Существительные: белый медведь, песец, полярная сова, полярный волк, пингвин, северный олень, морж, тюлень,Северный полюс, Южный полюс, бивни, ласты. Глаголы: охотиться, прятаться, скрываться, жить, прыгать, лазать, бегать, убегать, догонять, пастись, опасаться, защищаться, нападать, подкрадываться. Прилагательные: пятнистый, медлительный, выносливый, огромный, пушистый. В Антарктиде среди льдин Ходит важный господин, В чёрный он одетсюртук, Крылья машут вместо рук. Хоть на шее белый галстук, На ногах надеты ласты. Вы узнали господина, Птицу важную — ... (пингвина)? С. Васильева Игра «Кто где?» Цели: формировать грамматический строй речи (понимание и употребление предложно- падежных конструкций); развивать слуховое и зрительное внимание; совершенствовать операции звукового анализа и синтеза. Ход игры. 1 вариант. Воспитатель расставляет игрушки (животные Севера) в разных местах (на столе, под столом, в коробке и т. д.) и задаёт детям вопрос: «Какая игрушка стоит на столе?» Дети отвечают: «На столе стоит медведь». Затем воспитатель уточняет, какое маленькое слово-предлог потребовалось в данном предложении. 2вариант. Воспитатель предлагает детям отгадать, где находится игрушка, в названии которой известны первый и последний звуки. Дети называют игрушку и объясняют, где она стоит. Например: Где находится игрушка, в названии которой первый звук — [п], а последний — [н]. —Пингвин стоит под стулом. Игра «Кто спрятался на картинке?» Цели: развивать зрительное внимание, активизировать и уточнить словарь по теме «Животные севера». Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку и найти на ней животных севера. Игра «Один — много» Цели: развивать грамматический строй речи (образование родительного падежа существительных во множественном числе). Ход игры. Игру можно проводить с мячом. Воспитатель называет слово — название животного и кидает мяч ребёнку, он соединяет это слово с наречием «много» и возвращает мяч. Например: Один тюлень — много тюленей, один морж — много моржей При необходимости игру повторяют. Игра «Чья, чей, чьи?» Цели: формировать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных от существительных). Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением животных севера и просит назвать признаки животных. Например: У медведя уши (чьи? какие?) медвежьи, хвост (чей? какой?) медвежий. У тюленя голова (чья? какая?) ... У песца лапы (чьи? какие?) ... У моржа бивни (чьи? какие?) ... У оленя рога (чьи? какие?) ... У пингвина клюв (чей? какой?) ... Игра «Кто лишний?» Цель: развивать логическое мышление. Ход игры. Игра проводится с использованием картинок с Изображением животных севера и жарких стран.
Игра «Составь схему» Цели: закреплять навык анализа предложений на слова. Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать предложения, сосчитать количество слов и начертить схемы. Напоминает, что в предложениях могут встретиться «маленькие слова» — предлоги, что первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения нужно поставить точку. Например: Лев — хищное животное. Обезьяны очень ловкие. Слон поднимает грузы хоботом. Бегемот днём много спит. Жираф щиплет листочки. Стихи для чтения и заучивания наизусть СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС Смотрите, смотрите, Снега и снега. Четвёртые сутки Бушует пурга. Она сорвала свой Простуженный голос, Пока добиралась На Северный полюс. А вот и полярники, Смелый народ, — На льдине дрейфуют Они круглый год. И дорог им Север — Большая страна, Где белая даже Сама тишина. М. Садовский |