Литературно-исторический журнал «Подвигу твоему, Ленинград!»
материал на тему
Цели мероприятия: — формирование чувство патриотизма, уважения к истории города;
— воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе конкретных исторических фактов, доступных учащимся и вызывающих у них эмоциональные переживания.
Литературно-исторический журнал приурочен к годовщине полного снятия блокады города Ленинграда и проводится в январе. Мероприятие рассчитано на учащихся 1-5 классов. Для лучшего восприятия его рекомендую проводить в актовом зале для четырех-пяти классов. В качестве чтецов выступают ученики 4-5 классов.
По центру сцены висит экран. По бокам от экрана расположены передвижные стенды, на которых расположена фотовыставка «Дорога жизни». Заранее готовятся слайды с видами достопримечательностей Санкт-Петербурга. Если в школе отсутствует мультимедийный проектор, можно использовать видеозаписи с кадрами документального кино о блокаде Ленинграда. В этом случае считаю необходимым уменьшить количество зрителей.
Технические средства: магнитофон, диапроектор для показа слайдов, мультимедийный проектор, экран.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий мероприятия | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ средняя школа № 318
Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
Литературно-исторический журнал
«Подвигу твоему, Ленинград!»
Составитель — педагог-организатор
ГБОУ средней школы № 318 Фрунзенского района
Санкт - Петербурга
Родионова Наталья Евгеньевна
Снкт-Петербург
2010 г.
Пояснительная записка
Цели мероприятия:— формирование чувство патриотизма, уважения к истории города;
— воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе конкретных исторических фактов, доступных учащимся и вызывающих у них эмоциональные переживания.
Литературно-исторический журнал приурочен к годовщине полного снятия блокады города Ленинграда и проводится в январе. Мероприятие рассчитано на учащихся 1-5 классов. Для лучшего восприятия его рекомендую проводить в актовом зале для четырех-пяти классов. В качестве чтецов выступают ученики 4-5 классов.
По центру сцены висит экран. По бокам от экрана расположены передвижные стенды, на которых расположена фотовыставка «Дорога жизни». Заранее готовятся слайды с видами достопримечательностей Санкт-Петербурга. Если в школе отсутствует мультимедийный проектор, можно использовать видеозаписи с кадрами документального кино о блокаде Ленинграда. В этом случае считаю необходимым уменьшить количество зрителей.
Технические средства: магнитофон, диапроектор для показа слайдов, мультимедийный проектор, экран.
Литературно-исторический журнал
«Подвигу твоему, Ленинград!»
Страница 1. «Мир»
Звучат вступление и 1-й куплет песни «Ленинградский вальс»
в исполнении В. Псарева. (аудиозапись)
С первыми словами песни выходят чтецы.
Чтец 1 (мальчик):
— Я счастлив, что в городе этом живу,
Что окна могу распахнуть на Неву.
Я вижу, как зори над нею играют —
Так сильно, так ярко, что волны пылают!
Чтец 2 (девочка):
— У каждого города есть свое лицо, своя судьба, своя история. Не раз за свою историю этот город менял название: Санкт-Петербург, просто Петербург, Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург.
Сегодня мы будем говорить о Ленинграде.
Звучит продолжение песни «Ленинградский вальс». (аудиозапись)
Идет демонстрация слайдов с видами Ленинграда.
Выходят 6 чтецов
Чтец 3 (мальчик):
— Приезжай в мой город, приезжай!
Он тебя, как маленькую, встретит,
Выкатит расцвеченный трамвай,
По Неве прокатит на рассвете.
Чтец 4 (девочка):
— Он поднимет радужно мосты,
И замрет, спокойный, величавый.
Чтец 5 (мальчик):
— Он преподнесет тебе цветы
Где-нибудь за Нарвскою заставой.
Чтец 6 (девочка):
— Ты по новым улицам пройдешь—
Улицы широкие, прямые.
Улицы шумны, как молодежь,
Потому что тоже молодые!
Чтец 5 (мальчик):
— Ты посмотришь вечером в Неву,
В этот час весеннего отлива,
И Нева покажет наяву,
Как ты удивительно красива…
Чтец 7 (девочка):
— Не дари мне писем, не дари…
Приезжай — тебе покажет всякий,
Как влюбленный светит до зари
Мой светлоголовый Исаакий.
Чтец 8 (мальчик):
— Мне хвалили город парижан.
Что кому, а мне — мой город дорог!
Приезжай в мой город, приезжай,
Потому что это — добрый город!
Звучит 2-й куплет «Ленинградского вальса» (аудиозапись), во время которого идет демонстрация слайдов с видами Санкт - Петербурга.
Перестановка чтецов
Чтец 2 (девочка):
— Июнь! Клонился к вечеру закат,
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь! Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров к Неве шагая,
Что завтра будет первый день войны…
Звучит музыкальный финал «Ленинградского вальса»
Чтец 1 (мальчик):
— Еще не кончилась короткая белая ночь. По набережным Невы гуляли вчерашние десятиклассники, когда над городом раздался гул самолетных моторов…
Чтец 4 (девочка):
— Для тех, кто по традиции, прямо с выпускного школьного вечера ушел встречать новый день на Неву, это могло показаться добрым предзнаменованием: крылья над головой в начале счастливого дня!..
Чтец 3 (мальчик):— Они еще не знали, эти переполненные счастьем юноши
и девушки, что, появившиеся так рано над городом, истребители взлетели по тревоге…
Фонограмма «Пике самолета, падающий снаряд, взрыв»
Чтец 5 (мальчик):
— Пламя ударило в небо —
Ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала:
«Вставайте на помощь…» —
Родина.
Славы
Никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого:
Я
Или
Родина. (Р. Рождественский)
Чтец 6 (девочка):
— И сразу солнце будто б меньше стало,
И затерялись сразу все слова.
Был лишь суровый голос Левитана:
«Внимание, товарищи, война!..»
Звучит голос Левитана.
Затем хор исполняет 1-й куплет песни «Вставай, страна огромная!..»
Происходит смена чтецов.
Страница 2. «Война»
Чтец 9:
— Людское горе.
Кто его измерит
Под бомбами,
Среди полночной тьмы.
И многие, наверно,
Не поверят,
Что было так,
Как вам расскажем мы.
Звучит музыкальный отрывок из 7-ой «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича
Чтец 10:
— На Ленинград обхватом с трех сторон
Шел Гитлер силой сорока дивизий.
Бомбил, он артиллерию приблизил,
Но не поколебал ни на микрон,
Не приостановил ни на мгновенье
Он сердца ленинградского биенья.
Чтец 11:
— И видя это, разъяренный враг,
Предполагавший город взять с разбега,
Казалось бы, испытанных стратегов
Призвал на помощь он: мороз и мрак.
И те пришли, готовые к победам,
А третий, голод, шел за ними следом. (В. Инбер)
Звучит музыкальный отрывок из 7-й «Ленинградской» симфонии
Д. Шостаковича
Чтец 12:
— Ожесточенные бои на подступах к Ленинграду начались 10 июля 1941 года.
Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, врагу удалось вплотную подойти к Ленинграду и окружить его.
Чтец 13:
— 30 августа. Фашистами захвачена Мга. Прервано железнодорожное сообщение со страной.
Чтец 14:
— 2 сентября. Первое понижение норм продажи хлеба.
Чтец 15:
— 4 сентября. В городе разорвался первый вражеский снаряд.
Чтец 16:
— 8 сентября — пал Шлиссельбург. Замкнулось кольцо блокады.
На речитативе песни «Ленинградский метроном» демонстрируется презентация
Чтец 9:
— В городе начались пожары. Сгорели склады хлебозавода, торговый порт, Гостиный двор. Сгорели Бадаевские склады. В город входил ГОЛОД.
Чтец 10:
— Со 2-го сентября по 20 ноября 1941 года пять раз понижалась норма
выдачи хлеба гражданскому населению, и три раза — армии.
С 20 ноября по 25 декабря нормы выдачи хлеба были минимальными: рабочим и ИТР — 250 г, служащим, иждивенцам и детям — «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам».
Во время исполнения 1-го куплета песни «Ленинградский метроном»
идет демонстрация презентации
Чтец 11:
— За голодом пришел холод. Иссякают запасы топлива, прекращаются отопление зданий, подача электричества в квартиры, замерзают водопровод и канализация, встает транспорт.
Чтец 12:
— Главным видом транспорта становятся санки.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках узеньких, смешных
В кастрюльках воду голубую возят
Дрова и скарб, умерших и больных…
Во время исполнения 2-го куплета песни «Ленинградский метроном»
идет демонстрация презентации
Чтец 13:
— Но город жил, несмотря ни на что.
В блокадном городе работало 39 школ. В течение всей блокады работало радио.
Единственный в Ленинграде симфонический оркестр радиокомитета дал за годы блокады 160 концертов.
Чтец 14:
— В блокадном городе была написана 7 «Ленинградская» симфония Д.Шостаковича. Ее премьера состоялась 9 августа 1942 года.
Чтец 15:
— В блокадном городе работали 3 театра, 20 кинотеатров. Выпускалось три газеты.
Чтец 16:
— 7 октября 1942 года в театре музыкальной комедии состоялась премьера спектакля «Раскинулось море широко».
С мая 1942 года работал читальный зал Публичной библиотеки.
Чтец 9:
— Да, есть слова, наполненные светом,
И с ними всюду сердце бьется в лад.
Не называя всех, скажите:
«Ленинград».
Чтец 10:
— Для помощи Ленинграду и его защитникам была создана Дорога жизни. По льду Ладожского озера за время блокады в город было доставлено 1 млн. 600 тыс. тонн различных грузов, в основном, продовольствие и топливо.
По Дороге жизни было эвакуировано 1млн. 400 тыс. человек.
Чтец 11:
— «Все для фронта, все для победы!» — это был боевой девиз рабочих Ленинграда.
Промышленность города за 900 дней блокады дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 4500 полевых орудий, 12 тысяч минометов и пулеметов, 10 млн. снарядов и мин.
Чтец 12:
— 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана, а 27 января 1944 года снята полностью. И только 9 августа 1944 года завершилась битва за Ленинград.
Чтец 13:
— Люди!
Покуда сердца
Стучатся, —
Помните!
Какою ценой
Завоевано счастье, —
Пожалуйста, помните! (Р.Рождественский)
Звучит 3-й куплет песни «Ленинградский метроном»
Чтец 14:
— Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 года за выдающиеся заслуги перед Родиной, мужество и героизм, проявленные трудящимися города в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в тяжелых условиях длительной вражеской блокады и в ознаменование 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. городу-герою Ленинграду, ранее награжденному за эти заслуги Орденом Ленина, была вручена медаль «Золотая Звезда».
Чтец 15:
— И не забыть нам тех девятисот
Блокадных дней, наполненных борьбою,
Но ты стоял, наш город, весь народ,
Вся наша Родина были с тобою.
Мы чашу горя выпили до дна,
Но враг не взял нас никаким измором,
И жизнью смерть была побеждена,
И победили Человек и Город!
Звучит «Гимн городу» Р.Глиэра.
Идет демонстрация презентации
Чтецы спускаются в зрительный зал.
Страница 3. «Память»
Чтец 17:
— Герои!
Герои!
Мои ленинградцы!
Ваш подвиг бессмертною славой увенчан,
И песням о вас никогда не кончаться
Над городом вечным,
Над Ладогой вечной!
Звучит 1-й куплет песни «Поклонимся великим тем годам»
(муз. А. Пахмутовой, сл. М. Львова)
Идет демонстрация слайдов с изображением памятников Ленинграда, связанных с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Чтец 18:
— Преклоните колени, зажгите свечу
На могилах святых Ленинграда.
Возложу я цветы — постою, помолчу,
Здесь оставила след свой блокада.
Чтец 19:
— Мир не должен забыть
900 страшных дней.
Это — боль, это — страшная рана
Ленинградцев погибших —
Родных и друзей,
И седого теперь ветерана.
Чтец 20:
— Их имен благородных мы здесь
Перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но ты знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто!
Звучит припев песни «Поклонимся великим тем годам»,
Идет демонстрация всех кадров презентации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-исторический журнал в 10 классе «Но выстоял великий наш солдат, и выстоял бессмертный Сталинград»
Данное мероприятие посвящено 70-ти летию Сталинградской битвы. Можно проводить классах среднего и старшего звена. Целью является развитие чувства гордости и сопричастности к прошлому своего народа, а ...
ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ «СЛЕД БЛОКАДНЫЙ В ДУШАХ…», ПОСВЯЩЕННЫЙ ГОДОВЩИНЕ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА
Литературно-историческая композиция, посвященная годовщине "Ленинградского Дню победы" - 27 января 1944 года. Традиционно проводится для учащихся 2-4 классов школы. Участники проекта - учащиеся ...
Сценарий литературно-исторической композиции «70 лет снятия блокады Ленинграда»
Сценарийлитературно-исторической композиции«70 лет снятия блокады Ленинграда» Место проведения: МОУ «СОШ №93», актовый залВремя проведения: 27.01.2013 г. в 15 .00Участники: учителя, у...
Конспект интегрированного урока истории и музыки «Никто не забыт и ничто не забыто» («Подвигу твоему, Ленинград…») в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Конспект интегрированного урока истории и музыки в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида (возможно проведение внеклассного мероприятия, посвященного снятию блокады Л...
"У войны не детское лицо" (литературно-исторический журнал о детях, прошедших ВОВ)
Литературно-исторический журнал о детях, прошедших ВОВ...
Методическая разработка занятия "Ленинград - подвиг твой бессмертен"
Занятие разработано для обучающихся основной школы....
Подвигу твоему, Ленинград!
Сценарий памятной акции ко дню полного снятия блокады г. Лепинграда...