Статья "Патриотическое воспитание в школе"
статья по теме
Материал освещает социальный проект «Мы- граждане России!», который был проведен в МКОУ Бирюченской ООШ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.Н.Невзорова, учитель ОБЖ и физики
МКОУ Бирюченская ООШ
Патриотическое воспитание в школе
Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое,
который равнодушен к судьбам родной страны,
к судьбам ближнего. А. Салтыков-Щедрин
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Патриотизм не дается сразу, он формируется постепенно, по мере развития и становления человека как личности. Одним из важнейших инструментов формирования патриотизма как нравственной категории является воспитание.
Патриотические чувства выражаются в сознательном и бережном отношении к природе, истории родного края и отечества, в осознании своего долга и ответственности перед Родиной и другими людьми, в заботе об общем благе. Благодаря патриотизму и героизму народных масс России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории.
Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери.
За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая можно дать такое определение:
«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно деятельностной самореализации на благо Отечества».
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями»
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы. Основной формой учебной работы остается урок, который в воспитательной системе становится воспитательным комплексом, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный воспитательный процесс.
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся.
Содержание гражданско-патриотического воспитания основывается на соответствующих формах воспитательной работы:
- Тематические классные часы;
- Проведение экскурсий по школьному музею и посещение музеев;
-Изучение истории своей семьи, семейных традиций;
- Изучение народных традиций и обычаев, истории своего села, школы;
- Кружковая работа;
- Проведение общешкольных мероприятий;
-Проведение встреч с участниками боевых действий в горячих точках;
- Участие в конференциях, конкурсах, смотрах.
Вопросы гражданского, военно-патриотического воспитания обучающихся в нашей школе всегда были приоритетными. Любовь к Родине, воспитание чувства гордости, уважения к героическому прошлому своей родины, края, своих односельчан - героям и ветеранам ВОВ, труда, вдовам участников войны – основные задачи для формирования исторического сознания обучающихся как граждан, патриотов своей Родины.
В 2013-2014 учебном году в школе стартовал социальный проект «Мы- граждане России!». Было принято решение посвятить свои силы благоустройству памятника воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны и восстановлению парка. Наш проект получил название «Память». Для определения социальной значимости проекта провели соцопрос среди учащихся, учителей школы, жителей и гостей нашего села. Получив поддержку со стороны опрашиваемых, участники проекта уверены в правильности сделанного выбора.
ОТЗЫВЫ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА
Добрынин Александр, ученик 8 класса:
«Участвуя в проекте «Память», я понял, что это очень хорошее и
важное дело, которое оставит свой след в памяти односельчан.
Я очень хочу, чтобы задуманное нами дело по восстановлению парка,
принесло только пользу нашей малой Родине.
Пусть этот парк останется частицей моей школьной поры!»
Рындин Владимир, ученик 8 класса:
«Во время работы над проектом, мы узнали, что за все время существования парка, за ним ухаживали учащиеся Бирюченской школы, а также, что это наши папы и мамы сажали там деревья, разбивали клумбы. Я хочу, чтобы эта традиция не прерывалась. Поэтому мы приложим максимум усилий, чтобы возродить парк»
Киреева Юлия, ученица 8 класса:
«Я с удовольствием участвовала в проекте, узнала много нового,
интересного. Мне хочется, чтобы наш парк был создан для
будущих поколений ребят и жителей села. Вместе мы можем
сделать очень много!»
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.
Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.
Воспитание молодого поколения является первостепенной функцией каждого современного общества, в том числе школы. Заполняя с раннего детства духовный мир ребенка такими высокими понятиями как "Родина", "Отечество", "Россия ", мы воспитываем полноценных граждан своей страны.
Литература
- Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д:
- Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО.
- Касимова Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005.
- Лебедева О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974. Т.2.
- Боголюбов Л.Н. Обществознание, 6,7 класс. –М.: «Просвещение»,2012.
- Горелик Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. –М.: «Просвещение»,1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Линейка открытия месячника патриотического воспитания в школе
В нашей школе стали традиционными месячники гражданско-патриотического воспитания. Начинается месячник с торжественной линейки открытия, на которой классы знакомятся с планом проведения месячника....
Статья "Организация патриотического воспитания в школе"
Патриотическое воспитание в школе...
Концепция эстетического воспитания в школе
В работе представлена концепция общеэстетического воспитания школьников....
Роль эстетического воспитания в школе
Методическая разработка системы эстетического воспитания...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И СОЦИУМА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ РЕБЕНКА И ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ
В современном российском обществе происходят глубокие процессы, направленные на демократическое преобразование в социально-политической и экономических сферах жизни общества. Основная цель этих ...
Доклад «Проблемы воспитания в школе-интернате IV вида: между школой и семьей»
В данном материале представлены тезисы доклада о проблемах воспитательной работы в ГКОУ СКОШИ № 2...
Проект "Антикоррупционное воспитание воспитание в школе"
В российском обществе сегодня остро стоят проблемы борьбы с коррупцией, которые тесно связаны с эффективностью органов местного самоуправления, электоральной активностью, формированием зре...