Статья "Патриотическое воспитание в школе"
статья по теме

Невзорова Елена Николаевна

Материал освещает социальный проект «Мы- граждане России!», который был проведен в МКОУ Бирюченской ООШ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                    Е.Н.Невзорова, учитель ОБЖ и физики

МКОУ Бирюченская ООШ

Патриотическое воспитание в школе

                                                                     

                                                                             Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое,                        

                                                                 который равнодушен к судьбам родной страны,

                                                                   к судьбам ближнего.  А. Салтыков-Щедрин

       Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Патриотизм не дается сразу, он формируется постепенно, по мере развития и становления человека как личности. Одним из важнейших инструментов формирования патриотизма как нравственной категории является воспитание.

        Патриотические чувства выражаются в сознательном и бережном отношении к природе, истории родного края и отечества, в осознании своего долга и ответственности перед Родиной и другими людьми, в заботе об общем благе. Благодаря патриотизму и героизму народных масс России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории.

       Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери.

       За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты.  Обобщая  можно дать такое определение:

«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее   развития и проявляется в ее активно деятельностной самореализации на благо Отечества».

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» 

   Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы. Основной формой учебной работы остается урок, который в воспитательной системе становится воспитательным комплексом, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный воспитательный процесс.

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся.

Содержание гражданско-патриотического воспитания основывается на соответствующих формах воспитательной работы:

- Тематические классные часы;

- Проведение экскурсий по школьному музею и посещение музеев;

-Изучение истории своей семьи, семейных традиций;

- Изучение народных традиций и обычаев, истории своего села, школы;

- Кружковая работа;

- Проведение общешкольных мероприятий;

-Проведение встреч с участниками боевых действий в горячих точках;

- Участие в конференциях, конкурсах, смотрах.          

             Вопросы гражданского, военно-патриотического воспитания обучающихся в нашей школе всегда были приоритетными. Любовь к Родине, воспитание чувства гордости, уважения к героическому прошлому своей  родины, края, своих односельчан - героям и ветеранам   ВОВ, труда, вдовам участников войны – основные задачи для формирования исторического сознания обучающихся как граждан, патриотов своей Родины.

В 2013-2014 учебном году в школе стартовал социальный проект «Мы- граждане России!». Было принято решение посвятить свои силы  благоустройству памятника воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны и восстановлению парка. Наш проект получил название «Память». Для определения социальной значимости проекта провели соцопрос среди учащихся, учителей школы, жителей и гостей нашего села. Получив поддержку со стороны опрашиваемых, участники проекта уверены в правильности сделанного выбора.

ОТЗЫВЫ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА

Добрынин Александр, ученик 8 класса:

      «Участвуя в проекте «Память», я понял, что это очень хорошее и  

важное дело, которое оставит свой след в памяти односельчан.

Я очень хочу, чтобы задуманное нами дело по восстановлению парка,  

принесло только пользу нашей малой Родине.

Пусть этот парк останется частицей моей школьной поры!»

Рындин Владимир, ученик 8 класса:

«Во время работы над проектом, мы узнали, что за все время  существования парка, за ним ухаживали учащиеся Бирюченской школы, а также, что это наши папы и мамы сажали там деревья, разбивали клумбы. Я хочу, чтобы эта традиция не прерывалась. Поэтому мы приложим максимум усилий, чтобы возродить парк»

     Киреева Юлия, ученица 8 класса:

«Я с удовольствием участвовала в проекте, узнала много нового,

интересного. Мне хочется, чтобы наш парк был создан для

будущих поколений ребят и жителей села. Вместе мы можем

сделать очень много!»

        Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

      Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.

Воспитание молодого поколения является первостепенной функцией каждого современного общества, в том числе школы.  Заполняя с раннего детства духовный мир ребенка такими высокими понятиями  как "Родина",  "Отечество", "Россия ", мы воспитываем полноценных граждан своей страны.

Литература

 

  1. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д:
  2. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО.
  3. Касимова Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005.
  4. Лебедева О. В. Классные часы и беседы по воспитанию     гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  5. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М.,      1974. Т.2.
  6. Боголюбов Л.Н.  Обществознание, 6,7 класс. –М.: «Просвещение»,2012.
  7. Горелик Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. –М.: «Просвещение»,1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Линейка открытия месячника патриотического воспитания в школе

В нашей школе стали традиционными месячники гражданско-патриотического воспитания. Начинается месячник с торжественной линейки открытия, на которой классы знакомятся с планом проведения месячника....

Концепция эстетического воспитания в школе

В работе представлена концепция общеэстетического воспитания школьников....

Роль эстетического воспитания в школе

Методическая разработка системы эстетического воспитания...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И СОЦИУМА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ РЕБЕНКА И ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

В современном российском обществе происходят глубокие процессы, направленные на демократическое преобразование в социально-политической и экономических сферах жизни общества. Основная цель этих ...

Доклад «Проблемы воспитания в школе-интернате IV вида: между школой и семьей»

В данном материале представлены тезисы доклада о проблемах воспитательной работы в ГКОУ СКОШИ № 2...

Проект "Антикоррупционное воспитание воспитание в школе"

В российском обществе сегодня остро стоят  проблемы борьбы с коррупцией, которые тесно связаны с эффективностью органов  местного самоуправления, электоральной активностью, формированием зре...