Пробная рабочая программа воспитательной работы с детьми 11-13 лет
рабочая программа на тему
Программа воспитания и социализации воспитанников
специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для детей с ограниченными возможностями 11 – 13 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа воспитания и социализации воспитанников | 163 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное (коррекционная) образовательное учреждение для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 13»
РАССМОТРЕНО: на заседании методического объединения воспитателей протокол № 1 от 28.08.2013г. руководитель МО______________ Филонова И .А. | УТВЕРЖДЕНО на заседании педагогического совета протокол № 1 от 30.08.2013г. приказ № 341 от «02» 09 2013г. директор МКС(К)ОУ «С(К)ОШ-И VIII вида № 13» ______________ В.М. Архипкин |
Пробная рабочая программа
воспитательной работы с детьми 11-13 лет
Разработчик:
воспитатель: Т.А.Мащенко
г. Юрга 2013
Программа воспитания и социализации воспитанников
специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для детей с ограниченными возможностями 11 – 13 лет
Нормативно-правовой базой образовательной программы являются:
- Конституция Российской Федерации
- Закон РФ «Об образовании»
- Конвенция о правах ребенка
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06 октября 2009 года, Приказ Министерства образования и науки РФ № 1241 от 26 ноября 2009 года «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»)
- Типового положения о специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года за №288).
- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в ред. постановления Правительства РФ от 18.08.2008 № 617).
- Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях Сан ПиН 2.4.2. 2821-10
- Устав МКС(К)ОУ «С(К)ОШ-И VIII вида 13», локальные нормативно-правовые документы.
Пояснительная записка
Воспитательная система МКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 13» является организационной основой воспитательной деятельности школы-интерната. Программа воспитания и социализации обучающихся, воспитанников 10- 13 лет специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида раскрывает роль и место социальной функции воспитания в системе жизнедеятельности образовательного учреждения, направлена на обеспечение единства обучения и воспитания, формирование единого воспитательного пространства образовательного учреждения.
Реализация программы должна обеспечить ориентацию обучающихся, воспитанников на ценности гражданского общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование у детей готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, самореализации в общественно значимой и профессиональной деятельности, формирование таких ценностей, как семья, Отечество, свобода, культура, мирное существование народов разных стран, экологическое благополучие; уважение к прошлому и настоящему своего народа, традициям, культуре, старшим поколениям, родителям; развитие у обучающихся, воспитанников толерантности, ответственности за будущее своей страны.
Программа составлена с учетом требований ФГОС начального общего образования; достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС НОО и в соответствии с требованиями СФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья. В основу планирования положена пошаговая программа формирования личности ребёнка на основе комплексного подхода к её развитию через различные виды деятельности. Для этого необходимо знать, какие мотивы (потребности, желания) являются наиболее значимыми для среднего школьного возраста (11 -13 лет), чтобы уметь ими (мотивами) управлять, учитывать их в своей повседневной деятельности.
Кроме того, важно знать основные, доминирующие виды деятельности, которые
ребенок как личность будет эффективно развиваться лишь при условии учета его возрастных интересов.
Основными мотивами для среднего школьного возраста (11– 13 лет) являются:
— «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
— потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желание учиться, приобретать новые знания;
— потребность в общении, принимающая форму желания вы поднять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.
Ведущие виды деятельности:
- игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой деятельности;
- учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, т.к. через неё отрабатывается вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми.
Воспитательная работа концентрируется на формировании следующих качеств характера личности:
- физическое и психическое здоровье,
- культура речи,
- высокая нравственность,
Цель всей воспитательной работы - создание оптимальных условий для развития социально-адаптированной личности.
Воспитательная работа с детьми с нарушением интеллекта выстраивается в целостную систему и проводится по всем направлениям, охватывающим весь воспитательный процесс с учетом особенностей развития и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья.
Воспитательная работа строится на основе общих и специальных задач и находится в тесной связи с коррекционно-образовательным процессом
Программа воспитательной системы для подростков ( 11 - 13 лет ) осуществляется
через реализацию программы «Духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся» и программы «Формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся» и реализацию следующих направлений:
- Спортивно-оздоровительное. Формирование ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни.
- Духовно - нравственное. Воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к правам и обязанностям человека.
- Общекультурное. Воспитание нравственных чувств, ценностного отношения к природе, окружающей среде.
- Общеинтеллектуальное. Эстетическое воспитание и творческое развитие.
- Социализация. Воспитание трудолюбия, трудового отношения к учению, жизни.
Воспитательная система в МКС(К)ОУ «С(К)ОШ-И VIII вида № 13» реализуется через связь взаимозависимых компонентов:
- урочной деятельности;
- внеурочной деятельности;
- здоровьесбережения;
- социализации;
- приобщения к труду.
Данная программа составлена на основе программы Е.Д. Худенко «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме», рекомендованной Министерством образования РФ.
Цель программы – системное многоканальное содействие формированию ценностной сферы обучающихся, воспитанников 11 – 13 лет посредством создания условий для последовательного освоения ребенком базовых социокультурных ценностей, для позитивной социализации, культурной идентификации и самореализации обучающихся, воспитанников.
Воспитанники 11 – 13 лет дожны осознать своё «Я» на личностном и социальном уровнях:
- знают «какой Я?», «что я могу?»
- знают, что здоровье бесценный дар
- владеют навыками самообслуживающего труда
- имеют представления о видах профессий
Задачи программы:
1. Совершенствовать систему воспитательной деятельности, направленную на развитие творческого потенциала личности воспитанника.
2. Строить воспитательно-образовательный процесс в охранительно-оздоровительном режиме с целью сохранения физического и психического здоровья обучающихся.
3. Организовать постинтернатное сопровождение выпускников школы – интерната.
4. Способствовать повышению уровня педагогического мастерства с учетом требований стандартов нового поколения.
Основные педагогические идеи воспитания, реализуемые в программе и практике воспитательной работы:
- Совместное сотрудничество классных руководителей, воспитателей и воспитанников в решении общих задач, обеспечивающих жизнедеятельность взрослых и детей.
- Ориентация детей на вечные абсолютные ценности - Отечество, Семья, Человек, Знания, Труд, Культура, Мир, Добро, Истина, Красота.
Цели воспитательной работы:
- Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
- Создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе, обеспечение условий защищенности каждого его члена.
- Создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно приемлемого поведения.
- Создание условий и оказание помощи в поисках ценностей и смысла жизни, мотивации обучения и последующей деятельности.
- Организация разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей в коллективе.
Важным фактором эффективности деятельности воспитателя с детьми 11 – 13лет становится работа по развитию общей психологической компетентности у ребёнка с ОВЗ:
- Адекватно реагировать на попытку другого вступить вступить в контакт; уметь его понять;
- Принимать поиощь, поддержку другого ребёнка, даже младшего по возрасту;
- Адекватно реагировать на свой успех и неудачу.
Принципы построения воспитательной системы
На основании выше изложенного для данной воспитательной системы были определены следующие педагогические принципы:
- принцип социальной активности
- принцип мотивированности.
- принцип коррекционно-развивающего воспитания.
- принцип взаимодействия личности и коллектива.
Принцип социальной активности подразумевает создание учащимся условий для самостоятельного выбора и принятия решений, основанных на усвоении ребенком социального опыта, форм, способов, моделей адаптивного поведения в меняющихся жизненных ситуациях.
Принцип мотивированности предполагает наличие побуждения, стремления у ребенка к достижению цели. Данный принцип предполагает создание ситуаций, в ходе которых дети сами искали бы решение. Реализация принципа мотивированности достигается методом постановки проблемных заданий и познавательных задач, предполагающих активизацию интеллектуального компонента познавательной деятельности.
Принцип коррекционно-развивающего воспитания основан на организации и проведении воспитательных мероприятий, в ходе которых происходит коррекция каких-либо отклонений, недостатков личности ребенка на основе его потенциальных возможностей. Работа педагогов ориентируется на развитие высших психичес4ких функций - мышления, памяти, внимания, речи и позволяет не приспосабливаться к дефекту, а преодолевать его.
Принцип взаимодействия личности и коллектива достаточно актуален при организации воспитательного процесса в условиях интернатного учреждения. Воспитываясь в отсутствии материнской заботы, дети часто испытывают неуверенность в себе, не могут продуктивно общаться, с трутом вступают в контакт. В интернате у них отсутствует осознанный выбор деятельности, т.к. их жизнь полностью регламентирована взрослыми.
Реализуя принцип взаимодействия личности и коллектива, педагоги направляют свою деятельность на помощь ребенку в осмыслении окружающей жизни, уважают право ребенка на общение, свободное время, добровольное участие в коллективной жизни, на участие в решении внутренних вопросов всего коллектива.
Предпосылки построения воспитательной системы в школе с детьми 11 – 13 лет
1. Изменение отношения государства и общества к проблемам детей 11 – 13 лет с ограниченными возможностями здоровья.
2. Изучение и анализ достижений современных подходов к воспитанию ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и инновационного опыта работы педагогов других коррекционных школ по реабилитации детей с особенностями развития.
3. Наличие факторов, отрицательно сказывающихся на усвоение детьми социального опыта (Е.Д. Худенко):
- отклонения в состоянии здоровья;
- бедность мотивационной сферы;
- агрессивность;
- неумение общаться;
- неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами;
- тяга к бродяжничеству;
- иждивенческая позиция;
- «перегруженность» отрицательным жизненным опытом;
- инфантилизм, неспособность к самостоятельному выбору жизненного пути.
4. Низкий культурный уровень большей части родителей воспитанников, излишняя эмоциональная дистанция родителей и детей.
5. Наличие ключевой идеи, под которую можно подстроить воспитательную систему – формирование социально адаптированной личности ребенка с ОВЗ.
Условия реализации программы
Воспитательный процесс строится таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в школе комфортно, по своим возможностям был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни.
При разработке содержания программы, главное внимание уделяется раскрытию индивидуальных способностей, творческих начал личности, формированию устремлений ребенка в направлении «я - хочу» и «я - могу» как основы взаимодействия с педагогом. В программе учтены три момента: цели, мотивы и ведущие виды деятельности ребенка.
Доминирующая цель подросткового возраста 11 – 13лет:
- формирование гражданского, социального самосознания. История Родины, её герои. Память человечества. Соотечественники. Родина - страна многонациональная. Патриотизм и интернационализм, как нравственные качества человека. Государство. Способы взаимоотношений человека и государства. Человек и его профессия. Способности и талант в профессиональном труде. Культура отбора и восприятия информации. Роль информационных источников в жизни человека. Общество как социальная среда человека. Условия существования человека в обществе. Ценности общественной жизни. Поступок отдельного человека в контексте развития общества. Долг человека по отношению к обществу. Жизнь близких людей, как личностная ценность. Правила общения. Человек в отношении к самому себе. Чувство собственного достоинства. Защита достоинства. Определение профессиональных интересов. Человек и природа. Отношение к флоре и фауне. Элементы природы в жизни человека.
Основные мотивы в этом возрасте:
- потребность занять свое место в коллективе; стремление как можно
лучше соответствовать представлениям о лидере; - ориентация на оценки, суждения сверстников, а не взрослого, требования коллектива становится важнейшим фактором психического развития;
- возникает потребность личностной самооценки; стремление к «взрослости», самостоятельности, к «самоутверждению» (ближе к 13 годам);
- стремление выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых. Неудовлетворенность этого стремления создает у подростка конфликт со средой, с самим собой, толкает на бродяжничество (надо загружать его активной деятельностью).
Основные виды деятельности:
- Учебная деятельность, но не скучная, однообразная и утомительная — тогда будет обратный эффект, — а живая, нацеленная на потребность и нужды подростка, значимая для него.
- Деятельность, общение, особенно с другим подростком, компанией друзей; «кодекс товарищества» как доминирующий и организующий мотив поведения подростка.
- Интимно-личное общение (быть с другим, уметь получать от этого удовлетворение, быть значимым в чьих-то глазах).
Основные направления программы воспитания и социализации детей 11 – 13 лет
1.Коррекция недостатков интеллектуального развития учащихся и активизация познавательной деятельности.
Цель:
Изучение индивидуальных психологических особенностей ребенка, с целью повышения эффективности коррекционной работы и мер педагогического воздействия.
Коррекция недостатков познавательного развития, развитие положительной познавательной мотивации.
Формирование адекватного восприятия своих успехов и неудач.
Развитие основ личной самооценки, ответственности за свои поступки.
Содержание
Комплексное медико-психолого-педагогического изучение обучающихся. Изучение особенностей различных клинических форм интеллектуальных нарушений. Совершенствование эффективности и коррекционно-воспитательной направленности воспитательного занятия и мероприятия. Повышение профессиональной квалификации педагогов.
Формы и методы
Психолого-педагогический консилиум для педагогов и родителей. Индивидуальная коррекционная работа с учащимися. Творческие уроки. Внеклассная работа по предметам, воспитательные мероприятия. Режим дня, занятия с психологом, учителем-логопедом. Учебная карусель, эстафета знаний и опыта, олимпиада знаний.
2.Формирование навыков межличностного общения и культуры поведения на основе коллективных дел.
Цель:
Формирование представлений о нравственности, подготовка к самостоятельному выбору нравственного образа жизни.
Формирование опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей.
Научить адекватному общению детей друг с другом. Учить отвечать на недоброжелательные реплики, обращаться к собеседнику по имени, внимательно слушать собеседника.
Закрепление навыков поведения в общественных местах, отработка навыков поведения в экстремальных ситуациях.
Учить принимать помощь, поддержку со стороны.
Содержание
Организация опыта гуманистических взаимоотношений в классном коллективе. Создание системы педагогического стимулирования школьников к реализации норм позитивного общения на практике, адекватных форм коррекции негативного поведения.
Организация досуговой деятельности.
Организация привычных дел (дежурство по школе и классу, столовой, выполнение поручений). Шефство старших над младшими. Уточнение и расширение коммуникативного словаря. Формирование умения вести беседу. Работа по культуре и развитию речи.
Формирование коммуникативных моделей поведения в различных ситуациях.
Формирование мотивов ориентирующих развитие толерантности.
«Кодекс товарищества» - как доминирующий и организующий мотив поведения подростка.
Формы и методы
Сюжетно-ролевая игра, Дидактические игры. Словесные инструкции. Индивидуальные и групповые беседы, тренинги. Беседы в кругу друзей. Деловые сюжетно-ролевые игры.
Трудовые десанты, дежурство. Подготовка короткого рассказа «Моя улица», «Мой дом». Беседы. Экскурсии. Общешкольные линейки, праздники, огоньки, арт-терапия, игротерапия, тренинг, классные часы, уроки вежливости, десант творчества, миниспектакли. Проведение утренников, огоньков, внеклассных мероприятий. Операция «Сюрприз», «Радость людям». Спортивные игры, спортклуб.
3.Спортивно-оздоровительное. Формирование ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни
Цели:
Формирование ценностного отношения к здоровью; системы знаний, навыков и личного опыта, позволяющей сознательно вести здоровый образ жизни; культуры здоровья, готовности поддерживать здоровье в оптимальном состоянии, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Формирование и коррекция двигательной моторики, воспитание физических навыков.
Развитие системы профилактических умений по охране здоровья. Формирование навыков личной гигиены. Формирование умений оказать первую медицинскую помощь.
Содержание
Укрепление здоровья детей, закаливание организма, профилактика заболеваний. Профилактика сколиоза, плоскостопия, детского травматизма.
Совершенствование познавательной деятельности средствами физической культуры. Формирование представлений о гармонии духовного и физического развития, эстетических основ физической культуры.
Овладение системой знаний, умений, навыков по физическому воспитанию. Добиваться осмысления и выполнения ученикам словесной инструкции. Воспитывать привычку использовать спортивные игры для проведения досуга.
Создание в коллективе "атмосферы здоровья", посредством педагогического стимулирования здоровьесберегающего поведения детей, поддержки и развития их интереса к спорту, здоровьесберегающим формам досуговой деятельности; формирование у детей навыков здоровьесбережения и личной гигиены.
Содействие здоровому образу жизни ребенка в семье, пропаганда идеалов здорового образа жизни и распространение знаний о здоровье среди родителей.
Формы и методы
Уроки физкультуры, ритмики. Школьные спартакиады. Спортивные, оздоровительно-познавательные праздники. Соревнования. Занятия ЛФК, утренняя гимнастика, физкультминутки.
Ежедневные прогулки на свежем воздухе.
Практикумы, беседы с врачом. Походы, экскурсии. Родительский всеобуч.
4.Духовно - нравственное. Воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к правам и обязанностям человека
Цели:
Развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе обучения и воспитания. Формирование нравственных качеств, усвоение основ толерантности, самосознания гражданина Российской Федерации.
Формирование уважения к Конституции, государственной символике, родному языку, бережного отношения к народным традициям, истории, культуре, природе своей страны.
Осмысление себя как гражданина общества: права и обязанности.
Осмысление основ национальной культуры, правовой и экономической грамотности.
Формирование патриотических чувств на основе изучения достопримечательностей Родного Кузбасса.
Содержание
Ознакомление детей с государственной символикой, героическими страницами истории страны.
Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувств гордости за свою Родину.
Воспитание уважения к патриотическому прошлому России, готовности к защите Родины в случае необходимости. Воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей. Проявление солидарности к тем, кто оказался в беде. Воспитание любви к родному краю, к Родине. Воспитание чувства благодарности, памяти к людям военного поколения, веры в торжество справедливости и правды на земле.
Историко-культурное краеведение, раскрывающее перед детьми историю, особенности культуры, природы, народных традиций Заполярья.
Формы и методы
Классные и воспитательские часы общения, уроки этической грамотности. Экскурсии, заочные путешествия по России, Кемеровской области, конкурсы стихов, песен, рисунков о России, Вахта памяти, уроки мужества, встречи с воинами, интересными людьми, беседы, экскурсии в в/части, просмотр телепередач.
Митинг-концерт, литературно-музыкальные композиции, устный журнал, ярмарка солидарности, практикумы, тренинги, рукописная книга. Акция «Добрые дела делаем вместе».
5. Общекультурное. Воспитание нравственных чувств, ценностного отношения к природе, окружающей среде
Цели: учить относиться к природе и ко всему живому на земле ответственно; развивать понимание взаимосвязи живой и неживой природы, учить ценить природу.
Углублять знания детей о многообразии организмов, их взаимодействии между собой и с окружающей средой, взаимосвязи с окружающим миром; формировать умения и навыки, необходимые для практической работы по охране окружающей среды; формировать у детей экологическое сознание и соответствующие ценностные ориентиры.
Содержание
Экологическое воспитание учащихся школы VIII вида направлено на обобщение знаний учащихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности. В то же время данная программа является подготовительной, способствующей в дальнейшем лучшему усвоению детьми элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.
В процессе изучения окружающего мира у учащихся должны сформироваться некоторые элементарные представления о нем: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека.
Дети должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся имеет большое значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов.
Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять.
6. Общеинтеллектуальное. Эстетическое воспитание и творческое развитие.
Цель: Формирование эстетической культуры, эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, воспитание умения воспринимать красоту природы, произведения искусства, внутреннюю и внешнюю красоту человека.
Формирование экологических представлений.
Развитие потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности
Совершенствование культуры внешнего вида.
Содержание
- Изучение и знакомство с произведениями народного творчества, декоративно-прикладного искусства, произведениями классиков и современных авторов, основами народных традиций и обрядов.
- Наблюдения за природой.
- Расширение у детей опыта эмоционального восприятия эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самим себе.
- Ознакомление детей с эстетическими ценностями, традициями художественной культуры родного края, приобщение их к фольклору и народным художественными промыслам.
- Создание условий для расширения у детей опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.
Формы и методы
Занятия в кружках по интересам.
Экскурсионно-краеведческая деятельность с привлечением родителей.
Беседы о художниках, писателях, композиторах.
Утренники, праздники. Выставки работ.
Конкурсы рисунков. Работа кружков и секций.
Вечера загадок, юморина, фольклорные праздники, мастерские успеха, вечер этикета, асфальтовая живопись.
7. Социализация. Воспитание трудолюбия, трудового отношения к учению, жизни
Цель: Усвоение норм общественного поведения, позволяющих активно участвовать в труде и общественной жизни производства, коллектива, приобщаться к социальной и культурной жизни общества Формирование готовности к самообслуживанию на основе труда.
Формирование и осмысление необходимости трудовой деятельности, развитие потребности трудиться.
Формирование бережного отношения к материальным ценностям, инструментам.
Овладение общей ориентировкой в мире профессий и навыками профессионального труда.
Формирование практической и психологической готовности к труду.
Формирование потребности в труде в целях успешной социализации и самоопределения.
Содержание
Накопление социально-бытовых знаний и умений.
Формирование устойчивых навыков бытового самообслуживания и обслуживающего труда. Профориентация. Включение в посильную трудовую деятельность.
Общественно-полезный труд. Знакомство с истоками национальной культуры, с основами правового поведения, экономического просвещения.
Поддержка детей в процессе жизненного, профессионального самоопределения. Экономическое и трудовое воспитание как система социально-педагогических мер, нацеленных на успешную социализацию и интеграцию детей в современную систему социально-экономических отношений.
Формы и методы
Уроки социально-бытовой ориентировки, обслуживающего и хозяйственно-бытового труда, домоводства.
Дежурство по школе, столовой.
Кружковая работа. Выставки кружковой работы.
Выпуск тематических стендов. Экскурсии, деловые игры, занятия по ОБЖ, трудовые десанты. Трудовые бригады как в учебное, так и в каникулярное время.
Экскурсии в центр занятости населения, профессиональные лицеи, на предприятия города.
Праздник труда. Операции «Книжкина больница», «Живи книга», «Береги цветы». Рейды «Зеркало», «Город мастеров» (сохранность школьной мебели). Аукцион трудовых дел, ярмарка ремесел, выпуск тематических газет, стендов.
1. Работа с родителями
Цели: Ознакомление родителей с особенностями у/о детей и выбором коррекционных методов воспитания. Формирование у родителей доверительного отношения к учителям, воспитателям коррекционной школы-интерната
Изучение семей воспитанников. Оказание помощи родителям в воспитании детей. Формирование у родителей доверительного отношения к педагогу.
Содержание
Разработка и реализация единых требований семьи и школы. Показать родителям возможности их детей.
Привлечение родителей к участию в делах школы, класса, педагогическое просвещение родителей.
Содействие актуализации традиций позитивного взаимодействия в семье в процессе проведения "открытых" семейных праздников, творческих состязаний, соревнований, раскрывающих их доброе отношение к родителям, родственникам разных поколений.
Формы и методы
Индивидуальное консультирование родителей.
Общешкольные и классные родительские собрания. Лектории для родителей. Совместное проведение праздников, трудовых мероприятий.
Посещение семей воспитанников. Анкетирование по различным направлениям работы школы-интерната. Родительские встречи, консультации со специалистами школы-интерната, других государственных служб города. Разработка памяток для родителей.
Ожидаемый результат
Модель выпускника среднего школьного возраста
Обучающиеся, воспитанники по окончании 6 класса должны осознать своё «Я» на личностном и социальном уровнях; у них должны быть сформированы основы психологической компетентности.
- Знает «Какой я ?», «Что я могу?»; заложены элементы позиции доверия и уверенности в самом себе; адекватно понимает свои возможности, способности, особенностихарактера; знает свои «сильные» и «слабые» стороны; умеет общаться в разных социальных группах; имеет навыки речевого, жестового общения; владеет своим настроением, мимикой лица; знает правила взаимоотношений между людьми; умеет слушать и быть интересным другом; может расположить к себе человека; умеет улыбаться, спорить, избегать драки, конфликта;умеет работать сообща, сотрудничать, учитывать интересы и желания других.
- Знает, что здоровье – это бесценный дар, который постоянно надо беречь и приумножать. Понимает значение спорта, физкультуры для организма; владеет элементами какого – либо спорта; может сам составить для себя комплекс утренней зарядки, физической нагрузки на неделю, в течение дня; имеет скоординированную походку; владеет навыками посадки при учёбе, еде, позой во время сна, бега, ходьбы и пр.
- Имеет развитое воображение , элементы творческого мышления; знает о широком аспекте творческих прфессий и понимает их значение для жизни человека; осознает прекрасное и сам стремится быть красивым и приумножать красоту; сформирована потребность к прекрасному; умеет самостоятельно заниматься каким – либо видом творчества; знаком с основами народного творчества, промыслами.
- Владеет навыками самообслуживающего труда и способен выполнять работы по дому, участку: убирать, мыть, стирать,гладить, чистить…
- Имеет представления о видах профессий, труде, и зарплате; осознает связь между благополучием человека и его трудом; умеет обращаться с деньгами и понимает их назначение; четко ориентируется в гражданском законодательстве о правах и обязанностях детей в нашей стране; имеет представление о правонарушениях и ответственности за это; знает, что он гражданин России; знаком с символикой, обычаями и обрядами.
Сформированность навыков вычисления и измерения, способность использовать эти навыки в жизни.
- Знание основ правовой культуры.
- Осознанный выбор профессии.
- Продолжение образования и трудоустройство выпускников.
- Создание здоровой семьи.
- Осознанное отношение к своему здоровью (уменьшение числа курящих школьников, рост числа участников образовательного процесса, занимающихся спортом);
- Проявление гражданской позиции по отношению к окружающей среде.
- Умение и желание воспитанников трудиться на благо общества.
- Повышение культурного уровня родителей
Этапы реализации программы
1этап - Диагностико-прогностический
Включает в себя следующие виды работ:
- создание постоянно действующей системы мониторинга за уровнем обученности и воспитанности;
- подготовка информационно-статистических данных, отслеживающих качество социально-образовательных услуг, оказываемых учреждением: охрана прав воспитанников, базисный учебный план и его соответствие контингенту воспитанников, региональным условиям, создание коррекционно-развивающей среды, создание системы самореализации воспитанников в социальное включение.
Предполагаемые результаты по 1-ому этапу:
- определение наиболее «уязвимых» и «сильных» сторон в действующей модели образовательного учреждения: высокий, средний, низкий.
2 этап – Разработки программы
Предполагает разработку оптимальной модели коррекционной школы-интерната на основе данных мониторинга, экономико-финансовых условий учреждения, учета социально-экономических условий региона, запросов «рынка труда»:
- корректировка учебных планов и программ, разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ в направлении модернизации учебно-воспитательного процесса;
- активизация системы партнерских отношений взрослых и воспитанников в направлении открытости общения, доверия к воспитателю и педагогу;
- становление системы общественных отношений, в которых ребенок с ограниченными возможностями здоровья, обретает социальное принятие обществом потому, поскольку он к нему принадлежит; без необходимости доказательства его успехов и прав;
- создание реально-работающей системы междисциплинарного профессионального сотрудничества и взаимопомощи всех служб, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
- создание гибких организационных форм обучения, воспитания в контексте индивидуально-дифференцированной педагогической работы, направленной на формирование комплексной компетентности ребенка, обеспечивающей ему нахождение адекватных ответов в меняющихся жизненных ситуациях.
Предполагаемые результаты по 2-ому этапу:
- создание благоприятных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в направлении максимально возможного соответствия человеческой потребности в свободе действий, творчестве, самореализации;
- развитие механизмов продуктивного общения, обеспечивающих освоение социального опыта и адекватное вхождение в различные социальные группы на основе освоения модели коммуникативного поведения;
- создание системы общественных отношений, принимающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья таким, каким он есть, без наклеивания ярлыков и клише;
- развитие чувства собственного достоинства, уважения на основе формирования жизненной компетентности.
3 этап - Внедренческо-корректировочный
Предполагает построение собственно-нормативной модели коррекционной школы-интерната с учетом возможных корректив намечаемых решений проблем:
- использование коррекционной школой новых форм и функций, направленных на достижение оптимального уровня развития каждого воспитанника;
- переход к «школе жизни», предусматривающей максимальное развитие школы-интерната, как комплекса жизненно-ориентированных объединений, в которых успешно осуществляется социально-педагогическая, социокультурная деятельность;
- акцентированное обеспечение в школе-интернате пространство жизнедеятельности ребенка.
Предполагаемые результаты по 3 – ему этапу
- создание эффективно работающей модели коррекционной школы-интерната, как социального института, обеспечивающего стабильную социальную интеграцию выпускников в нормально-развивающуюся среду сверстников.
Литература
- Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М. , Просвещение, 1995.
- Выготской Л.С. Психология. М. , Эксмо-Пресс, 2000.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под редакцией В.В.Воронковой. Книга для учителя. М. Школа-Пресс, 1994.
- В.В.Воронкова ,С.А. Казакова Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Пособие для учителя. М. Владос, 2006
- Газман О.С. Модель психолого-педагогической поддержки и сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе: Энциклопедия образовательных технологий. М., Т.3, 2006.
- Газман О.С. Неклассическое воспитание. М., 2002.
- Воспитательная работа во вспомогательной школе. Под редакцией Г.М.Дульнева. М. АПН СССР 1961.
- Воспитательная работа во вспомогательной школе. Под редакцией В.Ф. Мачихиной М. Просвещение 1980.
- Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования.
- Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! М., 1996.
- Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика перехода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами. Дефектология № 6., 1997.
- Л.Г.Матвеева, И.В.Выбойщик, Д.Е.Мякушин. Практическая психология для родителей. М. «АСТ-ПРЕСС» 1997,
- Певзнер М.С. Дети олигофрены. М. АПН РСФСР, 1959.
- Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей олигофренов - М., Педагогика 1969.
- Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. М., Творческий центр Сфера, 2004.
- Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе, детском доме. М. , Аркти , 2005.
- Шматко Н.Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии. Перспективы развития специального образования. Сборник научных трудов. Под ред. Л.С. Сековец, Н.Новгород, 2007.
- Шишковец Т.А. Справочник социального педагога Создание условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья участников педагогического процесса. М., «ВАКО», 2007.
Одним из важнейших направлений воспитательной работы в школе является патриотическое воспитание. Организация и проведение мероприятий, имеющих патриотическую направленность, способствует формированию гражданской позиции, воспитывает чувство любви и уважения к своей стране, ее истории и традициям.
Существенная роль в решении коррекционных и воспитательных задач отводится трудовому воспитанию. Самым элементарным видом труда является самообслуживание. Воспитателю необходимо привить детям привычку к самообслуживанию, чтобы это стало нормой, естественным процессом. Дежурство по школе, столовой; уборка спален и других школьных помещений; участие в субботниках по уборке территории школы – это еще и общественно-полезный труд.
Наряду с традиционными мероприятиями (День здоровья, Клуб выходного дня, Масленица, День знаний, Последний звонок и др.) необходимо широко использовать нетрадиционные формы работы: Рождество, тимуровская работа и проектно-исследовательская деятельность, музыкальные и литературные гостиные, декада «SOS», часы общения и т.п. Все традиционные и нетрадиционные формы и методы работы дают положительный результат в вопросах воспитания и развития детей.
Важное место в общей системе воспитательной работы занимает система дополнительного образования, которое представлено
следующими направлениями:
- декоративно-прикладное;
- спортивно-оздоровительное;
- художественно-эстетическое;
- изобразительное искусство.
Одним из определяющих факторов успешного функционирования школы является обеспечение безопасности жизнедеятельности обучающихся. Необходимо чтобы создание безопасных условий труда и учебы, проблема охраны здоровья и жизни воспитанников, профилактика травматизма находили место в повседневной деятельности .
Воспитательная работа не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Школа и семья - два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой. С этой целью необходимо расширить рамки взаимодействия, уделять больше внимания работе с родителями или лицами их заменяющими.
Положительным результатом всего учебно-воспитательного процесса является участие детей в конкурсах и выставках, фестивалях и соревнованиях, как на городском, так и на областном уровнях.
Такая структура воспитательной работы позволяет охватить всех обучающихся школы, исходя из их склонностей и интересов, способствует личностному развитию каждого ребенка.
Системная работа предусматривает необходимость дойти до каждого воспитанника, создать условия для развития индивидуальных особенностей, сформировать потребность к самореализации в соответствии с его талантами и желаниями. Ведь цель воспитательных мероприятий - создать ситуации успеха, способствовать раскрытию творческих способностей, формировать чувство ответственности за коллектив и дружеской поддержки.
При разработке содержания программы, основных её направлений руководствовались положениями личностно-ориентированной педагогики, предлагающей главное внимание в организации воспитательной работы уделять раскрытию индивидуальных способностей, творческих начал личности, формированию устремлений воспитанника в направлении «я – хочу», «я – могу», как основы взаимодействия с окружающим миром.
Школа должна стать не только образовательным пространством, но и воспитывающей средой, ядром которой является сам образовывающийся ребенок.
Календарное планирование составлено с учётом целей и задач воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Акцент сделан на развитие возможностей самостоятельного выбора, отбора, принятия ребёнка, при определении своего поведения. На материале освоенных моделей коммуникативного поведения через создание проблемных ситуаций, побуждающих детей отбирать нужные модели поведения из своих «запасов», дополняя, видоизменяя их в зависимости от меняющихся условий среды. Для эффективности достижения результативности своей деятельности запланирована работа по развитию общей психологической компетентности у ребёнка с ОВЗ.
С этой целью запланированы занятия способствующие отрабатыванию умений:
-адекватно реагировать на попытку другого вступить в контакт; уметь его понять;
- принимать помощь, поддержку другого ребёнка, даже младшего по возрасту;
- адекватно реагировать на свои успехи и неудачу.
Освоение основ психологической культуры предполагается в выделении ни одной какой– то темы занятия. Эта - суть, определяющая направления оценки воспитателем деятельности детей.
«Действия друга сумели предотвратить плохой поступок». Это – стержень отбора методов и приёмов проведения занятий.
Календарное планирование составлено с учётом создания основ для последующего профессионального самоопределения, развития умений: уметь представлять будущее, уметь воображать картины жизни, уметь связывать различные жизненные факты в логическую цепочку, устанавливать причину и следствие, использовать приобретённые навыки в практической деятельности и т.д.
Планирование составлено для развития умений на материале конкретных тем: «Я - пятиклассник», «Обсуждаем, но не осуждаем», «Мы такие разные», «Что значит быть вежливым?», «Я – аккуратный», « Здоровая семья – здоровые дети» и др.
Приоритетные целевые установки со школьниками 11 – 13 лет
Сентябрь ………формирование основ личностной самооценки воспитанника:
«Как я изменился?».
Октябрь……… развитие внутренней убеждённости и востребованности ребён-
ка как личности: « Наш дом скучал без тебя».
Ноябрь…………знакомство с основами правового воспитания: «Кодекс
товарищества и законодательство».
Декабрь……… воспитание основ интимно – личностного поведения
Январь……… воспитание осонов адекватного проведения досуга – своего и
товарища.
Февраль………формирование мотивации учебной деятельности; учиться необхо -димо для жизни.
Март………… воспитание временной перспективы будущего: «Учёба и моё
будущее».
Апрель… …… воспитание ответственности за своё здоровье, здорового образа
Жизни.
Май……………формирование потребности учиться как основы стабильности бу - дущей жизни; трудовой семестр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Структура программы воспитательной работы с детьми в ОУ
Данной структурой пользовались многие педагоги Омской области. При составлении ее я опиралась на нормативные документы, положения о конкурсах и анализ присылаемых на рецензию материалов...
Рабочая программа воспитательной работы на 2012 – 2013 учебный год в 4 группе.
Данная программа будет полезна для воспитателей школ - интернатов и детских домов. В ней изложены тематики родительских собраний и групповых занятий....
Рабочая программа для работы с детьми находящимися на индивидуальном обучении
Рабочие программы по географии для работы с обучающимися, находящимися на индивидуальном обучении....
Рабочая Программа для работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в младшей, средней и старшей группах.
Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в разных возрастных группах....
Рабочая программа по работе с детьми Д(АТ)
В рограмме изложены причины низкой успеваемости и приемы организации учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивац...
Адаптированная рабочая программа воспитательной работы в группе с детьми с ОВЗ.
Данная программа будет интересна педагогам, работающим с подростками среднего школьного возраста. В этом возрасте необходимо помочь учащимся осознать главные нравственные нормы и правила, научиться пр...
Рабочая программа для работы с детьми из "группы риска"
изложены методы и приемы работы с детьми из "Группы риска", дан понятийный аппарат....