Профориентационная работа. Факультативный курс "Успех и планирование твоей карьеры"
элективный курс (9 класс) по теме

Орлова Наталья Олеговна

     Оптимальное решение вопроса «кем быть?», поиском которого неизбежно приходится заниматься каждому человеку на определенном этапе возрастного и социального развития, является жизненно важным не только для него лично, но и для общества в целом. Профориентационная работа в школе реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Одной из форм работы является факультативный курс «Успех и планирование твоей карьеры». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_karera.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

Профориентационная работа

Факультативный курс

для учащихся 10 – 11 классов

Успех и планирование

 твоей карьеры

                                                                                         Орлова Н.О., Почётный работник общего образования РФ,

                                                                                   учитель высшей квалификационной категории

Абакан

2013

Пояснительная записка 

     Оптимальное решение вопроса «кем быть?», поиском которого неизбежно приходится заниматься каждому человеку на определенном этапе возрастного и социального развития, является жизненно важным не только для него лично, но и для общества в целом.

     Профориентационная работа предполагает широкий комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и является ее логическим завершением. Классические исследования в области профориентации принадлежат Е.А.Климову, И.С.Кону, Н.С.Пряжникову, Н.Н.Чистякову, А.Д.Сазонову.

     Е.АКлимов подчеркивает: «Надо всячески помогать подростку получить широкую ориентировку в мире профессии. Он должен стать автором проекта и строителем своего жизненного пути». Психолог классифицировал типы профессий по предмету труда: «человек», «техника», «знаковая система», «художественный образ», «природа».

     Н.С.Пряжников считает, что профориентационная работа является стержнем всего образовательного процесса. Именно профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос, зачем он вообще учится.

    Н.А.Рыбников в книге «Психология и выбор профессии» пишет: «Человек становится неудачником зачастую лишь потому, что ему в свое время не помогли найти его место, на котором он смог бы творчески выяснить себя, испытать радость и свободу от труда по призванию».

    Одним из значимых компонентов профессионального самоопределения является развитие интереса учащихся к различным сферам профессиональной деятельности. Интерес к профессии занимает важное место в процессе профессионального самоопределения личности.

    Согласно И.С. Кону, профессиональное самоопределение начинается далеко в детстве и заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.

Профориентационная работа в школе реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Одной из форм работы является факультативный курс «Успех и планирование твоей карьеры».  

Цель данного курса:

  • воспитание грамотных, подготовленных к успешной деятельности в различных сферах и отраслях хозяйства, инициативных, предприимчивых, уверенных в себе и своем будущем молодых людей;
  • подготовка учащихся к успешной и эффективной трудовой деятельности;  
  • выработка качеств, умений и навыков, которые помогут справиться с жизненными и профессиональными задачами и трудностями;
  • социальное образование школьников, направленное на усвоение знаний и формирование моделей мышления и поведения, которые необходимы для жизни каждого человека.

  Курс направлен на:

  • подготовку к самостоятельной профессиональной деятельности;
  • формирование способности принятия решений и готовности брать на себя инициативу и           ответственность;
  • усвоение терминологии, принятой в международной и российской практике;
  • практическое применение знаний и умений, полученных в ходе обучения;
  • овладение навыками критического и конструктивного мышления и эффективной коммуникации;
  • развитие модели поиска, анализа и использования информации.    

      Основное внимание в учебном факультативном курсе по программе «Успех и планирование твоей карьеры» уделяется умению определения профессиональной деятельности и планирования карьеры, правилам поведения в обществе и рабочем коллективе, способам установления контактов и межличностных отношений, подходам к разрешению конфликтных ситуаций.

       Содержание учебных заданий, дидактический материал к ним подобран так, что учащиеся могут познакомиться с разными аспектами профессий, проанализировать их, выявить свои наклонности и возможности, сильные и слабые стороны, которые помогут им стать грамотными специалистами и достойными членами общества.

       Курс «Успех и планирование твоей карьеры» представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий и деловых игр, в ходе которых школьники будут

  1. анализировать, интерпретировать и моделировать ситуации;
  2. рассматривать возможные варианты решения проблемы;
  3. высказывать различные точки зрения и защищать их;
  4. участвовать в дискуссиях и обсуждениях, работать над проектами и презентациями;
  5. готовить отчёты, доклады и публичные выступления.

      Учащиеся получат практический опыт поведения и взаимодействия с другими людьми, который могут использовать как в повседневной жизни, так и в будущей профессиональной деятельности.        

Список литературы

  1. Большая Советская Энциклопедия. 2 изд. М. 1955. Т. 35. 567 с.
  2. Власова Н. И проснёшься боссом. Справочник по психологии управления. Новосибирск, ЭКОР, 1994
  3. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е.И.Головаха. Киев. 1988. 198 с.
  4. Гоноболин Ф.Н. Психология / Ф.Н.Гоноболин. М. 1964. 342 с.
  5. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности / М.Т.Громкова. М. 2003. 415 с.
  6. Гурова Е.В., Голерова О.А. Профориентационная работа в школе. Практическое пособие. М., Просвещение, 2007
  7. Гурова Е.В., Голерова О.А. Психология развития и возростная психология. Тесты. М., Просвещение, 2006
  8. Голерова О.А. Выбор профессии – дело семейное? Пособие для учителя. М., Просвещение, 2007
  9. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов / Н.Н. Захаров. М. Просвещение. 1988. 272 с.
  10. Кирилова Н.А. Вопросы психологии / Н.А.Кирилова. 2000. № 4. С. 15.

       10. Климов Е.А. Как выбирать профессию / Е.А.Климов. М.: Просвещение. 1990. 150 с.

  1.  Кон И.С. Психология ранней юности / И.С.Кон. М.: Просвещение. 1989. 254 с.

       12. Коннычева Г.Г. Формирование мотивационной готовности к профессиональному самоопределению лицеистов: / Г.Г.Коннычева. Саратов. 2001. 143 с.

      13.  Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. М.: Политиздат. 1999. 304 с.

      14.  Методика воспитательной работы / Под ред. В.А.Сластенина. М. 2002. 144 с.

  1. Педагогический Энциклопедический словарь / Под ред. Бим-Бада

Большая Российская энциклопедия. 2002. 528 с.

  1. Платонов К.К. О системе психологии / К.К.Платонов. М., 1972.  
  2. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара. 1998. 672 с.
  3. Профессиональная ориентация учащейся молодежи / Под ред.
    А.Д.Сазонова. М.: Просвещение. 1998. 223 с.
  4. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения / Н.С.Пряжников. М. 2002. 400 с.
  5. Пряжников Н.С. Школьная профориентация: мечты и реальность / Н. С. Пряжников // Школьный психолог. 2003. № 4.  С. 12-13.
  6. Психология личности в трудах отечественных психологов / Под ред. Л.В.  уликова. СПб. 2002. 480 с.
  7. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошенко. М.: Политиздат. 1990. 494 с.
  8. Психологические тесты (для деловых людей) М., Бизнес-школа «Интелл-Ситез», 1999
  9. Рыбников Н.А. Психология и выбор профессии / Н.А.Рыбников. М. 1918. 54 с.

Тематическое планирование

Тема

Цели

Знания

Умения

Домашнее задание

  1. Большие ожидания (3часа)

 

1)Способности, интересы, система ценностей

2)Что нужно знать о будущей работе

3)Этикет и этика профессиональной деятельности

изучение и анализ своих способностей, интересов, личностных и деловых качеств

соотношение интересов и ожиданий работодателя и работника;

выяснение  значения правил и инструкций; поведение сотрудников и эффективность их работы

 изучение этикета и этики профессиональной деятельности

Интересы

Способности

Мотивация

Ценности

Организационная культура Планирование

Правовые нормы Профессия

Успех

Законы

Карьера

Этика

Этикет

Деловые отношения

Самооценка

Тестирование

диагностика

Анализ информации

Аргументация

Резюме

Трудовой закон Заполнение анкет

Подберите тесты для изучения способностей, интересов,  ценностей.

Проведите диагностику родителей, друзей.

Проведите эксперимент: выберите 10 человек и задайте им вопрос: «Если бы все зависело от вас, ту же профессию выбрали или другую?» Сколько человек назовут совсем не ту работу, которой они занимаются? Почему?

Составьте список основных принципов делового этикета.

II. Межличностное общение (2часа)

1) Способы и средства общения

2)Конфликтные ситуации и способы их разрешения

осознание важности навыков общения;

обучение применению коммуникативных навыков в различных ситуациях

изучение причин возникновения конфликта;

обучение выходу из конфликта

Коммуникация: вербальная и невербальная

Межличностное общение

Способы и средства общения

Конфликт

Успех

Общение

Этикет

Анализ поведения

Работа в команде

Дискуссия

Оценка

Аргументация

Ролевые игры

Самооценка

Приготовьте презентацию «Способы и средства общения»

Объединитесь в группы, разыграйте конфликтную ситуации, оцените поведение каждого, предложите выход.

  1. Эффективность общения (2 часа)

1) Слагаемые успеха

2) Навыки успеха

обучение различным вариантам общения;

оценивание ситуации общения с точки зрения достижения целей собеседника

обучение моделированию ситуации эффективного общения;

совершенствование навыков общения

Вербальная коммуникация

Коммуникативные навыки

Невербальная коммуникация

Способы и средства общения

Успех

Выбор

Карьера

Межличностное общение

Аргументация

Дискуссия

Оценка

Активное восприятие

невербальных сообщений

Активное слушание

Умение задавать вопросы

Влияние на окружающих

Дисциплина

Анализ поведения

Моделирование ситуаций

Критическое мышление

Установление отношений

Работа в команде

Выберите собеседника и наблюдайте за тем, как он одет, как и о чем говорит, как ведет себя. Подумайте, какая тема ему будет интересна. Завяжите с ним разговор. Не забудьте проявить максимум доброжелательности и расположения. Оцените, насколько успешной была ваша попытка установления контакта. Проанализируйте допущенные коммуникативные ошибки.

                                                                             

IV. Коммуникативные навыки (3 часа)

1) Общение ради взаимодействия

2) Установление отношений

3) Позитивные способы влияния на людей

               

обучение определению фактов, препятствующих и

способствующих взаимодействию;

развитие умения убедительно говорить, внимательно слушать и задавать правильно вопросы

 

обучение способам установления  отношений;

усвоения навыков критического мышления

 

обучение  стилю и манере поведения;

обучение позитивным способам влияния на людей

Роль

Межличностное общение

Успех

Карьера

Вербальная и невербальная коммуникация

Межличностное общение

Успех

Команда

Активное слушание Умение задавать вопросы

Анализ поведения

Наблюдение и оценка

Планирование

Проектный подход Интерпретация информации

Планирование

Сотрудничество

Установление отношений

Разрешение конфликтных ситуаций

Влияние на окружающих

Мозговой штурм

Наблюдение и оценка

Моделирование ситуации

Принятие решений

Работа в команде

Ролевая игра

Убеждение

Подготовьте презентацию «Препятствия на пути общения»

Выберите компанию  и работу, которую вы хотели бы выполнять для этой компании в будущем. Как вы думаете, каким качествам фирма отдаст предпочтение, нанимая работника на эту должность? Почему вы хотите получить эту работу? Решите, о каких ваших качествах и способностях следует упомянуть прежде всего во время собеседования на соискание данной должности. Объясните, почему вы поступаете именно так.

Обдумайте, какие методы убеждения вы могли бы могли бы использовать в просьбе о повышении заработной платы. Придумайте ролевую игру, в которой один из ваших одноклассников возьмет на себя роль вашего начальника, а второй проанализирует и оценит ваши доводы.

  1. Лидерство (4 часа)

1) Лидерство: определение понятия

2) Модель лидерства

3) Лидерство и управление

4) Лидерство - навыки успеха

                       

 уточнение представления о понятиях «лидерство», «лидер», «менеджер»

     

изучение теории лидерства: роль лидера и качества лидера

исследование стиля лидерства

   

обучение  лидерским качествам, которые  могут оказать влияние на профессиональную карьеру

Власть

Делегирование полномочий

Должность

Лидерство

Модель лидерства

Управление

Менеджмент

Лидерство

Успех

Карьера

Заполнение анкет

Классификация

Оценка

Подготовка доклада

Заполнение анкет

Принятие решений

Решение проблем

Сотрудничество

Самооценка

Ролевые игры

Распределение ролей

Решение проблем

Установление отношений

Подготовьте сообщение «Лидерство и лидеры»

Подготовьте презентацию «Кто такие лидеры?» или «Как определить лидера?»

Подготовьтесь к обсуждению «Лидеры и менеджеры: есть ли разница?»

 

Разработайте проект мероприятий, влияющих на жизнь местного сообщества.

Подготовьте сообщение о людях-лидерах.

VI. Управленческие решения (1 час)

1) Принятие решений

изучение процедуры принятия решений;

обсуждение этических норм

Организационная культура

Социальная ответственность

Управление

Успех

Этика управления

Аргументация

Выдвижение гипотез

Определение проблемы

Моделирование ситуации

Решение проблем

Вы руководитель компании. Ситуация:

На заседании рассматривается вопрос об оказании поддержки образовательному учреждению. Здание нуждается в ремонте. Средства, выделенные городской администрацией, недостаточны. Школа нуждается в современном оборудовании и компьютерах. Какое решение вы примете? Составьте проект благотворительной помощи школе.

VII. Сферы занятости (3 часа)

1) Основные сферы занятости (организация встреч с руководителем центра занятости)

2) Структура занятости молодежи по сферам экономики

3)  Социальная и правовая защита молодежи в области занятости

                       

определение понятия «сфера занятости»; обеспечение профессиональной ориентации молодежи

формирование профессионально и духовно значимой мотивации к трудовой деятельности

 

изучение социальных и правовых норм;

установление необходимых контактов с руководителями предприятий

Социальная ответственность и безответственность

Адресаты предложений

Программа поддержки молодых специалистов

Трудовые ресурсы

Капитальные ресурсы

Профессиональная культура

Этика деловых отношений

Взаимодействие

Сотрудничество

Этика

Сотрудничество

Установление отношений

Благосостояние общества

Интересы

Навыки успеха

Умение задавать вопросы

Установление отношений

Самооценка

Резюме

Отчет о результатах исследования «Основные сферы занятости»

Подготовьте материал для буклета «Как найти работу»

Подготовьте буклет «Правовая защита молодёжи в области занятости»

VIII. Выбираем профессию (4 часа)

1) Изучаем профессии

(3 часа)

3) Рынок труда и обучение

 изучение профессиограммы (описание профессии) и  профессиональных качеств личности для эффективного выполнения выбранной деятельности

     

изучение  прогноза успешного обучения  

Выбор

Интересы и возможности

Проект

Проектный метод

Рабочая группа

Абсолютная и относительная профессиональная пригодность

Аудиовизуальные средства

Демонстрационный материал

Информация о востребованности профессии

Квалификация

Биржа труда

Выбор

Желание

Способности

Самореализация

Анализ информации

Аргументация

Выдвижение гипотез

Дискуссия

Планирование

Подготовка отчета

Распределение ролей

Презентация проекта

Анализ информации

Принятие решения

Подготовьте презентацию какой-либо профессии:

  • описание профессии;
  • требования к образованию;
  • виды деятельности;
  • условия труда;
  • требования к личности;
  • заработная плата.

Составьте перечень вопросов для интервью, выступите в роли кандидата на рабочее место.

                                                                                         IX. Путь к успеху (3 часа)

1)Профессиональная пригодность

2)Что такое собеседование?

3) Успех – реализация цели

 определение качеств характера, знаний  и навыков,  полезных  на работе;

 обучение заполнению анкет кандидата

обучение ключевым моментам собеседования; участие в собеседовании при приеме на работу

   

успех = цель + энергия;

выбор профессиональной области, наиболее привлекательной в настоящее время  

Выбор

Деловые качества

Деловое письмо

Резюме

Профессиональная пригодность

Должность

Личностные качества

Коммуникативные навыки

Потребности

Профессия

Деловые качества

Мотивация

Отношение к работе

Планирование карьеры

Специальность

Успех

Ценности

Анализ информации

Влияние на окружающих

Деловые игры

Подготовка резюме

Самооценка

Умение задавать вопросы

Сотрудничество

Активное слушание

Аргументация

Выполнение поручений

Планирование

Решение проблем

Установление

отношений

Составьте анкету, резюме

Подготовьте вопросы к собеседованию

Подготовьте материалы для деловой игры «Как устроиться на работу»

                                                                                X.   Принимаемся за дело (5 часов)

1 – 3)Практические занятия: экскурсии на предприятия, встречи с руководителями, беседы

4 – 5) Зачёт и подведение итогов

знакомство с профилем, особенностями, основным направлением, структурой и другими аспектами деятельности организаций;

требования к уровню подготовки, должностных обязанностях, условиях труда и оплаты работы;

знакомство с правилами внутреннего распорядка, графиком и режимом рабочего времени;

востребованность, перспективность данной профессии

анализ зачётных работ;

обучение самоанализу и самооценке

Деловые качества

Должность

Индивидуально-психологические качества

Карьерный рост

Модель лидерства

Отношение к работе

Профессиональная подготовка

Специальность

Успех

Ценности

Мотивация

Социальная ответственность

Проектный метод

Презентация

Анализ информации

Влияние на окружающих

Выполнение поручений

Принятие решений

Планирование

Сотрудничество

Установление отношений

Наблюдение

Проведение исследования

Планирование

Подготовка и защита проекта, презентации

Подготовьтесь к зачётной работе в форме проекта или презентации

Вручение дипломов о завершении курса.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование профориентационной работы.

Планирование профориентационной работы в 10 классе...

ПЛАНИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на р...

Презентация по теме "ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ" 9 класс

Презентация по теме "ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ" 9 класс...

конспект урока в 9 классе "Планирование профессиональной карьеры"

конспект урока в 9 классе "Планирование профессиональной карьеры"...

Профориентационная работа как способ развития карьеры

Цель настоящей публикации - описание проведения профориентации в школах и колледжах зарубежных стран и России., путей становления профессионального самоопределения обучающегося и способы его развития....

Профориентационная работа в школе: цели, задачи, планирование

Опыт профориентационной работы в ГБОУ СОШ №525...

Доклад «Планирование и проведение профориентационной работы в современной образовательной организации для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Главными задачами профориентации детей с ОВЗ являются всестороннее развитие личности и активизация самих детей в процессах определения себя, своего места в мире профессий, подготовка детей к самостоят...