Педагогическая мастерская творческого письма «Любимым женщинам посвящается»
методическая разработка (6 класс) на тему

Романович Светлана Александровна

 

Педагогическая мастерская творческого письма имеет свой алгоритм проведения, поэтому условием удачного проведения занятия является следование алгоритму мастерской. В результате проведения педагогической мастерской дети самостоятельно пишут стихи, посвящая их маме. 

Данная педагогическая мастерская предназначена для педагогов дополнительного образования, классных руководителей.

Цель: создание условий для формирования позитивных взаимоотношений в семье.

Задачи:

-Способствовать осознанию детьми сущности и важности понятий, характеризующих семейные ценности;

-Познакомить со стихотворениями Э. Асадова;

- Способствовать формированию отношения к семье как к высшей ценности человека;

-Стимулировать детей к написанию поэтических текстов, посвященных своей семье;

-Развивать эмоциональную сферу ребёнка;

-Учить слушать и слышать педагога и товарищей, формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya_pisma.docx104.02 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга

г.Санкт-Петербург, Петродворцовый район, Санкт-Петербургский пр., 4а.

Безымянный 2 

Педагогическая мастерская творческого письма

«Любимым женщинам посвящается»

Автор-разработчик:

       Романович Светлана Александровна,  

методист ДДТ,

педагог дополнительного образования                                                                  

Санкт-Петербург

2014

Пояснительная записка

     Педагогическая мастерская творческого письма имеет свой алгоритм проведения, поэтому условием удачного проведения занятия является следование алгоритму мастерской. В результате проведения педагогической мастерской дети самостоятельно пишут стихи, посвящая их маме. 

Данная педагогическая мастерская предназначена для педагогов дополнительного образования, классных руководителей.

Цель: создание условий для формирования позитивных взаимоотношений в семье.

Задачи:

-Способствовать осознанию детьми сущности и важности понятий, характеризующих семейные ценности;

-Познакомить со стихотворениями Э. Асадова;

- Способствовать формированию отношения к семье как к высшей ценности человека;

-Стимулировать детей к написанию поэтических текстов, посвященных своей семье; 

-Развивать эмоциональную сферу ребёнка;

-Учить слушать и слышать педагога и товарищей, формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Материал для проведения мастерской: столы, вокруг которых могут объединиться 5-7 человек, доска, маркеры, половина альбомного листа по количеству детей, шариковые ручки, конверты.

Методические рекомендации: при проведении мастерской чтение стихотворения Э.Асадова «Когда мне будет 85» можно заменить прослушиванием аудио записи, которую можно найти в группе «В контакте».

Задание детям нужно повторять несколько раз, если дети задают вопросы о выполнении задания, то лучше объяснить наглядно, используя доску. Например, как написать ассоциации: сад – цветы, трава, дождь… или как написать  рифму:  вода-трава, любовь-морковь, зайка-лайка…

Обязательно нужно наиболее удачные ассоциации и рифмы попросить, чтобы зачитали 2 раза.

Ход проведения педагогической мастерской

Участники мастерской объединяются в группы по 5-7 человек.

Педагог: Сегодня в преддверии 8 марта наше занятие будет называться «Любимым женщинам посвящается».

Нарисуйте, пожалуйста, ромашку, количество лепестков которой определено количеством  членов вашей семьи.

Подпишите каждый лепесток ласковым именем члена семьи. Как вы его называете дома.

Выберите любых 2 имени, выпишите и разделите их на слоги.

С каждым слогом образуйте новое слово.

Из новых слов выпишите 2, которые вам нравятся и подчеркните их.

К ним подберите ассоциативный ряд или рифму.

У кого получилась рифма, объединитесь в команду, кто составил  ассоциативный ряд,  объединитесь в другую команду. В командах поделитесь своими творческими находками, выберите наиболее интересные. 

Дети общаются в группах.

Наиболее интересные зачитайте вслух. Дети зачитывают.

Педагог: сейчас я вам раздам в группы стихотворения, в течение 5-7 минут прочитайте их выберите, которое вам нравится. Приложение №1

Дети читают, выбирают стихотворение.

Педагог:

Поделитесь впечатлением, какое стихотворение вам понравилось и почему?

Дети делятся впечатлением, называют стихотворение, автора и рассказывают,  почему им понравилось стихотворение, могут зачитать понравившиеся строчки стихотворения.

Педагог:

Вы обратили внимание, что стихи у вас одного автора Эдуарда Асадова. Вы читали его стихи раньше? Кто-нибудь знает его биографию? Ответы детей.

Педагог:

 Эдуард Асадов родился 7 сентября 1923 года в Туркмении. Его родители, Аркадий Григорьевич и Лидия Ивановна Асадовы, по национальности армяне, работали тогда учителями в городке Мерв. Почти все школьные годы Эдуарда прошли на Урале – здесь он написал во втором классе первые свои стихи, здесь ходил в театральный кружок Дворца пионеров. Через неделю после школьного выпускного бала началась война, и вместо института юный поэт отправился добровольцем на фронт. В 1944 году Эдуард Асадов под Севастополем получил ранение, в госпитале выяснилось, что вернуть Эдуарду зрение невозможно. В двадцать один год он навсегда стал слепым. Но Асадов совершил еще один подвиг – сумел поверить в то, что жизнь не закончилась. Между операциями Эдуард продолжал сочинять стихи и, наконец, решился послать их профессионалу, чтобы выяснить для себя, не пустым ли делом он занимается. Зная, что Корней Чуковский не только автор детских книг, но и серьезный и беспощадный критик, Асадов отправил ему свои произведения. Ответ пришел очень быстро. Чуковский откомментировал практически каждую строчку стихов, но в конце письма сообщил, что считает Асадова истинным поэтом, и пожелал ему успехов.

В сентябре 1946 года Асадов стал студентом Литературного института. Его книги выходили стотысячными тиражами и мгновенно раскупались.  Одна из основополагающих черт поэзии Эдуарда Асадова - обостренное чувство справедливости. Его стихи покоряют читателя огромной художественной и жизненной правдой, самобытностью и неповторимостью интонаций. Эдуард Асадов скончался 21 апреля 2004 года.

У меня есть любимое стихотворение Э.Асадова и я хочу, чтобы вы его послушали. Педагог читает вслух «Когда мне будет 85». («Берегите счастье») Как вы думаете, почему оно мне нравится? (Трогательно описана старость, про любовь).

Теперь обратитесь к стихотворению, которое вы выбрали, найдите в стихотворении, 3 ключевые слова, запишите их и подчеркните.

К ним подберите ассоциативный ряд или рифму.

Посмотрите на слова, которые вы подчеркивали, их у вас пять.

Подумайте какое из них можно сделать ключевым, вспомните тему нашего занятия.

Запишите его посередине, на отдельном листе, который я вы получите. Это слово вы сделали заголовком текста, который вы посвятите маме, бабушке, сестрёнке (одному из членов вашей семьи).

Дети пишут тексты в течение 10-12 минут.

Педагог:

Поднимите руку у кого получились стихи, а теперь поднимите руку у кого получилась красивая проза. Спасибо. Кто-нибудь хочет поделиться, почитать нам.

Дети читают, затем убирают тексты в конверт и преподносят своим родным на 8 марта.

Интернет – ресурсы:

Asadov.ru

Приложение №1

Эдуард Асадов

Когда мне будет 85

ОНА:

Когда мне будет восемьдесят пять,

Когда начну я тапочки терять,

В бульоне размягчать кусочки хлеба,

Вязать излишне длинные шарфы,

Ходить, держась за стены и шкафы,

И долго-долго вглядываться в небо,

Когда все женское, что мне сейчас дано,

Истратится, и станет все равно —

Уснуть, проснуться или не проснуться

Из виданного на своем веку

Я бережно твой образ извлеку,

И чуть заметно губы улыбнутся…

ОН:

Когда мне будет восемьдесят пять,

По дому буду твои тапочки искать.

Ворчать на то, что трудно мне сгибаться,

Носить какие-то нелепые шарфы

Из тех, что для меня связала ты.

А утром просыпаясь до рассвета,

Прислушаюсь к дыханью твоему

Вдруг улыбнусь и тихо обниму.

Когда мне будет восемьдесят пять,

С тебя пылинки буду я сдувать,

Твои седые букли поправлять

И взявшись за руки по скверику гулять.

И нам не страшно будет умирать,

Когда нам будет восемьдесят пять.

Эдуард Асадов. Остров Романтики.

Слово о любви

Любить — это прежде всего отдавать.

Любить — значит чувства свои, как реку,

С весенней щедростью расплескать

На радость близкому человеку.

Любить — это только глаза открыть

И сразу подумать еще с зарею:

Ну чем бы порадовать, одарить

Того, кого любишь ты всей душою?!

Любить — значит страстно вести бои

За верность и словом, и каждым взглядом,

Чтоб были сердца до конца свои

И в горе и в радости вечно рядом.

А ждет ли любовь? Ну конечно, ждет!

И нежности ждет и тепла, но только

Подсчетов бухгалтерских не ведет:

Отдано столько-то, взято столько.

Любить — это видеть любой предмет,

Чувствуя рядом родную душу:

Вот книга — читал он ее или нет?

Груша... А как ему эта груша?

Пустяк? Отчего? Почему пустяк?!

Порой ведь и каплею жизнь спасают.

Любовь — это счастья вишневый стяг,

А в счастье пустячного не бывает!

Любить — значит истину защищать,

Даже восстав против всей вселенной.

Любить — это в горе уметь прощать

Все, кроме подлости и измены.

Любить — значит сколько угодно раз

С гордостью выдержать все лишенья,

Но никогда, даже в смертный час,

Не соглашаться на униженья!

Любовь — не веселый бездумный бант

И не упреки, что бьют под ребра.

Любить — это значит иметь талант,

Может быть, самый большой и добрый.

И к черту жалкие рассужденья,

Все чувства уйдут, как в песок вода.

Временны только лишь увлеченья.

Любовь же, как солнце, живет всегда!

И мне наплевать на циничный смех

Того, кому звездных высот не мерить.

Ведь эти стихи мои лишь для тех,

Кто сердцем способен любить и верить!

Эдуард Асадов. Остров Романтики.

Что такое счастье?

Что же такое счастье?

Одни говорят:- Это страсти:

Все острые ощущенья.

        Другие верят, что счастье -

        В окладе большом и власти,

Третьи считают, что счастье -

Это большое участие:

Забота, тепло, внимание

И общность переживания.

        По мненью четвертых, это

        С милой сидеть до рассвета,

        Однажды в любви признаться

        И больше не расставаться.

Еще есть такое мнение,

Что счастье - это горение:

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлета!

        А счастье, по-моему, просто

        Бывает разного роста:

        От кочки и до Казбека,

        В зависимости от человека!

Эдуард Асадов. Остров Романтики.

Чудачка

Одни называют ее чудачкой

И пальцем на лоб - за спиной, тайком.

Другие - принцессою и гордячкой,

А третьи просто синим чулком.

Птицы и те попарно летают,

Душа стремится к душе живой.

Ребята подруг из кино провожают,

А эта одна убегает домой.

Зимы и весны цепочкой пестрой

Мчатся, бегут за звеном звено...

Подруги, порой невзрачные просто,

Смотришь - замуж вышли давно.

Вокруг твердят ей: - Пора решаться.

Мужчины не будут ведь ждать, учти!

Недолго и в девах вот так остаться!

Дело-то катится к тридцати...

Неужто не нравился даже никто? -

Посмотрит мечтательными глазами:

- Нравиться нравились. Ну и что? -

И удивленно пожмет плечами.

Какой же любви она ждет, какой?

Ей хочется крикнуть: "Любви-звездопада!

Красивой-красивой! Большой-большой!

А если я в жизни не встречу такой,

Тогда мне совсем никакой не надо!"

Эдуард Асадов. Остров Романтики.

* * *

Я могу тебя очень ждать,

Долго-долго и верно-верно,

И ночами могу не спать

Год, и два, и всю жизнь, наверно!

Пусть листочки календаря

Облетят, как листва у сада,

Только знать бы, что все не зря,

Что тебе это вправду надо!

Я могу за тобой идти

По чащобам и перелазам,

По пескам, без дорог почти,

По горам, по любому пути,

Где и черт не бывал ни разу!

Все пройду, никого не коря,

Одолею любые тревоги,

Только знать бы, что все не зря,

Что потом не предашь в дороге.

Я могу для тебя отдать

Все, что есть у меня и будет.

Я могу за тебя принять

Горечь злейших на свете судеб.

Буду счастьем считать, даря

Целый мир тебе ежечасно.

Только знать бы, что все не зря,

Что люблю тебя не напрасно!

ХОРОШАЯ СЕМЬЯ

 

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Автор - Тараданова Дарья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"

В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....

«В поисках Синей птицы» (педагогическая мастерская ценностных ориентаций и творческого письма по сказке Метерлинка «Синяя птица»)

Данная разработка является одним из примеров  эффективного использования технологии педагогической мастерской на уроках русского языка и литературы. Эта технология применяется мною на протяжении ...

Педагогическая мастерская творческого письма «Любимым женщинам посвящается»

Педагогическая мастерская творческого письма имеет свой алгоритм проведения, поэтому условием удачного проведения занятия является следование алгоритму мастерской. В рез...

2009 г. Методическая мастерская - творческий отчет о педагогической деятельности

В предлагаемом материале описана моя система работы над темой самообразования...

Применение технологии педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы с целью развития познавательных, творческих и исследовательских способностей школьников.

В педагогической статье рассказывается об основных принципах, структурных элементах урока, построенного по технологии педагогических мастерских. Формирование УУД осуществляется под руководством Мастер...

Мастерская творческого письма ( с использованием новых технологий "Педагогические мастерские")

На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге.Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, от...