Литературно-исторический журнал «Подвигу твоему, Ленинград!»
материал на тему

Наталья Евгеньевна Родионова

Цели мероприятия: — формирование чувство патриотизма, уважения к истории города;

                                    — воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе конкретных исторических фактов, доступных учащимся и вызывающих у них эмоциональные переживания.

 

Литературно-исторический журнал приурочен к годовщине полного снятия блокады города Ленинграда и проводится в январе. Мероприятие рассчитано на учащихся 1-5 классов. Для лучшего восприятия его рекомендую проводить в актовом зале для четырех-пяти классов. В качестве чтецов выступают ученики 4-5 классов.

По центру сцены висит экран. По бокам от экрана расположены передвижные стенды, на которых расположена фотовыставка «Дорога жизни». Заранее готовятся слайды с видами достопримечательностей Санкт-Петербурга. Если в школе отсутствует мультимедийный проектор, можно использовать видеозаписи с кадрами документального кино о блокаде Ленинграда. В этом случае считаю необходимым уменьшить количество зрителей.

 

Технические средства: магнитофон, диапроектор для показа слайдов, мультимедийный проектор, экран.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сценарий мероприятия59.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ средняя школа № 318

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

 

Литературно-исторический журнал

«Подвигу твоему, Ленинград!»

Составитель — педагог-организатор

ГБОУ средней школы № 318  Фрунзенского района

Санкт - Петербурга

Родионова Наталья Евгеньевна

Снкт-Петербург

2010 г.

Пояснительная записка

Цели мероприятия:— формирование чувство патриотизма, уважения к истории города;

                                    — воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе конкретных исторических фактов, доступных учащимся и вызывающих у них эмоциональные переживания.

Литературно-исторический журнал приурочен к годовщине полного снятия блокады города Ленинграда и проводится в январе. Мероприятие рассчитано на учащихся 1-5 классов. Для лучшего восприятия его рекомендую проводить в актовом зале для четырех-пяти классов. В качестве чтецов выступают ученики 4-5 классов.

По центру сцены висит экран. По бокам от экрана расположены передвижные стенды, на которых расположена фотовыставка «Дорога жизни». Заранее готовятся слайды с видами достопримечательностей Санкт-Петербурга. Если в школе отсутствует мультимедийный проектор, можно использовать видеозаписи с кадрами документального кино о блокаде Ленинграда. В этом случае считаю необходимым уменьшить количество зрителей.

 

Технические средства: магнитофон, диапроектор для показа слайдов, мультимедийный проектор, экран.

Литературно-исторический журнал

«Подвигу твоему, Ленинград!»

Страница 1.   «Мир»

Звучат вступление и 1-й куплет песни «Ленинградский вальс»

в исполнении В. Псарева. (аудиозапись)

С первыми словами песни выходят чтецы.

Чтец 1 (мальчик):

                              — Я счастлив, что в городе этом живу,

                                   Что окна могу распахнуть на Неву.

                                   Я вижу, как зори над нею играют —

                                   Так сильно, так ярко, что волны пылают!

Чтец 2 (девочка):

— У каждого города есть свое лицо, своя судьба, своя история. Не раз за свою историю этот город менял название: Санкт-Петербург, просто Петербург, Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург.

     Сегодня мы будем говорить о Ленинграде.

Звучит продолжение песни «Ленинградский вальс». (аудиозапись)

 Идет демонстрация слайдов с видами Ленинграда.

Выходят 6 чтецов

Чтец 3 (мальчик):

                              — Приезжай в мой город, приезжай!

                                   Он тебя, как маленькую, встретит,

                                   Выкатит расцвеченный трамвай,

                                   По Неве прокатит на рассвете.

Чтец 4 (девочка):

                               — Он поднимет радужно мосты,

                                    И замрет, спокойный, величавый.

Чтец 5 (мальчик):

                               — Он преподнесет тебе цветы

                                    Где-нибудь за Нарвскою заставой.

Чтец 6 (девочка):

                               — Ты по новым улицам пройдешь—

                                    Улицы широкие, прямые.

                                    Улицы шумны, как молодежь,

                                    Потому что тоже молодые!

Чтец 5 (мальчик):

                               — Ты посмотришь вечером в Неву,

                                    В этот час весеннего отлива,

                                    И Нева покажет наяву,

                                    Как ты удивительно красива…

Чтец 7 (девочка):

                               — Не дари мне писем, не дари…

                                    Приезжай — тебе покажет всякий,

                                    Как влюбленный светит до зари

                                    Мой светлоголовый Исаакий.

Чтец 8 (мальчик):

                               — Мне хвалили город парижан.

                                    Что кому, а мне — мой город дорог!

                                    Приезжай в мой город, приезжай,

                                    Потому что это — добрый город!

Звучит 2-й куплет «Ленинградского вальса» (аудиозапись), во время которого идет демонстрация слайдов с видами Санкт - Петербурга.

Перестановка чтецов

Чтец 2 (девочка):

                                — Июнь! Клонился к вечеру закат,

                                     И белой ночи разливалось море,

                                     И раздавался звонкий смех ребят,

                                     Не знающих, не ведающих горя.

                                     Июнь! Тогда еще не знали мы,

                                     Со школьных вечеров к Неве шагая,

                                     Что завтра будет первый день войны…

Звучит музыкальный финал «Ленинградского вальса»

Чтец 1 (мальчик):

— Еще не кончилась короткая белая ночь. По набережным Невы гуляли вчерашние десятиклассники, когда над городом раздался гул самолетных моторов…

Чтец 4 (девочка):

— Для тех, кто по традиции, прямо с выпускного школьного вечера ушел встречать новый день на Неву, это могло показаться добрым предзнаменованием: крылья над головой в начале счастливого дня!..

Чтец 3 (мальчик):— Они еще не знали, эти переполненные счастьем юноши

и девушки, что, появившиеся так рано над городом, истребители взлетели по тревоге…

Фонограмма «Пике самолета, падающий снаряд, взрыв»

Чтец 5 (мальчик):

                                   — Пламя ударило в небо —

                                        Ты помнишь,

                                        Родина?

                                        Тихо сказала:

                                        «Вставайте на помощь…» —

                                        Родина.

                                        Славы

                                        Никто у тебя не выпрашивал,

                                        Родина.

                                        Просто был выбор у каждого:

                                        Я

                                        Или

                                        Родина.           (Р. Рождественский)

Чтец 6 (девочка):

                              — И сразу солнце будто б меньше стало,

                                   И затерялись сразу все слова.

                                   Был лишь суровый голос Левитана:

                                   «Внимание, товарищи, война!..»

Звучит голос Левитана.

Затем хор исполняет 1-й куплет песни «Вставай, страна огромная!..»

Происходит смена чтецов.

Страница 2.   «Война»

Чтец 9:

— Людское горе.

                      Кто его измерит

Под бомбами,

                      Среди полночной тьмы.

И многие, наверно,

                      Не поверят,

Что было так,

                      Как вам расскажем мы.

Звучит музыкальный отрывок из 7-ой «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича

Чтец 10:

                                 — На Ленинград обхватом с трех сторон

                                      Шел Гитлер силой сорока дивизий.

                                      Бомбил, он артиллерию приблизил,

                                      Но не поколебал ни на микрон,

                                      Не приостановил ни на мгновенье

                                      Он сердца ленинградского биенья.

Чтец 11:

                                 — И видя это, разъяренный враг,

                                      Предполагавший город взять с разбега,

                                      Казалось бы, испытанных стратегов

                                      Призвал на помощь он: мороз и мрак.

                                      И те пришли, готовые к победам,

                                      А третий, голод, шел за ними следом.         (В. Инбер)

Звучит музыкальный отрывок из 7-й «Ленинградской» симфонии

 Д. Шостаковича

Чтец 12:

— Ожесточенные бои на подступах к Ленинграду начались 10 июля 1941 года.

Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, врагу удалось вплотную подойти к Ленинграду и окружить его.

Чтец 13:

 — 30 августа. Фашистами захвачена Мга. Прервано железнодорожное сообщение со страной.

Чтец 14:

— 2 сентября. Первое понижение норм продажи хлеба.

Чтец 15:

— 4 сентября. В городе разорвался первый вражеский снаряд.

Чтец 16:

— 8 сентября — пал Шлиссельбург. Замкнулось кольцо блокады.

На речитативе песни «Ленинградский метроном» демонстрируется презентация

Чтец 9:

— В городе начались пожары. Сгорели склады хлебозавода, торговый порт, Гостиный двор. Сгорели Бадаевские склады. В город входил ГОЛОД.

Чтец 10:

— Со 2-го сентября по 20 ноября 1941 года пять раз понижалась норма

выдачи хлеба гражданскому населению, и три раза — армии.

С 20 ноября по 25 декабря нормы выдачи хлеба были минимальными: рабочим и ИТР — 250 г, служащим, иждивенцам и детям — «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам».

Во время исполнения 1-го куплета песни «Ленинградский метроном»

идет демонстрация презентации

Чтец 11:

— За голодом пришел холод. Иссякают запасы топлива, прекращаются отопление зданий, подача электричества в квартиры, замерзают водопровод и канализация, встает транспорт.

Чтец 12:

— Главным видом транспорта становятся санки.

                      Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

                      На детских санках узеньких, смешных

                      В кастрюльках воду голубую возят

                      Дрова и скарб, умерших и больных…

Во время исполнения 2-го куплета песни «Ленинградский метроном»

идет демонстрация презентации

Чтец 13:

— Но город жил, несмотря ни на что.

В блокадном городе работало 39 школ. В течение всей блокады работало радио.

Единственный в Ленинграде симфонический оркестр радиокомитета дал за годы блокады 160 концертов.

Чтец 14:

— В блокадном городе была написана 7 «Ленинградская» симфония  Д.Шостаковича. Ее премьера состоялась 9 августа 1942 года.

Чтец 15:

— В блокадном городе работали 3 театра, 20 кинотеатров. Выпускалось три газеты.

Чтец 16:

— 7 октября 1942 года в театре музыкальной комедии состоялась премьера спектакля «Раскинулось море широко».

     С мая 1942 года работал читальный зал Публичной библиотеки.

Чтец 9:

                          — Да, есть слова, наполненные светом,

                               И с ними всюду сердце бьется в лад.

                               Не называя всех, скажите:

                                              «Ленинград».

Чтец 10:

— Для помощи Ленинграду и его защитникам была создана Дорога жизни. По льду Ладожского озера за время блокады в город было доставлено 1 млн. 600 тыс. тонн различных грузов, в основном, продовольствие и топливо.

     По Дороге жизни было эвакуировано 1млн. 400 тыс. человек.

Чтец 11:

— «Все для фронта, все для победы!» — это был боевой девиз рабочих Ленинграда.

Промышленность города за 900 дней блокады дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 4500 полевых орудий, 12 тысяч минометов и пулеметов, 10 млн. снарядов и мин.

Чтец 12:

— 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана, а 27 января 1944 года снята полностью. И только 9 августа 1944 года завершилась битва за Ленинград.

Чтец 13:

                              — Люди!

                                   Покуда сердца

                                   Стучатся, —

                                   Помните!

                                   Какою ценой

                                   Завоевано счастье, —

                                   Пожалуйста, помните!       (Р.Рождественский)

Звучит 3-й куплет песни «Ленинградский метроном»

Чтец 14:

— Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 года за выдающиеся заслуги перед Родиной, мужество и героизм, проявленные трудящимися города в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в тяжелых условиях длительной вражеской блокады и в ознаменование 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. городу-герою Ленинграду, ранее награжденному за эти заслуги Орденом Ленина, была вручена медаль «Золотая Звезда».

Чтец 15:

— И не забыть нам тех девятисот

Блокадных дней, наполненных борьбою,

Но ты стоял, наш город, весь народ,

Вся наша Родина были с тобою.

Мы чашу горя выпили до дна,

Но враг не взял нас никаким измором,

И жизнью смерть была побеждена,

И победили Человек и Город!

Звучит «Гимн городу» Р.Глиэра.

Идет демонстрация презентации

Чтецы спускаются в зрительный зал.

Страница 3.  «Память»

Чтец 17:

                               — Герои!

                                    Герои!

                                    Мои ленинградцы!

                                    Ваш подвиг бессмертною славой увенчан,

                                    И песням о вас никогда не кончаться

                                    Над городом вечным,

                                    Над Ладогой вечной!

Звучит 1-й куплет песни «Поклонимся великим тем годам»

 (муз. А. Пахмутовой, сл. М. Львова)

Идет демонстрация слайдов с изображением памятников Ленинграда, связанных с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Чтец 18:

                               — Преклоните колени, зажгите свечу

                                    На могилах святых Ленинграда.

                                    Возложу я цветы — постою, помолчу,

                                    Здесь оставила след свой блокада.

Чтец 19:

                               — Мир не должен забыть

                                    900 страшных дней.

                                    Это — боль, это — страшная рана

                                    Ленинградцев погибших —

                                     Родных  и друзей,

                                     И седого теперь ветерана.

Чтец 20:

                                — Их имен благородных мы здесь

                                     Перечислить не сможем,

                                     Так их много под вечной охраной гранита.

                                     Но ты знай, внимающий этим камням,

                                     Никто не забыт и ничто не забыто!

Звучит припев песни «Поклонимся великим тем годам»,

Идет демонстрация всех кадров презентации

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-исторический журнал в 10 классе «Но выстоял великий наш солдат, и выстоял бессмертный Сталинград»

Данное мероприятие посвящено 70-ти летию Сталинградской битвы. Можно проводить классах среднего и старшего звена. Целью является развитие чувства гордости и сопричастности к прошлому своего народа, а ...

ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ «СЛЕД БЛОКАДНЫЙ В ДУШАХ…», ПОСВЯЩЕННЫЙ ГОДОВЩИНЕ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА

Литературно-историческая композиция, посвященная годовщине  "Ленинградского Дню победы" - 27 января 1944 года. Традиционно проводится для учащихся 2-4 классов школы. Участники проекта - учащиеся ...

Сценарий литературно-исторической композиции «70 лет снятия блокады Ленинграда»

Сценарийлитературно-исторической композиции«70 лет снятия блокады Ленинграда» Место проведения: МОУ «СОШ №93», актовый залВремя проведения: 27.01.2013 г. в 15 .00Участники:  учителя, у...

Конспект интегрированного урока истории и музыки «Никто не забыт и ничто не забыто» («Подвигу твоему, Ленинград…») в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Конспект интегрированного урока истории и музыки в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида (возможно проведение внеклассного мероприятия, посвященного снятию блокады Л...

"У войны не детское лицо" (литературно-исторический журнал о детях, прошедших ВОВ)

Литературно-исторический журнал о детях, прошедших ВОВ...

Методическая разработка занятия "Ленинград - подвиг твой бессмертен"

Занятие разработано для обучающихся основной школы....

Подвигу твоему, Ленинград!

Сценарий памятной акции ко дню полного снятия блокады г. Лепинграда...