Дополнительнaя образовательная прогрaмма по математике (10-11 класс) «За страницами учебника математики»
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему
Предлагаемый курс «За страницами учебника математики» (120 ч: 60 ч. 10 класс; 60 ч. 11 класс) является предметно-ориентированным и предназначен для реализации в 10-11 классах общеобразовательной школы для расширения теоретических и практических знаний учащихся. Решение уравнений, содержащих параметры один из труднейших разделов школьного курса. Запланированный данной программой для усвоения учащимися объем знаний необходим для овладения ими методами решения некоторых классов заданий с параметрами, для обобщения теоретических знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pdou_v_10-11_klassah.doc | 208.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» города Иванова
УТВЕРЖДАЮ.
Директор школы
_______________Н. А. Марков
Приказ №229 от 28.08.2014 года
Дополнительнaя образовательная прогрaмма
по математике (10-11 класс)
«За страницами учебника математики»
Составлена учителем
математики высшей категории
Маврычевой Л. А.
Рассмотрена на заседании Рекомендована методическим советом
МО учителей математики школы от 28.08.2014 года
28.08.2014 года (протокол №1)
(протокол №1)
Руководитель МО Председатель метод. совета школы
______________И. К. Тенчова _____________Ю. Б. Пузрякова
г. Иваново-2014
Пояснительная записка.
Предлагаемый курс «За страницами учебника математики» (120 ч: 60 ч. 10 класс; 60 ч. 11 класс) является предметно-ориентированным и предназначен для реализации в 10-11 классах общеобразовательной школы для расширения теоретических и практических знаний учащихся. Решение уравнений, содержащих параметры один из труднейших разделов школьного курса. Запланированный данной программой для усвоения учащимися объем знаний необходим для овладения ими методами решения некоторых классов заданий с параметрами, для обобщения теоретических знаний.
Целью данного курса является изучение избранных классов уравнений с параметрами и научное обоснование методов их решения, а также формирование логического мышления и математической культуры у школьников. Курс имеет общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся. Программа данного курса ориентирована на приобретение определенного опыта решения задач с параметрами. Курс входит в число дисциплин, включенных компонент учебного плана образовательного учреждения. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как алгебра и начала анализа, геометрия.
В результате курса учащиеся должны научиться применять теоретические знания при решении уравнений и неравенств с параметрами, знать некоторые методы решения заданий с параметрами (по определению, по свойствам функций, графически…)
Данный курс представляется особенно актуальным и современным, так как расширяет и систематизирует знания учащихся, готовит их к более осмысленному пониманию теоретических сведений.
Данный курс может иметь существенное образовательное значение для изучения алгебры. Он призван способствовать решению следующих задач:
-овладению системой знаний об уравнениях с параметром как о семействе уравнений, что исключительно важно для целостного осмысления свойств уравнений и неравенств, их особенностей;
-формированию логического мышления учащихся;
-вооружению учащихся специальными и общеучебными знаниями, позволяющими им самостоятельно добывать знания по данному курсу.
Формы занятий:
-лекция;
-практикум;
-выступление с докладами или содокладами;
Форма оценивания знаний учащихся: зачет/незачет
Возможны и разные формы индивидуальной или групповой деятельности учащихся, такие как «Допишем учебник», отчетные доклады («Эврика, или вот что мы нашли»).
Содержание курса предполагает работу с различными источниками математической литературы. Содержание каждой темы курса включает в себя самостоятельную работу учащихся.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
Введение. Понятие уравнений с параметрами. Первое знакомство с уравнениями с параметром.
1. Линейные уравнения, неравенства и их системы с параметром.
2. Квадратные уравнения и неравенства с параметром.
3. Аналитические и геометрические приемы решения задач с параметрами.
4. Решение различных видов уравнений и неравенств с параметрами.
Содержание основных разделов
Введение. Понятие уравнений с параметрами. Первое знакомство с уравнениями с параметром.
Тема 1. Линейные уравнения, их системы и неравенства с параметром.
Линейные уравнения с параметром. Алгоритм решения линейных уравнений с параметром. Решение линейных уравнений с параметрами. Зависимость количества корней от коэффициентов a и b. Решение уравнений с параметрами при наличии дополнительных условий к корням уравнения. Решение уравнений с параметрами, приводимых к линейным. Линейные неравенства с параметрами. Решение линейных неравенств с параметрами. Классификация систем линейных уравнений по количеству решений (неопределенные, однозначные, несовместные). Понятие системы с параметрами. Алгоритм решения систем линейных уравнений с параметрами. Параметр и количество решений системы линейных уравнений.
Тема 2. Квадратные уравнения и неравенства.
Понятие квадратного уравнения с параметром. Алгоритмическое предписание решения квадратных уравнений с параметром. Решение квадратных уравнений с параметрами. Зависимость количества корней уравнения от коэффициента a и дискриминанта. Решение с помощью графика. Применение теоремы Виета при решении квадратных уравнений с параметром. Решение квадратных уравнений с параметрами при наличии дополнительных условий к корням уравнения. Расположение корней квадратичной функции относительно заданной точки. Задачи, сводящиеся к исследованию расположения корней квадратичной функции. Решение квадратных уравнений с параметром первого типа («для каждого значения параметра найти все решения уравнения»). Решение квадратных уравнений второго типа («найти все значения параметра, при каждом из которых уравнение удовлетворяет заданным условиям») Решение квадратных неравенств с параметром первого типа. Решение квадратных неравенств с параметром второго типа.
Тема 3. Аналитические и геометрические приемы решения задач с параметрами.
Использование графических иллюстраций в задачах с параметрами. Использование ограниченности функций, входящих в левую и правую части уравнений и неравенств. Использование симметрии аналитических выражений. Метод решения относительно параметра. Применение равносильных переходов при решении уравнений и неравенств с параметром.
Тема 4. Решение различных видов уравнений и неравенств с параметрами.
Решение тригонометрических уравнений, неравенств с параметром. Решение логарифмических уравнений, неравенств с параметром. Решение иррациональных уравнений, неравенств с параметром.
Календарно-тематическое планирование
10 класс. 2 ч. в неделю (всего 60 часов).
Номер урока | Раздел курса | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Формы контроля | Дата проведения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1-2 | Введение (2 ч) | Понятие уравнения с параметрами | 2 | Понятие уравнений с параметрами. Первое знакомство с уравнениями с параметром |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
3 | Линейные уравнения, их системы и неравенства с параметром (22 ч) | Решение линейных уравнений с параметрами | 1 | Линейные уравнения с параметром. Алгоритм решения линейных уравнений с параметром | Тест | |
4 | Решение линейных уравнений с параметрами | 1 | Зависимость количества корней от значения коэффициентов a и b. Решение линейных уравнений с параметрами | Самостоятельная работа | ||
5-6 | Решение линейных уравнений с параметрами при наличии дополнительных условий (ограничений) к корням уравнений | 2 | Решение уравнений с параметрами при наличии дополнительных условий к корням уравнения | Самостоятельная работа | ||
7-9 | Решение уравнений, приводимых к линейным | 3 | Решение уравнений с параметрами, приводимых к линейным | |||
10 | Решение уравнений, приводимых к линейным | 1 | Самостоятельная работа |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
11-12 | Решение систем линейных уравнений (с двумя переменными) с параметрами | 2 | Классификация систем линейных уравнений по количеству решений (неопределенные, однозначные, несовместные) | ||||
13-14 | Решение систем линейных уравнений (с двумя переменными) с параметрами | 2 | Понятие системы линейных уравнений с параметрами. Алгоритм рашения систем линейных уравнений с параметрами. | ||||
15-16 | Решение линейных уравнений и систем линейных уравнений, содержащих параметры | 2 | Параметр и количество решений системы линейных уравнений | ||||
17-18 | Контрольная работа по теме «Линейные уравнения и системы линейных уравнений с параметрами» | 2 | Контрольная работа |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
19-20 | Решение линейных неравенств с параметрами | 2 | Линейные неравенства с параметрами | |||
21-22 | Решение линейных неравенств с параметрами с помощью графической интерпретации | 2 | Самостоятельная работа | |||
23-24 | Решение систем линейных неравенств с одной переменной, содержащих параметры | 2 | Самостоятельная работа | |||
25-26 | Квадратные уравнения и неравенства (24 ч) | Решение квадратных уравнений с параметрами | 2 | Понятие квадратного уравнения с параметром. Алгоритмическое предписание решения квадратных уравнений с параметром. Решение квадратных уравнений с параметрами. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Решение квадратных уравнений с параметром первого типа («для каждого значения параметра найти все решения уравнения») | ||||||
27-28 | Использование теоремы Виета при решении квадратных уравнений с параметрами | 2 | Применение теоремы Виета при решении квадратных уравнений с параметром. Расположение корней квадратичной функции относительно заданной точки | |||
29-30 | Решение уравнений с параметрами, приводимых к квадратным | 2 | Решение квадратных уравнений с параметрами при наличии дополнительных условий к корням уравнений | |||
31-33 | Расположение корней квадратного уравнения в зависимости от параметра | 3 | Решение квадратных уравнений второго типа («найти все значения параметра, |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
34-36 | Расположение корней квадратного уравнения в зависимости от параметра | 3 | при каждом из которых,уравнение удовлетворяет заданным условиям») | |||
37-38 | Расположение корней квадратного уравнения в зависимости от параметра | 2 | ||||
39-40 | Взаимное расположение корней двух квадратных уравнений | 2 | Задачи, сводящиеся к исследованию расположения корней квадратичной функции | |||
41-42 | Контрольная работа по теме «квадратные уравнения с параметрами» | 2 | Контрольная работа | |||
43-44 | Решение квадратных неравенств | 2 | Решение квадратных неравенств с параметром первого типа. | |||
45-46 | Решение неравенств методом интервалов | 2 | Решение квадратных неравенств с параметром второго типа |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
47-48 | Нахождение заданного количества решений уравнения или неравенства | 2 | Зависимость количества корней уравнения от коэффициента а и дискриминанта | ||||
49-50 | Аналитические и геометрические приемы решения задач с параметрами (12 ч) | Графический метод решения задач с параметрами | 2 | Использование графических иллюстраций в задачах с параметрами | |||
Графический метод решения задач с параметрами | |||||||
51 | Применение понятия «пучок прямых на плоскости» | 1 | |||||
52 | Фазовая плоскость | 1 | |||||
53-54 | Использование симметрии аналитических выражений | 2 | Использование симметрии аналитических выражений | ||||
55-56 | Решение относительно параметра | 2 | Метод решения относительно параметра | ||||
57 | Область определения помогает решать | 1 | Использование ограниченности функций, входящих в левую и правую |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
задачи с параметром | части уравнений и неравенств | |||||||
58 | Использование метода оценок и экстремальных свойств функции | 1 | ||||||
59 | Равносильность при решении задач с параметрами | 1 | Применение равносильных переходов при решении уравнений и неравенств с параметром | |||||
60 | Решение различных видов уравнений и неравенств с параметрами (1 ч) | Решение уравнений и неравенств | 1 | Решение уравнений, неравенств с параметром | Обобщение материала | |||
11 класс 2 ч. в неделю (всего 60 часов). | ||||||||
1-2 | Графический метод решения задач с параметром (6 ч.) | Графический метод решения задач с параметром | 2 | Использование графических иллюстраций в задачах с параметрами | ||||
3-4 | Графический метод решения задач с параметром | 2 | Использование графических иллюстраций в задачах с параметрами | |||||
5 | Графический метод решения задач с параметром | 1 | Использование графических иллюстраций в задачах с параметрами | |||||
6 | Графический метод решения задач с параметром | 1 | Использование графических иллюстраций в задачах с параметрами | С.р. | ||||
7-8 | Использование симметрии относительно выражений (4 ч) | Использование симметрии относительно выражений | 2 | Использование симметрии аналитических выражений | ||||
9-10 | Использование симметрии относительно выражений | 2 | Использование симметрии аналитических выражений | |||||
11-12 | Решение относительно параметра (4 ч) | Решение относительно параметра | 2 | Метод решения относительно параметра | ||||
13-14 | Решение относительно параметра | 2 | Метод решения относительно параметра | С.р. | ||||
15-16 | Область определения помогает решать задачи с параметром ( 4 ч) | Область определения помогает решать задачи с параметром | 2 | Использование ограниченности функций, входящих в левую и правую | ||||
17-18 |
| Область определения помогает решать задачи с параметром | 2 | Использование ограниченности функций, входящих в левую и правую | ||||
19-20 | Использование метода оценок и экстремальных свойств функции (4 ч) | Использование метода оценок и экстремальных свойств функции | 2 | Использование экстремальных свойств функции | ||||
21-22 | Использование метода оценок и экстремальных свойств функции | 2 | Использование экстремальных свойств функции | С.р. | ||||
23-24 | Равносильность при решении задач с параметрами (4 ч) | Равносильность при решении задач с параметрами | 2 | Применение равносильных переходов при решении уравнений и неравенств с параметром | ||||
25-26 | Равносильность при решении задач с параметрами | 2 | Применение равносильных переходов при решении уравнений и неравенств с параметром | |||||
27-28 | Решение различных видов уравнений и задач с параметрами (4 ч) | Решение различных видов уравнений и задач с параметрами | 2 | Применение различных методов при решении задач с параметром | ||||
29-30 | Решение различных видов уравнений и задач с параметрами | 2 | Применение различных методов при решении задач с параметром | |||||
31-32 | Контрольная работа | 2 | ||||||
33-34 | Решение тригонометрических уравнений с параметром (4 ч) | Решение тригонометрических уравнений с параметром | 2 | Решение тригонометрических уравнений | ||||
35-36 | Решение тригонометрических уравнений с параметром | 2 | ||||||
37-38 | Решение тригонометрических неравенств с параметром (2 ч) | Решение тригонометрических неравенств с параметром | 2 | Решение тригонометрических неравенств | С.р. | |||
39-40 | Решение логарифмических уравнений с параметром | Решение логарифмических уравнений с параметром | 2 | Решение логарифмических уравнений | ||||
41-42 | Решение логарифмических уравнений с параметром | 2 | ||||||
43-44 | Решение логарифмических уравнений с параметром | 2 | С.р. | |||||
45-46 | Решение логарифмических неравенств с параметром (6 ч) | Решение логарифмических неравенств с параметром | 2 | Решение логарифмических неравенств | ||||
47-48 | Решение логарифмических неравенств с параметром | 2 | ||||||
49-50 | Решение логарифмических неравенств с параметром | 2 | С.р. | |||||
51-52 | Решение иррациональных уравнений с параметром (3 ч) | Решение иррациональных уравнений с параметром | 2 | Решение иррациональных уравнений | ||||
53 | Решение иррациональных уравнений с параметром | 1 | ||||||
54 | Решение иррациональных уравнений с параметром | 1 | С.р. | |||||
55-56 | Решение иррациональных неравенств с параметром (4 ч ) | Решение иррациональных неравенств с параметром | 2 | Решение иррациональных неравенств | ||||
57-58 | Решение иррациональных неравенств с параметром | 2 | ||||||
59 | Контрольная работа | 1 | ||||||
60 | Решение задач с параметром. Обобщающий урок. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа математического кружка 8 класс "За страницами учебника математики"
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления. Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Математические кружки явля...
Внеклассное мероприятие по математике для 5-6 классов «За страницами учебника математики»
Цель внеклассного мероприятия: развитие познавательной активности учащихся.Задачи:образовательные:• расширить круг знаний учащихся;• способствовать выявлению знаний и умений у учащихся в нестандартных...
рабочая программа индивидуально-групповых занятий по математике для 7 класса "За страницами учебника математики"
Данная программа повышает интерес учащихся к математике и готовит их к различным математическим соревнованиям....
Программа кружка по математике в 5 классе "За страницами учебника математики"
Кружковые занятия по математике в 5 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми». На первых этапах проведения занятий определена цель – п...
Программа элективного курса по математике для учащихся 11 класс « За страницами учебника математики »
Данная программа поможет учителям математики при проведении элективного курса...
Программа факультатива по математике 8 класс «За страницами учебника математики»
Программа факультатива по математике 8 класс«За страницами учебника математики»...
Программа учебного курса по математике в 8 классе «За страницами учебника математики»
Математика в наши дни проникает во все сферы общественной жизни. Овладение практически любой современной профессией требует тех или иных знаний по математике. С математикой связана и компьютерная грам...