Животные Севера
учебно-методический материал (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
« Животные Севера».
Цель: Создание условий для формирования представлений детей о животных Севера в тундровой зоне и среде их обитания.
Задачи развития:
- Расширить познавательный интерес к окружающей среде, воспитание отношения к природе родного края,
- Актуализировать знания учащихся о животных, обитающих в этих районах; учить детей устанавливать связи между строением, образом жизни животных и природными условиями.
- Развивать познавательный интерес к изучаемой теме, умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений;
- Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру и природе родного края;
- Создать условия для воспитания коммуникативной культуры учащихся при работе в группе.
Оборудование:
- Компьютер, проектор для показа презентация;
- Музыкальное сопровождение;
- Выставка книг о животных Севера;
- Рисунки о животных Севера.
- Карточки
Ход мероприятия:
Организационный момент. (Слайд№ 1)
Сегодня мы продолжаем путешествие по родному краю, о ком будем говорить, догадайтесь?
1. Лемминга ищет – всегда на охоте
Тундры открытой вечный жилец
В рубашке пуховой густой и добротной
Рыщет не слышно белый……(песец) (слайд№ 2)
2. Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А, проснувшись, стал реветь,
Это зверь лесной … (медведь). (слайд № 3)
3. Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный … (Волк) (слайд № 4)
Актуализация знаний (слайд №5)
- Мы продолжаем говорить о животных Севера. Сначала выясним, что мы уже знаем о животных нашего края. Проведем игру «Я знаю...». Я вам читаю вопросы, а вы отвечаете.
1. На какие полушария можно разделить Землю?
(Северное и Южное, Западное и Восточное)
2Самый большой материк? (Евразия)
3.Россия находится на материке …. (Евразия)
4..Самый маленький океан? (Северный Ледовитый)
5.Короткое название зоны арктических пустынь. (Арктика)
6.Название острова, на котором расположен арктический заповедник. (Врангеля)
7.Арктика – царство снега и … (льда)
8. На каком полуострове мы живем?
9. В какой климатической зоне находится полуостров Ямал?
Мы живем в тундровой зоне. (Слайд № 6)
Молодцы, вы ответили как настоящие жители тундры. А в какой климатической зоне вы живёте?
Правильно, вы все живёте в тундровой климатической зоне. Сегодня на занятиях вы покажете свои знания о тундре и её обитателях.
Как вы думаете, от какого слова произошло слова «тундра»?
( вы, наверное, знаете из урока окружающего мира, что означает слово – тундра)???
Ответы детей Слайд № 7
Слово «Тундра» пришло к нам из финского языка, что обозначает «безлесая равнина».
Кто покажет тундровую зону на карте? Каким цветом обозначена? Слайд № 8
Ученик показывает
-Правильно, уточняю, что зона тундры протянулась вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров в длину и сотни километров в ширину тянется безлесная полоса тундры (показывает учитель)
Немного мы расскажем о климате тундровой зоны.
Климат
-Убедитесь, правильно ли вы отметили природную зону тундры. По каким признакам можно узнать что это тундра. Кто из вас может немного рассказать.
Ответы детей.
Уже в октябре здесь начинается зима: падает снег, крепчают морозы. Озера покрываются льдом. Дуют сильные ветры. Солнце низко стоит на горизонте. Его лучи плохо согревают землю.
К середине зимы солнце уже совсем не показывается на горизонте. Наступает длинная, полярная ночь. Неделями бушуют вьюги. Сильные морозы сковывают природу. Мелкие реки промерзают до дна. Нередко термометр показывает 40, 50, а то и 60 градусов ниже нуля.
Оживает тундра только летом – зеленеет, оглашается птичьими голосами. Стая за стаей прилетают сюда гуси, утки, лебеди. Начинается короткое и прохладное лето. Круглые сутки солнце светит и не заходит за линию горизонта. Стоит полярный день.
Воспитатель: Но оживляют природу тундры его обитатели. А кто же в северном краю живёт? (слайд № 9)
Для этого на карточке подчеркни названия животных, которые обитают в тундре: хомяк, заяц, волк, дрофа, еж, белая сова, иволга, лемминг, рысь, лось, , песец, лиса, Горностай, бурый медведь, белый медведь.
А какого животного нет в списках? (оленя). (Слайд № 10)
А теперь сделаем короткое сообщение о животных нашего края.
Сообщение детей
Об олене (Едэйко)
Из крупных животных в тундре живет северный олень. Олень – неприхотливое животное, круглый год питается в тундре. Широкие копыта позволяют ему бегать по снегу и болотам, не проваливаясь. Ими же он разгребает снег, чтобы достать из-под него корм. На зиму у оленя отрастает теплый подшерсток, который оберегает его от морозов и сильных ветров. К зиме олени начинают перекочевывать в более южные районы, туда, где пастбища богаче травой и ягелем. За ними следуют волки, а за волками – песцы и совы.
Лемминг (Иван) (Слайд № 11)
Лемминги – серые небольшие мышевидные грызуны. Окраска у некоторых из них желтоватая с темными и светлыми пятнами. Очень интересно лемминги проводят свой день. Один час кормятся, два часа спят. Леммингами питаются травами и ягодами.
Песец (Сергей Яр) ( слайд № 12)
– Я одно из немногих животных способных переносить сильные морозы и снежные ураганы. У меня очень плотная шерсть на подошвах, особенная густая зимой. Очень острое обоняние помогает мне находить мелких зверьков даже под толстым слоем снега толщиной более 3-х метров. Белая шерсть делает меня незаметным на снегу. Питается мышами, рыбами птицами.
Физминутка
Летают, не летают: Лебедь, гусь, гагара, полярная сова, куропатка, кулик, утка, стерх, заяц, волк, белая сова, лемминг, лось, песец, лиса, горностай, бурый медведь, белый медведь, пингвин.
В тундровой зоне также обитают птицы. Какие птицы бывают? (зимующие и перелетные). Слайд №13
Задание: заполните таблицу зимующих и перелетных птиц.
Зимующие птицы | Перелетные птицы |
Лебедь, гусь, гагара, полярная сова, кулик, куропатка, утка, орел, стерх.
Назовите, какие птицы прилетают?
-Как вы думаете, а что привлекает этих птиц в тундре? (Полярное лето с длительным солнечным освещением, которое позволяет им добывать корм на протяжении большей части суток).
Среди этих есть одна священная птица в тундре, которая по ненецкой легенде участвовала в создании Земли. Она всегда протяжно кричит вечером, а иногда, кажется, ругает птенчиков. Что за птица? (гагара) Слайд №14
Однако есть и такие, которые живут в тундре круглый год, а какие узнаете, отгадав загадки: слайд №15
1. Перья белые, как снег,
Когти острые, как спицы,
На ночь спать в сугроб ложится-
Не нужна ей и кроватка.
Это птица – куропатка
2. Она, как снег, от солнца прячется. Слайд №16
А мышки от нее…(Сова).
Маленькое сообщение о полярной сове. (Светлана)
–За бесшумный полёт, способность видеть в темноте, острый слух, мгновенную реакцию в народе меня прозвали «пернатой кошкой». Как и кошки, питаюсь я грызунами. В тундре таким является лемминг. Я отличаюсь от своей лесной сестры окраской перьев: они у меня белого цвета.
Размах моих крыльев – до 160 см, вес – 2,5 кг. Охочусь я с земли: сижу на каком-нибудь холмике и выглядываю добычу. Увижу – взлетаю и глотаю. Я нападаю на куропаток и даже ловлю рыбу.
КРАСНАЯ КНИГА (слайд №17)
-В тундре обитает и много других животных, таких как заяц-беляк, горностай. Многие из них занесены в «Красную книгу».
Под особую охрану взяты и редкие, исчезающие птицы:
- белый журавль или стерх,
- малый или тундровый лебедь,
- краснозобая казарка, кречет.
ВЫВОД - РЕФЛЕКСИЯ
Ребята, занятие подходит к концу, давайте сделаем выводы.
Вспомните, о каких животных мы говорили? (о животных тундровой зоны). Что нового узнали из жизни животных? (чем питаются, почему не замерзают, где и чём живут)
1. Какие приспособления позволяют животным Севера жить в условиях тундры? Ответы детей:
- белая окраска зверей и оперенье птиц зимой, лишь на короткое время – летом, сменяется на пеструю;
- накопление слоя подкожного жира;
- густой мех у зверей, теплый пух – у птиц;
- утепление конечностей на зиму: у песцов – теплые стельки, у птиц опущение ног; зимняя спячка; сезонные миграции и кочевники (осенью покидают тундру и улетают в теплые края птицы).
2. Почему исчезают животные тундры?
Природа тундры необыкновенно ранима: нарушается поверхность почвы и растения погибают от вездеходов и тракторов.. Для её восстановления требуются годы. Второе, на многих оленьих пастбищах ягель исчезает, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют с одного пастбища на другое. В-третьих, местность загрязняется нефтью во время ее добычи, буровики за собой не убирают и выливают отходы.
Большой вред животному миру тундры наносит и незаконная охота – браконьерство.
Поэтому, нужно взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжёлую технику, бережно относится к природным богатствам, ограничить отлов рыбы и охоту и места стоянок чумов в порядке.
Оценка воспитанников о проведенном занятии.
А теперь дорогие дети оцените, как на ваш взгляд прошло наше небольшое, но познавательное путешествие в мир животных нашего любимого края. Теперь каждый возьмет и покажет тот кружочек, который соответствует надписи на экране.
1. это для меня было важно и познавательно…. - Красный кружок
2. для меня было недостаточно интересно… - Синий кружок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка образовательного путешествия «Животные севера и юга» в Ленинградский Зоопарк для дошкольников. Использование инновационной технологии: образовательного путешествия для освоения дошкольником окружающего мира.
Образовательное путешествие - этот метод направлен на мотивацию и раскрытие творческого потенциала дошкольника в процессе освоения окружающего мира....
Наглядно-графический план (схема) для составления описательных загадок о диких, домашних животных, животных Севера и жарких стран для детей с ОНР.
Образец: это большое дикое животное коричневого цвета. У него большое туловище, толстые лапы, короткий хвост; питается рыбой, малиной, медом. Встречается в сказках "Три медведя", "Теремок", "Машенька ...
Лексическая тема "Животные Севера"
Учебно-методический материал для развития, коррекции устной и письменной речи учащихся....
Проект "Животные Севера"
Проект "Животные Севера" для детей с задержкой психо-речевого развития, подготовительная группа...
Животные севера
Презентация к занятию по ознакомлению с окружающим миром. Тема "Животные севера"...
Игры и упражнения по формированию лексико - грамматического строя речи у детей с ОНР 5 - 6 лет по теме: "Животные Севера и Юга"
Перечисленные игры и упражнения помогут специалистам, воспитателям, родителям успешно вести работу по формированию грамматического строя речи, обогащения словаря, развитию связной речи....
Конспект открытого занятия «Животные Севера»
Конспект открытого занятия «Животные Севера»...