Профориентационная работа в школе: цели, задачи, планирование
презентация к уроку
Опыт профориентационной работы в ГБОУ СОШ №525
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_proforientatsionnoy_raboty.ppt | 189 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определение профориентации Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Параметры профессиональной зрелости личности человека (А.П.Чернявская) информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями; умение принимать решения; умение планировать свою профессиональную жизнь; эмоциональная включенность в ситуацию по принятию решения
Цель профориентационной работы в школе: оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профоориентационной работы: получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения; обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе; дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.; выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.
Принципы профориентационной работы в школе Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы : Систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости. Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями. Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций. Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в кадрах).
Система профессиональной ориентации школьников: Профессиональной просвещение; Профессиография; Профессиональная диагностика; Профессиональная консультация; Профессиональный подбор; Профессиональная адаптация.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе: 1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе: 5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе: 8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе: 10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Профориентационная работа педагога-психолога в школе: изучает профессиональные интересы и склонности учащихся; осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей; проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся; проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора; способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков; оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся; создает базу данных по профдиагностике.
Направления и формы профориентационной работы в школе: Организационно-методическая деятельность Работа координаторов по профориентационной работе с учащимися. Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.
Направления и формы работы: Работа с учащимися: Комплекс профориентационных мероприятий в виде занятий и тренингов по планированию карьеры; Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.). Анкетирование; Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия); Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
Направления и формы работы: Работа с родителями проведение родительских собраний, (общешкольных, классных); индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников; анкетирование родителей учащихся; привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами; привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций; помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях; помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время; избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников; создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.
Примерные мероприятия: Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению; Организация работы предметных кружков на базе школьных мастерских, кружков декоративно-прикладного творчества, спортивно-технических, художественных; Участие обучающихсяво встречах «Мастерская» с представителями профессий, организованных ГБУ ДО ЦППМСП Индивидуальные консультации по теме: «Твоя профессиональная карьера»; «Выбор профессии»;
Примеры организационной работы по профориентации в школе: Осуществление взаимодействия с учреждениями доп. образования, профориентационными центрами округа; Участие в образовательных профориентационных проектах «Билет в будущее», «Мое будущее». Участие в профориентационных РМО ГБУ ДО ЦППМСП Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками.
Проформентационная работа с учащимися: Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города Организация тестирования и анкетирования уч-ся с целью выявления профнаправнаправленности. Проведение опроса по выявлению проблем уч-ся попрофориентации. Проведение классных часов по изучению професснограмм учебных заведений. Осуществление индивидуальных и групповых консультаций уч-ся. Проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии,
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система профориентационной работы в школе
Презентация, отражающая систему профориентационной работы в школе....
Программа профориентационной работы в школе.
Необходимость создания программы по профориентационной деятельности объясняется, во-первых, значимостью данного направления деятельности в системе образования; во-вторых, координацией деятельности раб...
Особенности профориентационной работы в школе в современных экономических условиях
На протяжении нескольких лет отвечаю за профориентационную работу в школе. Контингент обучающихся нашей школы - дети из неблагополучных и малообеспеченных детей, которые встречаются ...
Профориентационная работа в школе
Задача учителей труда способствовать не только овладению учащимися знаниями, умениями и навыками, но и их развитию, становлению их как личностей, как будущих работников. У учителей технического ...
Опыт работы "Организация профориентационной работы в школе"
Данная работа знакомит с определением "профориентации", целями, направлениями и формами профориентационной работы в школе....
Профориентационная работа. Факультативный курс "Успех и планирование твоей карьеры"
Оптимальное решение вопроса «кем быть?», поиском которого неизбежно приходится заниматься каждому человеку на определенном этапе возрастного и социального развития, является ж...
Группа продленного дня как основная воспитательная деятельность в начальной школе: цели, задачи, проблемы и решения.
воспитательная деятельность в ГПД...