Математический турнир (5-е классы)
методическая разработка (5 класс) по теме

Шеломенцева Юлия Андреевна

Внеклассное мероприятие для трёх 5-х классов (презентация и текст). Ребятам предстоит проявить смекалку, находчивость, сообразительность. Быть внимательными и точными, а также проявить ... актёрское мастерство. В результате игры-соревнования ребята поймут, что математика - совсем не скучная наука, а действительно - Царица всех наук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnekl_meropr_po_matematike.rar2.77 МБ

Предварительный просмотр:

Математический турнир (5-е классы)

Ведущий:   Сегодня мы собрались  здесь, чтобы убедиться, что математика совсем не скучный предмет, а наоборот, очень и очень занимательная, увлекательнейшая и интереснейшая из всех наук. Не зная математики, никто из вас не сможет купить продукты в магазине и даже  сделать ремонт в квартире,   поэтому математику нужно знать всем. И не только знать, но и любить, только в этом случае математика откроет знающему её все свои самые сокровенные тайны, покажет, что она может быть такой интересной. Недаром о математике говорят, что он – царица всех наук.        

(слайд 1)

Ах, эта математика-

Наука очень строгая.

Учебник математики

Всегда берёшь с тревогою.

Там функции и графики

И уравнений тьма,

А модуль может запросто

Свести тебя с ума.

И правила, и формулы-

Всё так легко забыть.

Но всё  ж без математики

Нам невозможно жить

Любите математику

И вы поймёте вдруг,

Что правда «Математика-царица всех наук! «

Ведущий:  А сейчас начнём наш турнир (слайд 2)

                                                                                    Турнир я открываю:

                Добрый день, мои друзья!

                Трем командам на турнире

                 Предоставлю слово я.

Сейчас каждая из команд должна придумать название и девиз, выбрать капитана. (3 мин). А теперь представление команд. (3 слайд)

А теперь я представляю вам наше строгое, но справедливое жюри. (Перечисление)

1 Конкурс «Разминка»

Ведущий: Итак, первый конкурс называется «Математическая разминка». В этом конкурсе участвует вся команда, соблюдая  очередность. Я задаю вопросы (каждой команде по 4 вопроса), а вы одновременно отвечаете, поднимая карточки «Да» (зелёные) и «Нет» (красные). Поворачиваться и смотреть на соседа нельзя, иначе жюри не будет засчитывать ваш ответ. Конкурс оценивается  16 баллами (максимальное количество для одной команды, каждый участник приносит балл): за каждый верный вопрос – плюс один балл, за каждый неверный – 1 балл минус.

Жюри, пожалуйста, считайте количество верных ответов у команд.(Командам задаются вопросы)

                                                 1 команде: (слайд 4)

  1. Если числитель больше знаменателя, то дробь является правильной?       (нет)
  2. Делить можно на любое число?                        (нет)
  3. Может ли при умножении получится ноль?      (да)
  4. Периметр – это сумма всех сторон?         (да)

2 команде: (слайд 5)

  1. У квадрата все стороны равны?       (да)
  2. Делитель числа 10 – это число 3? (нет)
  3. Отрезок – это часть прямой, ограниченная точками? (да)
  4. Если числитель равен знаменателю, то дробь является неправильной?              (да)

3 команде: (слайд 6)

  1. Единица – самое маленькое натуральное число?              (да)
  2. Любое натуральное число можно представить в виде дроби?    (да)
  3. Угол измеряют линейкой (нет)
  4. Может ли при делении получиться ноль?          (да)

         

Ведущий: Слово для оценки конкурса предоставляется жюри.

                                              2. Конкурс актёрского мастерства

Ведущий: А сейчас мы увидим, что математика  может быть связана с актёрским мастерством (слайд 7).В данном конкурсе каждая команда должна будет изобразить с помощью мимики и жестов  выданные пословицы. Если участники других команд угадывают,  какая пословица изображена, то команда получает балл, также дополнительный балл получает угадавшая команда. (Время на обдумывание 2 мин)

  1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  2. Два сапога - пара.
  3. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

Ведущий: Слово для оценки конкурса предоставляется жюри.

3. Конкурс Счетоводов

Ведущий: (слайд 8)

Третий тур пусть всякий знает

Кто же лучше всех считает?

Мне – задачу прочитать,

Вам же думать и считать.

Часто знает и дошкольник,

Что такое треугольник.

А уж вам-то – как не знать!

Но совсем другое дело:

Быстро, точно и умело

Треугольники считать.

Например, в фигуре этой

Сколько разных. Рассмотри!

Все внимательно исследуй

И по краю и внутри.

Естественно в математике очень важен счёт, вот сейчас и посмотрим, кто у нас хорошо считает. В этом конкурсе каждая команда должна будет внимательно посчитать количество треугольников на рисунке. За каждый треугольник 1 балл (проверку начинать с команды, указавшей меньшее количество треугольников, далее – по возрастанию). (время- 2 мин)

Ответ: 18 треугольников.

Ведущий: Слово для оценки конкурса предоставляется жюри.

4. Конкурс Капитанов

Ведущий: А сейчас мы проверим, насколько наши капитаны способны быстро реагировать в той или иной ситуации, это тоже иногда нужно в математике (слайд  9). Можно положить три приза и каждому капитану отдать, независимо от того, кто правильно среагирует (приз можно положить любой, например папка для бумаг, можно накрыть приз платком, чтобы был элемент загадочности). Оценивается в 3 балла.

Расскажу я вам рассказ

В полтора десятка фраз

Лишь скажу я слово три”

Приз немедленно бери.

Однажды щуку мы поймали

Распотрошили, а внутри.

Рыбешек мелких увидали

И не одну, а целых ….. две.

Мечтает мальчик закаленный

Стать олимпийским чемпионом

Смотри на старте не хитри

А жди команду: раз, два,… , марш.

Когда стихи запомнить хочешь.

Их не зубри до поздней ночи.

А про себя их повтори.

Разок, другой. Но лучше…… пять.

Недавно поезд на вокзале

Мне три часа пришлось прождать

Ну что ж друзья вы приз не взял и,

Когда была возможность взять?

Ведущий: Слово для оценки конкурса предоставляется жюри.

5 Конкурс Внимательных

Ведущий: А сейчас конкурс на внимательность, ведь это умение просто необходимо при изучении математики (слайд 10). На этом рисунке художник изобразил контуры различных животных (слайд 11). Найдите их, потратив на это возможно меньше времени. За каждое правильно названное животное 1 балл. Сколько их всего посчитайте. (20).  (Обучающиеся пишут на листочках и сдают жюри)

( 5 мин)

task4

Ведущий: Найдём и покажем всех животных позже, когда жюри подведёт итого этого конкурса.

6. Конкурс Сообразительных

Ведущий: Занятия математикой развивают сообразительность. Сейчас мы попробуем применить её для игры в китайской игре-головоломке, называемой “Танграм” (обозначает «игрушка – головоломка»). (слайд 12)

Она возникла 4 тысячи лет назад. Сущность её заключается в складывании из 7 частей, полученных разрезанием квадрата определённым образом, различных фигурок, а также придумывании новых.

Правила этой игры просты. В состав каждой фигурки должны входить все семь частей; при этом они не должны перекрываться. Ниже представлены некоторые фигурки, которые можно сложить из 7 кусочков танграма.(слайд 13)

      ltan4

Сложите из  этих частей фигурку кошки (подсказка – определите сначала место самых больших деталей) (слайд 14).(каждой команде раздаётся набор деталей для танграма пронумерованный)

Оценивается в 3 балла.

 

Рисунок1                         Ответ:          

Видоизменённый вариант:shapes

(как ещё можно сложить кошку)

Ведущий: Слово для оценки конкурса предоставляется жюри (за предыдущий конкурс тоже)

7. Конкурс «Задачи в шутку и в серьёз»

Ведущий: А сейчас следующий конкурс, где каждой команде предстоит убедиться, что математические задачи бывают и с шуткой и в серьёз (вопросы задаются командам поочерёдно, правильный ответ – 1 балл). (слайд 15) Если неверно, отвечает любая другая команда – она может заработать дополнительный балл. Капитаны выбирают, кто будет отвечать.

1 команде:

  1. Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый из участников? (4 часа).
  2. Два мальчика нашли на дороге 5 рублей. Сколько денег найдут 5 таких же мальчиков? (5 рублей).
  3. Шёл Кондрат в Ленинград, а навстречу ему семь ребят. Сколько ребят шли в Ленинград? (0)
  4. У бабы Яги на носу 3 бородавки, а у Кощея Бессмертного – на 6 бородавок больше. Сколько бородавок теснится на носу у кощея Бессмертного? (9)

2 команде:

  1. В одной квартире преступники украли одну правую тапочку и две левые, а в другой – только одну правую. Сколько пар тапочек украли преступники в обеих квартирах? (2)
  2. У стены стоит кадушка, а в кадушке той лягушка. Если б было семь кадушек, сколько было бы лягушек? (Одна, которая сидит в кадушке, в остальных может не быть ни одной.)
  3. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (1)
  4. Когда козе исполнится 5 лет, что с ней будет дальше?  (Пойдёт шестой год)

3 команде:

  1. Как далеко в лес может забежать заяц?  (До середины. Дальше он уже выбегает из леса)
  2. Петух, стоя на одной ноге весит 3 кг. Сколько весит петух, стоя на двух ногах? (3)
  3. Летели 3 страуса, одного убил охотник. Сколько страусов осталось?  (Страусы не летают)
  4. Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее – груша или персик? (Груша.)

Ведущий: Слово для оценки конкурса предоставляется жюри

8.Конкурс Находчивых

Ведущий: Математики должны быть находчивыми людьми. Попробуем применить это умение в заключительном конкурсе нашего турнира  (слайд 16). Задача каждой команды решить поставленную перед ней задачу – эксперимент (все необходимые материалы предоставить). Верное решение 2 балла, верный ход мыслей -1 балл.

 

1 команде:

На стакан положен лист бумаги. Как сделать так, чтобы другой стакан, поставленный на  этот лист, не упал? (сложить бумагу гармошкой)

2 команде:

Имеется лист бумаги и ножницы. Как сделать так, чтобы через этот лист мог пролезть человек?(сложить лист пополам и делать надрезы(не до конца) с обеих сторон поочерёдно(где сгиб и противоположная сторона), получится большое отверстие, через которое можно пролезть).

3 команде:

Имеется полоска бумаги, клей и ножницы. Склеить кольцо, а из него с помощью ножниц 2 кольца, сцепленных друг с другом. (лист Мёбиуса)

Ведущий:                                                           Вот закончилась игра,

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился

И в итоге отличился? (слайд 17)

(Выступление жюри, объявление и награждение победителей: грамоты  или медали, сладкие призы)

Ведущий:    Надеюсь, вы все сегодня убедились, что математика очень интересная наука, тем более занятия математикой развивают такие умения как сообразительность, внимательность, находчивость многие другие, которые вам будут просто необходимы в жизни.  Ну, а теперь позвольте закончить наш турнир словами:   (слайд 18)

                                                   

                                    Есть о математике молва,

                                    Что она в порядок ум приводит,

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика, даешь

Для победы трудностей закалку,

Учится с тобой молодежь

Развивать и волю и смекалку

И за то, что в творческом труде

Выручаешь в трудные моменты,

Мы сегодня искренне тебе

Посылаем гром аплодисментов. (все хлопают)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

математический турнир в 10 классе по теме "Логарифмы"

Можно использовать с целью повторения или подготовки к ЕГЭ. Задания подобраны и для болельщиков и для членов команд. Для болельщиков в основном задания из открытого банка задач первой части, для коман...

Математический турнир для 5 класса

Математический турнир для  учащихся 5 класса  проводился в начале учебного года. Цель мероприятия; развивать познавательный интерес к предмету, формировать умение работать в группе, воспитыв...

Математический турнир в 8 классе

Математический турнир 8 класс Ведущий: Добрый вечер! Сегодня в нашей школе вечер математики – науки точной, занимательной, интересной, может быть не всеми любимой, но я думаю, в таких людях ещё п...

Математический турнир в 8 классе

Математика – наука,Без неё нам не прожить.Когда не можешь – это мука!Когда не хочешь – это скука!Спешите все!Мы сегодня будемМозгами быстро шевелить!Разработка внеклассного мероприятия по матема...

Внеклассное мероприятие "Математический турнир" для 6 классов

Тип: познавательная игра. Форма: соревнование. В качестве участников турнира выступают учащиеся 6 классов....

Интеллектуальная игра по математике "Математический турнир", 6-7 классы

Интеллектуальная игра по математике для учащихся 6-7 классов....

Математический турнир для 5 класса

Математическая игра для 5 класса...