Проблема толерантности в современном обществе.
статья по обществознанию по теме

Налбандян Аида Григорьевна

Данная статья посвящена актуальной проблеме - проблеме толерантности. Что такое толерантность?  Есть ли границы терпимости? Какова роль школы и учителя в данном вопросе?

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Проблема толерантности в современном обществе.

        Проблема толерантности, терпимости ко всему иному, пришлому,  другому -  не является новой. Мы просто забыли, что всегда существовали напряжённые отношения между горожанами и приезжими, между столичными жителями и провинциалами, которых наделяли наихудшими качествами: они не так одеты, не так разговаривают, не так ведут себя. В данной статье поднимается вопрос об этнической толерантности.  В недавнем советском прошлом  представители  союзных республик не выделялись как нечто чуждое, инородное. Это были люди, хорошо владеющие русским языком, получившие советское образование, знающие историю страны, знакомые с  её традициями и обычаями. Была  единая  страна  и были общие нормы и стереотипы поведения.

        Что поменялось в новых исторических условиях в связи с распадом  СССР? Образование новых самостоятельных государств, ухудшение экономического положения привело к огромному потоку  мигрантов. За четверть века  были утеряны многие ценности нашего совместного бытия,  выросло  целое  поколение, которое не владеет или плохо владеет русским языком. Целое поколение  не знает, а иногда и не хочет знать тех норм поведения, по которым живёт страна, которую они избрали местом своего проживания. Многие из них даже не задумываются над тем, как их примет новое общество  и  что надо сделать для  того, чтобы быть своим в этом новом для них обществе. Они могут себе это позволить.  Во–первых  потому, что они решают самую насущную проблему  - проблему выживания и едут туда, куда могут доехать и туда, где можно заработать. А во-вторых  потому, что у них всегда есть возможность вернуться к себе на родину.

        Что касается коренных  или укоренившихся жителей, то, как это ни странно звучит, именно они и должны подумать о том, как будут приняты новые члены общества. Предвижу возмущение и попытаюсь объяснить. Если к нам в дом пришёл гость желанный или нежеланный, мы не можем оставить его и уйти, а тем более покинуть свой дом. Мы вынуждены считаться с гостем, уделить ему внимание, поделиться с ним. Или представьте ситуацию: к Вам приехали дальние родственники, которые живут у Вас, и которых по законам гостеприимства и милосердия Вы не можете выставить. Они ищут работу,  ищут жильё, но у них не получается. Что делаете Вы? Правильно, Вы садитесь за телефон и по своим каналам начинаете  искать им и  жильё и работу, надеясь на то, что  у них будут средства существования. В общем-то,  Вы делаете это для себя, для того, чтобы спокойно жить у себя в доме.  Мигранты – те же гости. Первая проблема, которую  необходимо решить  – найти жилье, устроить на работу, дать возможность наладить быт. Коренное население должно также  передать нормы и правила поведения приезжим. Ни о какой терпимости, ни о какой толерантности не может идти речь, если нарушаются нормы поведения и тем более закон. Закон может быть только один. Это закон того государства, которое принимает мигрантов. Вторая проблема – проблема взаимоотношений  с обществом. Принятие норм и ценностей общества и  знание законов государства.

        Сегодня мы с вами свидетели событий в Европе:  массовое бегство в Европу  выдвигает проблемы устройства беженцев, создание условий для проживания.  Как только решится данная проблема, необходимо будет решать проблему взаимоотношений с обществом.

Нравится нам или нет, но мир стал другим.  Достаточно выйти в город,  пройтись по улицам, площадям и рынкам, и мы увидим этнически пёструю толпу, услышим не только русскую речь,  но и азербайджанскую, армянскую, грузинскую, таджикскую и даже китайскую и афганскую. Каким будет этот мир, эта страна, этот город завтра?

        Есть особая категория граждан, которая не может уклониться от этого вопроса. Во многом от их умения, терпения и подготовленности зависит то, в каком обществе мы и наши дети будем жить. Это – школьные  учителя, которым  доверили самое ценное, что есть у страны – её будущее – детей.

        В первую очередь учитель должен  научить детей патриотизму, гордости за свой народ, за свой этнос. Гордиться тем, что ты русский или татарин и т.д., это всё равно, что гордиться  тем, что ты родился в понедельник или в среду. Гордость должна основываться на знании своей истории, своей культуры, том историческом пути, который  прошёл народ и создал огромную страну. Страну, в которой всегда ценились такие качества как гостеприимность и дружелюбие, терпимость и открытость, мирное сосуществование различных этносов.  Достаточно обратиться к истории города  Санкт – Петербург. От нас с вами, от учителей зависит то, каким мы представим город, как мы покажем вклад различных народов в формировании такого шедевра, во всех отношениях, каким является наш город. В любой области науки, искусства, культуры мы можем назвать знаменитые имена и фамилии, которые по своей этнической принадлежности представят весь мир.

        В нашем городе достаточно легко познакомиться самим и  познакомить детей с культурой, историей и бытом различных народов  (Этнографический музей даёт уникальную возможность познакомиться и историей русского народа, народов Севера, Народов Кавказа и т.д.).

        Помимо своей собственной истории и культуры учитель должен иметь представление и  о тех кто приезжает. Конечно,  это сложно. Это требует много времени и усилий. Но зная, что в классе есть представители той или иной национальности, мы можем и должны  подготовиться к приёму новых членов класса.

        Очень важно для учителя быть объективным, а ещё важнее не быть субъективным.  Мы, взрослые люди,  имеем собственный опыт отношений   с представителями иной  культуры и он не всегда  положительный.  Очень важно собственное отношение не передать  детям, а позволить им самим составить своё представление. Ведь если рядом  с ними сидят дети других национальностей, то пострадают прежде всего они.  Наша задача помочь  этим  детям адаптироваться к новым для них  условиям. От нас с вами зависит насколько легко и быстро  ребёнок будет принят в новое общество.

        Очень часто ребёнок не может или ему очень трудно  адаптироваться  в новой среде, не только потому что среда отвергает его, но и  в силу личных особенностей. Очень часто учитель наталкивается  на глухое сопротивление ребёнка. Причины могут быть совершенно различные. В этом случае невозможно дать универсальный  совет, который подходит ко всем случаям.  В этом случае необходим индивидуальный подход, который требует много сил и времени.  Классный руководитель  в этом случае должен обратиться к семье ребенка. Правда, необходимо отметить, что стратегия семьи  может быть разной. Есть семьи, которые нацелены на временное проживание и не стремятся к тому, чтобы помочь ребенку адаптироваться. В этом случае вся тяжесть ложится на учителя.  Если семья  планирует постоянное проживание в  стране,  она  будет помогать учителю. Только действуя в союзе с родителями, можно создать благоприятные  условия для развития ребёнка.

        Роль  учителя  во все времена и у всех народов была и остаётся почётной и уважаемой. Как бы громко это не звучало, но именно от нас с вами зависит будущее, то, каким оно будет,  надо просто не забывать, что работаем мы с детьми открытыми всем новому и интересному.

                 

        

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль толерантности в современном обществе.Позволь другим быть другими.

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах. Толерантность предполагает принять других такими, какими они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. К такому выводу пришли ученик...

Выступление педагога-психолога на семинаре учителей ИЗО и музыки "Толерантность в современном обществе"

Конспект выступления на семинаре учителей ИЗО и музыки "Толерантность в современном обществе" - содержит упражнения, раздаточный материал  мини-тренинга по развитию толерантности в общении....

презентация к классному часу на тему: "Проблема алкоголизма в современном обществе"

Крупнейшие умы мира отмечали, что беды, причиняемые потреблением алкоголя, превышают те беды, что несут человечеству чума, голод и война вместе взятые. Алкоголь очень дорого обходится обществу. Чем же...

Классный час "Проблема наркомании в современном обществе".

Классный  час Проблема наркомании в современном обществе...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Толерантность в современном обществе»

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Толерантность в современном обществе» имеет важное значение и играет важную роль в системе работы классного руководителя. Данная разраб...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Толерантность в современном обществе».

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили недоброжелате...

Толерантность в современном обществе

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Толерантность в современном обществе" имеет важное значение и играет важную роль в системе работы классного руководителя . Данная разрабо...