Программа внеурочной деятельности "Город мастеров"
материал по теме

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Оно способствует изменению отношения  ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorod_masterov.docx34.78 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Оно способствует изменению отношения  ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

Программа «Город Мастеров» по декоративному творчеству была разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности под редакцией В. А. Горского, А. А. Тимофеева, Д. В. Смирнова и др. в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Цель программы: развивать творческие умения детей (дать возможность детям проявить себя) работать с бумагой, природным материалом, тканью, пластилином.

Задачи программы:

  • развивать природные задатки и способности детей, помогающие достижению успеха;
  • приобщать школьников к народному искусству;
  • реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
  • воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

Программа рассчитана на работу с детьми 7 – 9 лет. Срок реализации 2 года. Общее количество: 132 часа. Частота встреч: 2 раза в неделю.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.

Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

В кружковых занятиях техническим творчеством закладывается понимание ребёнком культуры труда, этики трудовых отношений, вклада труда в осмысленность повседневного бытования, растёт чувство продуктивной самостоятельности, ощущение и осознание причастности миру трудящихся взрослых. Для младших школьников оказываются удивительно интересными и полезными занятия техническим творчеством с конструированием. Начиная со свободной игры с простейшими моделями, дети постепенно переходят к индивидуальной и групповой сборке всё более сложных моделей, а затем – к групповым творческим проектам.                

 Ожидаемые результаты

Освоение детьми программы «Город Мастеров» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

-   познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству;

- чувство прекрасного и эстетические чувства;

-  навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений  ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

- эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий.

Младшие школьники получат возможность научиться:

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

 - моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.

В сфере познавательных   универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств,  материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

-  развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства.

В сфере коммуникативных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

 - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

 - формировать собственное мнение и позицию.

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся  должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Оценка  планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит через участие их в выставках,  конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио – это  сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

В портфолио ученика включаются фотографии продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

Учебно–тематическое планирование

1 год обучения

                                            Темы

      Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

4

2

2

2

Работа с бумагой.

8

2

6

3

Работа с различными тканями.

6

1

5

4

Экскурсия в дом творчества на выставку.

2

1

1

5

Работа с природным материалом.

6

1

5

6

 Морские пришельцы.

6

1

5

7

Бисероплетение

4

1

3

8

Художественное конструирование.

4

1

3

9

Оригами.

8

1

7

10

Работа с бумагой.

6

1

5

11

Пластилин.

6

1

5

12

Изготовление кукол.

6

2

4

Итого

66

15

51

Содержание

1.Вводное занятие.

Экскурсия в парк. Сбор различных природных материалов. Правила просушивания  и хранения природных материалов. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук. Беседа о природе родного края, её красоте, бережном отношении к ней. Техника безопасности при работе с ножницами и клеем.

Практическая работа: простейшая аппликация из листьев «Лиса», «Зайчата».

2. Работа с бумагой.

Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей. Правила безопасности при работе с ножницами и клеем. Летающие и плавающие модели.

Практическая работа: проектирование и изготовление различных игрушек из бумаги (разные типы самолётиков с последующим состязанием полётов на дальность; разные типы корабликов с последующим проведением состязаний на скорость прохождения дистанции).

3. Работа с различными тканями, простейшая мягкая игрушка.

Краткая история знакомства с различными тканями. Правила безопасности на рабочих местах. Правила безопасности при работе с ножницами и иглой. Знакомство с профессиями работников, занятых в ткацкой промышленности. Виды тканей. Подготовка тканей, необходимые инструменты. Особенности изготовления мягкой игрушки (обведение по шаблону, вырезание, сшивание, набивка).  

Практическая работа: мягкая игрушка «Зайчик», «Собачка».

4. Экскурсия в дом творчества на выставку народного творчества.

Правила поведения в гостях.

Практическая работа: сделать самому понравившуюся работу.

5. Работа с природным материалом.  

Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Виды листьев. Сушка собранного материала. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук. Техника безопасности при работе с ножницами и клеем.

 Практическая работа: изготовление аппликаций «Растения нашего леса», «Животный мир леса», «Наши домашние животные».

6.  Морские пришельцы (работа с фасолью, горохом, семечками подсолнуха и тыквы, рис, гречка и т.д.).

Семена растений, сбор семян, хранение их и обработка. Использование семян для создания композиций аппликации. Оформление объёмных поделок с использованием разных видов и размеров семян. Техника безопасности при работе с разными материалами.

Практическая работа: сортировка и систематизация семян, проектирование изделий из семян, оформление работ из семян, оформление рамок для поделок.

7. Бисероплетение.

Вводное занятие. Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности.

Практическая работа: знакомство с основными технологическими приемами  низания на проволоку. Параллельное низание. Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок, лягушка, гусь, божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и др.). Низание крестиками.

8. Художественное конструирование.

Беседа «Что такое конструирование?». Виды художественного конструирования из бумаги путём сгибания. Виды бумаги. Соединение в цепочку без клея.

Практическая работа: гирлянда «Ёлочка».

9. Оригами.

Беседа «Из истории бумаги». Знакомство с навыками работы с белой бумагой. Совершенствование приёмов сгибания, скручивания. Различные приёмы складывания полоски и прямоугольника. Изучение условных знаков принятых в оригами.        

Практическая работа: оригами: «Заяц. Лиса. Бабочка. Рыбка. Мой любимчик» и придумать рассказ.

10. Работа с бумагой.

Знакомство с различными видами бумаги, с техниками аппликации, с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Техника безопасности при работе с ножницами и клеем.

Практическая работа: Аппликация: «Бабочка. Стрекоза. Жук».

11. Пластилин.

Беседа о пластилине «Из истории глиняной игрушки». Виды обработки пластилина. Узоры из пластилина, полученные раскатыванием жгутиков. «Расписной» пластилин, полученный способом резания. Смешивание пластилина. Техника безопасности при работе с ножом, стекой.

Практическая работа: работа из пластилиновых жгутиков «Колокольчик», «Цветик семи цветик». Лепка овощей, фруктов, животных.

12. Изготовление кукол.

Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности. Кукла – актер.

Практическая работа: кукла на картонной основе. Кукла – актер. Аппликация. Пальчиковые куклы. Куклы- актёры.

Учебно–тематическое планирование

2 класс

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

 4

2

2

2

Художественное конструирование из природного материала.

6

1

5

3

Работа с бумагой.

7

1

6

4

Экскурсия в дом творчества на выставку.

2

1

1

5

Работа со снегом. Лепка из снега сказочных героев.

4

1

3

6

Объёмное моделирование из готовых геометрических форм.

6

1

5

7

Моделирование на плоскости.

7

1

6

8

Геометрическая мозаика.

7

1

6

9

Работа с пластилином.

4

1

3

10

Бисероплетение.

6

1

5

11

Изготовление кукол.

6

1

5

12

Оригами.

7

1

6

Итого.

66

13

53

Содержание

1. Вводное занятие.         

Экскурсия в парк. Сбор различных природных материалов. Правила просушивания  и хранения природных материалов. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук. Беседа о природе родного края, её красоте, бережном отношении к ней. Техника безопасности при работе с ножницами и клеем.

Практическая работа: аппликация  из листьев и веточек.

2. Художественное конструирование из природного материала. 

Беседа «Что такое конструирование?». Виды художественного конструирования из бумаги путём сгибания. Виды бумаги. Соединение деталей из природного материала без клея.

Практическая работа: аппликации: «Деревья. Цветы. Осень в лесу».

3. Работа с бумагой.

Знакомство с различными видами бумаги, с техниками аппликации, с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Техника безопасности при работе с ножницами и клеем.

Практическая работа: создание художественных образов. «Черепаха. Айболит. Совёнок. Лев».

4. Экскурсия в дом творчества на выставку.

Правила поведения в гостях.

Практическая работа: сделать самому понравившуюся работу.

5. Работа со снегом.

Знакомство с природным явлением снег. Свойства снега.

Практическая работа: лепка из снега сказочных героев.

6. Объёмное моделирование из готовых геометрических форм.

 Беседа «Что такое конструирование?». Виды художественного конструирования из бумаги путём сгибания. Виды бумаги. Соединение в цепочку без клея.

Практическая работа: изготовление моделей: «Грузовик. Паровозик. Фургон».

7. Моделирование на плоскости.

Знакомство с различными видами бумаги, с техникой аппликации из кругов используемыми в данном виде прикладного искусства. Дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Техника безопасности при работе с ножницами и клеем.

Практическая работа: аппликация из кругов: «Чебурашка. Слоник. Кот и аквариум».

8. Геометрическая мозаика.

 Геометрическое моделирование на плоскости. Составление аппликаций из различных геометрических фигур. Техника безопасности при работе с ножницами и клеем.

Практическая работа: изготовление моделей: «Самолёт. Ракета. Любимые животные».

9. Работа с пластилином. Беседа о пластилине «Из истории глиняной игрушки». Виды обработки пластилина. Узоры из пластилина, полученные раскатыванием жгутиков. «Рисуем» жгутиками из пластилина.                           «Расписной» пластилин, полученный способом резания. Смешивание пластилина. Техника безопасности при работе с ножом, стекой.

Практическая работа: узоры из пластилиновых жгутиков «Колокольчик», «Любимые животные». «Расписной» пластилин: лепка овощей, фруктов, животных.

10. Бисероплетение. Поделки из бисера. «Дерево счастья». Бисерная цепочка с петельками.  Техника параллельного низания.

Практическая работа: Поделки из бисера. «Дерево счастья». Техника параллельного низания. «Мышка», «Кит», «Бабочка». Бисерная цепочка с петельками. Бусы, браслеты из бисера.

11.  Изготовление кукол. История народной куклы. Куклы разных народов. Народная кукла. Русские обряды и традиции.

Практическая работа: Техника – продевания. «Кукла – ремесленник», «Хозяйка – рукодельница».

12. Оригами. Оригами из прямоугольника. Беседа «Из истории бумаги». Знакомство с навыками работы с белой бумагой. Совершенствование приёмов сгибания, скручивания. Различные приёмы складывания полоски и прямоугольника. Изучение условных знаков принятых в оригами.        

Практическая работа: Модульное оригами. «Водяная бомбочка. Катамаран. Солнышко. Звёздочка».

Список литературы

  1. Фонотов М.С. «Геометрия растений».
  2. Перевертень Г.И. «Техническое творчество в начальных классах».
  3. Цирулик Н.А. «Умные руки».
  4. Филенко Ф.П. «Поделки из природных материалов».
  5. Перевертень Г.И. «Самоделки из разных материалов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности Мастер презентации 7 класс

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ общеинтеллектуальное  направление  «Мастер презентации» 7 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Город мастеров"

Рабочая программа составлена по ФГОС для внеурочной деятельности в 5-6 классах....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мастер IT" в 5 классе

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мастер IT" в 5 классе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Школа мастеров»

Пояснительная записка, планируемые результаты, тематическое планирование  5 - 6 кл....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастер-презентации", 8 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по ФГОС на 200-2021 учебный год "Мастер-презентации", 8 класс...