Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"
учебно-методический материал по русскому языку по теме
В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_masterskoy.doc | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление.
- Введение «Обоснование необходимости использования технологии мастерской в образовательном процессе» стр. 2-4
- Основная часть «Обобщение личного педагогического опыта по данной теме» стр. 5 – 16
- Заключение стр. 17 – 18
- Список литературы стр. 19
- Приложения:
Приложение 1 «Уровень тревожности»
Приложение 2 «Мотивация к учению»
Приложение 3 «Диаграмма, отслеживающая повышение или понижения интереса
к написанию сочинений».
Приложение 4 Мастерская «Детство»
Приложение 5 Мастерская «Необходимо ли домашнее задание?»
Приложение 6 Мастерская «Слово о Марине Цветаевой» (11 кл.)
Приложение 7 Мастерская по творчеству А.С. Пушкина (5 кл.)
Приложение 8 Мастерская «Дом – это уют» (5 и 8 кл.)
Приложение 9 Мастерская «Образ Петербурга в произведениях Ф. М. Достоевского» (10 кл.)
ВВЕДЕНИЕ.
«Обоснование необходимости использования технологии мастерской
в образовательном процессе»
Дай мне простоту ума и дай мне глубину,
избавь мой ежедневный урок
от сложности и пустоты…
Габриэла Мистраль.
«Молитва учителя»
В русле поиска современных подходов к обучению заслуживает внимание построение урока, выдержанное в технологии педагогической мастерской.
- Характеристика.
Название: педагогическая мастерская.
Авторы: группа французских учителей «Французская группа нового образования».
Форма работы: система малых групп + Мастер.
Подход к ребёнку: свободное образование и воспитание.
Преобладающие методы: проблемно - поисковый, диалогический, проблемного изложения, эвристических задач, мозгового штурма.
Типы мастерских: - творческое письмо,
- построение новых знаний,
- совершенствование педагогического мастерства,
- самоконструкции и самопознание.
- Актуальность
Существующая система образования в значительной степени построена на передаче знаний от учителя к ученику, на пассивной позиции обучающегося. Ученик – пассивный субъект обучения. Задача ученика на традиционном уроке усвоить и воспроизвести знания. Учитель организует преимущественно репродуктивную деятельность, пооперационно, прямо руководит действиями ученика. Учитель в такой системе – непререкаемый авторитет, истина в последней инстанции. Используются в основном фронтальные формы обучения. Традиционный характер образования не раскрывает до конца творческий потенциал человека, воспитывает пассивную, послушную личность. Современная жизнь востребует только личность активную, критически мыслящую, самостоятельную, инициативную. Эти задачи целенаправленно помогает решать технология мастерских.
- Цели
- В результате обобщения педагогического опыта оказать помощь коллегам в освоении технологии педагогической мастерской.
- Проделать путь от культуры полезного к культуре достоинства (человек самоценен) путем привлечения к работе по технологии мастерской.
- Продемонстрировать УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ, ИННОВАЦИОННОСТЬ и ЦЕННОСТЬ технологии педагогической мастерской.
- Особенности методики
Мастерская как локальная технология охватывает часть содержания учебной дисциплины. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор пути исследования, выбор средства для достижения цели, выбор темпа работы и т.д. Мастерская начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями товарищей по группе ( по паре или индивидуально). На следующем этапе знания корректируются в разговоре с другой группой (парой или личностью), и только после этого точка зрения группы(пары или личности) объявляется классу.
В этот момент знания ещё раз корректируются в результате сопоставления своей позиции с позицией других групп.
В технологии мастерских разработан алгоритм в виде последовательности шагов, блоков деятельности:
- Индуктор.
- Работа с материалом:
а) Самоконструкция.
б) Социализация.
в) Разрыв.
3. Рефлексия
V. Новизна
Изучив методику проведения мастерской, познакомившись с конспектами мастерских по литературе и русскому языку, лично прожив несколько мастерских в роли обучающегося (выездные сессии ДЮО ОМИР), предстояло самой построить мастерскую, непосредственно связанную с изучением программного материала. Разработала мастерские построения знаний по темам: «Пролог поэмы А.С. Пушкина и русская народная сказка» (5 класс), «Искусство живого слова В.П. Астафьева» (по рассказу «Конь с розовой гривой» , 6 кл.), «Слово о полку Игореве» в истории, литературе, живописи, музыке» (9кл.), «Петербург Достоевского» (по творчеству Ф.М. Достоевского ,10 кл.), мастерские письма по темам: «Дом – это уют» (5, 8 классы), «Петербург Достоевского» (по творчеству Ф. М. Достоевского, 10 кл.), «Слово о Марине Цветаевой» (по творчеству М.И. Цветаевой, 11кл.). Для проведения ШМО учителей русского языка и литературы разработала мастерскую «Необходимо ли домашнее задание?», для проведения родительского собрания – мастерскую «Детство».
На основе алгоритма построения технологии педагогической мастерской создала свой конструктор урока, где провела параллели этапов урока - мастерской с методами, соответствующими каждому этапу.
VI. Условия реализации.
Чтобы овладеть этой техникой педагогической деятельности, учителю - мастеру нужно многое в себе изменить. Нужны широкие знания, учитель предварительно работает с большим объёмом информации, чтобы в мастерской остаться в тени. Нужно освободиться от стереотипов, уметь придумывать увлекательные ситуации, стимулирующие познавательный поиск. Учитель должен чувствовать себя не «над», а рядом с обучающимися.
- Идея обобщения педагогического опыта.
Основная идея данной работы заключается в том, чтобы показать универсальность технологии педагогической мастерской, эффективность её использования в учебном, воспитательном, образовательном (имеется в виду научно - методическая работа в малых группах на педсоветах, методических объединениях, тематических семинарах) процессах, ценность в работе с родителями и, пожалуй, самое главное – доказать благотворное влияние педагогических мастерских на здоровье обучающихся.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
«Обобщение личного педагогического опыта по данной теме».
В практике своей работы я использую приёмы педагогической техники, рекомендованной ТПМ (технологией педагогической мастерской).
Урок, построенный в соответствии с ТПМ, условно разбивается на 3 основных этапа:
- Индуктор (ввожу, навожу, побуждаю) – создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, побуждение личного отношения к предмету обсуждения.
- Работа с материалом - путём актуализации прежних знаний создаются различные гипотезы, решения, происходит их озвучивание, афиширование и в результате разрыва (получение новых знаний, вступающих в конфликт с прежними) происходит постижение истины.
- Рефлексия.
Внимательно изучив ТПМ, учитывая собственный опыт и интеллектуальный уровень классов, в которых я работаю и в которых предстоит работать, я составила следующий «Конструктор урока», соотнеся его поэтапно с основными методами, характерными для ТПМ.
Конструктор урока по ТПМ.
- этап Индуктор - вводит в проблему на основе опыта, проблема выдвигается обучающимися.
2 этап Работа с материалом
а) самоконструкция - исследование обучающимися проводится индивидуально.
б) социоконструкция - исследование обучающимися проводится в группах.
в) социализация - обнародование, чтение текстов, слов.
г) афиширование - вывешивание работ, обсуждение мнений.
3 этап Ядро - психологическое состояние, когда участнику мастерской открывается новое видение закона, образа, ситуации, отношений, явлений.
4 этап Творческая работа - постижение истины, творческая реализация идей.
5 этап Рефлексия - саморефлексия (я осознаю, что думаю и отражение того, о чём думают другие)
МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ.
I этап ИНДУКТОР | Метод ассоциаций (слово, текст, рисунок, образ и т.д.) |
II этап РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ | Проблемное изложение, диалоговый метод; поисковая деятельность, игра. |
III этап РАЗРЫВ (ЯДРО) | Метод эвристических задач, метод мозговых атак. |
IV этап ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА | Аналитико - синтетический метод |
V этап РЕФЛЕКСИЯ | Метод проблемных вопросов; метод ассоциаций; метод дискуссий. |
Содержание первого этапа урока: психотренинговые упражнения, обязательно связанные с темой урока, цель которых - создать эмоциональный настрой на совместную учебную деятельность.
Индуктором могут быть слово, предмет, образ, рисунок, воспоминание, текст. Важны подбор и подача индуктора.
При проведении мастерской по творчеству М. Цветаевой для индуктора выбираю имя и фамилию поэтессы и прошу подобрать к ним слова, сходные по звучанию. На уроке, посвящённом творчеству Ф.М. Достоевского по теме «Образ Петербурга в творчестве Ф.М. Достоевского» предлагаю написать на листе бумаги (каждый индивидуально) слово «Петербург» и все слова, которые спонтанно рождаются при этом слове. Ассоциации могут быть различными, где задействованы все органы чувств (ассоциации по цвету, запаху, ощущению), при проведении урока - мастерской по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» в качестве индуктора можно использовать текст о писателе, рисунок, изображающий пряник в форме коня, и следующий вопрос:
- Какие ассоциации вызывают у вас текст или рисунок?
Во время урока - мастерской в 5 классе по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» в качестве индуктора предлагаю продолжить строчку: «У Лукоморья…» и вопрос:
- Знакомое произведение? Откуда оно, кто автор? (Пролог к поэме «Руслан и Людмила»)
- Прислушайтесь к своим мыслям и чувствам (Мелодекламация «У Лукоморья» на фоне вступления «Море» к опере Н.А. Римского - Корсакова «Садко»).
- Запишите чувства и мысли, возникающие у вас при прослушивании пролога. Слова или словосочетания. Как вы видите, основным методом на I этапе работы мастерской является метод ассоциаций.
Индуктор создаёт необходимый эмоциональный и интеллектуальный настрой мастера и подмастерьев.
II. Работа с материалом.
На этом этапе работы происходит исследование проблемы учащимися индивидуально или в группах (соответственно самоконструкции и социоконструкции), создаётся основа для дальнейшего усвоения знаний. А это уже требует не только эмоциональной, но и интеллектуальной отдачи.
Приведу несколько примеров самоконструкций и социоконструкций из мастерских, проводимых мною.
В мастерской творческого письма «Дом - это уют» использую интересную, на мой взгляд, самоконструкцию. Суть ее в следующем: обучающийся должен на листе бумаги сделать контур своей ладони и внутри записать всех, кого он желал бы взять в свой будущий дом ( проблемное изложение). Далее ребятам предлагается игра «Строительство дома». На карточках написано «Ты будешь деревянной балкой», «Ты будешь крышей», «Ты будешь кирпичом» и т.д. Мастер говорит, что для постройки дома ему необходим кирпич, выходит человек, у которого такая карточка, и садится на корточки и т.д. Получается «живой» дом, строительство которого позднее поможет в написании творческой работы.
Данная работа и раскрепощает, и увлекает, и пробуждает интерес, как потом признались сами ребята после проведения мастерской.
Необычны самоконструкция и социоконструкциия на уроке – мастерской по творчеству М.И. Цветаевой. После прочтения стихотворения Рябину
Рубили
Зорькою
Я говорю ребятам: «Если вы попытаетесь прочитать это стихотворение без слов и вам захочется сделать какие-то жесты, то сделайте их». Класс представляет в этот момент интересное зрелище: поющие, мычащие, размахивающие руками ребята.
Затем все распределяются в группы по 4-5 человек и создают образ этого стихотворения: это или пластическая картина, или живописная, или радиопередача, где идёт прочтение этого стихотворения (поисковый метод). Самоконструкция плавно перетекает в социоконструкцию.
Все впечатления, полученные от этих работ, легли на бумагу. Например:
- Дерево на краю обрыва: все тянет его туда, откуда не возвращаются. Оно противится, но силы не вечны, а топоров много. Жизнь дерева отравляет не дождь, который капает свыше, а червь, что грызёт корни.
- Мы полны кровью. Мы захлёбываемся от неё. Россия, доля русская. Молодость, цвет жизни – всё загублено.
Всё, что сделано ребятами индивидуально, в паре, в группе, должно быть озвучено (этап социализации), чтобы другие могли услышать и дополнить свои работы, свои словесные ряды. Ребята знают, что дополнять нужно словами, которые лично оказались близки, «зацепили» душу.
Афишируют промежуточные работы ребята по своему выбору: озвучить, показать, прикнопить на стене, положить на стол мастеру, чтобы он озвучил и т.д. Выбор за обучающимися.
III. Разрыв (ядро). Этот этап в построении мастерской очень важен, так как именно в этот период обучающиеся должны получить новые знания, вступающие в конфликт с прежними.
Так, в мастерской по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (5 кл) разрывом может быть вопрос:
- Зачем А.С. Пушкину нужно было создавать вступление «У Лукоморья…», тратить время, талант и силы, если он всего лишь повторил всё то, что до него создал народ в жанре волшебной сказки? (Обсуждение в группах – метод мозговых атак).
В творческой мастерской письма «Дом – это уют» ядром становятся тексты, из которых ребята получают новые знания о доме: «дом – вокзал», «дом – салон», «дом – прибежище» и т.д., которые противоречат уже устоявшимся: «дом – уют», «дом – это семья», «дом – это мама».
Дом – это сложное и таинственное образование. Это и его стены, и особое месторасположение; это особые голоса, неповторимые скрипы, звуки. Это и разные люди.
Существует несколько типов домашнего устроения. И в каждом из них дом рушится через искажение внутреннего, духовного строя домочадцев.
Дом – пристанище, прибежище. Это место, где тебя ждут, любят, беспокоятся; место, куда ты сам всё время стремишься.
Дом, превращённый в забегаловку. Дом, в котором люди встречаются редко, разговаривают, едят на ходу, говорят друг другу дежурные фразы, и на этом их общение заканчивается.
Дом как проходной двор, где беспорядочно ходят разные люди. Это не то чтобы друзья, а часто невесть кто - лишь бы не остаться одному.
Дом – вокзал. Люди, которые живут в таком доме, осознают себя как бы на вокзале и возвращаются туда на 10-12 часов поспать, перекусить и снова разбежаться.
Дом как салон. Салон – парадная гостиная или зал для приёма гостей, а салонный разговор или музыка – синонимы всего лёгкого, пустого, поверхностного; место досужих разговоров и сплетен.
Дом как «затвор». Закрытость дома от друзей и близких мотивирована бегством от мира в себя, в свою тьму.
Происходит столкновение старых знаний с новыми (мозговой штурм).
В результате данной работы обучающийся выбирает ту тему сочинения, которую он прочувствовал, пережил, по которой у него есть что сказать. Осуществляется это путем преодоления внутреннего конфликта.
Ядром в мастерской «Образ Петербурга в произведениях Ф. М. Достоевского» является конструирование со словами (+) и (-) по текстам из произведений Ф.М. Достоевского о Петербурге.
Например «Петербург Достоевского»
+ Нева - болезнь
строгость грязный лабиринт
торжественность сумасшедшие
Эти ряды, конечно, должны быть намного длиннее. Каждый выбирает из этих рядов (+) и (-) два слова, которые и составляют предмет дальнейшего поиска:
а) каждый обучающийся добавляет к ним все слова, которые он вспоминает, являющиеся близкими по смыслу (идеальный полюс);
б) затем проводится работа со звуковым рядом (материальный полюс): нужно найти другие слова, добавляя или убавляя букву, слог и т.д.
После знакомства и переработки новых знаний ребята переходят к творческой работе: (в мастерской письма – это создание текстов) – рисунки, крылатые выражения, театрализация, синквейны, формулировка проблемных вопросов.
IV. Творческая работа.
Творческую работу можно продумать и индивидуально, и в парах, и в группах. Всё зависит от уровня подготовки класса. Если перед вами сильный класс, то творческую работу каждый может выполнять индивидуально. Если послабее,– то можно продумать работу в парах: один создаёт текст, другой – иллюстрацию и т.д.
Создание текста происходит следующим образом: используя все выбранные слова (полученные в результате всех этапов отбора), каждый составляет текст; сочетание проводится с выбором и использованием ключевого слова – доминанты. Можно «возвращаться назад», т.е. посмотреть все слова, вспомнить свои ощущения, просмотреть отрывки из произведений, чтобы найти в этом источник вдохновения.
Текст рождается в результате взаимодействия особого эмоционального настроя и реальности слов, которые мы подбираем или которые ускользают от нас, над которыми мы работаем, следуя различным целям, слов, имеющих собственную жизнь и множество знаний.
На глазах рождается текст, который является результатом работы, и мне хочется представить этот результат, чтобы не быть голословной.
Петербург – призрак.
Петербург – большой, серый призрак. Он манит, завораживает, но многие разочаровываются в нём. С одной стороны, это блеск великолепных соборов, дворцов, мостов и набережных. А подойдёшь к этому великолепию, и оно исчезнет, как в тумане, и выступает усталость, нищета, отчаяние, боль, скука, пустота…
Петербург – луч.
Луч может быть широким, тёплым, мягким, напоминающий котёнка – доверчивого и пушистого. Луч может быть прохладным, утренним, серебристо-голубым, неуверенным. Он зажигает яркие огоньки росинок, вырезает из темноты силуэты деревьев, трав и листьев, он весь – тишина и тонкость.
Луч может быть слепяще – белым, режущим, как нож, - таким он бывает в пустыне. Он уничтожает жизнь, сжигает до пузырей кожу, его ожоги вызывают боязнь солнца.
Луч может играть в зеленоватой глубине моря, рассыпаясь по волнам золотистыми бликами, пронизывая до дна толщу воды, разгоняя водяной полумрак. Он освещает…
В ходе работы мастерской по теме «Петербург Достоевского», я думаю, интересны и созданные ребятами синквейны.
Петербург
Грязный, серый
Угнетает, ожесточает, давит.
Картины нищеты и безнадёжности
Безысходность
Петербург.
Мрачный, жестокий.
Душит, омертвляет, разочаровывает.
Город одиночества и скуки.
Пустота.
Творческие работы, полученные в результате деятельности обучающимися в педагогической мастерской «Слово о Марине Цветаевой».
1. Марина Цветаева - вечная странница. Вся её жизнь в сражении. Марина – стихия, свобода, цветение. Безмерное сердце.
2.Слов, мыслей, чувств и строк смятение.
И их волнующее соединение.
Имя морское… душа поэта
Порванная. Но пронзительно прозвучавшая
Струна – Марина это.
- Царственная, свободная женщина. Трагически одинокая душа, находящая отзвук в траве, цветах, море. Благодаря Марине мы полны мечты и надежд. Мы эмигранты в своей стране, но я , как и она, остаюсь королём всех слов своего языка. Я сам формулирую всё, я верну себе свою судьбу, я сам бросаю судьбе вызов.
Примеры творческих работ, полученных в ходе мастерской «Дом – это уют».
Дом – это мама.
Для меня дом – это мама. Это так, потому что мама – самый главный человек в доме. Благодаря маме наш дом всегда чист, уютен, в нём вкусно пахнет стряпнёй, щами и моей любимой жареной картошкой.
Мама – это тот человек, который всегда поймёт и поддержит, а ведь это очень важно, особенно если на душе кошки скребут после ссоры с другом.
Бывают, конечно, и ссоры и обиды в доме, но всё же чаще всего я нахожу утешение и ласку.
Когда я вырасту, я хочу, чтобы мой дом был похож на тот, в котором я живу сейчас. И в свой будущий дом я обязательно заберу маму.
( 5 класс)
Дом - это уют.
Дом – это сложное и таинственное образование. Это и его стены, и особое месторасположение; это особые голоса, неповторимые скрипы, звуки. Это, конечно, и родные люди.
Очень часто слышу выражение: «Мой дом – моя крепость». Люди, произнося его, наверное, даже не задумываются о том глубинном смысле, который в нём имеется.
Я живу в доме, в котором жил ещё мой дед. Его деревянные стены излучают тепло, передают дух всех поколений моих предков. Еще, будучи маленьким, я исследовал каждый уголок, закуток нашего дома, научился узнавать скрип своих половиц среди десятков других.
Всё здесь мило мне, всё родное, всё моё: и моя комната, с любовью обустроенная мамой, и небольшой уютный зал, в котором мы собираемся вечерами, чтобы посмотреть телевизор или обсудить назревшие проблемы, и самое «вкусное» место в доме – кухня.
И все эти пространства, людей мне родных, конечно, связывает мама. Это её стараниями, её мудрыми поступками создана атмосфера любви, взаимоуважения, спокойствия в доме. А ведь это очень важно. В такой дом хочешь возвращаться, такой дом хочешь строить дальше, такой дом, являющийся своеобразной крепостью для тебя маленького, будешь защищать, став взрослым.
( 8 класс)
Составленные тексты предлагаются участникам и прочитываются вслух. Обычно это делаю я сама.
Работы могут быть не подписаны, что снимает определённый психологический барьер.
Звучат сочинения, слушают те, у кого, может быть, не очень хорошо получилось, идёт процесс самооценки, рождается радость встречи со словом, вымыслом другого.
Всё это постепенно перерастает в желание идти дальше, слушать, читать написанное другими, понять, как они работали, чтобы затем выработать собственную манеру в диалектическом единстве чтение – письмо.
Эти «маленькие» сочинения, которые создаются в течение 15-20 минут, формируют не только навык письма, они заставляют работать воображение, дают эмоциональный всплеск, и каждый, выбирая свои собственные слова и чувства, создаёт уникальное произведение. Потом, когда надо будет написать «большое» сочинение, они, как мозаика, каждое найдёт своё место в итоговой работе. И работа эта не будет ответами на «проблемные» вопросы, поставленные учителем, а будет оригинальной, очень личной работой, со всем разноцветием чувств, которое есть в душе каждого ребёнка.
Наша задача, педагогов, дать этим чувствам проявиться, направить детей на поиск, и они откроют нам такие сокровища, о которых мы даже не подозреваем. А это и есть то главное, ради чего мы приходим в учительскую профессию. И осуществление этой задачи становится возможным на уроках - мастерских. Основной метод работы на данном этапе, как мы видим, аналитико-синтетический
V. Рефлексия. Работа в мастерской обычно заканчивается рефлексией, которая может быть и дискуссией, и пожеланием, и отражением того, о чём мыслю и сама, и другие. Но, думаю, что мастерская творческого письма на любую тему всегда даёт практический ответ на ряд насущных вопросов:
- Как привить навыки творческого письма детям и взрослым?
- Как суметь побудить их писать?
- Как помочь описать мир? Свой мир, мир писателя, мир героя, мир человека, мир Вселенной.
Поэтапно я продемонстрировала, в основном, конструирование мастерских, связанных с программным материалом. И это были мастерские двух типов: творческое письмо и построение новых знаний. Такая работа, бесспорно, нужна и важна в учебном и воспитательном процессах.
Но я ведь говорю в своей работе об универсальности ТПМ, поэтому хочу поделиться опытом создания мастерской, которая была разработана мною для МО учителей русского языка и литературы и проведена в нашей школе (такая форма работы может быть использована на любом МО учителей-предметников, может быть использована и завучем для проведения методического педсовета или семинара).
Выстроила данную мастерскую строго по конструктору, которого стараюсь придерживаться всегда. Тема: «Необходимо ли домашнее задание?». В качестве индуктора было предложено воспоминание из детства, проживание себя в роли школьника и фиксирование детского ощущения нужности или наоборот домашних заданий; ощущений, связанных с его выполнением.
Далее было предложено записать ряд слов, которые были вызваны ассоциациями детства.
Примеры:
1) нужно, трудно, важно, пригодится.
2) не хочу, скорее бы сделать, много, … и т.д.
После этого я вновь возвращаю коллег в наше время и предлагаю им всем вместе проделать работу, приготовленную мной, в результате которой, они должны будут одним предложением на панели - афише сформулировать свой ответ на вопрос темы мастерской.
Работа с материалом начинается с того, что я предлагаю взять любой из учебников (учебники различных предметов), лежащих на столе, выбрать в нём какой- нибудь раздел, записать тему первого урока, мысленно подобрать к нему домашнее задание.
Социоконструкция. На листочке написать параметры, которым должно удовлетворять домашнее задание к этому уроку.
Затем этот листок должны вложить в учебник, заложив им страницу, на которой начинается изложение этой темы. Кладут учебник на стол и берут другой с вложенным листом. Изучают, что там написано, вносят свои коррективы в параметры домашнего задания.
Заданий в этой мастерской коллеги выполняют много (см. подробно «Приложение №5»), но результат обязательно есть:
во-первых, учитель, представляя самого себя в роли обучающегося, вдруг осознаёт порой необоснованный объём домашнего задания;
во-вторых, в результате данной работы формулируются основные параметры домашнего задания (индивидуализация, дифференциация, выборочность);
в-третьих, мне важно знать отношение своих коллег к данной проблеме. И это отношение мы вывешиваем на панели (5 учителей в нашем МО – вот пять мнений):
I вариант. Домашнее задание – такой же необходимый элемент процесса обучения, как и урок.
2 вариант. Домашнее задание задаёт учитель или домашнее задание составляет сам ученик.
3 вариант. Домашнее задание – процесс интимный, творческий.
4 вариант. Учат на уроке, а не дома.
5 вариант. После хорошего урока и домашнее задание задавать не надо.
Бесспорно, что в ходе данной мастерской учитель не только овладевает данной технологией, но и совершенствует своё профессиональное мастерство в пане объективного отношения к объему домашнего задания.
Очень интересной, на мой взгляд, является педагогическая мастерская, разработанная для родителей (см. «Приложение №4» ). Не секрет, что в последнее время родители не совсем охотно приходят в школу, а от родительских собраний почему-то стараются отмахнуться, объясняя это тем, что заняты, что придут в следующий раз, что сами знают, как воспитывать детей. Как и положено, на родительские собрания всегда готовила интересный материал, приглашала инспектора по делам несовершеннолетних, медицинского работника, думая тем самым заинтересовать родителей, но 100% явки не было. Тогда решила попробовать новую форму проведения собрания – мастерскую (она нравится детям, а вдруг заинтересует и взрослых?). Три раза собрание было отменено из-за неполной явки. И вот, наконец-то, все в сборе. На доске тема собрания: «Взаимопонимание родителей и детей». Вижу недоуменные взгляды, говорящие, что нового я могу им сообщить. Сообщаю им, что лекции не будет, будем работать по-новому. Работу начинаю с саморегуляции (так как большинство родителей после работы). Прошу их сесть удобно, закрыть глаза, расслабиться, погрузиться в состояние внутреннего самосозерцания. Успокоиться и сказать себе: «Мне легко и спокойно».
Для индуктора взяла запись с детскими голосами ( лепет, смех, плач) и, не разрешая открывать глаза, предлагаю вспомнить своё детство. Какого оно цвета? (Каждый ассоциирует детство с определённым цветом). Открываем глаза. (Каждый произносит вслух, какого цвета его детство).
Наконец, я записываю на доске под темой собрания ещё одно слово «Детство». Предлагаю родителям записать это слово на листочках и вместе со мной выполнять всё, что я буду им предлагать. Таким образом, самим ответить на вопрос: «Что нужно для взаимопонимания родителей и детей?»
Боялась смеха, непонимания. Но ничего этого не произошло. Все с удовольствием рисовали, писали, вспоминали, рассказывали, слушали друг друга. Да и мини-сочинения оказались очень искренними и трогательными. И впервые я ощутила настоящее удовлетворение от общения с родителями, потому что помогла этим взрослым людям вернуться через ощущения в разные состояния детства, хорошие и плохие; вспомнить радости и обиды детства и «выплеснуть» их в работах; помогла «повернуть» взгляд взрослого на своего ребёнка, который сейчас «работает» учеником. Что может быть важнее для педагога, когда задача, поставленная перед собой, выполнена?
З А К Л Ю Ч Е Н И Е.
В ходе представления педагогического опыта по теме «Использование технологии педагогической мастерской в образовательном процессе», считаю, что удалось показать и доказать:
1. Универсальность – использование в учебном, воспитательном процессах, в методической работе и работе с родителями, то есть во всём образовательном пространстве;
- . – подход к обучению как к процессу открытия себя, своего отношения к себе и другим, собственных средств взаимодействия с миром и людьми. Мастерская выступает как совокупность пространств - игрового, учебного, культурного, художественно- творческого, где ребёнок приобретает опыт жизни, сам выстраивает собственные знания, формирует нравственные ценности, культуру.
- . Ценность – в наличии разных точек зрения, проблемности рассуждений, создании собственного продукта творчества; в незавершённости мастерской , когда итогом оказываются новые вопросы, над которыми человек размышляет, находится в поиске ответов, открытий, истины, формирует собственную культуры мысли, действия
Самооценка. В ходе изучения методики проведения мастерской удалось самой освоить данную технологию.
На основе алгоритма построения технологии педагогической мастерской создала свой конструктор урока, где провела параллели этапов урока - мастерской с методами, соответствующими каждому этапу.
Исследовала работу ребят в мастерских, проанализировав их творческие работы, проведя анкетирование, пришла к выводам, что в ходе работы в мастерских у обучающихся повышается:
- мотивация к учению (см. Приложение 2);
- интерес к такой форме работы как сочинение (см. Приложение 3);
- уверенность в своих силах и способностях, ситуация психологического комфорта;
- развиваются творческие способности личности;
- происходит процесс поиска ответов на вопросы, а не получение готовых знаний;
- снижается уровень тревожности (см. Приложение 1) , а это значит, что данную технологию, бесспорно, можно отнести к здоровьесберегающим техникам, поскольку здоровье – это состояние полного благополучия. Среди факторов, влияющих на него, основную роль играет образ жизни (на 50-55%). Важной составляющей здорового образа жизни является психологический компонент, который включает уверенность в себе, основанную на умении управлять своими мыслями и чувствами, хорошее эмоционально - чувственное состояние. На мастерских создаётся наиболее благоприятная обстановка для психологического комфорта, исчезает зажатость, страх ошибки, элемент соперничества и соревнования не нужны для процесса познания, появляется ощущение радости, свободы, уверенности в своих силах и способностях
А это значит, происходит реализация основополагающих принципов современной педагогики:
- урок – это открытие, поиск и осмысление истины, где знание является только его содержанием, а ключевой результат – развитие интеллекта и духовное обогащение каждого участника образовательного процесса;
- урок – это часть жизни ребёнка, и проживание этой части должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
- высшей ценностью на уроке является человек.
Все эти принципы включает в себя урок, построенный на технологии педагогической мастерской, что доказывает инновационность, универсальность и необходимость применения данной технологии учителем, желающим творчески работать и развивать креативные способности своих подопечных.
В качестве рефлексии к своей работе хочу предложить форму дискуссионных вопросов
- Можно ли считать технологию педагогической мастерской универсальной?
- Является ли данная технология инновационной?
- В чём ценность технологии мастерской?
- Является ли мастерская условием развития творческих способностей личности?
- Должен ли учитель владеть этой технологией, то есть хотеть стать Мастером.
Думаю, отвечая на эти вопросы, вы придёте к выводу, что самый лучший способ стать Мастером – ПОНЯТЬ и НАЧАТЬ проводить педагогические мастерские и на основе собственного опыта достигать успехов в формировании ценностных ориентиров, личностных знаний и успешности в постижении ЗНАНИЯ, следовательно, и ИСТИНЫ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Белов Н. Урок-мастерская: приглашение к поиску.- Частная школа.- 1997 г., №1.
- Окунев А. Как учить не уча.- СПб: Питер-Пресс, 1996.
- Педагогика наших дней. Сост. В. П. Бедерханова.- Краснодар,1989 г.
- Педагогические мастерские; интеграция отечественного и зарубежного опыта.- СПб,2005 г.
- Селевко Т. К. Альтернативные технологии.- Москва, 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение передового педагогического опыта по теме: Проектная деятельность как средство формирования творческих способностей учащихся на уроках технологии
Уровень опыта по степени новизны- приобретение практических навыков, применяя метод творческого проекта, интерактивные и эвристические методы при формировании творческой личности....
Обобщение опыта «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся»
Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество? Как побудить к созданию стихотворений, сказок, рассказов? Эти вопросы постоянно задаёт себе современ...
Обобщение передового педагогического опыта "Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии как средство развития творческих способностей учащихся"
В работе представлено обобщение опыта применения ИКТ на уроках технологии....
Из опыта работы учителя русского языка и литературы «Школьная газета как средство развития творческих способностей учащихся».
Статья-отчёт о работе над созданием школьной газеты для выступления на семинаре "Развитие творческих способностей учащихся"....
Обобщение опыта работы по теме: "Проектная деятельность, как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии и во вне урочной деятельности".
Передо мной, как перед учителем технологии стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольст...
Обобщение педагогического опыта по теме "Интерактивные технологии как средство развития речевой компетенции учащихся на уроках немецкого языка"
Одним из требований, предъявляемых выпускнику, является владение навыками устной речи, достаточными для социокультурного общения....