Проект "Животные Севера"
проект на тему

Проект "Животные Севера" для детей с задержкой психо-речевого развития, подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zhivotnye_severa.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 465»

Проект

ЖИВОТНЫЕ     СЕВЕРА

                                                                      Разработала:

                                                                           Бахтилина С.В. воспитатель

                                                     

                                                                         

г. Н. Новгорода

2018 г.

Содержание

  1. Актуальность
  2. Цель и задачи
  3. Продукт проектной деятельности
  4. Ресурсы
  5. План
  6. Взаимодействие с родителями по реализации проекта по образовательным областям
  7. Ожидаемые результаты
  8. Мониторинг (по вопросам)
  9. Список литературы

Приложения

Творческое название: Животные  Севера

Актуальность: В настоящее время стоит очень остро вопрос о сохранении животных Севера. Из-за глобального потепления, загрязнения окружающей среды и браконьерства, их численность неуклонно снижается. Мы также не смогли, не обратить внимание на эту экологическую проблему, так как воспитание дошкольников в духе природосбережения – одна из сторон экологического образования. Поэтому возникла необходимость внедрения образовательного проекта, который позволил бы познакомить детей с ОВЗ с животными Севера, а самое главное – воспитать у них любовь, сочувствие  и заботу о животных, которые находятся в опасности исчезновения.

Проект ориентирован на развитие  познавательной активности детей с ОВЗ: обогащение  знаний о животных Крайнего Севера, расширение словарного запаса новыми понятиями ,  развитие связной речи при составлении описательных рассказов и т.д. Приобщение родителей и детей к совместной деятельности.

Цель: Расширить и обобщить знания детей о животных Севера. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных Севера. Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Животные Севера».

Задачи:

Образовательно-коррекционные:

  • Развивать знания детей о природе Севера.
  • Обобщать знания детей о животных Севера.
  • Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных холодных стран.
  • Учить понимать образный смысл загадок.
  • Учить детей сочетать движения и речь.
  • Развивать подражательные навыки, побуждать к импровизации.

Развивающе-коррекционные:

  • - Развивать интерес к жизни животных и птиц севера.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление.
  • Развивать речь детей, обогащать их словарь: Север, льдина, айсберг, морж,  тюлень, белек,  тундра, ласты, нырять.
  • Развивать связную речь.
  • Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.
  • Автоматизировать в речи поставленные логопедом звуки.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к природе.
  • Учить видеть красоту природы Крайнего Севера.
  • Воспитывать бережное отношение к ней, к друзьям нашим меньшим, животным и птицам севера.
  • Воспитывать любознательность, сочувствие.

Мотивация: Лунтик любит путешествовать и очень любознательный. Он хочет узнать кто живёт на севере, в тундре. А вы, ребята, знаете, какие животные обитают на севере, в тундре? Поможем Лунтику и сами узнаем много интересного о жизни животных Севера.

Продукт проектной деятельности:

- Выставка складных игровых макетов, изготовленных совместно с родителями о животном севера.

- Выставка рисунков, аппликаций, лепных поделок.

- Создание презентации «Животные Севера».

Участники:  воспитанники старшей группы для детей с ОВЗ, воспитатели, родители, учитель-логопед.

Вид: исследовательский, познавательно-творческий

Срок:    15.01. – 26.01.2018 г.

План проекта:

1 этап. Подготовительный

Мероприятия

Задачи

Срок

Подбор информации

- Выявить знания и представления детей о северных животных.

- Собрать информацию о северных животных.

неделя

 

2 этап. Содержательный

Образовательная область

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Организованная деятельность в разных видах детской деятельности

Организованная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей в условиях развивающей среды

1-ая неделя

Познавательное и речевое развитие

  «Животные Севера»

Цель: Развивать знания детей о природе Крайнего Севера, обобщать знания детей о животных севера, развивать у детей познавательный интерес к жизни животных холодных стран.

Игровая ситуация «Путешествие Лунтика в тундру» - формировать представления о зимней природе тундры и её обитателях (мотивация проекта: Лунтик хочет познакомиться со своими соседями - животными тундры, поможем ему узнать о них много интересного).

Художественно-эстетическое развитие. Аппликация «Белый медведь» - учить детей вырезать и составлять фигуру медведя из частей, закреплять умение обрывать края листа бумаги, упражнять в умении аккуратно приклеивать детали, закрепить и расширить знания детей о белых медведях.

Д/И «Отгадай загадки ».

Цель: формировать умение внимательно слушать и угадывать образ природного явления (снег, метель, вьюга).

Дидактические игры по рекомендации учителя-логопеда.

Игровые задания:

«Назови лишнее слово», «Хлопни в ладоши», «Отгадай загадку» - развивать слуховое внимание, активное мышление при выборе нужного слова, понятия.

Игровое упражнение «Дует, дует ветер».

Цель: развитие двигательной активности

Настольная игра «Кто, что ест».

Цель: развитие связной речи, активизация словаря

Чтение сказки «Отчего у белого медведя чёрный нос».

Просмотр мультфильма «Умка» - вызвать эмоциональный интерес, желание рассказать о своих чувствах.

«С/Р игр»: игра «Путешествие на Север» - развитие умения договариваться, развивать сюжет, активизация воображения.

П/И «ЛЬДИНКИ, ВЕТЕР И МОРОЗ»

Цель: развитие двигательной фантазии.

«Книжный уголок» - выставка книг о Крайнем севере, рассматривание иллюстраций.

 «Уголок художественного творчества» - рисование северного сияния, используя приём «рисуем по мокрому листу»; лепка «Медвежонок Умка».

2-ая неделя

Речевое и познавательное развитие

Беседа «Песец».

Цель: формировать представление о белом песце, как он приспособился к условиям Крайнего Севера, используя иллюстрации, игровые упражнения. Развивать связную речь, описательный рассказ по схеме.

Художественное творчество Силуэтное рисование «Песец».

Цель: развивать умение создавать образ, используя технику «тычка жесткой кистью».

Плоскостная лепка «Полярная сова»

 

Просмотр презентации «Животные Севера».

Поисковая ситуация

«Спят ли песцы зимой?» - развивать познавательный интерес детей, их активность.

Д/И «Отгадай-ка» - учить детей отвечать на вопросы, отгадывать загадки.

«Разрезные картинки – Животные севера».

Разучивание стихотворения «Голубой песец», используя метод мнемотехники.

Дидактические игры по рекомендации учителя-логопеда.

П/И «Песец и куропатки» -эмоционально- двигательное развитие детей, учить следовать правилам игры.

Чтение рассказа  «Белек» - вызвать эмоциональный интерес, умение отвечать на вопросы.

Игровое упражнение «Чей ветер сильнее?» - развитие силы дыхания.

Д/И «Найди отличия» - развитие зрительного восприятия, мышления.

«Центр С/Р игры» -создание игровых ситуаций «Мишки на Севере»: белая ткань -арктическая пустыня, обручи-лунки для рыбалки, игровые маски-шапочки, использование имитационных упражнений.

 «Книжный уголок» - рассматривание детской энциклопедии иллюстраций на тему «Зимние пейзажи тундры и её обитатели».

«Уголок художественного творчества» -  раскраски, мозаичная аппликация.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ

Образовательная область

Взаимодействие с родителями

Познавательное развитие

Подбор материала (картинок, книг, энциклопедий) по теме.

Речевое развитие

Составление загадок о северном животном.

Дидактические игры по рекомендации учителя-логопеда.

Социально-коммуникативное развитие

Создание развивающей среды для сюжетно-ролевых игр. Беседа с детьми о том, кто живет на севере.

Художественно-эстетическое развитие

Изготовление складных игровых макетов с информацией о каком-либо животном.

Физическое развитие

Проведение рекомендуемых подвижных игр.

3 этап. Итоговый.

1. Презентация «Животные Крайнего Севера»

Задачи: способствовать систематизации знаний детей, развитию познавательной активности, инициативности, эмоциональной отзывчивости в процессе взаимодействия взрослых и детей.

2. Выставка совместных работ детей и родителей  «Животные севера» - складные игровые макеты

Задачи: проявление инициативы и потенциала художественных способностей детей и родителей в процессе совместной творческой деятельности.

3. Творческие работы детей и наглядно-познавательные иллюстрации.

Задачи: упорядочить знания и представления детей о животных тундры и арктических земель; воспитывать любовь и интерес к родному краю, бережное отношение к природе.

4. Организация и проведение спортивного развлечения «Мы идем на Север».

Задачи: способствовать активизации знаний детей о Севере, развитию двигательной и познавательной активности в процессе совместной игровой деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • Появление у детей желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
  • Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе.
  • Желание детей получить большую информацию о животных Крайнего Севера.
  • Дети узнают: животных Севера, место обитания, внешний вид, образ жизни.
  • Дети научатся: описывать животное с опорой на схему, отгадывать загадки, собирать разрезные картинки.
  • У детей будет сформировано  доброе, бережное отношение к животным, сочувствие, любознательность.
  • Родители станут более активными участниками образовательного процесса

Мониторинг.

Выявление знаний и представлений детей о природе севера и северных животных.

  1. Чем отличается север от нашего края?
  2. Какая погода на севере?
  3. Как называются большие глыбы льда, плавающие по морю?
  4. Какое красивое явление природы бывает только на севере?
  5. Какие животные живут на севере?
  6. Чем питаются животные севера?
  7. Зачем животным севера теплый мех?
  8. Как называют детенышей животных (тюленя, моржа, песца)?
  9. Смогут ли эти животные жить в нашем крае?

Список литературы.

  1. Акимов Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М., 2007.
  2. Иванова А.И. Живая экология. М., 2006.
  3. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2003.
  4. Комратова Н.Г., Грибова Л.Я. Мир в котором я живу: Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. М., 2006.
  5. Шорыгина Т.А. Стихи и сказки о родной природе. М., 2005.
  6. Шорыгина Т.А. Беседы о русском Севере. М., 2008.

Приложения

СКАЗКИ, РАССКАЗЫ

Отчего у белого медведя нос чёрный»

(юкагирская сказка)

Белый медведь по зимней тундре идёт – его не заметишь.

Со льдины на льдину перескакивает – будто ветер снегом кидается.

На берегу станет – как кочка, снегом прикрытая.

Но всё это только тогда, когда медвежьего носа не видно.

Потому что нос у него – чёрный.

Кругом всё бело, а чёрный мячик по льдине скачет – медведь бежит. Из-за носа своего остаётся очень часто ни с чем – все от него удрать успели!

В давние времена, однако, медведь весь белым был. И нос у него был белый.

Тогда он не только к моржу или нерпе легко подкрадывался, но и к человеку не боялся близко подходить.

Охотники в тундру уйдут, а он к стойбищу подходит, женщин и детей пугает, еду крадёт.

Надоело это людям, решили они медведя проучить.

Охотники уехали из стойбища – медведь это видел.

А вот как они тихо назад вернулись - он не заметил и вздумал, как всегда, сушёной рыбы у людей взять, детей напугать.

Пришёл.

Тут-то охотники и выбежали ему навстречу. У каждого в руке головешка от костра.

Медведь бросился в одну сторону, в другую – всюду охотники, собаки, огонь.

Вся шкура у него стала в чёрных пятнах. Но хуже всего медведю пришлось, когда один из охотников горящей головешкой его по носу ударил. И нос стал чёрным.

Удрал медведь на самую дальнюю льдину, в океан. Целую зиму там сидел, пятна чёрные сводил. Шерсть новая отросла, белой стала.

А нос так навсегда и остался чёрным.

Сперва медведь не понял, в чём дело: никого поймать не может! Все от него убегают!

Потом сообразил: звери его чёрный нос видят!

Теперь, когда медведь к тюленям или нерпам крадётся, он нос лапой закрывает.

Вот какой хитрый!

А с людьми с той поры он встречаться не любит. Лучше от них прочь да подальше!

«Белёк». Геннадий Снегирев.

Куда ни глянешь, вокруг одни льды. Белые, зеленоватые, блестящие на солнце. Я стал вглядываться в узкую полоску воды, которую разрезал во льдах наш корабль.

И вдруг я увидел два чёрных глаза. Они смотрели на меня со льдины, медленно проплывавшей мимо.

— Стой! Стой! Кто-то за бортом! — закричал я.

Корабль замедлил ход и остановился. Пришлось спустить шлюпку и вернуться к льдине.

Льдина была покрыта искрящимся снегом. И на снегу, как на одеяле, лежал белёк — детёныш тюленя.

Тюлени оставляют своих малышей на льду, и только утром приплывает к бельку мать, покормит молоком и опять уплывает, а он весь день лежит на льдине, весь белый, мягкий, как плюшевый. И если бы не большие чёрные глаза, я его не заметил бы.

Положили белька на палубу и поплыли дальше.

Я принёс ему бутылочку молока, но белёк пить не стал, а пополз к борту. Я оттащил его обратно, и вдруг из его глаз покатилась сначала одна слеза, потом вторая, и так и посыпали градом. Белёк молча плакал. Матросы зашумели и сказали, что надо скорее положить его на ту льдину. Пошли к капитану. Капитан поворчал-поворчал, но всё же развернул корабль. Льды ещё не сомкнулись, и по водяной дорожке мы пришли на старое место. Там белька снова положили на снежное одеяло, только на другую льдину. Он почти перестал плакать. Наш корабль поплыл дальше.

ЗАГАДКИ

Ночью ухает: «Ух – ух!»

Съем любого, кто лопух.

Догоню, когтями – цап!

Утащу и съем во льдах.

У меня желты глаза,

Перья тонки, белы,

Клюв короткий и кривой –

Я охотник смелый. (Полярная сова).

Длинный мех бел, как снег.

Ест тюленей и рыб на обед.

Он отличный пловец

И заботливый отец.

Трёхметровый великан,

Весит тыщу килограмм!

И в любую непогоду

Спрячет деток он в берлогу. (Белый медведь).

В океане тёмно – синем,

Лапой выудив моржа,

На полярной скользкой льдине

Я дрейфую не дрожа. (Белый медведь).

В бурном море поохотясь,

С белой пеной на боках

Из холодных вод выходим

Мы на ластах и китах. (Моржи)

Толстый в складку богатырь

В ластах и безухий.

Ковыряет с дна морского

Раковин покушать.

У него клыки, как сабли,

Мех короткий, но густой

Угадайте –ка ребятки,

Что за богатырь такой. (Морж)

Хвост поджав, во льдах ночую,

Выношу мороз любой.

Я по северу кочую

В тёплой шубе голубой. (Песец)

Он для всех хороший друг

в тундре, где Полярный круг.

Есть рога и тёплый мех,

что зимой так греет всех.

Возит нарты далеко,

с ним на Севере легко.

Ищет ягель целый день.

Это. (Северный олень)

Что за хищник за такой,

С шерстью бело – голубой?

Хвост пушистый, мех густой,

В норы ходит на постой.

Птицы, яйца, грызуны

Для него всегда вкусны.

На лису похож немного,

Тоже псовая порода. (Песец)

Корешки морошки гложем,

Мох грызём в конце концов.

Но без тундры жить не можем,

Хоть пугаемся песцов. (Лемминги).

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга (Олень)

Раскидистые ветки

Ношу на голове.

На Севере холодном

Приходится жить мне.

Лишайник, мох и травку

Весной и летом ем.

Зимой людей на санках

Вожу на радость всем. (Олень)

Утоляем голод мхами…

Пусть укрыла их пурга,

Как лопатами, рогами

Разгребаем мы снега. (Олень).

В ночь беззвёздную до чума

Кто добраться вам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье? (Олень)

Она, как снег, от солнца прячется.

А мышки – от неё. (Сова)

СТИХИ

                     Олень

Молодой олень, молодой олень,

Как тете не лень бегать целый день,

По колючим скалам, по сырой траве

Носишь ты дерево на своей голове

Но придет зима, холода придут

Люди в нарты тебя запрягут.  

                 

            Голубой песец

Он зимой красивее всех,

Гордый и счастливый –

Он зимою носит мех

С голубым отливом.

Но и нынче после линьки

Он хорош, как на картинке.

                  Морж

Моржу не холодно лежать,

На полярном острове:

Тупая морда у моржа,

Но бивни очень острые

Надоест моржу во льдах –

Двинет носом льдину.

Подо льдом блеснет вода,

Под водою – рыбы

Глыбы раздвигаются –

Рыбы разбегаются.

        Полярная сова

Как в тундре снег

Белым-бела,  летит

Полярная сова

Ей не страшны мороз, зима

И полночи беззвездная тьма!

Следят локаторы ушей

За перебежками мышей,

И видят их сквозь тьму глаза

Сова – мышиная гроза.

Чистоговорки

«ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА»

ЛЕНИ – ЛЕНИ – ЛЕНИ - огромные тюлени

ЛЕНЬ-ЛЕНЬ-ЛЕНЬ- маленький тюлень

ЛЕНИ – ЛЕНИ – ЛЕНИ - рогатые олени

АРС – АРС – АРС - пятнистый снежный барс

ВЕДИ – ВЕДИ – ВЕДИ - белые медведи

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ - пушистые песцы

ЖИ – ЖИ – ЖИ - тяжелые моржи

АНЕ – АНЕ – АНЕ - айсберг в океане

КОЛ – КОЛ – КОЛ - проплывает ледокол

ФИЗМИНУТКИ

«Мы веселые ребята»

Мы веселые ребята,

Посмотрите все на нас

(руки на пояс, повороты туловища в стороны)

А теперь мы оленята

Рожки выросли у нас,

(скрестить руки над головой)

Мы копытом бьем по снегу, устали не знаем

Только бьем не от безделья – ягель добываем.

(шаркать по полу  то левой, то правой ногой)

Мы мороза не боимся, нам не страшны холода

(повернуться друг к другу, хлопки в парах)

И мы носим очень гордо, красоту свою – рога!

(повороты головы в сторону)

«Здесь всюду холод, лед и тень»

Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи)

Полгода — ночь, (закрывают глаза ладонями)

Полгода — день. (выпрямляются, поднимают руки вверх)

Из льда здесь люди строят дом, (соединяют руки над головой — «крыша»)

И океан покрыт весь льдом. (разводят руки в стороны)

Зверей ты здесь почти не встретишь. (ставят ладонь козырьком над глазами)

И птиц ты в небе не заметишь. (делают махи руками)

Лишь мишка, белый, словно иней, (подражают походке медведя)

Хозяин ледяной пустыни. (руки на поясе, стоят смирно)

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«ПОЛЯРНАЯ СОВА И КУРОПАТКИ»

ЦЕЛЬ: Развивать реакцию на сигнал, учить бегать в разных

            направлениях, не наталкиваясь, друг на друга, расширять

            познавательный интерес о птицах.

ПРАВИЛА ИГРЫ: «Полярная сова» находится в углу площадки, «куропатки» - под тихие, ритмичные удары бубна бегают по площадке, под громкие - становятся «столбиком» и не шевелятся. « Полярная сова» обходит куропаток и того, кто шевелится -забирает и уводит с собой. В заключение игры, после 4-5 раз повторений, воспитатель отмечает детей, особо отличившихся.

«ОЛЕНЬИ УПРЯЖКИ»

ЦЕЛЬ: Учить детей ходить и бегать парами, преодолевая

             препятствия, расширять знания о способах передвижения на

             Севере, познакомить с понятием «каюр».

ПРАВИЛА ИГРЫ:

1 вариант: дети стоят парами вдоль стены или площадки (упряжки). Один ребенок изображает оленя, другой - роль каюра. По сигналу воспитателя «упряжки» бегут друг за другом, преодолевая препятствия (объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику). Доехав до стойбища, каюры отпускают своих оленей. По сигналу воспитателя: «Олень далеко, ловите оленя» каждый каюр ловит свою упряжку. При повторении игры каждый каюр меняется со своим оленем.

2 вариант - две - три «упряжки» стоят вдоль стенки, а у противоположной стены находится приз. По сигналу воспитателя (удар в бубен) «упряжки» бегут к намеченной цели. Побеждает тот, кто первым возьмет приз.

«ЛЬДИНКИ, ВЕТЕР И МОРОЗ»

ПРАВИЛА  ИГРЫ:

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

                                 Холодные льдинки,

                                 Прозрачные льдинки,

                                 Сверкают, звенят

                                 Дзинь, дзинь...

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят: «Дзинь, дзинь!» до тех пор, пока не услышат сигнал: «Ветер!». Дети- льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг - большую льдинку. На сигнал: «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

      Выигрывают те, у которых в кругу оказалось большее число играющих. Менять движение можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!»

«КУРОПАТКИ И ПЕСЕЦ»

ПРАВИЛА  ИГРЫ:

Все играющие - куропатки, один - песец. Куропатки бегают по полю, песец сидят за сугробом. На сигнал «Песец!» все куропатки прячутся за сугробами, а песец их ловит.

На сигнал «Песец убежал!» игра продолжается: куропатки опять летают.

«ВОЛК И ОЛЕНИ»

Из числа играющих выбирается волк, остальные – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного волк отводит к себе.

ПРАВИЛА ИГРЫ. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Северо-Западный район"

Состав,ЭГП, Природные условия и ресурсы. Города  на старых водных путях....

Урок географии 9 класс : «Влияние природно – ресурсного потенциала на развитие экономики Европейского Севера»

Тип урока: урок изучения нового материалаФорма организации учебной деятельности: индивидуально - групповая в сочетании с технологией проблемного обученияЦели урока: ·...

Урок в 9 классе по теме "Северо-Западный район"

Урок изучения нового. Модульный урок с применением компьютерной презентации. Начинается урок с проблемной ситуации, повторение изученного осуществляется как соревнование по рядам. Изучение нового прох...

Тестирование по теме "Европейский Север и Северо-Запад России" 9 класс

Тестирование по географии для учащихся 9 класса по теме "Европейский Север и Северо-Запад России" (в двух вариантах)...

В Сибири на обширной территории протянулась зона Крайнего Севера с суровыми условиями природы, трудными для жизни людей. Какова, на ваш взгляд, стратегия дальнейшего освоения Севера?

В Сибири на обширной территории протянулась зона Крайнего Севера с суровыми условиями природы, трудными для жизни людей. Какова, на ваш взгляд, стратегия дальнейшего освоения Севера?Половина территори...

Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после ордынского нашествия

технологическая карта урока по учебнику Пчелова Е. История России с древнейших времен до к. XVI в. издательства "Русское слово"...

Рабочий лист "Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия". История России, 6 класс.

Рабочий лист "Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия". История России, 6 класс....