Программа воспитательной работы
методическая разработка на тему
Воспитательная система - развивающееся явление. Развитие системы - процесс управляемый. Программа призвана упорядочить совокупность компонентов воспитательного процесса (целей, субъектов воспитания, их деятельности, отношений, освоенной среды) и объединить всех участников вокруг социально значимой для всех деятельности. Программа отражает один из наиболее фундаментальных факторов педагогической деятельности: училище предстает как целостный организм, имеющий собственную логику функционирования и развития, в котором происходят процессы саморегуляции и самоорганизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitatelnoy_raboty.docx | 93.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Название программы:
Программа воспитательной работы ГОУ НПО ХМАО-Югры «Покачевское профессиональное училище – 15».
Назначение программы:
Программа является организационной, методической, нормативно-правовой основой для реализации воспитательной работы в ГОУ НПО ХМАО-Югры «ППУ-15» по обеспечению высокого уровня профессиональной подготовки учащихся, с целью ее социальной адаптации и занятости. Определяет концептуальные положения воспитательной работы училища на 2009 - 2014 годы и особенности реализации перспективных приоритетных направлений воспитательной работы ППУ-15 в контексте модернизации системы образования РФ и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2015 года.
По ходу реализации Программы могут быть допущены коррективы в плане мероприятий по осуществлению направлений деятельности.
Дата утверждения программы:
Программа воспитательной работы ГОУ НПО ХМАО-Югры «Покачевское профессиональное училище – 15» обсуждена и одобрена на заседании педагогического совета училища. Протокол педсовета № 5 от 22.02.2009.
Цель программы:
Создание условий для формирования конкурентоспособной, социально-активной, ценностно-ориентированной личности выпускника в условиях активной воспитательной среды
Подпрограммы:
- Программа адаптации вновь прибывших учащихся
- Программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся «Здоровье»
- Программа по профилактике вредных привычек «Я выбираю жизнь»
- Программа по правовому воспитанию и профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся «Мы и закон»
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
Получение моделируемой личности выпускника – мобильного, динамичного, конструктивного специалиста, способного самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, обладающего развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Сроки реализации программы:
2009 - 2014 годы
Участники программы:
- Учащиеся
- Педагоги
- Родители
- Администрация
Источник финансирования программы:
Департамент образования и науки ХМАО-Югры
Система контроля за исполнением программы:
Контроль за исполнением программы осуществляет администрация ППУ-15
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Покачевское профессиональное училище - 15, как и вся начальная профессиональная школа, призвано удовлетворять текущие потребности города и округа в специалистах, обладающих не только широким общим кругозором, но и профессиональной мобильностью, умением быстро адаптироваться к новым условиям производства. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010г» подчеркивается: «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Роль начального профессионального учебного заведения не ограничивается только образованием. Большое значение имеет и воспитательная работа. Именно от воспитательной работы зависит уровень развития личности молодого рабочего, становление его духовно-нравственных, умственных, профессиональных, физических и других качеств, а, следовательно, зависит и уровень развития общества в целом, его социальное благополучие.
Воспитательная работа в училище имеет свои особенности. Здесь идет продолжение воспитательного процесса на заключительном этапе формирования личности. Это самый сложный этап, когда перед педагогическим коллективом стоит задача выпустить из училища квалифицированного специалиста, современного рабочего, с наименьшим наследием вредных привычек, готового к взрослой, самостоятельной жизни, способного адаптироваться в жизни общества после получения профессии.
В ГОУ НПО ХМАО-Югры «Покачевское профессиональное училище – 15» сложилась своя многофункциональная система воспитания, в которой, как целеполагающие, заложены идеи воспитания трудолюбия и профессиональной компетентности, духовно-нравственного развития личности, формирования гражданского самосознания; уважения к правам и свободам человека; любви к Родине, семье; привития навыков самостоятельности и ответственности; развития творческих способностей учащихся через создание условий в учебно-воспитательном процессе, дополнительном образовании и внеучебной деятельности.
Воспитательный процесс в ГОУ НПО ХМАО-Югры «Покачевское профессиональное училище-15» рассматривается как неотъемлемая часть профессионального и личностного становления будущих специалистов.
Организация воспитательной деятельности в училище опирается на нормативно-правовые акты федерального, регионального и училищного уровня, такие как: Конституция Российской Федерации; Законы РФ и ХМАО-Югры «Об образовании»; Национальная доктрина образования в Российской Федерации; Концепция модернизации Российского образования; Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации и т.д. Стратегия развития образования ХМАО-Югры, концепция развития системы образования ХМАО-Югры и т.д. Исходя из федеральной и региональной нормативно - правовой базы, касающейся обучения и воспитания будущих специалистов, были разработаны соответствующие локальные акты, регламентирующие организацию и проведение воспитательной работы в училище: Правила поведения обучающихся, Положение о поощрениях и взысканиях, Положение о стипендиальном обеспечении учащихся, Положение о родительских комитетах, Положение о классном руководстве, Положение о Совете профилактики, Положение о материальной помощи учащимся, Положение о конкурсе на лучшую группу.
Отрабатываются различные формы социального партнёрства, участия в программах округа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту», федеральных программ: «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодёжи в РФ», «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2005-2010гг.».
Воспитательная система Покачевского профессионального училища – 15 включает воспитание учащихся в процессе обучения, производственной и внеучебной деятельности, в ходе которых решаются проблемы коллективного и индивидуального воспитания.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ |
ОБУЧЕНИЕ | ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
УЧЕНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ |
Воспитательная система - развивающееся явление. Развитие системы - процесс управляемый. Чтобы успешно управлять ее развитием, надо ясно представлять закономерности, тенденции и этапы этого процесса. Данная программа представляет собой обобщение опыта работы прошлых лет и призвана определить перспективы развития воспитательной системы на следующие годы. Необходимость разработки программы воспитания в училище обусловлена потребностями обновления содержания воспитательной работы требованиями очередного этапа реформирования системы образования. Ее актуальность подтверждена и результатами конкретно-социологических исследований по самым различным вопросам, включая отношение учащихся к нравственности, состояние преступности среди учащейся молодежи, основные формы проведения досуга и т.п. Программа призвана упорядочить совокупность компонентов воспитательного процесса (целей, субъектов воспитания, их деятельности, отношений, освоенной среды) и объединить всех участников вокруг социально значимой для всех деятельности. Программа отражает один из наиболее фундаментальных факторов педагогической деятельности: училище предстает как целостный организм, имеющий собственную логику функционирования и развития, в котором происходят процессы саморегуляции и самоорганизации.
Программа состоит из следующих разделов:
- Паспорт программы
- Пояснительная записка
- Цель и задачи программы воспитательной работы
- Концептуальные основы
- Ожидаемый результат
- Этапы формирования личностных и профессиональных качеств
- Участники программы
- Содержание воспитательного процесса
1. Управление воспитательным процессом
- Модель управления
- Ученическое соуправление
- Социальное партнерство
2. Работа с учащимися
- Основные направления воспитательной работы
- Воспитательная работа в учебной группе
3. Работа с родителями
4. Социально-психологическое сопровождение учащихся
- Методическое обеспечение
- Информационное обеспечение
- Материально-техническое обеспечение
- Механизм реализации программы
- Мероприятия по реализации программы
- Диагностика
- Литература
Программа воспитательной работы ГОУ НПО ХМАО-Югры «Покачевское профессиональное училище – 15» рассчитана на период с марта 2009 г. по июнь 2014 г.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель:
Создание условий для формирования конкурентоспособной, социально-активной, ценностно-ориентированной личности выпускника в условиях активной воспитательной среды
Задачи:
- создание нравственно и эмоционально благоприятной среды для формирования гармонично-развитой и ценностно-ориентированной личности;
- создание условий, способствующих процессу самосознания, саморазвития, саморегуляции, самосовершенствования учащегося;
- выявление и содействие реализации творческих способностей учащихся;
- повышение роли ученического самоуправления;
- развитие потребности в здоровом образе жизни;
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
Ведущие идеи воспитательной работы в училище:
- приоритетом воспитательной системы является воспитание конкурентоспособного молодого рабочего, творчески мыслящего, способного к самосовершенствованию и самореализации, обладающего ответственностью и гражданским самосознанием.
- гуманистическая направленность воспитания
Методологическими ориентирами организации воспитательной работы являются такие подходы, как системный, деятельностный, культурологический, личностно-ориентированный и компетентностный.
Принципы воспитания:
1. Принцип гуманности, провозглашенный в законе об образовании 1992 г. Гуманистический подход к воспитанию учащихся основан на признании человека высшей ценностью, он требует от ИПР полного принятия учащегося, ориентации на взаимное доверие, взаимодействие и уважение ИПР и учащихся.
2. Принцип толерантности, провозглашенный ЮНЕСКО как необходимый компонент взаимопонимания, уважения, терпимости молодежи разных стран, религий, профессий.
На его основе возможно не только эффективное формирование уважения к культуре и традициям собственного и других народов, но и формирование гражданских качеств, воспитание духовности, приоритетов социальной адаптации.
С другой стороны, принцип толерантности крайне важен в борьбе с нарастающей в городе агрессивностью подростков, все более привыкающих и зачастую одобряющих распространение насилия, зла, нетерпимости.
3. Принцип самореализации, четко следующий из позиции молодежи, обозначенной в социологических опросах. Он проявляется в стремлении к высокой квалификации, независимости материальной, духовной, профессиональной. В этом случае особую роль приобретает самоорганизация, реализация «Я – концепции» подростков и молодежи.
Принципы организации воспитательной работы:
1. Принцип коллективизма, следующий из приоритетного стремления молодежи иметь друзей как в широком социуме, так и в училище.
2. Принцип универсализации воспитания, его осуществления не только в училище, но и в семье и в социуме. Это учитывает глубокие изменения во взаимоотношениях работодателей и училища, обновляемый характер социального партнерства.
Социальное партнерство в воспитании подразумевает сотрудничество училища с широким кругом социальных структур, которые играют роль в воспитании подрастающего поколения. Это – общественные организации, союзы и ассоциации, учреждения дополнительного образования, городская библиотека, центры психологической помощи семье и подростку и т.д.
3. Принцип сопряженной возрастной идеологии воспитания, включающей – через правовое образование – формирование раннего правосознания, ведущего к законопослушанию. Сущность этого принципа заключается в том, что подростки, пришедшие в училище – это уже «группа риска», имеющая свою трактовку законодательных норм в обществе.
4. Принцип совместной творческой работы учащихся, ИПР, родителей. Формирование такой воспитательной среды, которая помогает подростку раскрыть свои потенциальные возможности, жить и продуктивно развиваться как неповторимой индивидуальности.
5. Принцип вариативности воспитания. Предполагает создание ситуаций свободного выбора. Свободный выбор позволяет учащимся проявиться на уровне индивидуальности, стимулирует внутреннюю активность, его способность к самоопределению, самореализации. Именно в процессах творческой, созидательной деятельности по выбору идет активное развитие духовного опыта молодого человека.
6. Принцип умеренного традиционализма. Использование опыта прошлых лет в традиционных, идущих вне времени направлениях воспитательной работы.
Принципы опережающей воспитательной работы
- Принцип организации воспитательной работы с ориентацией на зону ближайших интересов, жизненных ценностей и приоритетов современной молодежи.
- Принцип организации воспитательной работы на базе предварительной социопедагогической диагностики и социологических исследований субъектов воспитательного процесса.
- Принцип создания дифференцированных моделей и механизмов воспитательной работы, отражающих специфику контингента училища.
Ведущим принципом воспитания мы выбрали новый принцип, предложенный И.П. Смирновым и Е.В.Ткаченко – ориентация на интересы молодежи. Как известно, зона ближайших интересов – это набор личностных характеристик, качеств и сопутствующих им интересов, осуществляя побудительное воздействие, вызывает существенные сдвиги в поведении, уровне притязаний и самооценке молодежи, системе отношений между субъектами взаимодействия и обучения, что особенно важно в учебно-воспитательном процессе (Смирнов И.П., Ткаченко Е.В.).
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ВЫПУСКНИКА ППУ – 15
В этой модели каждому субъекту жизнедеятельности Покачевского профессионального училища - 15 отведено определенное место: администрация (А); социально-психологическая служба (СПС); преподаватели (П); воспитатели (классные руководители, мастера) (В); ученический коллектив (УК); семья обучающихся (С)
1-й этап (абитуриент):
- профориентационная деятельность (П, В, М, А);
- диагностика личностных качеств и профессиональных способностей (СПС);
- комплексный анализ уровня социализации (А).
2-й этап (1-й курс):
- диагностика и развитие познавательной деятельности обучаемых (СПС);
- определение степени обучаемости и обученности (П);
- формирование базовых общеучебных и профессиональных компетенций (ЗУН) (П);
- включение в творческую деятельность в рамках учебной группы и всего ученического коллектива (В);
- усвоение традиций училища (УК, В);
- помощь в самоорганизации (С);
- формирование начальных профессиональных компетенций (М, П).
3-й этап (2-й курс):
- развитие рефлексивных способностей (СПС);
- усиление развивающих функций общеобразовательной подготовки в соответствии с госстандартами НПО (П, М);
- формирование коммуникативных качеств и общественной активности (УК);
- формирование личностных и профессиональных качеств личности обучаемых (В);
- формирование профессиональных компетенций в выбранной профессии (М).
4-й этап (3-й курс):
- проектирование профессиональной карьеры (СПС);
- ориентирование преподавания на модель специалиста, завершение формирования профессиональной компетенции (П, М);
- завершение формирования качеств личности, соответствующих модели выпускника училища (В, П);
- помощь в осмыслении себя и своего места в социуме (УК).
По окончании каждого этапа проводится диагностика и корректировка воспитательно-образовательной программы, а по окончании четвертого этапа для того, чтобы убедиться в правильности выбора, вновь возвращаемся к первому.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Результатом решения поставленных целей и задач в соответствии с принципами воспитания является подготовка специалиста, которому свойственны:
Модель выпускника ППУ-15:
Творческая компетентность:
- разносторонние интересы;
- этическая и эстетическая культура;
- творческая активность на оптимальном для каждого учащегося уровне;
- творческое мышление;
- способность к самоопределению и самореализации.
Коммуникативная компетентность
- умение устанавливать конструктивные отношения в коллективе;
- умение разрешать конфликты;
- умение самостоятельно принимать решения и осознавать меру ответственности за них;
- умение отстаивать свои взгляды и убеждения.
Здоровьесберегающая компетентность:
- потребность в здоровом образе жизни:
- осознание отношения к своему здоровью и физической культуре;
- разумная потребность в физическом развитии.
Профессиональная компетентность (познавательные интересы, профессиональные знания и умения):
- профессиональная готовность, способность к повышению профессиональной квалификации;
- осознанные профессиональные интересы и их реализация;
- способность использовать знания и профессиональные умения на
- практике;
- рациональная организация, самообразование;
- достижение уровня компетенции, соответствующей требованиям
- на рынке труда;
- умение адаптироваться в современных социально-экономических
- и производственных условиях.
«Жизненная» компетентность (ценностный потенциал):
- стремление осмыслить такие понятия, как честь, долг,
- ответственность, профессиональная гордость, гражданственность, отечество, семья, культура;
- экология и безопасность жизнедеятельности;
- признание демократических прав и культуры других людей (наций и религий);
- знание и соблюдение правовой основы жизнедеятельности общества;
- самоуважение и самодостаточность;
- восприятие человеческой жизни как главной ценности;
- адекватная самооценка, рефлексия;
- оптимизм и настойчивость в определении трудностей.
Рынок образовательных услуг вынуждает нас уделять основное внимание обеспечению качества своего конечного продукта, т.е. комплексу мер, гарантирующих выпускникам высокий уровень профессионального образования. Сформированность не только профессиональных, но и ключевых компетенций позволит выпускникам училища уверенно чувствовать себя не только на муниципальном, региональном, но и федеральном рынках труда.
УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ
- Педагогический коллектив
- Ученический коллектив
- Родители
Характеристика участников воспитательного процесса
Педагогический состав
В ППУ-15 работает творческий педагогический коллектив, способный решать задачи воспитания подрастающего поколения. Из 25 человек, работающих в училище,
высшее педагогическое образование имеют 14 человек,
высшее специальное – 6 человек,
среднее специальное – 5 человек;
высшую квалификационную категорию – 9 человек;
первую квалификационную категорию – 10 человек;
вторую квалификационную категорию – 5 человек.
Качественный и количественный состав инженерно-педагогических работников
№ п/п | Инженерно-педагогические и руководящие работники | Всего человек | Образование | ||
Высшее педагог. | Высшее специальное | Среднее специальное | |||
1. | Администрация | 5 | 3 | 2 | |
2. | Преподаватели | 6 | 6 | - | - |
3. | Мастера п/ об | 10 | 2 | 3 | 5 |
4. | Прочие | 4 | 3 | 1 | |
5 | классные руководители | 11 | 7 | 1 | 3 |
№ п/п | Инженерно-педагогические и руководящие работники | Категория | |||
Высшая | Первая | Вторая | Без категории | ||
1. | Администрация | 4 | 1 | - | - |
2. | Преподаватели | 1 | 5 | - | - |
3. | Мастера п/о | 3 | 3 | 3 | 1 |
4. | Прочие | 1 | 1 | 2 | - |
5 | классные руководители | 3 | 5 | 3 | - |
Состав обучающихся
В наше училище ежегодно поступают юноши и девушки из общеобразовательных учреждений города Покачи и поселка Аган. Социальный состав учащихся:
Сравнительный анализ социального портрета учащихся ППУ-15
Социальный состав обучающихся | 2006-07 г. | 2007-08 | 2008-09 |
Всего обучается | 222 | 216 | 212 |
Мальчиков | 148 | 137 | 113 |
Девочек | 74 | 79 | 99 |
Дети сироты | 5 | 3 | 3 |
Дети инвалиды | 2 | 4 | 2 |
Дети из неполных семей (всего) | 61(27%) | 58 (27%) | 46 (22%) |
Проживают с матерью | 57 | 55 | 43 |
с отцом | 4 | 3 | 3 |
Дети коренной национальности | 0 | 2 | 2 |
Семья с низким уровнем дохода | 52(23%) | 43(20%) | 33(16%) |
Многодетные семьи | 11 | 11 | 14 (7%) |
Количество семей «группы риска» | 1 | 1 | 1 |
Состоит на учете ОДН ОВД | 13 (5,8) | 7 (3,2) | 6 (2,8%) |
Условно-осужденных | 2 | 3 | 2 |
Большую часть учащихся составляют выпускники школ, имеющие низкий уровень базовой подготовки, «социализации» и мотивации к обучению. Учащиеся недостаточно подготовлены к активной социальной жизни, у них не сформированы социальные жизненно важные навыки, установки на здоровый образ жизни, низкий уровень культуры.
Родители обучающихся
В училище приходят учащиеся из различных семей: 22% от общего количества составляют неполные семьи; около 20% - семьи с низким уровнем дохода; многодетных семей – 17 %; 1 семья относится к группе риска. Уровень образования родителей в основном общее среднее и среднеспециальное. Профессии отцов – 80% квалифицированные рабочие, матерей – около 80% - работники бюджетной сферы и служащие.
Социальное партнерство
Социальными партнерами училища в подготовке компетентного специалиста являются: предприятия и организации города, комитет по делам молодежи г. Покачи, спортивная школа, спортивно-оздоровительный комплекс «Звездный», Центр досуга «Этвит», ДК «Октябрь», Центр развития творчества детей, городская библиотека, музей и др.
Сотрудничество в воспитательном пространстве с этими организациями и учреждениями поможет существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить проблему социализации учащихся, а также повысить их конкурентоспособность на рынке труда. (Приложение 1. Модель социального партнерства).
СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Содержание включает в себя следующие разделы:
- управление воспитательным процессом
- модель управления воспитательным процессом
- ученическое соуправление
- работа с коллективом учащихся
- основные направления воспитательной работы
- воспитательная работа в учебной группе
- работа с родителями
- социально-психологическое сопровождение учащихся
УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ
Модель управления
Важнейшее место в обеспечении эффективности воспитательной работы принадлежит структуре управления воспитательным процессом в училище. Управление воспитательной системой училища предполагает координацию работы всех ее компонентов. Управление носит административно-общественный характер, его субъектами являются администрация училища, Совет училища, педагогический совет, методическое объединение классных руководителей, родительские комитеты, органы ученического соуправления, Совет профилактики училища. Главная задача управления — контроль за реализацией положений данной программы. (Приложение 2. Модель управления воспитательным процессом).
Структура подразделений, организующих и контролирующих воспитательный процесс:
Заместитель директора по воспитательной работе
Социально-психологическая служба
Педагог-организатор
Педагог-организатор ОБЖ
Руководитель физического воспитания
Музыкальный руководитель
Методическое объединение классных руководителей
Воспитательная работа в училище строится исходя из того, что воспитание есть управление процессом развития личности учащегося. В целях усиления влияния преподавательского состава на личностное и профессиональное становление будущих специалистов, обеспечение эффективной адаптации учащихся к условиям обучения в училище функционирует методическое объединение классных руководителей, деятельность которого осуществляется на основе Положения о методическом объединении.
Работа классных руководителей является составной частью воспитательного процесса училища. Она направлена на формирование ученических коллективов, интеграцию их в различные сферы деятельности, на создание условий для самореализации обучающихся, максимального раскрытия их потенциальных способностей и творческих возможностей, координацию и коррекцию различных влияний на учащихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. Классные руководители групп в ППУ-15 назначаются приказом директора. Их работа строится в соответствии с «Положением о классном руководстве».
Ученическое соуправление
В приоритетных направлениях развития российского образования определено одним из ключевых развитие студенческого самоуправления как особой формы самостоятельной деятельности, направленной на решение актуальных проблем обучающихся, повышение их социальной активности, поддержку общественно значимых инициатив. Учитывая особенности контингента учащихся мы приняли стиль соуправления, а не самоуправления, чтобы избежать прежнего формалистского подхода. Работа ученического соуправления осуществляется на основе Положения об ученическом соуправлении.
СТРУКТУРА СОУПРАВЛЕНИЯ В ППУ – 15
совет учащихся
Ученическое соуправление является неотъемлемой частью всей общеучилищной системы управления и реализует важнейшие функции организации внеучебной жизни. Главной целью ученического соуправления является формирование у обучающихся на основе самостоятельности в решении вопросов ученической жизни активной жизненной позиции, навыков в управлении; готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека.
Структура ученического соуправления состоит из нескольких уровней-ступеней, при этом каждый предыдущий взаимодействует с последующим.
Первый уровень – распределение должностей между членами учебной группы, выбор Совета группы.
Второй уровень – организация работы комиссий, в которые входят представители всех групп.
Третий уровень предполагает работу Совета соуправления, состоящего из председателей комиссий.
(Приложение 3. Модель ученического соуправления.)
Мероприятия, осуществляемые органами соуправления:
- участие в планировании и организация жизни и деятельности учащихся в группе и училище;
- оформление уголков групп;
- участие в организации и проведении общеучилищных культурно-массовых и спортивных мероприятий;
- выпуск ученической газеты;
- участие в проведении конкурса «Лучшая группа года» и т.д.
Основными критериями эффективной деятельности ученического самоуправления в училище являются:
- включенность учащихся в организацию учебно-воспитательной деятельности и управления ею;
- умение учащихся организовать деятельность группы
- осознание ответственности за достижение совместных целей;
- умение анализировать и определять программу на перспективу.
Важной задачей, стоящей перед педагогическим коллективом на 2009 – 2014 гг. является создание молодежного общественного объединения учащихся ППУ – 15.
РАБОТА С КОЛЛЕКТИВОМ УЧАЩИХСЯ
Основные направления воспитательной работы:
- профессиональное воспитание
Цель: создание условий для развития творческих способностей в рамках выбранной профессии.
Содержание работы:
- организация профориентационной работы со школьниками;
- проведение социологических исследований, направленных на выявление состояния уровня профессиональной и личностной готовности учащихся к предстоящей профессиональной деятельности;
- осуществление системы мер, направленных на повышение уровня профессиональной мобильности молодых специалистов;
- проведение тематических классных часов;
- встречи с представителями изучаемых специальностей;
- проведение мероприятий, дающих возможность самореализации (конкурсы профессионального мастерства, предметные недели по профессиям и т.д.)
- укрепление общественных связей с базовыми производственными предприятиями и организациями, использование их возможностей для организации воспитательной работы с учащимися;
- организация взаимодействия с выпускниками училища, обеспечение их активного включения в работу по повышению профессиональной и социальной мобильности учащейся молодежи.
Планируемый результат:
Убежденность в правильном выборе профессии, успешное освоение выбранной профессии и адаптации в трудовом коллективе, формирование гордости за приобретаемую профессию.
- Нравственное воспитание
Цель: воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.
Содержание работы:
- Проведение тематических классных часов, бесед, лекций (изучение биографий известных людей, анализ проблем добра и зла, социальной справедливости и несправедливости, культура общения, поведения и т.д.);
- Изучение нравственного климата в семьях учащихся и группах, консультирование родителей, классных руководителей по выявленным проблемам;
- Изучение нравственной воспитанности учащихся и определение возможных путей коррекции;
Планируемый результат:
Формирование навыков взаимного уважения между людьми, взаимопомощи, заботы о старших, уважительное отношение к представителям противоположного пола и т.п.
- Гражданское и военно-патриотическое воспитание
Цель: формирование гражданской позиции учащихся, воспитание любви к Родине, развитие толерантности, готовности к несению военной службы, профилактика правонарушений; воспитание законопослушного гражданина.
Содержание работы:
- Организация мероприятий, повышающих правовую информированность учащихся, родителей, педагогов (встречи, круглые столы с представителями правоохранительных органов, недели правовых знаний и т.д.);
- организация мероприятий, посвященных памятным датам отечественной истории;
- организация тематических праздников, посвященным знаменательным датам;
- организация творческих вечеров и акций;
- организация акций, направленных на укрепление интернациональной дружбы между различными народностями, населяющими Россию;
- организация акций, направленных на формирование культуры мира и толерантности;
- экологическое воспитание учащихся;
- профилактика и предупреждение возможных нарушений дисциплины среди учащихся училища;
- оказание помощи в преодолении негативных явлений в семье, изучение интересов, потребностей, материального положения семей, семейных взаимоотношений; работа по сохранению положительного опыта воспитания.
- Организация социальной защиты учащихся
Планируемый результат:
Формирование отношения к понятиям «Родина», «Отчизна», «гражданин», «патриот» и т.п.; умение правильно оценивать свои поступки в соответствии с общечеловеческой моралью; признание демократических прав и культуры других людей (наций и религий); знание и соблюдение правовой основы жизнедеятельности общества;
В рамках данного направления реализуется подпрограмма по гражданско-правовому воспитанию «Мы и закон». Разрабатывается программа патриотического воспитания.
- Эстетическое воспитание
Цель: приобщение учащихся к эстетическим и культурным ценностям, создание необходимых условий для реализации их творческих способностей и задатков, вовлечение в активную культурно – досуговую деятельность через различные направления и формы работы.
Содержание работы:
- изучение талантов, способностей и интересов учащихся, включение их в творческие коллективы;
- развитие художественной самодеятельности, повышение уровня исполнительского мастерства;
- проведение различных конкурсов, фестивалей, тематических вечеров, праздников, театрализованных представлений и т.п.;
- организация творческого соревнования между группами;
- организация посещения музея, выставок, концертов ит.п.;
- взаимодействие с творческими коллективами г. Покачи в сфере культурной деятельности;
- участие в культурно-досуговой жизни региона, городских, окружных конкурсах, смотрах, фестивалях;
- привлечение учащихся, педагогов и сотрудников к эстетическому оформлению учебных кабинетов, к созданию эстетического внешнего облика училища.
Планируемый результат:
формирование художественно-эстетического восприятия, чувства, вкуса, развитие разносторонних интересов, этической и эстетической культуры.
- Валеологическое воспитание
Цель: развитие духовных и физических возможностей личности учащегося, формирование навыков здорового образа жизни
Содержание работы:
- Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий
- Проведение Дней Здоровья;
- Создание системы диагностики здоровья и оздоровления учащихся;
- Проведение тематических классных часов, бесед, дискуссий;
- Организация встреч с представителями здравоохранения
- Проведение акций, месячников по пропаганде здорового образа жизни
- Участие в городских, окружных и всероссийских акциях
- Организация работы Центра здоровья
Планируемый результат:
Формирование навыков здорового образа жизни, укрепление и сохранение здоровья учащихся.
Данное направление выполняется согласно подпрограммам: «Здоровье», «Я выбираю жизнь».
Воспитательная работа в учебной группе
Качество воспитательной работы зависит от постановки воспитательной работы в учебных группах. Ведущей, ключевой фигурой в организации целостного педагогического процесса в учебной группе является классный руководитель.
Содержание деятельности классного руководителя в учебной группе
Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Для достижения этой цели необходимо создать воспитательную систему группы.
Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:
Организационно-координирующее:
- разработка плана деятельности классного руководителя исходя из анализа, состояния и перспектив развития ученического коллектива. Прогнозирование результата воспитывающей деятельности.
- обеспечение связи училища с семьей;
- проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
- взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом училища;
- развитие ученического соуправления;
- стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования учащихся;
- взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом группы в целом;
- разработка необходимой методической документации по воспитательной работе в группе;
- организация работы по подготовке и проведению культурно-воспитательных мероприятий силами учащихся группы;
- защита, сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся:
- сотрудничество с медицинскими работниками;
- организация просветительской работы с обучающимися и родителями;
- изучение с учащимися правил поведения для учащихся, по охране труда, правил дорожного движения, безопасного поведения в городе и т.д.;
- обеспечение охраны и защиты прав обучающихся, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). Сотрудничество с социальным педагогом;
- Работа с учащимися, находящимися в социально опасном положении;
- Забота о внешнем виде учащихся.
Коммуникативные:
- регулирование межличностных отношений между обучающимися;
- установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
- содействие общему благоприятному климату в коллективе группы;
- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
Аналитико-прогностические:
- Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
- Определение состояния и перспектив развития коллектива группы.
Контрольные
- контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
- контроль за посещаемостью учебных занятий;
- контроль за соблюдением правил поведения;
Критерии оценки осуществления функций классного руководителя
Критерии результативности
Отражают уровень социального развития обучающихся:
- уровень общей культуры и дисциплины, гражданской зрелости, нравственности, воспитанности учащихся;
- успеваемость учащихся группы (высокая, средняя, низкая), формы ее контроля и повышения (с учетом реальных возможностей группы);
- комфортный психологический климат обучающихся;
Критерии деятельности
Позволяют оценить реализацию управленческих решений классного руководителя:
- организация воспитательной работы с обучающимися:
- сохранность контингента;
- массовые воспитательные дела группы;
- участие группы в общих делах училища (результативность участия);
- организация участия коллектива группы во внеучилищных мероприятиях (городские, окружные конкурсы);
- развитие ученического коллектива;
- социальная защищенность учащихся;
- умение разрешать конфликты (учащийся – учащийся, учащийся – педагог);
- вовлечение каждого учащегося в значимую для него и окружающих деятельность;
- активная деятельность классного руководителя:
- участие в мероприятиях по воспитательной работе и обмену опытом в рамках образовательного учреждения, города, округа;
- разработка и защита социальных проектов, программ по воспитательной работе на уровне училища, города и округа
- работа с родителями:
- организация совместных с родителями мероприятий;
- проведение родительских собраний;
- изучение семей учащихся и организация индивидуальной работы с семьями, нуждающимися в педагогической поддержке.
Изучение личности и коллектива учащихся
Работа классного руководителя в учебной группе начинается с самых первых дней учебного года. В течение года предстоит сформировать коллектив группы, изучить личность каждого учащегося, обеспечить его индивидуальное развитие, подготовить к профессиональной деятельности. Приступая к воспитательной деятельности, педагог должен, прежде всего изучить воспитанника: его индивидуально-психологические особенности, социальный опыт, уровень воспитанности, ценностные ориентации, условия воспитания личности в семье, ученическом коллективе и т.д. (Приложение 3. Программа педагогического мониторинга в группе. Приложение 4. Программа изучения личности учащегося)
Согласно исследованиям составляет характеристику на каждого учащегося и социальный паспорт группы, которые фиксируются в дневнике индивидуальной работы.
Методы диагностики:
Наблюдение
Анкетирование
Беседа
Тест
Полученная информация об учащемся учитывается при организации уроков, составлении программ и планов воспитательной работы на год и месяц, при организации и проведении внеурочных и внеклассных мероприятий для более успешного овладения различного рода компетенциями.
Планирование учебно-воспитательной работы в учебной группе
Диагностика группы учащихся в своей логической последовательности продолжается планированием деятельности классного руководителя. В общем виде планирование означает определение приоритетных задач воспитания учащихся группы на определенный срок на основе анализа проблем в их развитии, создание системы действий, мер, дел. Поскольку план рассчитан на перспективу, то содержание воспитательных задач непременно должно меняться от одного года к другому в зависимости от возраста и уровня профессионального становления учащихся. На первом курсе классный руководитель совместно с заместителем директора по воспитательной работе составляют программу воспитательной работы на три года, согласно программе воспитания ежегодно в начале учебного года уточняются, дополняются планы воспитательных мероприятий. (Приложение 5. Программа построения воспитательной работы в группе).
При планировании воспитательной работы учитываются:
- государственные, региональные, местные документы об образовании, воспитании;
- педагогические и методические рекомендации по вопросам воспитания и планирования;
- план работы училища;
- результаты изучения коллектива и отдельных учащихся;
- текущие и ожидаемые события в стране, городе, училище и т.д.;
В разработке плана непосредственное участие принимают учащиеся. Кроме воспитательной программы классный руководитель составляет план-сетку работы на месяц, где указываются конкретные дела с учащимися.
Организация воспитательной работы в учебной группе
Основными формами работы классных руководителей с группами являются: классные часы, экскурсии, праздничные вечера, индивидуальная работа с учащимися, организация участия учащихся в мероприятиях, проводимых в училище, в рамках города и округа. Индивидуальная работа с учащимися фиксируется в дневнике индивидуальной работы классного руководителя.
Основное требование к организации и проведению мероприятий – включение учащихся в подготовку и проведение. (Приложение 6. Круг обязанностей классного руководителя).
Анализ результатов воспитательной работы
Для более успешной работы с группой в конце учебного года классный руководитель анализирует свою деятельность по работе с учащимися и ее результат, т.е. рассматривает изменения, которые произошли с учащимися за данный учебный год. (Приложение 7. Схема анализа воспитательной работы в группе). После проведенного анализа делает выводы.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Цель: привлечение родительской общественности к активному участию в жизни училища и укрепление связей между семьей и училищем в целях установления единства воспитательного влияния на учащихся педагогическим коллективом ППУ -15 и семьей.
В училище сложилась определённая система работы с родителями. Регулярно проводятся родительские собрания, функционирует родительский комитет. Привлекаются родители к участию в управлении училищем через общественные объединения. В качестве общественных объединений в ППУ-15 действуют Совет училища, групповые и общеучилищный родительские комитеты. Они содействуют объединению усилий семьи и училища в деле обучения и воспитания детей, оказывают помощь педагогическому коллективу в воспитании у учащихся высоких нравственных качеств, сознательного отношения к труду, ответственности, организованности и дисциплины, культуры поведения.
Родительские комитеты руководствуются в своей работе Положением о родительском комитете, планом работы, решениями родительских собраний, рекомендациями педагогического совета, администрации ППУ -15, мастеров п/о и классного руководителя.
Родительские комитеты в группах избираются на общегрупповых родительских собраниях в количестве, соответствующем решению собрания. Избранные члены группового родительского комитета выбирают председателя и секретаря. На общегрупповом собрании избирается также один представитель в общеучилищный родительский комитет. Избранные представители групповых родительских комитетов составляют общеучилищный родительский комитет, который избирает председателя комитета, секретаря, председателей комиссий, которые считает необходимым создать. Ведутся протоколы родительских собраний и заседаний родительского комитета.
Взаимодействие училища и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности.
Основные способы общения родителей и педагогов:
- организация родительских конференций, собраний, лекториев, индивидуальных встреч, консультаций, круглых столов, клуба интересных и полезных встреч со специалистами;
- организация работы телефонной линии;
- использование средств телекоммуникации и регулярной почты;
- создание родительского комитета;
- проведение неформальных встреч родителей, учащихся, родителей (концерты, праздники, спортивные игры и т.д.)
- уважительное общение с учетом культурной, религиозной, национальной и этнической принадлежности родителей.
Формы деятельности по вовлечению родителей в воспитательный процесс:
- открытые уроки и внеклассные мероприятия;
- помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально-технической базы;
- участие родителей в работе Совета училища.
Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями реализует следующие цели:
- просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми;
- консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на учащегося;
- коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Содержание, формы и методы работы с родителями:
- Повышение психолого-педагогических знаний родителей:
- Психолого-педагогический лекторий:
- Психолого-педагогические проблемы адаптации учащегося к новым условиям;
- Трудности юношеского возраста;
- Будущая профессия учащегося;
- Нравственные ценности учащихся.
- Конференция.
- Открытые уроки и внеклассные мероприятия.
- Индивидуальные тематические консультации.
- Творческие группы, группы по интересам.
- Педагогическая дискуссия.
- Посещение семьи
- Переписка с родителями
- Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс:
- Родительские собрания;
- Родительские дни;
- Совместные творческие дела;
- Помощь в укреплении материально-технической базы;
- Социалогические опросы
- Семейные гостиные.
- Участие родителей в управлении училищем:
- Совет училища;
- Групповые родительские комитеты;
- Общеучилищный родительский комитет.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ
Цель: сохранение и укрепление психического и психологического здоровья учащегося, развитие индивидуальных способностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов; создание благоприятного для развития учащегося психологического климата.
Учебно-воспитательная работа училища ориентирована на личность каждого конкретного учащегося – как центра, от которого ведется концептуальное развитие воспитательной системы, основной заботой является психологическое и социальное самочувствие каждого.
Чтобы помочь учащимся профессионально определиться, социально защитить их, в училище разработаны и успешно реализуются различные образовательные программы и программа социальной адаптации. С первых дней обучения в группах ведется работа по изучению подростка. В ней принимают участие мастер п/о, классный руководитель, преподаватели, психолог, социальный педагог, администрация. На основе анализа диагностических данных составляется характеристика группы и отдельных учащихся, требующих определенного подхода в воспитании. Согласно этих характеристик составляется социальный паспорт учащихся группы и училища, а также социальный портрет учащегося Покачевского профессионального училища.
В наше время повышенной социальной напряженности, когда особенно обостряются проблемы взрослеющего человека, рядом с подростком должен быть педагог, организующий комплексное воздействие на процесс его взросления в зависимости от развития индивидуально-личностных качеств ребенка, осуществляющий социально-педагогическую деятельность.
Сущность этой деятельности в училище:
- Оказание помощи в формировании у учащихся культуры жизненного самоопределения;
- Создание условий для развития духовных и физических возможностей подростков;
- Осуществление защитника прав и интересов учащихся, координатора педагогических воздействий, организатора внеурочной воспитательной, учебной, общественно полезной и культурно-досуговой деятельности учащихся;
- Помощь учащимся с медицинскими, психологическими или специальными проблемами.
Направления социально-психологической деятельности:
Обеспечение социальных гарантий:
- Выявление и адаптация детей из неблагополучных и социально-незащищенных семей к современным условиям;
- Объединение социально-педагогических, психолого-педагогических и правовоых мер в единую систему социальной поддержки;
- Формирование гражданско-правовой компетенции.
Защита прав ребенка:
- Распознание, диагностирование и разрешение конфликтов, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы учащегося;
- Отслеживание социального статуса обучающихся;
- Организация дополнительного образования;
- Организация социального сопровождения процесса обучения и воспитания.
Работа с семьей
- Изучение условий жизни;
- Определение доминирующего фактора дисфункции семьи;
- Индивидуальное консультирование родителей по вопросам проблемных ситуаций – привлечение родителей к организации и проведению социально-педагогических мероприятий;
- Психологические консультации;
- Профилактические мероприятия.
Работа с учащимися из «группы риска»
- Индивидуальные и групповые беседы;
- Психологические консультации;
- Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение занятий;
- Обеспечение занятости;
- работа совета профилактики
Работа с детьми-сиротами, лицами, приравненными к детям-сиротам, детьми, оставшимися без попечения родителей
- индивидуальные и групповые беседы;
- защита их интересов и прав;
- выявление потенциальных возможностей, способностей к выбранной профессии;
- организация психологической помощи при необходимости;
- наблюдение условий проживания;
- наблюдение за состоянием здоровья, питанием;
- оказание помощи выпускникам в определении в средние и высшие специальные учебные заведения;
- регулярное инспектирование;
- консультирование опекунов;
- диагностика социума;
Формирование правовой культуры:
- правовой всеобуч;
- совместная работа с инспекцией ОДН, комиссией по делам несовершеннолетних (КДН);
- выступление на родительских собраниях, педагогических советах;
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Цель: повышение информированности участников образовательного процесса о проводимой работе в рамках реализации программы;
Организация и проведение воспитательной работы в училище сопровождается различными формами информирования учащихся, мастеров и преподавателей о проводимых мероприятиях, акциях, месячниках, встречах.
На информационных стендах в училище помещаются планы мероприятий на месяц культурно-досуговой, спортивной, воспитательной направленности.
Основные мероприятия внеучебной воспитательной деятельности, проводимые в училище, освещаются на страницах ученической газеты.
Училище наладило тесное сотрудничество с городской газетой «Покачевский вестник» и телекомпанией «Ракурс». Результатом этого взаимодействия стали ежемесячные публикации и репортажи, освещающие студенческую жизнь в училище.
В 2010 учебном году - создание своего информационного сайта.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основные задачи мероприятий этого раздела:
- Повышение квалификации педагогов в вопросах воспитания;
- Рациональная организация учебно-воспитательного процесса;
- Применение новых воспитательных технологий и т.д.;
Поэтому данный раздел предполагает:
- знакомство с научно-методической литературой по вопросам воспитания учащихся;
- продолжение изучения и освоения, использование в работе учителя новых воспитательных технологий;
- организация самообразования; проведение семинаров, заседаний методического объединения и т.д.;
- формирование нормативно- правовой базы воспитательной работы;
- формирование системы повышения квалификации специалистов, осуществляющих воспитательную работу с учащейся молодежью;
- организация научно-практических конференций и семинаров, по применению современных технологий, методов и форм воспитательной работы.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации программы в училище имеется следующая база:
№ п/п | Наименование объекта | Количество мест | Кв. м. | Среднегодовой охват обучающихся |
Общежитие | --- | --- | --- | |
Библиотека | 14 | 54,1 | 279 | |
Читальный зал | --- | --- | --- | |
Актовый зал | 70 | 79,7 | 279 | |
Музей (музейная комната) | --- | --- | --- | |
Спортивный зал А/В | --- | --- | --- | |
Стадион (спортивная площадка) | --- | --- | --- | |
Столовая | 40 | 181,8 | 279 | |
Медицинские объекты: | ||||
Медицинский пункт | 1 | 21,2 | 279 | |
Спортивные секции: | ||||
Общефизическая подготовка | --- | Аренда | 100 | |
Помещения для самодеятельности: | ||||
Инструментальная | 20,3 | 20 | ||
Другие помещения: | ||||
для кружка рукоделия | --- | 18,9 | 24 | |
для органов ученического самоуправления | 25 | 54,7 | ||
Помещения для внеурочной работы: | ||||
кабинет ПДД | 25 | 45,3 | 50 | |
кабинет Информатики | 25 | 72,4 | 50 | |
лаборатория Повар-кондитер | 25 | 51,8 | 35 | |
кабинет Физики | 25 | 55,2 | 50 | |
кабинет Математики | 25 | 54,6 | 50 | |
Устройство автомобиля | 25 | 45,3 | 50 | |
кабинет Слесарь КИПиА | 25 | 44,6 | 25 | |
кабинет Продавцов | 25 | 37 | --- | |
ОБЖ | 25 | 54,7 | 30 | |
кабинет Литературы и Русского языка | 25 | 50,1 | 50 | |
кабинет Химии и Биологии | 20 | 44 | 40 | |
кабинет Секретарей | 16 | 43,5 | 16 | |
кабинет Психолога и Социального педагога | 15,7 | --- |
Информационно-техническое оснащение
Количество учащихся на 1 персональный компьютер (не ниже Pentium II) –
Обеспеченность компьютерами (не ниже Pentium II), используемыми в учебном процессе – 100%
Оснащенность актового зала оборудованием для проведения мероприятий
Голосовой блок обработки
CD rekorder LG
DVD караоке SAMSUNG
Микрофоны SM-58 с подставкой, микрофон динамический с подставкой
Микшерный пульт управления ALTO
Аккустические колонки FBT
Студия мини-диск
Клавишный синтезатор
Двухкассетный магнитофон, телевизор
Световой прибор
Трибуна
Экран на треноге
В период с 2009 по 2014 год необходимо решить следующие задачи:
- косметический ремонт и оформление актового зала;
- приобретение для выпуска ученической газеты специальных программ;
- приобретение лазерного цветного принтера;
- для проведения соревнований по стрельбе и участия в спартакиаде допризывной молодежи приобретение пневматических винтовок;
- приобретение информационных стендов;
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В соответствии с содержанием основных разделов программы на каждый учебный год разрабатывается комплексный план воспитательной работы, который рассматривается на заседании методического объединения классных руководителей и утверждается директором училища. Также планы воспитательной работы разрабатываются и реализуются в группах.
По итогам учебного года составляются отчеты по всем направлениям деятельности о достигнутых результатах в сфере воспитательной работы и ходе реализации данной программы.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ | мероприятия | сроки | ответственные |
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | |||
нормативно-правовое обеспечение: разработка востребованных локальных актов, согласование плана работы, дополнения в должностные инструкции, и т.д. | 2 квартал 2009 | администрация | |
учебно-методическое обеспечение: разработка методической документации, подпрограммы по военно-патриотическому воспитанию, молодежного общественного объединения, необходимых положений (о проектной деятельности, о сайте и т.д.), проведение обучающих семинаров и т.д. | 2009-2014 | методист, зам.дир.по ВР | |
кадровое обеспечение; повышение квалификации педагогов | постоянно | администрация | |
материально-техническое обеспечение: приобретение необходимых материалов для выпуска газет, оформления стендов и т.д. | 2009-2012 | администрация | |
организация работы методического объединения классных руководителей, Совета профилактики, ученического соуправления и т.д. | 2009-2012 | администрация | |
создание и организация работы молодежного общественного объединения | 2010 - 2014 | зам.дир.по ВР, пед-организатор | |
РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ | |||
Профессиональное воспитание | |||
Вторичная профориентация учащихся 1 курса (реализация программы адаптации вновь набранных групп 1 курса) | 1 курс | Педколлектив | |
Посвящение в профессию | 1-3 курсы | Пед/орг.мастера п/о | |
Анкетирование уч-ся «Я и моя профессия» | кл.руководители | ||
Недели профмастерства по профессиям | 1-3 курсы | Мастера п/о | |
Конкурсы профмастерства | 1-3 курсы | Мастера п/о | |
Встречи с представителями профессии | 1-3 курсы | Мастера п/о | |
Тематические классные часы, беседы, дискуссии | 1–3 курсы | кл.руководители | |
Профориентационная работа со школьниками | 9 классы | администрация | |
День открытых дверей | 9 классы | администрация | |
Гражданское и военно-патриотическое воспитание | |||
Анкетирование учащихся | 1 курс | Организатор ОБЖ психолог, кл.рук | |
Работа с ВУС Психологическая диагностика допризывников | 1 курс | Организатор ОБЖ | |
Выпуск тематических стенгазет | 1-3 курсы | Кл/рук | |
Тематические классные часы «Конституция - основной закон государства» и т.д. | 1-3 курсы 1-3 курсы | Кл/рук Организатор ОБЖ | |
Неделя правовых знаний | 1-2 курсы | Организатор ОБЖ | |
Военно-спортивные соревнования Первенство училища по сборке-разборке автомата, стрельбе, дартсу | 1 -2 курсы | Организатор ОБЖ Рук.физвоспитания | |
Оформление стендов к различным юбилейным датам | Преп.историии ОБЖ | ||
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн | 1-3 курсы | Пед/организатор | |
Концертно-поздравительные программы, литературно-музыкальные гостиные | 1-3 курсы | Кл/рук Пед/организатор | |
круглые столы, диспуты, беседы на различные правовые темы с приглашением сотрудников правоохранительных органов и т.д. | 1-3 курсы | Кл/рук Пед/организатор | |
«Школа выживания», соревнования, посвященные к Дню Защиты Детей | 1курс | Организатор ОБЖ Рук.физвоспитания | |
Эстетическое воспитание и развитие творческих способностей | |||
Торжественная линейка, посвященная Дню Знаний | 1-3 курсы | Пед/организатор | |
Посвящение первокурсников в профессию | 1 курс | Пед/организатор | |
День Учителя | Пед/организатор | ||
Выпуск стенгазет к знаменательным датам | 1-3 курс | Кл/рук | |
Творческий конкурс «Минута Славы» | 1 курс | Пед/организатор | |
Фестиваль песни «Эту песню запевает молодежь» Новогодний карнавал | 1-3 курсы | Пед/организатор Кл/рук | |
Тематические мероприятия «Татьянин день», «День студентов», «День смеха» и т.д. | 1-3 курсы | Пед/организатор Кл/рук | |
Концертная программа, посвященная Дню защитника Отечества, 8 марта, 9 мая и т.д. | 1,2 курсы | Кл/рук Пед/организатор | |
Тематические вечера, акции, месячники | 1,2 курсы | Пед/организатор | |
Выпускной вечер | 3 курс | Пед/организатор | |
Концерты для родителей и с родителями | Пед/организатор | ||
Физкультурно-оздоровительная работа и пропаганда здорового образа жизни | |||
тематические классные часы | |||
Легкоатлетический осенний кросс «Испытай себя» | 1-3 курсы | Рук. физвоспитания | |
Участие в городских соревнованиях по видам спорта | 1-3 курсы | Рук. физвоспитания | |
Тематические мероприятия «Как жить в условиях соблазна?», акции, месячники | 1-3 курсы | Пед/организатор, кл/рук | |
Анкетирование учащихся «ЗОЖ» | психолог | ||
«Веселые старты» для девушек | 1-3 курсы | Рук. физвоспитания | |
Первенства ППУ-15 по волейболу, футболу, настольному теннису, лыжным гонкам, баскетболу, силовому многоборью и т.д. | 1-3 курсы | Рук. физвоспитания | |
Месячник оборонно-массовых мероприятий | 1,2 курсы | Организатор ОБЖ | |
Медосмотр учащихся | 1-3 курсы | администрация | |
Спортивные праздники, посв. м/н женскому дню, Дню защитника Отечества | 1-3 курсы | Рук. физвоспитания | |
Спартакиада студентов и учащихся учреждений НПО и СПО | 1-3 курсы | Рук. физвоспитания | |
Лекторий «Ситуация с ВИЧ-инфекцией в городе» «ЗППП – что это такое?», «СПИД – чума ХХ века» | 1-3 курсы | ||
День здоровья | 1-3 курсы | Рук. физвоспитания | |
Участие в городских легкоатлетических соревнованиях, посвященных Дню Победы | 1-3 курсы | Рук. физвоспитания | |
«Школа выживания» | 1 курс | Рук. физвоспитания Организатор ОБЖ | |
Развитие органов соуправления | |||
Собрания учащихся 1 курса: знакомство с уставом училища, правилами внутреннего распорядка Собрания в группах: выборы актива, планирование работы на 1 полугодие | 112, 113, 118 | Классные руководители | |
Выборы органов соуправления училища (заседание ученического совета) Планирование работы | Зам. директора по ВР | ||
организация работы «Школы лидера» | Зам. дир. по ВР | ||
Смотр уголков групп Проведение творческого конкурса «Минута славы» Выпуск ученической газеты | актив | Зам. директора по ВР | |
Подготовка и проведение Дня самоуправления | актив | Зам. директора по ВР | |
Проведение месячника военно-патриотического воспитания | актив | Рук. ОБЖ | |
Проведение мероприятий, посвященных 8 марта | актив | п/организатор | |
Организация профориентационной работы в школах | актив | Зам. дир. по ВР | |
Подведение итогов конкурса «Самая лучшая группа», награждение | актив | Зам. дир. по ВР | |
Подведение итогов работы органов соуправления | актив | Зам. дир. по ВР | |
Разработка подпрограммы по созданию молодежного объединения | Зам. дир. по ВР | ||
СОЦИАЛЬНОЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ | |||
Изучение контингента учащихся и составление социальных паспортов групп, всего училища, социального портрета учащихся | 1-3 | соц.педагог, кл-рук | |
Организация работы с учащимися «группы риска», сиротами, малообеспеченными и т.д. | 1-3 курсы | соц.педагог, кл-рук | |
посещение семей и изучение условий проживания | 1-3 курсы | соц.педагог, кл-рук | |
Психологический анализ контингента 1 курса (личностный опросник Г.Айзенка, ДМО по Т.Лири) Обновление стенда «Психологический вестник» | 1 курс | психолог | |
Социометрия по методике диагностики межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено Педконсилиум по группам 1 курса | 1 курс | психолог | |
Изучение личности учащегося по интерперсональной методике Т.Лири, граф/тестам «Дерево», «Необычное животное» Оценка агрессивности в отношениях по тесту А.А.Ассингера Обновление стенда «Психологический вестник» | 1,2 курсы | психолог | |
Тактика поведения в конфликтной ситуации (тест К.Томаса) Круглый стол «Учись управлять своими эмоциями» с тестированием самооценки психического состояния. | 1,2 курсы | психолог | |
Индивидуальная работа с уч-ся по методике К.Леангарда с применением теста Шмишека | 1,2 курсы | психолог | |
Изучение степени развития произвольных познавательных процессов по различным методикам Индивидуальная работа с учащимися по результатам тестов | 1,2 курсы | психолог | |
Диагностика межличностных и межгрупповых отношений по методике Т.Лири. Повторная социометрия | 2 курс | психолог | |
Оценка агрессивности в отношениях по методике А.А.Ассингера | 2 курс | психолог | |
Работа с учащимися по запросам преподавателей | |||
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ | |||
Общие родительские собрания учащихся Родительские собрания групп | администрация кл/рук, мастера п/о | ||
Выбор родительских комитетов | кл/рук, мастера п/о | ||
Заседания родительского комитета училища | зам. директора по ВР | ||
Индивидуальная работа с родителями неуспевающих учащихся | кл/рук, мастера п/о | ||
Посещение семей, выявление неблагополучных семей, работа с ними | кл/рук, мастера п/о | ||
Совместные мероприятия с родителями | кл/рук, мастера п/о | ||
Проведение тестирования, анкетирования и т.д. | кл/рук, мастера п/о | ||
День открытых дверей | администрация | ||
Вечер отдыха для многодетных семей | Пед/организатор | ||
Выпускной вечер Подведение итогов работы Родительского комитета | Пед/организатор зам. дир. по ВР | ||
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ | |||
Анализ деятельности классных руководителей, социально-психологической службы, организатора, рук.физвоспитания (по полугодиям и курсам) | зам. дир. по ВР | ||
Анализ деятельности Совета учащихся (ежегодно) | зам. дир. по ВР | ||
Анализ эффективности реализации программы | зам. дир. по ВР | ||
Выступление на педагогическом совете с общими выводами | зам. дир. по ВР |
ДИАГНОСТИКА И АНАЛИЗ
Диагностика эффективности реализации программы предусматривает:
- выявление реального состояния воспитательной работы;
- анализ изменений, происходящих в воспитательной работе;
- выявление потенциальных возможностей, путей и средств дальнейшего совершенствования педагогической деятельности;
- определение эффективности влияния различных педагогических средств на результаты воспитательной работы.
Главной конечной целью этой системной диагностики или мониторинга качества воспитания является прогнозирование и управление качеством воспитательного процесса. Инструментариями мониторинга, определяющими уровень воспитанности учащихся и ориентирующими на критерий воспитанности являются: наблюдение, беседа, изучение степени участия в мероприятиях, продуктов деятельности и творчества учащихся, социометрические методы, анкетирование, тестирование, метод сравнения, метод анализа и синтеза, метод моделирования.
Общими критериями могут быть:
• Воспитанность учащихся (направленность личности, мотивы поведения, степень сформированности социально значимых и индивидуальных качеств, свойств личности, нравственные ценности и ориентации). 1 раз в год для 1-3 курсов;
• Отношения между участниками педагогического процесса (между учащимися, родителями и детьми, педагогами и учащимися, между педагогами);
• Уровень соуправления в училище, ее объединениях и коллективах, диагностика уровня самоуправления, диагностика уровня профессионализма классных руководителей.
В основу диагностики воспитательной работы положен анализ результатов, установленных при сравнении настоящего и предыдущего состояния воспитательной работы в соответствии с поставленными воспитательными задачами.
Ожидаемые результаты: оптимизация воспитательной работы в учебной и внеучебной деятельности; создание благоприятной воспитывающей среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «Узнай, сотвори, утверди, прояви!»
Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о...
Программа воспитательной работы структурного подразделения образовательного учреждения "Лагерь с дневным пребыванием" "ЛУЧИК"
Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Спортивно-оздоровительное направление ...
"Мы молоды, веселы, талантливы!" Программа воспитательной работы в 7-9 классах.
Данная программа воспитательной работы в помощь классному руководителю 7 класса. "Мы молоды, веселы, талантливы!" создана вместе с учащимися. В программе учитываются все современные направления воспит...
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "ЛЕСТНИЦА УСПЕХА"
Концепция программы ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности оп...
Программа воспитательной работы. Развитие личности в процессе творчества и сотрудничества.
Программа рассчитана на четыре года (5- 8 классы)....
Конкурс "Самый классный классный" ПРОГРАММА воспитательной работы "Миром правит доброта", ПЛАНЫ воспитательной работы
Программа и планы воспитательной работы...
Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса
Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...