Доклад на тему: «Патриотическое воспитание учащихся во внеурочной работе».
статья по теме
Патриотическое воспитание учащихся во внеурочной работе.
Непременным компонентом патриотического воспитания историей наряду с изучением героических страниц прошлого Отечества и истории родного края должно стать изучение учащимися истории своей семьи, ибо история страны - это история и каждой отдельной семьи. Знакомство с истоками позволяет детям осознать свою причастность к истории, ощутить себя гражданином великой страны, впитать нравственные ценности семьи. Ребенок должен знать, что он - хранитель памяти о своих предках и должен передать ее потомкам. Память о предках - это показатель нравственного здоровья нации.
Составлением родословной я заинтересовался выполняя просьбу учителя своей дочери, по оформлению семейного портфолио.
Затем я предложил составить родословную и учащимся. Выполняя эту работу мы выяснили, что существует два основных вида родословий – восходящее и нисходящее.
В восходящем родословии основанием является имя того человека, история рода которого составляется, и от него восходят все более отдаленные по времени поколения предков. Составляя его, исследователь идет от известного к неизвестному.
В нисходящем родословии запись начинается от родоначальника и нисходит от поколения к поколению потомков вплоть до человека, генеалогия которого составляется.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad._patrioticheskoe_vospitanie_uchashchihsya_vo_vneurochnoy_rabote.docx | 17.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Краснооктябрьская СОШ» Палласовского района Волгоградской области.
Доклад на тему: «Патриотическое воспитание учащихся во внеурочной работе».
Выполнил учитель истории и обществознания МКОУ «Краснооктябрьская СОШ» Ералиев Кайрат Избасарович.
г.Палласовка.
2012г.
Патриотическое воспитание учащихся во внеурочной работе.
Непременным компонентом патриотического воспитания историей наряду с изучением героических страниц прошлого Отечества и истории родного края должно стать изучение учащимися истории своей семьи, ибо история страны - это история и каждой отдельной семьи. Знакомство с истоками позволяет детям осознать свою причастность к истории, ощутить себя гражданином великой страны, впитать нравственные ценности семьи. Ребенок должен знать, что он - хранитель памяти о своих предках и должен передать ее потомкам. Память о предках - это показатель нравственного здоровья нации.
Составлением родословной я заинтересовался выполняя просьбу учителя своей дочери, по оформлению семейного портфолио.
Затем я предложил составить родословную и учащимся. Выполняя эту работу мы выяснили, что существует два основных вида родословий – восходящее и нисходящее.
В восходящем родословии основанием является имя того человека, история рода которого составляется, и от него восходят все более отдаленные по времени поколения предков. Составляя его, исследователь идет от известного к неизвестному.
В нисходящем родословии запись начинается от родоначальника и нисходит от поколения к поколению потомков вплоть до человека, генеалогия которого составляется.
Оба вида родословий могут быть мужскими и смешанными.
Мужское восходящее родословие указывает только прямых предков – мужчин. При этом представителем первого поколения является человек, для которого составляется родословие, вторым – его отец, третьим – дед и т. д.
Мужское нисходящее родословие указывает все потомство данного родоначальника, но происшедшее только от мужчин, для женщин рода называют только имена их супругов.
Смешанное восходящее родословие указывает всех прямых предков данного лица – как по мужской, так и по женской линии. Родственники боковых линий в этой родословной отсутствуют.
Смешанное нисходящее родословие указывает все потомство данного родоначальника, происшедшее как от мужчин, так и от женщин. Фактически это родословие не одной, а многих фамилий. Такое родословие часто используется в судебных процессах о наследстве, так как оно дает возможность выяснить родственные связи между боковыми дальними родственниками.
Начинать лучше с составления смешанной восходящей родословной, так как ее можно составить по памяти живых членов рода (пап, мам, бабушек, дедушек и т.д.). Одновременно необходимо начать сбор материала обо всех родственниках.
Родословии могут выглядеть в виде:
- родословной схемы (таблицы), т.е. в виде схематического изображения родственных связей;
- генеалогического древа, т.е. в виде условного дерева со стволом, ветвями, листьями, плодами;
- родословной росписи, т.е. в виде текста, содержащего перечень членов рода, расположенных от родоначальника с указанием их родителей.
Удобнее собирать сведения для родословия при помощи анкеты.
Анкета:
1.О себе:
- фамилия, имя, отчество (для женщин –и девичья фамилия);
- дата рождения;
- образование, что закончил и когда;
- основная профессия;
- с какого времени живете в данном месте, где и в какие годы проживали ранее;
2. О членах вашей семьи (включая только что родившихся):
- кем вам приходится;
- вопросы из п.1 (отдельно по каждому члену семьи).
3. о живущих близких и дальних родственниках:
- кем вам приходится;
- вопросы из п.1 (отдельно по каждому члену семьи).
4.Об умерших близких и дальних родственниках:
- кем вам приходится;
- к какому сословию принадлежал;
- вопросы из п.1 (отдельно по каждому члену семьи).
5.Имущественное положение (землевладение, недвижимость и т. д.) ваших предков.
6.Выдающиеся достижения членов вашего рода на общественном или государственном поприще.
7.Сохранились ли исторические фотографии?
8.Что еще вы могли бы сообщить о себе и своем роде?
9.Имеется ли в вашей семье какая-либо родовая легенда?
10. Ваш телефон.
Анкеты нужно предложить всем живущим родственникам, в том числе иногородним. Предложите им составить воспоминания о значительных событиях в их жизни.
Собрав все анкеты, необходимо внимательно их проанализировать. Выявить возможные расхождения. Уточнить спорные моменты и постараться установить истину.
Получая ту или иную информацию. Важно фиксировать время и имя респондента (человека, представившего ее).
Собирая сведения о своих родственниках, необходимо интересоваться документами (свидетельствами, дипломами и т.п.), фотографиями, памятными вещами, хранящимися в семьях. Желательно снять с них копии, сфотографировать или описать.
С точки зрения содержания генеалогический материал позволяет педагогу ограничено, без натяжки, предложить детям обсуждение некоторых тем из курса «Обществознания», таких как «Семья», «Связь поколений», «Социальная мобильность» и понятий «ответственность перед собой, семьей, родом», т.е. создавать ситуации, выводящие на непринужденный и заинтересованный диалог о родовых и семейных ценностях, о роли человека в истории, о глубинном патриотическом чувстве, и таким образом, создать условия для присвоения обсуждаемого опыта. Например, уже при составлении родовых схем дети фиксируют такие сведения, как социальное происхождение, уровень образованности отдельных представителей рода, род занятий, участие в исторических событиях, наиболее значительные награды. При этом педагог может предложить детям осмыслить собранные факты, выделить тенденции в развитии рода, задуматься о том, будет ли продолжена выявленная тенденция в его поколении.
В подобной работе имеются большие возможности для воспитания в гуманистическом, патриотическом духе. Прежде всего, это связано с тем, что собственная генеалогия восстанавливается детьми обязательно в содружестве со старшими представителями рода. В процессе этой деятельности обязательно возникает момент «общения поколений».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Патриотическое воспитание студентов"
Патриотическое воспитание студентов...
Доклад на тему: "Патриотическое воспитание детей и подростков как основа нравственного воспитания".
Патриотическое воспитание детей и подростков, как основа нравственного воспитания....
Выступление на методическом объединении учителей истории на тему "Патриотическое воспитание: из опыта работы"
Патриотическое воспитание: из опыта работы...
Доклад и презентация на тему "Патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки и пения, и во внеурочной деятельности".
В материале представлены доклад и презентация на актуальную тему нашего современного общества: "Патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки и пения, и во вн...
Доклад на тему: Патриотическое воспитание на уроках адыгейского языка и литературы
Что такое патриотизм, и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Первым, кто более или менее внятно определил понятие «патриотизм», - Владимир Даль, трактовавши...
Доклад на тему "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы"
Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень е...
Доклад на тему: "Патриотическое воспитание дошкольников"
Данный материал может быть полезен воспитателям и музыкальным руководителям при подготовке к мероприятиям....