За страницами учебника математики
рабочая программа (5 класс) по теме
Программа математического кружка для учащихся 5-6 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 21.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«За страницами учебника математики»
Пояснительная записка
Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.
Актуальность курса:
На ранних этапах изучения математики необходимо укрепить интерес учащихся к предмету, заложенному в начальной школе, поэтому основная задача курса расширить представления учащихся о предмете, как о многогранной, интересной и непредсказуемой науке. Учащиеся будут иметь возможность познакомиться с решениями многих задач, имеющих необычную формулировку, неожиданное решение, иногда довольно простое, но требующее значительных умственных усилий, что будет способствовать развитию математической интуиции, нестандартного мышления учащихся. В курсе большое значение будет уделяться формированию арифметического аппарата, формированию и развитию математической речи. Через работу с геометрическими фигурами будет развиваться пространственное воображение. Вышеперечисленные особенности курса позволят подготовить шестиклассников к восприятию курса алгебры и геометрии в 7 классе. Нестандартность решаемых задач позволит психологически подготовиться к олимпиадным работам. Для занятий математического кружка «За страницами учебника математики» предлагаются несколько небольших фрагментов, которые, с одной стороны, тесно примыкают к основному курсу, а с другой – позволяют познакомить учащихся с новыми идеями и методами, расширить представления об изучаемом материале и, главное, порешать интересные задачи. Уровень сложности этих заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. Как показывает опыт, они интересны и доступны обучающимся, не требуют основательной предшествующей подготовки и особого уровня развития.
Для тех школьников, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой. Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования.
Этот математический кружок спланирован для учащихся 6 классов. В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Для обучения по данной программе принимаются все желающие учащиеся шестых классов. Программа рассчитана на 1 год обучения . Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (36 часов в год).
Цель:
- привитие интереса учащимися к математике, систематизация и углубление знаний по математике
Задачи:
- создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
- развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
- развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;
- повышение математической культуры ученика;
- воспитание настойчивости, инициативы.
Организация работы кружка.
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Он организован для всех желающих. Работа в кружке начинается в сентябре, а заканчивается в мае. В течение года кружковые занятия увязаны с другими формами внеклассной работы по математике, в подготовке которых активное участие принимают члены кружка.
Основные требования к программе кружка:
связь содержания программы кружка с изучением программного материала;
использование занимательности;
использование исторического материала;
решение нестандартных, олимпиадных задач;
учет желаний учащихся;
наличие необходимой литературы у учителя.
Методы работы:
- -приемы устного счета;
- -рассказ на математическую тему;
- -решение логических задач.
- -решение задач повышенной трудности;
- -игра, соревнование, бой
- - занимательные задачи, стихи, кроссворды, ребусы
Формы работы:
групповые занятия;
индивидуальные занятия
Основные формы проверки знаний:
- сообщения и доклады;
- тестирование с использованием заданий математического конкурса Кенгуру
- творческий отчет( в любой форме по выбору учащихся)
- математические соревнования
Прогнозируемые результаты:
Решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;
Решение комбинаторных задач путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
Проведение и успешное участие в математических соревнованиях
Учебно-тематический план обучения.
№п/п | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Текстовые задачи. | 12 | 4 | 8 |
2. | Задачи со спичками. | 4 | 4 | |
3. | Принцип Дирихле. | 5 | 1 | 4 |
4. | Графы на плоскости. | 3 | 1 | 2 |
5. | Математические соревнования, ребусы. | 12 | 12 | |
Итого: | 36 | 6 | 30 |
Содержание программы
36 часов
Тема 1: Текстовые задачи (12 часов)
Теория: Текстовые задачи. Задачи, решаемые с конца. Геометрические задачи. Задачи на разрезание. Задачи на переливания. Задачи на взвешивания. Логические задачи
Практика: Решение задач. Составление задачника. Конкурс «Лучший решатель».
Тема 2: Задачи со спичками (4часа)
Теория: Арифметические задачи. Геометрические задачи
Практика: Спичечная олимпиада
Тема 3: Принцип Дирихле (5 часов)
Теория: Понятие о принципе Дирихле. Использование принципа Дирихле при решении задач
Практика: Решение простейших задач
Тема 4: Графы на плоскости (3 часов)
Теория: Теория графов. Элементы теории графов
Практика: Решение задач
Тема 5: Математические соревнования, ребусы (12часов)
Теория: Ребусы. Математические ребусы
Практика: «Математические бои», «Устная олимпиада», «Умники и умницы», «Интеллектуальный марафон». «Ассорти», «КВН», «Математические соревнования», «Брейн-ринг»
Методическое обеспечение
Оборудование для занятий в кабинете: учительский стол, ученические столы, стулья, компьютер, мультимедийный проектор, листы бумаги, маркеры, карандаши и ручки.
Учебно-методическое обеспечение: часть занятий проводятся с использованием схем - конспектов, презентаций по математике. Это позволяет сделать ознакомление с материалом более эффективным, т.к. не всегда материал, излагаемый устно, понимается и усваивается по ходу объяснения. Во - вторых, наиболее важные моменты подросток сможет ещё раз вспомнить дома, что также улучшает закрепление материала.
Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал. Для учебных и практических занятий учащимся требуется тетрадь или блокнот для записей.
Список литературы для педагогов
1. Олимпиадные задания по математике 5-8 классы.( 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад. Развитие творческой сущности учащихся). / автор-составитель Н.В. Заболотнева. Волгоград: Учитель, 2006.
2. Спивак А. В. Математический кружок. М.: Просвещение, 2004
3. Спивак А. В. Тысяча и одна задача по математике. М.: Просвещение, 2002 4. Фарков А. В. Математические кружки в школе. 5 – 8 классы. М.: Айрис-пресс, 2006.
6. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. С.208.
7. Шарыгин И.Ф. Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 класс. М: Просвещение ,2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультатива по математике "За страницами учебника математики" 5 класс
Данная программа математического факультатива «За страницами учебника математики» рассчитана на один год обучения для учащихся 5-х классов, проявляющих интерес к математике, желающих изучать математик...
Дополнительнaя образовательная прогрaмма по математике (10-11 класс) «За страницами учебника математики»
Предлагаемый курс «За страницами учебника математики» (120 ч: 60 ч. 10 класс; 60 ч. 11 класс) является предметно-ориентированным и предназначен для реализации в 10-11 классах общеобразовательной...
Внеклассное мероприятие по математике для 5-6 классов «За страницами учебника математики»
Цель внеклассного мероприятия: развитие познавательной активности учащихся.Задачи:образовательные:• расширить круг знаний учащихся;• способствовать выявлению знаний и умений у учащихся в нестандартных...
рабочая программа индивидуально-групповых занятий по математике для 7 класса "За страницами учебника математики"
Данная программа повышает интерес учащихся к математике и готовит их к различным математическим соревнованиям....
Программа факультатива по математике «За страницами учебника математики»
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой ...
Программа кружка по математике в 5 классе "За страницами учебника математики"
Кружковые занятия по математике в 5 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми». На первых этапах проведения занятий определена цель – п...
Программа факультативного курса по математике" За страницами учебника математики.Текстовые задачи"
Основная цель факультативных занятий: сформировать у учащихся интерес к математике как науке и на основе соответствующих заданий развивать их математические способности и внутреннюю мотивацию к предме...