Рабочая программа по литературе 8 класс. Учебник В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева. 2014-2015 уч.г.
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, (М.: Просвещение, 2010). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_literatura_8_klass_2014-2015uch.g.doc | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА «КОСИНСКАЯ»
Рабочая программа
курса « Литература»
в 8 классе
2014-2015 учебный год
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Ганеева Виктория Николаевна
Раздел I. Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, (М.: Просвещение, 2010). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; учебно-методические средства обучения; календарно-тематическое планирование.
Цели изучения русской литературы в 8 классе
Приобщение учащимся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы;
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Основная задача обучения в 8 классе - показать учащимся взаимосвязь литературы и истории. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.
Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. Ученики 7-8 классов владеют техникой чтения и подготовлены к истолкованию прочитанного, поэтому на уроках важно больше времени уделять активному чтению вслух и толкованию художественных произведений.
Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, материалов «Фонохрестоматии», раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся за курс
литературы 8 класса.
Должны знать и понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв., этапы их творческой эволюции;
- историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
- основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития и черты литературных направлений и течений;
- основные теоретико – литературные понятия.
Уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать литературные произведения, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
- раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
- связывать литературную классику со временем написания, современностью и с традицией;
- выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы;
- определять род и жанр произведения;
- выявлять авторскую позицию
- выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
- писать развернутый ответ на вопрос;
- письменно составлять план сочинения;
- писать рассказ-характеристику;
- свободно владеть письменной речью.
Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Раздел III. Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов | Развитие речи/ сочинения | Контрольные работы | Вн.чтение |
Введение | 1 | - | - | - |
Устное народное творчество | 2 | - | - | - |
Из древнерусской литературы | 2 | - | - | 1 |
Из русской литературы 18 века | 3 | 1 | 1 | |
Из русской литературы 19 века | 32 | 4 | 1 | 3 |
Из русской литературы 20 века | 21 | 4 | 2 | 2 |
Из зарубежной литературы | 7 | 2 | ||
ИТОГО: | 68 | 8 | 3 | 9 |
Раздел IV. Содержание тем учебного курса.
.
Введение
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая г к. весть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Из литературы XVIII века
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленное п. комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Из литературы XIX века
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный Стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка»: православный взгляд. Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух герои Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и долге.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Из русской литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о пи-I .поле.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание). Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер ни Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта»: опыт православного прочтения. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Раздел V. Учебно-методические средства обучения.
УЧЕБНИК: ЛИТЕРАТУРА. 8 КЛАСС. В 2 ч. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. / Автор-составитель Коровина В. Я. и др.,– М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2010.
Уроки литературы в 8 классе. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. /Кутейникова Н.Е.,– М.: Просвещение, 2009.
Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс./ Егорова Н. В. – М.: ВАКО, 2008.
Читаем, думаем, спорим…: Дидакт. материалы по лит.: 8 кл. / Авт.-сост. Коровина В. Я. и др. – М.: Просвещение, 2010.
Раздел VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
Дата (уч.нед.): | № п/п: | № п/т: | Тема: | Контроль: |
1 | 1 | 1 | Вводный урок. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. | |
2 | 1 | Устное народное творчество. Лирические песни. Исторические песни. Частушка как малый песенный жанр. | ||
2 | 3 | 1 | Предания как исторический жанр русской народной песни. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». | |
4 | 1 | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского»(фрагменты). | ||
3 | 5 | 1 | Вн. чт. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Особенности поэтики бытовой сатирической повести. | Вн. чт |
6 | 1 | Д. И. Фонвизин. «Недоросль»(сцены). Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. | ||
4 | 7 | 2 | Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Основные правила классицизма в драматическом произведении. | |
8 | 1 | Р. / р. Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 17 века». | Сочинение №1 | |
5 | 9 | 1 | И. А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. | |
10 | 2 | Вн. чт. И. А. Крылов – поэт и мудрец. Отражение в баснях таланта Крылова – журналиста, музыканта, писателя, философа. | Вн. чт | |
6 | 11 | 1 | К. Ф. Рылеев. Думы. «Смерть Ермака» и её связь с русской историей. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. | |
12 | 1 | А. С. Пушкин. Стихотворения «Туча», «К***»(«Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы. | ||
7 | 13 | 1 | А. С. Пушкин. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6 – 7 классах). | |
14 | 2 | А. С. Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки). История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. | ||
8 | 15 | 3 | А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания. Герои и их исторические прототипы. | |
16 | 4 | Гринёв: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич. | ||
9 | 17 | 5 | Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина. | |
18 | 6 | Пугачёв и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. | ||
10 | 19 | 7 | Р. / р. Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Особенности композиции. Понятие о романе и реалистическом произведении. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка». | Сочинение №2 |
20 | 1 | А. С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Композиция повести. | ||
11 | 21 | 1 | Контрольная работа за 1 триместр. | К.р. №1 |
22 | 1 | М. Ю. Лермонтов. Воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова (с обобщением изученного в 6 – 7 классах). | ||
12 | 23 | 2 | М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Романтически-условный историзм поэмы. | |
24 | 3 | Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы. | ||
13 | 25 | 4 | Р. / р. Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». | Сочинение №3 |
26 | 1 | Н. В. Гоголь. Исторические произведения в творчестве Н. В. Гоголя (с обобщением изученного в 5 – 7 классах). | ||
14 | 27 | 1 | Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания и первая постановка. Оценка современников. | |
28 | 2 | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе. | ||
15 | 29 | 3 | Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление. | |
30 | 3 | Р. / р. Особенности композиционной структуры комедии. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»). | Сочинение №4 | |
16 | 31 | 1 | Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). | |
32 | 2 | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании. | ||
17 | 33 | 1 | М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок). Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык. | |
34 | 2 | Р. / р. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». | ||
18 | 35 | 1 | Н. С. Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Развитие понятия о рассказе. | |
36 | 1 | Л. Н. Толстой. Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала». | ||
19 | 37 | 2 | Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приёмы изображения внутреннего состояния героев. | |
38 | 1 | Вн. чт. Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество». | Вн. чт | |
20 | 39 | 1 | Вн. чт. Поэзия родной природы в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. Н. Майкова. | Вн. чт |
40 | 1 | А. П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа. | ||
21 | 41 | 1 | И. А. Бунин. Проблема рассказа «Кавказ». | |
42 | 1 | А. И. Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Понятие о сюжете и фабуле. | ||
22 | 43 | 1 | Р. / р. Урок-диспут «Что значит быть счастливым?» Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна. | Сочинение №5 |
44 | Контрольная работа за 2 триместр. | К.р. №2 | ||
23 | 45 | 1 | А. А. Блок. Историческая тема в творчестве поэта. «Россия». Образ России и её истории. | |
46 | 1 | С. А. Есенин. «Пугачёв» – поэма на историческую тему. Понятие о драматической поэме. | ||
24 | 47 | 1 | Р. / р. Урок-конференция. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению. | Сочинение №6 |
48 | 2 | |||
25 | 49 | 1 | И. С. Шмелёв. «Как я стал писателем» – воспоминание о пути к творчеству. | |
50 | 1 | Вн. чт. «Всеобщая история, обработанная “Сатириконом “» (отрывки). Теффи «Жизнь и воротник», М. М. Зощенко «История болезни». | Вн. чт | |
26 | 51 | 1 | М. А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». | |
52 | 1 | А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Тема честного служения Родине. | ||
27 | 53 | 2 | Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина. | |
54 | 3 | Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. | ||
28 | 55 | 1 | Вн. чт. А. П. Платонов. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа «Возвращение». | Вн. чт |
56 | 1 | Р. / р. Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. | ||
29 | 57 | 1 | В. П. Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Развитие представлений о герое-повествователе. | |
58 | 1 | Р. / р. Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века». | Сочинение №7 | |
30 | 59 | 1 | Русские поэты о Родине, родной природе. | |
60 | 2 | Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды. | ||
31 | 61 | 1 | Контрольная работа за 3 триместр. | К.р. №3 |
62 | 1 | У. Шекспир. «Вечные проблемы» в трагедии «Ромео и Джульетта». Анализ эпизода. | ||
32 | 63 | 1 | Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…». Сонет как форма лирической поэзии. | |
64 | 1 | Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. | ||
33 | 65 | 2 | Черты классицизма в комедии Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве». Общечеловеческий смысл комедии. | |
66 | 1 | Вн. чт. Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. | Вн. чт | |
34 | 67 | 1 | Вн. чт. В. Скотт. «Айвенго» как исторический роман. | Вн. чт |
68 | 1 | Викторина. Итоги года. Задание на лето. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс», Москва, «Просвещение», 2006 г....
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс».
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс»....
рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной за 10 класс
Данная программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, которая ...
рабочая программа по литературе к учебнику Я.В.Коровиной
Рабоая программа по литературе 5 класс к учебнику Я.В.Коровиной...
Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я. Коровиной. 6 класс
Рабочая программа к учебнику Коровиной. Она содержит пояснительную записку, тематическое планирование, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и учебно-мет...
Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я. Коровиной. 8 класс
Рабочая программа к учебнику Коровиной. Она содержит пояснительную записку, тематическое планирование, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и учебно-мет...
Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я.Коровиной 7 класс
Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я.Коровиной 7 класс...