Конкурсная работа по патриотическому воспитанию учащихся
методическая разработка на тему
Предложенная разработка по организации работы в направлении военно-патриотического воспитания обучающихся представляет собой программу образовательного учреждения «Служу Отечеству». В программе представлена модель патриотического воспитания, направления работы, комплексный план мероприятий и формы их реализации. Разработка может быть полезна заместителям директора по воспитательной работе, воспитателям, классным руководителям, руководителям по физической подготовке и военно-спортивной подготовке учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБОУ НПО Профессиональный лицей №100 МО
Областной конкурс
на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию
Номинация: «Модель организации патриотического воспитания»
Городской округ: Московская область, Луховицкий район:
Полное наименование ОУ:
ГБОУ НПО ПЛ №100 МО – государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональный лицей №100 Московской области
Тема:
«Программа военно-патриотического воспитания
«Служу Отечеству»
Авторы:
Токарев Вячеслав Алексеевич – преподаватель-организатор ОБЖ
(т. 8-905-730-54-34);
Иванова Ирина Николаевна – заместитель директора по УВР
(т. 8-916-947-29-16).
г. Луховицы 2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение………………………………………………………………………...2
II. Управление военно-патриотической работой в образовательном учреждении………………………………………………………………………………….5
III. Использование Российских воинских традиций в военно-патриотическом воспитании………………………………………………………………………...8
IV. Направления программы военно-патриотического воспитания «Служу Отечеству»…………………………………………………………………………8
V. Модель патриотического воспитания ГБОУ НПО ПЛ №100 МО………...10
VI. Программа военно-патриотического воспитания «Служу Отечеству»….11
VII. Формы реализации мероприятий программы военно-патриотического воспитания «Служу Отечеству»………………………………………………..19
VIII. Заключение…………………………………………………………………19
IX. Литература…………………………………………………………………...21
I. ВВЕДЕНИЕ
Программа патриотического воспитания молодежи образовательного учреждения «Служу Отечеству» составлена в соответствии с запросом общества, отраженным в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», сохраняет взаимосвязь с программой по гражданско-патриотическому воспитанию граждан Луховицкого муниципального района Московской области на 2011 – 2015 годы. Программа выявляет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания подрастающего поколения как одного из факторов единения нации.
Программа «Служу Отечеству» включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания студентов, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.
Проведение единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации обеспечивает достижение целей патриотического воспитания путем плановой, непрерывной и согласованной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций.
В настоящее время актуальность проблемы совершенствования патриотического воспитания возросла как никогда. Сохранение мировоззренческих ценностей молодежи ставится во главу угла. Использование различных форм работы, тесное межведомственное взаимодействие позволили, в рамках реализации программы «Служу Отечеству», повысить уровень проводимых мероприятий и степень их влияния на подростков. Мы отмечаем повышение эффективности проведения фестивалей художественного творчества, конкурсов, выставок и состязаний. Для проведения мероприятий патриотической направленности используется потенциал центров традиционной народной культуры, театров, библиотек и музеев.
Возобновилось проведение военно-спортивных игр и других мероприятий, направленных на военно-патриотическое воспитание наших студентов. Возрождаются традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом формы воспитательной работы.
В результате проведенной работы уровень патриотического сознания студентов повышается.
Однако для дальнейшего развития системы патриотического воспитания в образовательном учреждении, необходима модернизация материально-технической базы патриотического воспитания, повышение уровня его организационно-методического обеспечения, повышение уровня профессиональной подготовки организаторов и специалистов патриотического воспитания, более активное и широкое привлечение к этой работе средств массовой информации, культуры и более широкое использование возможностей сети Интернет для решения задач патриотического воспитания.
Решение этих и других проблем предполагается осуществить в рамках Программы «Служу Отечеству».
Цель и задачи Программы «Служу Отечеству».
Основной целью Программы является развитие патриотического сознания молодежи, подготовки юношей к службе в армии, формирование мировоззрения, ценностных ориентаций, определяющих направленность личности с целостным, разносторонним отношением к жизни.
Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
- повышение роли государственных и общественных структур в формировании у учащейся молодежи высокого патриотического сознания;
- совершенствование нормативно-правового, методического и информационного обеспечения функционирования системы патриотического воспитания в образовательном учреждении;
- формирование позитивного отношения подростков к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву;
- внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы;
- повышение профессионализма организаторов и специалистов патриотического воспитания;
- развитие материально-технической базы патриотического воспитания в образовательном учреждении;
Механизм реализации Программы «Служу Отечеству».
Механизм реализации Программы основывается на дальнейшем совершенствовании форм и методов взаимодействия структурных подразделений образовательного учреждения, общественных и государственных организаций по осуществлению политики в области патриотического воспитания молодежи, пропаганды патриотизма в средствах массовой информации и консолидации деятельности всех участников воспитательного процесса , в том числе, субъектов профилактики.
Организационное сопровождение Программы осуществляется администрацией образовательного учреждения.
Исполнителями Программы являются педагогические работники ПЛ №100, активисты студенческого самоуправления, молодежные Центры и объединения, находящиеся на территории Луховицкого муниципального района, военно-патриотические клубы и объединения, музеи, другие субъекты взаимодействия.
В рамках программы осуществляются следующие функции:
- разработка комплекса военно-патриотических мероприятий с учетом межведомственного взаимодействия;
- создание научно-методического сопровождения программы;
- активизация студенческого самоуправления для реализации поставленных задач;
- осуществление продуктивного руководства организацией военно-патриотического воспитания;
- консолидация всех участников процесса для реализации поставленных задач.
Финансовое обеспечение мероприятий по реализации Программы осуществляется в пределах бюджетных средств, а также использования средств внебюджетной деятельности образовательного учреждения, привлечения волонтеров и спонсорских средств.
Ожидаемые результаты реализации Программы «Служу Отечеству».
Важнейшим условием эффективности работы по патриотическому воспитанию является постоянный анализ ее состояния, позволяющий определить не только состояние патриотического воспитания в целом, но и отдельные стороны этой работы.
Важным критерием эффективности работы в данном направлении является снижение уровня правонарушений и преступлений среди подростков, уменьшение количества детей «группы риска», активное участие трудных подростков в проводимых мероприятиях.
Конечным результатом реализации Программы предполагается положительная динамика роста патриотического сознания студенческой молодежи, возрастание социальной и образовательной активности, преодоление экстремистских проявлений отдельных молодежных групп и других негативных явлений, возрождение духовности, что обеспечит социально-экономическую и политическую стабильность и укрепление национальной безопасности.
«Патриотизм – высшее проявление духовности человека»
И.А. Ильин
II. УПРАВЛЕНИЕ
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Определяющую роль в военно-патриотической работе образовательного учреждения играет уровень профессиональных знаний и духовно-нравственных качеств педагогического коллектива. Преподаватели и мастера производственного обучения совместно с преподавателем-организатором ОБЖ и администрацией лицея ведут работу с учащимися по основным задачам:
- Разъяснение положения Конституции РФ о военной службе, требований законов РФ об обороне, о воинской обязанности и военной службе, военной присяги и воинских уставов.
- Формирование готовности учащихся к служению Отечеству и его вооруженной защите.
- Изучение истории и культуры Отечества и родного края.
- Участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества,.
- Пропаганда героического прошлого и настоящего Российской армии и флота, ее славных традиций и задач решаемых на современном этапе.
- Формирование и укрепление традиций лицея по военно-патриотическому воспитанию учащихся.
- Противодействие проявлениям политического, национального и религиозного экстремизма.
- Физическое развитие учащихся, вовлечение в систематические мероприятия по военно-прикладным и другим вида спорта, формирование у них здорового образа жизни и правил личной гигиены.
- Участие в подготовке учащихся к военной службе
- Получение учащимися сходных военно-учетных специальностей
Обязанности между членами инженерно-педагогического коллектива.
Директор:
- Направляет деятельность коллектива и лицейских общественных организаций, руководит военно-патриотической работой, в том числе подбором, воспитанием и расстановкой кадров.
- Утверждает планы по военно-патриотической работе и контролирует его выполнение.
- Руководит обсуждением военно-патриотической работы на заседаниях педсовета, родительского комитета.
- Принимает меры по материальному обеспечению военно-патриотической работы.
- Обеспечивает взаимодействие с воинскими частями, организациями и предприятиями по военно-патриотической работе с учащимися, устанавливает шефские связи.
- Организует методическую работу с должностными лицами, занимающимися военно-патриотической работой, и направляет их на семинары, курсы и другие мероприятия по повышению квалификации.
Заместитель директора по обеспечению безопасности:
- Совместно с заместителем директора по учебно-воспитательной работе планирует проведение основных военно-патриотических мероприятий ( военно-спортивные игры, посещение военных музеев, встречи с ветеранами войны и труда, сборы по основам военной службы и т. д.)
- Оказывает методическую и практическую помощь классным руководителям и мастерам п/о, общественным организациям в проведении военно-патриотической работы.
- Руководит работой военно-технических кружков и спортивных секций данного направления, привлекая для проведения занятий преподавателей, мастеров п/о, родителей, военнослужащих шефствующей воинской части.
- Поддерживает взаимодействие с военкоматом, штабом ГО и ЧС, воинской частью по вопросам военно-патриотической работы.
- Использует помощь шефствующих предприятий, общественных организаций в повышении качества военно-патриотического воспитания и начальной военной подготовки учащихся.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
- Организует и контролирует проведение военно-патриотической работы с учащимися лицея.
- Контролирует и координирует деятельность преподавателей, классных руководителей, мастеров п/о и оказывает им постоянную помощь в организации военно-патриотической работы с учащимися.
- Помогает общественным организациям лицея в проведении военно-патриотической работы.
- Привлекает в порядке шефствующей помощи воинскую часть, актив родителей к военно-патриотической работе.
- Устанавливает взаимодействие с молодежными, общественными организациями района и области по координации военно-патриотического воспитания.
- Принимает меры по материально-техническому обеспечению военно-патриотической работы
- Совместно с заместителем по обеспечению безопасности планирует поведение основных военно-патриотических мероприятий (военно-спортивные игры, посещение военных музеев, встречи с ветеранами войны и труда, сборы по основам военной службы и т. д.)
Преподаватель-организатор по ОБЖ:
- Организует взаимодействие с военкоматом, штабом ГО и ЧС, шефствующей воинской частью, военно-спортивными клубами и объединениями по вопросам военно-патриотического воспитания
- Возглавляет профориентационную работу по военным специальностям, стимулирует готовность учащихся к военной службе, оказывает помощь учащимся в подготовке к поступлению в военные учебные заведения.
- Использует материал по предметам в интересах военно-патриотического воспитания и начальной военной подготовки.
- Помогает заместителям директора по учебно-воспитательной работе и по безопасности в планировании и проведении военно-патриотической работы
- Оказывает методическую и практическую помощь классным руководителям, мастерам п/о и общественным организациям лицея в проведении военно-патриотической работы.
- Планирует и координирует соответствующую работу с родителями учащихся.
- Ведет систематические психолого-педагогические наблюдения за развитием военно-патриотического сознания учащихся и при необходимости вносит коррективы в проводимую военно-патриотическую работу.
Классный руководитель, мастер производственного обучения:
1. Руководит военно-патриотической работой в группе и обеспечивает активное участие учащихся в проводимых мероприятиях.
2. Помогает заместителям директора по учебно-воспитательной работе и по безопасности в планировании и проведении военно-патриотической работы.
3. Планирует и координирует работу с родителями по военно-патриотическому воспитанию.
4. Ведет систематические наблюдения за развитием военно-патриотического сознания учащихся своей учебной группы и при необходимости вносит коррективы в проводимую военно-патриотическую работу.
Преподаватель-предметник:
1. Использует учебный материал по своему предмету в интересах военно-патриотического воспитания и начальной военной подготовки учащихся.
2. Помогает в организации и проведении военно-патриотической работы.
3. Максимально использует дополнительную работу по предмету для военно-патриотического воспитания и начальной военной подготовки учащихся.
III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОССИЙСКИХ ВОИНСКИХ ТРАДИЦИЙ
В ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ.
«Будем же уважать наше прошлое, ибо без него все мы – как дерево без корней. Будем чтить священную память людей из былого времени - с их нелегкой и сложной судьбой»
В. Пикуль
В основе воспитания молодого поколения в России всегда лежала идея выполнения воинского долга перед Отечеством. Этот долг русские солдаты и офицеры выполняли во всех войнах, и по праву военнослужащие считались самым патриотичным слоем общества.
Воспитание на воинских традициях играет важную роль в становлении гражданина и патриота своего Отечества и в наше время.
Важнейшими традициями являются:
- Верность военной присяге, боевому знамени и военно-морскому флагу.
- Служение интересам народа.
- Самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы.
- Массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости Отечества
- Воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы.
- Взаимопомощь и взаимовыручка между военнослужащими.
IV. НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ВОЕННО—ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
«СЛУЖУ ОТЕЧЕСТВУ»:
- Военно–историческая подготовка. Изучение истории родного края, истории нашего Отечества боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа. История Луховицкого, Коломенского, Зарайского края очень богата яркими историческими событиями и традициями. Это события далекого прошлого (постройка первого корабля Российского флота, народное ополчение Дмитрия Донского и многие другие славные боевые и трудовые традиции).
- Подготовка по основам безопасности жизнедеятельности . Цель данного вида военно – патриотической работы освоение учащимися правил безопасного поведения в повседневной жизни и подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях.
- Прикладная физическая подготовка, целью которой является обеспечение физической готовности человека к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях, в том числе и в боевых условиях.
- Подготовка по основам военной службы. Необходимо формировать правильное представление о роли государства в области обороны, о Вооруженных силах и других силовых структурах РФ, о воинской службе, о жизни быте военнослужащих, их правах и обязанностях, готовность осознанно выполнять свой священный долг по защите Отечества с оружием в руках. В этот вид подготовки входит изучение правовых основ военной службы, а также огневая, строевая, тактическая и топографическая подготовка.
- Военно-техническая и специальная подготовка. Профессиональная подготовка юношей в лицее предусматривает подготовку по сходным военно-учетным специальностям. Вооруженные силы и рода войск оснащены современным оружием и боевой техникой. Качественные изменения вооружения и военной техники, рост их мощности и сложности управления привели к необходимости помочь учащимся разобраться в проблеме соотношения человек-техника. Для этого надо разъяснить учащимся, что определяющим звеном современной армии является человек, призванный на защиту Родины и ставший властителем современной боевой техники и оружия. Необходимо сформировать у учащегося правильное представление о назначении боевой техники, ее особенностях и возможностях, помочь учащимся освоить сходную военно—учетную специальность. Подготовить кандидатов к поступлению в военно-учебные заведения по избранной специальности.
- Формирование убеждений и взглядов. Формировать убеждения и взгляды отражающие интересы государства и общества, знание и понимание содержания законодательных актов и других документов по вопросам обороноспособности и безопасности Отечества. Нравственных идеалов, норм и привил общечеловеческой морали, чувства долга и чести, порядочности, правдивости, принципиальности, честности, требовательности к себе и др.
- Развитие правовой культуры. Ознакомить учащихся с действующей нормативно-правовой базой с целью укрепления правосознания, убежденности в необходимости строгого соблюдения законов Отечества.
- Воспитание патриотических чувств. Воспитывать у учащихся чувства гордости своей Родиной, Вооруженными силами и уважения к службе в них, готовности к добросовестному труду на благо Отечества.
V. МОДЕЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ГБОУ НПО ПЛ №100 МО
VI. ПРОГРАММА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ «СЛУЖУ ОТЕЧЕСТВУ»
№ п/п | Проводимое мероприятие | Кто проводит | Время проведения | Место проведения | Примечания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Творческо-исследовательская работа учащихся по памятным историческим событиям | Преподаватели истории, ОБЖ, кл. рук. ,мастера п/о | В течение учебного года | Предметные кабинеты, каб. информатики | Оформление календаря событий |
2 | Поход по местам боевой славы | Преподаватели истории, литературы, ОБЖ | В течение учебного года | Каб. истории, музеи | Журнальный отчет |
3 | Уроки мужества, посвященные знаменательным датам | Преподаватель ОБЖ; кл. рук. | В течение учебного года | Каб. ОБЖ; актовый зал | Методические рекомендации |
4 | Викторины по темам «История родного края» | Зав. библиотекой; кл .рук. | В течение уч года(календарь знаменательных дат) | Библиотека; чит.зал | Сборники материалов; подготовка команды |
5 | Просмотр фильмов военно-патриотической тематики | Кл. рук.; Мастера п/о ;преподаватели истории и ОБЖ | В течение уч. года (календарь знаменательных дат) | Кабинеты информатики, общеобразовательных дисциплин | Видеотека. Журнал отзывов. |
6 | Научно-практические конференции по тематике военной истории Отечества | Зав. библиотекой; зам директора по УВР: методист. | По согласованному плану на учебный год | Согласно плана | Перечень тем; тезисы |
7 | Встречи с ветеранами ВОВ, локальных войн, ветеранами тыла | Зам. директора по УВР; преподаватель ОБЖ ; кл. руководители; мастера п/о | К календарным праздничным дням и знаменательным событиям. | Актовый зал | Фотогазеты по итогам мероприятия; поделки учащихся. |
8 | Организация и проведение мероприятий ко Дню Победы: возложение гирлянд к памятникам погибшим воинам; молодежная акция «Свеча памяти». Автопробег по Луховицкому району к памятникам погибшим воинам | Администрация лицея; преподаватель ОБЖ; механик; мастера п/о; сотрудники ГИБДД; сотрудники пресс-центра | Апрель-май | Пл№100 Памятники погибшим воинам Луховицкого района. | Ежегодно ко Дню Победы. Почетный караул. Фотогазета. Видеоролик. |
9 | Участие в военно-патриотических конференциях ОУ | Преподаватели общеобразовательных предметов и ОБЖ; зам директора по УВР | Февраль; май; декабрь | Кабинеты с видеотехникой; музеи г.г. Зарайск, Коломна, Рязань, Москва, Тула | Материалы конференций |
10 | Военно-профориентационная работа с юношами и их родителями | Преподаватель ОБЖ ;представители военкоматов; военнослужащие воинских формирований | Ноябрь- февраль. | Военкоматы г.Луховицы, г.Коломна | Подготовка документов; оформление уголка; выпуск памяток |
11 | Конкурсы фронтовых песен, стихотворений, сочинений | Зав. библиотекой; зам директора по УВР; методист. | Январь; февраль | Каб .литературы | Сборник песен и стихов; фото отчёт |
12 | Соревнованиях по военно-прикладным видам спорта | Преподаватели физкультуры и ОБЖ | Сентябрь, февраль апрель | Стадион «Спартак» | Оформление уголка спортивных достижений |
13 | Шефство над инвалидами и ветеранами войн и тружениками тыла. | Кл. руководители, мастера п/о | В течение уч. года | Пос. Красная Пойма д. Двуглинково ; с. Дединово | Совместно с администрацией поселка и сёл. |
14 | Празднования дней Воинской Славы России | Кл. рук., методист, мастера п/о | Согласно планов работы с учащимися | Кабинеты кл. руководителей.; музеи; КВЦ | Материалы для классных часов |
15 | Месячники оборонно-массовой работы | Зам. директора по УВР; преподаватель ОБЖ; кл. руководители, мастера п/о; воспитатели общежития | Май; февраль; апрель | Памятники погибшим воинам; ПЛ№100; учебный корпус; общежитие лицея | Вахта памяти; отбор лучших работ на областную выставку. Ежегодно. |
16 | Конкурс плакатов и рисунков | Зам. директора по УВР | Февраль; май | Территория ПЛ №100 | Сбор плакатов и рисунков в методический фонд |
17 | 5-ти дневные военно-учебные сборы | Преподаватель ОБЖ; мастера п/о; командир в/ч;представители военкомата | июнь | Воинская часть №01855 | Отчет по итогам в Министерство образования; в военкоматы |
18 | Районные мероприятия «День призывника» | Военкомат; преподаватель ОБЖ; мастера п/о ;командир в/ч;представители военкомата | Октябрь, ноябрь, апрель ,май, июнь | РДК «МиГ»: РК «Старт»; в/ч№01855 | Выпуск боевых листков, ежегодно |
19 | Районные мероприятия посвященные жертвам локальных войн и репрессий | Администрация района; зам. директора по УВР; преп. ОБЖ | Декабрь, январь | Памятник жертвам локальных войн и репрессий | Ежегодно; Почетный караул |
20 | Экскурсия в воинскую часть: командные соревнования по военно- прикладным видам спорта с военнослужащими | Преподаватель ОБЖ; мастера п/о; командир в/ч | Ноябрь, июнь | Воинская часть №01855 | Ежегодно; подготовка команды; стенгазета. |
21 | Участие в олимпиадах по ОБЖ | Преподаватель по ОБЖ | декабрь | Уч. заведения: Воскресенск; г. Коломна | Подготовка команды. |
22 | Районные соревнования «Служу Отечеству» | Преподаватели физкультуры и ОБЖ | ноябрь | ДК «Спарта» | Выпуск фотогазеты. |
23 | Работа экспедиции «Летопись Великой Отечественной» | Преподаватели истории и литературы; Зав. библиотекой | В течение учебного года | Библиотека; кааб. литературы, информатики | Оформление альбома. Выпуск буклетов. |
24 | Зональные соревнования среди команд ДОСААФ: стрельба; автокросс; мотокросс | Администрация лицея; преподаватель ОБЖ; мастера п/о; представители ДОСААФ | По согласованному графику | Региональный центр ДОСААФ | Фото-видеоотчеты; выпуск стенных газет |
25 | Постановка юношей на первоначальный воинский учет в отделы по воинскому учету граждан. | Преподаватель ОБЖ; мастера п/о; сотрудники военкоматов. | Ноябрь; февраль | Военкоматы г.Коломна, г.Луховицы | согласно утвержденных списков; акты сверок |
26 | Вечера встреч с выпускниками отслужившими службу в рядах Вооруженных Сил России | Преподаватель ОБЖ; зам. директора по УВР | Январь; июнь | Актовый зал | Фотоальбом; книга отзывов и пожеланий. |
27 | Отправка старшекурсников на воинскую службу в ряды Вооруженных Сил России по призыву | кл. руководители; родительский комитет | июнь | Актовый зал | По повесткам военкоматов. Фотогазета. |
28 | Районная зимняя) Спартакиада по военно-прикладным видам спорта | Преподаватели ОБЖ и физвоспитания | Январь-февраль | Краснопоймовская средняя школа | Отбор кандидатов; фотогазета; ежегодно |
29 | Встреча с работниками военкомата | Зам. директора по УВР; преподаватель ОБЖ | Октябрь; март | Актовый зал | Обновление оформления уголка призывника |
30 | Встреча с работниками правоохранительных органов и прокуратуры | Администрация лицея; преподаватель ОБЖ. | Сентябрь; апрель | Актовый зал | Обновление оформления уголка «Я и закон» |
31 | Общелицейские тренировки по плану ГО и ЧС ПЛ№100 | Зам директора по безопасности; преподаватель ОБЖ; Формирования Гои ЧС лицея | В течение учебного года согласно доп. плана | ПЛ№100; Поисково-спасательный отряд №27 | Отработка практических действий. Информационный вестник |
32 | Декада по физической культуре и ОБЖ | Преподаватели физвоспитания и ОБЖ | февраль | Каб. ОБЖ; спортзал | Обновление стенда «Наши достижения». |
33 | Профилактическая неделя «Здоровье – твое богатство» | Преподаватели физвоспитания и ОБЖ | 1 раз в квартал | Каб. ОБЖ; спортзал; ДК «Спарта» | Фото отчет |
34 | Экологические Акции «Студенческий лес»; «Сделаем вместе»; «Больше кислорода» | Зам. директора по УВР; преподаватель ОБЖ; мастера п/о; кл. рук. | Сентябрь; май; июнь | Прилегающая территория; закрепленная лесополоса | Выпуск молний, информационного вестника |
35 | Праздник «День защиты детей» | Согласно приказа по лицею | июнь | ПЛ№100 | Сценарии праздника; ежегодно |
36 | Поисковая и исследовательская работа | Преподаватели истории и литературы | В течение учебного года | Каб. истории | Дневники работы Ежегодно |
37 | Совместные с ДОСААФ мероприятия военно-патриотической направленности | Преподаватель ОБЖ; мастера п/о; представители ДОСААФ | В течение учебного года | Региональный центр ДОСААФ | Выпуск листовок военно-патриотической тематики |
38 | Общелицейские смотры строя и песни | Зам. директора по УВР; преподаватель ОБЖ; мастера п/о; кл. рук. | февраль | ПЛ №100 | Выпуск боевых листков «Заслужи отличные оценки» |
39 | Оформление и работа уголка боевой и трудовой славы (подготовка лекторских групп) | Преподаватели истории и литературы | В течение учебного года | Каб. истории; | Обновление материалов уголка |
38 | Викторина на тему: « Земляк-, герой, патриот» | Преподаватели литературы; зав. библиотекой | Сентябрь; апрель | Каб.№33; библиотека | Методические материалы |
39 | Работа историко-краеведческого музея «Истоки» ПЛ №100 | Зав.библиотекой методист | В течение учебного года | Каб.№13 | Обновление экспозиций; ведение летописи |
40 | Музейный урок «Колокола нашей Памяти» | Зав. библиотекой; преподаватель истории | 23 февраля; 9 мая | Музей ПЛ №100 «Истоки» | Методическая разработка урока |
41 | Посещение художественных выставок в КВЦ г. Луховицы | Зам. директора по УВР; кл. рук. | В течение учебного года | КВЦ г. Луховицы | Фото отчёт |
42 | Спартакиада по военно-прикладным видам спорта среди учащихся лицея посвященная Дню Защитника Отечества | Преподаватели физвоспитания и ОБЖ | Февраль | Спортзал лицея; стадион | Выпуск газеты; Обновление стенда «Наши достижения» |
43 | Встречи-беседы с настоятелями церкви «Спорительница Хлебов» | Зам. директора по УВР; преподаватель ОБЖ; священнослужители | Сентябрь; апрель | Актовый зал | Фото отчёт |
44 | Выпуск молодежных листков «Информационный вестник» | Студ. совет | Ко всем памятным датам военной истории | Стенд «Панорама событий» | Подшивка всех выпусков информационного вестника |
45 | Проведение радиопередач | Зам. директора по УВР | Октябрь; декабрь; февраль; май | Фойе лицея | Сбор информационного материала |
46 | Цикл классных часов «Памятные даты истории» | Классные руководители | По календарю памятных дат | Учебные кабинеты | Методические разработки классных часов |
47 | Работа кружков «Твой выбор»; «Духовное краеведение» | Руководители кружков | По расписанию кружков | Кабинеты; залы музеев и др. | Фото отчёт |
48 | Курс занятий по патриотическому воспитанию «Честь имею» (автор О. Дубцова) | Волонтерская организация «Молодая гвардия» | В течение учебного года | Актовый зал | Сочинения, эмблемы, фото и др. |
49 | Работа дискуссионного клуба «Подросток и закон» | Инспектор ОДН; зам. директора по УВР | Октябрь; апрель | Учебный кабинет | Составить личный кодекс Чести |
50 | Родительское собрание «Воспитание патриотов» | Зам. директора по УВР | Декабрь | Актовый зал | Презентация для родителей |
51 | Проведение круглого стола для выпускников «Жить - Родине служить!» | преподаватель ОБЖ; зам. директора по УВР | январь | Учебный кабинет | Фото отчёт |
VII. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
«СЛУЖУ ОТЕЧЕСТВУ»
Мероприятия программы патриотического воспитания «Служу Отечеству» реализуются в различных формах, которые способствуют не только продуктивному их проведению, но и сплачиванию студенческого и педагогического коллективов. Творческий союз педагогов и учащихся рождает новые стили работы, формы взаимодействия и сотрудничества. Кроме того, данная работа способствует накоплению методического и информационного материала, развитию студенческой инициативы и талантов.
К примеру, военно-патриотическая игра «Служу Отечеству» проводится по заранее совместно разработанному Положению (Приложение 1), активисты студенческого самоуправления выпускают «Информационные вестники» к памятным датам военной истории (Приложение 1-2). Ребята, ответственные за работу музея, формируют сведения о ветеранах Луховицкого района и нашего образовательного учреждения (Приложения 4-6, 12). Внеклассные мероприятия с участием активной творческой молодежи проводятся по сценариям, которые разрабатываются с учетом интересов, пожеланий и талантов ребят (Приложения 7-8). Массовые акции, митинги, дискуссионные клубы проходят при участии молодежной волонтерской организации «Молодая гвардия» (Приложения 9-11). Военно-спортивные соревнования, мотокросс захватывают молодежь волной активности и коллективного патриотического чувства (Приложения 13-14).
Различные мероприятия военно-патриотической направленности систематически отражаются в местной и региональной печати (Приложение 15).
VIII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Программа патриотического воспитания «Служу Отечеству» предполагает дальнейшее развитие как комплексная система организации различных видов педагогической деятельности в воспитательном процессе, направленном на приобретение студенческим коллективом и педагогами в ходе личностно-ориентированного взаимодействия опыта гражданского поведения, развития патриотического чувства и долга, укрепление жизненных ценностей, формирование мировоззренческих установок.
Программа способствует подготовке активного и здорового поколения молодых людей, ориентированных на службу в армии, социальную адаптацию и профессиональную самореализацию.
ЛИТЕРАТУРА
1. АванесовН.Ю., ХайдароваС.Х. Военно-патриотическое воспитание школьников. Ташкент,1988.
2. Баден-Пауэлл Р. Настольная книга скаута.М.,2001.
3. Белянкова Н.Игра? Не только// Воспитание школьников. 2002.№7.С.19-20.
4. Герои русской истории. Изд-во "Белый город". - М., 2006.
5. Галенковский П.А. Воспитание юношества в прошлом. СПб., 1904.
6. Дудкин О. Основа основ—«первичка». Военно-патриотическое воспитание допризывников и призывной молодежи в г. Волгограде// Патриот Отечества.2004.№1. С.32-33.
7. Дубова О.Н. "Солдаты России", очерк. Журнал "Наш современник", № 10, М., 2003.
8. Журавлев В. К. Русский язык и русский характер. М., 2002.
9. Залесский Г. Е. Психология мировоззрений и убеждений личности. М., МГУ, 1994.
10. Зеньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург, 1995.
11. Зеньковский В. В. Воспитание в свете христианской антропологии. М., 1993.
12. Ильин И. А. Наши задачи. Париж-Москва, 1992.
13. Ковалев А. Г. Личность воспитывает себя. М., 1983.
14. Косолапова Н.В., ПрокопенкоН.А. и др. «Безопасность жизнедеятельности». Учебник. М.,2012.
15. Косолапова Н.В., ПрокопенкоН.А. «Основы безопасности жизнедеятельности». Учебник. М.,2013.
16. Меньшиков М.О. Письма к русской нации. М., Изд-во журнала "Москва", 2002.
17. Михайлов Ю. П. Психология мужества. Нравственная подготовка юноши. - Спб, 2001.
18. Михайлов Ю. П. Наша душа. Антология психологической реальности. - Спб, 2000.
19. Микрюков В.Ю. Традиции и инновации в военно-патриотическом образовании учащихся в современной России. М.; АВН, 2005.
20. Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. М.,2000.
21. Смирнов А.Т., Мищин Б.И. и др.Основы военной службы. М., 2004.
22. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии: наука о душе. - М., 2001.
23. Флоренская Т. А. Мир дома твоего. М., 1990.
24. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М., 1990.
25. Фром Э. Искусство любви. М., МГУ, 1999.
26. Эммонс Р. Психология высших устремлений. Мотивация и духовность личности, (под ред. Д. А. Леонтьева) М.;Смысл, 2004.
30. Янушкявичус Р., Янушкявичене О.--. Основы нравственности. Учебное пособие для школьников и студентов. М, 2000.
31. Ясвин В. А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. М., 1997.
32. Долгосрочная целевая программа Московской области «Патриотическое воспитание и подготовка молодежи к военной службе на 2012-2015 годы». Приложение от 31.08.2011 № 924/35
33. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
34. Программа мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию граждан Луховицкого муниципального района Московской области на 2011 – 2015 годы». Решение от 15.02.2011 № 318/32
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы из опыта работы "Формы работы Музея Боевой славы по военно - патриотическому воспитанию учащихся"
в файле находится методическая разработка традиционного внеклассного мероприятия посвящённого празднику 23 февраля "А ну-ка, парни!"...
Доклад на тему: «Патриотическое воспитание учащихся во внеурочной работе».
Патриотическое воспитание учащихся во внеурочной работе. Непременным компонентом патриотического воспитани...
Организация работы по патриотическому воспитанию учащихся 5-9 классов с использованием современных образовательных технологий на основе краеведческого материала (методические рекомендации)
Основная идея методических рекомендаций состоит в оптимальном сочетании видов современных технологий в процессе патриотичес...
План работы по патриотическому воспитанию учащихся МОУ "Днестровская СШ№1" в 2014-2015 году
В планвключены направления работы штаба "ЮПП" , совместная работа с Советом ветеранов ВОВы и труда г.Днестровск...
Дипломная работа по теме: Организация работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся на примере учебных военных-сборов
Дипломная работа, по ОБЖ...
Сценарий конкурсной программы по патриотическому воспитанию "Битва хоров".
Конкурсная программа, направленная на воспитание чувства патриотизма и любви к своему Отечеству на примере песен о Родине. В материале представлены тексты и ссылки на минусовки использованных песен, а...
конкурсная работа "анализ патриотического воспитания в кадетской школе г. Южно-сахалинска"
Программа «Патриотического воспитания Кадетской школы города Южно-Сахалинска» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, государ...