воспитательное занятие «Успех, успешность и я»
план-конспект занятия (11 класс) на тему

Сивергина Елена Николаевна

     Обеспечить успешность наших выпускников в жизни и профессии мы можем, научив их активному взаимодействию с другими, толерантности, способности вести диалог.  Правовое самосознание гражданина – необходимое условие существования демократического государства.  Мы предлагаем  такую практику, внутри которой происходит освоение каждым учеником комплекса знаний, умений, навыков (с опорой на соответствующую мотивацию), позволяющих ему решать жизненно-значимые задачи как в процессе обучения в школе, так и за её пределами  (в рамках принятых социально-правовых норм).  Обретение гражданской позиции и развитие правового самосознания у молодого человека возможно лишь в том случае, если соответствующие мировоззренческие категории напрямую связаны с поведением, т.е. с опытом решения реальных жизненно-значимых задач.В процессе данного занятия воспитанники  актуализируют  такие понятия, как «успех», «успешность», «достижения», «цели». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_uspekh_uspeshnost_i_ya.docx27.27 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska_uspekh.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Цели, задачи

Ход занятия

УУД, выполняемые учащимися на данном этапе

  1. Организационный момент.

- включение учащихся в деятельность

- выделение содержательной области

- формировать умение устанавливать воспитанниками связь между результатом учения и тем, ради чего она осуществляется;

- развивать умение волевой саморегуляции как способность к мобилизации сил и энергии;

- формировать умение правильно выражать свои мысли и эмоции в процессе совместной работы по планированию

Занятие проходит в классе.

- Здравствуйте, ребята.

Сейчас вы находитесь на таком жизненном этапе, когда всё впереди, а у вас много энергии, амбиций и огромное желание стать успешным человеком! Не так ли? На сегодняшнем занятии “Успех, успешность и я” мы обсудим, что такое успех, как он достигается, какие качества для этого необходимы, с какими препятствиями могут встретиться на этом пути. У вас будет возможность задуматься над личным опытом успешности, проанализировать свои действия и вывести собственную формулу успеха.

 (Зачитывание Правил работы на занятии)

- Как вы думаете, зачем нам на занятии нужны правила?

   (Чётко, понятно, быстро, без обид)

- А когда ещё в жизни нам нужны правила? В каких случаях? Где?

-Запрещать вам их есть бессмысленно, отбирать – противозаконно, так что давайте выясним, кто из нас прав.

- формирование регулятивных УУД: волевая саморегуляция;

 

- формирование личностных УУД: действие смыслообразования;

- формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

  1. Актуализация знаний

- актуализировать знания воспитанников об успехе;

- развивать способность к самостоятельной оценке успешности;

- формировать умение конструктивно участвовать в коллективном об-суждении

- И всё-таки что такое успех? Дать определение успеху непросто.   Для того чтобы ответить на этот вопрос, проведем «мозговой штурм».

       (Ответы детей, воспитатель записывает ответы на доске, например:

 .  Вот такое определение приводится  из толкового словаря:    Успех  - удача в достижении чего-нибудь;

общественное признание;

хорошие результаты в учёбе, работе.

Успешный– сопровождающийся успехом, удачный.  См.: Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.

Существует целая наука об успешности – праксиология, согласно которой,  успешность рассматривается в трёх  видах:

- успешность в личной жизни;

- успешность в профессиональной деятельности;

- успешность в социальной жизни.

-  актуализация знаний об успехе;

-  развитие общеучебных УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме через формулировку данных понятий;

- соотнесение  собственных знаний об успешности со знаниями других членов группы;

-  формирование коммуникативных УУД в сборе информации через участие в коллективном обсуждении проблемы;

  1. Постановка проблемы

- актуализировать знания воспитанников об успешности;

- развивать умение вступать в диалог о поставленной проблеме;

- воспитывать коммуникативную культуру участников диалога;

- развивать умение осознанно строить речевое высказывание через публичное выступление;

Сейчас мы в группах попробуем разобраться, в чем залог достижения цели у  людей.

Алгоритм проведения групповой дискуссии по типу эстафеты

• Микрогруппы располагаются по кругу. Каждой из них выдается лист бумаги с вопросом, дискуссия заканчивается записью общего решения на листе.

Вопросы для обсуждения

1-я микрогруппа: «Целеустремленность— ключ к…» (успеху, эффективному общению, другие ответы участников).

2-я микрогруппа: «Что необходимо для достижения цели?» (Интерес, дружба, хорошие отношения, другие ответы участников)

3-я микрогруппа: «Что препятствует достижению цели?» (Негативное отношение, невоспитанность, и др.)

4-я микрогруппа: «Успешный человек…» (умеет ставить цели, добивается своего, реально оценивает свои силы и желания)

• Листок передается по кругу следующей подгруппе, которая обсуждает новый вопрос, также фиксируя ответ на листке. Процедура повторяется столько раз, сколько предложено вопросов и сколько создано микрогрупп.

• Каждой подгруппе возвращается выданный первоначально лист и дается время на анализ и согласование записанных на нем точек зрения.

• Микрогруппы озвучивают результаты своей работы.

- формирование познавательных УУД:

умение структурировать знания;

- формирование регулятивных УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно;

-  формирование коммуникативных УУД в сборе информации через участие в коллективном обсуждении проблемы;

- формирование коммуникативных УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание через диалог и инициативное сотрудничество;

- формируется умение строить логическую цепь рассуждений

  1. «Открытие» учащимися нового знания

- расширять представление у подростков об успешности с помощью новой информации и наглядной иллюстрации в наглядной презентации;

- продолжать развивать навык сотрудничества со сверстниками и с педагогом в поиске и сборе информации;

- формировать потребность ответственного отношения к собственной личности

- Успешные люди, кто они? Давайте посмотрим , может вы узнаете кого-то

(просмотр презентаций воспитанников успешных людей).

Можно ли предсказать, кто из людей «обречён» на успех? Или он в равной мере доступен любому? Психологи всё больше склоняются к мнению, что фортуна вовсе не слепа и предпочитает тех, кто обладает определённым набором черт характера.

Давайте попытаемся определить, что именно в характере человека помогает добиться успеха. Теперь каждый из вас перечисляет одно качество человека, которое способствует достижению успеха(перечисленные качества записываются на доске).

Черты характера, позволяющие добиться успеха:

Способность убеждать других.

Способность контактировать с окружающими.

Физическая выносливость.

Способность к предвидению.

Психологическая гибкость.

Упорное утверждение свой личности.

- развитие логических УУД: анализ и синтез понятий успех, успешность  с целью выявления личных черт характера способствующих добиться успеха;

- формируется умение строить логическую цепь рассуждений;

- формирование  умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- развитие умения задаваться вопросом, что помогает и мешает стать успешным;

- формируется навык управлять поведением партнера через контроль, коррекцию и оценку действий;

  1. Первичное закрепление

- развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли через анализ предложенного материала;

- способствовать выбору личностных ценностей;

- развивать умение осознанно строить речевое высказывание через публичное выступление;

А теперь я предлагаю вам поработать в группах.

Ваше задание создать формулу жизненного успеха и представить ее всем (группы представляют свои формулы).

Чтобы достичь успеха, нужно представлять, что ты хочешь – иметь цель;

Нужно знать, что у тебя есть, чтобы добиться цели -  твои ресурсы;

Чтобы чего-то достичь, нужно действовать;

Наконец, вы получите то, что хотели. Это результат.

 Выступление и защита своих проектов – формула успеха.

- формирование коммуникативных УУД через коллективное обсуждение проблем;

- происходит сотрудничество в поиске решений поставленных задач;

- формируется умение строить логическую цепь рассуждений;

- взаимодействие членов коллектива со сверстниками во время работы в группах;

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

- развивать мышление через анализ, сравнение, рефлексию представленного материала (неудача и успех);

 - продолжить формирование  умений сотрудничать в ходе работы в группе;

- формировать потребность критического и позитивного отношения к себе;

     Одним из наиболее сложных препятствий на пути к жизненному успеху является память о наших неудачах и поражениях. Поэтому мы предлагаем простую и весьма приятную процедуру, в ходе которой дети могут представить, как они стряхивают с себя все негативное, ненужное и мешающее.

Инструкция: Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Например, кому-нибудь из вас может придти в голову мысль: "Опять у меня не получилось. Я не умею ничего  и никогда не научусь ничему". Кто-то другой может подумать: "Вот мне никогда не везет». А кто-то может сказать себе: "Я не очень симпатичен. С чего вдруг я могу кому-то нравиться?". Другой же может подумать: "Все равно я не такой умный, как другие. Что мне зря стараться?"

Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака. Она трясет спиной и головой так сильно, что вся вода брызгами разлетается в стороны. Вы можете сделать примерно то же самое. Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное — плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе — слетает с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки... Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились. (Всего 30-60 секунд).

- взаимодействие членов коллектива со сверстниками во время работы в группах;

- стимулируется открытие детьми понимания, что означает поражение;

- формируется умение структурировать знания;

-  формируется умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-  развитие логических УУД: выбор оснований и критериев для сравнения,  

- развитие УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;

- формируется умение разрешать конфликтную ситуацию через выявление, идентификацию проблемы

  1. Повторение

-формировать осознанное отношение к проблеме  личного опыта успешности,

- формировать в воспитанниках умение решать проблемы творческого и поискового характера через решение проблем-ной ситуации;

- моделировать пути решения проблемы путём тренировочного упражнения;

- продолжить формировать умение сотрудничать в хо-де работы в группе

Упражнение “Чемодан”

     Собираясь в дальнюю дорогу, человек берет с собой необходимые вещи, собирает чемодан. На пути к успеху каждому может потребоваться что-то свое. На листочках напишите, что бы вы взяли с собой в жизненный путь к успеху, и прикрепите на наш чемодан.

 (Чемодан нарисован на листе ватмана и прикреплен к доске.) Наше занятие подходит к концу.

Каждый из вас, смог определить для себя, что необходимо сделать в ближайшее время, чтобы приблизиться к успеху в будущем?

- формируется умение осознанно строить речевое высказывание;

- формируется умение строить логическую цепь рассуждений;

-  происходит оценивание усвоенного материала;

-  происходит принятие того, что было сделано на занятии;

- происходит личностный выбор ценностей;

- формируется умение разрешать конфликтную ситуацию через выявление, идентификацию проблемы, поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения в процессе работы группы над …

- формируется умение управлять поведением партнёра – контроль, коррекция и оценка его действий.

  1. Рефлексия

- формировать осознанное отношение к выбору;

- формировать отношение воспитанников к тому, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоить;

- формировать умение оценивать качество и уровень усвоения нового материала;

      Упражнение “Согласен”, “Не согласен”, “Сомневаюсь”.

На стенах нашего класса расположены таблички с надписями “Согласен”, “Не согласен”, “Сомневаюсь”. Сейчас я буду зачитывать предложения, а вы должны занять место рядом с той табличкой, которая соответствует вашему мнению.

- Хотели бы вы изменить свой возраст?

- У меня хорошее настроение

- Верите ли вы в любовь с первого взгляда?

- Смогли бы вы жить в одиночестве?

- На занятии мне было интересно

- Лучше быть умным, чем богатым

- Я умею ставить цель и достигать ее

- Есть ли у вас комплексы?

- Я сегодня узнал что-то новое о себе

- Во всех неприятностях виню, прежде всего, себя.

- Я сначала делаю, а потом думаю

- Успех в жизни зависит от правильного выбора профессии

- формируется умение осознанно строить речевое высказывание;

-  формируется умение строить логическую цепь рассуждений;

-  происходит оценивание усвоенного материала;

-  происходит принятие того, что было сделано на занятии;

-  происходит личностный выбор жизненного пути.



Предварительный просмотр:

«Успех, успешность и я»

Пояснительная записка

     В последнее десятилетие XX и начало XXI века для России – время формирования гражданского общества  и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью. Эти изменения выдвигают такие задачи развития страны, успешное решение которых возможно лишь при глубоком осмыслении гражданами России всего происходящего, при проявлении активной жизненной позиции и вовлечении их в полноценную деятельность в интересах общества и государства. Это предполагает формирование у граждан, особенно у подрастающего поколения, высших духовных и социально значимых ценностей и таких качеств, как патриотизм, долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

       Кроме того, в результате воспитания, личность должна умело использовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практике Современная история России показывает,  что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценно гражданского общества и демократического правового государства. Задачи общества и государства заключается в том, чтобы сформировать и закрепить все необходимые навыки правовой и демократической культуры у молодежи. В связи с этим всё большее значение приобретает процесс формирования организационно-правовой культуры будущего гражданина России.

      Как следует из общих положений «Концепции духовно-нравственного  развития и воспитания личности гражданина России», именно образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних  вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны

      В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у воспитанников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

      Сегодня наиболее значимой представляется теоретически и методологически обоснованная  позиция позитивного  формирования в специально организованной деятельности социального опыта растущего человека, его гражданского становления. «Главное – сделать всё необходимое, чтобы помочь людям проявить себя. И особенно открыть дорогу способным и деятельным молодым людям. Они ровесники новой, демократической России. В них её открытость, её свободный дух, стремление ко всему передовому. И им предстоит нести ответственность за сохранение наших фундаментальных ценностей».

          Лидерские качества становятся особенно актуальными для любого человека в современной политической, социальной обстановке, которая сложилась в нашей стране. Современные подростки оказались не в лучшей ситуации: природа социальной активности, закономерно присущая подросткам, не находит своей позитивной реализации, вследствие того, что система образования до недавнего времени не уделяла должного внимания вопросам формирования ответственного, ценностно-осмысленного  отношения к жизни. Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы определяет конкретные ориентиры организации внеурочной деятельности:  «Свободное от уроков время школьника станет ценнейшим ресурсом самообразования и дополнительного образования».

     Обеспечить успешность наших выпускников в жизни и профессии мы можем, научив их активному взаимодействию с другими, толерантности, способности вести диалог.  Правовое самосознание гражданина – необходимое условие существования демократического государства. Содержание организационно-правовой подпрограммы направлено на  формирование навыков поведения, достойных интеллигентного человека, компетентного, успешного, адаптированного к социуму гражданина России. Мы предлагаем  такую практику, внутри которой происходит освоение каждым учеником комплекса знаний, умений, навыков (с опорой на соответствующую мотивацию), позволяющих ему решать жизненно-значимые задачи как в процессе обучения в школе, так и за её пределами  (в рамках принятых социально-правовых норм).  Обретение гражданской позиции и развитие правового самосознания у молодого человека возможно лишь в том случае, если соответствующие мировоззренческие категории напрямую связаны с поведением, т.е. с опытом решения реальных жизненно-значимых задач.

Возрастные особенности (ранняя юность) воспитанники 16-17 лет. Данному возрасту детей присущи следующие особенности:

  • Осознание себя, своего места в жизни; поиски смысла жизни.
  • Формирование мировоззрения: собственных взглядов, мнений, убеждений, но: недостаточная зрелость идей и принципов.
  • Претензии на признание не только взрослости, но и его индивидуальности, оригинальности.
  • Стремление к самопознанию, самосовершенствованию, но: противоречивость высказываний.
  • Усиление интереса к общению со взрослыми, но: критическое отношение к взрослым.
  • Восстановление эмоциональных контактов с родителями, но на более высоком уровне (хотят увидеть в них друзей и советчиков).
  • Формирование нравственной устойчивости личности; сближение с социальными нормами общества).
  • Первоначальный выбор жизненного пути, ориентация на будущее, дифференциация способностей.
  • Повышение значения самооценки, но большая чувствительность к мнению окружающих (при демонстрации безразличия к нему).
  • Психосексуальная ориентация, ожидание или переживание любви как яркого и глубокого чувства, но: проявление чувства цинизма.
  • Изменение мотивов учебной деятельности, проявление сознательного интереса к процессу и содержанию учебы.

Актуальность. Проблемы профориентации  отчётливо наблюдаются у выпускников 11 «г» класса. По результатам целенаправленного педагогического наблюдения,  по результатам методик: Григорьева Д., Степанова П., Степановой П. «Личностный рост» мы видим положительную динамику в течении 3-х лет. Тем не менее, нередко, результаты диагностики отличаются от действий и поступков воспитанников.   Целенаправленная систематическая  работа с группой, с отдельными воспитанниками и их родителями привела к осознанию проблемы выбора профессии,  создании ситуации успеха для большинства воспитанников. Ребята стали сами проявляют  инициативу: подходят на индивидуальные беседы, просили совета, помощи в разрешении проблем. Часто индивидуальное собеседование превращалось в  тренинг единомышленников, а точнее «братьев по несчастью». Сборы группы для анализа ситуаций, проводимые тренинговые занятия, родительские собрания и лектории оказали свое эффективное воздействие: ребята стали применять на практике знания полученные на занятии. Стали увереннее ставить перед собой задачи и планировать их разрешение. Появились способы конструктивного взаимодействия, воспитанники стали терпимее друг к другу, проявлять инициативу в разрешении проблем своих друзей, стали с пониманием относиться к особенностям одноклассников.

      В процессе данного занятия воспитанники  актуализируют  такие понятия, как «успех», «успешность», «достижения», «цели».

      Вот такое определение приводится  из толкового словаря:    Успех  - удача в достижении чего-нибудь; общественное признание; хорошие результаты в учёбе, работе.

       Успешный – сопровождающийся успехом, удачный.  См.: Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.

Существует целая наука об успешности – праксиология, согласно которой,  успешность рассматривается в трёх  видах:

- успешность в личной жизни;

- успешность в профессиональной деятельности;

- успешность в социальной жизни.  

    При проведении занятия используются такие виды деятельности воспитанников, как «мозговой штурм», групповая работа, защита проекта, которые позволяют развивать личностные, общеучебные, логические, регулятивные и коммуникативные УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа "Воспитание успешной личности" для классных руководителей

Распространение инновационного опыта работы классного руководителя по воспитанию подрастающего поколения и  внедрению современных воспитательных технологий как средства инновационного развития вс...

Мастер - класс по теме "УСПЕХ, УСПЕШНОСТЬ, УСПЕШНЫЙ..."

Методическая разработка мастер-класса по теме: "Успех, успешность, успешный..."  с мультимедийной презентацией. Цель: формирование мотивации достижения успеха, а так же создание возможност...

Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия) Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия)

1) формировать понятие о любви к родине как одной из главных нравственных ценностей;2) развивать мышление, коммуникативные качества личности;3) воспитывать патриотические чувства к родному краю....

Урок "Успех. Успешный человек"

Урок по теме: "Успех. Успешный человек" для учащихся 10-11 класса....

Программа по воспитательной работы "Мы - успешны"

Цель: формирование успешной личности, способной   реализовать свои способности и свой потенциал в постоянно меняющемся современном  мире....

Воспитательная программа «Успех» на 2012 – 2017

Целесообразность принятия новой программы воспитательной работы ГБОУСОШ  «УСПЕХ» обусловлена необходимостью перепроектировать систему воспитательной работы в школе в соответствии с новыми тенденц...

Статья - размышление на тему: Успех, успешность, успешная школа - что это такое?

В статье автор размышляет на тему успешности  школы.  Какую школу и почему можно считать успешной? И приходит к выводу, что у каждой школы свои секреты достижения успеха. По мнению ...