Родительское собрание "Профессии, которые выбирают наши дети".
материал (9 класс) по теме
Родительское собрание по профориентации в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание по профориентации выпускников.
Профессии, которые выбирают наши дети
9 класс .
В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжать образование или куда пойти работать, т.е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни молодого человека. Для выбора профессии подростку необходима информация о мире профессий в целом, о возможностях и требованиях каждой из них и о себе самом, своих способностях, интересах. Мир профессий, как и всё остальное, часто кажется подростку чёрно-белым: в «хорошей» профессии всё хорошо, в «плохой» — всё плохо. Категоричность подросткового выбора и нежелание рассмотреть другие варианты и возможности часто служат своего рода психологическим защитным механизмом, средством уйти от мучительных сомнений и колебаний. В будущем это может привести к разочарованию. В вопросе о выборе профессии недопустимы со стороны родителей нажим на молодого человека, нежелание считаться с его интересами. Чтобы иметь возможность корректировать их, нужны авторитет, терпение и такт.
При выборе профессии родителям необходимо:
- знать состояние здоровья подростка;
- иметь представление об умственных способностях, индивидуальных особенностях характера ребенка независимо от того, считаются они положительными или отрицательными.
Основное условие для правильного выбора профессии – самостоятельность подростка. Нельзя решать этот вопрос вместо него, надо, чтобы он сознательно относиться к выбору профессии, чувствовал ответственность за своё решение. Однако из этого не следует, что можно пустить дело на самотёк, надо как можно больше помогать подростку в этом вопросе, его нужно готовить к выбору профессии. Знать, каковы черты личности подростка, как они соответствуют той или иной профессии, с помощью каких средств можно выявить наиболее трудно распознаваемые особенности личности подростка.
Подростки, которых долго опекают, страхуют от трудностей, начинают бояться наступления ответственной взрослости; представление, что «будущее само придёт», — установка иждивенца.
Очень многое зависит от семьи. В семье ребёнок включается в полезную трудовую деятельность, что формирует его отношение к труду. Родители существенно влияют на содержание планов подростка. Вначале подросток пытается предвосхитить своё будущее, не задумываясь о средствах его достижения.
Подросток представляет будущее общественное положение, не задумываясь, что для этого надо сделать. Отсюда и характерная зависимость уровня притязаний, потребность видеть себя непременно выдающимся.
Выбор профессии – сложный и длительный процесс. Здесь существует опасность затягивания и откладывания подростком профессионального самоопределения в связи с отсутствием устойчивых интересов. Это сочетается с общей незрелостью, инфантильностью поведения. Необходимо расширение кругозора и интересов ребёнка, ознакомление с разными видами деятельности, практическое приобщение к труду.
В силу возрастных, ролевых различий родители почти никогда не в состоянии целиком принять и одобрить поведение, стиль жизни, вкусы своих взрослеющих детей. Многих это раздражает, но уверенность в своей правоте не должна превращаться в чувство своей непогрешимости. Нетерпимость – плохой советчик. Многие недостатки наших детей – продолжение наших собственных качеств, следствие нашего стиля жизни. Выросшие дети – зеркало, в котором отражаются те черты, которые мы не хотим замечать в самих себе.
Авторитарный стиль воспитания, попытки заменить убеждения приказом вызывают у подростков негативную реакцию, протест. А если нет – значит, ваш ребёнок слабоволен, несамостоятелен или ограничен.
Каждое поколение и каждый индивид имеет право на собственную индивидуальность. Чем старше становятся дети, тем больше в них собственной независимости от родителей. Не надо бояться этого и делать вид, будто у нас в карманных лежат готовые ответы на все жизненные вопросы, только почему-то недосуг их вовремя достать.
Романтизируя профессию, не следует терять чувства реальности. Необходимо наряду с положительными сторонами профессии отмечать трудности в овладении ею, определённые неудобства, если они есть.
С учениками 9 классов проводилось анкетирование по вопросам профессионального определения.
Цель диагностического обследования: изучение профессиональной ориентации учеников 9 -х классов, выбор учреждения образования, в котором будет продолжатся процесс обучения.
Обработанная анкета для выпускников 9 класса 2012-2013 учебного года
Всего учащихся 9 класса — 45
Планируют продолжать учиться: 45 учащихся
а) дальнейшее обучение в других учреждениях образования - 24
в) в 10 классе — 21
2. Учреждение, в котором планируют продолжить обучение:
а) педагогический колледж – 2 б) медицинский колледж- 4
в) строительный техникум - 2 г) нет устойчивого интереса (желания) - 11
д) Петуховский с/х техникум — 3
е) КТК - 2
Рекомендации родителям по
выбору будущей профессии.
1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе беседы с ним. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.
2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.
3. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
4. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
5. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.
6. Вместе, но не вместо. Главное для родителей — отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают — потому что большинство детей в 15-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность.
7 шагов к решению
Задача родителей — не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому.
Как это сделать?
ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки — названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет — минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.
Разумеется, такой способ профориентации — не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.
ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например заявляют: «Хочу быть начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист — отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя — выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает.
ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).
ШАГ 4. От слов — к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе.
(Обратите внимание: занятия в большинстве из них бесплатные.) Другой интересный
ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя — свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой — соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту — умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу — физическую подготовку и организаторские способности и т. д.
ШАГ 6. В институт — на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз — и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение — ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей — посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое — не мое».
ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры, которые убивают наших детей
Эту памятку ДОЛЖНЫ ПРОЧЕСТЬ ВСЕ РОДИТЕЛИ,чтобы научиться распознавать малейшие симптомынадвигающейся трагедии…....
Профессии, которые выбирают наши дети
конспккт родительского собрания в 11 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/22/picture-975346-1553241233.jpg)
Пишем без ошибок. Типичные ошибки, которые допускают наши дети. Найти и обезвредить.
Пишем без ошибок. Типичные ошибки, которые допускают наши дети. Найти и обезвредить....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/26/picture-442128-1398532194.jpg)
Ценности, которые выбирают наши дети
Статья о многолетнем наблюдении за изменениями в ценностных ориентирах у обучающихся 9х классов....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/04/picture-1155191-1567586656.png)
Цифровые навыки, которые пригодятся нашим детям
Мир меняется на наших глазах, цифровые технологии постепенно становятся неотъемлемой частью каждой из сфер повседневной жизни граждан. Это открывает огромные возможности по созданию новых и модернизац...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/24/picture-1153109-1563963126.jpg)
Презентация к выступлению на тему "Цифровые навыки которые пригодятся нашим детям"
Презентация к выступлению на тему "Цифровые навыки которые пригодятся нашим детям"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/16/picture-1206954-1579141248.jpg)
Брошюра для родителей "Профессии, которые выбирают наши дети"
Раздаточный материал для родителей выпускников с советами о том, как помочь ребенку в выборе профессии...