Профессия, которую выбираю - Я
план-конспект занятия (психология, 9 класс) на тему
Профориентация детей с ограниченными возможностями здоровья. Изучение профессиональных намерений учащихся 8-9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
профориентация | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Краснинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида
Профориентация детей с ограниченными возможностями здоровья
Изучение профессиональных намерений
учащихся 8-9 классов
«Профессия, которую выбираю – Я!»
Составитель:
педагог-психолог:
Уханова Ю.В.
2013 г.
Счастье людей заключается в том,
чтобы любить делать то,
что они должны делать.
К. Гельвецкий, французский философ
Цель: формирование общей готовности к самоопределению, активизация проблемы выбора профессии; расширение представлений о мире профессий и их особенностях; выявление профессиональных интересов и склонностей учащихся; уточнение соответствия выбранной профессии своим склонностям и способностям, развитие групповой сплочённости.
Ход занятия.
1. Ритуал приветствия.
Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Постарайтесь одновременно сказать: “Здравствуйте!”. Когда будете произносить “те” - разомкните руки и хлопните в ладоши.
2. Разминка.
Сейчас вы будете перебрасывать мяч по кругу. Тот, у кого мяч, должен назвать имя, кому он бросает мяч, и назвать профессию, начинающуюся с первой буквы имени (например, Алёна – архитектор).
3. Работа по теме занятия.
Слово психолога.
Очень скоро каждый из вас столкнётся с проблемой выбора профессии, и сегодня на занятии мы коснёмся этой важной темы. У вас будет возможность соотнести свои интересы и способности с различными профессиями – возможно, кому-то это поможет сделать свой выбор. Большая часть нашего занятия будет проходить в форме игры. Может быть, кто-то из вас уже определился, какую профессию он хочет приобрести, в каком учебном заведении дальше обучаться. Лучше ещё раз перепроверить свой выбор, действительно ли выбранная профессия подходит тебе. Ну а тем, кто ещё не определился в профессиональном выборе, тема нашего разговора будет более актуальна. Итак, что означает слово “профессия”? (сначала учащиеся дают свои ответы, затем психолог уточняет). Слово “профессия” от латинского слова profetereu (профетерий) – “Я объявляю своим делом…”
Какими делами занимались наши предки? Ответ: охотой, рыболовством, земледелием, шитьём и т.д.
Мир профессий огромен, их насчитывается около 40 тысяч, и ежегодно, по некоторым данным, появляется около 500 новых. Вам нужно выбрать одну профессию, которая будет отвечать вашим интересам и способностям. Давайте выясним, насколько вы информированы о мире профессий, много ли профессий вы знаете?
Есть несколько классификаций профессий, наиболее известная из них основывается на предмет труда, с которым имеет дело человек. По этому принципу профессии делятся на 5 групп: человек-человек; человек - знаковая система; человек-природа; человек-техника; человек -художественный образ. Как видите, весьма важно знать к какой группе труда у вас проявляется интерес.
Чтобы правильно выбрать соответствующую профессиональную среду, предлагаю вам ответить на вопросы методики «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО).
Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Ее можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
«Лист ответов» сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+». (Таблица 1.)
Название типов профессий по столбцам:
I. «Человек-природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.
II. «Человек-техника» – все технические профессии.
III. «Человек-человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.
IV. «Человек-знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.
V. «Человек - художественный образ» – все творческие специальности.
Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин.
Возможно использование методики индивидуально и в группе.
Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.
Текст опросника
1а. Ухаживать за животными.
Или 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) .
2а. Помогать больным.
Или 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.
3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок.
или 3б. Следить за состоянием, развитием растений.
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.).
или 4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать.
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.
Или 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) .
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы).
Или 6б. Тренировать товарищей (или младших) для выполнения и закрепления каких-либо навыков (трудовых, учебных, спортивных).
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты).
Или 7б. Управлять какой-либо машиной (грузовым, подъемным или транспортным средством) – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.).
или 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище.
Или 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.
10а. Лечить животных.
Или 10б. Выполнять вычисления, расчеты.
11а. Выводить новые сорта растений.
Или 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.).
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять.
Или 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.
или 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты.
Или 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах.
15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые).
Или 15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
16а. Делать лабораторные анализы в больнице.
Или 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.
или 176. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов.
18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.
или 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания.
или 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.
Или 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.).
Таблица 1. «Лист ответов»
I | II | III | IV | V |
1а | 1б | 2а | 2б | 3а |
3б | 4а | 46 | 5а | 5б |
6а | 66 | 7а | ||
7б | 8а | 8б | ||
9а | 96 | |||
10а | 106 | |||
11а | 11б | 12а | 126 | 13а |
13б | 14а | 14б | 15а | 15б |
16а | 16б | 17а | ||
17б | 18а | 18б | ||
19а | 19б | |||
20а | 20б |
Обсуждение результатов.
А теперь я предлагаю заполнить анкеты, которые помогут вам определиться с выбором профессии.(Таблица 2.)
Анкета «Плюсы и минусы выбранной профессии»
1.Назовите 5 наиболее привлекательных для Вас профессий ( расположите их по степени значимости).
2.Назовите преимущества вашей будущей профессии.
3.Назовите минусы вашей будущей профессии.
4.Назовите качества характера, необходимые для того, чтобы состояться в профессии.
5.Назовите ваши качества характера, которые могут вам помешать, приобрести любимую профессию.
6.Что или кто повлияло на выбор вашей будущей профессии?
(Родители, родственники, педагоги, друзья, знакомые, книги и фильмы, жизненные обстоятельства, способности.
Таблица 2. «Оценка профессий»
№ | Профессия | Плюс | Минус | Качества характера | Ваши качества характера | Кто повлиял |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 |
По окончании каждый член группы зачитывает свою профессию и ответы в таблице. Члены группы могут задавать вопросы, уточнять, дополнять, подсказывать.
После обсуждения каждый член группы отвечает на вопросы: «Что нового о выбранной профессии я понял и узнал?», «Чем могут быть полезны эти знания в дальнейшем?».
Игровое упражнение «Профессия на букву»
Цель упражнения: расширение у участников знаний о мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях. Время проведения – 5-1 5 минут .
Основные этапы
(Упражнение проводится в круге.)
Инструкция
Сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача - показать, что мы знаем много профессий, начинающихся на эту букву, т.е. показать, насколько мы знаем мир профессий. Каждый по кругу будет называть по одной профессии на данную букву.
1. Ведущий называет первую букву, а участники по очереди называют профессии. Если называется незнакомая большинству участников профессия, ведущий просит пояснить, о чем идет речь. Если игрок не может это объяснить, то считается, что профессия не названа, и ход передается следующему по очереди игроку.
При этом совсем не обязательно требовать от участников официальных (безукоризненно правильных) названий профессий, поскольку на данный момент ни один справочник не является исчерпывающим. Обучающимся важно хотя бы приблизительно обозначить ту или иную профессиональную деятельность и суметь ответить на уточняющие вопросы.
Ведущему желательно, больше 5—7 букв не предлагать, иначе игра перестанет быть увлекательной для участников. При проведении данной игровой методики начинать следует с простых букв, по которым легко называть профессии (буквы: м, н, о), постепенно предлагая участникам более сложные буквы (ч, ц, я).
Опыт показывает, что у ведущего в данном упражнении имеются возможности для ненавязчивой коррекции представлений учащихся о тех или иных профессиях. К нашему удивлению, даже несмотря на всю простоту и кажущуюся примитивность данного упражнения, проходит оно обычно достаточно интересно.
Игровое упражнение «Цепочка профессий»
Цель упражнения - развитие у учащихся умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности.
Время проведения -10—15 минут .
Основные этапы
(Упражнение проводится в круге.)
Инструкция
Сейчас мы по кругу выстроим «цепочку профессий». Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий назовет профессию, близкую повару и т.д.
Важно, чтобы называющий сумел объяснить, в чем сходство названых профессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высок температурами, с печами.
По ходу игры ведущий иногда задает уточняющие вопросы: «В чем же сходство вашей профессии с только что названной?» Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.
Обсуждение
При обсуждении игры важно обратить внимание участников, что между самыми разными профессиями иногда обнаруживаются интереснейшие линии сходства. Например, в начале цепочки называются профессии, связанные с металлообработкой (как в нашем примере), в середине - с автотранспортом, а в конце - с балетом. (Пример подобной цепочки: металлург - повар - мясник - слесарь (тоже рубит, но металл) - автослесарь - таксист - сатирик эстрадный (тоже «зубы заговаривает») - артист драмтеатра - артист балета и т.д.)
Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что людям, выбирающим свой профессиональный путь, не следует ограничиваться только одним выбором, ведь то, что ищет человек в одной (только в одной!) профессии, может оказаться в других, более доступных.
Иногда сходство между профессиями носит почти юмористический характер. Например, что может быть общего между профессиями водитель троллейбуса и профессор в вузе? Оказывается и у того, и у другого есть возможность выступать перед аудиториями, да еще у водителя троллейбуса аудитории бывают пообширнее (сколько людей только в часы пик через салон троллейбуса проходит?). Если школьники находят подобные или даже более веселые сходства между профессиями, то ни в коем случае нельзя их осуждать за такое творчество - это один из показателей того, что игра получается.
Заключительное слово.
Сегодня вы познакомились со многими профессиями, постарались узнать о том, к какой из них каждый из вас склонен. Вам стоит задуматься, нравится ли та группа профессий, к которой у вас определились склонности. Пусть каждый оценит себя и свои возможности. Всем желаю не ошибиться в выборе профессии. А как получить желаемую профессию?
поставить перед собой цель и стремиться её достичь;
необходимо получить хорошие знания;
поступить и успешно окончить техникум, институт;
предварительно попробовать себя в избранной профессии;
нужно любить эту профессию.
И в заключении русская пословица гласит: “Всяк кузнец своего счастья”. Давайте вспомним слова Томаса Карлейля: “Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы”.
Обратная связь.
Участникам предлагается по очереди выразить своё мнение по поводу услышанного на занятии, поделиться впечатлениями. Продолжите незаконченные предложения:
1.Я узнал, что моя будущая профессия…
2.Я думаю, что после сегодняшнего разговора…
3.Я надеюсь, что в будущем…
Ритуал прощания.
Все становятся в круг. Одновременно произносят слово “До свидания”. Вместо “я” говорят “мы”, при этом соединённые руки поднимают вверх.
Список литературы
- Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 96с.- (Психология для всех)
- Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. – М.: Вако,2006, 48-50с.
Интернет источники
- Занятие с девятиклассниками "Я объявляю своим делом..."- http://do.gendocs.ru/docs/index-139620.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Профессии, которые выбирают нас, и которые выбираем мы"
Открытое внеклассное занятие по профориентации в 11 классе коррекционной школы -интерната VIII вида для детей-сирот...
Внеклассное мероприятие «Профессии, которые выбирают нас, профессии, которые выбираем мы»
Сценарий внеклассного мероприятия «Профессии, которые выбирают нас, профессии, которые выбираем мы» предусматривает реализацию нескольких воспитательных задач: социализацию личности старшеклассников и...
Родительское собрание "Профессии, которые выбирают наши дети".
Родительское собрание по профориентации в 9 классе....
Профессии, которые выбирают наши дети
конспккт родительского собрания в 11 классе...
Программа элективного курса "Профессия, которую выбираю Я"
Выбор профессии – это шаг, который определяет взрослую жизнь каждого человека. Какую профессию выбрать и как быть востребованным на рынке труда в будущем? Какая профессии принесе...
"Профессии,которыевыбираем мы, профессии,которые выбирают нас"
Статья посвящена профориентационной работе...
Классный час "Профессии, которые выбирают нас, профессии, которые выбираем мы"
Разработка классного часа для 9-11 классов...