Конспект Круглого стола, проведенного в 8-х классах МОУ «Веневская СОШ №2» на тему «Он – не такой, как я!», посвященного проблеме толерантности
классный час (8 класс) на тему
Конспект Круглого стола,
проведенного в 8-х классах
МОУ «Веневская СОШ №2»
на тему «Он – не такой, как я!»,
посвященного проблеме толерантности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_po_probleme_tolerantnosti.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Круглый стол «Он – не такой, как я!»
МОУ «Веневская СОШ №2»
Конспект Круглого стола,
проведенного в 8-х классах
МОУ «Веневская СОШ №2»
на тему «Он – не такой, как я!»,
посвященного проблеме толерантности
Разработала:
Жукова Елена Николаевна,
cтаршая вожатая, педагог-психолог
МОУ «Веневская СОШ №2»
Венев, 2012
Тема воспитательного мероприятия: «Он – не такой, как я!»
Цель мероприятия: Развитие нравственных общечеловеческих ценностей.
Задачи мероприятия:
- показать многоаспектность понятия «толерантность, познакомить учащихся с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
- развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию;
- формировать толерантность мышления и поведения учащихся.
Форма проведения: коллективная (круглый стол)
Оборудование:
- мультимедийная презентация «Он – не такой, как я!»;
- бланки опросника «Черты толерантной личности» для каждого участника;
- заранее подготовленный бланк опросника «Черты толерантной личности» (формат А1), прикрепленный к доске;
- мячик, листы с надписями «ДА», «НЕТ», «НЕ ЗНАЮ»; лист с утверждениями (вопросами) для ведущего для разминки «Упражнение Джеффа»;
- бланки опросника «Проявляешь ли ты толерантность?» для каждого участника;
- примеры ситуаций, наиболее актуальных для их города (района), для блока «Предрассудки»;
- карточки с определённой ситуацией для блока «Как поступить?»;
- обработанные результаты проведенного ранее в этой группе социологического опроса по теме: «Российский экспресс»;
- ручки, маркер.
План мероприятия:
- Выбор темы, согласование, подбор материала, учет особенностей.
- Проведение мероприятия: инструкция, разделение на группы, распределение заданий.
- Подведение итогов, рефлексия.
Ход мероприятия:
Вводная часть
Учащиеся 8-х классов
Ведущий.
Вступительная речь: «Всем добрый день. Сегодня наша с вами встреча пройдет в форме круглого стола, ведь тема его настолько важна в современном многонациональном обществе, что каждому из вас есть, что сказать, есть свои аргументы, свои примеры, своё понимание понятия «толерантность».
И прежде всего, я предлагаю вам определиться с набором черт, характерных толерантной личности.
I блок - упражнение «ЧЕРТЫ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ»
Материалы: бланки опросника для каждого участника.
Подготовка: бланк опросника с колонкой В на большом листе прикрепляется на доску или стену.
Процедура проведения: учащиеся получают бланки опросника. Ведущий объявляет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.
Инструкция:
Сначала в колонке «А» поставьте:
«+» напротив тех 3-х черт, которые, по – вашему мнению, у вас наиболее выражены;
«0» напротив тех 3-х черт, которые у вас наименее выражены.
Затем в колонке «В» поставьте:
«+» напротив тех 3-х черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.
Этот бланк останется у вас, и о результатах никто не узнает, поэтому вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь, на заполнение вопросника дается 3-5 минут.
Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикрепленный к доске. Для этого он просит поднять руку тех, кто отметил в колонке «В» 1-ое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данного коллектива).
Учащиеся получают возможность:
- Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с общегрупповым представлением.
- Сравнить представление о себе («+» в колонке «А») с портретом толерантной личности, созданным группой.
Заготовка для упражнения
№ п/п | Черты толерантной личности | Колонка А | Колонка В |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. | Расположенность к другим Снисходительность Терпение Чувство юмора Чуткость Доверие Альтруизм Терпимость к различиям Умение владеть собой доброжелательность Умение не осуждать других Гуманизм Умение слушать Любознательность Способность к сопереживанию |
Подведение итогов
Основная часть
Разделение на группы.
Первое задание.
Ведущий: «Чтобы работать дальше, вы сейчас разделитесь на 4 группы. И сейчас вас ждет первое задание».
II блок - разминка «УПРАЖНЕНИЕ ДЖЕФФА»
Это список вопросов и утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше.
Возраст участников: не младше 11 лет.
Реквизит: мячик, листы с надписями «ДА», «НЕТ», «НЕ ЗНАЮ»; лист с утверждениями (вопросами для ведущего).
Оформление помещения: на левой стене – прикрепляется надпись «ДА», на правой стене – прикрепляется надпись «НЕТ», на стене между ними – надпись «НЕ ЗНАЮ».
Ход проведения: перед началом все участники стоят в центре помещения, ведущий перед ними – лицом к табличке «НЕ ЗНАЮ».
Ведущий зачитывает утверждение (вопрос). Каждый участник индивидуально выбирает вариант ответа, наиболее отражающий его точку зрения по данному утверждению (вопросу) и переходит под соответствующую надпись. Ответ «не знаю» может подразумевать также ответы «не могу определиться с выбором» и «затрудняюсь ответить», «возможен и тот, и другой вариант».
Когда участники определились с ответом и заняли соответствующее положение, ведущий предлагает им прокомментировать свой выбор. О желании высказаться участники сигнализируют поднятием руки. Одному из них ведущий бросает мяч. Участник, получивший мяч, комментирует свой выбор. Высказавшийся участник возвращает мяч ведущему, который бросает мяч следующему желающему высказаться. Ведущий не объясняет и не комментирует ни утверждения (вопросы), ни высказывания участников. После прочтения следующего утверждения (вопроса) участники начинают перемещаться с тех позиций, которые заняли при предыдущем ответе.
Рекомендации ведущему:
- ведущий в ходе проведения упражнения должен предоставить возможность высказаться как можно большему количеству участников, поэтому при большом количестве желающих высказаться приоритет необходимо отдавать участникам, не высказывавшимся ранее;
- не рекомендуется затягивать обсуждение одного утверждения. Если желает высказаться большое количество участников, то ведущий спрашивает мнение у одного - двух участников по каждому варианту ответа;
- если нет желающих высказаться, то ведущий зачитывает следующее утверждение (вопрос);
- нельзя допускать перехода обмена мнениями в спор, а также критики участниками мнений друг друга;
- упражнение проводится в динамичном темпе.
Утверждения для упражнения Джеффа:
- Главное в жизни — я сам.
- Люди на улице безразличны друг другу.
- Красота – это физическое состояние человека.
- Добро – это зло.
- Есть нации, которые не заслуживают уважения.
- Мои родители принимают круг людей, с которыми я общаюсь.
Подведение итогов
Второе задание.
III блок - игра «НЕПОХОЖИЙ НА ОСТАЛЬНЫХ: КАКОЙ ОН?»
Раздача бланков с вопросами
бланки «Проявляешь ли ты толерантность?»
Петя плохо одет…
| Эльдар питается не так, как ты, по причине своей религии…
| Цвет кожи Макса отличается от твоего…
| Пожилая женщина медленно идет…
|
Ты – мальчик, тебя ставят рядом с девочкой …
| Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…
| На твоих глазах на кого-то нападают…
| К тебе подходит ребенок-инвалид…
|
Ведущий: «Ребята, сейчас вы должны выбрать тот ответ, который считаете правильным, и сосчитать, сколько кружочков получилось.
- Если у тебя только одни кружочки: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность! Ты уверен в себе, ты умеешь выразить своё мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
- Если у тебя от 3 до 7 кружочков: Да! Ты не очень-то проявляешь толерантность! Ты не достаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать своё мнение, однако ты добрый, и со временем у тебя это получится. Стремись к этому!
- Если у тебя менее 3 кружочков: Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься понять себя и принять себя таким, какой ты есть, то можешь стать более счастливым!
Третье задание.
Ведущий: «Далее нас ждет игра «Непохожий на остальных: какой он?»
ИГРА «НЕПОХОЖИЙ НА ОСТАЛЬНЫХ: КАКОЙ ОН?»
Ведущий: «Вспомните случай, когда на улице или в общественном месте вы увидели человека, непохожего на всех остальных.
/ведущий старается навести учащихся на мысль о представителях различных меньшинств (цыганах, таджиках и т.д.).
Как они реагируют на необычных людей, а окружающие? Пусть опишут свои чувства./
(раздаются листы бумаги, на которых уч-ся выполнят следующее задание)
-придумать человека, который будет ему полной противоположностью, задаём наводящие вопросы:
- Какой этот человек?
- Как он выгляди?
- Сколько ему лет?
- Чем он занимается?
- Что он любит?
- Чего он не любит?
- Какой у него характер?
- Какой он национальности?
- Какая у него религия?
- Как он проводит свободное время?
- Где он живёт?
- Какая у него семья?
Попросить некоторых учащихся описать своего странного человека. Задать дополнительные вопросы:
- Почему «странный человек» стал непохожим на тебя?
- Как ты к нему относишься?
- Какие чувства ты бы испытал, если бы встретился с ним?
Найти 3 вещи, которые могут быть общими у них со странным человеком.
Обсуждение:
- Как люди обычно реагируют на тех, кто на них не похож? Почему?
- Что бы было, если бы все люди были похожи друг на друга?
- Непохожие на нас люди кажутся нам странными. А мы им?
- Что может принести нам общение с непохожими на нас людьми?
Подведение итогов
Четвертое задание.
Ведущий: «Теперь мы поговорим о предрассудках. Разберемся с самим понятием, его особенностями, а так же с тем насколько влияют они на нас в повседневной жизни».
IV блок - ИГРА «ПРЕДРАССУДКИ»
Предрассудок – это негативное отношение к человеку или какой-нибудь группе людей, о которых вы на самом деле ничего не знаете. Это так же негативное отношение на основании не личного знакомства с человеком, а мнения (стереотипа) по поводу группы, к которой он принадлежит. Он обычно появляется у нас благодаря тому, что уже принят в обществе или в группе, где мы находимся. Они могут быть связаны с полом, возрастом, национальной принадлежностью, приверженностью к определенной религии, происхождением, уровнем дохода, сексуальной ориентацией или инвалидностью человека.
Учащихся раздаются примеры ситуаций, наиболее актуальных для их города (района).
Примеры:
- Саша любит рок-музыку. Недавно он проколол себе ухо, потому что многие рок-звёзды носят серьги. Он пришел в школу, и одноклассники стали смеяться над ним. Один из ребят даже крикнул ему «ты не мужчина».
- Лена пришла в школу в новом платье. Девчонки спросили её, где она его купила. Она ответила, что мама купила его для неё в секонд-хенде. Тогда те в ответ сказали «значит, ты нищая!» и перестали с ней общаться.
- Сестра Маши ездит в инвалидной коляске. Маша пригласила одноклассников к себе домой. Они увидели её сестру и быстро засобирались домой. После этого на следующий день весь класс обсуждал сестру Маши.
- Катя собирается привести домой своего молодого человека. Она сообщает родителям, что он – негр. Какова реакция родителей?
Обсуждение:
- Что общего во всех проигранных ситуациях?
- Познакомьте учащихся с понятием «предрассудки».
- Почему в данным ситуациях люди ведут себя именно таким образом?
- Как чувствуют себя жертвы предрассудков?
- Заслуживают ли они такого обращения?
- Вспомните, случались ли ситуации, когда вы становились жертвами предрассудков?
- Как вы себя вели, кто вам помог?
- Как можно предотвратить подобные ситуации?
Еще ситуации:
- Трагическое событие случилось в одной из школ. Один из учеников 8 класса совершил попытку самоубийства. К счастью, его спасли. На вопрос о причинах своего поступка, он ответил, что его одноклассники постоянно издевались над ним, били его, вымогали деньги, унижали. А те объяснили свое поведение тем, что этот парень – тупой таджик, и не заслуживает другого отношения.
- Группа подростков жестоко избила 13-летнего Армена. Подросток возвращался домой после занятий в музыкальной школе. Подростки были задержаны милицией. На вопрос о причине нападения один из них сказал: «А армяне вчера моего брата побили». Армен находится в больнице в тяжелом состоянии.
- Иностранные студенты собираются покинуть город. Группа скинхедов дежурит возле их общежития. Подстерегая студентов из Нигерии и Вьетнама, они избивают их и отбирают ценности. Районная милиция знает о ситуации, но не предпринимает никаких действий.
- В центре города произошли беспорядки. Компания молодых людей вечером начала издеваться над компанией проходивших мимо армянских подростков, вскоре от слов перешли к делу – завязалась драка, в которой был смертельно ранен один из армянских подростков. Его семья и родственники обещают мстить.
Обсуждение:
- Что мешает нам иногда поступать так, как мы считаем правильным?
- Что (или кто) может помочь нам вести себя так, как мы считаем правильным?
- Что можно сделать, чтобы такие ситуации вообще никогда не возникали вокруг нас?
Возможное домашнее задание:
Найдите в печатных изданиях информацию о насилии вокруг нас. В каких случаях причиной произошедшего были предрассудки, стереотипы или дискриминация?
Подведение итогов
Пятое задание.
Ведущий: «Каждая группа участников получает карточку с ситуацией. Они их рассматривают. Необходимо выбрать самый подходящий и самый неподходящий вариант поведения».
V блок - «КАК ПОСТУПИТЬ?»
Группа делает презентацию своей ситуации. Рассказывают о возможных вариантах и о тех, которые были выбраны. После этого группа должна ответить на вопросы:
- Что выиграют в каждом из выбранных вариантов те, кто вовлечен в ситуацию?
- Что проиграют в каждом из выбранных вариантов те, кто вовлечен в ситуацию?
- Могут ли быть ещё какие-то пути решения, кроме предложенных?
- Кто может помочь разрешить ситуацию?
Карточка №1 «Предрассудки»
В вашем дворе живет девочка-инвалид. Она передвигается с помощью инвалидного кресла. Вчера вы встретили её во дворе. Она пригласила вас к себе на день рождения. Ваши действия:
- Откажетесь. Зачем вам общаться с инвалидами?
- Согласитесь, но потом не пойдете – наверняка там будет скучно.
- Пойдете и приведете с собой сестру.
Карточка №2 «Бойкот»
Аня – очень странная. Никто в классе с ней не хочет общаться, потому что она одевается не так, как все остальные и вообще какая-то непонятная. На этой неделе вы готовитесь к школьному конкурсу спектаклей. Аня пришла к вам и попросила принять её в качестве художника. Она, правда, отлично рисует, но все ваши друзья не хотят, чтобы она вошла в группу. Вы – руководитель группы. Ваши действия:
- Несмотря на протесты друзей разрешите Ане стать вашим художником.
- Разрешите Ане участвовать, но дадите ей какую-нибудь черную работу, которую никто другой не хочет выполнять.
- Найдете предлог, чтобы не разрешать Ане участвовать.
Карточка №3 «Свастика»
На стене школьного туалета вы увидели свастику. Ваши действия:
- Пройдёте мимо и не заметите.
- Напишите рядом: «Смерть всем черным!»
- Незаметно сотрете её.
- Вместе с друзьями начнете в школе кампанию против нацистских символов.
Карточка №4 «Война»
Учитель по гражданской обороне рассказывает, что все арабы и вообще мусульмане – террористы, поэтому мы должны их ненавидеть. Ваши действия:
- Продолжите играть в игрушку на мобильном телефоне.
- После урока объясните друзьям, что это – предрассудок.
- Прямо на уроке возразите учителю.
- Обратитесь к директору школы.
Подведение итогов
Шестое задание.
Ведущий: «До того, как мы сегодня встретились за круглым столом, среди вас прошел социологический опрос на тему «Российский экспресс», в ходе которого вам было предложено определить три самых непредпочтительных выбора и три самых предпочтительных при ответе на поставленный вопрос. Вопрос звучит так: «С кем из этих людей вы бы меньше всего хотели оказаться в одном купе поезда?». Наша ц е л ь – проранжировать список с тем, чтобы выбрать четвертого попутчика. Что мы сейчас и сделаем».
VI блок - ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА «РОССИЙСКИЙ ЭКСПРЕСС»
Заготовка для упражнения
«С кем из этих людей вы бы меньше всего
Хотели оказаться в одном купе поезда?»
Цыганка Явный гомосексуалист Скинхед Молодой человек, больной СПИДом Неаккуратно одетая женщина с маленьким ребенком Кавказец-мусульманин Человек из деревни с большим мешком Африканский студент Подросток, похожий на наркомана Бывший заключенный Таджик в национальной одежде Милиционер Инвалид со складной коляской Кришнаит Китаец, который ест странно пахнущую еду Человек, говорящий на непонятном языке |
Обсуждение:
- Трудно ли было придти к единому мнению?
- Почему у разных групп ответы оказались разыми?
- Почему иногда у всех групп ответы совпадали?
- Каковы причины нежелания ехать с человеком в одном купе? Когда нами руководит страх, когда – брезгливость, когда – неприязнь? Насколько они в каждом случае обоснованны?
- Можем ли мы что-то сделать с нашими чувствами в таких ситуациях? А нужно ли с ними что-то делать?
- Может ли кто-нибудь не захотеть ехать в одном купе с вами? А если дело происходит в другой стране?
- Как мы поступаем, когда оказываемся в одном купе с нежелательным человеком? Случались ли ситуации, когда вы (или кто-то при вас) вели себя плохо с людьми, которые вам не нравятся?
- Виноваты ли те, с кем мы не хотим ехать?
- Что они почувствуют, если увидят наше недовольство?
- Как лучше всего поступать в таких ситуациях?
Подведение итогов
Заключительный этап.
1. Объединить все группы вместе и провести обсуждение.
Ведущий: предлагает еще раз определиться с понятием «толерантность», что мы часто под ним понимаем, что, по-нашему, в него входит.
- Подвести итоги.
Коллективное обсуждение проведенного мероприятия – выводы для себя (коротко говорит каждый), что хотели бы еще узнать по данной тематике.
Жукова Е.Н., МОУ «Веневская СОШ №2»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обществознанию «Круглый стол» по проблеме толерантности «Мы - одна семья»
материал может быть использован и на уроке и как внеклассное мероприятие...
Презентация Круглый стол, посвященный проблеме толерантности
Презентация для проведения Круглого стола по проблеме толерантности...
Внеклассное мероприятие,посвященное формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями. Заседание киноклуба на тему «Чем сильнее борьба, тем значительнее победа» (обсуждение фильма Джошуа Вайгела «Цирк бабочек», 2009 год)
Данное внеклассное мероприятие предполагает просмотр короткометражного фильма "Цирк бабочек", в основе которого лежит мотив безграничных возможностей человека. Фильм учит уважать человеческое достоинс...
Круглый стол по проблеме толерантности в студенческой среде
Данная методическая разработка ставит целью рассмотреть структуру проведения круглого стола в студенческом коллективе по предложенной проблеме, изложить актуальность его проведения, и пред...
Конспект урока «Проблема толерантности в повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат»
Анализ повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат». Размышление над проблемой толерантности, исследование отношений между людьми разны национальностей, уклада жизни, обычаев, традиций. Поиск ответа...
Проблема толерантности в современном обществе.
Данная статья посвящена актуальной проблеме - проблеме толерантности. Что такое толерантность? Есть ли границы терпимости? Какова роль школы и учителя в данном вопросе?...
Технологическая карта урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 8 класса. Тема урока: "Такие разные петербуржцы, а проблемы общие..."
Основная цель урока: создать условия для выполнения обучающимися практикоориентированного задания: сопоставление проблем петербуржцев первой половины XIX века с проблемами совремнных горожа...