Организация работы по патриотическому воспитанию учащихся 5-9 классов с использованием современных образовательных технологий на основе краеведческого материала (методические рекомендации)
методическая разработка (краеведение) по теме
Основная идея методических рекомендаций состоит в оптимальном сочетании видов современных технологий в процессе патриотического воспитания. Преимущества образовательного и воспитательного процессов с представленной методической поддержкой заключаются в следующем:
1. Учащиеся не только подвергаются воспитательному воздействию со стороны педагога, но и обеспечиваются возможностью саморазвития, самовоспитания, самоорганизации и самовыражения.
2. Формируются познавательные интересы учащихся, повышается их интеллектуальный уровень.
3. Учащиеся учатся соотносить историю своей семьи с историей родины, большой и малой.
4. Дети, соприкасаясь с историей, запечатлённой в памяти семьи ребёнка, нравственно обогащаются. К тому же, привлекаются родители к участию в совместных делах с детьми.
5. Развиваются коммуникативные способности учащихся и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx | 80.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации муниципального района «Троицко-Печорский»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
пгт Троицко-Печорск
Организация работы по патриотическому воспитанию учащихся 5-9 классов
с использованием современных образовательных технологий
на основе краеведческого материала
(методические рекомендации)
Автор: Кизунова Лидия Николаевна,
учитель коми языка
муниципальной средней
общеобразовательной школы № 2
пгт Троицко-Печорск
пгт Троицко-Печорск
Содержание работы:
- Пояснительная записка…………………………………………………………………..................3-4
- Методические рекомендации по организации работы
по патриотическому воспитанию учащихся 5-9 классов
с использованием современных образовательных технологий
на основе краеведческого материала ……………………………………………………………5-9
- Заключение………………………………………………………………………………………………………10
- Список использованной литературы……………………………………………………………….11
- Приложение
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
До недавних пор была очень заметна утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, утрата духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству.
Благодаря реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» в настоящее время сложилась определённая система патриотического воспитания граждан, полнее учитывается фактор многонационального состава Российской Федерации и связанное с ним многообразие национально-этнических культур. Но патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Поэтому в наши дни патриотическое воспитание остаётся актуальной и требует к себе особого внимания.
Основной целью программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» является дальнейшее развитие патриотизма как стержневой духовной составляющей России.
Патриотическое воспитание рассматривалось многими учёными – Ю. В. Лазаревым, И. Н. Глазуновой, М. А. Горбовой, С. М. Платоновой, В. Г. Игишевым, Д. С. Сенюк, Г. М. Лысенко, В. К. Савельевым, В. И. Безруковым, Л. Д. Пановой и т. д.
Одна из задач выше указанной Программы – повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения.
На мой взгляд, одним из способов повышения качества патриотического воспитания является активное использование в воспитательном процессе современных образовательных технологий.
Технологический подход к обучению сегодня активно разрабатывается отечественной педагогикой: ему посвящены работы В. П. Беспалько, М. Е. Бершадского, В. И. Боголюбова, Т. А. Ильиной, М. В. Кларина, М. М. Левиной, З. А. Мальковой, Ю. О.Овакимяна, А. М. Кушнира, А. И. Умана и других учёных, а также зарубежных авторов (Л. Андерсон, Б. Блум, Т. Гилберт и др.)
Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.
По мнению японского педагога Т. Сакамото, технологический подход представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления.
Прежде чем вводить в практику работы новые технологии, учитель должен ясно осознавать педагогическую целесообразность их применения. Кроме того, необходимо иметь представление о том, какие задачи можно реализовать при использовании той или иной технологии.
Мною разработаны методические рекомендации по патриотическому воспитанию учащихся с использованием современных образовательных технологий или их элементов. Это:
-поисковая и исследовательская деятельность учащихся (по Масленниковой А. В.);
-метод проектов (по Сергееву И. С.);
-педагогика сотрудничества (по Селевко Г. К.);
-информационные.
Актуальность методических рекомендаций заключается в оптимальном сочетании современных образовательных технологий, в использовании форм и методов патриотического воспитания на основе краеведческого материала.
Целью методических рекомендаций является оказание методической и практической помощи учителям в организации работы по патриотическому воспитанию учащихся 5-9 классов с учётом их возрастных особенностей.
Задачи:
- подготовить для учителей методические рекомендации по патриотическому воспитанию учащихся 5-9 классов с использованием современных образовательных технологий;
- показать важность использования краеведческого материала.
- дать рекомендации по оформлению компьютерной презентации учащихся;
- предложить классные часы на тему Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
с сопровождением компьютерных презентаций и в форме компьютерных презентаций (работы учащихся).
Основная идея методических рекомендаций состоит в оптимальном сочетании видов современных технологий в процессе патриотического воспитания. Преимущества образовательного и воспитательного процессов с представленной методической поддержкой заключаются в следующем:
- Учащиеся не только подвергаются воспитательному воздействию со стороны педагога, но и обеспечиваются возможностью саморазвития, самовоспитания, самоорганизации и самовыражения.
- Формируются познавательные интересы учащихся, повышается их интеллектуальный уровень.
- Учащиеся учатся соотносить историю своей семьи с историей родины, большой и малой.
- Дети, соприкасаясь с историей, запечатлённой в памяти семьи ребёнка, нравственно обогащаются. К тому же, привлекаются родители к участию в совместных делах с детьми.
- Развиваются коммуникативные способности учащихся и т. д.
Новизна – в использовании новых форм и методов, позволяющих приносить более ощутимые результаты в воспитательной работе; в эффективном использовании краеведческого материала.
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию учащихся 5-9 классов с использованием современных образовательных технологий на основе краеведческого материала
Особенностью российской системы образования является единство обучения и воспитания. Перед современной системой образования стоят важные образовательные и воспитательные цели и задачи. Вот некоторые из них:
- выполнение социального заказа общества: воспитать и подготовить выпускника школы, способного активно включиться в качественно новый этап развития современного общества;
- развитие системы научного и технического творчества обучающихся;
- усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе.
Патриотическое воспитание является одним из важных направлений Программы
образования, и внедрение современных образовательных технологий должно способствовать достижению лучших её результатов.
Основной целью в своей работе по патриотическому воспитанию считаю оптимальное сочетание видов современных технологий или их элементов.
Главным, ведущим в своей работе считаю исследовательскую деятельность, остальные технологии - метод проектов, педагогика сотрудничества, информационная технология - «помогают» в организации исследовательской деятельности учащихся, сочетаясь с ней, «проникая» в неё.
Тематику исследований целесообразно связать с историей родного края. Краеведческая проблематика ученических исследований всегда имела свою специфику, поскольку краеведческие объекты или темы, как правило, являются малоизученными.
Наиболее распространёнными направлениями изучения родного края являются:
-историко-краеведческое;
-туристско-краеведческое;
-архитектурно-краеведческое;
-социально-экономическое краеведение;
-культурологическое краеведение.
При организации и проведения ученических краеведческих исследований следует учитывать, что такая деятельность для педагога – средство реализации образовательных, воспитательных и развивающих целей:
- создать условия для расширения научного кругозора учащихся в каких-либо областях знаний;
- способствовать формированию аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
- способствовать формированию положительной учебной мотивации, интереса к исследовательской работе;
- способствовать развитию общественно значимых личностных качеств, способностей и интересов;
- создать условия для воспитания патриотизма, толерантности.
Организацию исследовательской работы учащихся в общеобразовательной школе следует выстраивать поэтапно. Целесообразно выделение следующих этапов такой деятельности:
I – подготовительный (5– 6 классы);
II – развивающий (7- 8 классы);
III – собственно исследовательский (9 -11 классы)
Первый, подготовительный этап предполагает формирование у ребят навыков научной организации труда, быстрого чтения, обучение их работе с учебниками и словарями. К активным формам проведения мероприятий по краеведению на этом этапе можно отнести следующие:
- встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла;
- литературные чтения;
- экскурсии в музеи ;
- турниры знатоков истории Коми края, истории Родины;
- интеллектуально-познавательные игры и конкурсы на тему «Моя малая родина»;
- конкурсы рисунков;
- конкурсы чтецов стихотворений о Родине, большой и малой и т. д.
Многое из этих мероприятий, которые, конечно же, имеют место и на следующих этапах, можно проводить в рамках предметных декад. Они должны быть яркими, увлекательными, запоминающимися.
Работа на I этапе должна соответствовать тому, чтобы как можно большее количество учащихся захотело участвовать в ней, проявить себя, попробовать свои силы, что способствует формированию положительной учебной мотивации. В процессе индивидуальной работы с учеником учитель-предметник призван выявить наиболее способных к творчеству учеников, разглядеть «искру» исследовательского таланта.
Второй, развивающий этап предполагает совершенствование у учащихся навыков научной организации труда, активное расширение их кругозора; использование разнообразных форм и методов организации воспитательной работы, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся. Важнейшую роль в развитии интереса к краеведению на данном этапе играет внеклассная работа. Это могут быть:
- закрепление знаний о символике России и Республики Коми;
- изучение исторических фактов, событий по различным документам (летописи, былины, мемуары, описание очевидцев, различные справочные материалы и т. д.);
- чтение и последующее обсуждение научно-популярной и художественной литературы;
- классные часы на тему «Верные сыны Отчизны»;
- очное и заочное знакомство с выдающимися людьми района, республики, страны;
- предметные вечера, посвящённые красным датам календаря;
- викторины по знанию карты РК, России;
- конкурсы сочинений;
- конкурсы кроссвордов;
- конкурсы проектов и мини-исследований и т. д.
Третий, собственно исследовательский этап является этапом непосредственной научно-исследовательской деятельности учащихся, в ходе которого ведётся разработка как общешкольных тем, так и индивидуальных проектов ребят.
А, В, Масленникова, кандидат педагогических наук, выделяет следующие особенности исследования:
- исследовательская деятельность не должна и не может носить массовый характер;
- выходит за рамки школьного курса;
- по тематике находится на стыке различных областей знаний;
- проблема исследования должна быть достаточно узкой, значимой для ученика .
(Приложениие1)
Уже на развивающем этапе обучения исследовательской деятельности необходимо знакомить учащихся с основными видами исследовательских работ. К ним относятся доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, рецензия, научная статья, научный отчёт, реферат, проект. Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением. Реже её демонстрируют в форме действующей модели или макета с текстовым сопровождением. Подробное описание видов исследовательских работ даёт А, В, Масленникова, кандидат педагогических наук, в работе «Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся». (Приложениие1)
Исходной теоретической базой для последующей работы является изучение учащимися основных понятий, необходимых для проведения исследовательской работы, общей схемы исследования, методов научного познания, способов применения логических законов и правил, методов поиска информации. (Приложение 1)
Далее рассматриваются этапы работы ученика в процессе исследования. Деятельность ученика заключается в проектировании содержания своих будущих действий, их последовательности и системности. Учащимся можно предложить список доступных методов исследования (по А.И. Савенкову):
-подумать самостоятельно;
-прочитать книги о том, что вы исследуете;
-познакомиться с кино- и телефильмами;
-найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет;
-спросить у других людей;
-понаблюдать;
-провести эксперимент. (Приложение 2)
Немаловажную роль в выполнении исследовательской работы играет и её оформление. Необходимо обратить внимание детей на язык, стиль и структурные особенности текста исследовательской работы.
Такое поэтапное формирование умственных и практических действий учащегося выводит их на проектирование содержания своих будущих действий, их последовательности и системности. Как видим, выявляется потребность проектировочной деятельности.
Какова роль учителя в организации проектировочной деятельности?
По словам И.С. Сергеева, проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Именно поэтому учитель – руководитель проекта должен обладать комплексом творческих способностей. И прежде всего – развитой фантазией, без которой он не сможет быть генератором развития интересов ребёнка и его творческого потенциала. Авторитет учителя базируется теперь на способности быть инициатором интересных начинаний. Учителю необходимо провоцировать самостоятельную активность учащихся, бросать вызов их сообразительности и изобретательности.
Вот список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу в ходе руководства работой учащихся:
- энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели);
- специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких – не во всех! – областях);
- консультант ( организатор доступа к ресурсам, в том числе к другим специалистам);
- руководитель (особенно в вопросах планирования времени);
- координатор всего процесса;
- эксперт (даёт чёткий анализ результатов выполненного проекта).
Если на III этапе (собственно – исследовательском) наиболее распространёнными видами работ учащихся являются текстовые работы ( доклад, рецензия, научная статья, научный отчёт, реферат и т.д.), то на развивающем этапе 7-8-классники свои мини- исследования могут представить в форме компьютерной презентации.
Учителю необходимо заранее дать детям советы по оформлению презентаций. Вот некоторые из них:
- Соблюдайте единый стиль оформления. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
- Для фона выбирайте более холодные тона.
- На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста.
- Для фона и текста используйте контрастные цвета.
- Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
- Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
- Используйте разные виды слайдов – с текстом, с таблицами, с диаграммами.
- Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
- Используйте короткие слова и предложения. Используйте разные виды слайдов – с текстом, с таблицами, с диаграммами.
- Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.
- Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания.
- Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут одновременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
(Приложение 3)
Организуя исследовательскую деятельность учащихся педагогу надо помнить о факторах её успешности. К ним относятся:
- признание индивидуальности ученика;
-психологический настрой, создание атмосферы заинтересованности ученика, побуждение к собственной инициативе;
- создание атмосферы сотрудничества учителя и ученика, направленное на обмен опытом различного содержания;
- соблюдение принципа добровольности занятий этим видом работы;
- добровольность выбора темы;
- максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;
- поощрение стремления ученика к самостоятельной творческой деятельности;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения;
- осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими работы;
- уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы.
К обязанностям руководителя ученической исследовательской работы по краеведению относятся:
- составление примерного перечня тем исследовательских работ на основе анализа степени изученности тех или иных вопросов из жизни родного края;
- оказание помощи учащимся в выборе тем или исследований;
- текущее руководство, методическая, организационно-техническая помощь, постоянное консультирование учащихся;
- контроль выполнения основных этапов исследовательских работ и т.д.
Итак, учитель координирует, направляет, организует и руководит, сотрудничая с детьми, воспитывая их.
Сотрудничество – это такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, вэаимоуважения, взаимопомощи. Из вышеизложенного видно, что эта технология «переплетается» с технологией исследовательской деятельности учащихся.
Нельзя не заметить, что в комплекс выше перечисленных технологий «проникают» технология работы с одарёнными, технология саморазвивающего обучения, система «консультант», технологии с приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода. Надо добавить, что по организационным формам можно использовать и индивидуально-групповые технологии, и дифференцированное обучение. Учитель по своему усмотрению может апробировать и другие новые технологии.
Технологический подход открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической, социальной действительности; он позволяет комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы.
Заключение
Одним из основных направлений реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» является работа по патриотическому воспитанию в ходе подготовки к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
В целях воспитания детей и молодёжи на боевых и трудовых традициях старшего поколения учащимся были предложены соответствующие темы исследовательских работ и мини – исследований с последующим выступлением на классных часах.
Учащимися были выполнены исследования и мини-исследования о ветеранах Великой Отечественной войны и тружениках тыла, среди которых – их родные, их земляки, жители Республики Коми и России. Обращение к семейным истокам и исторической памяти семей способствовало привлечению к творческой деятельности и родителей учащихся.
Результаты обрадовали - три мини - исследования учащихся были представлены в форме компьютерной презентации и использованы на классных часах нашей школы. Вот их названия и авторы:
«Герои Советского Союза – воины земли Коми» - Скарулина Олеся, 7»в» кл.;
«Война - жесточе нету слова…» - Кизунов Игорь, 9 «а» кл.;
«Ветеран войны – Березин Н.А.» - Зябышев Александр, 7 «в» кл.
Эти работы можно использовать и в других учреждениях района. Компьютерная презентация к классному часу по теме «Война - жесточе нету слова…» была использована не только на общешкольной линейке в канун Дня Победы, но и в администрации поссовета при чествовании ветеранов войны и тружеников тыла. Эта работа была внесена и в банк данных района.
Имеющийся опыт исследований, полученный учеником на развивающем этапе деятельности, может дать хороший результат на следующем этапе. Так, исследовательская работа ученика 10 «б» класса Игоря Кизунова «Военные истории моей семьи» заняла I место в республиканском конкурсе исследовательских работ учащихся по историческому краеведению РК (учитель истории – Овчарова Л.Н.) – (Приложение 10). Была выполнена и презентация исследовательской работы (Приложение 9). Игорь был приглашён для выступления на Коми республиканскую научную краеведческую конференцию «История Коми края в лицах и событиях».
Изучение родного края ведётся по разным направлениям. Недавно был выполнен мини-проект «Чудо России» из Коми» (автор – Попова Ирина, ученица 8«б» класса).
(Приложение 8)
Подобные работы открывают широкие возможности для удовлетворения познавательных интересов учащихся, значительно углубляют и дополняют программный учебный материал.
На мой взгляд, оптимальное сочетание перечисленных выше современных технологий наряду с ознакомлением учащихся с историческими ценностями России, с работой в разных направлениях по изучению родного края способствует созданию эффективных условий для воспитания личности гражданина - патриота Родины, большой и малой, способного встать на защиту государственных интересов страны.
Надеюсь, данные методические рекомендации по использованию современных образовательных технологий, по использованию краеведческого материала окажут методическую и практическую помощь учителям в организации работы по патриотическому воспитанию учащихся 5-9 классов с учётом их возрастных особенностей.
Работа не претендует на законченность и полноту.
Литература:
- Амонашвили Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. М.: Институт практической психологии, 1998.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.
- Атутов П.Р. Технология и современное образование // Педагогика. 1996. № 2.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
- Газета Троицко-Печорского отдела образования « Информационно-методический вестник». 2007, выпуск 4.
- Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. 240 с . (Серия «Системные основания образовательной технологии».)
- Дьяченко В. К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. М.: Народное образование, 2004. 352 с.
- Дья ченко В. К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1992.
- Масленникова А. В. Научно – практические семинары в системе методической работы школы по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся» // Практика административной работы в школе.-2002, № 1.
- Настольная книга классного руководителя: справ.-метод. пособ. / сост. В. А. Березина, Л. И. Виноградова; под редакцией В. А. Березиной. -2-е изд., пересмотренное. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. (Настольная книга).
- Программа Федерального агентства по образованию, реализуемая в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 -2010 годы» / Вестник образования России, 2006, № 9.
- Савенков А. И. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике //Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.
- Селевко Г. К. Традиционная педагогическая технология и её гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 144с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. –М.: Народное образование. -1998.
- Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- 2-е изд., испр. и доп. М,: АРКТИ, 2005. -80 с. (Метод. биб-ка).
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / М.: Сентябрь, 2000. 112с.
Проектное обучение
Стадии | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Разработка проектного задания | ||
1.1.Выбор темы проекта | Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. | Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме. |
Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта. | Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения | |
Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися | Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения. | |
1.2.Выделение подтем в тем проекта | Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора | Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую. |
Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта | Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль). | |
1.3.Формирование творческих групп | Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности | Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды |
1.4.Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы | Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу | Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением классом. |
1.5.Определение форм выражения итогов проектной деятельности | Учитель принимает участие в обсуждении | Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д. |
2. Разработка проекта | Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. | Учащиеся осуществляют поисковую деятельность |
3.Оформление результатов | Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность | Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами. |
4. Презентация | Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др). | Докладывают о результатах своей работы |
5. Рефлексия | Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки | Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия |
Рекомендации по выбору темы и оформления
результатов исследовательской работы (проекта)
Этап | Действия |
1. Выбор темы исследования | Ответь на вопросы — Что мне интересно больше всего? — Чем я хочу заниматься в первую очередь? — Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? — По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки? — Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко? — Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь? |
Подсказка Темы исследования могут быть:
| |
2. Цель и задачи исследования | Определить цель исследования означает ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги. Задачи исследования уточняют цель |
3. Гипотеза исследования | Для формулирования гипотезы используй слова;
|
4. Организация исследования |
Что я знаю об этом?Какие суждения я могу высказать по этому поводу? Какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования.
Запиши важную информацию, которую узнал из книг.
Запиши интересную информацию, полученную от других людей.
Запиши то необычное, что узнал из фильмов.
Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.
Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы.
Запиши план и результаты эксперимента |
5. Подготовка к защите исследовательской работы | Этапы подготовки 1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения: а) разъяснение посредством примера; б) описание; в) характеристика; г) сравнение; д) различие. 2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события. 3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы 4. Ранжировать по важности основные идеи. 5. Предложить сравнения и метафоры. 6. Сделать выводы и умозаключения. 7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы. 8. Подготовить текст доклада. 9. Подготовить средства наглядного представления доклада |
Технологии сочетаются, комплексируются, проникают один в другой
Трудно усомниться в необходимости использования этой технологии при организации
Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. Образование ставит и , главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания патриотизма, т.к. патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Поэтому разработка новых концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан является актуальной задачей.
В современном образовательном процессе медленно и постепенно, но всё же происходит изменение основной роли ученика. Сравнительно недавно она заключалась в пассивном усвоении социального опыта посредством учебной деятельности преимущественно репродуктивного характера. В настоящее время ученик всё в большей мере становится партнёром учителя в образовательном процессе, проектируя собственную траекторию и осуществляя собственный путь самообразования.
создание условий для совершенствования общественно-государственной системы гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, для формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите и выполнению конституционных обязанностей.
Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма.
создание оптимальных условий для формирования личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, малой родине, своему народу, своей семье
посредством использования современных образовательных технологий или их элементов.
Проанализировав результаты комплексной диагностики «Личностный рост учащихся» в 6-м классе, классным руководителем которого я являлась, было выявлено, что у 25% детей отношение к Отечеству ситуативно-негативное, что не очень радует. Поэтому у меня возникла идея более углублённой, расширенной работы по патриотическому воспитанию. Я обратила внимание на патриотическое направление в воспитательной работе с классом.
Задачи:
1. разработать примерную тематику классных часов по военно-патриотическому воспитанию в 7-9 классах;
- 2. показать комплекс мероприятий (концепцию) работы с учащимися для их дальнейшей самостоятельной творческой работы при подготовке к классным часамчеловека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного посёлка, республики, страны, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству;
воспитать личность гражданина-патриота Родины, с
Отдел образования администрации муниципального района «Троицко-Печорский»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
пгт Троицко-Печорск
Программа
по патриотическому воспитанию учащихся 5-9 классов
«Земля моя родная»
Автор: Кизунова Лидия Николаевна,
учитель коми языка
муниципальной средней
общеобразовательной школы № 2
пгт Троицко-Печорск
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
До недавних пор была очень заметна утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, утрата духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству.
Благодаря реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» в настоящее время сложилась определённая система патриотического воспитания граждан, полнее учитывается фактор многонационального состава Российской Федерации и связанное с ним многообразие национально-этнических культур. Но патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Поэтому в наши дни патриотическое воспитание остаётся актуальной и требует к себе особого внимания.
Основной целью программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» является дальнейшее развитие патриотизма как стержневой духовной составляющей России.
Проанализировав результаты комплексной диагностики «Личностный рост учащихся» в 5-м классе, классным руководителем которого я являлась, было выявлено, что у 26 % детей отношение к Отечеству ситуативно-негативное, только у одного ученика - устойчиво-позитивное, что не очень радует. Вот почему я обратила внимание на патриотическое направление в воспитательной работе с классом.
Мною составлена программа по патриотическому воспитанию учащихся 5-9 классов с использованием современных образовательных технологий на основе краеведческого материала, рассчитанная на 5 лет (III этапа).
Цель программы:
создание эффективных условий для формирования гражданско-патриотического воспитания с учётом возрастных особенностей учащихся.
Основные задачи программы:
- формировать патриотические чувства и сознание граждан на основе исторических ценностей России, сохранять и развивать чувство гордости за свою страну;
- воспитать личность гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
- воспитывать потребность в изучении родного края, села, района, республики; изучение шедевров народной и мировой культуры;
- учить учащихся соотносить историю своей семьи с историей родины, большой и малой;
- освоение детьми и подростками традиционной культуры своего народа, развитию творческой деятельности по её возрождению, сохранению и развитию через изучение народных обычаев, традиций, ремёсел и т. д.
- привитие художественного вкуса, потребности в общении с искусством, изучение произведений и творчества местных писателей и поэтов, воспитание музыкальной культуры;
- способствовать воспитанию любви к природе, потребности в её защите от негативных воздействий;
- использовать новые формы и методы, позволяющие приносить более ощутимые результаты в воспитательной работе; эффективно использовать краеведческий материал.
На мой взгляд, одним из способов повышения качества патриотического воспитания является активное использование в воспитательном процессе современных образовательных технологий.
Технологический подход к обучению сегодня активно разрабатывается отечественной педагогикой: ему посвящены работы В. П. Беспалько, М. Е. Бершадского, В. И. Боголюбова, Т. А. Ильиной, М. В. Кларина, М. М. Левиной, З. А. Мальковой, Ю. О.Овакимяна, А. М. Кушнира, А. И. Умана и других учёных, а также зарубежных авторов (Л. Андерсон, Б. Блум, Т. Гилберт и др.)
Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.
В организации работы по патриотическому воспитанию учащихся планирую использовать следующие современные образовательные технологии или их элементы:
-поисковой и исследовательской деятельности учащихся (по Масленниковой А. В.);
-метод проектов (по Сергееву И. С.);
-педагогика сотрудничества (по Селевко Г. К.);
-технологию личностно-ориентированного подхода (по И. С. Якиманской);
-информационные.
Актуальность заключается в оптимальном сочетании современных методов и средств воспитания, в использовании форм и методов патриотического воспитания на основе краеведческого материала.
Патриотическое воспитание является одним из важных направлений Программы
образования, и внедрение современных образовательных технологий должно способствовать достижению лучших её результатов.
Основной целью в своей работе по патриотическому воспитанию считаю оптимальное сочетание видов современных технологий или их элементов.
Главным, ведущим в своей работе считаю исследовательскую деятельность, остальные технологии - метод проектов, педагогика сотрудничества, информационная технология - «помогают» в организации исследовательской деятельности учащихся, сочетаясь с ней, «проникая» в неё.
Тематику исследований целесообразно связать с историей родного края. Краеведческая проблематика ученических исследований всегда имела свою специфику, поскольку краеведческие объекты или темы, как правило, являются малоизученными.
Наиболее распространёнными направлениями изучения родного края являются:
-историко-краеведческое;
-туристско-краеведческое;
-архитектурно-краеведческое;
-социально-экономическое краеведение;
-культурологическое краеведение.
При организации и проведения ученических краеведческих исследований следует учитывать, что такая деятельность для педагога – средство реализации образовательных, воспитательных и развивающих целей:
1) создать условия для расширения научного кругозора учащихся в каких-либо областях знаний;
2) способствовать формированию аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
3) способствовать формированию положительной учебной мотивации, интереса к исследовательской работе.
Организацию исследовательской работы учащихся в общеобразовательной школе следует выстраивать поэтапно. Целесообразно выделение следующих этапов такой деятельности:
I – подготовительный (5– 6 классы);
II – развивающий (7- 8 классы);
III – собственно исследовательский (9 -11 классы)
Первый, подготовительный этап предполагает формирование у ребят навыков научной организации труда, быстрого чтения, обучение их работе с учебниками и словарями. К активным формам проведения мероприятий по краеведению на этом этапе можно отнести следующие:
- закрепление знаний о символике России и Республики Коми;
- встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла;
- литературные чтения;
- экскурсии в музеи ;
- турниры знатоков истории Коми края, истории Родины;
- интеллектуально-познавательные игры и конкурсы на тему «Моя малая родина»;
- фестивали;
- изучение народных обычаев, традиций, ремёсел и т. д.
- конкурсы рисунков;
- конкурсы чтецов стихотворений о Родине, большой и малой и т. д.
Многое из этих мероприятий, которые, конечно же, имеют место и на следующих этапах, можно проводить в рамках предметных декад. Они должны быть яркими, увлекательными, запоминающимися.
Работа на I этапе должна соответствовать тому, чтобы как можно большее количество учащихся захотело участвовать в ней, проявить себя, попробовать свои силы, что способствует формированию положительной учебной мотивации. В процессе индивидуальной работы с учеником учитель-предметник призван выявить наиболее способных к творчеству учеников, разглядеть «искру» исследовательского таланта.
Второй, развивающий этап предполагает совершенствование у учащихся навыков научной организации труда, активное расширение их кругозора; использование разнообразных форм и методов организации воспитательной работы, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся. Это могут быть:
- урок России; урок Республики Коми;
- знакомство с историей символики России и Республики Коми;
- изучение исторических фактов, событий по различным документам (летописи, былины, мемуары, описание очевидцев, различные справочные материалы и т. д.);
- чтение и последующее обсуждение научно-популярной и художественной литературы;
- классные часы на тему «Верные сыны Отчизны»;
- очное и заочное знакомство с выдающимися людьми района, республики, страны;
- предметные вечера, посвящённые красным датам календаря;
- викторины по знанию карты РК, России;
- конкурсы сочинений;
- конкурсы кроссвордов и т. д.
Организация такой работы может рассматриваться как стремление разнообразить формы познавательной деятельности по краеведению, как приём активизации познавательной деятельности учащихся по истории Отечества и истории Коми края, как мотивация к самостоятельной индивидуальной или групповой (творческой, учебно-исследовательской, экспериментальной) работе.
Третий, собственно исследовательский этап является этапом непосредственной научно-исследовательской деятельности учащихся, в ходе которого ведётся разработка как общешкольных тем, так и индивидуальных проектов ребят.
Задачи этого этапа:
- обеспечивать учащихся возможностью саморазвития, самовоспитания, самоорганизации и самовыражения.
- развивать умение учащихся самостоятельно готовить материал для классных часов по краеведению.
А, В, Масленникова, кандидат педагогических наук, выделяет следующие особенности исследования:
- исследовательская деятельность не должна и не может носить массовый характер;
- выходит за рамки школьного курса;
- по тематике находится на стыке различных областей знаний;
- проблема исследования должна быть достаточно узкой, значимой для ученика .
Уже на развивающем этапе обучения исследовательской деятельности необходимо знакомить учащихся с основными видами исследовательских работ. К ним относятся доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, рецензия, научная статья, научный отчёт, реферат, проект. Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением. Подробное описание видов исследовательских работ даёт А, В, Масленникова, кандидат педагогических наук, в работе «Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся».
Исходной теоретической базой для последующей работы является изучение учащимися основных понятий, необходимых для проведения исследовательской работы, общей схемы исследования, методов поиска информации.
Далее рассматриваются этапы работы ученика в процессе исследования. Деятельность ученика заключается в проектировании содержания своих будущих действий, их последовательности и системности. Учащимся можно предложить список доступных методов исследования (по А.И. Савенкову):
-подумать самостоятельно;
-прочитать книги о том, что вы исследуете;
-познакомиться с кино- и телефильмами;
-найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет;
-спросить у других людей;
-понаблюдать;
-провести эксперимент.
Одним из основных направлений реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» является работа по патриотическому воспитанию в ходе подготовки к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
В целях воспитания детей и молодёжи на боевых и трудовых традициях старшего поколения учащимся необходимо предложить соответствующие темы исследовательских работ и мини – исследований с последующим выступлением на классных часах.
Это могут быть исследования и мини-исследования о ветеранах Великой Отечественной войны и тружениках тыла, среди которых – их родные, их земляки, жители Республики Коми и России. Обращение к семейным истокам и исторической памяти семей будет способствовать привлечению к творческой деятельности и родителей учащихся.
Немаловажную роль в выполнении исследовательской работы играет и её оформление. Необходимо обратить внимание детей на язык, стиль и структурные особенности текста исследовательской работы.
Такое поэтапное формирование умственных и практических действий учащегося выводит их на проектирование содержания своих будущих действий, их последовательности и системности. Как видим, выявляется потребность проектировочной деятельности.
Какова роль учителя в организации проектировочной деятельности?
По словам И.С. Сергеева, проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Именно поэтому учитель – руководитель проекта должен обладать комплексом творческих способностей. И прежде всего – развитой фантазией, без которой он не сможет быть генератором развития интересов ребёнка и его творческого потенциала. Авторитет учителя базируется теперь на способности быть инициатором интересных начинаний. Учителю необходимо провоцировать самостоятельную активность учащихся, бросать вызов их сообразительности и изобретательности.
Вот список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу в ходе руководства работой учащихся:
- энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели);
- специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких – не во всех! – областях);
- консультант ( организатор доступа к ресурсам, в том числе к другим специалистам);
- руководитель (особенно в вопросах планирования времени);
- координатор всего процесса;
- эксперт (даёт чёткий анализ результатов выполненного проекта).
Если на III этапе (собственно – исследовательском) наиболее распространёнными видами работ учащихся являются текстовые работы ( доклад, рецензия, научная статья, научный отчёт, реферат и т.д.), то на развивающем этапе 7-8-классники свои мини- исследования могут представить в форме компьютерной презентации.
Необходимо заранее дать детям советы по оформлению презентаций. Вот некоторые из них:
- Соблюдайте единый стиль оформления. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
- Для фона выбирайте более холодные тона.
- На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста.
- Для фона и текста используйте контрастные цвета.
- Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
- Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
- Используйте разные виды слайдов – с текстом, с таблицами, с диаграммами.
- Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
- Используйте короткие слова и предложения. Используйте разные виды слайдов – с текстом, с таблицами, с диаграммами.
- Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.
- Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания.
- Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут одновременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
Организуя исследовательскую деятельность учащихся педагогу надо помнить о факторах её успешности. К ним относятся:
- признание индивидуальности ученика;
-психологический настрой, создание атмосферы заинтересованности ученика, побуждение к собственной инициативе;
- создание атмосферы сотрудничества учителя и ученика, направленное на обмен опытом различного содержания;
- соблюдение принципа добровольности занятий этим видом работы;
- добровольность выбора темы;
- максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;
- поощрение стремления ученика к самостоятельной творческой деятельности;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения;
- осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими работы;
- уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы.
К обязанностям руководителя ученической исследовательской работы по краеведению относятся:
- составление примерного перечня тем исследовательских работ на основе анализа степени изученности тех или иных вопросов из жизни родного края;
- оказание помощи учащимся в выборе тем или исследований;
- текущее руководство, методическая, организационно-техническая помощь, постоянное консультирование учащихся;
- контроль выполнения основных этапов исследовательских работ и т.д.
Итак, учитель координирует, направляет, организует и руководит, сотрудничая с детьми, воспитывая их.
Сотрудничество – это такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, вэаимоуважения, взаимопомощи. Из вышеизложенного видно, что эта технология «переплетается» с технологией исследовательской деятельности учащихся.
Нельзя не заметить, что в комплекс выше перечисленных технологий «проникают» технология работы с одарёнными, технология саморазвивающего обучения, система «консультант», технологии с приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода. Надо добавить, что по организационным формам можно использовать и индивидуально-групповые технологии, и дифференцированное обучение.
Ожидаемый результат.
Реализация программы
- содействует решению проблемы формирования духовно-патриотических ценностей у учащихся;
- поможет воспитать чувства верности конституционному и воинскому долгу;
- повысит интеллектуальное, культурное, нравственное развитие учащихся.
Литература:
- Амонашвили Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. М.: Институт практической психологии, 1998.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.
- Атутов П.Р. Технология и современное образование // Педагогика. 1996. № 2.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
- Газета Троицко-Печорского отдела образования « Информационно-методический вестник». 2007, выпуск 4.
- Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. 240 с . (Серия «Системные основания образовательной технологии».)
- Дьяченко В. К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. М.: Народное образование, 2004. 352 с.
- Дья ченко В. К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1992.
- Масленникова А. В. Научно – практические семинары в системе методической работы школы по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся» // Практика административной работы в школе.-2002, № 1.
- Настольная книга классного руководителя: справ.-метод. пособ. / сост. В. А. Березина, Л. И. Виноградова; под редакцией В. А. Березиной. -2-е изд., пересмотренное. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. (Настольная книга).
- Программа Федерального агентства по образованию, реализуемая в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 -2010 годы» / Вестник образования России, 2006, № 9.
- Савенков А. И. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике //Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.
- Селевко Г. К. Традиционная педагогическая технология и её гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 144с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. –М.: Народное образование. -1998.
- Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- 2-е изд., испр. и доп. М,: АРКТИ, 2005. -80 с. (Метод. биб-ка).
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / М.: Сентябрь, 2000. 112с.
Цель программы:
создание эффективных условий для формирования гражданско-патриотического воспитания с учётом возрастных особенностей учащихся.
Основные задачи программы:
- формировать патриотические чувства и сознание граждан на основе исторических ценностей России, сохранять и развивать чувство гордости за свою страну;
- воспитать личность гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
- воспитывать потребность в изучении родного края, села, района, республики; изучение шедевров народной и мировой культуры;
- учить учащихся соотносить историю своей семьи с историей родины, большой и малой;
- освоение детьми и подростками традиционной культуры своего народа, развитию творческой деятельности по её возрождению, сохранению и развитию через изучение народных обычаев, традиций, ремёсел и т. д.
- привитие художественного вкуса, потребности в общении с искусством, изучение произведений и творчества местных писателей и поэтов, воспитание музыкальной культуры;
- способствовать воспитанию любви к природе, потребности в её защите от негативных воздействий;
- использовать новые формы и методы, позволяющие приносить более ощутимые результаты в воспитательной работе; эффективно использовать краеведческий материал.
Советы по оформлению презентаций:
*Соблюдайте единый стиль оформления. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
*Для фона выбирайте более холодные тона (синий или зелёный).
*На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста.
*Для фона и текста используйте контрастные цвета.
*Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.
*Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания.
*Используйте короткие слова и предложения.
*Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
*Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
*Предпочтительно горизонтальное расположение информации на странице.
*Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
*Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
*Шрифты для заголовков – не менее 24,
для информации – не менее 18.
*Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
*Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчёркивание.
*Для обеспечения разнообразия используйте разные виды слайдов – с текстом, с таблицами, с диаграммами.
*Для выделения используйте рамки, границы, заливку, разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки, рисунки, схемы.
*Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут одновременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
*Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий
Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я ставлю более конкретную цель - развитие индивидуальных ...
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий...
РМО информатиков. Доклад по теме "Организация учебных занятий по информатике и ИКТ с использованием современных образовательных технологий"
Доклады на РМО информатиков...
Проект урока биологии в 7 классе с использованием современных образовательных технологий по теме "Класс Головоногие моллюски"
Урок разработан для проведения по ФГОС. Основная цель урока - это познакомить с общей характеористикой класса Головоногие моллюски, особенностями их строения со средой обитания, многообразием. Основно...
Формирование познавательной активности учащихся в обучении математике посредством использования современных образовательных технологий
Математика как предмет, куда менее занимательна, нежели литература или история. Большинство учащихся испытывают серьезные затруднения при решении практических задач и применении математических знаний ...
Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках физики посредством использования современных образовательных технологий
Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий. В своей работе на уроках физики я использую технологии поэлементно и полностью: информа...
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.
Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...