Статья на тему "Воспитание этнической толерантности как нравственной основы личности учащегося на уроках истории и обществознания".
статья
Статья для участия в XII Всероссийской научно - практической конференции: "Поликультурное образование: опыт и перспективы".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитание этнической толерантности как нравственной основы личности учащегося на уроках истории и обществознания.
Самый высокий результат образования - толерантность. Хелен Келлер
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее, но в последнее время в подростковой и молодёжной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Прежде всего, это: экстремизм, агрессивность, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций.
Судьба нашего общества во многом зависит от менталитета молодых граждан, в котором интегрируются различные ценности. Образование и воспитание в духе демократии и прав человека с учётом национально – региональных ценностей – это приоритетное направление развития российской школы. Поэтому формирование толерантной личности – одна из важнейших задач образования.
Что же такое толерантность? Толерантность - это жизненная мировоззренческая позиция, вырабатываемая как результат этнического, духовного опыта личности. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Формирование толерантности как терпимости к другому мировоззрению, вероисповеданию, особенностям поведения, уважения к культурам, обычаям и обрядам других народов требует специально организованной деятельности организаторов воспитательного процесса и поиска новых форм работы в молодежной среде.
Современная российская школа, как социальный институт, является полиэтническим, поликонфессиональным, поликультурным коллективом, и поэтому имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности, а толерантность следует считать непременным условием гармоничного обучения и воспитания. Эти задачи могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школе у ребёнка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. Задача педагога – постоянно и целенаправленно работать над формированием таких качеств личности, как уважение, принятие и
правильное понимание многообразия мира при сохранении своей индивидуальности. Эту работу надо проводить системно. Урок за уроком нести идеи терпимости, гибкости и компромисса, способности с
уважением относиться к ценностям других людей.
Активизировать познавательную деятельность учащихся и повысить эффективность работы над формированием толерантного сознания, помогут следующие приёмы (ролевые игры, дискуссии, проблемные задания, ученические проекты и т.д.).
Рассмотрим несколько методических приемов.
Ролевая игра – это маленькая пьеса, разыгрываемая учениками. Ее цель – оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. Ролевые игры помогают повысить понимание ситуации и ощутить сопереживание по отношению к оказавшимся в ней людям. Например, в ролевой игре о нападении, обучающиеся, играя роль потерпевшего, могут понять, каково быть жертвой преступления.
Проекты - это самостоятельное исследование различных тем, проводимое обучающимися, по итогам которого они представляют работу. Проекты полезны в формировании толерантности, потому что они учат представлять и защищать публично результаты своих исследований и свое мнение.
Главным звеном в формировании толерантного сознания является дискуссия. Она призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему, даёт всесторонний анализ каждой из них, а так же дискуссия способствует формированию собственного взгляда на ту или иную историческую проблему. Такая форма урока позволяет обобщать, сравнивать, вести полемику, а значит, воспитывает умения слушать своего товарища, тактичность, доброжелательность.
Используя методические приемы на уроках, обучающиеся приобретают опыт жить в обществе, осмысливая своё отношение к окружающим, оценивая своё поведение и конкретные поступки, учатся проявлять терпимость, взаимопонимание, уважение
Важное значение по воспитанию толерантности у учащихся имеет такой предмет как история. Именно эта дисциплина включает в себя воспитание патриотических чувств при терпимом, уважительном отношении к представителям других национальностей и рас, а также воспитывает субъекта собственной жизни, толерантного, способного на сознательный выбор. Как говорил известный писатель Эмиль Золя: «История человечества тянется на протяжении веков, но главный урок в ней — взаимная терпимость».
Основными особенностями формирования толерантности являются:
- глубокое и всестороннее овладение культурой своего народа;
- формирование представления о многообразии культур в России и мире;
- воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс всего человечества и способствующим самореализации отдельной личности;
- создание условий для интеграции учащихся в культуру других народов;
- развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;
- формирование осознанных позитивных ценностных ориентаций личности по отношению к культурному наследию России;
- воспитание уважения к истории и культуре других народов;
- формирование способности учащегося к личностному культурному самоопределению.
На уроках истории формирование толерантности начинается уже с изучения древнего мира. К примеру, при изучении древних цивилизаций (Ассирия, Вавилонское царство, Персидская держава), необходимо особое внимание уделить тому, что народы были объединены в эти империи насильно, завоеватели проявляли нетерпимость к обычаям и культуре покоренных народов. Это привело к внутренней неустойчивости этих государств, и, в конечном итоге, способствовало их гибели при проявлении внешней опасности. Данный материал дает возможность формированию в умах учащихся понимания того, что терпимость ведет к устойчивости.
Другой пример, вопрос о «монголо-татарском иге», подводит учащихся к формированию толерантности по отношению к носителям
иных этнических, религиозных и культурных традиций. Подчеркивая
негативные стороны монгольского завоевания, необходимо отметить, что и в этот период происходило взаимообогащение двух резко различных культур, выразившееся в заимствовании русскими системы почтовой связи, организации переписи населения и многое другое.
Вот ещё один пример. При изучении темы «Северная война» можно рассказать о том, что после Полтавского сражения, одержав победу, Петр I пригласил на торжественный обед и представителей противника – шведских генералов и предложил свой знаменитый тост: «За здоровье учителей, за шведов!». Учащимся необходимо оценить этот поступок царя, размышляя над этим заданием можно задать вопрос – нужно ли проявлять великодушие к врагам?
Отвечая на такие вопросы, задаваемые о свершившихся исторических событиях, учащиеся приобретают навыки анализа ситуаций, моделирования позиций участников, понимания их ролей. Так накапливается опыт формирования своего отношения к событиям, особенно необходимый для самоопределения в окружающей действительности.
Сложный материал для формирования толерантного сознания представляет история войн: мировых, гражданских, локальных, религиозных. Материал учебника в основном акцентирует внимание учащихся на ужасах этих явлений, боли и страданиях людей. И это совершенно справедливо. Однако формирование толерантности совершенно не означает воспитания у школьников нетерпимости к захватчикам, проявлениям геноцида и любого насилия над человеческой личностью. Сама толерантность основывается именно на уважении к естественным правам любой личности и не может проявляться к их нарушениям.
При изучении материала о войнах и конфликтах следует акцентировать внимание учащихся на фактах проявления толерантности даже в условиях человеческого ожесточения. Так, при изучении материала об Отечественной войне 1812 г. необходимо показать, что даже в условиях наступления французских войск русские люди проявляли толерантность по отношению к человеческой жизни.
Большая роль в формировании толерантности отводится при изучении национально-регионального компонента на уроках истории. Знакомство с историей Мордовского края, мордовского народа, его традициями и культурой ведет к воспитанию уважения, национальной значимости народов, терпимости. На уроках учащиеся получают этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, праздников.
Межнациональная толерантность тесно связана с веротерпимостью, которую также необходимо воспитывать у молодого поколения, например через курсы по выбору: «Основы православной культуры» - 7 класс, «Основы исламской культуры» - 8 класс.
Чрезвычайно интересный материал для формирования толерантного сознания у учащихся имеет такой предмет как обществознание. На уроках обществознания есть много тем, где может происходить межкультурный диалог на ученическом уровне, который способствует коммуникативной открытости. Такие темы уроков, как: «Как хорошо, что мы все разные» в 6 классе, «Мы – многонациональный народ» в 8 классе, «Культура и духовная жизнь общества», «Религия мира», «Нации и межнациональные отношения», «Глобальные проблемы современного мира» в 11 классе.
Таким образом, урок за уроком учащиеся расширяют понимание сущности толерантности и значение ее проявления в различных аспектах человеческой жизни.
Итак, формирование толерантности на уроках истории, обществознания, курсах по выбору должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим, способствовать развитию у современных школьников навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке суждений, основанных на моральных ценностях.
Литература.
1. Иоффе А.И. Воспитание толерантности и уважения к культурному многообразию // Преподавание истории в школе. – 2009. – № 1.
2. Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности // Образование в современной школе. – 2003. – № 7.
3. Поштарева, Т.В. Формирование этнокультурной компетенции/ Педагогика.-2005. - № 3.
4. Степанов П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика / Под ред. Л.И. Новиковой. – М.: АПКиПРО, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Доклад опубликован в сборнике, по материалам международной конференции "49-е Евсевьевские чтения", проходившей в г.Саранск...
«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания - важнейший компонент социализации личности»
На историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России. Этот предмет призван выявить непре...
«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания - важнейший компонент социализации личности»
На историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России. Этот предмет призван выявить непре...
"Формирование толерантности как нравственной основы личности умственно - отсталого обучающегося в условиях школы - интерната". Выступление на семинаре по дефектологии.
Толерантность - нравственная основа личности....
Доклад на тему: Формирование толерантности как нравственной основы личности в детском доме для умственно отсталых детей.
Проблема формирования толерантности у умственно отсталого воспитанника относится к числу наименее разработанных. Данная проблема привлекла к себе внимание, как только эту категорию стали выделять из в...
"Формирование толерантности как нравственной основы личности учащихся в школе".
Б.Шоу: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди». ...
Статья по теме "Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания"
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал. В основных государственных документах об образовании делается ак...