воспитательное занятие «Успех, успешность и я»
план-конспект занятия (11 класс) на тему
Обеспечить успешность наших выпускников в жизни и профессии мы можем, научив их активному взаимодействию с другими, толерантности, способности вести диалог. Правовое самосознание гражданина – необходимое условие существования демократического государства. Мы предлагаем такую практику, внутри которой происходит освоение каждым учеником комплекса знаний, умений, навыков (с опорой на соответствующую мотивацию), позволяющих ему решать жизненно-значимые задачи как в процессе обучения в школе, так и за её пределами (в рамках принятых социально-правовых норм). Обретение гражданской позиции и развитие правового самосознания у молодого человека возможно лишь в том случае, если соответствующие мировоззренческие категории напрямую связаны с поведением, т.е. с опытом решения реальных жизненно-значимых задач.В процессе данного занятия воспитанники актуализируют такие понятия, как «успех», «успешность», «достижения», «цели».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_uspekh_uspeshnost_i_ya.docx | 27.27 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_uspekh.docx | 20.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Этап урока | Цели, задачи | Ход занятия | УУД, выполняемые учащимися на данном этапе |
- включение учащихся в деятельность - выделение содержательной области | - формировать умение устанавливать воспитанниками связь между результатом учения и тем, ради чего она осуществляется; - развивать умение волевой саморегуляции как способность к мобилизации сил и энергии; - формировать умение правильно выражать свои мысли и эмоции в процессе совместной работы по планированию | Занятие проходит в классе. - Здравствуйте, ребята. Сейчас вы находитесь на таком жизненном этапе, когда всё впереди, а у вас много энергии, амбиций и огромное желание стать успешным человеком! Не так ли? На сегодняшнем занятии “Успех, успешность и я” мы обсудим, что такое успех, как он достигается, какие качества для этого необходимы, с какими препятствиями могут встретиться на этом пути. У вас будет возможность задуматься над личным опытом успешности, проанализировать свои действия и вывести собственную формулу успеха. (Зачитывание Правил работы на занятии) - Как вы думаете, зачем нам на занятии нужны правила? (Чётко, понятно, быстро, без обид) - А когда ещё в жизни нам нужны правила? В каких случаях? Где? -Запрещать вам их есть бессмысленно, отбирать – противозаконно, так что давайте выясним, кто из нас прав. | - формирование регулятивных УУД: волевая саморегуляция;
- формирование личностных УУД: действие смыслообразования; - формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
| - актуализировать знания воспитанников об успехе; - развивать способность к самостоятельной оценке успешности; - формировать умение конструктивно участвовать в коллективном об-суждении | - И всё-таки что такое успех? Дать определение успеху непросто. Для того чтобы ответить на этот вопрос, проведем «мозговой штурм». (Ответы детей, воспитатель записывает ответы на доске, например: . Вот такое определение приводится из толкового словаря: Успех - удача в достижении чего-нибудь; общественное признание; хорошие результаты в учёбе, работе. Успешный– сопровождающийся успехом, удачный. См.: Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Существует целая наука об успешности – праксиология, согласно которой, успешность рассматривается в трёх видах: - успешность в личной жизни; - успешность в профессиональной деятельности; - успешность в социальной жизни. | - актуализация знаний об успехе; - развитие общеучебных УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме через формулировку данных понятий; - соотнесение собственных знаний об успешности со знаниями других членов группы; - формирование коммуникативных УУД в сборе информации через участие в коллективном обсуждении проблемы; |
| - актуализировать знания воспитанников об успешности; - развивать умение вступать в диалог о поставленной проблеме; - воспитывать коммуникативную культуру участников диалога; - развивать умение осознанно строить речевое высказывание через публичное выступление; | Сейчас мы в группах попробуем разобраться, в чем залог достижения цели у людей. Алгоритм проведения групповой дискуссии по типу эстафеты • Микрогруппы располагаются по кругу. Каждой из них выдается лист бумаги с вопросом, дискуссия заканчивается записью общего решения на листе. Вопросы для обсуждения 1-я микрогруппа: «Целеустремленность— ключ к…» (успеху, эффективному общению, другие ответы участников). 2-я микрогруппа: «Что необходимо для достижения цели?» (Интерес, дружба, хорошие отношения, другие ответы участников) 3-я микрогруппа: «Что препятствует достижению цели?» (Негативное отношение, невоспитанность, и др.) 4-я микрогруппа: «Успешный человек…» (умеет ставить цели, добивается своего, реально оценивает свои силы и желания) • Листок передается по кругу следующей подгруппе, которая обсуждает новый вопрос, также фиксируя ответ на листке. Процедура повторяется столько раз, сколько предложено вопросов и сколько создано микрогрупп. • Каждой подгруппе возвращается выданный первоначально лист и дается время на анализ и согласование записанных на нем точек зрения. • Микрогруппы озвучивают результаты своей работы. | - формирование познавательных УУД: умение структурировать знания; - формирование регулятивных УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; - формирование коммуникативных УУД в сборе информации через участие в коллективном обсуждении проблемы; - формирование коммуникативных УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание через диалог и инициативное сотрудничество; - формируется умение строить логическую цепь рассуждений |
| - расширять представление у подростков об успешности с помощью новой информации и наглядной иллюстрации в наглядной презентации; - продолжать развивать навык сотрудничества со сверстниками и с педагогом в поиске и сборе информации; - формировать потребность ответственного отношения к собственной личности | - Успешные люди, кто они? Давайте посмотрим , может вы узнаете кого-то (просмотр презентаций воспитанников успешных людей). Можно ли предсказать, кто из людей «обречён» на успех? Или он в равной мере доступен любому? Психологи всё больше склоняются к мнению, что фортуна вовсе не слепа и предпочитает тех, кто обладает определённым набором черт характера. Давайте попытаемся определить, что именно в характере человека помогает добиться успеха. Теперь каждый из вас перечисляет одно качество человека, которое способствует достижению успеха(перечисленные качества записываются на доске). Черты характера, позволяющие добиться успеха: Способность убеждать других. Способность контактировать с окружающими. Физическая выносливость. Способность к предвидению. Психологическая гибкость. Упорное утверждение свой личности. | - развитие логических УУД: анализ и синтез понятий успех, успешность с целью выявления личных черт характера способствующих добиться успеха; - формируется умение строить логическую цепь рассуждений; - формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - развитие умения задаваться вопросом, что помогает и мешает стать успешным; - формируется навык управлять поведением партнера через контроль, коррекцию и оценку действий; |
| - развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли через анализ предложенного материала; - способствовать выбору личностных ценностей; - развивать умение осознанно строить речевое высказывание через публичное выступление; | А теперь я предлагаю вам поработать в группах. Ваше задание создать формулу жизненного успеха и представить ее всем (группы представляют свои формулы). Чтобы достичь успеха, нужно представлять, что ты хочешь – иметь цель; Нужно знать, что у тебя есть, чтобы добиться цели - твои ресурсы; Чтобы чего-то достичь, нужно действовать; Наконец, вы получите то, что хотели. Это результат. Выступление и защита своих проектов – формула успеха. | - формирование коммуникативных УУД через коллективное обсуждение проблем; - происходит сотрудничество в поиске решений поставленных задач; - формируется умение строить логическую цепь рассуждений; - взаимодействие членов коллектива со сверстниками во время работы в группах; |
| - развивать мышление через анализ, сравнение, рефлексию представленного материала (неудача и успех); - продолжить формирование умений сотрудничать в ходе работы в группе; - формировать потребность критического и позитивного отношения к себе; | Одним из наиболее сложных препятствий на пути к жизненному успеху является память о наших неудачах и поражениях. Поэтому мы предлагаем простую и весьма приятную процедуру, в ходе которой дети могут представить, как они стряхивают с себя все негативное, ненужное и мешающее. Инструкция: Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Например, кому-нибудь из вас может придти в голову мысль: "Опять у меня не получилось. Я не умею ничего и никогда не научусь ничему". Кто-то другой может подумать: "Вот мне никогда не везет». А кто-то может сказать себе: "Я не очень симпатичен. С чего вдруг я могу кому-то нравиться?". Другой же может подумать: "Все равно я не такой умный, как другие. Что мне зря стараться?" Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака. Она трясет спиной и головой так сильно, что вся вода брызгами разлетается в стороны. Вы можете сделать примерно то же самое. Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное — плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе — слетает с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки... Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились. (Всего 30-60 секунд). | - взаимодействие членов коллектива со сверстниками во время работы в группах; - стимулируется открытие детьми понимания, что означает поражение; - формируется умение структурировать знания; - формируется умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - развитие логических УУД: выбор оснований и критериев для сравнения, - развитие УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; - формируется умение разрешать конфликтную ситуацию через выявление, идентификацию проблемы |
| -формировать осознанное отношение к проблеме личного опыта успешности, - формировать в воспитанниках умение решать проблемы творческого и поискового характера через решение проблем-ной ситуации; - моделировать пути решения проблемы путём тренировочного упражнения; - продолжить формировать умение сотрудничать в хо-де работы в группе | Упражнение “Чемодан” Собираясь в дальнюю дорогу, человек берет с собой необходимые вещи, собирает чемодан. На пути к успеху каждому может потребоваться что-то свое. На листочках напишите, что бы вы взяли с собой в жизненный путь к успеху, и прикрепите на наш чемодан. (Чемодан нарисован на листе ватмана и прикреплен к доске.) Наше занятие подходит к концу. Каждый из вас, смог определить для себя, что необходимо сделать в ближайшее время, чтобы приблизиться к успеху в будущем? | - формируется умение осознанно строить речевое высказывание; - формируется умение строить логическую цепь рассуждений; - происходит оценивание усвоенного материала; - происходит принятие того, что было сделано на занятии; - происходит личностный выбор ценностей; - формируется умение разрешать конфликтную ситуацию через выявление, идентификацию проблемы, поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения в процессе работы группы над … - формируется умение управлять поведением партнёра – контроль, коррекция и оценка его действий. |
| - формировать осознанное отношение к выбору; - формировать отношение воспитанников к тому, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоить; - формировать умение оценивать качество и уровень усвоения нового материала; | Упражнение “Согласен”, “Не согласен”, “Сомневаюсь”. На стенах нашего класса расположены таблички с надписями “Согласен”, “Не согласен”, “Сомневаюсь”. Сейчас я буду зачитывать предложения, а вы должны занять место рядом с той табличкой, которая соответствует вашему мнению. - Хотели бы вы изменить свой возраст? - У меня хорошее настроение - Верите ли вы в любовь с первого взгляда? - Смогли бы вы жить в одиночестве? - На занятии мне было интересно - Лучше быть умным, чем богатым - Я умею ставить цель и достигать ее - Есть ли у вас комплексы? - Я сегодня узнал что-то новое о себе - Во всех неприятностях виню, прежде всего, себя. - Я сначала делаю, а потом думаю - Успех в жизни зависит от правильного выбора профессии | - формируется умение осознанно строить речевое высказывание; - формируется умение строить логическую цепь рассуждений; - происходит оценивание усвоенного материала; - происходит принятие того, что было сделано на занятии; - происходит личностный выбор жизненного пути. |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В последнее десятилетие XX и начало XXI века для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью. Эти изменения выдвигают такие задачи развития страны, успешное решение которых возможно лишь при глубоком осмыслении гражданами России всего происходящего, при проявлении активной жизненной позиции и вовлечении их в полноценную деятельность в интересах общества и государства. Это предполагает формирование у граждан, особенно у подрастающего поколения, высших духовных и социально значимых ценностей и таких качеств, как патриотизм, долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
Кроме того, в результате воспитания, личность должна умело использовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практике Современная история России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценно гражданского общества и демократического правового государства. Задачи общества и государства заключается в том, чтобы сформировать и закрепить все необходимые навыки правовой и демократической культуры у молодежи. В связи с этим всё большее значение приобретает процесс формирования организационно-правовой культуры будущего гражданина России.
Как следует из общих положений «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», именно образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у воспитанников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Сегодня наиболее значимой представляется теоретически и методологически обоснованная позиция позитивного формирования в специально организованной деятельности социального опыта растущего человека, его гражданского становления. «Главное – сделать всё необходимое, чтобы помочь людям проявить себя. И особенно открыть дорогу способным и деятельным молодым людям. Они ровесники новой, демократической России. В них её открытость, её свободный дух, стремление ко всему передовому. И им предстоит нести ответственность за сохранение наших фундаментальных ценностей».
Лидерские качества становятся особенно актуальными для любого человека в современной политической, социальной обстановке, которая сложилась в нашей стране. Современные подростки оказались не в лучшей ситуации: природа социальной активности, закономерно присущая подросткам, не находит своей позитивной реализации, вследствие того, что система образования до недавнего времени не уделяла должного внимания вопросам формирования ответственного, ценностно-осмысленного отношения к жизни. Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы определяет конкретные ориентиры организации внеурочной деятельности: «Свободное от уроков время школьника станет ценнейшим ресурсом самообразования и дополнительного образования».
Обеспечить успешность наших выпускников в жизни и профессии мы можем, научив их активному взаимодействию с другими, толерантности, способности вести диалог. Правовое самосознание гражданина – необходимое условие существования демократического государства. Содержание организационно-правовой подпрограммы направлено на формирование навыков поведения, достойных интеллигентного человека, компетентного, успешного, адаптированного к социуму гражданина России. Мы предлагаем такую практику, внутри которой происходит освоение каждым учеником комплекса знаний, умений, навыков (с опорой на соответствующую мотивацию), позволяющих ему решать жизненно-значимые задачи как в процессе обучения в школе, так и за её пределами (в рамках принятых социально-правовых норм). Обретение гражданской позиции и развитие правового самосознания у молодого человека возможно лишь в том случае, если соответствующие мировоззренческие категории напрямую связаны с поведением, т.е. с опытом решения реальных жизненно-значимых задач.
Возрастные особенности (ранняя юность) воспитанники 16-17 лет. Данному возрасту детей присущи следующие особенности:
- Осознание себя, своего места в жизни; поиски смысла жизни.
- Формирование мировоззрения: собственных взглядов, мнений, убеждений, но: недостаточная зрелость идей и принципов.
- Претензии на признание не только взрослости, но и его индивидуальности, оригинальности.
- Стремление к самопознанию, самосовершенствованию, но: противоречивость высказываний.
- Усиление интереса к общению со взрослыми, но: критическое отношение к взрослым.
- Восстановление эмоциональных контактов с родителями, но на более высоком уровне (хотят увидеть в них друзей и советчиков).
- Формирование нравственной устойчивости личности; сближение с социальными нормами общества).
- Первоначальный выбор жизненного пути, ориентация на будущее, дифференциация способностей.
- Повышение значения самооценки, но большая чувствительность к мнению окружающих (при демонстрации безразличия к нему).
- Психосексуальная ориентация, ожидание или переживание любви как яркого и глубокого чувства, но: проявление чувства цинизма.
- Изменение мотивов учебной деятельности, проявление сознательного интереса к процессу и содержанию учебы.
Актуальность. Проблемы профориентации отчётливо наблюдаются у выпускников 11 «г» класса. По результатам целенаправленного педагогического наблюдения, по результатам методик: Григорьева Д., Степанова П., Степановой П. «Личностный рост» мы видим положительную динамику в течении 3-х лет. Тем не менее, нередко, результаты диагностики отличаются от действий и поступков воспитанников. Целенаправленная систематическая работа с группой, с отдельными воспитанниками и их родителями привела к осознанию проблемы выбора профессии, создании ситуации успеха для большинства воспитанников. Ребята стали сами проявляют инициативу: подходят на индивидуальные беседы, просили совета, помощи в разрешении проблем. Часто индивидуальное собеседование превращалось в тренинг единомышленников, а точнее «братьев по несчастью». Сборы группы для анализа ситуаций, проводимые тренинговые занятия, родительские собрания и лектории оказали свое эффективное воздействие: ребята стали применять на практике знания полученные на занятии. Стали увереннее ставить перед собой задачи и планировать их разрешение. Появились способы конструктивного взаимодействия, воспитанники стали терпимее друг к другу, проявлять инициативу в разрешении проблем своих друзей, стали с пониманием относиться к особенностям одноклассников.
В процессе данного занятия воспитанники актуализируют такие понятия, как «успех», «успешность», «достижения», «цели».
Вот такое определение приводится из толкового словаря: Успех - удача в достижении чего-нибудь; общественное признание; хорошие результаты в учёбе, работе.
Успешный – сопровождающийся успехом, удачный. См.: Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
Существует целая наука об успешности – праксиология, согласно которой, успешность рассматривается в трёх видах:
- успешность в личной жизни;
- успешность в профессиональной деятельности;
- успешность в социальной жизни.
При проведении занятия используются такие виды деятельности воспитанников, как «мозговой штурм», групповая работа, защита проекта, которые позволяют развивать личностные, общеучебные, логические, регулятивные и коммуникативные УУД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа "Воспитание успешной личности" для классных руководителей
Распространение инновационного опыта работы классного руководителя по воспитанию подрастающего поколения и внедрению современных воспитательных технологий как средства инновационного развития вс...
Мастер - класс по теме "УСПЕХ, УСПЕШНОСТЬ, УСПЕШНЫЙ..."
Методическая разработка мастер-класса по теме: "Успех, успешность, успешный..." с мультимедийной презентацией. Цель: формирование мотивации достижения успеха, а так же создание возможност...
Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия) Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия)
1) формировать понятие о любви к родине как одной из главных нравственных ценностей;2) развивать мышление, коммуникативные качества личности;3) воспитывать патриотические чувства к родному краю....
Урок "Успех. Успешный человек"
Урок по теме: "Успех. Успешный человек" для учащихся 10-11 класса....
Программа по воспитательной работы "Мы - успешны"
Цель: формирование успешной личности, способной реализовать свои способности и свой потенциал в постоянно меняющемся современном мире....
Воспитательная программа «Успех» на 2012 – 2017
Целесообразность принятия новой программы воспитательной работы ГБОУСОШ «УСПЕХ» обусловлена необходимостью перепроектировать систему воспитательной работы в школе в соответствии с новыми тенденц...
Статья - размышление на тему: Успех, успешность, успешная школа - что это такое?
В статье автор размышляет на тему успешности школы. Какую школу и почему можно считать успешной? И приходит к выводу, что у каждой школы свои секреты достижения успеха. По мнению ...