Программа Летнего лагеря
рабочая программа на тему
Программа летнего оздоровительного лагеря "Город Славных Мастеров" с дневным пребыванием детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ldp.rar | 39.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор школы
__________ Л. А.Дидур
«__»______2014 г.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Шаитикская основная общеобразовательная школа
Программа
летнего оздоровительного лагеря «Город Славных Мастеров»
с дневным пребыванием детей
Возраст детей: 7-13 лет
Срок реализации: лето 2014 г.
Информационная карта программы
1 | Полное название программы | Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием |
2 | Цель программы | Обучение детей нормам здорового образа жизни через игровую, спортивную, экологическую, трудовую виды деятельности. Воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью. Организация разнообразной, общественно значимой досуговой деятельности детей, активного общения с природой. Развитие коммуникативных, познавательных и личностных качеств детей. |
3 | Тип лагеря | Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием. |
4 | Направление деятельности, специфика содержания программы. | Спортивно-оздоровительное, трудовое, эколого-познавательное, художественно-эстетическое, нравственное. |
5 | Краткое содержание программы | Спортивно-оздоровительное: спортивные соревнования, подвижные игры, походы, экскурсии, беседы с сотрудниками различных служб. Трудовое: экологический десант, самообслуживание. Эколого-познавательное: викторины, беседы, игры, конкурсы, экскурсии. Художественно-эстетическое: конкурсы, выставки, концерты. Нравственное: беседы, викторины, игры. |
6 | Автор программы | Курскова О. А. |
7 | Руководитель программы | Дидур Л. А. |
8 | Субъект РФ, представивший программу | Новосибирская область |
9 | Название проводящей организации | Купинское управление образования |
10 | Адрес организации | НСО, Купинский район, д. Шаитик, ул. Школьная, 19 тел. 32-497 |
11 | Место проведения | д. Шаитик |
12 | География участников | Дети д. Шаитик |
13 | Количество участников программы | 15 |
14 | Сроки проведения | Июнь |
15 | Количество смен | Одна |
16 | Кадры | Руководитель программы, начальник лагеря, воспитатели, медицинский работник, повар, технический работник по уборке помещений. |
17 | Условия участия в программе | Дети застрахованных граждан |
18 | Официальный язык проекта | Русский |
Программа разработана с учетом нормативно-правовых документов:
1.Конституция РФ
2.Закон РФ «Об образовании»
3.Федеральный закон от 24 июля 1998г N2 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
4.Приказ Минобразования РФ от 13 июля 2001г. N22688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»
5.Порядок и условия привлечения педагогических и других работников и оплаты их труда.
6.Конвенция о правах ребенка ООН, 1991г.
8.Федеральный закон о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений (Российская газета № 127 от 27.12.1996).
9.Федеральный Закон от 24.06.1999 г. № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Российская газета от 30.06.1999. - № 121.
10.Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003 - 2006 год (Постановление Правительства РФ № 732 от 3.11.2002 г.).
11.Федеральная целевая программа «Организация летнего отдыха детей» (включенная в состав президентской программы «Дети России»). Предусматривает систему мер по развитию сети оздоровительно-образовательных учреждений, действующих в период школьных каникул.
12.Безопасность в условиях летнего лагеря. Материалы государственного комитета РФ по молодежной политике. Журнал «Народное образование «4-5 2000 г. Стр. 269.
13.Приказ МО РФ № 2688 от 13.07.2001 г. «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Журнал «Народное образование» № 3, 2002 г., стр. 249.
14.Инструкция об охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций. Журнал «Народное образование» № 3 2002 г., стр. 272.
- Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
- Устав МКОУ «Шаитикская ООШ»
- ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. СанПиН 2.4.4.2599-10
- Пояснительная записка
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:
- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;
- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.
Лагерь размещается на базе муниципального казенного образовательного учреждения основная общеобразовательная школа. В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.
Содержание деятельности лагеря должно быть направлено на разрешение этих противоречий. Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Эффективное управление в современном лагере – это главная основа его существования и непременное условие развития. Для обеспечения преемственности в работе лагеря от каникул к каникулам необходима постоянная управленческая деятельность. Система управления ЛДП включает в себя три уровня: стратегическое управление, организационно-методическое управление, практическое управление.
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.
Основная идея программы ЛДП «Город Славных Мастеров» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.
Принципы организации педагогического процесса в рамках программы:
-принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;
-принцип коллективной деятельности;
-принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;
-принцип самостоятельности.
Цель:
обучение детей нормам здорового образа жизни через игровую, интеллектуальную, спортивную, прикладную, экологическую, творческую виды деятельности и развитие коммуникативных, познавательных и личностных качеств детей.
Задачи:
1. Создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда здорового образа жизни.
2. Формирование интереса к различным видам деятельности.
3. Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.
4. Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.
Сроки реализации программы: лето 2014 года: лагерная смена, 18 день.
Ожидаемые результаты работы лагеря:
- укрепление здоровья детей;
- развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
- расширение социального опыта;
- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
- вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;
- формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.
Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.
2. Методическое сопровождение программы
-Основными методами организации деятельности являются:
- Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
- Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
- Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
- Метод коллективной творческой деятельности (КТД).
Формы и методы работы
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации; методики коллективно-творческого воспитания Иванова И. П. . одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.
3. Механизм реализации
Оздоровительная работа
Основополагающими идеями в работе с детьми в лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- ежедневный осмотр детей медицинским работником;
- утренняя гимнастика;
- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере);
- организация пешеходных экскурсий в лес;
- организация здорового питания детей;
- организация спортивно-массовых мероприятий;
- спортивный праздник «Олимпийские игры»;
- спортивные эстафеты;
- подвижные спортивные игры.
Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
- огонёк «Расскажи мне о себе»;
- командные игры;
- командные спортивные состязания.
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
- инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», «Правила безопасного поведения на водных объектах и оказания помощи пострадавшим на воде» и другие;
- беседы с медицинским работником: «Если хочешь быть здоров – закаляйся!», «Мой рост, мой вес», «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя», «Как беречь глаза?»;
- профилактическая беседа о правонарушениях несовершеннолетних;
- инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность в городской квартире», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи» и другие.
Работа по развитию творческих способностей детей
- оформление отрядных уголков, стенных газет.
- ярмарка идей и предложений;
- конкурсы рисунков, изготовление коллажей, экспресс-газет.
- мероприятия по развитию творческого мышления: загадки, кроссворды, ребусы, викторины, конкурсные программы.
Работа по патриотическому воспитанию детей
- акция «Память»
- участие в митинге 22 июня;
- изучение природы родного края.
Работа по привитию навыков самоуправления
- выявление лидеров, генераторов идей;
- распределение обязанностей в отряде;
- закрепление ответственных по различным видам поручений;
- дежурство по столовой, игровым комнатам.
Аналитическая деятельность по работе программы
«Город Славных Мастеров»
- предварительный сбор данных на воспитанников лагеря;
- анализ лагерных мероприятий;
- анализ анкет детей и родителей по окончании смены;
- анализ работы программы «Город Славных Мастеров» в заключительный день работы лагеря;
- педагогическая диагностика (выявление настроения детей с помощью экрана настроений).
Содержание работы лагеря определяется планом программы, который предусматривает организацию разностороннего отдыха учащихся, создание необходимых условий для развития и отдыха школьников, их питание, соблюдение требований техники безопасности.
Законы жизни лагеря
●Закон главной тропы: нельзя нарушать правила дорожного движения, уходить одному с территории лагеря, всегда и везде вместе с отрядом.
●Закон чистоты: соблюдай чистоту во всём и везде, будь опрятным.
●Закон единого плеча: поддерживаем друг друга, не обижаем младших, уважаем старших.
●Закон здорового духа: начинаем день с утренней зарядки, соревнуемся в честной борьбе, заботимся о своём здоровье.
●Закон колокольчика: будь весел, принимай участие в праздниках, конкурсах, твори и выдумывай.
●Закон зелёного друга: береги природу, не обижай братьев меньших.
●Закон мудрой совы: читай каждый день и будешь умней.
Игра-соревнование «Город Славных мастеров»
На планете Детство-Лэнд, в разных городах, жило много интересных и талантливых детей. А ещё был «Город Славных Мастеров». И мэр этого города решил объединить всех талантливых и способных детей, предложив им принять участие в благоустройстве этого города, сделать его красочнее, ярче, интересней. Он пригласил их поработать в «мастерских» различных направлений: интеллектуального, спортивного, прикладного, творческого и др. Игровая цель которых - приобретение определенных навыков и умений в какой-либо области, проявление уже имеющихся способностей. А помогать детям в «мастерских» будут Мастеровые. За активное участие в жизни мастерских и города в целом, каждый ребенок будет получать «гроши». «Гроши» дают возможность ребенку продвигаться по лестнице своих успехов, получая «звания»:
Подмастерье - 100 «грошей»
Мастер – 230 «грошей»
Супер- Мастер- 450 «грошей»
Успехи ребят учитываются в «личной трудовой книжке» каждого участника смены.
Критерий результативности в лагере.
Активность оценивается как работа всего города в сумме очков, так и индивидуально каждого жителя города, которая отражается в «Летописи».
«+» | «-» |
За прохождение всех мастерских получает – 3гроша | Теряет очки за нарушение дисциплины: самовольный уход из лагеря – 3 грошей, за драку – 2 гроша |
За занятые места в общелагерных спортивных соревнованиях присуждаются: 1 место – 3 гроша 2 место – 2 гроша 3 место – 1 гроша
| Снимаются очки со всего города за несоблюдение чистоты: в группе – 2гроша в столовой - 2 гроша в лагере - 2 гроша |
За участие в коллективных программах получает: 1 место – 3 гроша 2 место – 2 гроша 3 место – 1 грош | Опоздания на общие построения, мероприятия – (1 минута – 1 грош)
|
За несоблюдение правил техники безопасности – 2 гроша |
В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество заработанных «грошей», которые можно обменять на товар (сувениры и подарки).
Понятийный словарь Города Славных Мастеров.
«Город Славных Мастеров»- лагерь дневного пребывания.
Дом - отряд в лагере.
Советники - воспитатели отряда.
Мэр города - начальник лагеря.
«Пресс - центр» - место встречи и обсуждения планов, действий всех Советников.
Долина чудес Города Славных Мастеров - место (классные комнаты) для проведения массовых мероприятий и встречи всех жителей.
Долина спорта - спортивная площадка лагеря, спортзал.
Трапезная долина - столовая лагеря.
Лекарь Города Мастеров – фельдшер ФАПа.
Городской Совет - планёрка педагогов лагеря.
План работы лагеря
День | Мероприятия |
День первый | 1. Экскурсия по лагерю «Разведшкола» 2. Операция «Уют» 3. Игры, конкурс «Ярмарка идей», 4. Медицинский осмотр. |
День второй | 1. Огонёк знакомства «Расскажи мне о себе». 2. Открытие лагеря. Спортивные состязания. 3. Оформление отрядного уголка, выборы органов самоуправления |
День третий | 1.Минутка здоровья. Инструктажи. 2. Изготовление «Экрана настроения» 3.Спортивные соревнования «Лучики и зайчики» |
День четвёртый | 1.Минутка здоровья. Беседа с медицинским работником. 2. Разучивание подвижны игр. 3. Конкурс «Минута славы» |
День пятый
| 1.Минутка здоровья «Путешествие в страну Витаминию» 2. Экскурсия в летний лес «Краски лета» 3. Конкурс рисунков «Сказки летнего леса» 4. Занятие по безопасности «Один дома…» |
День шестой | 1.Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге» 2.Подвижные игры 3. Конкурс «Мисс лето-2012» |
День седьмой
| 1.Минутка здоровья «Осанка – основа красивой походки» 2. Беседа «Как вести себя в лесу и у воды» 3. Конкурс «Мистер лето- 2012» 4. Подвижные игры |
День восьмой | 1.Минутка здоровья «Правильное питание» 2. Спортивный марафон «За колобком» 3. Конкурс любознательных «А знаете ли вы, что…» |
День девятый | 1.Минутка здоровья «Мой рост и мой вес» 2. Спортивная эстафета «Играй с нами, играй как мы, играй лучше нас» под девизом: «Мы за здоровый образ жизни» 3. Интеллектуальный марафон «Почемучки среди нас!» |
День десятый | 1.Минутка здоровья. Беседа с медицинским работником. «Зеленая аптечка» (первая помощь при укусах насекомых). 2.Экологический десант 3. «Лесная аптечка» (беседа о лекарственных растениях) 4. Спортивный «муравейник» |
День одиннадцатый | 1.Минутка здоровья 2. Такое незнакомое «оригами» (изготовление поделок из бумаги) 3. Весёлые старты |
День двенадцатый | 1.Минутка здоровья «Друзья Мойдодыра и наше здоровье» 2. Фестиваль воздушных шаров 3. Представление проекта «Что такое ЗОЖ» |
День тринадцатый | 1.Минутка здоровья. Беседа с медицинским работником. 2. Беседа «Осторожно, водоём» 3. Спортивные состязания «Праздник Солнца» |
День четырнадцатый | 1.Минутка здоровья «Гигиена в доме» 2. Конкурс «По дорогам сказки» 3. Спортивный «муравейник» |
День пятнадцатый | 1. Минутка здоровья. 2. Викторина по правилам дорожного движения «Красный, жёлтый и зелёный» 3.Подготовка к открытию Олимпийских игр |
День шестнадцатый | 1. Минутка здоровья 2. Встреча с сотрудником инспекции по делам несовершеннолетних 3. Олимпийские игры. |
День семнадцатый | 1. Минутка здоровья «В здоровом теле здоровый дух» 2. Экскурсия в лес (сбор материала для поделок) 3. Изготовление поделок из природного материала |
День восемнадцатый | 1. Минутка здоровья. Беседа с медицинским работником. 2. Игра-соревнование «Ассорти талантов»// 3. Торжественное закрытие лагеря. 4. Операция «Нас здесь не было» |
4.Кадровое обеспечение программы:
- Начальник лагеря
- 5 воспитателей.
- Обслуживающий персонал (1 повар, техничка)
Подбор начальника лагеря, воспитателей проводит администрация школы. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит свей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.
Воспитатели организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность ее участников. Функции воспитателя заключаются в полной организации жизнедеятельности своего отряда: дежурство, труд по самообслуживанию, организация участия в мероприятиях. Воспитатель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка своего отряда.
Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.
Начальник и педагогический коллектив, специалисты хозяйства отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.
Материально-техническое обеспечение программы
Э Элемент ресурса | Краткая характеристика ресурса |
Медицинский кабинет ФАПа | Медицинское обслуживание обеспечивает фельдшер ФАПа, который осуществляет обслуживание детей, находящихся в лагере, проводит профилактические прививки согласно возрастному графику. |
Школьный стадион | На школьном стадионе есть футбольное поле, беговые дорожки, металлические конструкции, прыжковая яма. На стадионе проводится утренняя зарядка, различные соревнования, «часы игры» |
Спортивный зал | Зал используется для спортивных соревнований, для конкурсов и подвижных игр. |
Методический уголок | Содержит методическую литературу для организации и проведения различных мероприятий в пришкольном лагере. |
Столовая | На 16 мест, штат столовой укомплектован полностью, обновлено оборудование. |
Игровая комната | Наличие настольных игр, мячей, скакалок, обручей, бадминтон, настольный теннис, телевизор. |
5. Схема управления программой
Участниками данной программы являются дети в возрасте от 7 до 13 лет различных социальных групп.
Для организации работы по реализации программы смены:
-проводятся ежедневные планерки воспитателей;
-составляются планы работы отрядных воспитателей, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;
-оказывается методическая и консультативная помощь педагогам;
-сотрудники обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий и т. д.;
-проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья;
-мероприятий по профилактике детского травматизма.
Учебно-методическое оснащение программы
- Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
- Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
- ЛобачёваС.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.
- Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
- Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
- Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
- Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа летнего лагеря "Город детства"
В презентации представлена программа "Город детства" летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием при общеобразовательной школе...
программа летнего лагеря
программа детской площадки "Диво-село". Программа посвящена 300-летию села Мильгидун....
Программа летнего лагеря
Краеведческая смена...
«СТРАНА МАСТЕРОВ» программа летнего лагеря (профориентационное направление)
В основе концепции летнего лагеря - эффективно построенная система по самореализации личности ребенка через включение его в различные виды деятельности с целью формирования представления о...
Программа летнего лагеря "Большое космическое путешествие"
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течени...
Программа летнего лагеря "Ровесник"
В данном материале предложен паспорт программы трудового лагеря "Ровесник", направление деятельности, направленность программы, цели и задачи трудового лагеря, прогнозируемые результаты....
ПРОГРАММА летнего лагеря кратковременного пребывания детей и подростков «Тайна острова ОПЛОТ» (оздоровительный патриотический лагерь ответственных тазовчан)
Смена будет проходить в форме сюжетно-ролевой игры «Тайна острова ОПЛОТ». Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленнос...