Найти себя
классный час (9 класс) по теме
Час общения, посвящённый профессиональному самоопределению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nayti_sebya.docx | 37.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Найти себя
Час общения, посвящённый профессиональному самоопределению
Цели:
- расширить представление детей о мире профессий, о профессиональном самоопределении;
- формировать позитивную оценку людей с активной жизненной позицией;
- воспитывать негативное отношение к пассивности, карьеризму, потребительскому отношению к жизни;
- побуждать детей к самостоятельному и ответственному выбору профессии, к активной позиции на рынке труда, к определению целей и приоритетов в своей жизни, к самопознанию, саморазвитию
Форма проведения: час общения
Оборудование:
- список профессий
- тест « Определение типа будущей профессии»
- компьютерная презентация «Найти себя»
- видеофильм « Стратегия выбора профессии»
- слайд-шоу с изображением людей разных профессий
План классного часа
- Вступительное слово
- Практический блок « Все профессии нужны, все профессии важны»
- Подбери примеры профессий (Работа в группах)
- Определение типа будущей профессии (индивидуальная работа по опроснику)
- Cловарь профессий
- Найди профессии (Работа в группах)
- Оцени профессии (Фронтальная работа)
- Информационный блок «Самый лучший выбор».
- Проблемные ситуации.
- Видеофильм «Стратегия выбора профессии»
- Заключительная беседа
- Подведение итогов. Рефлексия.
- Песня Ю.Визбора «Работа». Слайд-шоу «Профессии, которые мы выбираем»
- Вступительное слово
Сегодня наш час общения называется «Найти себя» (презентация стр.1), и посвящён он профессиональному самоопределению
Скоро вы получите свой первый документ об образовании. Для кого-то он уже станет и билетом в самостоятельную жизнь. Средние учебные заведения, училища, работа – такие маршруты ждут тех, кто решил покинуть стены школы после 9 класса и уже сделал свой выбор. Для остальных будет ещё 2 года, чтобы подумать и правильно сделать этот выбор.
А выбрать есть из чего – в мире боле 55 тысяч профессий! Причём каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых. Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу задумаешься, что бармен – это, в принципе, буфетчик, а менеджер – управляющий.
- Практический блок «Все профессии нужны…»
- Подбери примеры профессий
Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, учёные разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда: (презентация стр.6-7):
- Человек – Природа
- Человек – Техника
- Человек – Человек
- Человек – Знаковая система
- Человек – Художественный образ
Характеристика групп (презентация стр.8-12)
1 . ПРИРОДА (П). К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Профессии этой группы: агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь — деятельная, а не созерцательная. Одно дело — играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Чтобы быть успешным в этой деятельности, необходимо быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов.
2. ТЕХНИКА (Т). К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживание и проектированием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей — вот только некоторые из них. Особенность технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих способностей, точности, хорошего здоровья.
3. ЧЕЛОВЕК (Ч). Врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод — все эти профессии относятся к одной группе, потому что у них один предмет труда — человек. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие между людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а другие — осложняют ее. Если у вас повышенная потребность в общении, контакты с людьми будут вас радовать, если пониженная — будут утомлять. Повышенный уровень агрессии недопустим для специалистов этой сферы. Кстати, умение продуктивно общаться необходимо каждому из нас.
4. ЗНАК (З). К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Это профессии экономиста, бухгалтера, лингвиста, математика, программиста, нотариуса. Предметом труда для этих профессий является «знаковая система», то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. От достоверности и своевременности информации в нашей жизни зависит многое, если не все. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, а с другой — представлять и понимать характеристики реальных явлений и объектов, стоящих за знаками. Профессии этой группы предъявляют особые требования к мышлению, памяти и вниманию человека.
5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (Х). К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Создание произведений искусства — особый процесс. Не всегда современники способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора, потому что таланту свойственно обгонять свое время. Поэтому нередко слава и признание приходят к творцам только после смерти. Но зато человек, занимающийся творчеством, испытывает ни с чем несравнимую радость. Для освоения творческих профессий мало одного желания — необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.
Сейчас вы будете работать в группах (уч-ся объединяются в группы).
Внимание, задание для групп. Подберите как можно больше примеров профессий определённого типа. (Первая группа « Человек природа» и т.д.)
- Время истекло. Какая группа подобрала больше всего профессий? Слушаем ваши ответы (презентация стр.9-15)
Примерные ответы детей:
- Ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор…
- Водитель, слесарь, инженер, конструктор, лётчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий…
- Учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер, экскурсовод…
- Бухгалтер, учёный, экономист, лингвист, математик, программист, нотариус…
- Художник, актёр, режиссёр, артист, дизайнер, скульптор, дирижёр, фокусник, поэт, балерина, фотограф…
II.3. Давайте определим, к какой группе профессий в зависимости от предмета труда вы относитесь.
Заполнение «опросников», подсчёт баллов и выявление приоритетов.( Дети вслух озвучивают свои результаты)
Определение типа будущей профессии
Прочитайте данные высказывания. Если они вам подходят, то перед цифрой в клетке поставьте «+», если нет – поставьте «-». Если сомневаетесь, зачеркните цифру.
1.Легко знакомлюсь с людьми | 1 | ||||
2.Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить | 1 | ||||
3.Люблю ходить в музеи, театры, на выставки | 1 | ||||
4.Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными | 1 | ||||
5.Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить. | 1 | ||||
6.С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами | 1 | ||||
7.С удовольствием ухаживаю за растениями и животными | 1 | ||||
8.Обычно делаю мало ошибок в письменных работах | 1 | ||||
9.Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей и у старших | 2 | ||||
10.Люди считают, что у меня есть художественные способности | 2 | ||||
11.Охотно читаю о растениях, животных | 1 | ||||
12.Принимаю участие в спектаклях, концертах | 1 | ||||
13.Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин | 1 | ||||
14.Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы | 2 | ||||
15.Легко улаживаю разногласия между людьми | 2 | ||||
16.Считают, что у меня есть способности к работе с техникой | 2 | ||||
17.Людям нравится моё художественное творчество | 2 | ||||
18.У меня есть способности к работе с растениями и животными | 2 | ||||
19.Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме | 2 | ||||
20.Я почти никогда ни с кем не ссорюсь | 1 | ||||
21.Результаты моего технического творчества одобряют даже незнакомые люди | 1 | ||||
22.Без особого труда усваиваю иностранные языки | 1 | ||||
23.Мне часто случается помогать даже незнакомым людям | 2 | ||||
24.Подолгу могу заниматься музыкой, читать книги | 1 | ||||
25.Могу влиять на ход развития растений и животных | 2 | ||||
26.Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов | 1 | ||||
27.Мне обычно удаётся убедить людей в своей правоте | 1 | ||||
28.Охотно наблюдаю за растениями и животными | 1 | ||||
29. Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику | 1 | ||||
30.Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и.т.п. | 1 | ||||
Результаты | |||||
П | Т | З | Х | Ч |
Обработка и интерпретация результатов
По каждому столбцу подсчитайте алгебраическую, т.е. с учётом знаков, сумму. Зачеркнутые цифры не считайте. Запишите сумму в строку «Результаты». Наибольшая сумма указывает на наиболее подходящий вам тип профессии, который обозначен буквами: П (природа), Т (техника), З ( знак), Х (художественный образ) , Ч (человек). Максимальное число баллов в каждом столбце – 8 – говорит о ярко выраженном интересе к одному из пяти предметов труда. Минимальное количество в колонке означает отсутствие интереса к данному предмету труда. Запишите три предмета труда, набравшие большее число баллов. 1.__________________________________
2.__________________________________
3.__________________________________
II.4. Столько названий профессий мы услышали. А всегда ли мы знаем их трактовку, значение? Случаются и курьёзы...
Монолог «знатока»
« Не, ребята, где вы такие профессии нашли? На них надо учиться, учиться и учиться, а потом ещё работать, работать, работать…Вот я свой выбор сделал прямо по схеме «хочу- могу- надо». Хочу быть веб – дизайнером, потому что не знаю, что это такое. Могу быть провизором(провизию разную обожаю), а ещё локистиком хочу- люблю во всём логику. А надо мне, пацаны, оказывается, идти в кинологи. И это я прочитал в своём профессиональном гороскопе. Раз надо, значит, надо! Профессия нужная, а главное - полезная. Сиди и смотри себе кино с утра до вечера. Так что, ребята, никого не слушайте. Изучайте гороскопы!»
Может быть, кто-то хочет прокомментировать этот «дельный совет»?
-Кто такой веб-дизайнер? (специалист по созданию Интернет-сайтов, занимается разработкой, оформлением и поддержкой Web-страниц, Web-сайтов; владеет Internet-технологиям и навыками художника-оформителя (композиция, дизайн);
-Что делает провизор? (специалист по производству, хранению и продаже лекарств,принимает рецепты и проверяет правильность их оформления; готовит сложные лекарства; делает химический анализ приготовленных лекарств; отпускает лекарства, соблюдая правила отпуска; контролирует качество лекарств; занимается административно-организаторской деятельностью.; )
-Знает ли логистик логику? (отслеживает перевозки (авто, авиа, море), планирует закупки, контролирует склады, производит таможенную подготовку, оформляет таможенную документацию, ведет переговоры с транспортными компаниями и готовит контракты
- Должен ли кинолог смотреть кино с утра до вечера? (кинолог – специалист по размножению,выращиванию и воспитанию собак)
- И нужно ли выбирать профессию по гороскопу? (неправильно, ненаучно, безответственно, просто глупо. Недаром, ещё в 18в. астрологию считали «тщетной, напрасной» наукой)
Давайте дадим объяснения следующим профессиям:
- Мерчендайзер - занимается рациональным размещением товаров и торгового оборудования в помещении; анализирует динамику продаж, дает рекомендации по рекламному оформлению помещений, дизайну интерьера, закупкам торгового оборудования.
Ландшафтный дизайнер - создает проекты садов и парков, воплощая в них свое понимание и ощущение красоты природы; отмечает на плане перепады рельефа, водоемы, зеленые насаждения, дорожки, террасы, архитектурные объекты, фиксируя все элементы будущего ансамбля, включая породы деревьев и состав трав на газонах.
Системный администратор - обеспечивает бесперебойную работу компьютерной сети внутри компании, а также за ее пределами: устанавливает и настраивает программное обеспечение, устраняет неполадки в системе; обеспечивает информационную безопасности компании.
Риэлтор (оценщик недвижимости) - занимается продажей, покупкой, обменом и сдачей недвижимости в аренду; ведет юридическое оформление сделок.
Нотариус - должностное лицо, в обязанности которого входит засвидетельствование, оформление различного рода юридических актов (договоров, завещаний, доверенностей и т.п.)
II. 5. Найди профессии
Как в капле воды можно увидеть море, так и в любом рукотворном предмете можно увидеть профессии людей, чей труд вложен в это предмет. Как узнать, какие профессии сейчас нужны? Посмотрите вокруг себя, и вам всё станет ясно.
Составьте список профессий, которые нужны для изготовления таких предметов:
- школьная парта
- учебник
- батон, хлеб
- чашка
- школьная форма. ( В течение 3-4 минут дети обсуждают ответы)
Время истекло. Слушаем ваши ответы. (Ответы детей)
Какие профессии повторяются? (Водитель, инженер, техник, конструктор, слесарь, электрик, бухгалтер, экономист…)
О чём это говорит? (О том, что на них есть спрос, это нужные профессии).
Но людей всех этих профессий кто-то учил и лечил, кто-то строил для них заводы и фабрики, кто-то ремонтировал водопроводные краны, кто-то убирал помещения, поэтому к нужным профессиям мы причислим и (учителя, врача, строителя, уборщицу, сантехника…)
Можно сказать, что любая рукотворная вещь, которая нас окружает – это результат труда многих людей разных профессий. И пока мы пользуемся партами, учебниками, чашками и др. вещами, эти профессии будут нужны.
II.5 Оцени профессию
Профессии учителя, врача считались нужными и в XVIIIв. В те времена известный русский историк и государственный деятель В.Н. Татищев предложил такое распределение профессий (см. презентацию стр.18)
-нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);
- полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика);
-щегольские или увеселяющие науки (литература и искусство);
- тщетные (тщетный — бесполезный, ненужный, (из)лишний, напрасный, безуспешный, безрезультатный, бесплодный; пустой, тленный; безрезультативный, зряшный, суетный) науки (алхимия, астрология);
-вредительские науки (колдовство).
Интересно, какие современные науки вы бы сегодня отнесли к полезным и нужным, какие к щегольским и увеселяющим, а какие –к вредительским и тщетным?
- Информационный блок « Самый лучший выбор»
Итак, профессий в мире десятки тысяч, но это не значит, что нужно перебрать все, чтобы найти одну - единственную. Профессиональное самоопределение – от слова «предел» - граница. Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придётся выбирать. Эти границы очерчены формулой «хочу - могу- надо» (см.презентацию стр.19)
Во – первых, будущая профессия должна быть в радость, а не в тягость («хочу»).
Во – вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических («могу»).
В –третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда («надо»).
Представим себе наши «хочу», «могу», « надо» в виде трёх окружностей (презентация).
В окружность «хочу» попали наши цели, планы.
Цели должны быть - конкретными
- реальными (т.е. соотненсёнными с вашими возможностями-физическими, возрастными, финансовыми)
- ограниченными во времени (цель –это мечта к сроку).
В окружность «могу» мы впишем наши таланты, способности, возможности и состояние здоровья.
В окружность «надо» попали профессии, которые нужны на рынке труда именно сейчас.
Посмотрите на рисунки. Каждый из них означает вариант выбора.
На первом рисунке окружности не пересекаются.
Требования рынка труда, возможности и желания самого человека и требования рынка труда даже не пересекаются. Результат описан в известной басне И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука». Можно только пожалеть человека, который хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало – больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.
На втором рисунке есть небольшая область пересечения.
Возможности и желания человека пересекаются, хотя не совпадают. Этот случай не так безнадежен, как первый. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.
На третьем – они практически накладываются друг на друга – очень много точек соприкосновения.
Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека. К сожалению, самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.
«То, что я делаю, я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость, ни с чем не сравнимая», — писал о своей работе лауреат Нобелевской премии по физике академик Лев Ландау.
«ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО» - это слагаемые успеха.
- Просмотр видеоролика «Стратегия выбора профессии»
Автор фильма Галина Владимировна Резапкина – филолог, психолог, преподаватель, автор многочисленных методик, книг, цикла телепередач для молодёжи «Дороги, которые мы выбираем».
Обсуждение просмотренного.
- Заключительная беседа
Есть такое выражение –«Найти себя». Как вы его понимаете?
(-Узнать себя, открыть в себе таланты.
- Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.
- Найти применение своим талантам.
- Найти своё призвание.)
Найти себя – значит понять своё призвание, назначение, определить свои интересы, склонности. Как вы думаете, можно ли сделать это быстро, допустим, в день окончания школы? (высказывания детей).
Действительно, поиски себя – это длительный процесс. И он может продолжаться всю жизнь. Однако в какой-то момент приходится делать выбор. Если ты не знаешь, чего хочешь, берись за любое дело и делай его с максимальной отдачей. А в труде обязательно найдёшь себя и своё счастье. Об этом говорил и великий русский педагог К.Д.Ушинский (читаем эпиграф)
« Самое воспитание, если желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять его к жизни»
- Подведение итогов (рефлексия)
Заинтересовал ли вас сегодняшний разговор? Что именно запомнилось?
- Закончить нашу встречу мне бы хотелось песней моего любимого барда - необыкновенно интересного человека,- Юрия Визбора.
Окончив факультет русского языка и литературы МГПИ, работал учителем на Севере, там же служил в армии.
Был корреспондентом радиостанции «Юность», журнала «Кругозор», сценаристом на студии документальных фильмов, по его сценариям или при его участии снято более 50 документальных кино-и телефильмов .
Журналист, киноактер (роль Бормана в «17 мгновениях весны»…),поэт и прозаик, драматург. Один из зачинателей жанра студенческой и туристской песни. Песни писал на свои стихи («Милая моя»…) и более 50 песен на его стихи положено на музыку другими композиторами.
Занимался альпинизмом, участвовал в экспедициях на Кавказ, Памир, Тянь-Шань. Был инструктором по горнолыжному спорту.
Вышли пластинки, диски, кассеты, книги стихов и прозы.
Чтобы он не делал, он делал это профессионально.
Звучит песня Ю. Визбора «Работа» на фоне видеоряда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Найти себя. Классный час по профориентации в 9 классе
1. Подбери примеры профессий. 2.Найди профессии. 3. Оцени профессии....
Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию для РМО учителей истории и обществознания. Тема: «Найти себя»
Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию "Найти себя" представляет собой час общения, посвященный профессиональному самоопределению учащихся 9 классов. Разработку отличает эффективное сочета...
Час общения "Найти себя"
Цели: - Расширить представление детей о мире профессий, о профессиональном самоопределении; - Коррекция и развитие позитивной оценки людей с активной жизненной позицией; - Восп...
Классный час "Найти себя"
Данная методическая разработка предназначена для проведения классного часа в 9 классе по теме "Выбор профессии"...
Классный час по профориентации в 9 классе «Найти себя»
Дата проведения: 19 .04.2013.Кол-во присутствующих: 9 "Б" класс (22 учащихся)Цели и задачи: расширить представления детей о мире профессий, о профессиональном самоопределении;п...
Классный час "Найти себя"
Классный час посвящён самоопределению учащихся в выборе профессий....
Классный час "Найти себя"
«Найти себя» (Час общения , посвященный профессиональному самоопределению.) Цель: - расширить представления детей о мире профессий , о профессиональном самоопределении ; - формироват...