов | Практические задания | 1 | 07.04 |
57. | Несущественные признаки предметов | Практические задания | 1 | 14.04 |
58. | Решение логических задач | Развивающие игры | 1 | 14.04 |
Объяснение значения слов | 10 | |||
59. | Объяснение значений слов | Беседа | 1 | 21.04 |
60. | Подбор и объяснение значения слов в зависимости от контекста | Практические задания | 1 | 21.04 |
61. | Составление предложений | Практические задания | 1 | 28.04 |
62. | Уяснение смысла предложений | Практические задания | 1 | 28.04 |
63. | Решение логических задач | Развивающие игры | 1 | 05.05 |
64. | Повторение: отношения между понятиями | Развивающие игры | 1 | 05.05 |
65. | Классификация понятий | Развивающие игры | 1 | 12.05 |
66. | Решение логических задач | Развивающие игры | 1 | 12.05 |
67. | Итоговое тестирование | Тестирование | 1 | 19.05 |
68. | Итоговое занятие | Развивающие игры | 1 | 19.05 |
ИТОГО | 68 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа элективного курса "Познание мира по картам"
Рабочая программа элективного курса "Познание мира по картам" для 9 класса....
Программа элективного курса "Познание мира по картам"
Данная программа расчитана на 12 часов, является предпрофильной и предназначена для учеников 9 класса средней общеобразовательной школы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
Программа внеурочной деятельности "Познание"
Изучение основ социального проектирования...